20.03.2012 2887

Психолого-педагогические и социокультурные аспекты функционирования региональной системы начального и среднего профессионального образования

 

В условиях экономических и социально-политических преобразований в России одним из важных направлений развития непрерывного профессионального образования становится его регионализация.

Методологические основы формирования региональной системы профессионального образования представлены в «Законе об образовании», «Концепции реформирования начального профессионального образования» и др.

По словам В.И. Мигаля и И.П. Смирнова, региональные требования к профессиональному образованию могут быть представлены как в количественном, так и качественном выражении. Количественно они фиксируют потребность в кадрах всей экономической сферы региона. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к профилю и уровню подготовки кадров. Определение этой потребности и реальных путей ее удовлетворения через организацию оптимальной системы профессионального образования позволяет обоснованно определить структуру кадров, необходимых для развития региона, содержание профессиональной подготовки, типы и виды профессиональных образовательных учреждений, сроки и формы подготовки.

Современная региональная образовательная система начального и среднего профессионального образования должна быть ориентирована на следующие принципы: гибкости, динамичности, открытости, способности к развитию и широкомасштабным инновациям, готовности к освоению опыта позитивных изменений, накопленных другими образовательными системами. В то же время региональные образовательные системы традиционно существующие автономно и сегодня рассматриваются как самостоятельные и самодостаточные.

В содержательном плане регионализация начального и среднего профессионального образования в новых социально-экономических условиях представлена в монографии В.В. Арнаутова. Ученый выделяет пять особенностей деятельности учебных заведений в новых социально-экономических условиях.

Во-первых, регионализация содержания образования предусматривает отказ от унифицированных учебных планов, программ, учебников. Вводимые государственные образовательные стандарты всех уровней предусматривают национально-региональный компонент содержания.

Во-вторых, профессиональное образование должно быть ориентировано на переход из ведомств в регионы. Это связано с тем, что в регионах увеличивается потребность в кадрах не только для крупных, но и для малых предприятий в рыночных структурах, сфере обслуживания, строительстве, инфраструктуре. Профессиональные учебные заведения переориентируются на подготовку кадров для удовлетворения потребностей тех регионов, где они расположены.

В-третьих, регионализация образования - это дальнейшее усиление культуро образующих функций учебных заведений за счет осуществления самых разнообразных образовательных программ для местного населения.

В-четвертых, регионализация образования - это вхождение учебных за - ведений в целостное образовательное пространство регионов. В-пятых, регионализация образования - это разработка долгосрочных региональных программ развития сферы образования.

Научный интерес представляют принципы формирования региональной политики профессионального образования, сформулированные В.Б. Золотаревым:

- Признание начального и среднего профессионального образования региональной образовательной системой, функционирующей в рамках единого образовательного пространства региона, и одновременно компонентом региональной экономики.

- Гарантированность удовлетворения потребностей региона в образовательных услугах, профессиональной подготовке специалистов с равным учетом интересов федерального центра, региона и муниципальных формирований, на территории которых расположены конкретные образовательные учреждения, реализующие программы начального и среднего профессионального образования.

- Совместная с федеральным центром ответственность за начальное и среднее профессиональное образование и его качество.

- Резервности.

- Совместное использование информационной и научно- педагогической базы единого регионального образовательного пространства в интересах системы начального профессионального образования.

- Опережающее законодательное обеспечение региональной системы начального и среднего профессионального образования.

- Адекватность структуры управления региональной системы профессионального образования ее специфическим особенностям.

Принятие обоснованных управленческих решений по проблеме формирования региональной модели начального и среднего профессионального образования предполагает опору на достаточно большой объем обобщений и информации по следующим направлениям:

- воспроизводство населения и демографическая ситуация в регионе;

- социально-экономические и культурные особенности региона;

- миграционные потоки в регионе;

- образовательный потенциал территории;

- профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов территории;

- профессионально-квалификационный состав существующих вакансий, общая динамика имеющихся рабочих мест.

Анализ научных работ по проблеме формирования и развития региональных систем начального и среднего профессионального образования позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, следует подчеркнуть, что в последние годы возрос интерес к этой проблеме: появилось немало научных публикаций и диссертаций по вопросам совершенствования профессионального образования (П. Атутов, В.В. Арнаутов, В.И. Мигаль, И.П. Смирнов, Л.Г. Соломко, А.М. Новиков и др.). В то же время, несмотря на заметный интерес ученых и практиков к исследованию проблемы регионализации профессионального образования, до сих пор не создано «цельной системы адаптации системы начального профессионального образования». Это направление является новым и недостаточно исследованным научным сообществом.

Во-вторых, результаты анализа научно-педагогической литературы позволяют определить некоторые общие тенденции функционирования региональной модели профессионального образования в Российской Федерации. Таких тенденций несколько:

- Реформа экономики, перевод ее на рыночную основу, возникновение новых общественных отношений предполагают изменения в системе образования, побуждают ее к формированию рациональных моделей функционирования на основе социального, (коллективного или индивидуального) заказа на образовательные услуги.

- Перепрофилирование учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом их адаптации к новым условиям.

- Введение дополнительных образовательных программ с целью расширения спектра профессий и специальностей, предоставления образовательных услуг на приобретение профессии специалиста широкого профиля.

Анализ нормативно-законодательной базы, статистических материалов, сложившейся практики в Ставропольском крае показал, что для учреждений начального и среднего профессионального образования характерны те же тенденции, что и для других регионов Российской Федерации. Однако имеются и некоторые специфические особенности, учитывающие социально-экономические и демографические особенности края.

Региональная сеть профессиональных учебных заведений обеспечивают предприятия Ставропольского края по большинству групп профессий (по 100 профессиям и специальностям) и осуществляет подготовку специалистов как по заказам предприятий и организаций, так и на рынок свободной рабочей силы. В настоящее время происходит отток специалистов из производственной сферы и переход ее в непроизводственную.

Этот процесс существенным образом отражается на самоопределении выпускников профессиональных учебных заведений. По данным социологического опроса, фактически работают на госпредприятиях 22,5%, в негосударственном секторе - 15%, в частных фирмах - 8% выпускников.

В последние годы обозначились изменения в тенденции приема и выпуска специалистов профессиональными учебными заведениями. Если в прошлые годы приемы на специальности промышленного профиля в общем объеме абитуриентов составляла 14,1%, выпуск 10,9%, то сейчас соответственно 9,7% и 9,6%. При этом резко сокращается Государственный кредит образования (снизился почти в 3 раза). В 1,8 раз выросло число людей, обратившихся в центры занятости по поводу трудоустройства. Из них 39,5% - молодежь.

Наблюдается смещение акцентов в структуре обновляющейся экономики в сторону группы «Б». В общем объеме приема и выпуска учащихся свыше 20% составляют специалисты бытового обслуживания.

Все это дает широкое поле для размышления и деятельности профессиональным учебным заведениям по переориентации своей работы в подготовке и переподготовке кадров.

В настоящее время большая часть профессиональных учебных заведений сконцентрирована в городах края. С достаточной долей уверенности можно прогнозировать, что основная часть учебных заведений, расположенных в этих центрах, в ближайшей перспективе лишится прежних потребителей - промышленных предприятий. Местные органы власти не смогут быть заказчиками на образовательные услуги в силу крайне не развитого муниципального сектора хозяйства, где могли бы трудоустроиться выпускники учебных заведений. В этой ситуации реально заинтересованы в развитии профессионального образования будут только основные его потребители - молодежь.

В ходе структурных преобразований в хозяйстве края, может иметь достаточно благоприятные перспективы развития отраслей пищевой и легкой промышленности, сферы обслуживания, возникновения малых предприятий как в городских центрах районов, так и в сельской местности. В этой ситуации профессиональное образование получает перспективы развития в области кадров для сервисных услуг, фермерских хозяйств и малых предприятий в сфере переработки, транспортировки и складирования сельскохозяйственной продукции, что требует изменения содержания образования в сторону прикладной экономической подготовки, а также расширения вариативности форм и сроков обучения в зависимости от потребностей различных категорий населения.

Помимо территориальных факторов на развитие конкретных учебных заведений будут влиять:

- ориентация на подготовку специалистов для конкретных предприятий и организаций с заключением соответствующих договоров или подготовка кадров на свободный рынок труда без гарантий трудоустройства;

- ориентация на подготовку наемных работников, в первую очередь для крупных предприятий или на переподготовку и повышение квалификации;

- формирование специализированного учебного заведения с ориентацией на конкретный квалификационный уровень выпускников или деятельность в составе многопрофильного учебного центра, дающего возможность получения сертификатов различного уровня. Исходя из этого, в региональной системе профессионального образования будут складываться различные типы учебных заведений в зависимости от их ориентации на конкретные потребности рынка труда.

Как и в других субъектах страны, в Ставропольском крае создана «Концепция развития непрерывного профессионального образования», в которой определены нормативно-правовое, экономическое и социальное обоснование, а также научно-методическое сопровождение Концепции. Основным лейтмотивом названного документа является следующий: «Найти потребность и удовлетворить ее!» Отсюда основная задача Концепции - поставить систему профессионального образования в регионе на службу интересам конкретных людей - потребителей образовательных услуг.

Под потенциальными потребителями образовательных услуг мы понимаем:

- все лица, окончившие 9 классов общеобразовательной школы;

- все лица, окончившие полную среднею школу;

- все лица, нуждающиеся в переподготовке по рабочей профессии.

Как показывает статистика, число реальных потребителей образовательных услуг, представляемых системой профессионального образования региона, из года в год сокращается.

Эта ситуация в маркетинге называется «падающий спрос». С другой стороны, потенциальных потребителей образовательных услуг с каждым днем

становится все больше, поскольку увеличивается число выпускников общеобразовательной школы, а также число рабочих и специалистов, чьи профессии сокращаются в структуре занятости населения, что влечет за собой необходимость переподготовки кадров.

Следовательно, система профессиональных учебных заведений при разработке программ развития должна прежде всего выявлять причины падения спроса на образовательные услуги своего учебного заведения и наметить пути и способы повышения на образовательные услуги вообще.

Исследования показывают, что без знания регионального опыта, его исторических традиций, без их сопоставления с опытом и традициями других регионов РФ крайне затруднительно строить модель самостоятельности региона. Это тем более относится к подготовке кадров, призванных реализовать эту модель, к их мировоззренческой позиции. Такая позиция ориентирует будущих специалистов на определенную мотивацию в выборе профессиональной карьеры не вообще, а в конкретном регионе, где они живут, общаются, составляют его интеллектуальный потенциал.

Рыночные отношения, заявив о себе, начинают выдвигать высочайшие требования к конкурентоспособности каждого предприятия, расположенного в своем регионе, а стало быть к каждому специалисту как лидеру. Между тем заинтересованность производственников ролью лидера производства или статусом руководителя на государственных предприятиях крайне низка - она не превышает 10%-20%. Такая же ориентированность и студентов этого типа учебных заведений. Взаимосвязь этих двух социально-психологических линий очевидна. Требуется их решительно менять.

Есть две возможности смены такой тенденции. Первая - необходимо резко повысить востребованность гуманитарно-культурологических знаний в полном объеме на производстве, включив этот компонент в сертификатно-правовой статус этого производства. Вторая - в усилении культурологического компонента подготовки специалиста на всех уровнях профессионального образования во всех учебных циклах региональных учебных заведений. Обе возможности реальны для системы профессионального образования.

Исследования убеждают в необходимости поливариативной модели общественно-гуманитарного цикла в следующем составе:

- нормативный набор предметов цикла общеобразовательного характера в виде базовых учебных предметов с минимальным по объему содержания;

- факультативный набор с углубленным изучением отдельных тем, разделов при их свободном выборе с обязательной сдачей 1-2 зачетов и экзаменов. Здесь закладывается связь с нормативными предметами, а главное - выход на региональный компонент;

- вариативный набор факультативных предметов без сдачи по ним зачетов или экзаменов, но со свободным выбором по интересу учащихся. Вот здесь предусматривается такой подбор предметов, при котором учитывается инициатива самих студентов, малые объемы и формы их преподавания и т.д., но прежде всего - исторический и современный опыт конкретного региона.

Таким образом, гуманитарный компонент содержания профессионального образования должен быть инвариантным и представлять собой цикл дисциплин, обеспечивающихся исторической и этической, эстетической и физической, экономическо-правовой культуры. Глубина погружения по каждой дисциплине определяется в зависимости от типа конкретного учебного заведения и его концепции и влияет на развитие личности будущего профессионального работника.

Содержание собственно профессионального компонента предлагается формировать по технологическому принципу, суть которого состоит в структурной композиции содержания конкретных профессий, объединенных на основе их технико-технологической общности. Такая процедура позволяет выделить из конкретных профессий общепрофессиональные для данной группы профессии блоки содержания и организовать их в некую инвариантную иерархическую структуру, элементы которой образуют группу профессий.

На основе анализа комплекса социально-экономических и демографических факторов, потребностей рынка образовательных услуг в крае складывается система образовательной политики в области профессионального образования. Основными направлениями этой политики являются:

- обеспечение кадровых потребностей экономики края в подготовке рабочих и служащих по наиболее востребованным профессиям и специальностям;

- подготовка конкурентоспособного специалиста;

- удовлетворение национально-региональных запросов в сфере образования в условиях возрастания самостоятельности регионов;

- повышение качества профессионального образования как основы социальной защищенности будущих рабочих и специалистов.

Основной моделью подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального Ставропольского края стала модель многоуровневой подготовки. Она предусматривает преемственность и интеграцию образовательных программ разных ступеней обучения в структуре начального, среднего и высшего профессионального образования.

Такая модель создает условия для предоставления обучающимся личностно-ориентированных образовательных маршрутов без потери темпа обучения, но при обязательном повышении качества подготовки и снижения затрат на получение заданного уровня профессионального образования.

Многоуровневая модель предоставляет широкую возможность для реализации интегрированных учебных планов в тех образовательных учреждениях, где ведется ускоренная профессиональная подготовка рабочих, а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом преемственности образовательных программ.

Таким образом, в РМК «Темп» и колледже «Интеграл» создана гибкая, четырехуровневая (четырехступенчатая) структура обучения: среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования и среднего профессионального образования с первым уровнем высшего профессионального образования. В настоящее время востребованы все уровни образования. Отбор содержания для получения среднего (полного) образования в филиалах базовых школ и в колледже обусловлен основополагающими документами для средних профессиональных учебных заведений. При этом учитывается специфика образовательной программы по каждой специальности и ступени обучения.

Основой функционирования региональных учебных заведений являются учебные планы.

Структура учебного плана зависит от уровня общего образования, от сроков получения соответствующего уровня профессионального образования, сложности получаемой профессии или специальности и других факторов.

Интеграция в учебных планах может осуществляться путем сочетания любых предыдущих уровней профессионального образования с последующими.

Отбор содержания для получения неполного высшего образования определяется нормативными документами для высших учебных заведений и согласуется с ВУЗами, реализующими образовательные программы по колледжным направлениям и специальностям. При этом интегрированные учебные планы корректируются по совмещенным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Такой подход к построению интегрированных учебных планов и программ позволяет колледжам вести непрерывную профессиональную подготовку по многоступенчатой и многоуровневой подготовки специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования. Однако, в виду отсутствия соответствующей правовой базы формирование учебных планов представляет сложную проблему, отягощенную постоянно меняющейся нормативной документацией в области образования. В связи с этим учебные планы постоянно перерабатываются и совершенствуются. Ведутся непрерывные поиски наиболее рациональной структуры учебного плана непрерывного образования, соотношения в них интегрированных предметов и их циклов, позволяющих одновременно готовить рабочих с начальным профессиональным образованием с повышенным уровнем квалификации, специалистов среднего профессионального образования и готовить студентов колледжа к продолжению учебы в ВУЗах при одновременном обеспечении доступности образования во всех типах учебных заведений.

Примером могут служить экспериментальные учебные планы выше названных колледжей с Московской государственной академией легкой промышленности, Ставропольским государственным аграрным университетом, Ростовской академией народного хозяйства, с университетами г. Новочеркасска, Таганрога и т.д.

Сроки обучения для достижения каждого последующего уровня профессионального образования на основе предыдущего определяются разностью указанных соответствующих сроков обучения последующего и предыдущего уровней образования.

Повышенное профессиональное образование рабочих приравнивается по значимости и срокам обучения к базовому среднему профессиональному образованию, а повышенное среднее - к неполному высшему.

Типовая структура учебного плана предусматривает 52 учебных недели, распределенных по семестрам. График учебного процесса распределяет учебное время по видам образовательной деятельности.

Количество учебных часов для достижения последующего уровня образования на основе предыдущего определяется разностью соответствующих чисел, но с учетом сложности профессий и специальностей.

В учебном плане также предусмотрен «Резерв времени для включения регионального компонента (за счет учебных часов, отводимых на модуль «Общеобразовательная и общенаучная подготовка») в объеме до 4 % объемов труда затрат данного модуля. Кроме того, предусмотрен «Резерв времени для профессиональной подготовки» за счет учебных часов, отводимых на модуль «Профессиональная подготовка», в объеме до 4 %.

Учебный план предусматривает учебные производственные практики, формы итогового контроля качества образования, перечень необходимых кабинетов, лабораторий и мастерских, квалификационные требования. Продолжительность подготовки специалиста определяется завершенностью обучения по конкретной профессии и специальности в зависимости от требований соответствующих образовательных стандартов по профессиям начального или специальностям среднего или высшего профессионального образования. Этапность подготовки рабочих и специалистов предусматривает дифференцированный характер их государственной аттестации.

Заметим, что при реформировании профессионального образования и учебных заведений огромное значение приобретает соответствующая научная работа, с которой администрация и инженерно-педагогические коллективы профессиональных учебных заведений практически не сталкивались и не воспринимали ее важность.

Между тем, как следует из анализа структурных блоков учебного плана и соответствующих программ обучения достижение поставленных целей по реализации учебного плана непрерывного образования необходимо постоянно отслеживать достоинства их и недостатки, после чего вносить соответствующие коррективы. А это большая научно-экспериментальная работа. Только с помощью этих экспериментов можно выявить степень приближения к цели и установить эффективность реформирования профессионального образования.

Для научного обеспечения опытно-экспериментальной работы в профессиональных лицеях и колледжах краевым Институтом развития образования были подготовлены научно-методические материалы по таким проблемам, как «Экспериментальная педагогическая площадка в системе непрерывного профессионального образования», «Методология и методика исследовательской деятельности в образовании». В то же время Институт развития образования осуществлял оперативное руководство повышением квалификации педагогических кадров, мастеров производственного обучения на местах; организовывал курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, выездные семинары, практикумы педагогического мастерства; обобщал и внедрял ценный опыт.

Следует отметить, что широкое распространение в регионе в последнее десятилетие получило педагогическое творчество. Например, в структуре колледжей созданы лаборатории учебного проектирования, коллективно-развивающего обучения, социального проектирования. Ими разработаны основные подходы по реализации личностно-ориентированного обучения, конкурсного отбора абитуриентов, процедур, психолого-педагогического тестирования, моделей изучения контингента обучающихся на основе новых методик контроля. Исследовательские лаборатории изучают реальные результаты профессионального выбора, противоречивую роль различных социальных групп (преподавателей, родителей) в этом выборе, рассогласование интересов взрослых и молодежи и т.п. Анализ результатов деятельности лабораторий показал, что процесс профессиональной подготовки рабочих кадров требует дальнейшего совершенствования.

Таким образом, действующая в Ставропольском крае система начального профессионального образования находится на этапе своего развития. Предпринятые меры в области модернизации начального профессионального образования позволили сделать эту сферу более открытой для новых образовательных структур, реализации авторских разработок, внедрения новых технологий, широкого использования отечественного и зарубежного опыта.

 

АВТОР: Саховский Д.А.