20.03.2012 11080

Педагогический коллектив современного общеобразовательного учреждения как объект управления качеством образования

 

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском сообществе можно выделить отношения деловые и отношения личные.

Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально - значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Коллектив как субъект новой дидактической качественности образовательного процесса - это группа людей, представляющая собой источник активности и познания закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирование убеждений, определяющих объем и структуру содержания целенаправленного целостного процесса воспитания и обучения.

Коллектив по отношению к образовательному процессу выступает субъектом в период педагогического планирования и реализации единства целей, ценностей и технологий в ходе непрерывной последовательной смены актов обучения, с целью решения задач развития и воспитания личности.

Определяя дидактическую качественность образовательного пространства, Закон Российской Федерации об Образовании рассматривает следующие положения, определяющие качественность образовательного процесса:

Статья 8. Понятие системы образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

- Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

- Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

- Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

- Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными         образовательными стандартами.

- Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

- Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

- Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

- Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

- Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

- Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

- Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Статья 53. Занятие педагогической деятельностью:

- Порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

- К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

- Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

- Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.

Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Объеденные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинение при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны характерные основные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизмы постоянного движения вперед; систематическое включение в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитие критики и самокритики, сознательная дисциплина и др.

Коллектив как специально организованное объединение формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которыми характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходи ряд этапов.

Таким образом, коллектив - это такое объединение людей, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

На первой стадии развития коллектива отношение школьников к различным видам деятельности начинает формироваться, и только к завершению этой стадии появляется (но не у всех) заинтересованность в совместных делах. Эмоционально-психологические отношения опережают в своём развитии деловые. Каждый ребёнок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его бы приняли, стремится занять в ней достойное положение. На этой стадии одноклассники начинают обсуждать свою деятельность - если она им интересна. Микрогруппы образуются довольно интенсивно уже не только на основе симпатий, но чаще на основе общности интересов. В центре микрогрупп, как правило, школьники, имеющие привлекательные для всех знания, умения, либо владеющие ценными в этой среде предметами - компьютером, музыкальными записями и т.п. Микрогруппы имеют неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива для их объединения, распадаются. В классе в этот период обычно немало «одиноких» школьников.

На этой стадии развития коллектива происходит и в основном завершается «узнавание» друг друга и микрогрупп. Наиболее интенсивно этот процесс идёт в совместной деятельности, когда каждая микрогруппа играет в ней особую роль. При этом выдвигается лидирующая микрогруппа, направленность интересов и нормы которой могут стать направленностью и нормами всего класса. На стадии первоначального сплочения коллектива ребята часто ссорятся по разным причинам, но затем конфликты возникают только по самым важным для жизни класса вопросам.

Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бывают сильные перепады общего настроения. Чувство «мы - единое целое», «мы - коллектив» возникает только в делах, которые удаётся организовать как коллективные. Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. К завершению первоначальной стадии развития коллектива ребята начинают чувствовать себя частью общешкольного коллектива. Контакты между классными коллективами школы и вне её на первой стадии образования коллектива эпизодичны.

К «окончанию» этой стадии большинство детей понимает и принимает цели коллектива и участвует в коллективных делах, но доля этого участия неодинакова, часть ребят (актив) уже на этом этапе получает возможность проявить свои творческие возможности.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

На этой стадии развития коллектива всё большее значение для класса приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. К «завершению» второй стадии коллектив сориентирован на полезную для себя и общества, разнообразную деятельность. В это время особенно необходимы ощутимый результат, признание успехов. Обычно на этой стадии, как правило, уже сформирован работоспособный актив, хотя ребята испытывают ещё затруднения при организации самоуправления. Круг их общения расширяется, в него входят другие детские коллективы и педагоги, а «предметом» общения всё чаще становится классная жизнь. К завершению второй стадии развития классного коллектива уже складывается чёткая структура деловых отношений, приходят в соответствие деловые и эмоционально-психологические отношения. Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменения в их составе сводятся, как правило, к введению в группу или выведению из неё одного, двух членов, однако полностью микрогруппы уже не распадаются. Группы контактируют, иногда сливаются.

Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентации и форм поведения как отдельных членов коллектива, так и объединяющих их групп. В этот период коллектив класса уже способен разрешать возникающие в нём конфликты самостоятельно, большинство ощущают себя членами единого классного коллектива, чувствуют себя в нём более защищенными. Эмоциональный климат в это время достаточно устойчив и доброжелателен.

«Изолированных» школьников в это время уже очень мало, ребята становятся более активными, чувствуют ответственность за класс и своих товарищей. Возникают объективные условия (сформировавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, ощущение «Мы - коллектив») для проявлений творческой индивидуальности, и это становится ценным для коллектива.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».

На последней стадии развития самой важной становится деятельность коллектива на пользу другим людям (осуществление нравственной дели). Эта цель все больше начинает определять всю организацию жизни класса как коллектива. О самоуправлении уже можно говорить как о способе организации всех основных сфер жизнедеятельности коллектива; почти все ребята чувствуют ответственность за всё, что происходит в классе.

Устанавливается гуманистический характер отношений, когда каждый становится ценностью для всех. Появляется больше возможностей для самовыражения и самоутверждения, проявления творческих задатков. Деловые и эмоционально-психологические отношения в это время гармонично связаны между собой.

Школьники ради успеха дела способны стать» выше своих симпатий или антипатий. Дружеские микро группы объединяются в обще классный коллектив. Конфликты возникают всё реже, ребята сами их преодолевают.

Атмосфера коллектива становится оптимистичной и доброжелательной, общественное мнение сформировано и регулирует жизнь класса. Коллективы классов взаимодействуют, и все вместе составляют общешкольный коллектив. Ребята чувствуют себя защищенными и, что особенно важно, это чувство сразу возникает у новичков.

Известно так же то, что не всякая детская группа становится коллективом, но позиция педагога как воспитателя должна заключаться в том, что такая возможность всегда существует, и это создаёт дополнительные ресурсы для воспитания личности школьника, что было доказано и практикой, и многочисленными исследованиями. Это своего рода идеальная цель.

Каждый коллектив несет в себе, с одной стороны, признаки организации, а с другой - признаки психологической группы, что позволяет распространить на него закономерности группового функционирования. Это превращает коллектив из формального объединения в живой организм.

Конечно, реальные условия вносят существенные коррективы в реализацию этой модели. Слаженный коллектив и образуется там, где в процессе социализации школьников, в процессе создания школьного коллектива учитываются тендерные различия. Тендер рассматривается в психологии как социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол - категория биологическая, социальные психологи часто ссылаются на те различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». Социализация человека, ребёнка, безусловно, тесно связана с тендерными различиями. Органичность или, наоборот, трудности вхождения ребёнка в коллектив определяются во многом тем, соответствует ли он нормам, содержащим обобщённую информацию о качествах, свойственных каждому из полов.

Очевиден приоритет индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка, но также очевидно и значение тендерных различий в развитии •детского коллектива: «Гендерные различия способствуют тендерной сегрегации в отношениях между детьми, предполагая, что между мальчиками и девочками существует и должен оставаться определённый барьер. Родители и педагоги часто способствуют тендерной сегрегации в школах и дома, а это ведёт к дальнейшему разделению на категории на основе тендера». Но существует и такая проблема: стремление преодолеть возможный барьер между юношами и девушками, облегчить контакт с лицами другого пола приводит к тому, что юноши и девушки в таких группах начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики.

Сегодня мы всё чаще обращаем внимание на неформальные подростково-молодёжные группы, пытаясь разобраться в причинах их агрессивного, практически неуправляемого поведения. Чтобы создать детский коллектив, педагогу необходимо затратить массу усилий, асоциальные же группы возникают и сплачиваются достаточно быстро, хотя и не всегда стихийно, нередко под «руководством» членов групп организованной преступности. Что дают эти группы нашим подросткам такого, чего не может им дать школа?

И сами подростки, и эксперты среди причин этого явления на первое место ставят неблагополучие в семье. Затем идут плохая организация досуга, разочарование подростков в идеалах взрослых, социальная несправедливость, бюрократизм и формализм в работе государственных, молодёжных, общественных организаций.

Кроме того, юношей и девушек в асоциальные группы привлекают: свобода и неограниченность деятельности, стремление к доверительному интимно-личностному общению, то, что нет надоевшего им надзора взрослых. Эти социально-психологические факторы привлекательности неформальных асоциальных групп и нужно учитывать педагогам при создании подростковых и молодёжных коллективов.

Хорошо известно, какую важную роль играет чувственное, эмоциональное восприятие коллектива его членами. Для этого необходимо создавать субкультуру коллектива, и тут нет и быть не может второстепенных моментов. Важно всё: и нормы жизни коллектива, оформленные в «кодексы», «законы», «клятвы», и ритуалы, и символы принадлежности к коллективу, будь то форма, нагрудные значки или что-либо ещё. Кстати, такая система атрибутов чрезвычайно развита в асоциальной субкультуре несовершеннолетних правонарушителей, мода на которую сегодня существует и достаточно активно пропагандируется средствами массовой информации.

Безусловно, практически в любом классе есть дети, влияние коллектива на которых минимально. Как правило, таких детей становится больше с возрастом учеников, от класса к классу.

Традиционно считалось, что коллектив оказывает наиболее благоприятное влияние на детей, чьё положение в нём благополучно. Конечно, когда статус ребёнка достаточно высок, когда коллектив видит в нём личность яркую, оригинальную, интересную, признает её права на самобытность, самостоятельность, коллектив становится благоприятной средой развития для личности такого ребёнка. Но результаты наших исследований позволяют утверждать, что в большей мере влияние коллектива зависит от индивидуально-психологических характеристик ребёнка. Не единичны случаи, когда дети, не имеющие высокого статуса в коллективе, испытывают тем не менее его благоприятное воздействие.

Значительно реже в педагогике (как теоретической, так и практической) рассматривается влияние ребёнка на коллектив, на процесс его развития, хотя практика даёт массу примеров такого влияния. Психологи рассматривают это влияние в рамках проблемы «личность в групповом процессе». Влияние ребёнка на коллектив, безусловно, связано с его индивидуально-психологическими особенностями, полом, прошлым социальным опытом, но ещё в большей мере - с востребованностью или не востребованностью в коллективе тех или иных качеств личности. А это впрямую зависит от педагогического управления развитием коллектива. Если востребованность качеств личности - стихийный процесс, то влияние личности на коллектив нередко становится негативным. Очевидно, что востребованность тех или иных качеств личности ребёнка связана с характеристиками самого коллектива и этапом его развития.

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества, индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью имеется ввиду построение внутри коллективных и вне коллективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм - это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности

высокоразвитого коллектива является сверх аддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

Таким образом, таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает реальность существования малых групп.

Таким образом, коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверх аддитивного эффекта.

 

АВТОР: Селюкова Е.А.