20.03.2012 30095

Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и зарубежом

 

В современных условиях развития России, для которых характерны динамизм цивилизации сегодняшнего дня, наращивание её культурного слоя, усиление роли личности в обществе, быстрая смена техники и технологий, интеллектуализация, рыночные условия труда, первоочередной задачей является построение гуманистического, демократического общества с рыночной экономикой. Идеи гуманизации, демократизации и непрерывности являются основополагающими и для современного российского образования, в основе которого, по мнению Н.П. Недоспасовой, лежат «субъекты - «потребители»: личность, общество, производство, сама сфера образования, в связи с чем прежняя формула «образование на всю жизнь» заменяется новой - «образование через всю жизнь», предполагающая его непрерывность, т.е. постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека.

Возникновение интереса к непрерывному образованию в последнее время связано с изменениями, которые произошли в системе образования в 90-е годы и происходящие сейчас: дифференциация школьного образования, его переход на многоуровневую структуру высшего образования. Это открыло новые возможности для осуществления взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами, ориентированное на партнёрство в разработке основных принципов совместной работы, что позволяет обеспечить преемственность и непрерывность школьного и вузовского образования.

Модернизация современного образования, выражающаяся в его переходе к 12-летнему обучению школьников, также создала предпосылки для решения проблем преемственности и непрерывности уровней образования. В этих условиях существенно возрастёт роль общего образования как базы для любого направления профессионального образования, основы развития познавательных способностей, познавательной самостоятельности, общеучебных умений и навыков, без которых все последующие этапы непрерывного образования мало эффективны. Особо следует обратить внимание, что концепция 12-летнего срока обучения предполагает в старших классах профильное образование, позволяющее на основе овладения системы знаний о природе, обществе и человеке формировать у школьников целостную мировоззренческую позицию, создаёт условия для проектирования своего будущего.

Следовательно, содержательной сущностью непрерывного образования как пожизненного процесса, обеспечивающего постоянное развитие человека как субъекта деятельности и общения, является рост его интеллектуального и культурного уровня. Само же понятие непрерывное образование можно отнести:

- к личности (смыслообразующим является тот факт, что человек учится постоянно на протяжении всей своей жизни);

- к образовательным процессам (имеется в виду включённость личности в образовательный процесс на всех стадиях её развития);

- к организационной структуре образования (в сети образовательных учреждений должен осуществляться принцип преемственности образовательных программ, который в свою очередь нацелен на удовлетворение всего многообразия образовательных потребностей).

Система непрерывного образования нацелена также на воспитание личности, обладающей высоким нравственным и духовным потенциалом, профессиональными знаниями и навыками, стремлением расширить их, чувством ответственности за свою деятельность и поведение. Кроме того, эта система формирует динамизм и активность общественной жизни, в том числе в проявлении и утверждении своей индивидуальности. Через непрерывное образование человек может реализовать себя в полной мере. В этом контексте профессиональная ориентация (профориентация) выступает как элемент и фактор непрерывного образования. Она органически вписывается в содержание общеобразовательной и профессиональной подготовки, во все формы воспитания - физического, нравственного, трудового, эстетического, экономического и т.д.

Одной из сложных проблем в утверждении личностью своей индивидуальности является её самоопределение, т.е. выбор профессии и пути её освоения. Обеспечение эффективности этого процесса полностью зависит от профессиональной ориентации, специально созданной на определённом этапе развития общества. Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто ознакомился с ним даже в первый раз - это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются и в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно и обосновано выбрать профессию.

Как мы видим, толкований данного понятия много, что связано, на наш взгляд, с развитием деятельности по профориентации, с изменением представления общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из существующих понятий отражает те или иные аспекты профориентации: функциональный, практический или теоретический уровень её развития, педагогический, психологический и др. В связи со сказанным, нам представляется целесообразным уточнить представление об основных составляющих профориентации: «деятельность», «профессия», «ориентация».

В философском словаре деятельность определяется как «специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование». Введение категории «деятельность» в рассматриваемое понятие позволяет представить профориентацию как теоретическую деятельность, как междисциплинарное научное направление. Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассматривать её в единстве теоретической и практической деятельности.

Профессия (от латинского profession - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом) - «род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования».

Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук в связи с определением местонахождения, с выбором направления движения. В энциклопедии понятие «ориентация» (фр. «orientation» буквально - направлять на восток) определяется «как в прямом смысле: умение разобраться в окружающей обстановке, так и в переносном: направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону».

Какие бы определения не давались понятию «профориентация», мы полагаем, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию.

Отсутствие единой точки зрения на понимание профориентации объясняется и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, и поэтому подходы к её определению могут быть различными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики (что является наиболее традиционным для нашей страны), то в данном случае последняя выступает концептуальными и методическими основами профориентации молодежи. Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора.

В рамках социологических наук процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть общего процесса социальной ориентации молодежи в контексте социально-экономических трансформаций, а выбор профессии - как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе.

Сущность «психофизиологического подхода» к профориентации состоит в применение различного рода аппаратных методик для оценки свойств нервной системы и сенсомоторных качеств, опросников для оценки индивидуально-типологических способностей и концептуально связан с работами К.М. Гуревича и В.В. Небылицина.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что профориентация как отрасль знаний аккумулирует в себе достижения множества наук о человеке и обществе: психологии, социологии, медицины, экономики, философии и т.д., что позволяет сопоставить различные определения для выявления наиболее существенных характеристик данного понятия.

Так, в Большом Российском энциклопедическом словаре профориентация рассматривается как «система мер, направленных на оказание помощи молодым людям в выборе профессии».

В Российской педагогической энциклопедии, профориентация трактуется как «практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда».

В Педагогической энциклопедии даётся следующее определение: профориентация - это, «в первую очередь, сообщение молодёжи знаний о разных профессиях, их особенностях, воспитание устойчивых и глубоких интересов к определённой профессии или группе профессий, с учётом личных склонностей учащихся».

Несмотря на многообразие трактовок рассматриваемого понятия, мы определили термин «профориентаци» следующим образом: «профориентация» - целенаправленная социально-психологическая и педагогическая деятельность, направленная на подготовку молодёжи к сознательному и обоснованному выбору профессии, в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общественными потребностями в определённых профессиях, и представляющая собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории.

Профориентация как психолого-педагогическая деятельность, направленная на оказание помощи учащимся в выборе профессии, имеет длительную историю своего становления и развития.

Начало профориентационной работы нередко относят к 1908 г. - к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). История появления диагностики знаний, умений и способностей человека - оценки профпригодности (одного из терминов профориентации) уходит в глубину веков. Так, уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов, а в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Другие примеры нам даёт древняя история Спарты, Афин, Рима: в Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме - система отбора и обучения гладиаторов.

Рассмотренное выше указывает на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.

Профориентация тесно связана с идеей трудового обучения и воспитания, впервые высказанной в XIV - XV веках в работах социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанелла, предпринявших попытку решения проблемы устранения социального неравенства и противоположности между людьми умственного и физического труда и рассматривавших трудовое обучение как важнейшее средство достижения социального равенства. Дальнейшее развитие идея трудового воспитания получили в работах Р. Оуэна, И.Т. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо, а наивысшего развития достигла в учении К. Маркса и Ф. Энгельса.

Если же посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только профдиагностику и профотбор (подбор), но и профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека появилась позже: с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведённые выше исторические данные следует рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации.

Возникновение профориентации зачастую связывают с ростом производительных сил общества: развитием машинной индустрии, ростом роли специализации и профессионализации труда, вследствие чего и возникла необходимость в осуществлении профессиональной подготовки огромных масс людей. Анализируя эти факты, учёные и общественные деятели конца XIX - начала XX веков пришли к мысли, что молодёжи необходима помощь в выборе профессии. Так возникла идея научного обоснования рационального выбора профессии молодёжью и организованной помощи ей в форме профориентации и профконсультации. Высказанную мысль подтверждают литературные источники: во Франции в конце XIX века существовало «Руководство по выбору профессии», в Петербурге была издана книга профессора Н.И. Киреева «Выбор факультета и происхождение университетского курса».

Таким образом, зародившееся в конце XIX - начале XX веков движение профессиональной ориентации получило свой толчок от требований самой жизни. В этот период времени исследованиями в области профориентации занимались многие учёные, такие как А. Бине, Ф. Гальтон, Г. Мюнстер-берг, Л. Термен. Гюго Мюнстерберга считают отцом профориентации, поскольку им впервые были разработаны психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека, а А.Ф. Гальтоном - родоначальником современной психодиагностики, т.к. им были предложены специальные измерительные процедуры, направленные на выявления широкого спектра способностей.

Вторым шагом в оказании помощи подрастающему поколению в выборе профессии можно считать появившиеся в начале XX века в Великобритании, Англии, Германии и США справочно-информационные бюро для молодёжи при биржах труда, основателем первого из них в 1908 году в Бостоне считают Ф. Парсонса. Через год после открытия бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, пытаясь объединить консультационный и информационный аспекты профориентации. Справочно-информационные бюро информировали школьников о выборе ими той или иной профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовке к будущей работе с помощью издания профориентационных листков, брошюр и т.д. Такие бюро не ограничивались только отдельными индивидуальными консультациями, а проводили пропаганду разумного выбора профессии. Основным методом определения профессиональной пригодности был анкетный опрос, анализ которого свидетельствует о том, что консультанты заботились, прежде всего, об интересах предпринимателей, а не простых людей. Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу.

В нашей стране истоки профориентационной работы закладываются в дореволюционной России й связаны с появлением службы по «приисканию» работы. В этот период времени уже вызрели социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для её развития.

Зарождение государственной службы управления профориентацией молодёжи в нашей стране произошло позже, 20-е годы XX века, и было связано с переход к многоукладной экономике, когда резко обострился весь комплекс проблем, связанных с подготовкой молодежи к профессиональной деятельности. Определенная экономическая свобода, широкие возможности для реализации личного интереса, полная ответственность за результаты своих усилий, жесткая конкуренция, безработица создали непривычные для вступающей в самостоятельную жизнь молодежи трудности, поэтому вся профориентационная работа органически сочеталась с конкретным распределением и направлением подростков на промышленные предприятия и в профессиональные учебные заведения. Историю развития профориентацией в нашей стране можно условно разделить на 4 основных этапа:

1. начало 20-х - конец 30-х годов - зарождение и становление, поиски форм и методов профориентационной работы, осмысление накопленного экспериментального и практического материала.

К середине 20-х годов организуются первые лаборатории и бюро профориентационной консультации, работавшие преимущественно в направлении профотбора с использованием данных социологии, психологии, педологии, психотехники. В 1922 г. в некоторых школах вводятся профуклоны по педагогике, медицине, технике, конторскому делу. В это же время (1922 год) была открыта лаборатория промышленной психотехники, целью которой было изучение профессий с позиций психологии и создание профессиограмм. Работа этой лаборатории была подготовительным этапом по созданию в стране различного рода профконсультационных бюро, которые давали заключение о психофизиологической пригодности подростков к определённому виду труда. Только на основании этих заключений они принимались на работу в промышленные предприятия и на учёбу в фабрично-заводское обучение.

Проведенный эксперимент по введению профуклонов дал положительные результаты, это позволило к 1925г. выработать решение о целесообразности введения дифференцированных профессиональных уклонов для учащихся старших классов средней школы. Уже в то время полагали, что содержание общеобразовательных предметов должно разрабатываться в соответствии с тем или иным уклоном при установлении минимума знаний, необходимых для обучения в вузе. Однако «положительный опыт по дифференциации обучения в профуклонах не мог получить распространения в массовой школе из-за отсутствия материально-технической базы и специальных программ, которые разрабатывались самими преподавателями. В итоге они имели разное содержание, были рассчитаны на разное число часов, что приводило к неравноценной подготовке учащихся.

В 1927 году по инициативе выдающегося отечественного ученого В.М. Бехтерева при Ленинградской бирже труда и институте по изучению мозга было создано бюро профессиональной консультации, деятельность которого была направлена на предварительное ознакомление школьников с видами производительного труда. Особое внимание обращалось на «профессиоведческую» работу в школах фабрично-заводского ученичества, школах-мастерских. Сотрудниками бюро был подготовлен ряд методических пособий, например, «Профконсультационная карточка», представляющая собой ориентировочную схему изучения личности и включающая 40 вопросов, на основе которых составлялось предварительное заключение о направлении учащегося на подготовку по определённому профессионально-учебному плану. Эти вопросы были сгруппированы по следующим разделам:

- Социальное положение отца и других членов семьи (общественная характеристика, профессиональная деятельность).

- Общественная работа учащегося.

- Профнаправленность (педагогическая характеристика «специальных склонностей»).

Опыт ленинградского бюро оказался успешным, спустя два года после его открытия каждый месяц обследовалось до 800 подростков. По его примеру аналогичные бюро открываются в Таганроге, Калинине, Орле, Тамбове (в 1932 г. их насчитывалось около 54).

В 1931г. выходит книга Г.Ю. Малиса «Профконсультация в школе», в которой автор заостряет внимание на том, что «подлинная профконсультация должна учитывать весь комплекс социальных требований, предъявляемых к личности будущего работника производственными взаимоотношениями, жизнью и бытом. Поэтому основная задача школьной профконсультации должна состоять в том, чтобы установить, в какой мере вся социально-трудовая установка подростка соответствует общественно-производственным требованиям». Эту же точку зрения поддерживали А.П. Болтунов, Н.Д. Левитов, Н.А. Рыбников. Так, А.П. Болтуновым была предложена новая оригинальная модель системы профориентационной работы, которая охватывала весь период обучения. При этом особое внимание уделялось организации индивидуального подхода, согласованию личной устремленности с профконсультационным заключением, помощи каждому подростку при поступлении его в одну из избранных профшкол. Этот исследователь высказал ряд ценных предложений по созданию в школах специализированных кабинетов, ведению карточек и характеристик, так популярных в настоящий момент. Он совместно с коллективом Научно-практического педологического института в Ленинграде, который он возглавлял, стремился теоретически осмыслить суть самой проблемы профориентации. Развивая высказанные идеи, А.И. Щербаков обосновал такие понятия, как профотбор, профконсультация, профориентация, предложил их новую трактовку.

Переломным моментом в решении вопроса об организации и проведении профконсультации следует считать 1-й Всесоюзный психотехнический съезд (1931г.), на котором впервые были разрешены наиболее актуальные вопросы теории и практики профконсультационной и профориентационной работы, была подчёркнута необходимость в коренной перестройке работы по профориентации, её перенос в политехническую школу.

В этот период времени существенно изменились организационные формы и методы работы, произошла замена профконсультации системой профориентационных воздействий на личность школьника. В связи с этим большое значение приобрела воспитательная концепция, направленная на формирование профессионального самоопределения учащегося в соответствии с требованиями общества, способностями и склонностями каждого подростка. В школах постепенно стала развертываться профориентационная работа с помощью различных звеньев службы профконсультации и профотбора. Однако следует отметить следующие недостатки профориентационной работы в этот период: отсутствие педагогической направленности в работе, узкий практицизм, подчеркивающий резкие различия между отдельными профессиями и не раскрывающий их, ничего не говорилось о возможностях и способах переключения с одной деятельности на другую. Тем не менее к середине 30-х годов в ряде крупных городов уже сложилась организационная структура управления профориентационной и профконсультационной работой, была предложена новая психолого-педагогическая концепция развития личности, построенная на идеях общественно-исторической обусловленности высших психических функций, связи обучения и развития.

Но уже в июне 1936 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП «О педологических извращениях в системе наркомпросов», запрещающее все виды педологических обследований, в результате чего перестали функционировать бюро профконсультации и был взят курс на единообразную школу.

2. Конец 30-х - конец 50-х годов - «эпизодическое» функционирование, забвение прежнего опыта и почти полное отсутствие нового, уход от решения этой проблемы, незначительное участие учёных и специалистов в профориентационном процессе.

В этот период прекратилась деятельность по организации единой государственной службы профориентации, и на протяжении почти 30-ти лет отечественное школьное образование являлось единообразным на всей территории страны. Однако зарубежом профориентация не теряла своей актуальности. Так, во Франции в 40-е -50-е годы в Национальном институте профессиональной ориентации Анри Валлон провёл исследования, целью которых являлась подготовка всех учащихся к выбору профессии в соответствии с их склонностями и способностями. Аналогичные задачи ставила перед собой и Швейцарская ассоциация профессиональной профориентации и защиты учеников. Признавая подсобную роль метода тестов при определении способностей учащихся, главное внимание эти учёные уделяли изучению детей в процессе обучения, их самоопределения под влиянием целенаправленного воспитания.

3. Начало 60-х - 80-х годов - активный поиск в решении задач профориентации.

В конце 50-х годов в советских журналах вновь появляются статьи, посвященные теории и практике профориентации и профконсультации, появляются первые диссертации по проблемам школьной профориентации.

В 60-е годы, в период хрущевской «оттепели», под руководством А.Н. Волковского была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР; открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве под руководством Б.А. Федоришина; организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - руководитель A.M. Голомшток.

По многим авторитетным оценкам профориентация в СССР была окончательно «реабилитирована» в 70-е годы благодаря трудам Е.А. Климова, разработавшим теоретические основы профессиографии и выбора профессии, классификацию профессий, которая и по сей день служит фактическим стандартом в нашей стране. Особую роль в развитии идей профориентационной работы сыграли П.Р. Аутов и В.А. Поляков, изучившие роль и место трудовой подготовки учащихся в профессиональном выборе; Л.В. Ботякова и М.С. Савина, исследовавшие особенности профессиональных предпочтений учащихся при согласовании взаимодействия школы и семьи.

Возросший интерес к проблеме «профессионально ориентированного обучения» подтверждают различные научные исследования: в педагогике появляется принцип профессиональной направленности обучения; в психологии получают широкое распространение «инженерная психология», «психология труда» и «психология деятельности»; создаются соответствующие пособия (А.Д. Сазонов, Н.Н. Чистякова и др.) для студентов педагогических вузов, которые широко использовались и специалистами консультационных пунктов Госкомтруда СССР.

4. 80-е - 90-е годы. С середины 80-х годов в стране появилась потребность в существенных изменениях в системе образования. Поэтому в 1984 году выходит Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Согласно этому постановлению в стране было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. В районных центрах были созданы пункты профконсультации. В итоге к концу 80-х годов в дидактике утвердилось понимание принципа профессиональной направленности как реализации трех факторов в обучении: профессиональной направленности личности обучаемого, профессиональной ориентации общего образования, а также в наполнении профессиональной подготовки техническими и социальными аспектами. Благодаря данному принципу разрешалось социальное противоречие между целостностью, всесторонним развитием личности, с одной стороны, и усиливающейся профессионализацией деятельности с другой.

Кроме этого, в данный период времени приоритетным направлением психолого-педагогических исследований по профшколе становится проблема формирования профессиональной направленности личности обучаемого. Исследователями отмечалось, что формирование профессионально важных качеств личности обучаемого во многом определяется развитием его интереса к профессии как основного мотива деятельности. В ходе этих преобразований в подходах к профориентационной работе на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультан-тов, а школах был введён курс «Основы производства. Выбор профессии». Так в 1986 году была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.

Распад Советского Союза и изменение политики Российского государства в начале 90-х годов привели к тому, что проблема профориентации молодежи стала «игнорироваться» большинством государственных чиновников. В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования, финансирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан. В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости, появившиеся в этот период. Закон «Об образовании» (1992г.) резко сократил финансирование школы и особенно профориентации, в результате чего школьная профориентация была почти разрушена, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»). В этот же период времени профориентация частично перекочевала в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала», что привело к примитивизации профориентационной работы.

В итоге получается, что в 30-е годы профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. - бюрократическими, а в 90-е (в эпоху «расцвета демократии») - экономическими (почти не финансируя). Всё это позволяет убедиться в том, что существует определённая зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения.

В настоящее время проблема профессиональной ориентации населения стала особенно актуальной как в нашей стране, так и в большинстве развитых капиталистических странах (США, Англии, Франции, Японии, Германии и др.), где дифференциация и профессионализация обучения являются типичной традиционной чертой системы образования. Это можно заметить, изучив историю развития профориентационной деятельности, а также проанализировав современную систему образования стран Европы.

Так, термин «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова на Западе не существует, а есть термин «развитие карьеры» (Career Development), который представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.

Несмотря на это и на то, что каждая страна в Европе имеет свои пути организации профтехобразования после обязательной школы можно выделить три принципиальные модели организации профориентационной работы, каждая из которых имеет свой национальный вариант:

- система ученичества, основанная на работе, проводимой нанимателем, характерная для Германии;

- система, основанная на образовании в колледже, дающая как общее, так и профобразование, совмещающая образование и обучение в одном учебном заведении обязательного характера, наиболее распространено во Франции и Италии;

- система дублированного образования, примером которой является Швеция.

Рассмотрим систему профориентационной работы в некоторых зарубежных странах.

Для профориентационной работы в США характерна тенденция её индивидуализации. Профессионально ориентированная работа в этой стране начинается в 8 классе, когда учащимся предоставляется возможность выбора предметов. Методы и формы организации профильного обучения зависят от типов средних школ: «академические», «профессиональные» и «многопрофильные». Каждая из них проводит профориентационную работу, исходя из собственной системы обучения. Так, например, в многопрофильной школе, начиная с 9 класса, существуют различные отделения (профили), наиболее распространены следующие: «академический», «общий», «коммерческий», «индустриальный», «сельскохозяйственный». Академический профиль даёт достаточное образование для поступления в вуз, а профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности, поэтому половина учебного времени отводится на работу в школьных мастерских или же в гараже.

Курс Career Development также включён в американскую систему образования и проводится в возрасте от 5 до 14 лет. Он направлен на самопознание, знакомство с возможностями образования и профессиями, а также планирование карьеры. Каждый колледж и университет имеет в своей структуре целый отдел или центр Career Development. В программу Career Development входят: включение знаний о возможностях карьеры во все академические предметы, встречи с представителями различных профессий, посещение предприятий и рабочих мест, получение опыта работы, использование специальных центров карьеры, поддержка выпускников после окончания учебного заведения.

Следует также отметить, что в Америке широко распространена процедура тестирований, в ходе которой определяется интеллектуальный потенциал ребенка и оцениваются его навыки в различных областях. В штате каждого американского колледжа или университета есть специальный сотрудник по профориентации - консультант, тестирующий детей. Результаты теста в дальнейшем прилагаются к списку рекомендуемых направлений деятельности с перечнем учебных предметов и ссылкой на официальный справочник всех профессий.

Кроме него профориентационную работу в школе осуществляет служба «Гайденс», возникновение которой связано с возникновением концепции профессионального развития (vocational development) А. Маслоу, С. Роджерса, Л. Тайлера и др. Эта служба предлагает индивидуализацию работы с учащимися: помощь им в самоопределении, самопознании, познании окружающего мира и поиске путей эффективного приспособления к окружающей действительности. Идея А. Маслоу (самореализация личности) получила своё развитие в работах С. Акселрода, Э. Гинсберга, С. Гинсбурга и Дж. Херма, установивших три этапа подготовки к профессии: до 11 лет - время «фантазий»; от 11 до 17 лет - проблемные выборы; от 17- до 18 лет - «реалистические решения о будущей профессии»

Д. Сьюпер, работавший над проблемой профориентации, считал, что «выбор профессии - это результат процесса развития. По мере взросления ребёнка усиливается и его связь с реальной действительностью, поэтому на каждом этапе развития необходим свой подход к профессиональному развитию личности». Эти идеи Сьюпер отразил в работах: «А theory of vocational development)) и «Vocational development: a framework for research)), которые являются теоретической основой современной концепции профессионального развития личности и профессиональным руководством «Гайденса».

Итак, профориентационную работу в США можно охарактеризовать словами Л.Е. Герра: «Система образования США объединяется вокруг основного ядра - формирования профессионального призвания человека».

Система довузовского профориентационного образования в Швеции обеспечивается гимназиями, муниципальными школами для взрослых, высшими народными школами, учебными курсами, регулярно организуемыми в масштабах страны добровольными учебными организациями и т.д. В соответствии с Законом об образовании муниципальные округа в Швеции должны предоставлять всем выпускникам обязательных девятилетних школ возможность продолжить своё обучение в гимназиях, которое является добровольным и бесплатным. В гимназиях молодёжь обучают различным профессиям, готовя её к самостоятельной трудовой деятельности и жизни в обществе, а также обеспечивают учащихся по их желанию всеми необходимыми программами и курсами для дальнейшего обучения в вузах.

В настоящее время обучение в гимназиях организовано по трёхлетним учебным программам. Начиная с 2000 года, в общей сложности действует 17 национальных программ, но только 15 из них имеют профессиональную направленность, т.е. дают учащимся глубокие знания и широкие возможности выбора содержания образования и влияния на учебный процесс, обеспечивают широкое базовое образование по таким направлениям, как художественно-эстетическое, коммерческо-административное, строительное, организация досуга детей, продовольственная и т.д. Наряду с основными программами, учитывая местные нужды и условия, муниципалитеты имеют возможность ввести в дополнение к национальным направлениям свои направления профориентационной специализации, т.е. то, что у нас называется регионализацией образования.

Во всех выше перечисленных школах ведётся большая профориентационная работа, которая осуществляется консультантом по профориентационным вопросам (специалист с высшим образованием, подготовка которого осуществляется в Педагогическом университете в Мальме). Консультант встречается с учащимися 2 раза в месяц и более и обсуждает с ними вопросы, связанные с их будущей деятельностью, доводит до них сведения о последних изменениях, произошедших на рынке труда, предоставляет им информацию о вакансиях. Он также обсуждает эти и другие вопросы с администрацией школы.

В целом же профориентационное образование строится с учётом условий рынка труда, где планирование учебного процесса организуется преподавателем, а учащимся предоставляется возможность влиять на выбор и содержание учебного материала. В силу широкого спектра интересов и склонностей учащихся предполагается, что работа в рамках каждого учебного курса будет учитывать индивидуальные потребности каждого.

В Японии профориентационная работа проводится как в частных, так и в государственных школах. Частные школы предлагают более широкий спектр различных курсов: от электроники до чайной церемонии, они носят название смешанных школ. Около 3400 профессионально-технических школ имеют более высокий стандарт в профориентационной работе, поэтому и занятия в них акцентируются на обучении какой-либо профессии. Следует также отметить, что большая часть организованного профессионального образования осуществляется на предприятиях. В целом же, основной стратегией японского образования является подготовка конкурентоспособного специалиста.

Изучение японского опыта позволяет выявить своеобразный, а главное, жестко реализуемый подход к подготовке специалистов, где сам процесс обучения ориентирован на развитие у обучаемого такого качества, как целостность мышления. Во многом это объясняется принципиальными изменениями в подходе к работникам. Наметилась тенденция перехода от «homo sapiens» (человека мыслящего, разумного) к «homo integranss» (человеку целостному). Предприятиям вменяется в обязанность нести социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование, поэтому система должна ориентироваться на заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учёбы. В конечном итоге это и обеспечит выпускникам конкурентоспособность.

Вопросами профориентации в Норвегии начинают усиленно заниматься с восьмого класса, когда помимо оценок появляются и новые предметы, такие как: бухучет, экономика, а также дисциплины, предусматривающие начальную профессиональную ориентацию. Более углублённая профориентация начинается в старшей школе, в которую норвежцы ходят с 16 до 19 лет. Все старшие школы в Норвегии имеют свое имя и всегда располагаются отдельно от школ начального и среднего звена. В каждой старшей школе есть два обязательных отделения: академическое (common subjects department) и профессионального мастерства (skill department). Академическое отделение старшей школы ориентирует своих выпускников на поступление в высшие учебные заведения. Здесь с каждым годом учащимся предоставляют все больше возможностей заниматься только теми предметами, с которыми в дальнейшем будет связана учеба в вузе. На втором году обучения под «обязаловку» отводится 18 часов в неделю и 12 - для постижения наук по выбору учащегося. А в течение третьего года ребята могут заниматься предметами по выбору уже по 16 часов в неделю, оставляя на обязательные дисциплины лишь 14 часов. Для определения уровня знаний учащихся старшей школы Экзаменационный секретариат Норвегии каждый год проводит выборочные экзамены. По окончанию старшей школы 80% ребят поступают в университеты, а около 20% - становятся студентами колледжей без вступительных экзаменов, которые в Норвегии отсутствуют. Так что, по сути, процесс поступления в вуз - это просто конкурс школьных аттестатов.

В таких странах, как Великобритания, Дания, Новая Зеландия и Италия профориентационная работа также достаточно развита.

В Великобритании она полномасштабно осуществляется с 16 лет, когда учащимся предлагается выбор: продолжать образование с тем, чтобы впоследствии поступить в университет, или получить профессиональную подготовку и начать работать. Кто выбирает первый вариант, поступают на специальные двухгодичные курсы, а затем, успешно сдав экзамены первого уровня, поступают в колледж для старшеклассников, где изучают определённый набор дисциплин, исходя из собственного выбора и требований того университета, в который намерены поступать.

В Новой Зеландии, начиная с 9 по 13 класс, ребят готовят к поступлению в университеты и политехнические институты. Им предстоит выбрать шесть профилирующих предметов. В конце 11 класса ученики, успешно сдавшие экзамены, получают аттестат о среднем образовании (School Certificate). 12-й класс заканчивается экзаменами на сертификат Sixth Form Certificate, а в конце 13 класса ученики сдают выпускные экзамены, которые одновременно являются вступительными в вузы (University & Bursary Scholarship Examination).

В системе образования Дании предполагается, что с 14-летнего возраста школьники должны выбирать гимназии, которые являются ступенькой к высшему образованию и позволяют непосредственно познакомиться с той профессией, которую выбрал для себя школьник. В этот период времени учащиеся выбирают для себя специализацию в одной из трёх областей: общенаучная, коммерческая и техническая. Выбор перечисленных специализаций даёт право поступления в вуз с соответствующим направлением.

В Италии в старшей школе учащиеся так же самостоятельно выбирают себе направление занятий. Кто готовится к поступлению в университет, серьёзно изучает гуманитарные или технические предметы, другие специализируются по языку, педагогике, бухгалтерскому учёту, адвокатуре, т.е. в том, что может в дальнейшем стать их профессией.

Особый интерес представляет профориентационная работа в Германии. Здесь система образования имеет сложную структуру, в которой переплетаются две модели обучения: гимназия противопоставлена трем типам средней школы (основной, реальной и общей). Эта сложность образовательной системы отражена и в профориентационном обучении, так как каждая из школ предполагает свою систему работы.

В основной школе обучение ведётся по двум направлениям:

- Введение специализированных классов или курсов, в которых 4-летнее обучение (VII-X классы) приравнивается к полной средней школе;

- Целенаправленная поддержка учащихся, испытывающих трудности при обучении, благодаря введению профессионально-ориентированных классов (VIII-IX), где предполагается усиленная общеобразовательная подготовка к профессиональной деятельности, а также пересмотр объёма учебного материала с учётом уровня подготовки учащихся. Характерными признаками профессионально-ориентированных классов является организация производственной практики, осуществляемой по следующим направлениям: производственно-техническое, организационно-техническое, социально-экономическое. При этом наряду со свидетельством об окончании основной школы, сдав необходимые экзамены, учащийся дополнительно может получить свидетельство о присвоении определённой квалификации. С этими документами он может быть направлен в Баварию в коммерческую школу, где углубленно может изучать «Учёт и отчётность», «Английский язык» и т.д.

На старшей ступени школы (XI-XIII классы) предлагается широкий спектр курсов, направлений, профилей, различных объёмов подготовки. Поступающим на эту ступень по окончанию X класса даётся право выбора одного из 17 направлений, в числе которых математика, информатика, естественно-научные знания и др.

Концепция содержания реального образования предполагает выработку определённых навыков и умений. Ключевой концепцией здесь является деятельностно-ориентированная, на которую опирается предметная. Эти школы отличаются более высоким качеством обучения и широким сектором преподаваемых дисциплин. Они также предполагают возможность выбора уклона: математико-естественно-научного (углубленное изучение математики, физики и технического черчения); производственно - экономического (углубленная подготовка по экономическим и правовым дисциплинам); социально-экономического (музыкально-художественные и социальные области, а также ведение домашнего хозяйства). Эта дифференциация предметов даёт учащимся возможности специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие ученики реальных школ могут переходить в гимназии.

Немецкая дуальная система далеко не совершена, в результате чего гимназия остаётся самостоятельным и уникальным учебным заведением, сохранившим типичные черты традиционной немецкой школы. Именно в гимназии осуществляется полноценная профориентационная работа. Она является единственным учебным заведением, дающим доступ к высшему образованию.

Таким образом, профориентация в зарубежных системах образования представляет собой целенаправленную, организованную психолого - педагогическую деятельность, осуществляемую квалифицированными специалистами.

Современная ситуация развития общества потребовала существенных реформ в сфере общественной жизни и образования и в нашей стране, вследствие чего в начале XXI века, профориентационной работе стали уделять особое внимание. В Федеральном агентстве по образованию РФ решение выше обозначенной проблемы в последние время стало одной из задач первостепенной важности и одним из приоритетных направлений развития современного образования. К этому выводу пришли, изучив богатое психолого-педагогическое наследие, в котором отражён смысл всей профориентационной работы. Однако выяснилось, что методы, применявшиеся 10-15 лет назад, не подходят к новым условиям. В первую очередь это связано с тем, что ранее профориентационная работа осуществлялась в интересах народного хозяйства и обороноспособности страны, сейчас приходится решать задачу социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации выпускников, решение которой предполагает направленность деятельности учебных заведений на профессиональное самоопределение каждой конкретной личности.

Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации, как самого учебного процесса, так и системы отношений её участников. Уже на школьной скамье на всех этапах образования необходима организация специальной научно-практической деятельности для оказания психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионала к жизненному и профессиональному самоопределению.

Следовательно, профессиональная ориентация выпускников школ должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, т.к. она сможет обеспечить гармоничное развитие личности учащегося в условиях рыночной экономики и нестабильности развития государства, превратив знания, приобретённые в процессе обучения, из теоретических в действенные, обеспечит возможность социальной адаптации выпускника, выражающейся в подтверждение правильности профессионального выбора, самоутверждение и самосовершенствование в области, выбранной профессии.

 

АВТОР: Таточенко Е.В.