20.03.2012 3468

Правовые основания становления и формирования информационного общества

 

Изменения, порождаемые бурным ростом информационной индустрии, новая роль информационных и телекоммуникационных технологий в обществе нуждаются в соответствующем правовом оформлении. Экономические процессы, происходящие практически повсеместно, требуют совершенствования информационного законодательства с целью создания таких правовых и нормативных актов, которые бы стимулировали дальнейший прогресс в направлении информационного общества.

Если экономический потенциал новейших информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должен реализовываться, прежде всего, коммерческим сектором, поскольку высокотехнологический бизнес является рискованным и государство не имеет права подвергать риску средства налогоплательщиков, то строительство правового фундамента информационного общества - это уже задача государственная.

В настоящий момент происходит очередной этап технологической мирной революции - становление информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) существенно меняют не только то, как мы производим продукты и услуги, но и то, как проводим досуг, реализуем свои гражданские права. Они оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократии.

ИТТ породили не только разнообразные социальные эффекты, но привели к возникновению нового течения общественной мысли, известного под названием теории информационного общества. Эта теория находится в самом начале своего становления, хотя первые работы, связанные с этой тематикой, появились в 60-70-х годах XX века и носили не столько научный, сколько футуристический характер, иногда смыкаясь с научно-фантастической литературой. Несмотря на достаточную распространенность самого термина «информационное общество», разработанной концепции его еще не предложено. Нередко в литературе можно встретить лишь оптимистичные прогнозы и ожидания, хотя очевидно, что переход к массовому использованию новейших информационных и телекоммуникационных технологий неизбежно породит серьезный социальный стресс, даст техническую возможность группам людей, владеющим средствами массовой информации и коммуникации контролировать все общество и каждого человека. Именно с целью предотвращения этих негативных последствий перехода к информационному обществу необходима четко выверенная под конкретные условия государственная политика.

Основные нормативные документы, на которых в правовом отношении базируется информационное общество, регламентирующие информационные отношения и процессы, (в том числе отношения собственности на информационные ресурсы и авторские права) - это законы и подзаконные акты, регулирующие права на доступ к информации, права на интеллектуальную собственность, характер использования информационных технологий в государственных учреждениях.

К этому же блоку примыкают законы, регулирующие деятельность средств массовой информации и информационных и телекоммуникационных технологий, законы о связи, режим деятельности систем электронной торговли и оплаты, рекламы, публикаций, функционирования глобальных компьютерных сетей, Интернета. В отношении этой группы законов наиболее активно разрабатываются правовые вопросы, связанные с изменением позиции по концентрации собственности на СМИ, регулированием деятельности поставщиков информации и услуг связи, распространению вредной и незаконной информации по глобальным компьютерным сетям.

Многие из этих законов приняты еще до массового распространения новейших СМИ и в первую очередь - информационных и телекоммуникационных технологий и доказали свою жизненность и необходимость. Однако сейчас особенно остро встает вопрос об их применении в новом электронном окружении, необходимых поправках к уже имеющемуся законодательству. Для этих целей многие государства создают рабочие группы, пересматривающие вопросы правоприменительной практики в отношении законов об охране тайны личной жизни и авторских прав. В России, например, такие группы созданы для разработки поправок к законам об информатизации, информации и защите информации, об участии в международном информационном обмене.

Эволюция постиндустриального общества, сопровождаемая коренными социальными преобразованиями в мире и в нашей стране, движется в направлении того типа общества, которое характеризуется понятием «информационное общество». В данном случае речь идет о становлении глобальной информационной индустрии, которая переживает период технологической конвергенции, организационных слияний, законодательной либерализации, о роли знаний, информации в экономическом развитии, появлении новых форм «электронной» демократии, структурных сдвигах в занятости. Специфика переживаемого момента состоит в том, что эти изменения происходят в исторически сжатые сроки, на глазах одного поколения. Можно сказать, что в течение последних 40 лет полностью сформировались предпосылки для широкомасштабного перехода к информационному обществу. Конечно, не везде они еще проявились в полной мере, не все страны, в том числе и Россия, прошли необходимые «подготовительные» этапы, но глобализация экономической жизни, снятие былых идеологических барьеров, стремительный технологический прогресс «сжимают» время, отпущенное государствам для формирования политики, позволяющей бесконфликтно и с выгодой для себя выйти на новую ступень развития - в информационное общество. А потому вопросы сотрудничества государств в международной информационной деятельности становятся актуальны как никогда.

Уровень развития информационного законодательства - один из индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав личности на информацию. Состояние современных ИТТ существенно меняет ситуацию в деле обеспечения доступа к любой информации, создает возможности для реализации широкомасштабных проектов по информатизации государственных органов в интересах всего общества, к чему уже приступили наиболее развитые государства.

Для понимания тенденций становления правового фундамента информационного общества важно иметь в виду не только нормы, декларированные в законодательстве, но и то, как они реализуются подзаконными актами в деятельности специальных учреждений, отслеживающих выполнение государственными органами запросов граждан на информацию.

В последние несколько лет информационное законодательство представляет собой интенсивно модернизирующуюся отрасль права. Это еще одно свидетельство в пользу того, что общество пытается найти достойный ответ на стремительное развитие современных СМИ и, в первую очередь, - телекоммуникационных технологий. Поскольку многие законодательные акты вырастают из рекомендаций международных организаций и судебных решений, наиболее интересна в этом плане деятельность Комиссии Европейского Сообщества, а также соответствующие судебные решения. Для понимания процессов нормотворчества в области средств массовой информации и международного обмена информацией необходимо рассмотреть социальную роль СМИ, основные документы и принципы. Далее мы подробно рассмотрим аспекты международного сотрудничества в области использования средств массовой информации, как на двусторонней, так и на многосторонней основе (договоры, конвенции). Это позволит выявить тенденции развития информационного законодательства, а в конечном итоге - определить цели и задачи разработки режима международной информационной безопасности. По мере формирования информационного общества это становится все более актуальным.

 

Автор: Ермичева Е.В.