20.03.2012 9928

Международное сотрудничество в области использования средств массовой информации

 

Бурное развитие информационных технологий, которое характерно для конца XX века, поставило юристов перед проблемой выделения группы международно-правовых норм, регулирующих использование средств массовой информации в трансграничном масштабе, в особую отрасль международного права. Обилие нормативного материала и попытки юристов сформулировать некоторые специальные принципы, действующие в этой области международных отношений, не позволяют категорически отрицать факт становления такой отрасли международного права.

Традиционно к средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски, магнитофонные пленки, видеомагнитофонные пленки и т. п.). С недавних пор к средствам массовой информации стали относить и глобальные компьютерные сети, в первую очередь - INTERNET, хотя фактически это является не совсем верным. Анализ практики международно-правового регулирования использования средств массовой информации представляет интерес с двух точек зрения. Во-первых, существующие договорные отношения в этой области подлежат тщательному изучению для выяснения вопроса о возможности и целесообразности формулирования общих принципов международного использования средств массовой информации. Во-вторых, знание современного состояния договорных отношений в этой области необходимо для применения отдельных норм по аналогии к тем видам использования средств массовой информации, которые пока непосредственно не регулируются международными соглашениями.

Регулирование международных отношений в области массовой информации касается таких основных вопросов, как технические условия использования средств массовой информации, содержание материалов и международный обмен информацией. Все это осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

А. Двусторонние межгосударственные договоры.

До появления широковещательной техники государства осуществляли сотрудничество в области использования средств связи, как правило, на двусторонней основе.

Первым договором в области связи можно, по-видимому, считать австрийско-прусский договор 1849 года о соединении телеграфных линий. Этот документ еще не затрагивал проблем массовой информации, поскольку сведения, передаваемые с помощью телеграфа, не предназначались для широкой аудитории.

Появление широковещательной техники сразу же повлекло необходимость международно-правового регулирования вопросов содержания информации, а также некоторых технических аспектов, в частности, распределения частотного спектра.

Проблема правового регулирования и ограничения внешнеполитической пропаганды особенно остро встала лишь в начале XX века в связи с двумя явлениями: стремлением ограничить распространение революционных идей, набирающих силу в этот момент с одной стороны, а также ограничение пропаганды войны - с другой. Следует добавить к этому такой объективный фактор, как появление именно в XX веке различных технических способов донесения информации до населения иностранных государств без согласия и даже вопреки желанию соответствующих правительств.

Американский юрист Дж. Мартин замечает, что на начальной стадии использования широковещательной техники юристы спорили о том, допускает ли международное право осуществление зарубежной пропаганды. Практика же этого периода свидетельствует о том, что государства очень скоро начинают вставать на путь ограничения зарубежной пропаганды с помощью средств массовой информации. В 1923 году в Танжере было подписано испано-франко-британское соглашение, запрещающее ведение из Танжера пропаганды, враждебной порядку, существующему во французском и испанском Марокко. В 1928 году аналогичное соглашение было заключено между Испанией, Францией, Англией и Италией. В 1935 году был подписан франко-итальянский договор с обязательством взаимно воздерживаться от ведения враждебной пропаганды; в 1938 году Англия и Италия заключили по аналогичному вопросу джентльменское соглашение; в том же году между Польшей и Литвой было подписано соглашение «о ненападении в печати». Советское государство с самого начала своего существования провозгласило политику уважения государственного суверенитета и учета национальных интересов каждого правительства в вопросе информации населения о текущих событиях, что и пыталось выполнять. В частности, Советская Россия приняла на себя обязательство воздерживаться от пропаганды, направленной против правительств других стран, на основе равноправия и взаимности. Эти принципы содержались в Брестском договоре 1918 года, в договорах 1921 года между РСФСР и Англией, РСФСР и Польшей, РСФСР и Норвегией, а также Италией. В 1922 году подобные принципы были отражены в договоре между молодым советским государством и Чехословакией, а в 1933 году - между СССР и США (соответствующий обмен письмами).

Бразильский юрист Г. Валладао допускает неточность, когда утверждает, что теории регулирования вопросов связи с помощью международного, а не национального права получили распространение накануне второй мировой войны. К этому времени существовали не только теории, но и уже действовали международные акты, свидетельствующие о международном признании необходимости регулирования вопросов информации в международном плане. Следует подчеркнуть, что международно-правовые формы использовались для регулирования вопросов информации не только с помощью широковещательной техники. Обмен информацией по другим каналам также проходил на основе соответствующих соглашений.

В настоящее время обмен информационными материалами с организациями и отдельными лицами по линии общественных организаций продолжается наряду с межправительственными обменами.

Принципиальные вопросы обмена информацией регулируются на межгосударственном уровне наряду с важнейшими политическими вопросами.

Деятельность корреспондентов информационных агентств является важным источником международной информации. Во многих западноевропейских государствах иностранные корреспонденты аккредитуются при правительственном информационном учреждении на основе письма издателя, пользующегося услугами данного корреспондента, с подтверждением того, что это лицо является профессиональным журналистом и полностью занято на этой работе. В США требуется также письмо посла, удостоверяющего, что это лицо является журналистом «bona fide» (т.е. добросовестным). Корреспонденты газет и информационных агентств, находящиеся в Российской Федерации, аккредитуются при отделе печати и информации МИД РФ. Вообще же законодательная база их деятельности на территории нашей страны закреплена в Главе IV закона РФ «О средствах массовой информации» (ст. 53-55), где в частности оговорено, что «редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями». Вопрос об аккредитации зарубежных корреспондентов рассматривается в ст. 55, где предусмотрено, что «на корреспондентов, аккредитованных в РФ, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный данным Законом. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов СМИ тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов СМИ, зарегистрированных в РФ».

Б. Многосторонние договоры.

Первые международные конвенции по вопросам телеграфной связи были подписаны в 1865 году в Париже и в 1875 году в Петербурге.

Появление широковещательной техники поставило на повестку дня прежде всего вопрос о международном регулировании использования частот во избежание причинения взаимных помех.

На Берлинской конференции 1906 года был учрежден Международный телеграфный союз. На Мадридской конференции 1932 года был образован Международный союз электросвязи (МСЭ), который существует до настоящего времени, являясь специализированным учреждением ООН.

Конвенция МСЭ неоднократно подвергалась изменениям. В настоящее время она действует в редакции, принятой в Миннеаполисе в 1998 году. Ее участниками являются около 150 государств.

По мнению одного из ведущих специалистов в данной области Ю. М. Колосова, некоторые юристы допускают ошибку, истолковывая положения Конвенции МСЭ только как регулирующие вопросы распространения информации. Так, развитие идеи более широкого толкования Конвенции можно найти в работе Дж. Беккера, который в своем исследовании отмечает, что Конвенция МСЭ в редакции 1947 года, принятая в Атлантик-Сити, запрещала радиопомехи, создание которых противоречит свободному получению информации каждой личностью. Далее он приводит положения ст. 48 Конвенции в редакции, принятой в 1965 году в Монтре, в которой содержится обращение к государствам предпринимать все возможные меры для избежания вредных помех.

В действительности МСЭ не имеет целью и не уполномочен регулировать вопросы распространения информации. Например, на конференции ООН по космосу в 1968 году было отмечено, что МСЭ должен заниматься техническими проблемами, прежде всего вопросом использования частот, и выражена надежда, что политические проблемы МНТВ будут решены в рамках ООН.

Одним из первых многосторонних договоров, ограничивающих по содержанию поступающую из-за рубежа информацию, можно считать Соглашение относительно пресечения порнографических изданий, подписанное в Париже 4 мая 1910 года. По Соглашению правительств государств-участников стороны обязались учредить у себя в странах орган, помогающий пресечению действий, нарушающих национальное законодательство в отношении порнографических предметов, составные элементы которых (т.е. действия) имеют международный характер (например, связаны с распространением этих предметов за границей).

12 сентября 1923 года в Женеве была подписана Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими. Участники Конвенции обязались принимать меры в целях раскрытия, преследования и наказания каждого, кто окажется виновным в одном из действий, перечисленных в Конвенции (ст. 1). Наказанию подлежали действия по изготовлению или хранению с целью продажи или публичного выставления, а также ввоза, провоза или вывоза, рекламирования сочинений, рисунков, гравюр, печатных изданий, афиш, эмблем, фотографий и порнографических фильмов. Статья 3 предусматривала оказание государствами взаимной правовой помощи в борьбе с наказуемыми действиями. Участие в Женевской конвенции предусматривало присоединение к Парижскому соглашению 1910 года. Это означало, что Конвенция 1923 года также распространялась на действия с международным элементом. СССР присоединился к Женевской конвенции 8 июля 1935 года и являлся таким образом, участником обоих договорных актов.

До изобретения широковещательной техники была характерной направленность информации по определенным ограниченным каналам. Это позволяло решать все вопросы использования технических средств информации для внутригосударственных целей в одностороннем порядке, а в случаях установления международной связи - двусторонними договорами.

Другой характерной чертой первых соглашений и конвенций в этой области являлось регулирование в основном технических вопросов. Они почти не касались проблем содержания передаваемой информации, что объясняется невозможностью использования этих видов связи в качестве средств массовой информации иностранного населения вопреки желанию соответствующих правительств.

При рассмотрении вопросов использования радио центр тяжести перемещается на содержание передач. Поэтому не вполне точно утверждение о том, что в настоящее время центральной проблемой в международно-правовом регулировании радиосвязи является распределение и присвоение радиочастот и связанная с этим задача борьбы с помехами. Изучением проблем содержания информации юристы начали заниматься довольно давно. На Лозаннской сессии 1927 года Институт международного права принял резолюцию, в ст. 5 которой провозглашалась международная ответственность государства, которое не принимает мер по пресечению радиопередач, имеющих целью возмущение общественного порядка в другом государстве.

Радио является мощным средством идеологического воздействия на массы. На проводившейся в 1960 году в Бангкоке Конференции ЮНЕСКО по развитию средств информации в Азии было отмечено, что в странах Азии «радио имеет тем большую силу, что его передачи рассчитаны на неграмотные массы. Услышанные по радио сообщения передаются из уст в уста, и распространение информации достигает при этом такой степени, что трудно определить число лиц, воспользовавшихся радио информацией». В 1927 году Лига наций провела в Женеве конференцию экспертов по печати, а в 1928 году приняла резолюцию, в которой отмечалась опасность радиопередач, противных духу сотрудничества. В 1935 году в Буэнос-Айресе было подписано Южноамериканское соглашение о радиосвязи, пересмотренное затем в 1937 году на конференции в Рио-де-Жанейро. Статья 2 Соглашения закрепила действующий во взаимоотношениях латиноамериканских стран принцип, согласно которому запрещается передача ложных сведений и программ, имеющих целью нарушение добрососедских отношений между государствами, оскорбительных для национальных чувств, наносящих вред поддержанию и упрочению мира и противоречащих суверенитету и целостности государств. В 1931 году Лига наций предпринимает попытку исследования мер, которые должны быть приняты для борьбы с искажением сведений. В сентябре 1936 года во исполнение резолюции Совета Лиги наций от 20 января 1936 года в Женеве собралась международная конференция по вопросу об использовании радиовещания в интересах мира. Конференция, в работе которой принимали участие 37 государств, включая СССР, выработала Конвенцию об использовании радиовещания в интересах мира, подписанную 23 сентября 1936 года 22 государствами.

Женевская конвенция 1936 года продолжает сохранять свое значение и сегодня. Сессия Генеральной Ассамблеи ООН в своей резолюции №841 (IX) в 1954 году признала Конвенцию важным фактором в области свободы информации. Генеральная Ассамблея рекомендовала Генеральному секретарю ООН предусмотреть при составлении протокола о передаче ООН функций Лиги наций новые статьи, основанные на положениях резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 424 (V), включая воздержание от радиопередач клеветнического характера по отношению к другим странам, соблюдение требований этики в интересах международного мира, состоящей в правдивом и объективном освещении фактов, воздержание от создания на своих территориях помех для приема иностранных радиопередач.

Как известно, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №110 (II) от 3 ноября 1947 года осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии. Резолюция №1962 (XVIII) от 13 декабря 1980 года содержит текст Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Безусловно, что эти и ряд других резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся вопросов использования средств массовой информации, в совокупности формулируют ряд принципов, которыми государствам надлежит руководствоваться в процессе осуществления деятельности по распространению массовой информации. И тут встает вопрос о внесении дополнений и изменений в Конвенцию 1936 года с учетом новых принципов, сформулированных государствами в целом ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Во-первых, резолюция №1989 (XVIII) признавала нарушением «признанных принципов свободы информации» умышленное причинение помех в получении населением радиосигналов, передаваемых из-за пределов их территорий.  Следует отметить, что какого-либо общепризнанного принципа свободы информации, с точки зрения получения информации из-за границы, в международном праве все же не сложилось.

Во-вторых, эта резолюция не вполне точно истолковывает смысл ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, как предусматривавшей неограниченную свободу слушать радиопередачи независимо от их источника.

Такое толкование является распространенным в западной доктрине. Например, канадский юрист Н. Матте полагает, что в международном праве сложился принцип свободы приема и передачи информации «без учета границ», который якобы вытекает из положений ст. 55 Устава ООН, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и резолюции Генеральной конференции ЮНЕСКО 7,2221, принятой в декабре 1948 года. Действительно, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека предусматривает право каждого человека «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Это декларирует право человека в принципе пользоваться международной информацией. Однако это право ограничивается положениями ст. 29 этой же декларации, где сказано, что законом могут устанавливаться ограничения при осуществлении человеком своих прав и свобод. Такие ограничения могут устанавливаться «с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Как один из важных недостатков резолюции №424 (V), следует отметить этот явный диссонанс между юридической квалификацией двух сторон одной проблемы: если свобода информации признается в ней в качестве «признанных принципов», то ограничения в деле свободы информации опираются на «требования этики». Ясно, что последняя формула не имеет какого-либо правового значения. Понятия этики в международных отношениях, в отличие от правовых принципов, не является юридическим институтом или категорией.

Еще один важный вопрос - необоснованная диспропорция между двумя сторонами проблемы - свободой информации и содержанием информации. Осуждая умышленное причинение помех как отрицание права каждого быть полностью осведомленным о всех известиях, мнениях и идеях, независимо от границ, первые документы в области средств массовой информации недооценивали возможность передачи вредной информации. Правительствам предлагалось воздерживаться от передачи информации, которая являлась бы несправедливыми нападками или клеветой в отношении других народов, и строго сообразовывалась бы с требованиями этики в интересах международного мира, передавая сообщения о фактах правдиво и объективно.

В 1948 году ЮНЕСКО выработала Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, которое в 1949 году было принято III сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, а вступило в силу 12 августа 1954 года. Следует отметить, что никаких обязательств в направлении распространения таких материалов среди населения государства на себя не взяли. Речь идет лишь о льготах на ввоз таких материалов.

В 1950 году V сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Соглашение о ввозе материалов просветительского, научного и культурного порядка, вступившее в силу 21 мая 1952 года, участниками которого стали более 50 государств. Соглашение регулирует ввоз книг, газет, журналов, периодических изданий, наглядных пособий ООН и ее специализированных учреждений. Соглашение возлагает в этом отношении на государства чрезмерно широкие обязательства. К нему приложен протокол с оговоркой США, которые под предлогом коммерческих соображений оставили за собой право отказаться от обязательств по Соглашению в случае «угрозы национальным производителям со стороны конкурирующих производителей других стран». Международное право - это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между ее субъектами. Закономерности развития международного права в принципе соответствуют закономерностям международных отношений. Формируясь под влиянием международных отношений, международное право само оказывает на них активное воздействие.

На международные отношения влияют разнообразные объективные и субъективные факторы: уровень экономического развития государств, общественная мораль и нравственность, национальные интересы, экология, глобальные проблемы и научно-технический прогресс. Международное право также относится к числу этих факторов. При этом роль международного права постоянно возрастает, и оно выдвигается на первое место. «Сегодняшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соответствует тезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отношения». Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения, в чем и проявляется его обеспечительная функция.

Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Что же касается международного права в области использования средств массовой информации, то государства выработали специальные нормы и принципы их регулирования.

Содержание массовой информации определяется нормами, источниками которых являются следующие международно-правовые акты:

- резолюция Генеральной Ассамблеи ООН ПО (II) от 3 ноября 1947 года (осуждение пропаганды агрессивных войн);

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (обязательство по ст. 20 запретить законом всякую пропаганду войны);

- Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 года (обязанность государств, пресекать вещание на своей территории, которое могло бы побудить иностранное население к действиям против внутреннего порядка своей страны);

- Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 года (обязанность государств воздерживаться от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды с целью вмешательства во внутренние дела других стран);

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года (обязательство государств запретить на своей территории любую пропаганду, основанную на идеях или теориях расового превосходства);

- Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 года (обязательство государств сотрудничать в пресечении ввоза и вывоза порнографических изданий);

- Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 года;

- Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне 1978 года;

- Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1982).

Технические и коммерческие аспекты трансграничного использования средств массовой информации регулируются следующими правовыми актами:

- Международная конвенция электросвязи (действует в редакции 1998 года, принятой в Миннеаполисе), а также Устав Международного союза электросвязи. Конвенция и Устав определяют структуру МСЭ, компетенцию его органов, правила процедуры конференций МСЭ и заседаний других органов Союза, шкалу взносов в бюджет, порядок арбитражного разрешения споров, порядок принятия Регламента радиосвязи, условия распределения радиочастотного диапазона и регистрации используемых полос частот и точек состояния спутников на геостационарной орбите;

- Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, принятое в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО и вступившее в силу в 1954 году;

- Конвенция о международном обмене изданиями 1958 года (СССР присоединился в 1962 году);

- Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 года (СССР присоединился в 1962 году);

- Женевская конвенция о международном праве опровержения 1948 года (вступила в силу в 1962 году; Россия не участвует);

- Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 года (запрещает несанкционированное распространение для публики телевизионных программ, передаваемых через спутники, которые могут приниматься в странах, для населения которых передача не предназначалась; Россия - участник). Вопросам обменов массовой информацией посвящены соответствующие разделы документов, принимаемых в рамках ОБСЕ. Основной принцип, лежащий в основе этих документов, - обеспечение свободы информации в рамках сотрудничества на базе заключенных соглашений.

Ряд международных договоров в этой области действует в отношениях между членами Совета Европы и ЕС (например, Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 года).

На региональном уровне образованы многие радиовещательные союзы (например, Европейский союз радиовещания).

Согласно Уставу Содружества Независимых Государств (СНГ), к сферам совместной деятельности отнесены сотрудничество в развитии систем связи (ст. 4), содействие развитию общего информационного пространства (ст. 19).Соглашение о создании СНГ предусматривает, прежде всего, гарантии свободы передачи информации в рамках Содружества (ст. 5) со стороны государств-членов.

Развивающиеся страны настаивают на установлении «нового международного информационного и коммуникационного порядка», который обеспечивал бы более сбалансированные потоки информации между развитыми и развивающимися странами. В 1973 году IV Конференция глав государств и правительств неприсоединившихся стран приняла решение о создании пула информационных агентств развивающихся стран.

На универсальном уровне проблемы политики в области международных обменов массовой информацией обсуждаются в рамках учрежденного в 1978 году Комитета ООН по информации в составе 67 государств.

Специалисты различных стран на регулярных научных форумах, проводимых по инициативе МСЭ, предсказывают неизбежность радикальных изменений в области международно-правового регулирования электросвязи вследствие бурного развития информатики и предвидимого в обозримом будущем формирования единой мировой коммуникационной системы, которая соединит спутники связи, банки данных различных стран, теле- и радиовещание, телефонную и факсимильную связь. По мнению ряда ученых, формирование единого всемирного «информационного поля» потребует и адекватных международно-правовых решений.

Итак, можно сделать выводы и предложения:

- При рассмотрении вопроса о собственно информировании населения о социально значимых событиях и пропаганде тех или иных взглядов неизбежно встает вопрос о схожести и различиях информации и пропаганды. Существует множество концепций о роли средств массовой информации в современных международных отношениях, но ни в одном международно-правовом документе точно не определены различия между собственно информацией и пропагандой, нет и четких критериев ответственности за пропаганду идей, осужденных мировым сообществом. Вероятно следует более детально разработать механизмы осуждения и ответственности в международном праве. По мнению многих исследователей в вопросе установления института ответственности за международную информационную деятельность следует рассматривать идеологическую насыщенность сообщений и установить ответственность за ущерб, который может быть нанесен заведомо ложной информацией или вследствие недобросовестности работников СМИ.

- На сегодняшний день недостатком конвенции о международном праве опровержения является то, что она не налагает на государства юридически выраженной обязанности опубликовать или иным образом выразить опровержение. Фактически не действует механизм опровержения и в рамках ООН. А потому представляется необходимым разработать более конкретные меры для реализации этого права.

- Кроме того, сегодня можно говорить не о международно-правовой ответственности, а скорее об этическом принципе, согласно которому СМИ несут скорее моральную ответственность перед аудиторией, чем юридическую. А потому следует разработать основные принципы и механизмы правовой ответственности (вплоть до уголовной) работников СМИ за распространение ложной и заведомо неверной информации.

- Всеобщая Декларация прав человека 1948 года является резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и носит рекомендательный характер, в отличие от Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Следовательно, при определении права человека на свободу информации необходимо ориентироваться на положения ст. 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах человека. Показательно, что пакты не были ратифицированы рядом стран, а другие сделали оговорки относительно ст. 19 и 20 о праве на информацию. Однако ссылки на внутренние законодательства, обеспечивающие «безграничную» свободу информации не всегда оправданны. Все государства в той или иной степени регулируют порядок распространения и содержания информации, передаваемой на их территории, однако задача международного права и состоит в выработке общих правил и унификации действующих законодательств.

- Рассмотрение сотрудничества в области радио и телевидения позволяет утверждать, что оно очень скупо оформлено в правовом отношении на уровне международного публичного права, а потому всем государствам следует должным образом привести свои национальные законодательства в соответствии с нормами и принципами международного права для создания условий дальнейшего сотрудничества в этой сфере.

 

Автор: Ермичева Е.В.