20.03.2012 2351

Правовые основы сотрудничества в области аудио-визуальных средств массовой информации

 

Радио и телевидение - сравнительно новые средства массовой информации, получившие огромное распространение во всем мире. В настоящее время на земном шаре действует более 25 тыс. радиовещательных станций, передачи которых принимаются 1,3 млрд. радиоприемников, работает 550 млн. телевизоров. Взаимный обмен информацией радио- и телепрограммами и т. д. требует правового регулирования. Такого рода регулирование необходимо, прежде всего, потому, что оно касается содержания передаваемой информации, программ и пр. И, кроме того, оно необходимо по ряду технических вопросов, таких как регулирование, распределение радиочастот, передача технических достижений, оказание взаимной помощи.

Уже сегодня действуют, а в XXI веке станут решающими два основных критерия уровня развития общества: доступ к информационно-коммуникационным технологиям и к высшему образованию. В связи с этим, для России очень важно развивать, прежде всего, информационно-коммуникационные структуры, наращивать информационные ресурсы, развивать российский сектор Интернета. Международно-правовое регулирование в рассматриваемой области осуществляется с использованием тех же способов, что и в других областях сотрудничества государств, т.е. заключаются международные договоры, образуются международные организации.

Для отношений в области аудио-визуального сотрудничества характерно наличие целой системы договоров, обеспечивающих обмен информацией и тесное сотрудничество между органами радиовещания и телевидения различных стран. Все сотрудничество осуществляется на плановой основе и преследует вполне определенные цели - развитие дружбы, сотрудничества и взаимопонимания.

Соглашения о сотрудничестве в области культуры являются как правило, основой для последующего заключения договоров более конкретного вида, т.е. соглашения о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания. В такого рода договорах уже подробно фиксируются обязательства сторон. Эти соглашения обычно имеют межведомственный характер, ибо заключаются между центральными органами по телевидению и радиовещанию. Например, российско-вьетнамское соглашение в данной области от 30 января 1997 года было подписано Государственным комитетом РФ по телевидению и радиовещанию и Комитетом по радиовещанию и телевидению при Правительственном совете СРВ.

Эти межведомственные договоры отличаются друг от друга по широте своего содержания: одни из них регулируют сотрудничество в области радио и телевидения, другие же - только в одной из этих областей.

При всем разнообразии регулируемых вопросов в данных договорах можно усмотреть и общие черты:

во-первых, предусматривается обмен теле- и радиоматериалами. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что договоры предопределяют и содержание этих материалов, их целевую направленность. Под материалами в соглашениях понимаются самые разные произведения: репортажи, интервью, телефильмы и пр.;

во-вторых, стороны оговаривают проведение встреч руководителей общественно-политических и информационных редакций для обмена опытом и консультаций, а также обмен сотрудниками для обсуждения вопросов сотрудничества, обмена опытом, просмотра и отбора телефильмов, подготовки теле- и радиопрограмм и пр. Обмен предусматривается взаимный и на безвалютной основе. Безвалютная основа предполагает, что расходы по проезду в оба конца несет посылающая сторона, а расходы по пребыванию указанных лиц - принимающая сторона. В рабочих протоколах обычно указывается количество лиц, которым стороны предполагают обменяться в течение года;

в-третьих, в соглашениях предусматривается создание совместных работ, таких как совместные теле- и радиопередачи, совместные телефильмы и телесюжеты. Это положение договоров также конкретизируется в рабочих программах. Если сравнить положения о проведении совместных работ в данных соглашениях и соглашениях в области кинематографии для определения того, где же лучше разработаны механизмы сотрудничества, то следует отметить, что договоры о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания не регламентируют вопросов, связанных с проведением таких работ как представление совместных телефильмов на международных фестивалях телевизионных фильмов и не отработаны механизмы защиты авторских прав. Сложившаяся же практика свидетельствует о том, что в титрах таких телефильмов указывается, что это совместное производство, а при использовании совместных радиопередач сообщается, что данная передача подготовлена совместно;

в-четвертых, соглашения предусматривают оказание необходимого содействия в подготовке определенных материалов. Например, в упоминавшемся российско-вьетнамском соглашении в ст. 9 говорится: «Российская сторона будет оказывать вьетнамской стороне содействие в подготовке учебных материалов для вьетнамских телезрителей и радиослушателей, изучающих русский язык»;

в-пятых, важным моментом, нашедшим отражение в соглашениях, является взаимный обмен опытом. Такой обмен опытом производится по составлению программ, научно-методической работе, по техническим вопросам телевидения и радиовещания. Понятие обмена опытом - в достаточной мере широкое, включающее ознакомление с достижениями контрагента, как по вопросам содержания, так и по техническим вопросам, т. е. оно означает передачу этих достижений другой стороне. В связи с этим возникает проблема охраны прав авторов и изобретателей, экономических интересов государства. По смыслу соглашений обмен опытом осуществляется безвозмездно и предполагает, что полученные знания контрагент будет применять у себя в государстве. Поэтому можно сделать вывод, что обмен опытом должен осуществляться в определенных рамках, таким образом, чтобы не были разглашены сведения, которые могут быть предметом лицензионного соглашения. Если же предполагается передача научно-технического достижения, организационного, технологического опыта безвозмездно, то и в этом случае необходимо заключение соответствующего соглашения, позволяющего четко обговорить права и обязанности сторон. Сказанное касается вопросов обмена опытом по техническим вопросам радиовещания и телевидения. В отношении же охраны авторских прав при обмене опытом должны действовать те положения соглашений, которые предусмотрены для обменов теле- и радиоматериалами;

в-шестых, соглашения фиксируют вопросы охраны авторских прав. Как правило, положения договоров сводятся к тому, что ответственность за охрану авторских прав на произведения, использованные в направляемых теле- и радиоматериалах, несет сторона-отправитель по своему национальному законодательству. Существо данного правила заключается в том, что носители авторского права со всеми претензиями по переданным в иностранное государство материалам должны обращаться к своим национальным органам, которые эти материалы передали. Данная норма полностью устраняет возможность возникновения спора между иностранными контрагентами;

в-седьмых, все договоры предусматривают направление в другую страну постоянных и специальных корреспондентов, которым принимающая сторона обязуется оказывать необходимую помощь в пределах своей компетенции. Обмен теле- и радиоматериалами предусмотрен как на коммерческой, так и на безвозмездной основе, при этом оговаривается эквивалентность безвалютного обмена и сбалансированность обмена на коммерческой основе. Таким образом, стороны стремятся добиться того, чтобы указанные обмены были взаимовыгодны и не носили одностороннего характера. Коммерческий характер обмена влечет за собой более подробное регламентирование вопросов использования полученных материалов. В этой связи соглашения предусматривают:

а) полученные материалы контрагенты могут использовать по своему усмотрению, без права передачи или продажи их третьей стороне;

б) изменения и сокращения полученных материалов не должны вести к искажению их содержания и первоначального смысла; в) стороны имеют право дублировать, озвучивать и субтитрировать полученные телефильмы и телепрограммы, обеспечивая полное соответствие перевода оригиналу;

г) полученные в порядке обмена телефильмы не могут использоваться для производства видеокассет, издания нот музыкального сопровождения телефильмов и записи звука на пленку или пластинки без письменного разрешения на то другого контрагента или особой договоренности. Как правило вопросы сотрудничества в области радио и телевидения обычно включаются в культурные соглашения и содержат только самые общие установления. Например, ст. IX Культурного соглашения между Бразилией и Республикой Бенин от 7 ноября 1994 года гласит: «Договаривающиеся Стороны будут поощрять обмены культурными и художественными программами между их радио- и телевизионными станциями. Несколько более подробная регламентация содержится в Соглашении о культурных обменах между Бразилией и Колумбией от 20 апреля 1993 года. В нем (ст. XI) устанавливается, что будут заключаться соглашения между официальными радиовещательными станциями «с целью организации периодических передач информативно-культурных радиопрограмм, подготовленных другой Стороной» и далее (ст. XV), что стороны будут, «учитывая требования публичной безопасности, облегчать свободное обращение газет, периодики и информативных публикаций и передач радионовостей и телевизионных программ, созданных в другой Стороне». Таким образом, в отношениях между этими государствами предусматриваются периодические связи и возможность свободного распространения радио- и телепрограмм. Конечно, последнюю возможность переоценивать не следует, учитывая осторожные формулировки Соглашения, что стороны будут «облегчать» это распространение, а также ссылки на требования публичной безопасности.

Рассмотрение сотрудничества в области радио и телевидения позволяет утверждать, что оно очень скупо оформлено в правовом отношении на уровне международного публичного права.

Однако необходимо отметить, что активно работают в рассматриваемой области международные организации. И в первую очередь надо отметить сотрудничество государств, в рамках Международной организации радиовещания и телевидения (OIRT), в состав которой входит 25 государств. Эта организация занимается не только техническими вопросами, но и организует информационные обмены, определяет их содержание и условия проведения. В 1960 году была создана открытая организация телевизионных вещательных органов европейских стран - «Интервидение».

В Африке создан Союз национальных организаций радио и телевидения, в Европе - Европейский союз радиовещания, в Азии - Азиатский союз радиовещания, на американском континенте - Межамериканская ассоциация радиовещателей.

Правовое регулирование сотрудничества в области аудио-визуальных средств связи осуществляется и на многостороннем уровне. В области радиосвязи договоры заключаются с 1906 года. Они содержали в основном технические нормы, касающиеся правил об установке и эксплуатации радиостанций, и предусматривали невмешательство в радиослужбу друг друга. Одним из последних договоров такого рода является Международная конвенция электросвязи, заключенная в 1965 году и ее последняя редакция 1998 года.

Единственным многосторонним договором, касающимся содержания радиопередач, является Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира (1936 г.). Целью данной Конвенции, как следует из ее преамбулы, является установление правил использования радиовещания «для передачи мыслей для лучшего взаимопонимания народов». С этой целью государства обязывались: • запретить и прекратить радиовещание на своей территории, которое может возбудить население одной страны к действиям против внутреннего порядка и безопасности другой страны (ст. 1);

- следить за тем, чтобы передачи их станций не призывали к войне или действиям, могущим повести к ней (ст. 2);

- издать соответствующие инструкции для радиостанций, находящихся в ведении правительств, и принять меры, обеспечивающие включение соответствующих правил в уставы частных вещательных организаций с целью недопущения вещания, которое «вредит международному доброму согласию путем неточных утверждений» (ст. ст. 3,6);

- осуществлять взаимный обмен сведениями для распространения их радиовещательными станциями (ст. 5).

С 1958 года появилась практика осуществления радио- и телевизионных передач частными лицами в целях рекламы в нарушение установлений Международной конвенции электросвязи. Эти передачи велись с судов, находящихся около территориального моря государств. Как известно, вмешательство в радиослужбу другого государства весьма опасно, ибо может повлечь нарушение безопасности полетов самолетов и космических аппаратов, безопасности плавания судов, и Международная конвенция электросвязи содержит правило, запрещающее такого рода вмешательство. Ст. 48 п. 1 ее гласит: « Все станции, независимо от их назначения, должны устанавливаться и эксплуатироваться таким образом, чтобы не причинять вредных помех радиосвязям или радио службам других членов или сочленов, признанных частных эксплуатационных организаций, имеющих соответствующие права на обеспечение службы радиосвязи и работающих в соответствии с постановлениями Регламента радиосвязи».

Для борьбы с подобным опасным деянием члены Европейского совета 22 января 1965 года в г. Страсбурге подписали Европейское соглашение о предупреждении радиопередач, ведущихся извне национальных территорий. Этот договор рассматривает в качестве запрещенных следующие деяния:

- установку и эксплуатацию радиовещательных станций на борту судов, самолетов или любых других плавающих или летающих объектов, которые вне национальной территории осуществляют передачи, направленные для приема или могущие быть приняты в целом или частично на территории государств, или которые причинят вредные помехи какой-либо радиопередающей службе, действующей в соответствии с Радио-регулированием (ст. 1 и п. 1 ст. 2);

- акты соучастия, выражающиеся в поставке, эксплуатации или починке оборудования; поставке питания; предоставлении транспорта или перевозке лиц, оборудования или питания; заказе или производстве материалов любого рода для передачи, включая рекламы; предоставлении услуг в отношении рекламы для использования такими станциями (п. 2, ст. 2) В соответствии с договором противоправными считаются только те передачи, которые могут быть непосредственно приняты радиослушателями и телезрителями. Вредные помехи, а также передачи на территорию прибрежного государства, производимые в целях оказания помощи судам и самолетам, а также другим плавающим или летающим объектам или в целях охраны человеческой жизни, не рассматриваются в качестве противоправных (ст. 6).

На всемирном уровне указанная проблема нашла свое отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, ст. 109 которой устанавливает правила в отношении несанкционированного вещания из открытого моря.

Под несанкционированным вещанием понимается передача «в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия» (п. 1 той же статьи) все государства должны сотрудничать в пресечении этого деяния.

Правило Конвенции 1982 г. отличается от Европейского соглашения рядом положений:

во-первых, Европейское соглашение более широко определяло противоправные деяния, указывая, что это установка, эксплуатация и акты соучастия; конвенция же говорит только о передаче программ;

во-вторых, если соглашение говорило о противоправности вещания с движущихся объектов, Конвенция же четко говорит о судах и установках, т. е. и с неподвижных объектов;

в-третьих, Соглашение среди движущихся объектов называет и самолеты, а Конвенция их не упоминает.

По-разному решаются в них и вопросы юрисдикции. Соглашение устанавливает ответственность физических и юридических лиц, перед государством своего гражданства, одновременно оговаривая возможность привлечения к ответственности иностранцев государством, на территории которого совершено преступление. Таким образом, юрисдикцией, по Соглашению, обладают государство гражданства лица и государство места совершения преступления.

Права и обязательства, по Соглашению, «совместимы» с правилами Конвенции, хотя и отличаются от последних, вследствие чего оба документа могут действовать параллельно.

Международное непосредственное телевизионное вещание.

Международное непосредственное телевизионное вещание (МНТВ), будучи новым и чрезвычайно эффективным средством массовой информации, потребовало разработки не только технических норм, но и международно-правовых принципов вещания на основе уважения суверенных прав государств и невмешательства в их внутренние дела. Для того, чтобы МНТВ способствовало распространению полезных знаний в области культуры и науки и их взаимному обмену, улучшению образования и социального развития, повышению уровня жизни и обеспечения здорового досуга в различных странах, оно должно осуществляться способами, совместимыми с развитием взаимопонимания и укрепления дружественных отношений и сотрудничества между всеми народами и государствами в интересах поддержания международного мира и безопасности.

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим МНТВ, является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1982 года «Принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для МНТВ». Резолюция определяет цели и задачи МНТВ - содействие распространению информации и знаний в области культуры и науки, образования; развитию в социальной и экономической областях, особенно в развивающихся странах; улучшению условий жизни всех народов; улучшение досуга во всех странах с должным уважением их политических и культурных систем; наконец, содействие развитию взаимопонимания и укрепления дружественных отношений и сотрудничества между государствами и народами в интересах поддержания международного мира и безопасности.

Наряду с принципом ответственности государств за правомерный характер МНТВ и обязательностью консультаций в случае разногласий по этому вопросу резолюция 37/92 недвусмысленно рекомендует до начала МНТВ на определенные страны заключить с ними соглашения или достигнуть на этот счет соответствующих договоренностей, что нельзя понимать иначе как требование получать предварительное согласие от государства, на чью территорию предполагается вести МНТВ. Это вывод подкрепляется положениями резолюции 37/92 о том, что деятельность по МНТВ должна быть «совместимой с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства», и вещающее государство до начала МНТВ должно «без промедления» уведомить об этом своем намерении все предполагаемые принимающими эти передачи государства.

Таким образом, позиция ООН относительно МНТВ сводится к тому, что решение вопроса о том, является ли та или иная деятельность в области МНТВ законной или противоправной, является ли та или иная передача по МНТВ дозволенной или недозволенной, решается принимающим передачи государством, независимо от того, нравится это или нет сторонникам «свободного эфира».

 

Автор: Ермичева Е.В.