21.03.2012 2594

Центральное донское управление с 1800 по 1860 гг

 

Павел I провел преобразования, заключающиеся в ликвидации Войскового гражданского правительства, и восстановил «издревле существовавшую» канцелярию, которой предоставлялись более широкие права в области управления. Однако, последовавшие за этим ряд дополнительных указов, значительно ограничили ее права, так как по военным делам канцелярия находилась в ведении Военной коллегии. Уголовные дела лиц невойскового сословия, которые раньше рассматривались Войсковым гражданским правительством, отсылались в Воронежскую и Новороссийскую губернии, гражданские дела изымались из Военной коллегии и передавались на рассмотрение в Сенат. Чтобы еще более ограничить власть войсковых атаманов и усилить контроль, за деятельностью канцелярии, 13 июня 1800 года туда был определен прокурор, им стал коллежский асессор из Архангельска А.Л. Миклашевич. За всю историю донского казачества, впервые в его органы власти вводилось лицо невойскового происхождения. Указом от 23 июля в Войсковую канцелярию был определен «присутствующим по старшинству» генерал от кавалерии И.И.Репин, который должен был присутствовать на ее заседаниях совместно с атаманом, а в его отсутствие «управлять делами Войска». 5 августа 1800 года И.И.Репин прибыл из Петербурга, но не один, а с генерал-адъютантом С.А.Кожиным.

По представлению А. Миклашевича, сенатским указом от 6 сентября 1800 года было утверждено «Положение» о Войсковой канцелярии. Исходя из него, там должны были присутствовать войсковой атаман, два члена, избираемых из старшин, и «особы, каковых е.и.в. благоугодно будет назначить». Указанные «особы» прибыли на Дон еще до упомянутого указа. Каждое из вышеназванных постановлений Павла I наносило существенный удар по остаткам автономии донских казаков в области управления, что вызывало резкое недовольство донцов, так гордившихся данной привилегией. Особо тягостное впечатление произвело на них введение в высший орган правления лиц невойскового происхождения. Однако центральные власти все это делали для того, чтобы привести управление войском Донским «в единосообразие с прочими обывателями» Российской империи. Но эти меры не привели до конца к поставленной цели. К числу важнейших причин, помешавших до конца провести намеченные преобразования в управлении войском, Государственный совет в 1802 году относил «частные их привилегии, воинский их состав, дух народный, права и обычаи».

В 1801 году войсковой атаман М.И.Платов вошел с предложением к вице - президенту Военной коллегии И.В. Дамбу и генерал-прокурору А.А. Беклешову о реорганизации войсковых органов власти, а в октябре того же года он обратился с особой просьбой к Александру I. Атаман просил императора, чтобы Войско «управляемо было тамошними чиновниками на основании всеобщих государственных узаконений, а не посторонними, которые, быв определены в Войско, расстраивали оное, делая чрез прихоти или собственные выгоды от себя, некоторые представления вопреки всемилостивейше пожалованных оному привилегий, отчего войско Донское приходило в уныние».

В связи с дальнейшей централизацией и реорганизацией административных органов страны в единую систему, правительство решило произвести преобразования на общих началах и во всех казачьих войсках. При обсуждении этого вопроса в Государственном совете в феврале 1802 года отмечалось, что «виды» правительства в отношении управления казачьими войсками всегда клонились к тому, чтобы «привести их в единообразие с прочими обывателями» империи. По мнению членов Совета, созданное на Дону гражданское правительство, «сколько ни далеко еще было от общего порядка, полагало, однако ж, в нем некоторое начало», но последовавшие за тем перемены не сделали «существенных преобразований» в данном направлении. Поэтому Совет считал необходимым «переменить в сих войсках образ гражданского правления».

25 февраля 1802 года был издан указ Александра I об устройстве управления казачьих войск: Донского, Черноморского, Уральского, Чугуевского. Войсковая канцелярия преобразовывалась по примеру гражданского правительства 1775 года, членами которой являлись атаман, два непременных члена и четыре асессора по выбору на три года. По военной части она оставалась в подчинении Военной коллегии, по гражданской - в ведомстве Правительствующего Сената. Присутствие «особ, коих е.и.в. богоугодно будет назначать», отменялось, но для наблюдения за исполнением законов сохранялась должность прокурора, который не имел «повелительной власти». Ранее созданные экспедиции уничтожались, взамен их создавалась одна полицейская «в виде управы благочиния под точным и единственным ведомством войскового атамана». Назначалось семь сыскных начальств, которые наделялись правами первой инстанции, уездного и земского суда. Причем решение их можно было обжаловать в войсковой канцелярии.

Восстановление канцелярии по образцу войскового гражданского правительства 1775 года лишь отчасти затронуло управление войском Донским; многие проблемы оставались нерешенными: о поземельных владениях казачества, дворянства и крестьянства, о политическом отношении Войска к государству. Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на заседаниях Государственного Совета в 1804 году. Отношение правительства к донскому казачеству наиболее четко выразил в своем выступлении князь Куракин: «Войско Донское окружено, будучи губерниями, не токмо не несет того рода службы, какова для государства только нужна и для которой привилегии и столь пространная область даны были, но и, оставаясь в управлении своем на прежнем основании, которого предмет и выгоды уже миновали, и, считая себя как бы особым народом, не соответствуют ни общему порядку, ни видам правительства». Далее он предлагал меры «своеобразные той цели, каковую правительство иметь должно в рассуждении политических обстоятельств сей области». Для сближения внутреннего устройства войска Донского с «общими государственными правилами», соединения «выгод» его с «общей государственной пользой» предлагалось разделить Войсковую канцелярию на три экспедиции. Две из них - гражданская и экономическая должны были пополняться «чиновниками, от герольдии определяемыми» и, чтобы все экспедиции состояли в «ведомстве государственных министерств».

Указом правительствующего Сената от 6 февраля 1804 года о дополнениях в войсковом управлении, канцелярия была разделена на три экспедиции: военную, гражданскую, и экономическую. Военная экспедиция занималась составлением списков служилых и отставных казаков, откомандированием на службу, то есть всеми вопросами, которые раньше находились в ведении походной атаманской канцелярии. Так же ей поручалось рассмотрение уголовных и политических дел донских чиновников. Гражданская экспедиция вела дела уголовные, тяжебные, следственные, межевые, крепостные и земской полиции. В подчинение экономической экспедиции находились все денежные дела по войску, различные сборы, приходы и расходы, подряды, откупные платежи, оброчные статьи и денежные отчеты. Во главе военной экспедиции стоял войсковой атаман, двумя другими руководили чиновники, назначаемые им и утверждаемые правительством. Положение и права сыскных начальств оставались такими же, как они были определены указом 1802 года.

Утверждая на Дону все вышеперечисленные изменения, центральная власть понимала половинчатость этих реформ, так как без решения вопросов о поземельных отношениях, местном дворянстве, положении казаков и крестьян, нельзя было коренным образом реорганизовать все органы управления и окончательно подчинить их своей власти. В связи с этим в конце 1804 года Александр I потребовал от Сената представить сведения об обстановке в области войска Донского и продумать такое «Положение», в котором бы, с одной стороны, «утверждалось исключительное право дворян на вечное владение землями», с другой, оставалось бы внутреннее управление «по части полиции и доходов, суда и расправы на прежнем основании» в ведении войскового атамана и канцелярии. Кроме того, предлагалось, исходя из необходимости и государственной пользы, допустить небольшие исключения из общих правил о губерниях.

По указанию императора в Сенате был создан комитет для рассмотрения дел о войске Донском. Таким образом, правительство вплотную подошло к крупномасштабным преобразованиям в организации власти и управления казачеством. Однако, сложное международное положение России в это время, затем Отечественная война 1812 года откладывала их проведение.

Вместе с тем тяжелая обстановка на Дону: захваты помещиками войсковых и станичных земель и поселение на них своих крестьян, олигархическое правление старшин, беззаконие и произвол чиновников -постоянно напоминала правительству о необходимости серьезной перестройки системы управления Доном. Аргументом в пользу такого решения являлось и то, что в течение 1806-1816 годов войсковой атаман М.И.Платов неоднократно просил Сенат о преобразовании Войска и учреждения в нем присутственных мест.

В 1806 году, представляя доклад о «затруднениях, встречаемых в успешном производстве по войсковой канцелярии дел», донские чиновники просили для производства уголовных и тяжебных дел учредить особый департамент суда и расправы на правах палат уголовной и гражданской под председательством одного непременного судьи и трех асессоров. В связи с таким положением дел в регионе военный министр А.Аракчеев, выступая на заседании Сената в 1809 году, предлагал изменить управление казачьими и другими линейными войсками, создав новое «Положение». Правительство, не имея ни сил, ни возможностей в тот период для таких преобразований, издавало многочисленные указы, в которых лишь частично затрагивались те или иные вопросы, но не изменялось их существо. 28 марта 1810 года был изменен порядок рассмотрения в Сенате гражданских дел из области войска Донского. А в 1815 году были вновь образованы присутственные места. Гражданская экспедиция упразднялась, и вместо нее создавался независимый от войсковой канцелярии департамент суда и расправы «на общем основании палат уголовной и гражданской под председательством одного непременного судьи и трех асессоров по выборности, через каждые три года». Таким образом, было ограничено влияние войскового атамана и канцелярии. С целью сокращения захватов войсковых и юртовых земель и поселения на них крестьян, переводимых из центральной России, в 1816 году были изданы указы, запрещающие продавать донским чиновникам крестьян и людей для переселения их в пределы Войска.

Несмотря на проведенные правительством мероприятия, органы власти и управления на Дону оставались несовершенными, а значит и малоэффективными. Об этом говорит тот факт, что в отчетах «по управлению войском Донским», находящихся в Российском Государственном историческом архиве (далее РГИА) постоянно сообщалось о скоплении большого количества нерешенных дел в канцелярии и сыскных начальствах. Поэтому, когда в 1818 году войсковой атаман А.К.Денисов возбудил вопрос об учреждении в войске Донском комитета для разработки инструкций донским полкам, правительство охотно согласилось на это. 29 мая 1819 года был издан манифест об учреждении временной комиссии для составления нового положения «о всем том, что принадлежит для внутреннего и военного управления войском». Центральные власти видели в создании комиссии повод для проведения коренных преобразований на Дону, в то время как войсковой атаман А.К.Денисов хотел ограничиться лишь заменой старых инструкций, которые «производили недовольства казаков на полковых командиров», новыми, не затрагивая других сторон жизни донцов.

В ходе работы над созданием «Положения» оформилось и развилось два направления: первое, отражавшее стремление донских чиновников и дворян в максимальной степени сохранить существующие порядки владения землей и крестьянами, полученные ими еще при Екатерине II за участие в свержении с престола Петра III, а так же действующие формы организации власти и управления, которые позволяли им беззаконно присваивать права и привилегии казачества. Второе выражало интересы правительства, предусматривавшие дальнейшую ликвидацию остатков политической самостоятельности Войска, значительное ограничение олигархического правления старшин, захватов ими войсковых и юртовых земель с целью сохранения и укрепления казачества, как замкнутого военного сословия, опоры самодержавия.

В состав комиссии, которую возглавлял войсковой атаман А.К. Денисов, от правительства вошло два члена: от военного министерства - генерал - адъютант князь А.И. Чернышев и от министерства юстиции - сенатор В.И. Болгарский. Окончить разработку проекта намечалось к маю 1820 года.

Однако серьезные столкновения между представителями центральной власти, с одной стороны, войсковыми атаманами (сначала А.К.Денисовым, позднее А.В. Иловайским) и представителями дворянско-чиновничьей аристократии Дона - с другой, затянули работу комиссии на долгие годы.

Источником беспорядков и злоупотреблений в войске Донском А.И. Чернышев считал «неудобство в составе войскового и окружного управления, недостаток ясных правил для действий, а также своевольство чиновников с неограниченным самовластием, утеснявших казаков как на службе, так и, в особенности, в домашней жизни». Чтобы искоренить эти недостатки, по мнению членов комиссии, следовало полностью прекратить выдачу из герольдии грамот и гербов на потомственное дворянство всем офицерам Войска, кроме генералов и штаб-офицеров. Также запретить донским чиновникам покупать крестьян и дворовых людей в российских губерниях для перевода на войсковые земли, но разрешить их продажу, уже поселенных в пределах Дона. Тем не менее, правительство не собиралось ущемлять интересы дворянства. Оно лишь стремилось за счет ограничения крупного землевладения на Дону улучшить положение другой более многочисленной части - беспоместных чиновников.

Другой важной стороной деятельности комитета явилась разработка вопросов военного управления казачеством, так как государство рассматривало последних как свою военную силу и уделяло большое внимание закреплению за ними военной службы как государственной повинности.

Эти и другие предложения легли в основу проекта «Положения об управлении войском Донским». Он состоял из четырех частей - военной, гражданской, хозяйственной и поземельной. 23 апреля 1823 года проект был представлен Александру I. Для его рассмотрения в мае того же года при Государственном совете создали специальный комитет, в который вошли граф П.В. Кочубей, статский советник B.C. Ланской, генерал князь И.В. Васильчиков, генерал-лейтенант Е.Ф. Канкрин и тайный советник М.М. Сперанский. Генерал А.И. Чернышов и сенатор В.И. Болгарский должны были присутствовать для объяснений. Но возникшие сразу же разногласия между членами комиссии, а затем отъезд П.В. Кочубея (вместо него председателем комитета был назначен барон Кампенгаузен), затянули рассмотрение «Положения» с мая по сентябрь 1823 года. Наконец, в феврале 1824 года оно было представлено на «высочайшее усмотрение».

Внезапная смерть Александра I в ноябре 1825 года помешала утверждению данного указа, а восстание на сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года надолго отвлекло внимание правительства от этого вопроса.

Напуганное восстанием декабристов, встретив сильную оппозицию на Дону в лице дворянско-чиновничьей аристократии, и в то же время боясь волнений казачества в связи с продолжавшимися захватами войсковых и станичных земель и злоупотреблениями старшин, самодержавная власть приняла меры, лишь несколько ограничивавшие самоуправство атамана и произвол чиновников. За поддержку донской аристократии и стремление оттянуть принятие нового «Положения», так как оно мешало «удержать те порядки, кои столь ему приятны», А.В. Иловайский был отстранен от должности атамана, осужден и сослан в город Могилев, а на его место был назначен генерал-лейтенант И.А. Андриянов.

Чтобы укрепить свои позиции в казачьих войсках, правительство ликвидировало в 1827 году должность войскового атамана, назначив вначале шефом, а затем атаманом всех казачьих войск наследника престола. Сохранялась должность наказного атамана, права и обязанности которого были определены манифестом от 16 февраля 1828 года о власти и образе действия войскового и наказного атаманов по управлению Доном до утверждения проекта войскового положения. Как отмечалось в указе, наказной атаман подчинялся войсковому, и в случае его отсутствия, увольнения или смерти пользовался всей полнотой данной ему власти и выполнял его обязанности. Войсковой атаман являлся начальником войска и председателем канцелярии. Главной его обязанностью было «неусыпное» наблюдение за правильным исполнением законов, установленных порядков и дарованных войску привилегий и преимуществ.

В 1834 году наказной атаман Д.Е. Кутейников в донесении о состоянии войска Донского сообщал о неудобствах, встречавшихся в работе канцелярии, по причине чего в ней скопилось 5402 нерешенных дела и по ним содержалось 59 арестантов. Обеспокоенное таким положением дел, а также нарастанием недовольства рядовой массы казачества, захватами донскими чиновниками войсковых и станичных земель, злоупотреблениями в управлении, правительство 26 мая 1835 года утвердило «Положение об управлении войском Донским».

Этот закон закреплял звание войскового атамана всех казачьих войск за наследником престола. Непосредственное командование войском поручалось наказному атаману, которому присваивались права военного губернатора, «управляющего и гражданской частью». Военная экспедиция заменялась Войсковым дежурством. Оно вело военные дела и возглавлялось начальником штаба, который подчинялся непосредственно войсковому атаману. Гражданские дела сосредоточивались в Войсковом правлении, которое было создано вместо канцелярии и возглавлялось наказным атаманом. Этот орган образовывался в составе четырех экспедиций - исполнительной, хозяйственной, поземельной, казенных доходов и питейных сборов и счетного отделения.

Земля Донского войска разделялась на четыре военных округа, состоявших в ведении окружных генералов, а в гражданском управлении -на семь районов, подчиненных сыскным начальствам. Казачество провозглашалось «особым военным сословием», доступ в которое был практически закрыт. Подтверждались права и привилегии донцов на рыбные ловли, беспошлинную торговлю, добычу антрацита, соли и т.д. «Положение» законодательно закрепляло сложившуюся систему организации власти и управления в регионе. К выборам в Войсковое правление, окружные сыскные начальства, суды допускались только чиновники. Причем старшие члены правления и суда избирались лицами, имевшими права потомственного дворянства.

Казакам разрешалось участвовать в выборах лишь в местные органы власти и управления. Они могли присутствовать на станичных сборах, избирать станичных атаманов и станичное правление. Зачастую, эти законы о выборах носили декларативный характер, фактически «непременными членами» Войскового правления и суда становились родственники атаманов и приближенные к ним лица «испытанные в добром поведении и расторопные». Помимо этого сама процедура выборов постоянно нарушалась, чему имелось немало примеров. А. Запорожский (член комитета по разработке нового положения об управлении войском Донским в 1860 году) в докладной записке военному министру Д.А. Милютину отмечал, что на станичных сходах «дела всегда решаются 15-20 лицами, слывущими по местному названию под именем горлачей или вожаков; масса же схода только следит за отчаянной жестикуляцией и азартными криками и по их шаблону выкрикивает свое мнение».

Большое внимание правительство уделяло закреплению за казачеством военной службы как государственной повинности. Устанавливался ее 25-летний срок. На внутреннюю работу допускались только отставные чиновники и казаки.

Для ослабления социальной напряженности центральные власти пошли на юридическое оформление раздела войсковой земли на частновладельческую (дворянскую) и войсковую, которую отдавали станицам и казакам в пользование.

Опасаясь новых оппозиционных выступлений среди донского дворянства и волнений казачества, правительство было вынуждено придвинуть к границам Донской земли регулярные войска. В таких условиях проводились выборы в Войсковое правление, суд, местные органы власти и управления.

Преобразования 1835 года приблизили систему руководства регионом к обще-губернскому типу. Была создана трехъярусная система управления - войсковое, окружное, станичное. Но, если «Положение» четко определяло права и обязанности войсковых и окружных органов власти, то почти не затрагивало местную систему управления. Нечетко были определены границы власти и подчинения станичных атаманов и станичных обществ Войсковому правлению и Войсковому дежурству, окружным органам власти и управления, что приводило к столкновениям между ними за право широкого самоуправления, против их административного произвола.

Таким образом, вышерассмотренный документ был принят в интересах дворянства и верхушки казачества, чем закрепил их позиции в политической и социально-экономической областях жизни региона. Небольшие уступки были сделаны казачеству: оно сохранялось как сословие военнослужащих. Юридически оформив сословную замкнутость донцов, центральные власти отвлекли последних от борьбы за землю, за свои права и привилегии, которые постепенно присваивало себе дворянство.

Вместе с тем, проведенные на Дону мероприятия, не привели к ожидаемым результатам. По отчету о состоянии войска Донского в 1839 году в окружных сыскных начальствах скопилось 12648 нерешенных дел, а в Войсковом правлении - 5207.

Указом от 2 августа 1840 года гражданское управление казачеством передавалось в военное министерство по департаменту Военных поселений для «большего в управлении единства». А в 1848 году произошло еще одно примечательное событие. Вместо умершего М.Г. Власова впервые был назначен атаман из неказаков. Им стал генерал М.Г.Хомутов, бывший командир гусарского полка. После него, это исключение стало правилом, действовавшим до 1917 года. Часто такие атаманы не знали ни Войска, ни казаков, ни их традиций и истории, но зато пользовались доверием правительства.

Свод законов 1857 года вводил в систему управления на Дону незначительные изменения. Перемены затронули центральные органы власти, которые теперь состояли из: 1) войскового правления под председательством войскового наказного атамана и четырех экспедиций: исполнительной, хозяйственной, поземельной и счетной (соответствующих губернскому правлению), а также из рекрутского присутствия, строительной и продовольственной комиссии и 2) отдельных войсковых учреждений.

На все главные должности, составляющие эти управления, избирались чиновники на три года, сословием войсковых чинов (дворян).

В станицах сохранялись сельские сборы. В которых участвовали урядники, казаки, служащие, отставные чиновники. На них каждые три года в январе, производились выборы станичного атамана, судей, заседателей в войсковые уголовный и гражданский суды, а также в окружные судные и сыскные начальства. Сельское правление состояло из атамана и двух судей. Данный документ окончательно регламентировал все стороны жизнедеятельности казачества как военно-служилого сословия.

Таким образом, до 1860 года делами войска Донского распоряжался Сенат - высший орган центрального управления, стоявший над всем государственным аппаратом, но, несмотря на это, правовые основы деятельности казачества продолжали меняться с приходом и уходом царствующих особ и зависели от их воли. Об этом говорят следующие факты: 6 ноября 1797 года Сенатом был издан указ «Об утверждении прежних постановлений в Донском войске и о восстановлении Войсковой канцелярии».

11 июня 1800 года в ее штат была введена должность войскового прокурора по гражданским делам.

Указом Сената от 2 сентября 1800 года при канцелярии учреждалось три экспедиции: криминальных, гражданских и тяжебных, казенных дел, а указом от 8 октября этого же года еще три экспедиции: межевых дел, полиции и сыскное начальство, соответствующие земскому суду.

Войсковая канцелярия по воинским делам находилась под ведомством Военной коллегии, а по гражданским отчитывалась перед Сенатом.

Мероприятия, проведенные Павлом I, не долго сохранились. Уже в 1802 году по ходатайству войскового атамана М.И. Платова, Войсковая канцелярия вновь была преобразована по образцу Войскового гражданского правительства, хотя и не получила этого названия.

29 сентября 1802 года было утверждено новое «Воинское устройство войска Донского».

Указом Сената от 6 февраля 1804 года «Канцелярия войска Донского» для удобства ведения дел подразделялась на три экспедиции: гражданскую, экономическую, и воинскую. По военной части она подчинялась Военной коллегии, а по гражданской - Сенату.

6 мая 1815 года был утвержден указ «О новом образовании присутственных мест войска Донского». Исходя из него, «Войсковая канцелярия» оставалась с прежним числом членов. Оставались военная и экономическая экспедиции, а гражданская упразднялась.

Таким образом, деятельность Войска зависела от политической конъюнктуры и не могла быть эффективной.

Признанием этого факта стало назначение в 1819 году особого комитета по разработке «Положения о войске Донском». Результатом работы стало утверждение его Сенатом 26 мая 1835 года.

Новый закон об управлении на Дону сразу поставил Войско в положение не обособленной части Российской империи, а отдельной области, сходным с управлением русских губерний. По региону пошла почта, начались отношения с другими губерниями, и только особенность военной казачьей службы отличала донцов от других подданных империи. Такое объединение с другими областями России должно было непременно совершиться когда-нибудь.

Это «Положение» регламентировало военную службу, систему управления и земельные отношения на Дону. Для удобства управления территория Войска была разделена на округа с назначением в каждый из них одного атамана.

Еще раньше, в 1827 году, функцию войскового атамана Николай I передал своему сыну, наследнику престола, который с того времени считался «верховным атаманом всех казачьих войск». Должность эта стала наследственной. Лицо, реально исполняющее функции войскового атамана, стало называться «наказным атаманом» то есть заместителем войскового, поставленным по «наказу».

Реформы середины 1860-х годов привели к дальнейшему укреплению государственной зависимости казачества. Созданное в 1858 году Управление иррегулярных войск было переименовано в 1867 году в Главное управление иррегулярных войск, а в 1879 году - в Главное управление казачьих войск с сохранением своей главной директивно-командной функции.

До 1916 года уточнялись, дополнялись, развивались основные уложения казачьей жизни, (1870 год - «Положение об общественном управлении в казачьих войсках», 1891 год - «Положение об общественном управлении в станицах казачьих войск»), но вместе с тем все они сохраняли основную свою суть - определение главных сословных отличий казачества от других слоев населения России.

Для более полного освещения форм общественного управления на Дону, необходимо обратиться к рассмотрению вопроса о правах и привилегиях, «дарованных» Войску государством. Они наиболее полно и точно перечислены в «Статистическом описании земли Донских казаков». Это позволяет проследить, какие права были у казачества издревле, а какие оно получило, перейдя на службу Российской империи.

Процесс перевода казачества в государственное сословие завершился к середине XIX века. Тем не менее, оставались отличительные признаки, которые выделяли его от остальной части населения России - это наличие прав и привилегий, которые делились на три разряда:

1. Принадлежащие казакам с самого начала общественной жизни.

2. Предоставленные им в первые времена «состояния под покровительством России», наконец.

3. Жалованные казакам за службу, со времен «совершенного подданства их».

К первому разряду принадлежали: правление, образ службы, общее владение землею и рыбные ловли.

Ко второму разряду: жалованье войску и беспошлинная торговля. К третьему разряду относились: обладание Маныческими солеными озерами, винная продажа внутри войска.

Из приведенного текста, очевидно, что в середине XIX века казачество получило сословные права и привилегии за службу Российскому государству. Для более детального рассмотрения остановимся на каждом из них в отдельности.

Относительно образа службы казаков надо отметить ряд особенностей по сравнению с российской армией. «Во-первых, во всем народе не было ни одного человека в другом звании, кроме звания воина; целый народ, в продолжении почти 200 лет представлял сборище воинского стана». В течение XVI-XVIII веков казаки по первому сигналу тревоги выходили в поход, во главе стоял атаман или старшина. Во - вторых, с 1798 года донцы получили «важнейшие основания образа служения», которые определялись в трех главных высочайше дарованных правах:

1. «в том, что каждый казак по окончании своего срочного служения в поле, возвращается домой и остается мирным хозяином;

2. что всякий из них, единственно по достоинству и заслугам, равно достигает всех введенных степеней отличия;

3. что, во время служения за пределами земли своей, каждый казак пользуется казенным жалованьем, провиантом и фуражною дачею».

До 1820 года донские казачьи полки оставались на службе в мирное время три года, после чего менялись другими. После 1820 года этот срок был изменен на четырехлетний. Сменный полк возвращался в пределы Войска, где ему устраивался инспекторский смотр, после чего казаки распускались по домам, вступали в круг мирных граждан, занимались хозяйством до новой очереди.

В третьих, казак во все время службы должен был иметь свою собственную одежду, оружие, лошадь. На действительной военной службе он получал из казны жалованье и фураж для строевой лошади, (служба считалась действительной, когда полки или команды выходили за границы Войска - И.Б.). Вступали на службу казаки, достигшие 19 лет, оставаясь на ней 25 лет, и только после этого имели право на отставку.

Управление внутри Войска осуществлялось особыми указами, уставами, положениями, о которых речь шла ранее.

Что же касается привилегий донцов на рыбные промыслы, то это «право простирается на все воды, в их земле находящиеся, на устья реки Дона и частью на залив Азовского моря, как все в отношении к рыболовству составляют исключительное владение казаков».

Привилегии второго разряда заключались в жалованье войску Донскому. Как правило, оно состояло из денег, военных припасов: пороха, селитры, свинца, сукна, провианта. Каждый император в течение XVIII-XIX веков увеличивал жалованье казакам, учитывая их значение для Российского государства. Если при Петре I в 1700 году оно составляло 5000руб., то уже в 1832 году (на то же количество реестровых казаков) - 21311руб. 60коп.. Таким образом, начиная с середины XVII века, население Дона получало денежное довольствие и военный провиант, которое равномерно распределялось между ним.

Важной привилегией являлась беспошлинная торговля. Так, царская грамота от 25 июля 1735 года «утверждает свободную и беспошлинную торговлю людям всякого звания на двух донских ярмарках - Урюпинской и Михайловской». Все торговые привилегии казаков в XIX веке оформились в три основные статьи, согласно которым в пределах своей земли можно было торговать всеми видами товаров беспошлинно; разрешалась свободная торговля с закубанскими народами, а также греками, турками, армянами; имели право вывозить все произведенные на Дону изделия для продажи в Россию.

К привилегиям третьего разряда относилось обладание Манычскими соляными промыслами, которыми казаки пользовались свободно по мере надобности. Если добытчики ломали соль не своими орудиями, а войсковыми, то они платили за это шестую часть добытого, в запасный войсковой магазин.

Что касается винной продажи внутри земель Войска, то она определялась дарованными «Высочайше грамотами» и являлась монополией войска, приносящей ему определенные доходы в казну.

Таким образом, после перехода в конце XVII - начале XVIII веков казачества на государственную службу Российскому государству на Дону продолжало существовать общественное управление. И «высочайшее утверждение прав и привилегий казакам доказывает нам, что правительство было заинтересовано в их сохранении, так как понимало, что, действуя таким образом, оно может получить еще большую пользу от них, как от защитников Отечества.

В заключении отметим, что на протяжении XVIII в. и по 1860 год происходил процесс постепенного подчинения Дона Российской империи. В этом определялись потребности не только Российского государства, но и донского казачества, которому была нужна экономическая и политическая поддержка со стороны Москвы. В то же время, являясь частью русской земли, Войско пользовалось широкими автономными правами и привилегиями, что в значительной степени отличало его положение от остальной части населения России. Центральная власть, подчинив себе верховные и, в большей степени, средние слои казачества, была вынуждена сохранить основной демократический стержень общественного самоуправления донцов на низшем (станичном, хуторском) уровне, который являлся наиболее многочисленным в казачестве. Попытки уничтожить этот общинный строй в конце XVII - XVIII веках приводили к потрясениям основ царской власти в виде восстаний С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева.

 

Автор: Бенку И.В.