21.03.2012 2069

Некоторые проблемы социально-экономического развития Сеуты и Мелильи после 1956 г.

 

2 марта 1956 г. и 7 апреля 1956 г. были подписаны соответственно франко-марокканская и испано-марокканская декларации об отмене Фесского договора 1912 г. Режим протектората был отменен. Испанское правительство признавало самостоятельность Марокко в вопросах внешней политики и обороны, однако, в ходе переговоров не был решен вопрос о Сеуте и Мелилье, Чафаринских островах, т.е. вопрос об испанских анклавах на территории Марокко. Формально эти территории остались под суверенитетом Испании. Их социально-экономическое развитие оказалось сильно зависимым от проблем, переживаемых самой метрополией, которое особенно обострились из-за краха фашистских государств во Второй мировой войне. Франкистское правительство оказалось в относительной политико-экономической изоляции на международной арене. В обстановке враждебного окружения экономика страны была перестроена в соответствии с принципами автаркии, т.е. самообеспечения. Во второй половине 1950 - х гг. внутренняя ситуация в Испании резко ухудшилась. В поисках выхода из кризиса был проведен отказ от автаркии и началась перестройка экономики в соответствии с западноевропейской конъюнктурой, т.е. стала развиваться рыночная экономика. В 1959 г. был принят план стабилизации экономики. Страна получила мощный приток валюты. Властями была организована массовая эмиграция трудящихся, потерявших средства к существованию, в страны Западной Европы. В свою очередь в Испанию хлынули туристы. Таким образом, Испания получила три источника валютных поступлений: прямые инвестиции, доходы от туризма и заработки рабочих-эмигрантов, перечисляемые на родину. Радикальная перестройка экономики в 1960-е гг. привела к ее достаточно быстрому развитию. Испания выдвинулась в начале 1970-х гг. в группу лидирующих стран капитализма. Начавшаяся полоса подъема в испанской экономике отразилась в экономическом подъеме в испанских анклавах.

Однако к концу 1970 - х гг. вновь началась волна проблем. Если обратиться к мнению местных предпринимателей и средств массовой информации, то можно отметить, что все они давали негативную оценку экономической ситуации. «Мы находимся в состоянии ужасного кризиса», - заявлял президент Ассоциации предпринимателей сеутинского Базара. «Мелилья в полосе великой депрессии» - вторил ему президент Торговой палаты.

На первый взгляд кажется, что подобные утверждения не лишены оснований. Если мы сравним отдельные экономические показатели, то складывается картина, что анклавы были охвачены кризисом. Прежде всего, сфера промышленного развития этих городов всегда состояла лишь из нескольких предприятий, которые со вступлением Испании в ЕЭС пришли в упадок. Из 1.507 человек, работавших на промышленных предприятиях обоих городов в 1982 г., на следующий год сохранили свои рабочие места 1.311. В 1981 г. на промышленность Мелильи было ассигновано 1.191 миллионов песет, а в 1982 г. - лишь 141 миллион. То же самое можно сказать о рыбной ловле, отрасли, почти исчезнувшей в Мелилье. Сельское хозяйство практически перестало существовать, если не принимать во внимание несколько десятков земледельцев, неспособных своей продукцией насытить местный рынок. Почти не развивался туризм из-за ограниченного количества гостиниц. В 1985 г. в Сеуте было 603 гостиничных мест, в Мелилье - 791.Не лучше обстояли дела и в строительстве. В 1981 г. не занятые жилые дома составляли в Сеуте 13,9%, а в Мелилье 11,7%. В 1985 г. в Сеуте было построено только 49 жилых домов, а в Мелилье ни одного. К тому же в Мелилье 18% жилплощади находилось в аварийном состоянии. К этому следует добавить очень высокий уровень безработицы, превышавший средне национальный.

Совершенно иная ситуация складывалась в торговле. Уже больше века оба порта являлись зонами свободной торговли, т.е. поступавшие туда товары не облагались пошлинами. Вступление Испании в ЕЭС не повлияло на этот статус «свободных портов», и первоначально порты Сеуты и Мелильи, как и Канарские острова, оказались вне таможенного пространства ЕЭС. Это давало анклавам известные преимущества: они не подпадали ни под какие ограничения ЕЭС, и в то же время их товары свободно циркулировали на его рынках. Как следствие этого, в Сеуте и Мелилье можно было найти большое количество товаров по ценам значительно меньшим, чем в Испании. Ежегодно на рынках Сеуты и Мелильи появлялись в изобилии всякие товары, спрос на них рос. Грузооборот торговых перевозок в Сеуте превысил аналогичный показатель Мелильи в 1982 г. в 12 раз, в 1983 г. в 13 раз, в 1984 г. в 9 раз, в 1985 г. в 14 раз. Эта огромная масса товаров предназначалась в 1980 г. 2.359 торговым точкам в Сеуте и 2.330 в Мелилье, в которых было занято 16.109 и 18.671 человек соответственно. Столь внушительное количество магазинов в городах со сравнительно небольшим населением вывело их в лидеры в общенациональном масштабе по количеству торговых лицензий на тысячу человек. При этом специфика торговли Сеуты и Мелильи заключалась в следующем. Во-первых, местные жители, почти половина которых были слишком бедны, не были в состоянии содержать все эти торговые точки. Во-вторых, ни активность портов, ни большое количество товаров, поглощаемых базарами, не соответствовали тем огромным объемам импорта, которые проходили через эти порты, следовательно, большая часть этих товаров являлась контрабандой, которая приобрела в этом регионе непомерные размеры. О масштабах обогащения дельцов, связанных с контрабандой, свидетельствует статья «Необычный взлет банка Сантадер в Мелилье в 1986 г.», помещенная в газете «Сур». «Нам стало известно, что в то время как на национальном уровне доходы банковских групп составляют 8,45%, в Мелилье он равен 26,4% и еще более высок процент инвестиций: в Мелилье - 46,4%, в целом по стране - 19,15%».Контрабандный характер торговли городов негативно отразился на марокканской экономике. Профессор М.Насири, показывал влияние Сеуты на соседний город Тетуан. «Решающим моментом для экономики региона, - писал он, - был 1960 г., когда порт Сеуты был закрыт для экспортных операций Тетуана, в котором после этого процент активного населения, занятого в промышленности, сократился с 23% до 10% в 1981 г. Для поисков средств к существованию значительная часть населения вынуждена обратиться к контрабандной торговле. Это привело к удивительному оживлению. На рынках легально продавались любые товары. Прибыли, полученные в результате такой торговли, намного превысили инвестиции в производственный сектор, что не могло отразиться на уровне его конкурентоспособности с контрабандными товарами, особенно в текстильном производстве и в пищевой промышленности».

Негативное влияние контрабанды сказывалось и на остальной территории марокканского севера. В действительности все города средиземноморского побережья в той или иной степени страдали от этой незаконной торговли контрабандными товарами. Ее негативные последствия сказывались на производстве сельскохозяйственной продукции. На орошаемых полях к юго-востоку от Надора наблюдался очень большой дефицит рабочих рук, что не было удивительно, поскольку ничтожные заработки на этих полях, не шли ни в какое сравнение с быстрыми и легкими доходами от контрабандной торговли. Подобная активность городов подрывала их собственную базу снабжения продовольственными товарами, возрастала их зависимость от регионов, производивших эти товары. Так, в 1983 г. марокканское правительство оценивало, что из анклавов в различные районы страны хлынуло контрабандных товаров на сумму 800 миллионов долларов в год. Примерно от 5 до 6 миллиардов дирхамов уходило ежегодно из-под контроля государства. Это составляло почти шестую часть национального бюджета и почти четвертую часть экспорта страны. Эти данные показывают, что испанские колонии представляли постоянную угрозу для экономики Марокко, что влияние этих пограничных городов на всю марокканскую экономику носило негативный характер.

Отрицательные последствия контрабанды для экономики Марокко должны были быть благоприятны для испанской экономики, но они также создавали для последней серьезные проблемы. Дело в том, что большая часть товаров, находившихся в контрабандном потоке, была отнюдь не испанского происхождения, а потому импортеры Сеуты и Мелильи платили за них в основном в долларах, что приводило к большому оттоку этой валюты из страны. Эти невозвратимые потери оборачивались огромными доходами для контрабандистов. Как правило, они не вкладывались в испанскую экономику, а направлялись в крупнейшие финансовые центры Ближнего Востока и Центральной Европы, где приносили своим владельцам неизмеримо большие доходы, нежели в Испании.

Обратимся к проблеме положения мусульман в испанских анклавах. Вопрос о количестве мусульман, проживавших в Сеуте и Мелилье, вызывал разногласия. Испанские власти утверждали, что процент мусульман в этих анклавах очень низок, по сравнению с общей численностью населения, да и появились мусульмане там только в самое последнее время.

Перепись 1875 г. показала, что в Сеуте в тот период проживал 91 мусульманин. Впоследствии эта цифра постоянно росла: в 1888 г. -204, в 1935 г. - 2.717. В 1960 г., четыре года спустя после завоевания независимости Марокко, в Сеуте проживало 7.102 мусульманина или более 10% всего населения анклава. Нечто подобное имело место и в Мелилье. В 1894 г. наметилась устойчивая тенденция заселения марокканцами «квартала полигона», где они покупали жилье. В 1910 г. в городе проживали уже 95 мусульман. В последующие годы динамика роста этой категории населения была следующей: 1930 г. -932 чел., 1960 г. - 7.626, 1975 г. - 14.174 чел., что составляло 23,3% от всего населения города. Таким образом, статистика подтверждает тот тезис, что число проживающих там мусульман значительно, особенно в Мелилье.

С 1958 г. после обретения независимости Марокко, власти обоих городов начинают рассматривать мусульманские меньшинства (якобы марокканские) как не имеющие несомненного поселенческого статуса. За исключением немногих, кто получил испанское гражданство, остальные не имели четкого определенного юридического статуса. Проблема осложнилась постоянно растущей рабочей миграцией в Сеуту и Мелилью. Это были новые волны марокканцев (по меньшей мере они прибывали из Марокко), привлекаемых более высокой заработной платой и более высоким уровнем жизни.

10 апреля 1958 г. власти городов ввели так называемую Статистическую карточку для учета меньшинства. Она заменяла разрешение на жительство, на приобретение в городах и прием на работу. Этот документ был действителен в течение двух лет и разрешал проживать в городе, заниматься любой деятельностью.

Это удостоверение было действительным только в Сеуте и Мелилье. Такое ограничение означало, что правительство Испании локализовало данную проблему только в этих двух городах. Эти удостоверения не позволяли переселяться на территорию полуострова, вследствие чего создавался своего рода «эффект плотины», где собиралась вода, лишенная возможности выхода. Конечно, эти иммигранты должны были иметь право на передвижение, что предотвратило бы их концентрацию в этих двух городах. Включение марокканского населения в муниципальную статистику Сеуты не практиковалось до 1975 г., когда такая мера была признана необходимой для эффективности контроля, за поселенцами. В Мелилье такая система никогда не применялась.

Введение этого удостоверения, задуманного для облегчения судьбы марокканцев, стало объектом критики, как со стороны мусульман, так и известных групп крайне левых сил, сразу же обвинивших правительство в расизме и назвавших удостоверение символом апартеида. 10 июня 1958 г. газеты «Эль Пайс» писала: «Из мусульман, проживающих в Мелилье, только 2.500 имеют испанское гражданство, остальные, хотя и родились здесь, являются людьми без родины. Только 6.500 имеют статистическую карточку, называемую в мусульманских кварталах собачьим номером. Если это не расизм, то, что это?». Данные о количестве мусульманского населения являлись предметом постоянных манипуляций со стороны испанских властей. Во всех статистических подсчетах, проведенных с 1956 г., они стремились преуменьшить присутствие мусульманского населения в анклавах. Таким образом испанское государство надеялось ослабить территориальные претензии представителей коренного населения. В то же время на всех международных форумах марокканцы одним из главных аргументов в своих требованиях возвращения им этих городов выдвигали фактор наличия в них большого количества населения с марокканскими корнями.

Официальные данные о количестве мусульманского населения Мелильи с 1981 г. по 1986 г. также довольно противоречивы: 11.105, 20.000, 17.824. Эта последняя цифра значительно уступает данным епархиальных служб милосердия Испании - 27.041 человек. Данные этих службы не сходятся с правительственными чиновниками и в оценках мусульманского населения Сеуты: по официальным данным -15.002 человека, по церковным данным - 25.000 человек.

Параллельно этому манипулированию статистикой испанские власти продолжают следовать еще более неприглядной политике в отношении прав человека: они отказывают в легальном существовании большей части мусульман. Другими словами, они отказывают в испанском гражданстве десяткам тысяч людей, имеющих согласно испанскому Гражданскому кодексу на это полное право. У многих из них есть только один документ — сертификат о рождении, не дающий никаких прав. В 1986 г. сертификат о рождении был единственным документом у 26,2% мусульман Сеуты и у 19,5% мусульман Мелильи. Год за годом их просьбы о гражданстве оседают в коридорах испанской бюрократии, за исключением тех случаев, когда проситель располагает большими средствами и с их помощью становится обладателем желанного документа.

Таким образом, статья 11.1 ныне действующей испанской Конституции, которая гласит о том, что испанское гражданство может быть получено, сохранено или утеряно в соответствии с процедурами, установленными законом, в Сеуте и Мелилье становится пустым звуком, этот конституционный принцип ничего не означает для испанских чиновников. В действительности их беспокоит только «позиция государства», которое в легализации этих людей видит препятствие для возможной защиты в будущем испанских анклавов.

В середине 1980-х гг. положение мусульманских слоев населения продолжало оставаться довольно сложным. Например, в Сеуте только 19,5% мусульман имели испанское гражданство, в то время как 49,6% располагали лишь статистическим удостоверением, а 30,7% вообще не имели никаких документов. В Мелилье гражданство было у 14,1% мусульман, статистическим удостоверением располагали 58,2%, а без документов было 27,5%.  Статистическое удостоверение или карточка являлось лишь средством полицейского контроля и не давало его обладателю никаких прав, даже права на жительство. Человека находившегося в нелегальном положении в любое время полиция могла быть переправить по другую сторону границы; он не мог легально найти работу, купить или снять квартиру, был ограничен в передвижении.

Правомерно утверждать, что почти все мусульманское население обоих городов представляло собой пролетарские слои. Большинство этих людей было очень бедно. Нищеты избежали лишь несколько сот мелких торговцев и водителей такси. Существовала среди мусульман и небольшая группа богатых торговцев, как например, семьи Субайре в Сеуте и Мохатар в Мелилье. Это подтверждает статистика. В 1986 г. 56% мусульман и 29% мусульманок Сеуты были безработными. В Мелилье это соотношение соответственно составляло 41% и 36%. Еще более тяжелое положение было среди молодежи от 16 до 25 лет. В Сеуте среди этой категории населения было 75% безработных, а в Мелилье-64%.Изобилие дешевой рабочей силы, приводило к усилению ее эксплуатации. Европейские предприниматели не заключали рабочих договоров, не выполняли правил социальной защиты. Социальное страхование введено в 1970-е годы для мусульман Сеуты. Рабочие перерабатывали до 30 часов в неделю, из которых оплачивали только половину, а иногда и вообще ничего, работали по ночам, без выходных. «Дело доходит до того, что ученик каменщика - христианин получает больше своего учителя-мусульманина. И пусть последний не вздумает требовать что-либо. Ответ известен - увольнение». И если условия жизни столь тяжелы для мусульман, то для мусульманок они еще более тягостные.

 

Автор: Баландина Ю.Ю.