22.03.2012 4635

Диалектика традиционного и современного в фольклоре на Кубани

 

Знания, верования и культурно-исторический опыт, передающиеся от поколения к поколению путем устной коммуникации, обозначаются как традиция. Мнемонические возможности традиции позволяют фольклорным текстам сохраняться достаточно длительное время. Следует учитывать и то, что фольклорный текст в каждом конкретном случае создается исполнителем как бы заново и потому новый вариант не тождественен предшествующему варианту. Варьирование необходимо для постоянного обновления и продолжения фольклорной традиции. Каждое поколение, получая в наследство традиционные образцы в виде идей, обычаев, обрядов и т. д., не просто воспринимает и усваивает, а по-своему интерпретирует их. Те элементы социокультурного наследия, которые вызывают негативную реакцию общества, социальных групп или отдельных личностей, традиционно отвергаются.

Важная составляющая историко-культурологического анализа - выявление установки на традиционность. В фольклоре следование стандартам вполне осознаваемо. Оба качества фольклора - неизменность и вариативность - находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

С древнейших эпох фольклорные традиции устно передавались от одного поколения к другому; вне традиций фольклор не существует. По словам В. Г. Белинского «всякое отдельное народное произведение было обязано одному лицу, которое с горя или с радости, вдруг запело его; но, во-первых, это лицо, сочинивши, или, говоря его собственным языком, с л о ж и в ш и песню, само не знало, что оно поэт; во-вторых, песня, переходя из уст в уста, претерпела много изменений, то прибавляясь, то убавляясь, то улучшаясь, то искажаясь, смотря по степени присутствия или отсутствия поэтического чувства у певших ее. Если у народа нет письмен - его поэтические произведения по необходимости хранятся в народной памяти и изустно передаются из поколения к поколению; если у народа есть письмена - его поэтические произведения опять - таки хранятся в памяти и живут в устах народа. Какие бы ни были причины этого явления, но автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица».

На устойчивость фольклорных традиций указывал и русский демократ Н. А. Добролюбов. «Разбирая внимательно наши песни, сказки и пр., - отмечал он, - нельзя не приметить, что в них народ создал себе некоторый особенный способ выражения, которого придерживается более или менее неизменно и постоянно. Здесь находим мы обороты и фразы как бы условные, всегда одинаково употребляющиеся в данном случае из рода в род, по всей обширной Руси переходят заветные формы, и в отношении к ним твердо держится русский народ пословицы, что «из песни слова не выкинешь».

Один из самых устойчивых в русской народной поэзии образ креста, перекрестка. Это знак судьбы, предначертаний, отчасти выбора жизненного пути. На распутье прощались с теми, кто отправлялся в дорогу, и дожидались возвращения домой. С перекрестком связаны надежды, размышления, опасения. В фольклорных произведениях образ пути - дороги символизирует судьбу героя. Мифологема судьбы выражена знаками триединой дороги и надписи на придорожном камне или столбе. На перекрестках читались заговоры на исцеление больного. Образ креста присутствует в мифологических рассказах, балладах, песнях, частушках. Устойчивые словесные формулы почти дословно повторяются в сказках. В фольклоре в отличие от литературных произведений более устойчивы и способы композиции.

Сложившиеся фольклорные традиции рано или поздно претерпевают изменения. Старые видоизменяются или исчезают, их место занимают новые. Но старое не уходит бесследно, оно частично сохраняется в новых образованиях. Формирование, развитие, а затем разрушение традиций - процесс динамичный и нескончаемый. «Сущность феномена «современность» состоит, однако, не только в настоящей реализации прямых и обратных связей между прошлым, настоящим и будущим, не только в механическом перемещении, в количественном росте и убавлении, но всегда в качественных метаморфозах и эволюциях, в качественной трансформации явлений и (что особенно важно подчеркнуть) управляющих ими законов. Оказавшись прошедшим (сначала недавнем, потом далеким), настоящее постепенно или резко меняет свои функции, но не перестает функционировать, вступая в новые для себя отношения, обнаруживая новые свойства. Прошедшее образует основу для существования и развития традиций, и эти традиции всегда активны по отношению к «новой современности». Преломляясь сквозь призму современности, фольклор позволяет по-иному воспринимать и оценивать прошлое, настоящее и будущее. Развитие фольклора происходит по трем основным направлениям:

- наследование, живое бытование некоторых традиционных жанров;

- обновление, актуализация произведений фольклора;

- область новообразований.

Творческое начало в народном искусстве органично связано с исполнительством. Большое значение для совершенствования традиций имеет импровизация. Бурная реакция зрителей и слушателей невольно заставляет исполнителей на ходу импровизировать. Подобные ситуации нередко возникают во время розыгрыша ряженых, в кукольных представлениях, в диалоге частушечников, импровизации присущи талантливым сказочникам. Менее всего творческой переработке поддается обрядовый фольклор.

Различают принудительную и преднамеренную импровизации. В первом случае импровизация возникает тогда, когда певец, позабыв мелодию, создает свою или изменяет словесный текст. Исполнители сталкиваются с такой ситуацией при исполнении, например, величальных песен или похоронных причитаний. К принудительной импровизации прибегают во время пения трудовых песен или аккомпанемента. Для ансамблевого взаимодействия необходимо, чтобы музыкант подстраивался к исполнителю, определял нужный темп и ритмическую сетку наигрыша. В диалоге исполнителей решающая роль принадлежит танцору и певцу. Исполнитель может преднамеренно использовать собственный или заимствованный из другого произведения музыкальный напев, создать комбинацию из нескольких сюжетов. Неподготовленная импровизация часто возникает во время исполнения обрядов, однако и здесь участники его стремятся не выходить за рамки существующих традиций.

Одна из фундаментальных проблем в отечественной фольклористике - коллективность творческого процесса. Справедливо замечание В. Е. Гусева, который указывал на необходимость изучения явления исходя из психологии носителей и творцов художественных ценностей. Игнорирование специфических законов психологии коллективного творчества оказывается зачастую причиной отождествления фольклора, литературы и творчества композиторов.

Творчество того или иного человека всегда носит общественный характер, объективно отражая интересы, взгляды, вкусы, идеалы отдельных социальных групп, но в этой деятельности они преломляются через индивидуальное восприятие. В коллективном творчестве на первый план выступают коллективные эмоции. Традиция возникает благодаря приложению сил одаренных личностей, чья творческая индивидуальность подчинена ранее выработанным традициям.

В настоящее время в науке прочно утвердилась концепция о диалектическом единстве индивидуального и коллективного начал в фольклоре. Коллективность воспринимается не как авторство или способ первичного создания произведения, его первоосновы (словесного текста, игры персонажей, музыки), а как постоянный процесс совершенствования и приспособления. Понимание коллективности связывается и с характером отражения мироощущения человека как части этноса.

Несмотря на многократную переработку, фольклорные произведения несут на себе отпечаток личности их создателей. Если окружающие усваивают фольклор, то постепенно он закрепляется традицией. Что касается новаций, то они могут быть незначительными, а могут привести к изменению структуры, идеи или жанра фольклорного произведения. В виду постоянной трансформации народного искусства его бытие в каждую историческую эпоху специфично. Творческий процесс в фольклоре бесконечен. Традиции есть результат и выражение коллективного созидания, способ сохранения культурного наследия.

Соотношение общего и индивидуального в отдельных фольклорных жанрах неодинаково. В массовых плясках и хоровых песнях, в некоторых обрядовых жанрах главным признаком выступает коллективная составляющая. В сольном пении велика роль личной импровизации. «Народный певец не просто исполняет песню, а, по существу, сиюминутно создает ее. Но при всей свободе творческого самовыражения и музыкальной фантазии он создает свой вариант лишь в рамках местной певческой традиции. Традиция для народного певца - закон, строгое ограничение, обязанность. Поэтому, научиться искусству народной певческой импровизации можно, лишь познав и глубоко почувствовав все особенности местной песенной традиции. А этого возможно добиться только в результате длительных, живых, творческих контактов с их носителями».

Наиболее устойчивы традиции в обрядовом фольклоре. Порядок исполнения, например, похоронно-поминальных обрядов сохраняется на протяжении длительного периода истории. Искусство импровизации присуще частушечникам, танцорам, участникам театрализованных представлений. Несмотря на огромное значение традиции в народном искусстве, творческое начало в нем превалирует. В литературе и профессиональном искусстве не допускается плагиат. В фольклоре наоборот предполагается заимствование и опора на традиции тех, кто созидал в этой области ранее.

Среди фольклористов нет единого мнения в отношении перспектив существования коллективности творчества в фольклоре. Одни утверждают, что это свойство характерно для древних форм творчества. В современном фольклоре возрастает роль личной позиции, собственного взгляда. Отсюда вывод, что с развитием общества коллективные формы художественного творчества исчезнут.

Нам представляется весьма убедительной позиция В. Е. Гусева, который считал, что в бесписьменном обществе коллективность отражала общность мышления всех членов рода и была недифференцированной. Разделение труда привело к дифференциации мужского и женского репертуара. В результате смены матриархата патриархатом появились новые фольклорные жанры, подверглись переосмыслению укоренившиеся сюжеты и образы. Условия жизни первобытного человека наложили на коллективность творчества определенные ограничения: созидание осуществлялось в пределах рода, было локальным. По мере развития родственных и племенных коллективов локальные формы и традиции вступили во взаимодействие. Из этого следует, что в первобытном обществе коллективность проявлялась на уровне автономных форм, фольклор имел местный характер. В эпоху феодализма традиционное мировоззрение и художественные образы пересматривались с позиций классов и сословий. Каждая социальная группа в процессе коллективного творчества создавала свои традиции. С появлением классов зародилось профессиональное искусство. Но носителями и создателями фольклора по-прежнему оставались представители низших слоев общества, крестьянство. В феодальном обществе коллективность приобрела региональный характер. Сложились традиции трех восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов.

Специфика этносов наиболее полно отражена в народных праздниках обрядах, в художественных ремеслах, песнях, танцах, традиционном этикете, народной педагогике, в национальных развлечениях. Каждый народ в процессе своего исторического развития выработал свои самобытные культурные ценности. Совокупность культурных особенностей этноса получила название «этнической традиции». Традиции складывались в определенных исторических условиях и связаны были с конкретными социальными, экономическими и природными факторами. В известной мере они сохранялись и тогда, когда функции их изменялись.

На Кубани этнокультурные различия проявлялись достаточно отчетливо в первые десятилетия колонизации края. По мнению авторитетного ученого-этнографа Н.И. Бондаря, процесс межэтнической и культурной диффузии начался примерно полвека спустя после начала колонизации края и затронул, в первую очередь язык, песенный и танцевальный фольклор, и в меньшей степени обрядовую субкультуру.

Отдельные фольклорные явления не получили развития в новых условиях и со временем вышли из обихода. Современному поколению они известны благодаря записям фольклористов прошлого. К таковым следует отнести этиологические рассказы, хороводы, народные пляски, песни с былинными мотивами. Не последнюю роль в трансформации произведений народного искусства сыграли профессиональные мастера. Обработки специалистов заглушают скромность звучание фольклора. «Народ воспринимает его не как свое, близкое, а как явление большого искусства. Отдавая профессиональному искусству свои мелодии и песни, народное творчество далеко не всегда может получить их обратно и даже просто сохранить в прежнем виде. Изощренная разработка их художником разрушает ту «грузную, глубинную песнь-праматерь», которая робко замолкает перед мастерством профессионала».

Стремительной трансформации фольклора в ХХ веке способствовало внедрение городских стандартов в сельский быт и культуру. Благодаря моде на городские песни и танцы в среде сельской молодежи стали популярны кадрили, польки, жестокий романс. Из хоровода выкристаллизовалась импровизированная пляска. Живучими оказались те фольклорные жанры, которые не дублировали профессиональное искусство.

Важная составляющая традиции - историческая память народа, способная вызывать общие эмоциональные переживания. Не будучи статичным явлением, она непрерывно развивается, отражая сложный и противоречивый характер общественного прогресса. Л.Н. Гумилев отмечал, что в критические, переломные периоды истории динамичность и действенность этноса особенно велика. В истории Кубани такими важными периодами были начало заселения края, Кавказская война, русско-турецкая война 1877- 1878 годов, походы в Закавказье, Персию, революция и гражданская война, годы борьбы с фашистскими захватчиками. Все эти события вызвали живой эмоциональный отклик и зафиксированы в традиционном фольклоре.

Изменение хозяйственно-бытового уклада сельских жителей за годы советской власти, влияние профессионального искусства и средств массовой информации привели к разрушению системы традиционного фольклора. Стремление вернуть в народный быт старые обычаи, песни, танцы, оказалось не всегда возможным. В ХХ веке усилилась тенденция к возникновению общенациональных форм языка, унификации народной культуры. Одна из причин этого явления - смена механизма передачи традиций. Прямые и живые контакты людей уступили место опосредованным: радио, телевидение, печатная продукция. Все большее влияние оказывает международный туризм, организация фестивалей международного уровня. В ситуациях межкультурного контакта меняется и восприятие. Н.К.Иконникова пишет: «Нулевой этап» связан с предварительным ознакомлением и формированием первых представлений о новой культуре. Начальная фаза получила название «медового месяца», когда знакомство с культурными достижениями рождает прилив оптимизма, приподнятое настроение, уверенность в успешном взаимодействии.

Следующий этап контакта характеризуется как «культурный шок», возникающий в сфере эмоций. Важную роль здесь играют такие факторы, как неприятие обычаев, стиля поведения и духовных ценностей другого народа. Культурный шок носит временной характер. В третьей фазе формируется реалистическая оценка ситуации, возникает адекватное понимание культурного явления, однако не исключается возможность полного отторжения культурных феноменов.

За годы советской власти традиционная основа фольклора была существенно подорвана. Процесс возрождения культурных традиций начался с народных ремесел. Очаги декоративно-прикладного творчества сохранились в Мостовском, Лабинском и Отрадненском районах. В станицах Надежной, Спокойной в прошлом бытовали гончарное производство и обработка дерева. У жителей Баговской, Попутной, Ахметовской, Каладжинской, Отрадной, города Лабинска сохранились прялки, ткацкие станки, резные блюда и ложки, иконы с деревянными окладами, орнаментованными объемными изображениями. Музыкальное наследие сохраняется благодаря самодеятельным и профессиональным коллективам, получая всестороннюю поддержку региональных и федеральных органов культуры.

В современных условиях появились новые формы коллективного освоения культурного опыта: сценические варианты традиционной свадьбы, календарных обрядов и внеобрядового фольклора. В таком виде фольклорные произведения приобретают новую жизнь, но уже не в быту, а на сценических площадках. Реакция на прошлое вызвана возрождением кубанского казачества и его самобытной культуры. Это дает надежду на сохранение духовных традиций, сложившихся за более чем столетнюю историю. Постижение и осмысление прошлого является одним из решающих факторов приобщения человека к духовной жизни.

 

Автор: Чурсина В.И.