22.03.2012 3619

Календарный обрядовый фольклор на Кубани в эпоху социализма и постсоветской истории

 

С приходом к власти партии большевиков календарные и религиозные обряды оказались в состоянии блокирования и запрета. Развернувшаяся под руководством партийных органов антирелигиозная пропаганда была направлена на воспитание у населения атеистического сознания. В крае по состоянию на 1 мая 1938 года действовало 889 союзов воинствующих безбожников с количеством членов 22547 человек. Выступая на партийной конференции 10 июня того же года, секретарь Краснодарского крайкома ВКП (б) Л. П. Газов сказал, что в этой работе много кампанейщины и она только начинается. Перед партийными активистами была поставлена задача - в ближайшее время добиться решительного перелома.

Отделение Православной Церкви от государства имело бы еще большие катастрофические последствия, если бы не усилия старших поколений по сохранению и передаче молодежи духовного наследия предков. В условиях масштабной атеистической работы произведения духовного содержания (притчи, христианские легенды, духовные стихи) стали для верующих одним из немногих способом выражения религиозных чувств, а для новых поколений средством приобщения к православным традициям прошлого.

В народной памяти сохранялись величальные колядки зимнего цикла с традиционными обращениями к хозяевам двора. Объекты величания не только «паны-госпожаны», но и сами праздники. Во множестве вариантов разработана тема прихода Рождества, Васильева дня и Крещения Господня с традиционным припевом:

Радуйся, возрадуйся зэмлэ, Сын Божий народывся.

Заклинательные песни, имеющие простейшее композиционное строение в форме монолога, представлены императивом. Музыкальные напевы состоят из несложных попевок, заключительные строфы звучит как словесные приговоры.

Новогодние величания за последнее столетие почти не изменились. В них чаще всего фигурируют те же традиционные персонажи - Мыланки и Васыля. Жанр испытал на себе не только влияние евангельских историй, но и народного быта. Детские песни имеют простейшие музыкальные мелодии, взрослые - куплетную форму с развитым мелодическим рисунком.

В песнях зимнего цикла местом действия выступает чистое поле, означающее белый свет, противостоящий иному потустороннему миру. Этот общефольклорный мотив встречается в обрядовых и эпических песнях, а также в сказочной прозе. Обрядовые песни, в большинстве своём, представляют собой обращения-монологи в сочетании с повествованием. Рифма организует и скрепляет словесный текст. Если в прошлом благожеланиям приписывалось магическая роль, то современные информаторы рассматривают их лишь как праздничные поздравления.

Из обрядов зимнего цикла в бывших черноморских станицах сохранились сценки ряженых с «козой». Помимо традиционной части включены в них и новые элементы: переодевание в «цыганей», «доктора». Игровую часть попеременно исполняют парни и девушки. Пение перемежается диалогом гостей и хозяев дома.

Важная часть карнавальных увеселений - смеховые зрелища. Так, чтобы «оживить» святочную козу, одному из участников представления предлагается подуть «мёртвому животному» под хвост. Произведения, унаследовавшие приёмы народного балагурства, продолжают активно бытовать и сейчас.

Песни и ритуалы зимнего цикла сохранились в памяти людей преимущественно старшего поколения. Сегодня их исполняют, большей частью, участники самодеятельности. «Рожествуют» 7 января, «щедруют» и «посевают» в старый Новый год (14 января).

С началом антирелигиозной пропаганды в 1927 году Дед Мороз был признан «религиозным дурманом». Гонения на него и на елку продолжались до 1935 года. В канун 1936 года ЦК ВЛКСМ принял решение о проведении новогодних праздников с елкой для детей. В предвоенные и первые послевоенные годы елку устанавливали в общественных местах, затем снова она стала атрибутом частной жизни.

Сегодня Новый год - один из немногих календарных праздников, сохранивший некоторые черты древнего ритуала. В традиционных обществах праздник знаменовал переход от старого к новому миру и сопровождался обрядами и игрищами ряженых, обязательная составляющая современных новогодних увеселений - карнавалы с масками, костюмами, фейерверками. «Белые снежинки» символизируют свет и женское начало, образы «зайчиков» согласуются с мужским символом (по аналогии со святочными хороводами и играми). Полярный им мир представлен темными силами - образами «чертей», «серых волков» «барабашки», «лешего». По представлениям человека архаики, ушедшие в мир иной способны обеспечивать живых счастьем и благополучием. «Антиповедение» участников карнавала есть не что иное, как отражение элемента оппозиции «игровое - серьезное». Смысл театрализации понятен лишь в сопоставлении с мифом.

Стихию зимнего холода, мир смерти и ушедших предков олицетворяет Дед Мороз, который приносит подарки и может выполнить любое желание. В новогоднюю ночь ждут чуда не только дети, но и взрослые. Обычаи накрывать обильные столы и одаривать друг друга подарками можно трактовать как сохранившуюся в овеществленном виде продуцирующую магию и, одновременно, как обновление и укрепление родственных и дружеских отношений.

Трактовка образов Деда Мороза и Снегурочки получила развитие в последние годы ХХ столетия. Город Великий Устюг получил название родины Деда Мороза, там устроена резиденция сказочного персонажа. Для его постоянной спутницы Снегурочки в подмосковном городе Абрамцеве сооружен символический терем, где она может жить круглый год, вести переписку, принимать гостей. Сказочная героиня получила «родовую» прописку потому, что в Абрамцеве у художника В.Васнецова родился образ Снегурочки, там же им были созданы декорации к первой театральной постановке. В Абрамцеве на сцене домашнего театра С. Мамонтова впервые прозвучала одноименная опера Н. Римского-Корсакова.

В советские годы Масленицу переименовали в Проводы Зимы. В сельской местности организацией праздника занимались местные органы власти, работники досуговых и образовательных учреждений. Изменения существа древнеславянской Масленицы и православного Мясопуста повлекли за собой образование иных, нетрадиционных атрибутов и персонажей праздника. Гостей ждут ряженые, скоморохи, Зима, Весна, Снежинки, Дед Мороз, Снегурочка. Открывает праздник глава администрации или ведущие, которые зачитывают «наказы» и подносят хлеб-соль Весне. Театрализованные представления с участием коллективов художественной самодеятельности заканчиваются сжиганием соломенного чучела. В современный праздник входят спортивные состязания, конкурсы частушечников и танцоров. Обильные застолья с блинами и варениками, хороводы, православный обычай просить прощение перед Великим постом, обрядовые песни в организованных формах праздника отсутствуют. В семьях, где есть верующие, сохранились обычаи принимать гостей и раздавать нищим милостыню.

В советское время соблюдение постов считалось личным делом каждого. Программы радио, телевидения, учебно-воспитательная и культурно-массовая работа школ, клубов и Домов культуры строились без учёта традиций Православия. Во время постов играли свадьбы, устраивали концерты и вечера танцев. Начиная с 70-х годов, 1 апреля стали ежегодно проводить день смеха.

До 1943 года Пасха была под официальным запретом, но в быту обычаи продолжали сохраняться. Хранителями традиций оставались люди старшего поколения. Обычай в день Святого Воскресения ходить на кладбище и устраивать на могилах обеды бытует до сих пор. Начиная с 90-х годов, в праздничных богослужениях всё большее участие принимает молодёжь.

Троицкие обряды кумления, завивания венков, крещения кукушки и др. из быта исчезли совсем. Увидеть их можно лишь в исполнении профессиональных и самодеятельных коллективов.

Календарную приуроченность имели в прошлом производственные праздники и обряды. В первый день сева на восходе солнца, помолясь и сделав первый круг на поле, садились завтракать: съедали крест, выпеченный на Полукрестье, остальные оставляли на меже. Всеобщим весельем заканчивалась уборка урожая. После завершения жатвы оставляли несжатым небольшой участок с завитыми колосьями как благодарность земле и святым-покровителям за урожай и сохранение плодоносящей силы в следующем году. В Закубанье по окончании ломки табака лентами и цветами украшали самый большой стебель, а из листьев делали папушу и с песнями несли хозяину плантации. За них получали выкуп и угощение.

В годы коллективизации и после нее начало полевой кампании отмечалось смотром сельскохозяйственной техники. На митинге звучали слова напутствий хлеборобам. Лучшему механизатору поручалось проложить первую борозду. В поле выезжали с плакатами и транспарантами. После окончания посевной и уборочной передовикам вручали почетное знамя, денежные премии, вымпелы и грамоты. Гуляния с участием самодеятельных артистов проходили на улицах, площадях и в Домах культуры.

Купальские обряды из быта исчезли окончательно. В последние годы работники культуры пытаются закрепить зрелищные традиции, наполнив их новым содержанием. В городе Новороссийске, например, праздник проводят на главной площади, где фольклорные ансамбли изображают сцены с Аграфеной Купальницей и Иваном Купалой в окружении купалинок. Катание горящих колес, скакание через костры, завивание венков, массовое купание исполняют участники самодеятельности и зрители в строгом соответствии со сценарным и режиссерским планом. Имитация проделок «нечистой силы», всеобщая вакханалия - специально разыгрываемое действие, ничего общего не имеющее со спонтанными проявлениями творческой энергии масс.

В советское время традиции Ильина дня практически забыты. В народе помнят лишь запрет купания. Не отмечаются и осенние праздники Воздвижения, Покрова и Параскевы Пятницы.

Развитие системы культурно-просветительных учреждений в годы советской власти привело к ослаблению влияния улицы. Постепенно вышли из культурного обихода хороводы, сопровождавшие аграрные праздники. Вместе с ними стали исчезать сами праздники и обрядовый фольклор.

Попытки сохранить традиционный фольклор были предприняты в 1968 году, когда при краевом Доме народного творчества открыли фольклорный кабинет и возродили фольклорные комиссии при методкабинетах РДК. В газетах «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани», на краевом радио и телевидении транслировались передачи, адресованные руководителям художественной самодеятельности. Начиная с конца шестидесятых годов, ежегодно в городах и станицах Краснодарского края проходят фестивали «Кубанская музыкальная весна». К созданию праздничных театрализацией привлекали профессиональных драматургов и режиссеров, которые, игнорируя местные традиции, вырабатывали сценическую манеру, несвойственную истинным носителям традиционного фольклора.

Социалистические праздники состояли, как правило, из официальной части (торжественное собрание) и тематической (концерт или театрализованное представление) с декоративным оформлением в виде партийной и государственной символики. Новые советские обряды включали вручение правительственных наград и первой получки, посвящение в хлеборобы и механизаторы, присвоение почетных званий победителя социалистического соревнования, рационализатора, наставника, ветерана труда, проводы на пенсию. Насаждение псевдонародных форм осуществлялось государственным аппаратом идеологов и культработников. Парки культуры и отдыха, ДК, представлявшие собой замкнутые пространства, предназначались для организованной и контролируемой общественно-праздничной деятельности. Свойственное человеку стремление освободиться от будничных настроений оборачивалось закрепощением.

Популяризацией кубанской календарной обрядности в постсоветский период занимаются самодеятельные и профессиональные коллективы. Организация смотров и фестивалей народного творчества в ряде случаев позволяет демонстировать отдельные образцы обрядового фольклора со сцены, вместе с тем, сценарии и концертные программы, составленные без опоры на традицию, лишают зрителей возможности познакомиться с местной фольклорной спецификой. В современных праздниках почти не осталось места для творческой импровизации масс. Им чаще всего отводится роль пассивных потребителей. Участие в увеселениях стало личным делом каждого.

На рубеже ХХ - ХХI веков «Хэллоуин», давно ставший на западе частью праздничной индустрии, завоевывает и российское пространство. Молодежь, надев карнавальные маски и костюмы, беснуется всю первую ноябрьскую ночь. Россиянам магический смысл древних увеселений кельтов неизвестен, привлекает скорее возможность реализовать себя в коллективной игре. Благодаря средствам массовой информации приобретает популярность католический праздник - день святого Валентина, праздник всех влюбленных.

В эпоху глобализации этнические и религиозные составляющие празднеств стираются. Возрождение традициий народных гуляний возможно не только в рамках сценических форм, но и в их исконных, аутентичных формах. Личная мотивация является источником и движущей силой социально-культурной активности человека. Культурные потребности, лежащие в основе мотивации, составят базу творческой активности во всех ее появлениях. Культурная политика должна быть направлена на возрождение культурного потенциала региона, стимулирование инициатив, создание условий для самовыражения и самореализации каждого. Необходимость перехода традиционной культуры в режим самоорганизации и саморазвития наиболее полно отражает сущность этого явления. Деполитизация фольклора означает идеологическую автономность субъектов культурной жизни от государства.

 

Автор: Чурсина В.И.