23.03.2012 2768

Становление новых культурных институтов на Кавказских Минеральных Водах в конце XIX-начале ХХ века

 

О демократизации и о децентрализации культурных процессов, тенденции которых проявляются со второй половины столетия и непрерывно нарастают, свидетельствует и открытие новых музеев, возникших благодаря частной инициативе. В связи с этим необходимо отметить важное значение некоторых событий российской столичной жизни и имевших позитивные последствия для провинции. П.М.Третьяков передал в дар Москве своё богатое собрание русской живописи, а также коллекцию западноевропейского искусства своего брата С.М.Третьякова в 1892г., что открыло существование Третьяковской галереи, ставшей впоследствии государственным музеем.

В 1895г. состоялось учреждение, а затем и открытие в 1898г по инициативе Александра III музея Русского искусства в Петербурге. Императорская семья передала ему всё, что относилось к русскому искусству, из Эрмитажа и загородных резиденций. Петербургская Академия художеств подарила новому музею произведения своих корифеев. Поступили дары от аристократии и коллекционеров. И в 1898 году, уже имея свыше 1500 экспонатов, Русский музей открылся для посетителей. Значительным явлением российской музейной жизни стали также коллекции А.П.Бахрушина и П.И.Щукина, переданные государству в начале XX века. Эти события отражают общие тенденции демократизации и децентрализации культурных процессов, соединивших личностное и государственное начала.

Указанные тенденции нашли своё яркое выражение и в развитии культурно-просветительной деятельности, развернувшейся во второй половине XIX-начале ХХ в. в провинции, в том числе на КМВ. Основными инициаторами в этой сфере в провинции стали энтузиасты изучения отечественной истории, а также общества, организованные их совместными усилиями.

Внимание к местной истории и культуре способствовало в 1850г. созданию на Водах М.С.Воронцовым музея древностей под открытым небом, в 1864г. геогностического музея РБО, а также продолжилось организацией новых музеев на КМВ. Неоценимая заслуга в этом принадлежит и Кавказскому горному обществу (КГО), возглавляемого Р.Р.Лейцингером.

Блестящим итогом деятельности КГО было появление в Пятигорске трёх музеев: краеведческого (1905г.), дома-музея М.Ю.Лермонтова (1912г.), курортного (1915г.). Это оказалось возможным лишь благодаря доброй воле, заинтересованности и взаимодействию всех субъектов культурной политики на КМВ: начиная от прямого участия государства и заканчивая непосредственно активной работой властей местных, городских в осуществлении предложенных проектов. Появление музеев стало также результатом влияния народничества, пробудившего огромный интерес к отечественной истории. На рубеже веков возникает и отрабатывается новая модель культурной политики в регионе, в которой задействованы в качестве субъектов властные звенья всех уровней. Примером такого конструктивного сотрудничества субъектов в вопросах культурного строительства может служить рождение дома-музея М.Ю.Лермонтова. В 1912г. Пятигорск приобрёл этот дом в собственность. КГО, «как научное и просветительное», в этом же году подаёт в городское самоуправление заявление с предложением своих безвозмездных услуг «по содержанию и заведованию домиком поэта с представлением ему права использовать рядом лежащее здание для помещения в нём музея и библиотеки Общества, соединив с именем поэта такие культурные начинания, как основание музея и библиотеки». Просьба КГО была единодушно поддержана городской думой, более того, подкреплена финансово: «Ассигновать единовременно на приобретение книг 6000руб. и ежегодно по 4500 руб. на содержание этих учреждений и внести эти суммы в смету будущего года»«. За этой акцией городских властей признание необходимости союза с КГО в деле распространения культуры и просвещения в регионе. С первых лет организации КГО ему оказывалась существенная поддержка директором Вод В.В.Хвощинским, видевшим в работе КГО пользу для всей страны. Успешная инициатива в развитии музейного дела продолжилась созданием Пятигорского краеведческого музея, одним из старейших в крае, исторически связанным с музеем древностей Северного Кавказа. Основатели краеведческого музея повели дело на самом высоком для того времени уровне. Будучи поначалу общественным, он уже тогда отличался качественным содержанием и оформлением экспозиций, глубоким и всесторонним подходом к подбору материалов. С 1906г. КГО получило от Императорской Археологической комиссии право на практическую деятельность на Северном Кавказе. Императорская Археологическая комиссия передала безвозмездно почти все свои издания в библиотеку общества. Начало коллекции геологического отдела было положено самим Лейцингером, собиравшим во время экскурсий различные окаменелости и образцы горных пород. Пожертвования частных лиц (И.С.Ткешелашвили, Г.И.Раев) легли в основание энтомологического, ботанического и фотографического отделов. Владелец ессентукской аптеки И.С.Ткешелашвили преподнёс в дар музею уникальную коллекцию бабочек, доктор Владимирский и первый фотограф Вод Г.И.Раев - изображения, по которым сегодня можно составить представления о людях и об облике КМВ в начале XX века. Фотографии Г.И.Раева считали за честь приобрести многие европейские музеи, есть они и в собрании Лувра.

Музей, совмещая в себе множество функций (хранительская, просветительская, досуговая и т. д.), становился тем культурным институтом, который сплачивал вокруг себя всех неравнодушных к прошлому своей страны, к историческим и национальным корням. Здесь происходило сближение ранее разрозненных компонентов культуры: музей становился исследовательским центром, библиотекой, концертным залом. Появление краеведческого музея явилось плодом совместных усилий и творчества самых разных субъектов культурного процесса - граждан, социальных институтов и организаций.

Тем не менее, случалось, что местные власти отвергали культурные инициативы, исходящие от общественности. Это касалось истории с завещанием художника Н.А.Ярошенко.

Бережным отношением к культурному наследию, стремлением сохранить его и приумножить, была продиктована просьба к местным властям в 1898г. вдовы художника М.П.Ярошенко, желавшей пожертвовать картинную галерею мужа учреждению, которое построит помещения галереи в Кисловодске или в Пятигорске. Завещание предполагало, чтобы галерея, состоящая из более чем ста картин известнейших русских художников (Репин, Нестеров и др.) и художественных предметов, оставалась в пределах КМВ. Желание М.П.Ярошенко в исполнении просьбы супруга было разместить галерею в Пятигорской прогимназии, где можно было бы учредить и рисовальные классы. Однако переписка М. П. Ярошенко с властями и Кавказским учебным округом была безрезультатной. Вопрос об этом рассматривался в 1900г. на заседании отделения учебного комитета министерства народного просвещения по техническому и профессиональному образованию. Комитет признал ценность галереи в интересах художественного образования, но не нашёл достаточных оснований для отпуска средств на постройку здания. Данная ситуация - плачевный пример того, как культурная инициатива, оставшись без административной и финансовой поддержки, не получила конструктивного воплощения, как при организации лермонтовского, краеведческого и курортного музеев. В результате КМВ лишились возможности иметь очаг культуры и центр духовного притяжения - галерею с рисовальными классами и мемориальный музей.

Однако было бы несправедливым не отметить поддержку местными властями прогрессивных культурных инициатив, исходивших от известных художников: управа, удовлетворяя просьбу петербургских передвижников устроить в Пятигорске выставку картин, обратилась к директору народных училищ с просьбой о предоставлении здания городского 6-ти классного училища. Аргументом служило то, что «устройство художественной выставки очень желательно как для местных жителей, никогда почти не получающих подобного рода эстетических удовольствий, так и для приезжей публики». Выставки проводились и с благотворительными целями, о чём сообщали местные газеты: «В Кисловодске в галерее Нарзана появилась картина «Садко и водяной» И.Репина. Картина была пожертвована одному благотворительному обществу, которое оценивает её в 300р.».

Конец ХIХв. - это также время расцвета музыкальной, театральной и концертной жизни на Водах. Это период, связанный с постепенным отходом от принципа централизации подготовки специалистов в сфере изобразительных искусств и музыкальной деятельности. Появление школы передвижников в живописи, «Могучей кучки» в музыке, различных течений в искусстве явилось результатом стремления к либерализации, охватившего российское общество. Уходит монополия императорских столиц в формировании художественных вкусов общества, где, например, в музыке предпочтение отдавалось итальянским труппам. В провинции возникали собственные театральные и музыкальные коллективы. Одним из стимулов явилась организация музыкальной жизни с помощью различных обществ: Русского музыкального общества, активным деятелям которого являлся Н.Г.Рубинштейн, филармонического общества, благодаря которым музыка и концертная деятельность выходит за пределы салонов, прекратив быть уделом избранной и состоятельной публики. Огромную роль в этом сыграли концерты «Бесплатной музыкальной школы», организованной Г.Я.Ломакиным и М.А.Балакиревым, а также «Русские симфонические концерты» под управлением Н.А.Римскбго-Корсакова, А.К.Глазунова и П.И.Чайковского.

С середины века музыкальная жизнь становится более интенсивной и в провинции. Для КМВ это связано с организацией путей сообщения и ростом культурных запросов, как местного населения, так и приезжей публики. Появлялись они также исходя из возникающей потребности общества самим организовывать культурную жизнь.

К традиционным концертам духовой музыки на курортах прибавляются выступления отечественных и европейских мастеров симфонического и оперного искусства. Существенный вклад в это внесла местная интеллигенция. Назовём кисловодскую семью Сафоновых, эпицентр художественной жизни, вокруг которого собирался круг людей, которые видели будущее Вод в тесной связи с лучшими культурными достижениями и традициями. Глава этой семьи, отставной генерал И.И.Сафонов, был влиятельнейшей фигурой в жизни Кисловодска. Ему принадлежит инициатива строительства такого музыкально-театрального центра, как Кисловодский курзал. Сын генерала И. И. Сафонова - талантливый музыкант, дирижёр и педагог В.И.Сафонов, являлся директором Московской консерватории. Среди учеников В.И.Сафонова всемирно известные композиторы и музыканты: А.Н.Скрябин, С.И.Танеев, С.В.Рахманинов. В музыкальных кругах В.И.Сафонова называли «маэстро из Кисловодска». Здесь его многочисленная семья имела свой дом и гостиницу. В военные 1915- 1916 годы Василий Ильич после гастролей по Англии приехал на отдых в Кисловодск. В.И.Сафонова связывала дружба с художником Н.А.Ярошенко и его семьёй. Музыкант всегда участвовал в домашних концертах на «белой вилле».

«Культурными гнёздами» на Водах, где собиралась художественная и творческая интеллигенция, становились дома и дачи, впоследствии ставшие знаменитыми, среди которых в Кисловодске - дача «Белая вилла» супругов Ярошенко, в Ессентуках - дача «Желанная» певца П.П.Фигурова, многочисленные «провальские» дачи Пятигорска.

В европейской России первой половины века формирование культурного пространства проходило в дворянских усадьбах, важнейшим же источником формирования культуры на Водах становились дачи. Дача явилась и тем «культурным гнездом», где синтезировался процесс взаимодействия различных отечественных и европейских художественных направлений, шёл диалог представителей демократической художественной интеллигенции и создавалась особую культурную среду. На дачу вместе с её владельцами и гостями «приезжали» и последние тенденции культурной сферы столиц и Европы.

Большую роль в культурной жизни Вод продолжал играть театр. Провинциальная сцена существовала на средства от продажи билетов. Заработок актёров и антрепренеров-арендаторов театральных зданий зависел от публики. Гастролировали в Пятигорске в основном приезжие провинциальные труппы. Пятигорским театром в семидесятые годы владела некая Пожидаева, из экономии мало заботившаяся о содержании здания в должном порядке. Здание всё более ветшало, имело непрезентабельный вид, и зрители посещали его неохотно. В газетах с возмущением писали о том, что даже в ложах не было кресел, и посетителям приходилось приносить свои. Спасали положение театра приезжие столичные знаменитости. В 1875г. в Пятигорском театре вместе с провинциальной труппой Ф.А.Надлера с благотворительными спектаклями выступила знаменитая актриса М.Г.Савина, приехавшая на лечение в Железноводск. В Железноводском концертном зале-вокзале Савина также участвовала в благотворительном спектакле-бенефисе в честь русского театрального деятеля М.В.Лентовского. Публика встретила актрису восторженно, устроив ей трогательный и тёплый приём. Сборы от спектаклей пошли на нужды благотворительного общества - содержание сирот, женской школы, пособие малоимущим, а также несколько улучшили материальное положение труппы Ф.А.Надлера.

Новая страница в театральной жизни связана с Северокавказской железной дорогой. Открытое в 1875г. железнодорожное движение соединило Воды с центром и тесными культурными узами. Ездить на курорты стало легко, курорты оживлялись, разнообразной становилась театральная, музыкальная и концертная жизнь. Центром этой жизни с 1895г. становится Кисловодский курзал, выстроенный на средства акционерного общества Владикавказской железной дороги и полностью находившийся на её содержании. Здание курзала поражало воображение публики, особенно привлекал театр, рассчитанный на 650 зрителей. Железная дорога выделяла ежегодно серьёзные суммы на приглашение столичных и европейских артистов. Многие годы антрепренером Кисловодского курзала был утверждённый железнодорожным начальством на эту должность талантливый М.М.Валентинов. Он заключал контракты на выступления Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, С.В.Рахманинова, австрийского и берлинского симфонических оркестров и многих других. Руководство железной дороги полностью содержало симфонический оркестр из 60 музыкантов с несколькими солистами и антрепренера, в обязанности которого входила постановка оперных и драматических представлений. Блистательные представители столичной музыкальной культуры, такие, как М.М.Ипполитов-Иванов, А.К.Глазунов, Л.П.Штейнберг, К.А.Варламов, К.Ю.Давыдов, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Плевицкая, О.П.Преображенская и др. неоднократно, в течение многих сезонов, выступали в Кисловодском курзале. «Впервые в России на территории курзала антрепренером дороги М.М.Валентиновым и под руководством режиссёра Императорских театров Н.Н.Боголюбова был устроен «Эллинский театр», представлявший сцены из античной жизни. При курзале имелась библиотека с русскими и заграничными ежедневными периодическими изданиями, биллиардная и кабинет - карточная для всех дозволенных игр. Несколько раз в сезон устраиваются балы, маскарады, конкурсы, гулянья на Крестовой горе и проч. Во 2-м парке организованы детские игры, преподавание гимнастики, футбольные матчи, лаун-теннис, любительские спектакли и т. п.». Курзал обходился дороге ежегодно в весьма солидную сумму - 100 тыс. руб. Такой серьёзный финансовый вклад со стороны Общества Железных дорог способствовал тому, что кисловодский курзал стал крупнейшим культурным центром не только на Водах, но и на всём Кавказе. Впечатляет статистика посещаемости Кисловодского курзала и парков с 1910 по 1913гг.: число посетителей возросло с 83,5тыс. чел. до 100 тыс. чел. Театрально-концертная деятельность, центром которой являлся курзал, - часть целого комплекса культурных задач, решение которого взяло на себя АО «Владикавказская железная дорога», ставшее своеобразным субъектом культурной политики.

В 1915г. в Петрограде на съезде по улучшению отечественных лечебных местностей прозвучал доклад Акционерного Общества «Владикавказская железная дорога» «О значении железной дороги в деле развития и процветания курортов». В нём среди позитивных черт влияния железных дорог на курортную жизнь были отмечены доступность и удешевление жизни; устройства общественного характера (курзалы, парки и пр.), направленные для улучшения жизни местного населения и отдыхающих, способствуют установлению за лечебными местами значения первоклассных курортов; своими печатными изданиями способствуют популяризации лечебных мест в широкой публике. Железная дорога, по мнению её представителей, есть ещё и могучее средство поднять уровень курортов КМВ на европейскую высоту.

Опыт строительства курзала в Кисловодске скоро был перенесён и в европейскую часть России. В 1900г. открылся Сестрорецкий курзал, близ Петербурга. Его постройка оказалась возможной благодаря Акционерному обществу Приморской СПб-Сестрорецкой железной дороги и при посредничестве министра земледелия и государственных имуществ А.С.Ермолова. Благодаря курзалу и Сестрорецкий бальнеологический курорт также получил возможность приглашать замечательных артистов.

Конец ХIХв. характеризуется подъёмом интереса к театрально-концертной деятельности на всех курортных группах. И городские власти, и предприниматели способствовали появлению новых залов и театров. В 1898г. Р.Р.Лейцингер устраивает на свои средства в своём доме на ул. Теплосерной в Пятигорске зимний театр, так называемый «театр Лейцингера», взамен прежнего, порядком обветшавшего (здание не сохранилось до нашего времени).

В первые годы XX века в Пятигорске, Железноводске и Ессентуках стараниями директора Вод В. В. Хвощинского для курортной публики были выстроены «казённые театры». С 1901г. вступила в строй в пятигорском парке «Цветник», возведённая в стиле «модерн» Лермонтовская галерея, где были замечательные условия для концертов в любое время года: изящная эстрада для оркестра и театральная сцена. Через год, в Железноводске появилась почти такая же, названная Железной, а впоследствии переименованная в Пушкинскую. В 1902г. поднял занавес театр «Парк» в Ессентуках. Таким образом, к 100-летию Вод все курорты имели сценические площадки, где за право выступления боролись многие знаменитости. Об этом, например, свидетельствовала переписка руководителя Чешской филармонии с директором Вод С.В.Тиличеевым в 1908г. Этот известный в Европе коллектив, «во всех отношениях выдающийся и выгодный оркестр», желал гастролировать именно в России, на Водах, по причине «многочисленности курортов и летних садов, а также ввиду серьёзных художественных запросов музыкальной публики». Ответ С. В. Тиличеева был весьма категоричным: «на предстоящий сезон оркестры уже наняты».

С.В.Тиличеев с чрезвычайной тщательностью относился к качественному составу нанимаемых оркестров, о чём свидетельствуют контракты, заключавшиеся с нанимаемыми оркестрами от имени Дирекции Вод. В контракте о найме струнного оркестра Терского казачьего войска от 12 января 1912г. строго оговаривалась информация о музыкальном образовании артистов. Контракт с симфоническим оркестром под управлением Е.Е.Плотникова предусматривал следующие условия найма: «Две трети оркестра должны состоять из лучших артистов Императорских театров и учеников высшего курса консерватории, а остальная часть из лучших опытных артистов», а также необходимо предоставить сведения об образовании артистов и солистов. Богатая театральная и гастрольная жизнь нашла своё отражение в прессе. Это известия о приезде столичных знаменитостей (среди которых и В.Ф.Комиссаржевская, и М.В.Дальский), с большим успехом выступившие в Ессентукском казённом театре) и о состоявшейся в Кисловодске встрече с писателем Д.Мордовцевым».

Пользуются успехом разнообразные концерты духовой и симфонической музыки: «18 июня дирекция В.Н.Шульца, С.В.Брагина и И.И.Берченко устроила в казённом саду в Пятигорске концерт-монстр, привлекший массу публики».

Знаменитости с удовольствием посещают Воды, а провинциальное и приезжее население имеет возможность приобщения к российской театральной, оперной и художественной жизни, не испытывая при этом ущербности «культурного изоляционизма».

Образцы высокой современной культуры, в её стремлении к демократизации способствовали рождению на курортах собственных культурных традиций. Одна из них - это театрализованный праздник «День Белого Цветка», посвященный борьбе с туберкулёзом. Это благотворительное мероприятие, сочетающее в себе насущную потребность народного здравоохранения и яркую зрелищность в её пропаганде. В его организации и подготовке активное участие принимали местная администрация, учителя, медики, представители Колонии Красного Креста и все желающие. В газете «Пятигорское эхо» от 2июля 1912г. публиковались репортажи о его праздновании со всех курортных групп. «Извозчик, лавочник, городовой, чистильщик сапог, идущая в парк курсовая барышня,- все украшены белым цветком, все уже внесли свою лепту на борьбу с туберкулёзом. Купите белый цветок! На борьбу с чахоткой - пожертвуйте!»- данный фрагмент о прохождении мероприятия в Ессентуках. «Белый цветок - герой дня; он мелькает всюду: виден на груди, на шляпах, обвивает мужские трости, дамские зонтики; у многих его уже целые гирлянды и букеты. Растёт и ширится армия, отмеченная белым цветком. Новая великая «Армия спасения»- такова картина в Железноводске. Как продолжение столь важной акции на следующий день: «Детский праздник в Пятигорске, в Казённом саду. Прекрасно украшен сад, устроен спектакль. В шестом часу вечера запуск воздушного шара, фейерверки. В Кисловодске последний концерт Плевицкой сменяется гастролью В.И.Качалова и К.А.Варламова в спектакле «На всякого мудреца». В Ессентуках бенефис дирижёра Ессентукского оркестра г. Черняховского». Побывали на Водах с гастролями в 1913г. и гости из далёкой Японии: «Японцы в Пятигорске. Спектакль Ганако Оэта прошёл в Лермонтовской галерее при переполненном публикой зале».

Разнообразие форм культурной жизни становилось чрезвычайно привлекательным фактором для приезда на курорты: «Везде на Кавказских Минеральных Водах - прекрасные оркестры, театр, балы. Конкурс женской красоты и приз за красивейшие усы; артисты, приезжающие на гастроли из столиц»,- пишет знаток европейских курортов датский путешественник С.О.Патурссон и Киркюбе.

Ситуация расцвета театральной и гастрольной деятельности, динамичного развития образовательного процесса, сложившаяся на курортах на рубеже веков, поставила на повестку дня актуальность создания на Водах такого многоаспектного учреждения, как народный дом. Народные дома - активно строились по всей России и признавались «наиболее желательной формой распространения внешкольного образования». Городская дума Пятигорска на своём заседании 14декабря 1904г. обсуждала строительство народного дома как «идею постройки дома для зрелищ, чтений, занятий, библиотеки», средства на это можно привлечь как из городского бюджета, так и из различных благотворительных организаций: общество пособия бедным, попечительство о домах трудолюбия и работных домах под покровительством Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. Дума, справедливо полагая, что «дом для зрелищ» должен находиться в центре города, обратилась к городскому архитектору С.И.Гущину с просьбой о составлении проекта. «Здание народного дома будет украшением города и будет отвечать потребности города в собственном театре. Общеобразовательные учреждения и разумные развлечения являются необходимыми условиями существования культурного общества и траты на них общественных учреждений всегда вознаграждаются сторицей»- данное резюме подчёркивало насущную мысль о доступности такого важного социального института, как театр, о его способности объединять самые разные слои местного общества. На тот момент для реализации благородного намерения не хватило ни материальных, ни денежных возможностей. Такое учреждение в Пятигорске появилось в 1914г.

Рождению Народного дома способствовало создание в 1907г. новой общественной организации - Пятигорского общественного всесословного клуба. Основал клуб директор Пятигорской группы М.Н.Соловьёв. Совет клуба, состоявший из армянских купцов (Н.Нацвалов, Карапетян, Н.Б.Ходжаев, Тер-Терьян) решил построить специальное помещение для доставления пятигорчанам и отдыхающим различных развлечений. Но и в 1907г. дальше намерений дело не пошло. Идея начала приобретать практическое воплощение лишь с 1914г. Многие полагали, что строительство Народного дома в такой непростой период не является острой необходимостью для курорта. В апреле 1914г. в воскресном приложении к местной газете был опубликован проект главного фасада, выполненный архитектором инженером А.И.Кузнецовым, и полное описание будущего сооружения. Здание начали возводить в центре города, на Романовском проспекте (ныне театр оперетты). Проект предполагал зрительный зал на 700мест со сценой и современным оборудованием. Здание также должно было включить в себя и необходимые для развлечений публики обширный театральный и танцевальный залы, карточную комнату, гостиную, буфет, читальню с библиотекой. Благодаря настойчивости и энергии М.Н.Соловьёва, как писала местная газета, «в целях осуществления клуба-рассадника разумного времяпрепровождения для семейных и холостых», дело было доведено до конца. Народный дом открылся 17мая 1915г. В речах по этому поводу отмечалась дружная работа М. Н. Соловьёва и совета старшин как создателей своеобразного памятника гражданской зрелости пятигорского общества. Пятигорск получил прекрасное здание с театральным залом, библиотекой и читальней. Огромной популярностью сразу же стал пользоваться разместившийся в нём «Весёлый театр эскизов». В репертуар этого театра- комедии, скетчи, балеты, пьесы московского театра-кабаре «Летучая мышь» и парижских театров.

Вообще потребность в народных домах была велика, и распространение их в столице и провинции шло довольно успешно. Об этом говорят следующие факты: России уже на 1913г. имелось 314 народных домов; к 1915г. планы развития народных домов были составлены вятским и Пермским губернскими земствами, Московской и Самарской городскими думами и т. д., а при Литовском народном доме Петрограда было создано специальное Бюро по исследованию народных домов в России.

Крупным коммерческим предприятием начала XX века, имевшим важное культурное значение, стал на Водах кинематограф. Благодаря Р.Р.Лейцингеру первый кинопросмотр состоялся в Пятигорске в 1902г. Глубокое эмоциональное впечатление, которое производили первые фильмы на публику, и обещание быстрой прибыли способствовали тому, что предприниматели стали приобретать патейновские проекционные аппараты и открывать кинотеатры. Назывались первые кинотеатры «биографами», «электробиофонами», «электробиографами» или «биоскопами». На фоне тенденций стремительного роста кинотеатров, характерного для всей России, КМВ старались не отставать: на 1907г. только в Пятигорске их уже было около десяти. Располагались кинотеатры при гостиницах, в помещении бывшего театра, в домах состоятельных граждан, концентрируясь ближе к центру города. Вниманию зрителя летнего сезона 1907г. предлагался разнообразный и заманчивый репертуар французских фильмов с эффектными названиями в кинотеатре «Боммер»: «Городовой в ловушке», «Варфоломеевская ночь», «Фантазия Востока» и т. д.

Отметим, что часто сборы от кинопоказов использовались на благотворительные нужды. Так, например, бр. Косовы (владельцы первого в Ессентуках «Электробиографа») в 1913г. пожертвовали на нужды местной прогимназии один из взносов в сумме 100р. В Кисловодске в 1916г. владельцы биографов «Кристалл» и «Победа» направили денежные средства от продажи билетов в пользу Кавказской армии.

Исследование процессов появления в жизни Вод новых культурных институтов на рубеже веков позволило прийти к следующим выводам:

- инициаторами зарождения новых музеев, появления современной музыкальной и театральной культуры на курортах, а также Народного дома в Пятигорске становится местная интеллигенция - врачи, педагоги, предприниматели. Их начинания находят поддержку среди правительственных кругов, Управления Вод и местных администраций, что являлось отражением общей тенденции демократизации и децентрализации в отечественной культуре;

- в начале XX века Кавказские Минеральные Воды стали заметным очагом культуры в России, притягивающим к себе соотечественников со всех её концов. На Водах создавались свои «культурные гнёзда», определявшие дальнейшие направления культурной политики в регионе;

- появление и широкое распространение кинематографа как демократического вида искусства на Водах есть, на наш взгляд, не только прогрессивное веяние времени, но и факт приобщения посредством кино к последним культурным достижениям и российской, и европейской жизни.

Итак, можно сделать некоторые выводы:

1. Начало ХХ в. стало пиком развития имперской культурной политики на КМВ. В это время курорты заняли достойное место в культурном пространстве России, так как здесь имели место почти все отечественные культурные институты: образовательные учреждения, театры и музеи, пресса, научные и общественные организации, народный дом, кинематограф.

2. Совместные усилия субъектов культурной политики на всех уровнях привели к разрешению проблем разноподчинённости различных курортных групп.

Динамичное развитие градостроения на всех курортных группах с конца ХIХв. явилось результатом введения на территории КМВ действия Городового положения 1870г., благодаря которому произошло окончательное включение курортов в административное поле России.

Градостроительные перспективы Вод были определены планом дальнейшего строительства и расширением курортной инфраструктуры. В составлении такого плана большую инициативу и заинтересованность проявляют как правительство в лице министерства земледелия и-преимуществ, так региональные власти и органы самоуправления всех курортных групп.

3. Местные власти, Управление Вод направляло совместные усилия в развитие курортной сферы. Это касалось природоохранных функций, строительства гидрологических сооружений в рекреационной зоне, использования бальнеологического фактора.

Городские власти решали проблемы санитарного состояния, проведения водопроводов, озеленения, разбивки садов, парков, освещения, проведения трамвайных путей.

Вопросы образования, функционирования специальных учреждений культуры решались как городскими властями, так общественными организациями и частными лицами при поддержке государственной власти

4. Развитие образования на КМВ протекало в русле общероссийских демократических тенденций, обеспечивало возможность интеграции региональных национальных культур и тем самым создавало предпосылки для приобщения к активной культурной жизни тех, чьи финансовые и материальные средства, социальные и национальные традиции препятствовали посещению образовательных учреждений.

В регионе сложилась динамично развивающаяся система образования, представленная разнообразными типами образовательных учреждений (государственные, частные, национальные), организованные по преимуществу благодаря инициативе «снизу», которая получала поддержку у местных властей, понимавших, что развитие образования - залог успешного и стабильного политико-экономического существования региона и будущего курортов.

5. Инициаторами зарождения новых музеев, появления современной музыкальной и театральной культуры на курортах, а также Народного дома в Пятигорске становится местная интеллигенция - врачи, педагоги, предприниматели. Их начинания находят поддержку среди правительственных кругов, Управления Вод и местных администраций, что является отражением общей тенденции демократизации и децентрализации в отечественной культуре;

6. Важной качественной характеристикой культурных процессов, происходящих в регионе, была неотъемлемая благотворительная составляющая: в становлении благотворительности как в России, так и на КМВ генетически обнаруживается единая духовная основа и родственная связь с народным просвещением и образованием.

7.      Субъекты культурной политики на Водах в лице государства, региональных и местных властей, интеллигенции, а также и АО «Владикавказская железная дорога», создавали привлекательные условия, способствуя появлению на курортах особой культурной среды, отличающейся насыщенностью, разнообразием и столичным характером. Присутствие на курортах выдающихся деятелей отечественной и европейской культуры также позволило Водам вписаться в тенденции общероссийского культурного развития.

8. В начале XX века Кавказские Минеральные Воды стали заметным очагом культуры в России, притягивающим к себе соотечественников со всех её концов. На Водах создавались свои «культурные гнёзда», определявшие дальнейшие направления культурной политики в регионе.

9. Появление и широкое распространение кинематографа как демократического вида искусства на Водах есть не только прогрессивное веяние времени, но и факт приобщения посредством кино к последним культурным достижениям и российской, и европейской жизни.

 

Автор: Семина Н.Б.