24.03.2012 11702

Социально-психологическое исследование феномена агрессии в зарубежной и отечественной литературе

 

Криминальная статистика последних лет свидетельствует о явном учащении агрессивных криминальных действий против личности, в связи с чем, проблема агрессии стала одной из ключевых в работах психологов и криминологов. Изучение феномена агрессии приобретает особую актуальность в современных условиях, что объясняет большое количество разнообразных подходов к ее изучению и создание адекватных моделей агрессивного поведения, так как в современном обществе отмечается рост числа молодежи, вовлеченной в маргинальную область отношений и поведения. Эта среда и связанные с ней девиантные формы поведения являются «знаком» переживаемою обществом кризисного периода. Для этого социально-психологического явления характерны отсутствие или утрата устойчивых целей, разрушение эмоциональных и личностно значимых общественных, в том числе семейно-родительских связей. При таком подходе маргинальную подростково - юношескую среду и типичные для неё ценности, установки, правила поведения можно анализировать как своеобразное «предполье» криминального поведения (П.В. Вострокнутов, Л.О. Пережог ин, 2000). Личность несовершеннолетнею преступника является «кристаллизационным центром» проблемы преступности вообще, а изучение и коррекция ее - одним из узловых вопросов борьбы с этим пороком (Е.В. Кучинская, 1996).

Проблеме деформации личности правонарушителя, в том числе и несовершеннолетнего, в отечественной и зарубежной науке посвящено немало исследований. Несмотря на наличие альтернативных точек зрения по вопросу о правомерности выделения криминально-психологической реальности, обозначаемой понятием «криминогенная личность», объективное существование данной реальности подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями, проведенными как у нас в стране, так и за рубежом. При этом принципиально важным является утверждение А.А. Реана о том, что центральные, определяющие различия между личностями преступника и не преступника лежат в сфере отношений личности к действительности, в сфере ее социальных установок и ценностей. Указанная сфера, являясь наиболее значимой при анализе противоправною поведения, остается, тем не менее, недостаточно изученной в целом ряде аспектов. Е.В. Кучинская отмечает, что ограниченность исследований в данной области в значительной степени определяется часто встречающимся рассмотрением правонарушителей как однородной группы, без учета их склонности к определенным видам преступлений - корыстным либо насильственным.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни. Различные виды агрессивных действий входят в структуру девиантного поведения, а к наиболее выраженным проявлениям девиантного поведения относится делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях является разновидностью преступного (криминального) поведения человека и представляет уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности их антиобщественного характера и степени осмысления индивидом характера собственных противоправных действий, и вследствие этого криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения (Е.В. Змановская, 2003).

По мнению В.Д. Менделевича (1999) правонарушения делятся на проступки и преступления. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной опасности для общества, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправных действий.

Мы согласны с автором и считаем, что криминальное поведение определяется готовностью, осознанностью личности при совершении противоправного действия. Наиболее яркий вид - физическая агрессия в виде нападения на жертву - как правило, отражает криминальное поведение, хотя может встречаться, и при делинквентном типе отклоняющегося поведения. Агрессивные действия могут быть обусловлены различными факторами, и входить в структуру разных типов девиантного поведения. Противозаконные действия в большинстве случаев сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей. В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством. Взаимосвязь между делинквентпым поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессия и делинквентное поведение тесно взаимосвязаны. Рассматривая нормы и критерии криминальной агрессии, исследователи имеют разнообразные подходы к определению критериальных основ исследуемой проблемы, но в целом все сходятся в том, что криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения и делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, выраженных в законах общества. Противозаконные действия в большинстве случаев сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей. В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения.

Проблема делинквентного поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. В этом случае происходит отождествление понятий криминального и делинквентного поведения, и то и другое противозаконное и направленно против существующих норм и законов государственной жизни, представляющее уголовно наказуемое деяние. Исходя из такого подхода к пониманию делинквентного и криминального поведения, прослеживается парадоксальность сущностных основ данных понятий. С одной стороны сюда относятся кражи, акты вандализма, с другой - вооруженные ограбления, убийства, изнасилования.

Поэтому чтобы подойти к определению и анализу детерминант криминальной агрессии, необходимо изучить различные взгляды специалистов на проблему девиантного и делинквентного поведения в отечественной и зарубежной литературе. Для анализа механизмов поведенческих девиаций существенным являются знания, накопленные в социальной психологии, патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии, психологии личности.

Девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже - к прерыванию самой жизни. Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия.

Психологические истоки познания девиантного, в том числе агрессивного поведения рождались в основном в психоаналитических и социально-психологических школах.

В России девиантология, в отличие от зарубежной науки, не имеет статуса самостоятельной науки и находится в стадии становления, интенсивно обретая опыт в данном направлении. Основы девиантологии разрабатывались не в рамках психологии, а в социологических и криминологических трудах.

Девиация имеет полидисциплинарный характер. С одной стороны девиантное поведение может быть предметом психологии, педагогики, психиатрии и трактуется с позиций поступков, действий человека, не соответствующих сложившимся в обществе нормам. С другой стороны - является предметом социологии, социальной психологии, юриспруденции и рассматривается как «социальное явление», выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям (Я.И. Гилинский, B.C. Афанасьев, 1993). Эти два подхода к выделению предмета девиантного поведения порождают многообразие подходов и определений отклоняющегося поведения. Существуют различные определения девиантного поведения, сформулированные Я.И. Гилинским, В.С. Афанасьевым (1993); В.Н. Кудрявцевым (1982, 1998); С.А. Беличевой (1993); М.И. Аникеевым и О.Л. Кочетковым в «Кратком энциклопедическом словаре»; А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским (1990); К.А. Абульхановой - Славской (1980); Д.И. Фельдштейном (1996); Ю.А. Клейберг ом (2001). По определению Я.И. Гилинского (1993), поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Ряд авторов во главе с В.Н. Кудрявцевым (1982, 1998), рассматривающих девиантное поведение как социальное отклонение, характеризует его как отступление от существующих социальных норм, их нарушение, то есть «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора. В своих исследованиях В.Н. Кудрявцев полагает, что отклоняющееся поведение, это такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа. Позицию

В.Н. Кудрявцева разделяет С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушения процесса социализации. Девиантное поведение - это поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность - проявление нарушенное социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дают М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в «Кратком энциклопедическом словаре».

А.В. Пегровский и М.Г. Ярошевский (1990) определяют девиантное поведение как отклоняющееся поведение, т.е. систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Таких же позиций определения девиантного поведения придерживается и ряд других известных ученых. По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1980), Д.И. Фельдштейна (1996), Ю.А. Клейберга (2001) отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Кроме того, девиантным будет и поведение, отклоняющееся от принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития норм морали. Разновидностями такого аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию.

По мнению В.Д. Менделевича в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение может быть разделено на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, формируемое на базе гипер способностей.

И.С. Кон (1989) уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от обше принятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья или права, культуры и морали. М.А. Ковальчук (2002) также определяет девиантное поведение, как отклоняющееся поведение от принятых норм в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, группе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации человека е том обществе, к которому он принадлежит. Е.В. Змановская (2003) критерием девиантного поведения считает устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. В психологической литературе девиантным считается поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (Ю.А. Клейберг, 2001) либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе (Ф. Патаки, 1987). Ю.А. Клейберг (2001) отмечает, что девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. А. Коэн (1965) считает, что чаше всего девиантное поведение не соответствует нормам и ролям, идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы.

Ю.А. Клейберг (2001) и Е.В. Змановская (2003) выделили базовые критерии девиантного поведения, при этом, расширив это понятие. По их мнению, девиантное поведение это такое поведение, которое не соответствует общепринятым или социально установленным социальным нормам; вызывает негативную оценку со стороны других людей; наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям; характеризуется стойкой повторяемостью; свойственна общая антинормативная, а не ситуативная нестандартная социальная ситуация, личностная направленность; усиливает состояние социальной дезадаптации; рассматривается в пределах медицинской нормы, но в то же время может переходить, при определенных условиях, в патологическое; выраженное индивидуальное возрастно-половое своеобразие. Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее в противоречие с установившимися в обществе образцами, стереотипами может иногда сочетаться с относительно хорошим знанием нравственных норм, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек. Данное положение особенно актуально для тех людей, у которых отклоняющееся поведение нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся не справедливости. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды, в форме инакомыслия.

Но при определении критериев девиантного поведения очень важно иметь представления об эталонах оценки психологических явлений. В научной и обыденной практике распространенно деление явлений на «нормальные» и «анормальные». Ряд авторов под ненормальным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, характерное для большинства людей. Анормальное поведение можно разделить на нормативно-одобряемое, патологическое, нестандартное (Е.В. Змановская, 2003). Но мнению автора одним из самых распространенных и общих является статистический критерий, который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции (нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже, чем в 50% случаев). Автор полагает, что статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени ею выраженности и степени угрозы для жизни. Наряду со статистическим критерием в гуманитарных науках используются специальные критерии оценки нормальности-анормальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический.

- Психопатологический критерий используется в медицине. В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, поэтому оно не является ни формой патологии, ни медицинским понятием. В тоже время девиантное поведение рассматривается в ряду явлений лежащих между нормой и патологией, таких как акцентуации характера, ситуационные реакции, нарушения развития, предболезнь.

- Социально-нормативный критерий имеет важное значение. Поведение оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. Ведущим показателем нормальности поведения с точки зрения социально-нормативного критерия является уровень социальной адаптации личности.

- Индивидуально-психологический критерий отражает ценность каждой личности, её индивидуальности. В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, а предполагают также самопознание и само бытие личности. Мы убеждены, что отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяют его судьбу.

Таким образом, несмотря па некоторые различия в понимании девиантного поведения различными авторами, все выделяют в качестве основного критерия девиаций нарушение принятых в данном обществе социально-нравственных норм.

Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков является деструктивность - разрушительность. В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе противоправное поведение чаще всего обозначают как делинквентное поведение (в переводе с латинского delinguens «провинность», «проступок»).

Мы согласны с позицией автора, что делинквентное поведение это поведение противоправное, и действия личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях и как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Это один из наименее определенных видов отклоняющеюся поведения личности. Круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников». Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В научной литературе термин делинквентное поведение используется в различных значениях. А.Е. Личко понятием «делинквентность» определил мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это могут быть школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В тоже время В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

В отечественной психологической литературе делинквентность связывается с противоправным поведением, т.е. это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Делинквентное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления, определяется как асоциальное поведение. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

П. Куттер считает, что некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в современном обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем. Далее П. Куттер (1997) указывает на то, что многие законопослушные люди имеют агрессивно-криминальные импульсы, которые не реализуются ими в конкретных действиях, но проецируются на других людей, например, совершающих правонарушения. Вследствие данных проективных процессов правонарушения могут чрезмерно строго оцениваться и несправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности.

За рубежом термин «делинквент» употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. В материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность.

В зарубежной психологической и медицинской литературе для описания делинквентного поведения взрослых людей широко используются термины: «антисоциальная», «социопатическая», «психопатическая» личность Данные понятия не тождественны привычным для нас понятиям - «криминальная личность», «характерологический психопат», и не могут выступать в качестве медицинского диагноза. Социопатическая (антисоциальная) личность представляет собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности. Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан психоанализом. Август Айхори (1876-1949) определяет делинквентность как «динамическое явление, результат взаимодействия психических сил, производящих искажения». Мак-Вильяме описывает социопатическую личность через выраженную потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться, как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности.

С точки зрения личностной динамики А. Айхорн (2001) указывает на существование двух основных типов делинквентности: пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциальною поведения; когда личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта и какая-то ее часть запрещает делинквентное поведение, вызывая чувство вины. В ряде случаев чувство вины возникает у преступников до совершения преступления и делинквентность возникает из-за желания индивида получить облегчение от давления супер-Эго; антисоциальное поведение без признаков невроза, в этом случае конфликт «вынесен наружу» - это открытый конфликт с окружением по причине ранней фрустрации либидных желаний, но бессознательная потребность в наказании] и фиксация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер, поэтому, по мнению Ю.А. Клейберга, чтобы найти адекватные подходы к современной постановке проблемы девиантности в контексте психологической науки, необходимо проанализировать опыт западных традиций, ориентированных на теории социокультурной динамики, социальной мобильности и социальной стратификации (П. Сорокин); аномию, теорию и методы структурного и функциональною анализа социальных явлений, анализ дисфункциональных явлений в обществе, дезинтеграции культурных целей и средств их достижения (Р. Мертон); концепцию социальной системы, основанной на функциональных императивах: адаптация к среде, достижение цели, общие нормы и управление напряженностью, интеграция (Т. Парсонс); теорию аномии, распада социальных норм (Э. Дюркгейч); теорию социальных детерминант коллективного поведения, девиации и социального контроля (Дж. Смелзер); теорию связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений (П. Уорсли); концепцию «отклонение и система устойчивости», необходимость для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон); теорию деструктивности социального конфликта, как одной из форм проявления девиантного поведения (Б. Банк, К. Шарп, Н Прево, Д. Кретч, Р. Крутчфилд, Н. Ливсон, Д. Дена); концепцию «агрессивное поведение подростков как форма самоутверждения» (Л. Басе, Л. Бандура, Р. Вальгер, Р. Лазарус); теорию фрустраций как один из пугей проявления агрессии (Дж. Доллард, Л. Берковитц, З. Фрейд); концепцию взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бейли); концепцию «лабелинга» - «запятнанной репутации»; «наклеивания ярлыков» (И. Гоффман, П. Беккер); теорию штампов: назови человека отклоняющимся и он таким станет (Г. Беккер); концепцию социальных отклонений Р. Харре («этогенический подход»), предполагающую изучение «социальной грамматики поведения» - правил и установления, которым следуют члены конкретного социума в ходе взаимодействий, а также значение и смыслов, которые они придают своим действиям и поступкам; теорию дифференцированных возможностей: наличие различных возможностей располагать незаконными средствами; теорию дифференцированной ассоциации, центральным тезисом которой является то, что личность осуждается только тогда, когда существует установка, способствующая нарушению закона, преобладает над установкой негативной оценки подобных действий. При этом мерилом служат такие установки, как частота, длительность, последовательность и интенсивность дифференцированных контактов; подход «культурная девиация» и субкультуры: то, что типизируется доминирующей культурой как девиантное поведение, является также соответствием системе норм определенной субкультуры (А. Коэн, Д. Миллер, Зак).

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. В переводе с латинскою языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется довольно широко. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (например, гневом), с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В.Д. Менделевич считает, что агрессия это физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в ею сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личиной неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, давления на жертву.

Существующие определения агрессии, в большинстве случаев, основаны на учете ее внешних, объективных признаков. Тот или иной исследователь берет за основу своей теории различные грани этого феномена, подчас не придавая существенного значения первично инстинктивной природе агрессии, которая обусловливает наличие в феномене жестокости как созидательного, так и разрушительного начала, находящихся между собой в диалектическом единстве.

Принятые на сегодняшний день определения агрессии основывается на обобщении взглядов таких выдающихся исследователей этою феномена, как A. Bass, L. Berkowitz, S. Feshbach. A. Bass (1961) предложил рассматривать в качестве агрессивного поведения любое поведение индивида, если оно содержит угрозу или наносит ущерб другим. Позднее L. Berkowitz (1974, 1981) и S. Feshbach (1964) внесли в это положение дополнение, согласно которому деструктивное поведение, чтобы называться агрессивным, обязательно должно быть связано с намерением человека поступить подобным, угрожающим или наносящим ущерб другим. В последнем варианте из круга агрессивных феноменов выпадают случаи, когда разрушительное поведение против кого-либо осуществляется непреднамеренно, случайно. Агрессия, таким образом, представляет собой форму поведения, содержащую намеренное оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (R.Baron, D.Richardson, 1994). L. Berkowitz (1993) подчеркивает, что агрессивное поведение является намеренным стремлением причинить вред, ущерб другому лицу. Согласно К. Изарду (1980), агрессия - это враждебное действие или поведение. В 1939 г. D. Dollard и N.Miller определяли агрессию как действие, имеющее целью «причинение ущерба друг ому организму».

Существуют различные виды агрессивных действий (Васе, Дарки): физическая агрессия (нападение); косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами и т.д.); склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении); негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения); подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его; вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов - угроза, проклятия).

Физическая агрессия предполагает нанесение жертве телесного ущерба с использованием произвольной мускулатуры нападающего, или оружия.

Вербальная агрессия осуществляется в форме словесных угроз или распространения оскорбительных высказываний.

Прямая агрессия возникает при непосредственном контакте агрессора и жертвы, косвенная - связана с «заочным» созданием препятствий жизнедеятельности объекта агрессии, распространением о нем клеветы и отрицательных высказываний. Активная агрессия выражается в словесных и физических нападках, в то время как пассивная выступает в форме отказа выполнять требования, разговаривать с «объектом» агрессии.

A. Bass (1961) отмечает, что агрессию принято разделять на несколько дихотомических категорий: физическая и вербальная, прямая и косвенная, активная и пассивная.

S. Feshbach (1964) ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Мотив враждебных агрессивных действий состоит в причинении страданий жертве; инструментальная агрессия служит способом достижения определенной цели, и мотив нанесения прямого физического ущерба в этом случае отсутствует.

Говоря об общих подходах к определению агрессии, следует отметить, что они, в большинстве случаев, являются результатом синтеза общебиологических, психологических и философских теорий. Не случайно наиболее полно взгляды на природу агрессии мы находим у представителей психоанализа, биологической науки, у психологов. В концептуальном плане выделяются две, на первый взгляд, противоположные точки зрения на природу человеческой агрессивности: рассмотрение агрессии в качестве положительного, конструктивного, созидательного начала и ее понимание как деструктивной, разрушительной силы. Однако, такое дихотомическое разделение взглядов на природу жестокости весьма условно. По мнению Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можинского (2005) эти два аспекта - созидательный и разрушительный - представляют разные грани одного и того же феномена. Они находятся в сложной динамической взаимозависимости.

К. Лоренц (1963) придерживался преимущественно «позитивного» взгляда на значение агрессии в жизни биологических существ. Он полагал, что природа агрессивности является инстинктивной. Агрессия представляет собой биологически детерминированный поведенческий паттерн и является инструментом борьбы за самосохранение. При этом она может претерпевать болезненную трансформацию, превращаясь из конструктивной силы в феномен деструкции и жестокости. K.Menninger (1942) также относил агрессию к «позитивному» биологическому явлению, считая, что агрессия «вытекает из деструктивного инстинкта». К. Menninger трактует агрессию как изначально деструктивную силу, но именно этой деструктивности он отводит положительную роль (Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можинский, 2005).

Таким образом, значение агрессивности состоит в выполнении важнейшей задачи - поддержание жизнедеятельности вида, необходимого уровня напряжения борьбы за его самосохранение.

А. Шопенгауэр (1819) считал, что в глубине своего существа «человек - это дикое и жестокое животное». Люди, писал он, делятся на жертв, с одной стороны, и на охотников - с другой. Человек - единственное существо, способное «истязать друг их ради самой цели: заставить страдать».

Одни и те же ученые на разных этапах своих исследований меняли собственную точку зрения на природу агрессии. Эволюция взглядов па значение агрессии видна в работах З. Фрейда (1924, 1927, 1953, 1955). В ранний период своей научной деятельности он рассматривал ее как реакцию на блокаду либидинозного влечения. Поскольку, согласно взглядам раннего 3. Фрейда, все человеческие стремления проистекают из Эроса - жизне созидающей силы сексуальности и любви, то агрессия является положительным фактором, способствующим преодолению препятствия энергии либидо. Вместе с тем, такое понимание агрессии ставит ее в зависимое, вторичное по отношению к либидо, положение - она представляется всего лишь как реакция, а не фундаментальное свойство человеческой природы. Позже, в период после первой мировой войны, Фрейд стал говорить о двух первичных инстинктах: в дополнение к уже выделенному им созидающему инстинкту сексуальности и любви (либидо), он ввел понятие «второго первичного инстинкта» - танатоса. Танатос, «инстинкт смерти», несет в себе энергию деструкции или «терминации жизни». У человека инстинкт смерти, по Фрейду, находит свое выражение в агрессии. Согласно такой трактовке агрессивности, она становится, наряду с либидо, основным жизненным инстинктом.

В процессе исследования феномена агрессивности были разработаны теории, оценивающие происхождение и суть данного явления с различных позиций, однако в целом прослеживаются два противоположных подхода к ее исследованию. Первый рассматривает агрессию как зло, причиняющее вред человеческой личности, в основе второго внутривидовая агрессия представляется как целесообразная форма поведения, способствующая адаптации и выживанию.

Так, З. Фрейд, а позднее К. Лоренц рассматривали агрессию как биологическое явление, способствующее сохранению вида и являющееся нормальной реакцией на вредные раздражители. В тоже время К. Лоренц считал, внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно исторического и технического развития.

Э. Фромм (1973) предлагал иной концептуальный подход, различая «доброкачественную» и «злокачественную» агрессию. «Доброкачественная» агрессия способствует поддержанию жизни, связана с защитой витальных интересов и служит выживанию индивида и вида в целом, «злокачественная» - носит характер «злобной разрушительности» и «садистской жестокости», возникает внезапно и представляет реальную опасность выживанию человеческого рода.

Из концептуальных моделей агрессии следует упомянуть теоретическую модель Megaigee (1964), которая предполагает дихотомию агрессии на основе контролируемого и чрезмерно контролируемого поведения.

Г. Аммон описывал конструктивную, деструктивную и дефицитарную формы реализации агрессии, подразумевая под конструктивной социально приемлемые формы проявления агрессии, под деструктивной - разрушающие тенденции вследствие нарушения морально-этических норм, а под дефицитарной - недостаточность социализации, способствующуго реализации агрессивных побуждений.

G. Nissen (1992) рассматривал агрессию как дуалистический феномен, включающий положительный и негативный аспекты, относя к положительному действия, имеющие целью самоутверждение, а к негативному - уничтожающие, деструктивные действия в отношении себя и других людей.

Американский исследователь A. Coudroglou (1996) придерживается мнения, что агрессия в поведении человека имеет адаптивный смысл. Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

В теории Mc.Culloch (1995) в качестве базиса для этиологической модели использовано четыре составляющих: мотивация, самоконтроль, факторы окружающей среды и психопатологические феномены.

В зарубежной психологической литературе 30-40-х годов была широко распространена так называемая «фрустрационная» теория агрессии, согласно которой агрессия всегда является результатом фрустрации (Dollard et al., 1939). Однако в последующем данная концепция была отклонена (Miller, 1941) в связи с внесенными поправками, согласно которым «фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них» (цит. по Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1998).

Разрабатывая в дальнейшем вышеуказанную модель агрессии, Л. Берковитц (1965, 1983, 1988, 1989) утверждал, что «агрессивные стимулы», одним из которых является фрустрация, не приводят к совершению агрессивных действий, а создают к ним «готовность». В связи с этим он рассматривал совокупность как провоцирующих агрессию стимулов, в числе которых выступают определенные черты человеческого характера, так и условий, требующихся для ослабления агрессивных тенденций, полагая, что реализация последних возможна только при причинении ущерба источнику фрустрации. Исследуя, каким образом фрустрация приводит к агрессивному поведению, Л Берковитц (1988, 1989) также выявил, что психические процессы потенциального агрессора определяют ею реакцию па фрустрацию. В частности, когда фрустрация действительно вызывает сильные отрицательные эмоции, то другие психологические процессы, в том числе и когнитивный, будут влиять на реальное поведение. Если негативной эмоцией является страх, то наиболее вероятной реакцией, по ею мнению, будет бегство или стремление уклониться от ситуации, если же субъективные переживания рассматриваются человеком как гнев, тогда наиболее вероятно возникновение агрессивных тенденций. А. Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова (1973) предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: анти дисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение).

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или па себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтер называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивною характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

При неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смешаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться), в различных формах деятельности.

Переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. Совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, как расценить то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответ на подобный вопрос зависит от анализа личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения.

Насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Невозможно однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения.

Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий). В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие ею проявления, как: выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденцию к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли).

Таким образом, рассматривая нормы и критерии криминальной агрессии, исследователи имеют разнообразные подходы к определению критериальных основ исследуемой проблемы.

Наиболее удачное определение криминальной агрессии мы находим у Ф.С. Сафуанова (2003): «форма поведения (конкретное действие), реализующая какое-либо намерение или побуждение по отношению к потерпевшему (мотивированное действие) и связанная с этим намерением (побуждением) определенным смысловым отношением, объективно направленная на причинение вреда (ущерба) его жизни или здоровью». Из данного определения следует, что криминальная агрессивность может быть рассмотрена в трех взаимосвязанных проявлениях: как внутреннее побуждение к совершению агрессивных действий, то есть мотивационная тенденция; закрепляясь как привычный способ реагирования в различных жизненных ситуациях, агрессивность становится чертой личности; при реактивной тревожности такой способ реагирования проявляется только в психотравмирующих ситуациях.

 

АВТОР: Смирнова С.В.