24.03.2012 3981

Реализация педагогических условий формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза

 

Выявленные нами педагогические условия реализовывались на практике одновременно, взаимодополняя и взаимообуславливая друг друга. Позволим себе условно разделить направления нашей исследовательской работы в соответствии с данными условиями.

Первое условие - ориентирование форм и методов организации образовательного процесса в военном вузе на воспитание и самовоспитание курсантов предполагало переход от авторитарной педагогики к педагогике субъект-субъектных отношений, основанной на сотрудничестве и диалоговых формах взаимодействия, стимулирование курсантов не только к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, но и к стремлению осваивать педагогические аспекты профессиональной деятельности, такие как изучение индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих будущих подчиненных, диагностирование уровня сформированности у них социально значимых качеств, ценностных ориентации и другое. Данное условие реализуется в большей степени в образовательной деятельности, в процессе изучения предметов психолого-педагогического блока, блока специальных и общепрофессиональных дисциплин посредством акцентирования внимания преподавательского состава на воспитательные функции профессионального образования.

Существующей системе военного образования присущи многие недостатки. В последние годы осуществляется поиск путей формирования готовности будущих офицеров к реализации воспитательных функции в своей профессиональной деятельности. В этой связи в последнее время критике подвергается традиционный подход к подготовке будущих офицеров. Выпускник военного вуза с одной стороны, испытывает дефицит необходимых знаний и умений, а с другой - ощущает не востребованность своих знаний. Этот процесс может привести к неудовлетворенности выбором будущей профессии. При рассмотрении вопросов повышения эффективности преподавания в высшей школе существуют разные подходы: знаниевый (гностический); деятельностный; гуманистический (антрополого - гуманистический, гуманитарный); личностно - ориентированный; знаково-контекстный, акмеологический.

В основе знаниевого подхода лежит формирование научных знаний, используются преимущественно словесные методы преподавания. Основным ориентиром профессионального образования при деятельностном подходе является формирование способности обучаемых к самореализации учебной и профессиональной деятельности, способности к саморазвитию. Главное значение придается формированию культуры деятельности и мышления. Один из подходов к развитию педагогического образования в современных условиях называется гуманистическим. Суть этого подхода в том, что педагогическая деятельность предполагает обращение к личности, гуманитарна по своей природе. В центр внимания должен быть поставлен процесс формирования личности, как субъекта творческой профессиональной деятельности.

В реформировании профессионального образования особое значение имеет концепция знаково-контекстного обучения. Ее основные положения изложены в монографии А.А. Вербицкого: «Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от наиболее абстрактных моделей, реализуемых главным образом в рамках одной учебной дисциплины и обеспечивающих фундаментальные знания, ко все более конкретным меж предметным моделям, воссоздающим реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в нем людей. Таким образом, с самого начала задаются контуры его профессионального труда». О.М. Зайченко по поводу концепции А.А. Вербицкого пишет: «контекст подготовки специалистов в высшей школе должен включать в себя содержание ситуаций реальной трудовой деятельности, позволяющей воспроизвести различные компоненты профессиональной среды». Благодаря контексту обеспечивается смещение акцентов с усвоения знаковой системы, дистанцированной от ситуации практической деятельности, на овладение предметным и социальным содержанием профессионального труда. Таким образом, если традиционное обучение ориентированно на передачу учебной информации, изолированной из контекста предстоящей профессиональной деятельности, то контекстное обучение предполагает динамическое моделирование поведения специалиста на основе представления поведения специалиста на основе представления внутренних и внешних условий осуществления трудовых процессов».

В профессиональном образовании присутствуют две тенденции. Первая в том, что высшая школа выступает как педагогическая система. Вторая заключается в рассмотрении высшего образования как специфической сферы социальной практики общества. Подготовка в военном вузе должна программировать будущую деятельность, т.е. должна быть социальной по своей сути. Формы организации учебного процесса должны способствовать социализации личности, развитию определенных социальных и гражданских качеств. При использовании знаково-текстового подхода обеспечивается последовательная учебная деятельность в профессиональную, способствует более четкому пониманию задач будущей профессии. В любой профессиональной деятельности сочетается творчество и профессионализм, поэтому система подготовки должна быть ориентирована на развитие качеств и способностей личности, обеспечивающих формирование достижения личностью вершин профессионализма. Устойчивость профессиональной деятельности обеспечивается наличием качеств личности, таких как ответственность, толерантность (терпимость), саморазвитие и интегральный компонент (позитивность мышления, позитивный взгляд на мир и отношение к нему). Эти компоненты созвучны профессиональной зрелости. Этот подход подразумевает овладение специальными характеристиками того или иного способа деятельности. К средствам формирования профессиональных навыков относят формирование индивидуального стиля деятельности и развитие рефлексивной культуры. Благодаря рефлексивному анализу деятельности возможно совершенствование различных способов профессиональных действий, происходит саморазвитие субъекта деятельности.

Одна из проблем высшего образования - качество образования. Рассмотрим виды компетенций, которые присущи специалисту с высшим профессиональным образованием. Социальная компетенция связана со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать гражданскую ответственность, участвовать в решении задач страны, проявлять нравственное отношение к другим людям. Обучаясь в военном училище, курсанты взаимодействуя в отделениях, во взводах, в ротах, приобретают умения и навыки социального общения, учатся принимать на себя личную и гражданскую ответственность, прислушиваться к чужому мнению, и в свою очередь, будут способствовать формированию такой же компетентности у своих подчиненных. Поликультурная компетенция предполагает способность взаимодействовать с другими культурами и народами. В Костромское военное училище в 2002 году было переведено специальное отделение военного училища города Тамбова. На этом отделении учатся со всех стран СНГ. В процессе обучения в вузе происходит общение курсантов между собой. Сюда также относится и языковая компетенция, необходимая для устного общения между курсантами. Поликультурная и языковая компетенции предполагают способность взаимодействия с другими странами и народами, понимание их различий, толерантное отношение к иным традициям. Информационная компетенция предполагает владение новыми технологиями, способность к восприятию новой информации. В военном училище, как и в любом высшем учебном заведении постоянно совершенствуется учебный процесс, это предполагает овладение новыми технологиями в обучении. Предметно - деятельностная компетенция предполагает овладение необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин.

На основе современных исследований по проблеме готовности к реализации воспитательных функций можно выделить два направления, через которые осуществляется формирование готовности к функции воспитания в будущей профессиональной деятельности. Во-первых, развитие умения определять содержание учебных занятий в соответствии с заявленными целями. При проведении занятий по дисциплинам химического цикла, необходимо выделять темы и понятия, особенно в контексте социального воспитания. На лекциях и семинарах, при рассмотрении теоретических вопросов приводятся примеры из тех разделов, которые важны в связи с решением задач социального воспитания. Например, при изучении тем таких как «Фундаментальные основы дисциплины», «Место химии в системе подготовки офицера-химика», «Теоретические основы химической безопасности» имеется возможность обратить внимание на понятия, значимых в плане гражданского воспитания. Во-вторых, социализирующее значение дисциплин химического цикла, возрастает, если на занятиях развивать практическую способность к критическому мышлению, навыки социального общения. При проведении лабораторных занятий и практик-диспутов по вопросам экологии вырабатывать навыки взаимодействия с товарищами, аргументировать свою точку зрения. Эти умения и навыки формируются через деятельностный подход при изучении дисциплин химического цикла. Таковы требования контекстного подхода, применяемого в современной дидактике высшей школы. При проведении практических, лабораторных занятий, семинаров по дисциплинам химического цикла курсанты должны занимать активную позицию. Курсанты должны понимать цель, на реализацию которой направлена работа, представлять, как можно использовать полученные на занятиях умения и знания. При проведении полевых практических занятий, необходимо добиваться от курсантов не повторения теоретического курса, а умение предложить собственные приемы для выработки профессиональных навыков специалиста-химика.

Таким образом, при изучении дисциплин химического цикла в военном училище формируется готовность к самостоятельной работе в будущей профессиональной деятельности. Формируется способность творчески использовать новые формы и методы работы в будущей профессиональной деятельности.

В процессе формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функции должны формироваться способности к таким видам деятельности: педагогической (проведение занятий, проведение единичных учебных мероприятий, построение индивидуального плана работы); инновационной (собственная разработка новшеств, передача своего опыта, проведение экспериментов по социальному воспитанию); коллективному самоуправлению; саморазвитию. При изучении некоторых тем по дисциплинам химического цикла, можно научить работать с документами, нормативами. Эта система работы способствует развитию инновационной деятельности. Например, работая по теме «Предмет и задачи военной токсикологии», курсанты готовят сообщения по постановлениям правительства, касающимся уничтожения химического оружия. При проведении таких практических занятий происходит отказ от комбинированного урока и происходит переход к более интенсивному использованию форм активного обучения. Проходящие на таких занятиях дискуссии способствуют глубокому пониманию учебно-воспитательных возможностей предмета, развитию мышления как компонента социального воспитания.

При проведении семинарских и групповых занятий по дисциплинам химического цикла в конце каждого раздела проводят занятия в форме прессконференции. Подготовка к этим занятиям намного заинтересованнее и активнее, результативность выше. Курсанты приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, участие в дискуссиях, проявления инициативы. Свободный обмен мнениями, способствует раскрытию личностных качеств и индивидуальных особенностей личности. Подготовка к такому виду занятий состоит из двух компонентов: овладения изложением своих мыслей и развитие умения определять содержательный аспект всей темы. Такие пресс-конференции проводились в конце тем: «Фундаментальные основы дисциплины», «Вопросы военной токсикологии в системе подготовки офицера-химика».

Одна из тем, которую можно обсуждать в процессе формирования готовности к реализации воспитательных функций - тема воспитания толерантности (терпимости). Актуальность этой темы в современных общественно-политических условиях обусловлена размежеванием людей по имущественному признаку, межнациональными конфликтами. При обсуждении примеров применения химического оружия, и последствий ядерных взрывов, возможно, сформировать гражданские позиции. В военной педагогике и психологии всегда присутствуют вопросы патриотического воспитания, умение предотвращать конфликты. В настоящее время при изучении всех военных дисциплин, а в частности дисциплин химического цикла необходимо особое внимание уделять воспитанию толерантности, как гражданской позиции человека.

Одна из тенденций в обучении дисциплинам химического цикла умение работать с различными химическими справочниками, современными публикациями о новых открытиях в области химии. При работе с источниками разнообразного характера курсанты получают представление о новых последних достижениях в области химии. Формируется навык работы с источником, изучается химическая номенклатура, повторяются физические и химические параметры веществ, необходимых для дальнейшего изучения. Например, при работе по военной токсикологии используется справочное пособие «Номенклатура и химические параметры отравляющих веществ». Чтобы работа со справочником не вызывала затруднений необходимо использовать на занятиях схемы, наглядные макеты химических органических молекул. При такой работе источник информации лежит в основе формирования мышления.

В процессе изучения химических параметров некоторых отравляющих веществ на занятиях по дисциплинам химического цикла можно поставить проблему выбора применять или нет на практике эти отравляющие вещества, обсудить меры безопасности при работе с ними. Такая работа способствует выработке профессиональных навыков. В процессе изучения дисциплин химического цикла используют разнообразные визуальные средства, такие как иллюстрированные журналы, видеофильмы, отснятые на учебных химических полигонах. Возбуждение зрительных рецепторов, является средством воздействия на человека, которые могут использоваться в интересах социального воспитания. С учетом специфики изображения наглядные средства не должны использоваться только как иллюстрации, их необходимо применять с текстом, в результате чего возможно поставить проблемные вопросы. Например: Какие чувства вызвало увиденное? Какую разъяснительную работу необходимо проводить с гражданским населением для предотвращения последствий применения химического заражения?

Результаты работы по формированию готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза позволили сделать выводы:

- с точки зрения задач социального воспитания при рассмотрении различных химических понятий целесообразно акцентировать внимание на таких темах, которые в плане воспитания гражданственности;

- при проведении общих тем по дисциплинам химического цикла важно придавать значение аспектам повседневности;

- при рассмотрении вопросов в области специальных разделов химии, искать пути решения проблемы формирования толерантности;

- формировать дидактические умения и навыки работы с различной справочной литературой, как одного из способов развития мышления.

Вторым направлением нашей работы мы выделили модификацию системы преподавания и изучения дисциплин психолого-педагогического блока, являющихся необходимым элементом профессиональной подготовки курсанта (и как результат - готовности к реализации воспитательных функций).

Согласно Государственному образовательному стандарту в области «Педагогики и Психологии» курсант должен иметь представления о закономерностях функционирования психики военнослужащих в условиях воинской деятельности; о современных достижениях отечественной и зарубежной военной психологии и педагогики, психолого-педагогических аспектах военного управления, инженерно-психологических основ конструирования вооружения и военной техники; об основах педагогической культуры офицера.

Курсант должен знать предмет, понятия, проблемы и основные задачи военной психологии и педагогики; закономерности формирования и развития личности военнослужащего и психологии воинского коллектива; содержание инженерно-психологического анализа взаимодействия человека и техники; особенности протекания психологических явлений в условиях воинской деятельности (бой, боевое дежурство, дальний поход, караульная служба и др.); методы и формы морально-психологического обеспечения боевой готовности; принципы и методы воинского обучения и воспитания в процессе военно-инженерной и управленческой деятельности.

Курсант должен уметь: выявлять в деятельности и поведении подчиненных значимые отклонения от норм психической регуляции и взаимодействовать с войсковым психологом по вопросу их предупреждения; организовывать целенаправленное педагогическое воздействие на формирование личности военнослужащего, руководить самовоспитанием воинов подразделения; организовывать и управлять морально психологическим обеспечением деятельности подразделений в различных условиях боевой обстановки.

Занятия по педагогике и психологии организуются традиционно в форме лекции, семинара, лабораторных занятий. В каждой из предложенных форм мы предлагали использовать активные приемы работы. В ходе лекции в целях активизации аудитории применяются следующие активные приемы:

- психолого-педагогические (вопросно-ответный ход рассуждений, рассмотрение проблемных ситуаций; опора на факты и убедительные примеры);

- логико-композиционные (контрастное сопоставление, «интригующее» начало, прерывистое изложение тезиса, заключение);

- аудиовизуальные (использование структурно-логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, плакатов, видеозаписей);

- речевые (использование цитат, разностильной лексики; художественность изложения; интонационная выразительность).

Семинар можно перевести в разряд активного с помощью различных приемов и средств. К ним относятся: дискуссия, интеллектуальная разминка, решение ситуативных задач.

В учебном процессе нередко создается необходимость проанализировать конкретную ситуацию. Анализ конкретных ситуаций - действенное средство обучения.

Иногда применяют нетрадиционные виды учебных занятий: деловые игры, «круглые столы», тренинги.

Особое место в учебном процессе в военном вузе занимает контроль знаний, который бывает двух видов: итоговый и текущий. Итоговый контроль проводится в конце семестра и учебного года в период экзаменационных сессий (экзамены, зачеты, зачеты с оценкой). Цель такого контроля - определить степень подготовленности курсантов к выполнению своих функциональных обязанностей, применения полученных знаний, выявлять уровень знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам.

Текущий контроль сформированности знаний, умений и навыков осуществляется ежедневно при проведении учебных занятий. Цель - проверить усвоение знаний и закрепить навыки, приобретенные курсантами. Текущий контроль включает проверку конспектов, устный опрос, письменные контрольные работы, тренировки на тренажерах. Все это предусматривается расписанием учебных занятий и планом их проведения.

Заключительным этапом контроля является подведение итогов. Это процесс глубокого, вдумчивого анализа, разбора действий курсантов, анализ недостатков и их причины.

Оценки должны быть объективными и обоснованными. Заниженные оценки отрицательно влияют на стремление учиться, вызывают обиду. Завышенные оценки расхолаживают. Объективная оценка стимулирует учебу.

Для контроля результатов учебной деятельности находят применение средства вычислительной техники. Технические средства успешно применяются для приема зачетов по учебным дисциплинам. Применение контролирующих устройств позволяет за короткое время объективно проверить и оценить знания большого числа курсантов.

С точки зрения выполняемых задач технические средства контроля подразделяются на несколько типов: тренажеры, контролеры, репетиторы, консультанты, все средства контроля на базе компьютеров.

Важной задачей для нас было соединение знаний, умений и навыков, полученных на занятиях психолого-педагогического цикла, с профессиональными знаниями, умениями и навыками. Моделирование реальной ситуации с применением химических знаний, возможно при проведении полигонной практики. В конце УI семестра при изучении химической дисциплины «Основы токсикологии» на полигоне учебного центра, проводятся занятия по отработке следующих задач:

- отбор проб воды, грунта, проб краски с техники;

- отбор проб воздуха;

- химический анализ и обработка результатов;

- возможные варианты устранения аварий, связанных с химическим заражением.

При проведении таких занятий возможно воспроизведение реальных ситуаций, возникающих в военной службе. В ходе такой практики курсант выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям. «Они позволяют субъекту освоить новые роли, правильно оценить и эмоционально пережить эти роли и связанные с ними социально-психологические явления и ситуации, а также облегчают освоение тех ролей и ситуаций, которые предстоят субъекту в будущей активной трудовой деятельности».

Полигонная практика, связанная с применением химических знаний необходима для усвоения знаний, умений, навыков, для решения социально значимых проблем, формирования адекватной самооценки. На таких занятиях развивается интерес к процессу обучения и учебной химической дисциплине, а также возможно: повышение самооценки курсантов; формирование положительного отношения к учебной деятельности и к применению полученных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности как командира подразделения; повышение уверенности курсантов в своих силах.

Второе условие - обеспечение интенсивности и вариативности участия курсанта в социально ориентированном взаимодействии в рамках образовательного пространства военного вуза направлено на накопление богатого индивидуального опыта социального взаимодействия посредством проживания различных ролей, участия в ситуациях взаимодействия различного типа, как в процессе целенаправленной профессиональной подготовки, так и во внеаудиторной деятельности, в ситуациях реальной жизнедеятельности военного вуза. Условие реализуется посредством методов формирования социального опыта: перевода социальной ситуации в педагогическую, педагогического требования, упражнения, поручения, примера, разъяснения, деловой игры, создание ситуаций успеха, анализ жизненных ситуаций.

Ситуации взаимодействия, формирующий необходимый социальный опыт курсанта можно разделить на ситуации: авансирования доверием (А.С. Макаренко), «метод решения конкретных ситуаций» (В.Я. Платов), создание «ситуаций успеха» (А.С. Белкин, О.С. Газман, В.А. Караковский), «ситуации-образцы» в коллективной творческой деятельности (С.Д. Поляков), «ситуации свободного выбора» (О.С. Богданова, Л.И. Катаева и др.), «ситуации непринужденной принужденности» (Т.Е. Конникова), «ситуации эмоционального заражения» (А.Н. Лутошкин), «ситуации соотнесения» (Х.Й. Лийметс), решение проблемных ситуаций как средство изменения мотивационных структур учебной деятельности студентов (Е.И. Савонько и Н.М. Симонова) и многие другие.

Характеризуя уровень системообразующих отношений мы основываемся на концептуальных идеях Д.В. Григорьева о функциональной структуре воспитательного пространства как сети педагогических событий и детско-взрослой событийной общности. Причем в событийную общность мы включаем как стиль взаимоотношений, нормы, правила взаимодействия, образ жизни воспитанников, так и систему статичных (музей боевой славы, флаг, военная форма, знаки отличия и другое) и динамичных (ритуалы поверки, песня, почетный караул, дежурство по роте и другое) материальных и нематериальных знаков, символов, ритуалов, содержащих доминирующую ценностную составляющую. Сеть педагогических событий включает в себя многообразные по форме и содержанию мероприятия, оказывающие влияние на формирование личности курсанта вуза (полевая практика, уроки мужества, присяга, присвоение офицерского звания и другие). Сеть педагогических событий, возникая и существуя в контексте событийности, обеспечивает реализацию целей, составляющих концептуальный уровень воспитательного пространства. Достижение воспитательной цели подразумевает переживание курсантом изменений на личностном уровне, динамика личностных изменений одновременно обусловлена и обусловливает изменение характеристик событий и событийности. Процесс обеспечения в военном вузе хронологически заключен между рамками двух событий, носящих сущностный характер. Первое событие - воинская присяга. Присяга является своего рода устойчивым символом, ритуалом признания личностью сопричастности к коллективной системе ценностей воинской профессии.

Говоря о педагогическом событии, мы полагаем, что проживание его личностью носит протяженный во времени характер и заключается в изменяющихся состояниях ожидания, проживания и воспоминания события. Переживание состояния ожидания такого события как присяга обеспечивается через прохождение полевой практики в учебном центре военного вуза. Курсант проходит полевую практику в качестве рядового вооруженных сил. Изменение условий быта, новизна системы отношений, перманентное воздействие статичных и динамичных знаково-символьных компонентов пространства вызывает личностно-переживаемое противоречие между погруженностью личности в событийную общность воинского коллектива и непричастностью к ней на уровне признания ее сообществом как своей части.

Проживание присяги позволяет преодолеть это противоречие и испытать чувство сопричастности как к сообществу воинского коллектива в лице его членов, так и к системе ценностей воинства в ее историческом и современном контекстах. Степень значимости данного события во многом обусловит дальнейшее становление профессиональной направленности личности курсанта, регулируя повседневный поведенческий выбор ценностными ориентирами через эмоционально-окрашенное воспоминание о событии.

Анализ событий - компонентов образовательного пространства военного вуза позволяет нам прийти к выводу о динамике позиции курсанта как субъекта педагогического события.

Условно мы назвали различные по сущности позиции курсанта позициями в хронологическом порядке «инициируемого», «носителя», «транслятора». Позиция инициируемого приобретается в процессе ожидания, проживания и воспоминания присяги, позиция «носителя», на наш взгляд, связана с таким событием как практика в войсках. Сущность позиции носителя заключается в пошаговой регуляции курсантом собственных действий, поведения и деятельности системой ценностей, норм традиционных для представителей военных профессий.

Подготовка, становление данной позиции происходит в повседневной событийной общности воспитательного пространства военного вуза, насыщенной ситуациями-образцами и одновременно, несмотря на высокую степень регламентации жизнедеятельности курсанта, ситуациями этического выбора.

Наиболее полно позиция «носителя» проявляется в процессе прохождения курсантом практики в войсках, так как именно здесь предметные условия деятельности приближены к практической профессиональной деятельности будущего специалиста. Курсант выступает в качестве командира подразделения и в реальных взаимоотношениях с подчиненными должен выстроить собственную траекторию поведения на основе интериоризированных ценностей, норм, сложившихся убеждений.

Прохождение практики в войсках, в отличие от повседневной жизни в училище, обусловливает большую степень неопределенности, пространства для поведенческих выборов. Необходимость совершить выбор в этически-сложной ситуации, результаты этого выбора являются источником эмоционально-насыщенных воспоминаний.

Позиция «транслятора» связывается нами с необходимостью передачи другому собственных ценностей, норм, убеждений. Позиция транслятора стимулируется через такое событие как уроки мужества в школах, когда курсанты рассказывают учащимся о традициях, истории и боевой славе российского воинства.

Подготовка к данной позиции в контексте событийной общности осуществляется через институт кураторства, деятельную реализацию ответственности курсантов старших курсов за младших. Будучи субъектом специфической педагогической деятельности, курсант-старшекурсник интернирует собственные цели, убеждения, ценности, нормы в деятельность подопечного. Необходимость транслировать убеждения, ценности будущей профессиональной деятельности активизирует рефлексию собственного поведения и деятельности по отношению к ним, вербальная интерпретация собственного опыта, полученного в период обучения в военном вузе увеличивает степень осознанности целевых и ценностных приоритетов и ориентиров курсанта.

Завершает временную протяженность событий воспитательного пространства военного вуза присвоение курсанту офицерского звания. Это событие открывает курсанту возможности для начала практической профессиональной деятельности. Данное событие, на наш взгляд, схоже с принятием курсантом присяги, так как, если в первом случае, обеспечивается сопричастность к традициям, истории, ценностям воинства и сообществу военного вуза, то во втором - сопричастность к более узкой составляющей вооруженных сил - офицерскому корпусу. А это в свою очередь демонстрирует цикличность динамики занимаемых позиций курсантом военного вуза и можем предположить, что процесс профессионального становления будут связан так же с позициями «носителя», а за тем и «транслятора» профессиональных норм и ценностей.

Таким образом, приведенный перечень событий является некой событийной основой образовательного пространства военного вуза. События отражают и влекут за собой динамику личностных изменений курсанта, одновременно меняются и характеристики событийной общности. Курсант последовательно занимает позиции «инициируемого», «носителя», «транслятора» системы ценностей, норм, традиций военной профессии.

Третье условие - организация информационно-методической индивидуально ориентированной помощи и поддержки курсанта, как в процессе формирования готовности, так и в процессе реализации воспитательных функций основано на организации осмысления курсантом индивидуальной траектории продвижения в изучаемом процессе и его самоопределения по отношению к особенностям реализации им воспитательных функций. Условие реализуется через формы и методы консультационного, информационного, инструктивного, диалогового характера, основанные на индивидуальном переживании, самоанализе и рефлексии курсантом, происходящих с ним изменений.

Важнейшей формой реализации данного условия на практике является индивидуальная беседа. Она является также одним из важнейших и наиболее действенных методов изучения личностных особенностей курсантов. Следует помнить, что беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой работы с курсантом и требует соблюдения определенных условий проведения.

Во-первых, до начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты изучения документов.

Во-вторых, необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора - они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

При умелом проведении беседы командир может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д.

Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о курсанте, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие процесс формирования у него готовности к реализации воспитательных функций.

Командиру при ежедневном общении с курсантами рекомендуется использовать следующие психологические приемы: «имя собственное», «зеркало отношения», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь».

«Имя собственное». Сущность приема заключается в произношении вслух имени (имени и отчества) подчиненного при обращении к нему. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда им осознаваемое чувство приятного. Произношение командиром имени военнослужащего невольно говорит о внимательном отношении к нему как к личности, что вызывает чувство удовлетворения. Основное правило приема: «При общении с подчиненным как можно чаще произноси вслух его имя (имя и отчество)».

«Зеркало отношений». Выражение лица командира при общении неосознанно оценивается подчиненным, оно выступает в качестве «зеркала отношения» к подчиненному. Основное правило приема: «При общении с подчиненным всегда иметь доброе и приятное выражение (легкую улыбку и т.п.)».

«Золотые слова». В основе действия этого приема лежит психологический феномен внушения. Основное правило приема: «В разговоре с подчиненными чаще отмечать их успехи, достоинства. Делать комплементы».

«Терпеливый слушатель». Умеющий слушать командир обладает мощным средством влияния на подчиненных. Для этого необходимо развивать следующие навыки общения: уметь направлять свое внимание на собеседника, поддерживать в себе интерес к тому, что он говорит, не отвлекаться; смотреть ему в глаза, наблюдать за выражением его лица, жестикуляцией, движениями, которые выражают недосказанные отношения и чувства; сдерживать поспешные оценки и суждения, пока не выяснятся все факты, позиция собеседника; не перебивать другого, пока он не высказался; проверять свое понимание сказанного, повторять сказанное, уточнять недопонятые мысли; стремиться понять логику другого; поощрять свободное высказывание суждений; стремиться развивать и расширять высказанное военнослужащим, а не искать ошибки. Основное правило: «Всегда выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя».

«Личная жизнь». Основное правило приема: «При общении с подчиненными всегда интересоваться их внеслужебными увлечениями, их личными заботами и интересами».

Систематическое и осознанное использование психологических приемов позволит командиру значительно укрепить свой авторитет среди подчиненных, положительно скажется на морально-психологическом климате воинского коллектива и будет способствовать формированию к них готовности к реализации воспитательных функций.

Таким образом, данные педагогические условия тесно взаимосвязаны. Они взаимно дополняют и обуславливают друг друга, поэтому они были созданы нами в совокупности и обеспечивали исследуемый процесс на всем его протяжении.

 

АВТОР: Смирнова М.С.