24.03.2012 6009

Особенности организации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов

 

В соответствии с Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», утвержденной постановлением правительства РФ от 27 мая 2002 г. №352, в качестве приоритетной определена задача приведения уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативно-правовыми документами и требованиями военно-профессиональной деятельности.

Система военного образования имеет преимущественно закрытый характер, а военно-учебные заведения выполняют функцию инструмента, позволяющего регулировать поведение личного состава в процессе решения образовательных задач, накладывая определенные ограничения на поведение людей, регламентируя служебные отношения на принципах централизации и единоначалия, предполагающих однозначную субординацию всех военнослужащих. В военных вузах строго зафиксированы ролевые предписания и формальный статус участников педагогического процесса, что придает системе необходимую устойчивость.

В то же время социально-организационная подсистема военных вузов во многих отношениях функционирует как открытая само организующая система. Самоорганизация делает социальную подсистему военных вузов живым организмом, постоянно обновляет и очищает социальный порядок от устаревших форм, адаптирует организацию к изменившимся условиям. Как отмечает Григорьев А.А., особо важная роль в военном вузе принадлежит коммуникации, создающей прямые и обратные связи, нормативно ограничивает пространство возможных социальных действий и задает поле необходимых действий, инициирует процессы самоорганизации, осуществляет отбор наиболее подходящих способов действий, вымывает отжившие и закрепляет жизнеспособные социальные нормы и структуры организации.

В процессе социально-психологического и педагогического общения складываются неписанные нормы, традиции, обычаи, которые, наряду с формальными, также регулируют отношения, задают модели поведения. В этой связи важно нахождение баланса среды военного вуза с внешней средой, соответствия педагогических отношений, форм и методов мотивации и стимулирования педагогической деятельности требованиям внешней среды.

Для формирования у военного специалиста гуманитарного подхода к профессиональной деятельности система военного образования особо нуждается в гуманитаризации. Сегодня нужны гуманитарно-образованные и воспитанные офицеры, способные видеть в подчиненном прежде всего человека, признавать ценность личности, ее достоинство, владеть культурой общения, т.е. психолого-педагогической культурой.

В структуре процесса гуманитаризации Карманов А.И. выделяет следующие направления: повышение роли и эффективности преподавания социально-гуманитарных дисциплин; усиление гуманитарной направленности всех других дисциплин, изучаемых в вузе; создание в военном вузе комфортной гуманитарной среды.

Социально-экономические и гуманитарные дисциплины призваны не только сформировать личность гражданина и патриота, но и помочь будущему воспитателю осознать, как ему строить работу по обучению и воспитанию подчиненных, как формировать их морально-психологический облик.

«Гуманитаризация военного образования достигается и обеспечивается особой системой взаимоотношений участников образовательного процесса, справедливо утверждает А.И. Карманов. Задача состоит прежде всего в том, чтобы перейти к качественно новому стилю общения между педагогом и обучаемым. Главный вектор перемен здесь - отказ от элементов администрирования, назидательности и декларирования, недоверия и неуважительного отношения к слушателям и курсантам как к пассивным объектам воздействия». Как в гражданских, так и в военный вузах возможно равноправное сотрудничество, доверие, справедливость, индивидуальный подход в сочетании с повышением требований к курсантам, к их учебе и поведению. Особенно важно обратить внимание на культуру дискуссий, в ходе которых курсанты должны проявлять активную заинтересованность с высказыванием собственного мнения, аргументировать и защищать собственную позицию по вопросам науки и педагогической практики. Успешность в решении вышеназванной задачи зависит от ряда организационных условий, а именно: разработки нормативно-правовой базы гуманитаризации военного образования; совершенствования методики преподавания, эффективности внедрения новых технологий; совершенствования учебно-материальной базы, информационного обеспечения; повышения качества управления образовательными процессами в целом и деятельностью кафедр социально-экономических и гуманитарных дисциплин в частности; повышения педагогического мастерства преподавательского состава.

Последнее особенно важно, поэтому необходима специальная система мер по подготовке кадров, повышения их психолого-педагогической квалификации.

В этой связи целесообразно обращение к историческому опыту отбора педагогических кадров, их методического обеспечения в дореволюционной России. Со второй половины XIX века в структуре управления военным образованием были образованны Педагогический комитет и Педагогический музей. Среди задач Педагогического комитета были, например, такие: приведение к единству методов преподавания, наблюдение за всеми появляющимися в России и за границей учебными книгами и пособиями. Педагогический музей имел целью обучение и пропаганду передового опыта, издание учебно-методических пособий.

Более 50 лет в военном ведомстве издавался «Педагогический сборник» - ежемесячный журнал, посвященный вопросам военного образования и воспитания, освещения профессиональной жизни педагогических кадров. В советское время (конец 40-х - середина 80-х годов) периодически выпускался «Военно-педагогический сборник», также способствовавший распространению передового опыта военных педагогов.

В современной системе повышения квалификации преподавателей в гражданских вузах резко вырос, отмечают специалисты, интерес к педагогическим специальностям, поскольку они являются базовой составляющей в деятельности преподавателей высшей школы. Нуждается в совершенствовании и система повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей военных вузов.

Потребность в повышении психолого-педагогической подготовки военных специалистов - это общая задача для всех военных формирований в России. Актуальность поиска новых подходов к ее решению определяется характером выполнения профессиональных функций в мирное и военное время - функций руководителя и воспитателя подчиненных.

Успешному выполнению этих функций препятствуют недостатки в методической подготовке, неумение на практике обучать и воспитывать подчиненных, мобилизовывать их на выполнение поставленных задач.

Опыт локальных войн, выполнения задач в зонах вооруженных конфликтов («горячих точках») еще раз убеждает в значимости морально-психологического фактора, психологической устойчивости личного состава. Для поддержания такой устойчивости, достаточного уровня морально-психологического состояния необходимы нестандартные формы и методы организации эффективного морально-психологического обеспечения.

«Сегодня, - отмечает М.Ю. Зеленков, - можно говорить о создании в Вооруженных Силах РФ системы морально-психологического обеспечения, основными задачами которой являются: информирование войск (сил) и разъяснение государственной политики в области обороны и безопасности; снижении психогенных потерь и восстановление духовных и физических сил военнослужащих; поддержание правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах); защита войск (сил) и населения от информационно-психологического воздействия; социальная защита военнослужащих и членов их семей».

Одним из средств достижения эффективности в работе по морально-психологическому обеспечению, совершенствования ее управления являются органы воспитательной работы, созданные в Вооруженных Силах. Одна из задач этих органов - укрепление морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава при выполнении задач в любой обстановке, в том числе, и нестандартной; взаимодействие с органами государственной власти в центре и на местах, социальными институтами, СМИ в интересах воспитания личного состава.

В.Ф. Кулаков отмечает комплексный характер морально-психологического обеспечения, интегративный характер данного понятия, сущность которого - в единстве, целостности основных видов и способов организованного воздействия на сознание и психику военнослужащих при проведении мероприятий, направленных на поддержание боевой и мобилизационной готовности, в процессе выполнения боевых задач. Достижение высокого уровня морально-психологического обеспечения осуществляется посредством информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы, защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Важнейшим этапом в достижении высокого уровня морально-психологического обеспечения является психолого-педагогическая подготовка будущих офицеров в военно-учебном заведении. Такая подготовка - это не только вооружение знаниями в области педагогики и психологии, других гуманитарных дисциплин.

Психолого-педагогическая подготовка - это относительно самостоятельный процесс формирования профессионально компетентной личности, обладающей гуманитарной, педагогической культурой, готовностью к педагогическому взаимодействию, управлению педагогическим процессом.

С точки зрения В.П. Масягина, такая подготовка осуществляется на основе системы мероприятий организационно-массового характера, а также совершенствования и самовоспитания офицеров.

Организация психолого-педагогической подготовки в вузах и войсках имеет ряд особенностей:

- Наличие системы мониторинга воспитательной деятельности как отдельного офицера, так и педагогического коллектива;

- Наличие программы психолого-педагогической подготовки офицеров, спроектированной на основе адекватной модели воспитательной деятельности;

- Система мер по стимулированию офицеров к повышению уровня готовности к педагогической деятельности, повышению психолого-педагогической компетентности;

- Создание условий для активизации творческой активности офицеров в разработке и использовании новых педагогических технологий, овладении методиками психолого-педагогической диагностики.

Изучение опыта преподавания основ морально-психологического обеспечения войск в военных вузах позволило Богатыреву В.Н. выделить ряд недостатков:

- фрагментный подход к отбору содержания, отсутствие единой научно-методической базы преподавания;

- несоответствие современным требованиям информационного обеспечения учебного процесса;

- недостаточность взаимодействия между курсами, факультетами, кафедрами и управлением вуза;

- недостаточность применяемых мер, их бессистемность в формировании мотивации курсантов на воспитательную работу с личным составом.

В качестве мер по преодолению указанных недостатков предлагается следующее: создание в вузах предметно-методических комиссий по морально-психологическому обеспечению (МПО) войск; обеспечение междисциплинарных связей в процессе преподавания основ МПО; научно обоснованное проектирование процесса изучения МПО (разработка программно-методического обеспечения, перераспределение учебного времени); усиление практической направленности изучаемых дисциплин психолого-педагогического цикла; совершенствование материально-технической базы.

Проектирование процесса психолого-педагогической подготовки предполагает, прежде всего, осмысление ее целей и задач.

Психологическая подготовка организуется и проводится с целью достижения военнослужащим, воинским коллективом способности выдержать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки, формирования стойких психологических качеств, необходимых для выполнения любых поставленных задач в различных условиях служебно-боевой деятельности, а также способности противостоять психотравмирующим факторам.

Содержанием психологической подготовки является изменение влияния возникающего напряжения на формирование психики и боевую активность воина, перевод напряжения из фактора угнетающего психику в нейтральный или даже стимулирующий.

Психологическая подготовка военнослужащего - это комплекс мероприятий по формированию у него психологической устойчивости, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи, позволяющих бороться со страхом, повысить переносимость физических и психологических нагрузок, приобрести умение действовать активно, инициативно. Психологическая подготовка - это залог качественной и быстрой реализации военнослужащим своего профессионального потенциала. Умелая и систематическая подготовка курсантов значительно повышает их психологическую устойчивость, формирует способность принимать правильные решения в экстремальных ситуациях.

В учебной практике можно выделить следующую систему психологической подготовки, которая подразделяется на общую, специальную и целевую.

Общая психологическая подготовка обеспечивает формирование психологической готовности военнослужащих действовать в соответствии с требованиями современного боя, а также психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов. В ее основе лежит сознательное отношение военнослужащего к тем испытаниям, с которыми он сталкивается.

Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость военнослужащего применительно к конкретным видам боевых действий с учетом особенностей выполняемых задач, теоретической и практической подготовки в конкретных ситуациях.

Психологическая готовность и устойчивость включает в себя следующие элементы: мотивационный (устремленность на выполнение поставленной задачи); эмоциональный (уверенность, чувство воодушевления и удовлетворения поставленной задачей); волевой (самообладание, самоконтроль, саморегуляция); познавательный (осознание и понимание поставленной задачи); интеллектуальный (умственная работоспособность, тип мышления); операционный (владение приемами и способами деятельности).

Целевая психологическая подготовка направлена на выработку четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи при несении боевого дежурства, караульной службы и т.п.

Важными задачами психологической подготовки в учебных заведениях специалистов являются:

- Формирование военно-профессиональной направленности личности будущего офицера;

- Мотивирование курсантов к активным действиям в служебной деятельности;

- Ознакомление с характерными трудностями служебной деятельности и спецификой их влияния на психику;

- Обеспечение устойчивости навыков владения боевой техникой, системами связи;

- Физическая подготовка, формирование силовой и скоростной выносливости, способности переносить длительные физические нагрузки;

- Формирование навыков взаимодействия и коммуникации в условиях групповой деятельности;

- Обучение приемам управления своим психическим состоянием и способами влияния на состояние в трудных служебных ситуациях, способам мобилизации дополнительных психологических возможностей для преодоления этих трудностей.

Важнейшим условием достижения эффективности подготовки курсантов к педагогической деятельности служит психологическое обеспечение образовательного процесса в военных вузах. Такое обеспечение осуществляется путем целенаправленного и планомерного использования психологических знаний в организации и управлении процессом подготовки военных специалистов.

Работа по психологическому обеспечению образовательного процесса включает следующие составляющие (В.А. Кулганов): типологизация личного состава по психологическим характеристикам; создание условий для личностного и профессионального развития (акмеологический подход); психологическая диагностика; научно-практические психологические исследования; пропаганда и распространение психологических знаний.

Задачи психологического обеспечения развития условно подразделяются на две большие, взаимосвязанные между собой группы: психологическое обеспечение обучения и психологическое обеспечение воспитания курсантов.

Психологическое обеспечение обучения охватывает широкий круг разноплановых задач, начиная от психологического обоснования модели специалиста до совершенствования дидактических умений и навыков преподавателей, их искусства общаться с обучающимися. На уровне курсантов, в качестве примера, можно привести задачи формирования оптимального стиля учебной деятельности, умений и навыков самостоятельной работы, развития познавательных интересов. Особое место в этой группе занимают психодиагностические задачи контроля достижений обучаемых.

Психологическое обеспечение воспитания предполагает решение задач, содержание которых связано прежде всего с проблемами психологических факторов его эффективности. Рассматривая военный вуз как педагогическую систему, имеющую свои задачи, содержание, структуру, контингент учащихся, организацию, своеобразный арсенал средств, форм и методов учебно-воспитательной работы, необходимо учитывать психологические факторы каждого из элементов этой системы. Например, у субъекта воспитания - особенности, уровень и динамику развития личностных свойств, у воспитателей - их профессиональные особенности. К психологическим факторам педагогической системы военного вуза можно отнести также стиль деятельности руководителей и психологический климат в коллективе.

Перспективная система психологического обеспечения подготовки специалистов предполагает активное участие психологов и должностных лиц в разрешении возникающих в коллективах психологических проблем - сплоченности, психологической совместимости, лидерства, соотношения официальной и неофициальной структур коллектива, стиля руководства и ценностно-ориентационного единства.

Контроль за состоянием психического здоровья воспитуемых должен осуществляться психологами в тесном взаимодействии с командирами подразделений и преподавателями.

Психодиагностика является важнейшим элементом психологического обеспечения начального этапа образовательного процесса, она взаимосвязана со всеми его направлениями и осуществляется в интересах решения практически всех задач, входящих в структуру психологического обеспечения. Психодиагностические исследования проводят начальники курсов, курсовые офицеры и преподаватели. Специалисты - психологи, врачи и психиатры оказывают методическую помощь командирам-воспитателям, участвуют в психологической диагностике и проведении массовых обследований по тестовым методикам. Командиры изучают курсантов в процессе непосредственного общения с ними на занятиях и в повседневной жизни используя методы наблюдения, беседы и специальные психодиагностические методики.

Для понимания роли личностных факторов в ходе образовательного процесса каждому педагогу следует знать социальный опыт обучаемого, основные мотивы его учебы и службы, уровень общего образования, способности к овладению конкретной специальностью, типологические особенности личности, характера.

Специальному психологическому изучению подлежат курсанты, отстающие в учебе, систематически нарушающие воинскую дисциплину, имеющие признаки функционального заболевания нервной системы.

При организации психологического обеспечения образовательного процесса, при выборе как отдельных методов, так и их системы, необходимо осуществлять индивидуальный подход, то есть знать и учитывать индивидуальные особенности курсантов, разновидности их темперамента и в соответствии с этими особенностями подбирать адекватные методы и средства психологического воздействия.

Важно изучить главные, определяющие особенности человека, которые характеризуют его в целом, отличают от других. Это должно обеспечить накопление точных фактов, отражающих развитие, взгляды, черты, качества, свойства личности курсанта и ее особенности.

Углубленное психологическое изучение проводят с целью выявления уровня развития психических функций и личностных свойств. При этом более детально изучают относительно мало изменчивые психологические характеристики, такие как свойства темперамента и особенности интеллектуального развития. Командиры, педагоги и психологи организуют и проводят углубленное изучение курсантов совместно. Для успешного решения этой диагностической задачи важно рациональное сочетание массовых обследований по специально разработанным стандартным программам с индивидуальной и групповой психодиагностикой, которую психолог, командир или преподаватель осуществляют самостоятельно по собственному плану.

По результатам углубленного изучения психологи выделяют группы курсантов, испытывающих определенные трудности в адаптации к новым условиям деятельности и требующих квалифицированной психологической помощи, а также тех, на кого по разным причинам командиры, педагоги и психологи должны обратить повышенное внимание. Преподаватели и командиры курсантских подразделений используют полученные данные для планирования и организации индивидуальной учебно-воспитательной работы с каждым курсантом, а в дальнейшем - как дополнительную информацию при решении педагогических задач. Эти данные могут использоваться также для коррекции уже завершенного к этому моменту распределения курсантов по специальностям и учебным группам и уточнения проведенного подбора младших командиров.

Решение диагностико-коррекционных задач связано с постановкой психологического диагноза. Последний представляет собой распознавание многоуровневых причин обнаружившегося отклонения или недостатка в поведении курсанта с целью их устранения путем соответствующих воздействий психолого-педагогического характера. Постановка диагноза - это обнаружение искомого ответа на конкретный вопрос и выбор подходящего педагогического воздействия для оказания конкретной помощи воспитуемому. Для этого требуется накопление не любых психологических данных, а проведение прицельных исследований, план которых гибко приспосабливается к характеру решаемой проблемы.

Роль военных психологов - профессионалов здесь ограничивается методической помощью командирам и педагогам, участием в проведении массовых обследований по стандартизированным методикам, консультированием в отдельных случаях при интерпретации результатов. Основную работу, прежде всего связанную с контролем динамических характеристик, командирам и педагогам приходится выполнять самостоятельно. Результаты диагностики используются ими как исходный материал для постановки педагогических задач и выдвижения гипотез для их решения.

Для успешного проведения психодиагностической работы в вузе должностные лица, участвующие в этом (психологи, командиры, педагоги), должны иметь необходимую квалификацию. Эффективное решение ими учебно-воспитательных задач в современных условиях становится невозможным без овладения необходимыми для их работы методами психологической диагностики, а также методами формирования у личного состава тех или иных психических свойств. В связи с этим обучение офицеров элементам психодиагностики должно стать одним из обязательных компонентов их профессиональной подготовки.

Владение диагностическими методиками поможет увидеть и помочь преодолеть трудности, испытываемые курсантами в процессе учебной деятельности.

Психологическое обеспечение учебной деятельности обучаемого (устранение психологических трудностей) позволяет:

- Исключить потери за счет внедрения теории поэтапного формирования умственных действий (учебно-тренировочных карт и задач);

- Расширить возможности усвоения и запоминания за счет включения в учебную деятельность непроизвольной памяти, особенно на 1 и 2-м этапах усвоения знаний, умений, навыков и актуализации зрительного анализатора;

- Обеспечить в процессе усвоения знаний включение всех элементов психической деятельности одновременно и параллельно: восприятия, запоминания и внимания на 1,2,3-м этапах;

- Устранить разрыв между процессом усвоения знаний и практическим их применением;

- Поднять уровень мотивации обучаемых при усвоении учебного материала за счет одновременного его практического применения;

- Обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому в процессе усвоения знаний и исключить «фронтальный» подход при их изложении;

- Обеспечить реальную обратную связь обучающего с обучаемым на всех этапах усвоения знаний (контроль за качеством усвоения и коррекцию деятельности).

Важнейшими составляющими психологического обеспечения являются мотивация учения (в частности, моделирование ситуации успеха), работа по социально-психологической адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе.

Эффективное обучение не возможно без создания соответствующей мотивации, которая должна иметь как энергетическое, так и направляющее значение, чтобы определять внутреннюю активность личности в процессе обучения за счёт принятия целей и задач учебной деятельности как личност-но значимых для обучаемых. Мотивация - это соотнесение целей обучения с потребностями, запросами, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения.

Мотиво образующих явлений известно в психологии достаточно много. К ним относятся:

а) усвоение смыслового механизма преподносимых знаний о деятельности;

б) обще социальные мотивы, побуждающие заниматься данным видом учебной деятельности, исходя из социальной значимости данной профессии, т.е. зависящие от ее престижа в обществе;

в) профессиональные мотивы, побуждающие воинов осваивать конкретные учебные дисциплины, которые для них профессионально значимы, т.е. необходимо обучающему убедить курсантов, что без этих знании он не состоится как профессионал;

г) познавательные мотивы - опора на интерес, который может вызвать у слушателей данная область знаний, логика поиска предмета;

д) мотивы социальной идентификации, обуславливающие зависимость мотивации от групповых факторов учебной деятельности;

е) утилитарные или прагматические мотивы, зависящие от того, что дадут обучаемому эти знания, что он будет иметь благодаря им в нынешней своей жизни, в ближайшей и последующей перспективе.

Потребность в достижении успеха может формироваться у обучаемых специалистов несколькими путями.

Первый (основной) - моделирование психогенных факторов (трудностей) профессиональной деятельности в процессе подготовки. При этом обязательным условием успеха является непременно успешное преодоление трудностей, определяемых психогенностью каждого фактора деятельности, моделируемого индивидуально с точки зрения его целеполагания, даже если он планируется в комплексе с другими факторами одновременно.

Второй путь - это тренинг достижения успеха путём формирования у обучаемых положительного отношения к неудаче при выполнении конкретных действий. Обязательным условием успеха в данном случае является особое отношение обучаемо к неудаче, как к очередному этапу самосовершенствования, который представляет собой ещё один, в общем-то, обычный шаг профессионального роста, исключающий при этом всякий дискомфорт. Через несколько таких «шагов» наступает вполне закономерный успех, который может показаться даже неожиданным.

Уровень развития потребности в достижениях успеха у курсантов может проверяться в ходе профессионального психологического отбора с учётом специфики предстоящей профессиональной деятельности с помощью теста «Адаптивность», других методик, в ходе наблюдения за выполняемыми элементами действий и уровнем психической напряженности как при этом, так и после завершения действий.

Среди основных психологических условий эффективности подготовки выделяются учет активности личного состава в учебной деятельности (познавательной, эмоциональной, мотивационной и волевой) и управление различными её видами благодаря применению в педагогической практике различных теорий, приемов и способов эффективного обучения курсантов. Иными словами, это совершенствование методик обучения.

Системообразующая роль в системе мер по психологическому обеспечению образовательного процесса принадлежит работе по реализации задачи социально-психологической адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе.

Адаптация к условиям вуза не является тождественным понятию адаптации к целям и задачам воинской деятельности. Адаптированность личности к среде не означает автоматическое принятие ею ценностей деятельности, которая в этой среде протекает, хотя, с другой стороны, эффективность этой деятельности невозможна без устойчивой адаптации к условиям ее протекания и организации.

Социально-психологические, профессиональные, дидактические трудности, переживаемые курсантами на начальном этапе освоения учебной деятельности в новых для себя условиях в стенах военного вуза, преодолеваются ими, как правило, стихийно, методом проб и личных ошибок, не всегда принося желаемые результаты. Причины отставания курсанта в учебе часто заключается не в отсутствии у него соответствующих способностей, а в использовании им навыков и приемов учебной работы, непродуктивных в условиях военного вуза, т. е. в неумении здесь учится.

В содержании социальной адаптации военнослужащего можно выделить следующие виды: общественно-политическая, военно-техническая, профессионально-боевая, служебно-функциональная, бытовая, социально-психологическая.

Социально-психологическая адаптированность военнослужащего - это определенная степень принятия им ценностных ориентации, установок, норм, традиций и обычаев воинского коллектива, глубина и широта его контактов, связей с командирами и сослуживцами, уровень удовлетворенности установленными взаимоотношениями и своим положением в коллективе.

Адаптация курсанта к условиям военного вуза - сложное явление, имеющее различные направления. В качестве основных можно выделить:

а) адаптацию к учебной деятельности (дидактическую);

б) адаптацию к служебной деятельности (служебно-функциональную);

в) адаптацию к условиям армейского быта (бытовую).

Все курсанты с поступлением в военный вуз попадают в одинаковые условия: армейский режим работы, разлука с родными и близкими, специфика учебного процесса, непривычность условий жизнедеятельности, быта, досуга. Вместе с тем, их психическое состояние в период адаптации можно классифицировать, выделив четыре группы:

- Положительное психическое состояние в активной форме характеризуется тем, что курсант активен, жизнерадостен, бодр, подвижен, его внимание сосредоточено, движения энергичны, точны, на поставленные вопросы отвечает быстро и правильно, успешно усваивает учебный материал. Это состояние готовности;

- Положительное психическое состояние в пассивной форме характеризуется общим положительным отношением к делу, но недостаточной собранностью. Курсант обычно малоподвижен, его внимание неустойчиво, память не обладает должной готовностью, действия не точные, ответы на вопросы правильные, но медленные или с запинками. Учебный материал усваивает, но с приложением значительных усилий, смена обстановки может вызвать у него временное замешательство или заминку;

- Отрицательное психическое состояние в активной форме отличается тем, что при наличии какого-то предубеждения к выполняемому делу, условиям или людям, курсант излишне подвижен и оживлен, его внимание не сосредоточено, движения и действия быстры, при ответах спешит, поэтому часто ошибается, учится не стабильно. Под влиянием неожиданных факторов может допустить срыв, внезапно потерять работоспособность;

- Отрицательное психическое состояние в пассивной форме выражается в том, что предстоящая работа вызывает отрицательное отношение, вследствие этого курсант пассивен, вял, рассеян, его движения медленные и нечеткие, на вопросы отвечает нехотя и часто неверно. Это состояние вызывает угнетенность, подавленность и в конечном итоге приводит к нежеланию учиться.

Факторами, влияющими на психические состояния курсантов в процессе дидактической адаптации, являются: уровень общеобразовательной подготовки; мотивы, характеризующие их отношение к учебе и избранной военной специальности; степень развития у них волевых качеств и навыков самостоятельной учебы, т.е. то, что составляет вектор показателей исходного уровня готовности обучения, а также организация учебного процесса в вузе, уровень квалификации преподавательского состава, качество учебно-материальной базы и др.

Решающими факторами, влияющими на продуцирование тех или иных психических состояний курсантов первого курса, являются трудности разного порядка, которые возникают в процессе дидактической адаптации и выступают в виде дидактического барьера. Это обусловлено разрывом между формами и методами обучения в средней и высшей школе, отсутствием у курсантов навыков самостоятельной работы, сложностью изучаемых предметов. Преодоление же дидактического барьера зависит как от курсанта, так и от педагогического мастерства преподавателей, их умения в этот период, совместно с командирами и наставниками, управлять психическими состояниями курсантов.

Таким образом, создание системы психологического обеспечения процесса психолого-педагогической подготовки позволит повысить её качество и предупредить возможные негативные явления. Такая система предусматривает постоянное отслеживание психологического состояния курсантов и, исходя из конкретных результатов, ситуаций и условий жизнедеятельности, принимать обоснованные меры психолого-педагогического воздействия.

 

АВТОР: Соловьёв В.В.