24.03.2012 9278

Структура, содержание, уровни и критерии сформированности профессионально-этической культуры будущего специалиста

 

Современные исследования профессионально-этической культуры опираются на методологию системного, культурологического и аксиологического подходов. Системный подход позволяет рассмотреть объект в его целостности. Особое внимание уделяется связям и отношениям между элементами системы. Культурологический подход позволяет рассматривать педагогические явления, педагогическую деятельность на широком фоне социума, как совокупность культурных компонентов. Культурологический подход предполагает создание условий для реализации сущностных, творческих сил личности в культуре и дает возможность увидеть педагогическую культуру как механизм сохранения и передачи социального наследия. Аксиологический подход раскрывает культуру как деятельность по созданию ценностей и содержание культуры определяет как систему ценностей.

Понятие культура трактуется широко. На обыденном уровне культура понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное качество личности. На теоретическом уровне культура рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. Другое понимание культуры - культура как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Совокупность материальных и духовных ценностей, характеристика уровня развития общества и конкретного человека, творческая деятельность по созданию, сохранению, освоению и передаче ценностей - вот некоторые основные определения термина «культура».

С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования по отношению к представителям данной сферы деятельности. Эти требования включают в себя и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношений к различным составляющим профессиональной деятельности. Все это отражается в содержании профессиональной культуры, которая представляет собой степень овладения данными нормами.

Составляющей профессиональной культуры является этическая культура, в которой закреплены нравственные требования к личности специалиста. Профессионально-этическая культура полифункциональна. Профессионально-этическая культура педагога является единством процесса создания профессионально-этических ценностей и процесса освоения этих ценностей (выполняет аксиологическую функцию). Профессионально-этическая культура педагога представляет собой систему профессионально-этических качеств, являющихся регулятором социально-педагогических отношений (выполняет регулятивную функцию). Профессионально-этическая культура педагога выполняет и нормативную функцию. Как и в общей этической культуре, в профессионально-этической существуют простейшие представления о том, как должно поступать зафиксированные в нормах. Профессиональные нормы закреплены в профессионально-этических кодексах и подлежат неукоснительному исполнению. Существуют также и представления о том, как принято поступать, то есть нравы, которые определяются культурно-историческими условиями и особенностями профессиональной среды, коллектива.

Профессионально-этическая культура педагога реализует и воспитательную функцию через формирование качеств личности, через образ жизни педагога и всех участников профессионального взаимодействия.

Существует два пласта проявления нравственных регуляторов в профессиональных отношениях. Первый дает о себе знать на уровне внешней этической культуры поведения, что проявляется, например, в этикетной вежливости, тактичности, второй выявляется на уровне глубинного внутреннего понимания нравственных категорий и представлений, перешедших в убеждения, например, представлений о добре и зле, профессиональном долге. Осмысленные, принятые и перешедшие в убеждения этические категории составляют внутреннюю профессионально-этическую культуру.

Профессионально-этическая культура личности представляет собой систему профессионально-важных нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности. Непременным условием успешной реализации профессионально-этической культуры является владение технологией профессионального взаимодействия и общения. Объективными показателями наличия профессионально-этической культуры могут служить и определенные качества личности, и поведение, согласованное с требованиями профессионально-этического кодекса.

Мы выделили следующие компоненты профессионально-этической культуры педагога как составной части профессионально-педагогической культуры.

1. Аксиологический компонент, раскрывающий профессионально-этическую культуру педагога как владение совокупностью педагогических ценностей, «созданных человеком на протяжении веков». В качестве педагогических ценностей выступают имеющие значимость для общества, отдельной педагогической системы или конкретного человека положительно оцениваемые информационные категории, интеллектуальные и моральные явления, действия, состояния, факты. Педагогические ценности могут рассматриваться в качестве своеобразных жизненных профессиональных ценностей. Это психолого-педагогические знания, развитое педагогическое мышление, педагогический такт и педагогическая рефлексия, педагогическая импровизация, педагогическая этика, культура речи педагога и др.

2. Технологический компонент профессионально-этической культуры педагога как способ социально-педагогической деятельности. В процессе этой деятельности сохраняются, реализуются и развиваются и транслируются профессионально-этические ценности посредством различных способов деятельности, составляющих технологию профессионально-этической культуры. Технологический компонент профессионально-этической культуры педагога раскрывает пути осуществления социально - педагогической деятельности, способы удовлетворения потребности обучаемого в общении, в получении новой информации, в передаче и присвоении накопленного опыта.

3. Творческий компонент профессионально-этической культуры педагога как проявление в рамках, очерченных моралью педагогического творчества. Ценности педагогической деятельности, технология их воплощения становятся фактором формирования личности лишь в условиях моральной деятельности. Педагогическая деятельность имеет творческую природу. Творчество в профессионально-этической культуре педагога проявляется в гибкости, вариативности, находчивости, смелости и не традиционности решений и поведения в профессиональном взаимодействии, а также в критическом рассмотрении нового, оценки его через признаки моральных норм. Для овладения педагогической культурой необходимо осознание творческой природы педагогической деятельности. Творчество является неотъемлемым составляющим и педагогической деятельности.

4. Личностный компонент, раскрывающий профессионально-этическую культуру педагога как специфический способ реализации индивидуально - сущностных особенностей человека. Под индивидуально-сущностными особенностями понимаются потребности, способности, интересы, социальный опыт личности, мера социальной активности человека, его индивидуальная трактовка морально-этических правил, допустимая в нормативном поле. Рассмотрим подробнее вышеперечисленные компоненты профессионально-этической культуры педагога.

Аксиологический компонент раскрывает профессионально-этическую культуру как совокупность педагогически-важных этических ценностей. Аксиологический компонент в структуре профессионально-этической культуры является системообразующим. Этические ценности составляют содержание внутренней нравственной культуры педагога.

Педагогические ценности - это те особенности педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Гуманистические ценности, альтруистический императив является основополагающим в системе педагогических ценностей педагога. В наиболее общем и основном виде нравственные нормы закреплены в профессионально-этическом кодексе. В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют этически значимые «ценности качества», так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных, эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных. Среди таких качеств: общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, справедливость, стремление понять другого, любознательность, стремление к самосовершенствованию в личностном и профессиональном планах, уверенность в себе, своих знаниях и действиях, целях и принципах деятельности, принципиальность, решительность, чувство меры, творческая активность. Деятельность педагога - это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Поэтому очень важна в таком общении тактичность - умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается незаслуженная обида. Навязчивость, назойливость, высокомерный дидантизм, даже если они вызваны самыми лучшими побуждениями, вызывают отрицательную реакцию. Чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству учащегося и вместе с тем обнаружить собственное достоинство - вот что такое подлинная тактичность.

Толерантность (или терпимость), способность понять и простить недостатки окружающих, принимая людей такими, какие они есть - одно из первостепенных требований к педагогу. Специфика педагогической деятельности и гуманистические ценности профессии предполагают необходимость терпимого отношения к людям различных социальных слоев и культур, различных вероисповеданий и политических пристрастий, различных сексуальных ориентации. Доброжелательность позволяет не только расположить к себе учащегося, помочь ему раскрыться, проявить свои положительные качества, но и помогает создать атмосферу доброжелательности и взаимной заботы в социуме. Справедливость в деятельности педагога предусматривает объективность в оценке знаний и анализе ситуаций. Объективно воспринимая ученика, профессионал видит не только его достоинства и недостатки, но и его возможности для решения индивидуально-личностных проблем. Стремление понять другого, любознательность, неравнодушное отношение к личности ученика, его жизненной ситуации, особенностям его характера и мышления, являются одним из факторов, делающих работу педагога осмысленнее и результативнее, позволяющих собирать и анализировать драгоценный опыт практической деятельности, определяющих пути профессионального совершенствования.

Общительность предполагает умение расположить к себе, заинтересовать, является условием установления контактов с клиентами и коллегами по работе. Этому также способствует владение искусством вербального (посредством речи) и невербального общения (посредством мимики, жестов, внешнего вида). Способность и умение сопереживать помогает не только понять проблемы ученика, но и выполняет психотерапевтическую роль, поскольку он ощущает сочувствие и поддержку.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование в переживания другого человека, является одним из инструментов работы педагога, позволяющих лучше понять своих партнеров по общению. Умение мыслить логически и правильно формулировать свои мысли помогает не только правильно строить процесс профессионального взаимодействия, но позволяет избегать ненужных недоразумений, непонимания и обид. Умение работать командой, рационально распределять обязанности, тактично и результативно взаимодействовать с коллегами дает возможность правильно координировать силы для достижения общих целей.

Для того чтобы оставаться на современном профессиональном уровне, необходимо постоянное самосовершенствование, как в профессиональном, так и в личностном планах. Для этого недостаточно лишь одного стремления к самосовершенствованию, необходимо обладать соответствующими умениями и навыками и проявлять творческую активность. Большое значение имеет гибкость и вариативность мышления, позволяющие осуществлять творческий подход к профессиональной деятельности педагога. Принципиальность, включающая верность ценностям профессии и последовательность в реализации этих ценностей, является одним из показателей нравственной стойкости человека и внутренней убежденности в правильности выбранного им пути. Все вышеперечисленные качества могут проявляться в разной степени и в проявлении каждого качества необходимо чувство меры.

Проявлять чувство меры помогают такие качества, как самоконтроль - регулирование своего поведения, мотивов, побуждений, и самообладание - контроль за чувствами, сдержанность в их проявлении. Необходимому самоконтролю и самообладанию способствует сформированность педагогической рефлексии. Педагог, умеющий, благодаря своим знаниям, воздействовать на личность ученика должен обладать высокой степенью ответственности за рекомендации, которые он дает, за методы, которые он использует. Но эта ответственность не должна заключаться лишь в подчинении контролирующим органам, эта ответственность должна быть внутренней, перед самим собой.

Бахтин в своей книге «Эстетика словесного творчества» писал: «Внутреннюю связь элементов личности гарантирует только чувство ответственности... За то, что я пережил и понял я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не оставалось бездейственным в ней». Таким образом, внутреннее чувство ответственности организует и структурирует внутренний опыт личности, обеспечивает взаимосвязь ее элементов и определяет многое в профессиональной деятельности. Внешняя ответственность влечет за собой чувство вины, которое, в свою очередь, приводит к агрессии, направленной вовне или на себя. Но специфика деятельности такова, что ответственности не может быть исчерпана только внутренним осознанием педагогом значения и влияния его слов и поступков на жизнь воспитанников.

Помимо внутреннего, необходим и внешний закон, с которым педагогу приходится соотносить свои действия. Этим эталоном является этический кодекс. Помимо суда совести, существует еще и суд коллег. Поэтому, насколько действия педагога побуждаемы его интериоризированным этическим кодексом поведения, а насколько внешним контролем, тоже является показателем наличия у человека истинной профессионально-этической культуры.

Таким образом, одним из проявлений и критерием наличия профессионально-этической культуры является осознанное следование педагогом профессионально-этическому кодексу. Специфика функций педагога предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств. Особенностью педагогической работы, как, например, и медицинской деятельности, является то, что владение профессиональными знаниями является неотъемлемым условием наличия профессионально-этической культуры, поскольку влияние профессиональных действий педагога на жизнь человека может быть столь же велико, как и влияние грамотного или неграмотного лечения. Поэтому «ценности-знания»« занимают заслуженное место в системе педагогических ценностей. Овладение педагогом фундаментальными психологическими и педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления. «Ценности-знания» это также знание и понимание нравственных категорий, профессионально-этических норм, стандартов поведения и отношений в сфере педагогического взаимодействия.

Исходя из квалификационных обязанностей педагога, мы видим, сколь широк и разнообразен спектр необходимых знаний для специалиста в сфере педагогической работы. Поэтому один из компонентов профессионально-этической культуры педагога - это усвоенный совокупный социально-педагогический опыт человечества, выраженный в научной теории и способах научного мышления. Это не только знание необходимых наук, философии, культуры, религии, но и определенный уровень мировоззрения и миропонимания. «Нравственность - есть знание, а безнравственность - плод невежества», - говорил Сократ. Первая заповедь всякого специалиста заключается в том, чтобы быть настоящим профессионалом в своем деле, обладать определенными знаниями и уметь их использовать. Наука воплощает в себе процесс и результат духовного производства, отражает накопленный опыт человеческой деятельности.

Технологический компонент профессионально-этической культуры раскрывается через описание совокупности приемов и способов педагогического взаимодействия. Владение педагогом системой способов и приемов, составляющих технологию его деятельности, является одним из показателей его профессиональной культуры. Среди необходимых навыков и умений работы немаловажную роль выполняют те, которые реализуют профессионально-этическую культуру и являются ее показателем: искусство вербального (речи) и невербального общения (мимика, жесты, внешний вид), умение работать командой, умение организовать деятельность, умение сопереживать, эмпатия, умение выслушать и заинтересовать, умение мыслить логически и правильно формулировать свои мысли, навыки самосовершенствования, операциональная готовность, как знание способов деятельности и умение их применять.

Поскольку профессионально-этическая культура педагога реализуется прежде всего в педагогической деятельности, в поведении специалиста по отношению к ученикам, коллегам, обществу, профессии и проявляется во взаимодействии и в общении, то составляющими содержание профессионально-этической культуры являются педагогические технологии взаимодействия, технологии общения, технология разрешения конфликтов, технология организации коллективной и индивидуальной деятельности, технология педагогического требования.

Общение в работе педагога несет важную ценностную нагрузку. Общение - средство, основной метод и содержание деятельности педагога. Этот социальный «метод» педагог использует при взаимодействии с учащимися, при координации действий с различными службами системы образования, коллегами. Технология профессионального взаимодействия для эффективности деятельности должна мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, строить деятельность на интенсивной основе, уделять большое внимание прогнозированию и проектированию, использовать новейшие информационные средства. Нередко человек не может правильно проявить свои высокие нравственные убеждения по причине слабой технологии реализации этических ценностей. Технология профессионального взаимодействия и общения является связующим звеном между внутренней нравственной культурой личности и внешней культурой поведения.

Создавая ценности, педагог реализует творческий компонент профессионально-этической культуры. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. Результатом педагогического творчества является педагогическая культура. Взаимосвязь творчества и педагогической культуры проявляется в том, что творчество органически присуще педагогической деятельности. Формы, способы и сферы проявления творчества в педагогической деятельности неразрывно связаны с формированием педагогической культуры, а развитие педагогической культуры общества обязательно обусловливается мерой творческого подхода личности к собственной деятельности.

Подчеркивая творческую природу педагогической культуры, В.А. Сластенин отмечает: «Культура - это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» ее есть прогресс личностного открытия, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры». «Уровень развития культуры, как считает Сластенин В.А., зависит от степени заинтересованности общества в развитии инновационного потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно развивается».

Согласно Н.С. Злобину, культура - это творческая деятельность, зафиксированная, опредмеченная в культурных ценностях, так и, прежде всего настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, то есть превращающая богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке деятельности и самого человека. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в педагогической деятельности неразрывно связаны с формированием педагогической культуры.

Творческая природа педагогической деятельности требует соответственно творческого отношения педагога к своей работе. Самостоятельность, гибкость и вариативность мышления, умение прогнозировать последствия социально-педагогических воздействий, готовность к творческой деятельности, - все это является показателем наличия и высокого уровня профессиональной культуры педагога. Когда все вышеперечисленные качества присутствуют в ситуации профессионального взаимодействия, они также являются необходимым условием и показателем наличия профессионально-этической культуры.

Наиболее последовательно вопросы взаимосвязи науки и педагогического индивидуального мастерства, в педагогической деятельности ставил К.Д. Ушинский, который склонялся к определению педагогики как науки и искусства воплощать в своем труде ее достижения. Многое для осмысления творческой деятельности педагога сделал С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко рассматривал педагогическое мастерство и педагогическую технику как творческое начало в труде педагога. Идеей творческого характера педагогического труда пронизана вся педагогическая система В.А. Сухомлинского.

В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров в своей работе «Педагогическое творчество» рассматривают соотношение педагогического идеала и педагогического творчества. Педагогический идеал понимается ими как представления педагога, о том, каким он должен быть в соответствии с той целью воспитания, которую он ставит перед собой. «Педагогический идеал является движущей силой педагогического процесса, сплавом социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога».

Преодоление противоречий между педагогическим идеалом педагога и реальным педагогическим бытием вызывает потребность творить, искать нестандартные способы решения педагогических задач.

В педагогическом творчестве важную роль играет этический аспект педагогического идеала, который воплощает в себе систему нравственных установок личности. Этическая сторона педагогического идеала является нравственным фундаментом каждого педагогического действия, педагогического мышления, педагогического общения, она создает общий нравственный облик педагога.

В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров акцентируют свое внимание на том, что «в самой природе педагогического творчества лежит неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого профессионального единства зависит успешность педагогического творчества».

Процесс педагогического творчества - это процесс решения постоянно возникающих педагогических задач. В принципе, все педагогические задачи являются творческими в том смысле, что абсолютно одинаковых ситуаций их решения не существует. Это относится и к задачам, возникающим в педагогической деятельности и связанным с нравственным выбором поведения в той или иной ситуации.

Творчество невозможно без осознания педагогом своей творческой индивидуальности. Только в этом осознании можно добиться единства педагогического приема и личностных качеств педагога. Необходимо отметить здесь существенную особенность профессионально-этической культуры. Поскольку она определяется как система профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности, поскольку показателем наличия этой культуры является согласованность поведения педагога с требованиями профессионально-этического кодекса, то творчество педагога должно проявляться в рамках, установленных профессионально-этическими нормами.

Проблема творчества применительно к личности поднимает проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил. Проявление профессиональной культуры как специфического способа реализации сущностных сил педагога, раскрывает личностный компонент. Под сущностными силами понимаются потребности, способности, интересы, социальный опыт личности, мера социальной активности человека. Если ценности, создаваемые людьми, выступают внешней формой существования культуры, то развитие творческих возможностей человека, их реализация в практической деятельности, выступают ее внутренним содержанием.

С.Л. Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии», раскрывая проблему направленности личности, пишет: «Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим и нуждается в нем. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. В ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него».

У каждого человека имеется идеальный образ нравственного облика, системы нравственных принципов поведения и отношения к окружающему миру, людям, себе. Уровень профессионально - этической культуры характеризуется степенью сближения этических параметров «Я-реального» и «Я-идеального». В результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, возникает установка, представляя итог этих тенденций в состоянии динамического покоя и фон, на котором они в дальнейшем развиваются.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и в целом направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему стремится, что руководит его действиями? Но вслед за этим вопросом встает другой: а что он может, какими способностями он обладает, насколько он в состоянии реализовать свои нравственные потребности, свои личные и профессиональные интересы, свои идеалы? Этот вопрос о способностях.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. К педагогическим способностям относятся те, от которых зависит успех педагогической деятельности. Успех деятельности педагога зависит от следующих способностей:

- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);

- Способность быть примером и образцом для подражания;

- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

- Способность находить нужный стиль общения;

- Самостоятельный и творческий склад мышления;

- Способность к самообразованию и самосовершенствованию и т.д. Педагогические способности формируются и развиваются в педагогической деятельности. С формированием способностей происходят структурные изменения в личности в целом: в системе отношений, педагогических, общих и специальных способностях, в чертах воли и характера учителя. Определенные педагогические и общие способности являются условием успешной и адекватной реализации нравственных принципов поведения в профессиональном взаимодействии.

Черты характера педагога влияют на успешность педагогической деятельности и на успешность реализации этических принципов поведения. Например, наблюдательность, как свойство внимания, выражающаяся в умении фиксировать в поведении человека малозаметные, но психологически значимые детали, связана со способностью индивида различать изменения в экспрессии других людей. В процессе многократного восприятия другого человека мы начинаем понимать его внутреннее состояние по выражению его чувств. Это позволяет нам сопереживать ему, быть тактичными, находить наиболее подходящие для данного человека способы помощи.

В понимании состояния другого человека большую роль играет степень развития воображения. «Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям, справедливо пишет В.М. Теплов, невозможно без живого воображения». В психологии педагога важное место занимает воля, которая определяет его социальную и профессиональную активность.

Знание профессионально-этических норм само по себе не является показателем наличия профессионально-этической культуры. Показателем профессионально-этической культуры является поведение, согласованное с этими нормами, пусть даже на уровне их интуитивного понимания или внутреннего императива.

Профессионально-этическая культура связана с социально одобряемыми нормами деятельности, поскольку базируется на усвоении каждым педагогом системы оценок, значимости и необходимости тех или иных действий.

В ходе педагогического общения нами были выделены показатели (признаки) личностно-ориентированной педагогической технологии и критерии профессионально-этической культуры:

- гуманистическая позиция учителя, педагога по отношению к детям и его стремление быть воспитателем и педагогом, образцом профессионализма и нравственности;

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление, способность решать возникающие проблемы в жизни и учебе с позиций ученика;

- общекультурную эрудированность, образованность в сфере преподаваемого предмета, умение практически оценивать с содержание образования и совершенствовать технологии обучения, придавая им личностную направленность;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую позицию и деятельность как личностно ориентированную систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегулировать свою деятельность, готовность и умение общаться с учащимися, коллегами в типичных и нестандартных ситуациях. Развитость всех или отдельных компонентов педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение учителя. Гуманная педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, авторизация педагогического опыта определяют профессионально-этическое поведение учителя, придают ему целостность, формируют индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только по его соответствию профессиональной этике, но и по тем признакам, которые предлагаются нами: концептуальность, индивидуальный стиль, креативность.

С этих позиций профессиональное поведение будущих специалистов с высоким уровнем педагогической культуры отличается: устойчивостью и теоретической обоснованностью собственной позиции; системностью педагогической деятельности; умением творчески решать воспитательные задачи; гибкостью и вариативностью решений, принимаемых в сложных ситуациях.

Очевидно, что профессиональное поведение педагога - это практическое воплощение его индивидуальной педагогической культуры. В структуре педагогической культуры важны все показатели для характеристики будущего специалиста, хотя индивидуальность каждого педагога, своеобразие его личности, особенности характера накладывают отпечаток на проявление его культуры. Мы считаем, что такие показатели, как педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, культура поведения имеют инвариантный характер по отношению ко всем педагогам. Вариативно же содержание таких компонентов, как владение специальными знаниями и педагогическими технологиями, опыт творческой деятельности. Они различаются по степени осознанности, активности личного творческого участия учителя в учебно-воспитательной деятельности.

Исходя из сущности, структуры и содержания профессионально-этической культуры педагога, можно выделить следующие критерии, ее характеризующие:

- степень близости по содержанию и приоритетам к профессионально-этическому кодексу личной иерархии ценностей педагога;

- наличие качеств, являющихся показателями профессионально-этической культуры педагога и проявляющихся в профессиональном взаимодействии (среди таких: общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, чувство меры, справедливость, стремление понять другого, стремление к самосовершенствованию, творческая активность);

- соотношение «Я-Реального» и «Я-Идеального», характеризующее уровень профессионально-личностного развития педагога;

- согласованность поведения педагога в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения, вытекающими из этического кодекса;

- степень творчества в реализации профессионально-этических ценностей. Также нами выделены три уровня развития профессионально-этической культуры: приспособительный, осознанный и творческий.

Приспособительный уровень характеризуется тем, что ценности профессии не являются для человека, выполняющего педагогическую работу (или готовящегося стать педагогом) личными нравственными принципами. Человек выполняет профессионально-этический кодекс только под влиянием внешнего контроля коллег и начальства, приспосабливаясь к требованиям, указанным в квалификационной характеристике.

Поведение педагога, имеющего приспособительный уровень профессионально-этической культуры, характеризуется шаблонным, стереотипным, негибким и нетворческим соответствием стандартам поведения, вытекающим из профессионально-этического кодекса педагога. Подобное следование профессионально-этическим нормам, вытекающее из приспособления к ним, само по себе нельзя оценить строго отрицательно, поскольку хотя бы частично, но все же реализуется главная цель профессиональной этики - регуляция профессиональных взаимоотношений.

Другое дело, что такой уровень развития профессионально-этической культуры педагога можно оценить как низкий, поскольку нетворческое отношение к педагогической деятельности дает малоэффективные результаты.

Осознанный уровень развития профессионально-этической культуры педагога характеризуется «работой над собой». Молодой педагог (или будущий педагог) приходит к осознанию необходимости следовать в своем поведении определенным нормам и правилам, что происходит вследствие понимания им целей, задач и ценностей профессии. Исходя из осознанной необходимости, человек начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональном и личностном планах, постепенно приближаясь по своим качествам к требуемой профессионально-этической модели педагога, а в своей системе нравственных ценностных ориентации - к профессионально-этическим ценностям. Данный уровень может характеризоваться обострением соотношения «Я-Реального» и «Я-Идеального», нередко не в положительную сторону, вследствие повышенной критичности самооценки. Поведение педагога в профессиональном взаимодействии становится более согласованным со стандартами, но в основе его лежит внутренняя мотивация и интерес к творческому осмыслению и реализации профессиональных норм.

Творческий уровень профессионально-этической культуры педагога характеризуется высокой степенью сходства личной иерархии ценностей педагога по содержанию и приоритетам с нормативной системой профессионально-этических ценностей. Но это соответствие не является прямым отражением идеальной профессионально-этической модели педагога, оно окрашено личной индивидуальностью конкретного человека, выполняющего педагогическую работу. Поскольку не может быть стандартных людей и стандартных ситуаций, зрелый педагог, находящийся на творческом уровне развития профессионально-этической культуры, работает и живет, используя профессионально-этические нормы в качестве своего нравственного фундамента, направляющего ориентира профессиональной деятельности. Соотношение «Я-Реального» и «Я-Идеального» характеризуется в данном случае высокой степенью близости, что говорит о хорошем уровне профессионально-личностного развития.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что сущность профессионально-этической культуры педагога выражается через альтруистический характер ее ценностного содержания, через направленность на гуманизацию и гармонизацию профессиональных отношений, педагогических средств воздействия, нравственность методов. Профессионально-этическая культура педагога проявляется в творческой самореализации нравственных убеждений и идеалов в соответствии с этическими нормами социально-педагогической деятельности.

Мы определяем профессионально-этическую культуру как систему профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности. Непременным условием адекватной реализации профессионально - этической культуры является владение технологией профессионального взаимодействия и общения. Показателями наличия профессионально-этической культуры могут служить определенные качества личности и поведение, согласованное с требованиями профессионально-этического кодекса.

 

АВТОР: Степанова Н.П.