24.03.2012 6553

Заочная форма обучения студентов в вузе как средство формирования профессионально-этической культуры будущего специалиста

 

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми.

Приоритетами образования для модернизации общества должны быть.

Во-первых, облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

Во-вторых, обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных людей независимо от их социального происхождения, через освоение взрослыми быстрой смены социальных и экономических ролей.

В-третьих, поддержка вхождения взрослого поколения в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, междисциплинарные области знаний.

В-четвертых, противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, рост криминногенности в социальной среде.

В-пятых, реализация ресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Описанные явления актуализируют задачу интенсивного развития образовательной системы. Идея состоит в создании такой системы, которая обеспечит взрослым людям возможность получения и пополнения знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Федеральным законом об образовании РФ предусмотрены следующие формы получения образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме самообразования, заочной формы обучения студентов.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной образовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый Государственный образовательный стандарт.

Перечни профессий и специализаций, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения студентов не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие реализацию содержания воспитания и обучения и включающие в учебный процесс одну или несколько образовательных программ. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации.

Личность, используя разные формы образования, имеет возможность освоить образовательные программы, независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из ее потребности в образовании.

На сегодняшний день заочная форма обучения получила большое распространение в вузах России.

Заочная форма обучения обладает следующими свойствами: индивидуальность обучения, внутренняя открытость, авторизованность, ускоренность обучения, компактность обучения, адаптивность. Раскроем содержание каждого свойства данной формы получения высшего профессионального образования.

Индивидуальность обучения, при которой наиболее полно раскрываются и формируются оригинальная личность студента в его естественной одаренности, характеризуется прежде всего большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних воздействий (как неблагоприятных, так и положительных).

Индивидуальность обучения неразрывно связана с таким свойством данной формы обучения как гибкость.

Внутренняя открытость является непосредственным условием индивидуального обучения. Обучаясь на заочной форме обучения, студент свободно планирует свои учебные действия, выбирает по своему усмотрению подход к дисциплинам и общий порядок их изучения, сам организует литературные и другие средства, регулирует затраты времени, при желании может кардинально изменить специальную направленность. При этом он самостоятельно определяет степень и качество своего образования.

Одним из важных условий является авторизованность. Образно говоря, студент-заочник сам себе учитель. В процессе занятий он не испытывает зависимости от поучающих методик или, что сложнее, репродуктивных стилей мышления со стороны преподавателей, в том числе учебников. Он по необходимости творец своего собственного образовательного подхода, который адекватно выражает условия самостоятельного познания и его индивидуальность. Этим «авторизованным» подходом достигается не только максимально возможный для данного обучающегося объем знаний, но и главное формирующее их качество - творческий характер приобретения информации и ее интерпретации.

Компактность обучения и ускоренность обучения - это два взаимосвязанных и взаимозависимых свойства, характеризующих обучение по заочной форме с положительной стороны экономии времени учащегося.

Адаптивность данной формы обучения в вузе заключается в том, что студент-заочник - главный и основной субъект образования. Студент-заочник имеет возможность под руководством преподавателей выбирать соответствующие глубину и объем материала, его источники, его интерпретаторов, заказывая необходимые книги и консультации. Наконец, также самостоятельно, индивидуально готовится в межсессионный период к сдаче форм контроля, и защите выпускной квалификационной работы в установленные сроки высшего учебного заведения.

Студенты заочной формы обучения Ставропольского государственного университета имеют возможность сотрудничать с профессорско-преподавательским составом не только в период сессии, но и в межсессионный период.

Заочная форма обучения в Ставропольском государственном университете осуществляет обучение по 40 специальностям.

К основной образовательной программе подготовки специалистов заочной формы обучения в Ставропольском государственном университете предъявляются общие требования:

- Основная образовательная программа подготовки специалистов разрабатывается на основании Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

- Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалистов, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются Государственным образовательным стандартом [М., 2000].

Основная образовательная программа подготовки специалистов состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

О качественной и продуктивной работе заочной формы обучения студентов в Ставропольском государственном университете может свидетельствовать анализ письма Управления высшего профессионального образования.

Опыт обучения студента-заочника в высшем учебном заведении получил большое распространение. Как исторически сложившийся, прежде всего, он означает самообразование. Широко известны две внешние его особенности. Первая - обязательная ориентация на системность подготовки в отношении какой-либо квалификации, и вторая - последующий официальный экзамен в регулярном вузе. Эти качества делают особо привлекательным заочное образование.

Двухструктурность заочной формы является высокопродуктивная организация образовательного процесса. Самостоятельная работа по книгам и программам авторизованного обучения, является одной из основных форм образовательной деятельности студентов, что определяет доступность, а, в свою очередь, и относительную независимость от лекторов, свобода в определении времени, необходимого для изучения каждого курса и срока всего обучения - гарантируют достижимость необходимых знаний. Каждый студент СГУ учится в соответствии со своими способностями, возможностями, установками, стимулами и целями; сам определяет объем знаний в системе «должен» - «могу», а также порядок и темп изучения материала.

Прием на заочную форму обучения в Ставропольский государственный университет осуществляется в открытой форме по результатам вступительных испытаний и без ограничения возраста, на основе личного заявления и документа о среднем профессиональном образовании.

Обучение в университете осуществляется по бюджетной форме и на основе полного возмещения затрат Оно может финансироваться также спонсорами (меценатами), предприятиями, организациями, где работают студенты или их родителями.

Для этого университет заключает со студентом контракты на качественную подготовку его как специалиста.

Заочная форма обучения в ВУЗе становится все более популярным в современном российском обществе.

Эффективность организационных и стоимостных преимуществ заочной формы образования определяются несколькими показателями.

Высокая степень органичности педагогического процесса обусловила его компактность и более чем вдвое ускоренность. В результате учебное время полного цикла на студента-заочника составляет только три с половиной года.

На том же основании в вузах в форме заочной формы обучения студентов может быть достигнута и высокая организационная компактность.

Третий показатель - это своеобразный стоимостный итог. Органичность педагогической формулы заочного обучения в конечном счете формирует высокую степень стоимостной рациональности, дающей практически абсолютную экономичность.

Таким образом, ясно прорисовывается картина актуальности дальнейшего развития и совершенствования заочной формы обучения студентов. При этом необходимо отметить, что наиболее высокий результат педагогического процесса достигается при соблюдении условия непрерывности образования.

Основными целями формы обучения студентов-заочников в высшем учебном заведении являются следующие:

- дать возможность студентам-заочникам совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ;

-получить диплом о высшем профессиональном образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов;

- качественно образовывать по различным направлениям вузовских программ.

Студент-заочник, являясь взрослым обучающимся, обладает пятью основополагающими характеристиками, отличающими его как субъекта обучения:

а) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;

б) он накапливает все больший запас жизненного опыта;

в) его мотивация, готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели;

г) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний; его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).

Цели обучения заочников, как правило, конкретны, четки, тесно связаны с определенными социально-психологическими, профессиональными, бытовыми, личностными проблемами или факторами, или условиями, с достаточно ясными представлениями о дальнейшем применении полученных знаний, умений, навыков и качеств.

Научный анализ процесса становления профессионально-этической культуры студента-заочника, как субъекта учения осуществляется на разных, но соподчиненных между собой уровнях.

- Личностный уровень.

Личностный подход к образованию заочников предполагает исследование их учебной (и шире - познавательной) деятельности в общем контексте жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентации, понимания смысла обучения для развития творческого потенциала личности. Не следует забывать, что учебная деятельность определяется в конечном итоге общей жизненной позицией личности, которая как бы «задает» отношение студента-заочника к обучению, его активность в процессе усвоения знаний, развивает творческий потенциал, необходимый для успешной организации своей жизнедеятельности, прежде всего трудовой. И лишь в той мере, в какой студент-заочник осознает важность обучения в развитии личности, он становится активным субъектом учения.

Ведущей целью единой дидактической системы непрерывного образования является общее и гармоническое развитие личности, что способствует формированию профессионально-этической культуры будущего специалиста.

Развитие заочников находит свое выражение и в более общем эффекте, а именно в овладении ими учебной деятельностью. В этом случае речь идет о развитии самостоятельности мышления личности, о формировании ее готовности к самообразованию. Но, как считает И. С. Кон, наиболее важный эффект развития студентов - заочников в процессе обучения - это развитие нравственной позиции личности, ее потребностей и интересов, взглядов и убеждений. Именно этот эффект обучения решающим образом сказывается на качестве и продуктивности общественно-трудовой ^деятельности заочников.

Учет индивидуальных особенностей будущих специалистов в образовании, признание их значимости в творческом, в том числе и учебном труде, исключение из педагогической практики наших вузов валового подхода - это и есть признание явления личностного фактора, выявление его роли не только в самостоятельной деятельности, но и в моделировании личностью своего образования.

В таком случае идея личностного фактора, идея его наибольшей мобилизации в жизни и деятельности, в том числе самообразовательной, является важным мировоззренческим методологическим основанием и принципом в выработке модели самообразующегося учащегося и ее реализации в плане подготовки студента заочной формы обучения к формированию его профессионально-этической культуры. Вполне очевидна связь между степенью мобилизации личностного, самообразовательного факторов и степенью образованности личности. Именно это дает основание утверждать, что лишь подготавливая самообразующуюся личность студента-заочника можно реализовать профессионально-этическую модель личности современного учителя. В характеристику личности студента-заочника, как субъекта формирования профессионально-этической культуры, следует включить умение строить самостоятельную деятельность, рационально использовать свободное время для саморазвития, самосовершенствования; умение пользоваться достижениями культуры, потребность и способность чувствовать прекрасное, получать эстетическое наслаждение.

Будущему педагогу нужно не только обладать самообразовательной свободой, но уметь ею пользоваться как гарантированной свободой творчества во всех сферах жизнедеятельности. Он будет преуспевать, если будет опираться на собственную предприимчивость, умение наиболее адекватно прогнозировать результаты своей работы и уметь планировать ее, улавливать тенденции общественных перемен. Ценным качеством является и стремление научиться рефлексировать собственную жизнедеятельность.

Необходимо отметить некоторые особенности студента, обучающегося по заочной форме как будущего носителя профессионально-этической культуры.

Первая - это мотивация учения. За редким исключением у приобретающего новую профессию человека есть серьезная и действенная мотивация - желание научиться практически полезному делу, овладеть им как можно лучше. В этом смысле процесс обучения проходит легко, так как никакие способы принуждения типа экзаменационных оценок не нужны.

Но с другой стороны, такая серьезная мотивация обучаемых накладывает высокую ответственность на организаторов учебного процесса в вузе, так как формализм и начетничество, чрезмерное, близкое к схоластическому, теоретизирование, или, наоборот, примитивизм, как доведенные до банальности практические рекомендации вызывают у здравомыслящего взрослого обучающегося немедленную отрицательную реакцию и разочарование, а значит, наносят моральный урон учебному заведению. Снижают его рейтинг в глазах потенциальных абитуриентов.

Вторая особенность студента-заочника - его заинтересованность в высоком качестве овладения профессией, при наличии среднего профессионального образования.

Третья особенность студентов заочной формы обучения - это нетерпимость к зубрежке, к механическому заучиванию книжных истин. В связи с этим обучение должно перестать делать основной упор на запоминание информации, а сделать поворот к формированию умения действовать. И главное, действовать профессионально: уверенно, правильно, сознательно и приходить к качественным конечным результатам деятельности.

- Процессуальный уровень.

На этом уровне анализ направлен на выявление психологической основы построения будущими специалистами процесса решения различных задач - познавательных, мыслительных, мнемических и т.п. Психические процессы, с помощью которых реализуются нейрофизиологических механизмов, формирующихся у человека по мере его возрастного развития и созревания (социально-психологические особенности обучения взрослых).

Особое значение многоуровневый анализ имеет для решения вопроса о развитии профессионально-этической культуры будущего специалиста в процессе обучения. Развитие это может характеризоваться качественным ростом конкретных знаний студентов, то есть формированием у человека профессионально-этических качеств.

В образовании будущих педагогов на заочной форме обучения сочетаются обучение под руководством педагогов и самообразование. При этом характер этого сочетания у разных людей на разных этапах различный. В этих условиях среднее профессиональное образование должно подготовить студентов к высшему образованию. Эта подготовка включает:

- определенный запас знаний, умений и навыков, который служит опорой для дальнейшего образования;

- определенный уровень развития познавательных способностей, мотивов и познавательных интересов;

- определенный уровень развития учебных умений и навыков, необходимый для самообразования.

Анализируя разные точки зрения различных исследователей (В. С. Безруковой, С. Г. Вершловского, Г. П. Зинченко, В. Н. Козиева, А. Я. Наина, Ю. А. Салмина, Г. Н. Серикова, И. М. Старикова и др.), можно утверждать, что в рамках психолого-педагогического аспекта формирование профессионально-этической культуры будущего специалиста связано с созданием разнообразной социокультурной образовательной среды.

Говоря о профессионально-этической модели личности современного педагога, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности студента заочной формы обучения и преподавателя.

Студент-заочник, испытывающий глубокую потребность в самостоятельности (хотя в определенных ситуациях они тоже могут быть временно зависимы от кого-либо), играет ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно - в определении параметров этого процесса.

Студент-заочник по мере своего роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей.

В профессионально-этической модели личности будущего педагога готовность заочников учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных профессиональных проблем. Поэтому сам студент-заочник играет ведущую роль в формировании мотивации и определении цели обучения. В этом случае задача профессорско-преподавательского состава состоит в том, чтобы создать студенту заочной формы обучения благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои возможности в обучении. Учебные программы в этом случае должны быть построены на основе их возможного применения в педагогической деятельности.

В процессе обучения студента как развивающейся личности происходит формирование и дальнейшее развитие грамотности, профессиональной компетентности, что является составляющими его профессионально-этической культуры.

Грамотность - это социально-педагогическая характеристика личности, отражающая способность к прочтению, восприятию и пониманию необходимого объема социокультурной информации, закодированной в определенной знаковой системе. Уровень грамотности студента-заочника обусловливает степень доступности для него той или иной информации, которой владеет общество (социум), а значит - меру адаптивности к окружающим природным и социальным условиям.

Содержательное наполнение понятия «грамотность» изменяется вместе с требованиями общества. В течение тысячелетий, когда речь заходила о грамотности, имелось в виду лишь умение читать и писать. Двадцатый век породил такие понятия, как «политическая грамотность», «компьютерная грамотность», «грамотность в области СМИ» и др.

Различают не только содержательное наполнение грамотности, но и ее уровни. «Уровень грамотности» - понятие, обозначающее степень овладения знаковыми системами естественных или искусственных языков. Главные из них: элементарная, или исходная, грамотность; функциональная грамотность; базовая общекультурная грамотность; над функциональная грамотность.

При определении меры профессионально-этической культуры будущего специалиста в качестве одного из ключевых понятий используется понятие компетентности. Основы профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование. Будучи динамичной, компетентность проявляется и может быть оценена только в ходе практической деятельности, а ее уровень может повышаться непрерывно на протяжении всей профессиональной жизнедеятельности.

Включаясь в образовательный процесс, студент заочной формы обучения, будучи человеком, имеющим среднее профессиональное образование, стремится занять в нем активную позицию. С одной стороны, он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения (причем иногда довольно негативно). С другой стороны, выступая сегодня в роли потребителя образовательных услуг, студент-заочник больше, чем кто-либо другой, заинтересован в качестве получаемого «товара» и занимает позицию требовательного и критически настроенного обучающегося.

Развитие профессионально-этической культуры в системе заочной формы обучения всегда носит открытый характер, развиваясь за счет привнесения личностного опыта и индивидуальных запросов.

Развитие технологий современного производства, активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни предъявляют новые требования к профессиональной компетентности студента-заочника, обучающегося в современном вузе. Недостаточная компетентность в этой сфере обусловливает процесс маргинализации специалистов, возникновение группы риска среди занятого населения.

Подготовка студента-заочника как «человека познающего» включает в себя.

Диагностику и освоение им собственных природных информационно-познавательных способностей и возможностей (типа мышления, памяти, внимания, модальности восприятия, доминантности полушария, продуктивный временной режим работы, приоритетные образовательные стратегии, комфортные формы работы; освоенные способы фиксации учебной информации и ее извлечения из памяти, стереотипы обучения и др.);

Организация рефлексии по поводу владения технологиями самообразования включает:

- умение работать с информационными потоками;

- навыки конспектирования, реферирования, накопления и упорядочения информации (составление картотек, базы данных, ведение дневника, видеотека, фонотека);

- владение техникой скорочтения, стенографии, мнемотехническими приемами;

- освоение и расширение круга источников образовательной информации (библиотеки - домашние и общественные, лектории, Интеренет, клубные объединения и др.);

- анализ ресурсов и динамики развития собственных информационных потребностей и запросов, себя как субъекта обучения.

Обобщение организационно-педагогических условий формирования профессионально-этической культуры студентов заочной формы обучения ведет к выводу: студент-заочник должен быть самостоятельной личностью, субъектом всех форм собственной жизнедеятельности. Естественно, что и процесс его образования будет успешным, если станет личностно значимым.

Приходим к выводу, процесс формирования профессионально-этической культуры будущего специалиста должен представлять собой единство личностных, гражданских и самодеятельных качеств, индивидуализированных каждым студентом заочной формы обучения и признанных обществом ценными.

Одной из принципиально важных особенностей контингента заочной формы обучения студентов следует отметить разнородность состава обучающихся по возрасту, жизненному опыту, своеобразию мотивов учения, морально-волевой готовности к обучению, конкретной подготовленности к обучению различным предметам, типам мыслительной деятельности. Отсюда вытекает необходимость индивидуализации обучения, только при разработке которой влияние обучения на развитие личности студента-заочника станет действенным.

Вместе с тем отмечены и общие тенденции в жизненном опыте большинства обучающихся. Как правило, им свойственна четкая позиция личности, определяемая возрастом, активным участием в производстве, и эта позиция не может не оказать влияние на оценку нравственно-психологических, литературных, исторических, экономико-географических явлений, входящих в содержание обучения, а также на самооценку своих суждений по этим вопросам.

Естественно, мы далеки от мысли, что улучшение образования, и только оно, приведет к успешному решению всех проблем, с которыми столкнулась наша страна. Напротив, любой отдельно взятой мерой здесь не справиться, какой бы разумной и эффективной она сама по себе ни была. Для требуемого движения вперед нужен широкий и многообразный комплекс мер образовательных, экономических, социальных, политических и других. Лишь в совокупности с ними преобразование в организации высшего образования окажет позитивное влияние на жизнь общества и в обществе.

Все эти факторы в той или иной степени влияют на то, каким станет в конечном итоге выпускник заочной формы обучения. Они оказывают значительное влияние на содержание и результативность образования.

Неоспоримым является факт: система высшего образования должна обеспечить благоприятные организационно-педагогические условия для формирования профессионально-этической культуры будущего педагога.

 

АВТОР: Степанова Н.П.