24.03.2012 2740

Модель процесса формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде

 

Формирование культурного опыта студентов в музейной образовательной среде представляет собой, с одной стороны, приобщение к историко-культурному наследию, расширение информационного кругозора молодых людей, с другой - развитие социально значимых качеств их личности, ее социально-культурных ценностных ориентации, развития личностных критериев оценки предметного и социального мира.

Теоретический анализ интересующей нас проблемы поставил перед необходимостью разработки модели процесса формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде.

Модель (лат. modulus - мера, образец) строится для изучения объекта (явления), позволяет выделить его структуру, т.е. составляющие компоненты и связи между ними. Всякое вновь изучаемое явление или процесс бесконечно сложно и многообразно и потому до конца принципиально не познаваемо и не изучаемо. Поэтому в науке принято заменять исследуемый феномен схематической моделью, подчеркивая важнейшие особенности отдельного элемента, освобождаясь от излишней детализации, сохраняя только самые существенные и характерные стороны интересующего явления.

В настоящее время понятие «модель» используется в различных смыслах, наиболее простое, из которых обозначает образ, эталон. Как отмечает Г.И.Саранцев «в широком смысле под моделью понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме. В более узком смысле термин «модель» применяется для изображения некоторой области явлений с помощью другой, более изученной, легко понимаемой». В педагогической науке данное понятие чаще используется в широком смысле. Нам близка точка зрения А.Ю.Коджаспирова, Г.М. Коджаспировой, которые модель определяют как систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства оригинала, способную замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретического (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и эмпирического (использующий предметные модели). В философии моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мысленного) - оригинала модели. В педагогике моделирование - это построение копий, моделей педагогических явлений и процессов; их наглядно-образная характеристика с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний.

Теоретическим основанием для нашего моделирования послужили результаты и разработки специалистов в области музейной педагогики (Е.М.Акулича, Н.Р.Вдовиной, О.И.Карпухина, М.В.Соколовой, Н.Ф.Хилько, В.Г.Ходецкого и др.); исследования о роли культуры в процессе социализации личности (Э.В.Ильенков, Л.Н.Коган, К.С.Сарингулян, А.Я.Флиер и др.), а также наработки группы ученых (М.Б.Гнедовского, Н.П.Макаровой, Е.Б.Медведевой, Б.А.Столярова, М.Ю.Юхневич и др.) по проблемам построения музейной коммуникации. Все они сходятся во мнении о том, что музей, как социокультурный институт является мощным воспитательным средством, способствуя развитию мировоззрения и самосознания, коммуникационных качеств, формирования творческой личности.

В основе любой модели, в том числе и процесса формирования культурного опыта студентов лежит следующая цель: максимально использовать воспитательные потенциалы музейной образовательной среды для социально-профессионального воспитания студентов, обогащения их социально-культурных знаний, развития позитивного личностного отношения к культурно-историческому наследию, готовности к их активному применению в различных сферах и на всех этапах жизнедеятельности.

Образовательная среда представляет собой естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение обучающегося «включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность» (А.Хуторской). В такой среде культурный опыт взращивается при изучении образовательных объектов, в коллективной коммуникации, в процессе сопоставления полученных результатов с культурно-историческими аналогами.

Образовательная среда музея, таким образом, призвана способствовать развитию у студенческой молодежи потребности в реализации своего творческого потенциала, в желании стать значимым в глазах окружающих, в положительном отношении к материальной и духовной культуре общества, представленной музейными экспонатами, приобщении к историческому и национальному самосознанию.

Опираясь на поставленную цель, мы в разрабатываемой модели выделили ряд задач:

- создавать различные ситуации в деятельности студентов в среде музея для обогащения их культурного опыта;

- включать в социально значимую деятельность для закрепления и расширения полученного культурного опыта;

- развивать эмоциональную и мотивационную сферы, коммуникативные и организаторские способности студентов.

Предлагаемая модель процесса формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде базируется на закономерностях и принципах, которые одновременно являются и основными требованиями к содержательной стороне модели.

Придерживаясь концепции организации воспитательного процесса М.И.Рожкова, мы выделяем ряд положений, принимаемых в качестве закономерностей:

- во-первых, культурное становление студента возможно лишь при его собственной активности и во взаимодействии с социально-культурной музейной средой;

- во-вторых, культурное становление студента возможно при единстве обучения и воспитания, взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности, осуществлении внутри предметных и меж предметных связей;

- в-третьих, культурное становление студента возможно при достижении целостности воспитательных влияний, обеспечении взаимодействия между педагогами вуза, специалистами музея и студентами.

Перечисленные закономерности определяют принципы изучаемого процесса:

- принцип последовательности, который предусматривает, что поставленные цели и задачи процесса формирования культурного опыта студентов будут реализовываться в соответствии с этапностью данного процесса;

- принцип комплексности, который предполагает объединение усилий специалистов (музейных и вузовских), рассматривающих процесс формирования культурного опыта как одну из первостепенных задач социального становления личности студента;

- принцип целенаправленности образовательной деятельности, в рамках которого музей определяется как уникальное социокультурное воспитательное пространство, которое в сочетании различных направлений педагогической деятельности способствует формированию социально-культурного опыта учащегося. К ведущим аспектам такой деятельности можно отнести: просветительский, способствующий формированию системы представлений и знаний о культуре, культурном наследии, социокультурных процессах, являющихся показателями социального развития человека; социализирующий, связанный с формированием у студента ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, уровня собственного общекультурного развития; психологический, направленный на формирование позитивных когнитивных оценок себя и окружающей действительности;

- принцип культуросообразности, который определяет, что формирование культурного опыта студента возможно только при культурологическом подходе (этнопедагогический), где проявляется единство общечеловеческого, национального и индивидуального компонентов (более глубокое погружение в культуру, переживание культурного события как личностно-значимого действия, раскрытие культурных смыслов и т.п.);

- принцип индивидуально-творческого подхода, предполагающий создание условий для самореализации личности студента, совершенствования его индивидуальных качеств, диагностики и развития творческих возможностей, личностного потенциала.

Процесс формирования культурного опыта студентов в условиях музейной образовательной среды предполагает ряд взаимодополняющих компонентов, составляющих его содержание:

- когнитивный - система социокультурных знаний и витагенного опыта (круг общения, личные взгляды и интересы, широта кругозора) из культурной среды обитания человека, составляющих основу личного культурного опыта, зависящего от содержания и качества его предметного и духовного окружения, освоенных в процессе образовательной деятельности в музее.

Трансляция и передача культурного наследия в условиях музея, предполагает следующие направления:

- углубление полученных знаний через знаковые системы, «культурные тексты»;

- конкретизация событий музейной памятью;

- погружение в эпоху или ситуацию.

Мотиваиионный, представляющий собой комплекс мотивов, инициирующих обращение студентов к музею и играющих важную роль в определении приоритетных направлений музейно-педагогической деятельности, создании адресных программ, выборе форм и методов работы с посетителем-студентом.

Анализ работ исследователей в области музейной педагогики позволяет выявить комплекс мотивов, которые с наибольшей вероятностью побуждают студенческую молодежь к посещению музея:

- профессиональный, связанный с желанием совершенствования своей профессиональной подготовки (учебный), а также желанием соответствовать социальному заказу общества (является ведущим для представителей творческих профессий);

- рекреационный, служащий проявлению потребности в отдыхе (активном и пассивном), как составляющей молодежного досуга;

- эстетический, выражающийся в желании удовлетворения эстетических потребностей при встрече с красивыми и интересными музейными предметами;

- деятелъностно-коммуникационный, предусматривающий включение студентов в социально-культурную деятельность, основой которой является ее коллективно-творческий характер, коммуникационный аспект. Реализация данного компонента подразумевает организацию нестандартных форм работы (экскурсии, встречи с интересными людьми, участие в подготовке будущей выставки, проведение экскурсий, семинарских занятий в музее и т.д.).

В процессе такой деятельности у молодых людей формируется стремление к самопознанию, которое выражается в осознании собственного «Я» по отношению к окружающему социуму, возможности охарактеризовать свои действия и поведение в процессе получения новых знаний, расширения информационного кругозора. Выстраивание воспитательного процесса с опорой на развитие самопознания, по убеждению А.В.Мудрика, помогает в значительной степени оптимизировать социальное становление личности. По А.Н.Леонтьеву, личность формируется и проявляется именно в деятельности, которая должна иметь общественную значимость, т.е. быть добровольной, социально полезной, иметь положительные установки.

Успешное формирование культурного опыта, на наш взгляд, предполагает организацию и включение студентов в разнообразную, социально значимую деятельность, поэтому особо выделяется, прежде всего, многообразие коммуникационного взаимодействия.

Музейную коммуникацию мы рассматриваем с позиции деятельностного подхода, как сложный и многоплановый процесс, представляющий собой, с одной стороны, общение с музейной информацией, диалог культур, с другой - межличностное общение (студент-педагог, студент-студент, студент-работник музея и др.). Элементарный акт музейной коммуникации заключается в воздействии музейного предмета на посетителя, который воспринимает его с учетом своих культурных установок, личного культурного опыта. Этот процесс общения с реальными вещами подразумевает понимание и осмысленное восприятие «музейного языка «.

Элементы культурного опыта, на наш взгляд, закладываются в процессе музейной коммуникации, и этот процесс связан с активизацией мышления студентов, приучением их мыслить и вырабатывать свое отношение на основе «живой информации».

Общение, выступая механизмом социализации, позволяет человеку проявить себя личностью, быть субъективным, автором собственных мыслей и взглядов. Благодаря межличностной коммуникации, диалогу, в совместной деятельности вырабатывается определенное отношение к предметной и социальной действительности, благодаря чему человек постигает свою социальную природу.

В условиях музейной образовательной среды основной акцент в формировании культурного опыта как раз и делается на развитие коммуникативного взаимодействия, когда осваивается техника активного слушания и умения вести разговор. На музейных занятиях формируются умения вступать в контакт, определять проблемы, вести диалог, а также осуществляется обучение умениям соблюдать социальную дистанцию, устанавливать и поддерживать контакт глазами, контролировать ситуацию.

Многолетние наблюдения показывают, что налаживанию деловых и межличностных контактов, взаимопониманию и взаимодоверию, способствуют мероприятия, организуемые с целью обогащения знаний и умений, самореализации студента, но в то же время являющиеся добровольными. Это - посещения местных и столичных музеев (так же в рамках музейной практики, факультатива по музееведению), получение профессионально интересующей информации, общение с творческими личностями, а так же определение музея в качестве формы досуга. Именно в этих условиях для студентов создаются возможности трансляции своего внутреннего мира, взаимного обмена культурным опытом, а также регулирования взаимодействия со стороны педагогов.

Важной особенностью взаимоотношения студентов и педагогов является и то, что студенты впитывают культурные ценности, носителем которых является взрослый. Таким образом, благодаря межличностной и меж возрастной коммуникации в среде музея формируются гуманистические ценности взаимодействия, из которых можно выделить:

- культура отношений (межличностного общения), которая формируется и проявляется в повседневных отношениях, общении и является частью общей культуры личности;

- культура взаимодействия, которая складывается в процессе осуществления совместной деятельности людей;

- культура восприятия (зрительская культура), являющаяся важной составляющей адекватного восприятия окружающей действительности и критерием визуальной грамотности, формирование которой возможно в условиях музейной среды.

Данные наблюдения стимулировали интерес к изучению возможностей формирования культурного опыта студентов средствами музейной образовательной среды.

Другой предпосылкой для обращения к проблеме музейной коммуникации стали выявленные в ходе пилотажного исследования, характерные для творческой студенческой субкультуры тенденции, которые выражаются в следующем:

- потребность в приобретении опыта межличностного и меж возрастного общения, гуманизации взаимодействия;

- ориентация на современные проблемы общества, реальные социокультурные ценности;

- поиск дополнительных возможностей духовно-культурного определения, преодоления кризисных ситуаций студенческого возраста;

- потребности в арттерапии (использование возможностей искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека), как возможности установления отношений, средства личностной и творческой самореализации, самоутверждения, самопознания, а так же способа социальной адаптации;

- желание понимать тенденции современного искусства, обрести свой взгляд на него, научится общаться по поводу искусства.

Данные тенденции могут определять мотивационную направленность обращения студента к музейным собраниям, в тоже время - создать условия для изучения потенциалов музея как социокультурного института, осознания его значимости в формировании культурного опыта населения.

Получаемый студентами культурный опыт средствами музея в своей совокупности окажет влияние на результативности процесса, сущность которого заключается в цикличности, когда происходит не просто повторение, но усложнение и расширение, соотнесение общеисторического и индивидуализированного культурного опыта, когда осваивается и утверждается прежний, а так же создается новый опыт, которым обогащается имеющимся. Данный механизм представляет следующие этапы:

Первый этап - погружение в музейно-информационную среду, сущность которого заключается в соотнесение общеисторического культурного опыта и индивидуализированного опыта личности студента; предполагает диагностику наличного культурного опыта, «пред музейную» подготовку, когда активизируются познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые ориентации. С одной стороны, студенты осваивают обязательный курс гуманитарных дисциплин, с другой стороны - это введение факультатива по музееведению, курсов по выбору с изучением музейного дела, знакомство с основными видами деятельности музея, организация учебных занятий и различного рода мероприятий в залах музея, а так же включение в подготовку выставок.

Студенты, получая в музее новые знания и умения, одновременно осваивают музейную культуру. Это позволяет в процессе их введения в образовательную среду музея, музейную коммуникацию, способствовать восприятию культурных норм и ценностей общества, осмыслению современной культуры.

Основная задача данного этапа - основываясь на профессиональный интерес студента ХГФ к музейной экспозиции стимулировать осознание музея как социокультурного института, а музейной среды - эффективного средства формирования личностного культурного опыта.

На втором этапе в процессе информационного погружения происходит осознание и осмысление музейной информации, с учетом собственного культурного опыта, ценностных ориентации.

Данный этап предполагает введение студентов в музейную коммуникацию, различного рода социально значимую деятельность, когда осуществляется апробирование в практической деятельности собственного культурного опыта, формирование особого мировоззрения человека с высшим образованием. Образовательно-воспитательный процесс в музее становится своего рода фильтром качества в увлечениях и ориентациях студенческой молодежи. Мы считаем, что элементы культурного опыта закладываются именно при включении в музейную коммуникацию и этот процесс связан с активизацией критического мышления студентов.

Предполагается усложнение целей, задач, форм и направлений работы в среде музея при достижении общей цели - формирование культурного опыта студента.

Вузовские и музейные педагоги используют различные формы, методы работы со студентами, прежде всего, с целью обогащения профессионально интересующей информацией, поскольку музей для студента ХГФ первоначально образовательная среда. Однако, учитывая высокий воспитательный потенциал музея, педагогический коллектив использует возможности музейной среды при налаживании взаимопонимания, деловых и межличностных контактов, культуры отношений и взаимодействия. Наряду с общими задачами, такими как - осознание и осмысление личного социокультурного опыта, обогащение межличностного общения и возможности сделать его более насыщенным, формирования гуманистических ценностей, осознания самоценности собственной личности, организуемые музейные мероприятия имеют и некоторые частные задачи. Из наиболее применяемых форм работы со студентами можно выделить различного рода экскурсии (в том числе приуроченные к открытию экспозиции), встречи с интересными людьми, организацию студенческих выставок и представить в виде структурно-содержательного плана:

Третий этап - расширение культурного опыта, предполагающий фиксацию и включение в рефлексию количественно-качественных изменений в культурном опыте студентов ХГФ в процессе всего обучения в вузе.

На данном этапе участники воспитательного процесса определяют значимость и собственную оценку в приращении личного культурного опыта средствами музейной образовательной среды. Хотя выделение данного этапа в качестве заключительного - условно, поскольку наращивание культурного опыта осуществляется на каждом этапе, когда со стороны педагога происходит стимулирование рефлексии с целью выявления социально-культурной осведомленности студента, осмысленной деятельности в конкретной ситуации, коррекция мотивационного, когнитивного, деятельностно-коммуникационного компонентов. Так, одной из возможностей для студента ХГФ показать свою культурность - это защита квалификационной работы, которая традиционно проходит в стенах факультетского музея. А если даже выпускник художественно-графического факультета не станет специалистом в своей области, за неимением практики потеряет художественные навыки, останется социальное звучание художественно-культурных явлений, художественный вкус будет присутствовать в любых сферах деятельности.

По М.И.Рожкову, «процесс социализации предполагает единство изменений всех трех сфер: деятельности, общения, самовоспитания». Исходя из этого, формирование культурного опыта студентов в условиях музейной образовательной среды подразумевает их включение не только в деятельность и общение, но и в рефлексию.

Рефлексия (от лат.гейехю - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это осознание осуществленной или осуществляемой деятельности, ее типов, способов, возникающих ситуаций (А.В.Хуторской). Она связана с оценкой как способом сопоставления поставленных целей и полученных результатов, в силу чего помогает студенту сформулировать последние, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Следовательно, поскольку рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его (личностные особенности, когнитивные представления, эмоциональные реакции), то работа рефлексивного элемента связана с выполнением как контрольной, так и конструктивной функций. Первое из них, по мнению Е.И.Мычко, позволяет в образовательной среде с точностью применять известные образцы, эталоны, вторая - дает возможность их переконструировать.

В модель, применительно целей и задач нашего исследования, мы заложили методику организации рефлексии А.В.Хуторского, которая включает:

- Остановку предметной (дорефлексивной) деятельности.

- Восстановление последовательности выполненных действий.

- Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, соответствия поставленным целям, задачам, аудитории.

Выявление и формулирование результатов рефлексии:

- идеи, предложения;

- отбор способов;

- ответы на вопросы;

- выдвижение новых гипотез.

- прояснение закономерностей и принципов;

Проверка этих гипотез в предметной деятельности. Поскольку рефлексия не должна быть только вербальной, то предполагается, что в ходе ее используются различные вариации цветометрии, построение графиков изменения параметров собственной деятельности, ассоциации и другие приемы (дневники самонаблюдения).

Хороший результат, как показывают фрагменты проанализированных нами занятий в музейной образовательной среде, дают ориентировочные вопросы типа: «Каковы мои главные результаты, чему я научился, что понял?», «С какими основными трудностями на разных этапах занятия я столкнулся?», «Что помогло мне их преодолеть, что мешало?», «Какие выводы я сделал для себя?», «Каковы мои пожелания организаторам музейных занятий, педагогу-куратору, преподавателям кафедр?».

Таким образом, рефлексия выполняет в нашем представлении, применительно к нашему исследованию, не только контролирующую, конструктивную, но и активизирующую функции и функцию проективной разгрузки.

Анализ ситуаций затруднений, с которыми сталкивались студенты в процессе проведения рефлексии на занятиях в музейной образовательной среде на констатирующем этапе исследования, показывают, что наиболее характерными их причинами являются:

- недостаток знаний, умений;

- скудность витагенного опыта (малый круг общения, узость интересов, взглядов и др.);

- особенности характера (например, чрезмерное стремление к лидерству).

Оценка результатов педагогического процесса по формированию культурного опыта студентов в условиях музейной образовательной среды поможет своевременно вносить изменения и коррективы в будущую воспитательную работу, способствовать ее совершенствованию на новом этапе.

Анализ разработанной структурно-содержательной модели позволяет говорить о том, что в нее заложены такие пути формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде, как: информирование; вовлечение в процесс познания сущности рассматриваемого феномена; создание условий для включенности студентов в научно-исследовательскую, охранно-защитную, культурно - просветительскую и социально - преобразующую деятельность; личного открытия новых форм культуры, постепенного освоения этого нового, превращения его в достояние других через трансляцию усвоенного.

Выявленные нами компоненты, составляющие содержательную сторону культурного опыта: когнитивный, мотивационный, деятельностно - коммуникационный, могут являться так же критериями его определения:

- Когнитивный - уровень усвоенных социокультурных знаний (культурно-историческая, искусствоведческая осведомленность, широта кругозора);

- Мотивационный - личностное отношение к культурным учреждениям, памятникам истории и культуры определяющее уровень потребности, значимости обращения к культурным ценностям общества, эмоциональная вовлеченность;

-Деятельностно-коммуникационный - действенность, практическое владение знаниями и навыками в социально значимой интегративной деятельности, коммуникативных отношениях, проявляющаяся в инициативности, самостоятельности.

Степень сформированности культурного опыта студентов нами определяется по трем уровням: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень характеризуется скудностью витагенного опыта, узостью интересов, выраженных в общекультурной несформированности. Социальные и культурные ценностные установки, система знаний не соответствуют статусу учащегося вуза. Рекреационная мотивация в отношении узко-определенных культурных учреждений - чаще развлекательного характера, находящая также отражение в социальной обстановке, круге общения студента. Участие в музейных мероприятиях только при условии внешнего контроля.

На среднем уровне - культурно-историческая осведомленность имеет разрозненный характер. Развита мотивационная направленность, выраженная в положительном отношении к специализированным институтам, обеспечивающим доступ к социально значимой информации. Интерес к организуемой деятельности в среде музея ситуационен и зависит от степени воздействия внешних факторов.

Для высокого уровня характерны диктуемые обществом нормы, ценностные установки, которые соответствуют общепринятым нравственным эталонам (высокий уровень культуры). Сформирована личностно-профессиональная позиция в отношении культурной сферы. Реализуется в различных областях деятельности, самостоятельной научно исследовательской и творческой работе. Выражена субъективная позиция.

Модель процесса формирования культурного опыта студентов в условиях музейной образовательной среды графически может быть изображена так:

Таким образом, представленная нами модель включает такие элементы педагогической системы как: цель, задачи, представляющие собой предполагаемый конечный результат исследуемого процесса; принципы, определяющие подходы к основным направлениям деятельности и содержанию данного процесса; предпочтительные организационные формы для практического достижения поставленной цели.

Процесс формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде включает несколько этапов: погружение в эту информационную среду, в процессе которого происходит осознание, осмысление, последующее расширение культурного опыта. Реализация каждого этапа возможна с помощью применения различных направлений и форм работы в среде музея, а также усложнения задач при достижении общей цели - формирования культурного опыта студентов.

На этапе погружения в музейную информационную среду происходит соотнесение общеисторического и индивидуализированного культурного опыта. Ведется «предмузейная» подготовка, разработка предпочтительных организационных форм для практического достижения поставленной цели.

Второй этап - осознание и осмысление музейной информации в процессе включение студента в музейную коммуникацию, различного рода социально и культурно значимую деятельность; апробирование в практической деятельности собственного культурного опыта.

Третий этап - расширение культурного опыта, определяет количественно-качественные изменения в культурном опыте студентов в процессе всего обучения в вузе, их фиксацию и включение в рефлексию, т.е. умение применять накопленные умения и навыки в специфических повседневных и профессиональных ситуациях.

Результаты овладения студентами культурного опыта в условиях музейной образовательной среды могут быть зарегистрированы в мотивационной, когнитивной, деятельностно-коммуникативной сферах.

Мотивационная направленность студентов по отношению к музею играет ведущую роль в психико-эмоциональной подготовленности осознанного восприятия музейной информации, что является ключевым фактором углубления культуры постижения музейной экспозиции, т.е. процесса формирования культурного опыта студентов.

Совокупность усвоенных социокультурных знаний определяющих профессиональное и личностное становление студента - составляют когнитивный компонент.

Будут наблюдаться изменения в деятельностно-коммуникационной сфере, в процессе использования нетрадиционных форм работы со студентами. Важными показателями таких изменений являются культура отношений, культура взаимодействия, культура восприятия, которые формируются при единстве трех сфер - деятельности, общения, самовоспитания. Результаты можно отследить в опытно-экспериментальной работе.

 

АВТОР: Субботина О.В.