24.03.2012 4496

Концептуальные положения педагогики формирования социально-духовных ценностей учащихся

 

Английский социолог Роберт Волш определяет общество, пришедшее на смену эпохе так называемого развитого социализма, как потребительское и подчеркивает, что интересы людей стали исключительно горизонтальными, то есть материальные ценности стали занимать в жизни людей ведущее определяющее место. Г.Н. Пухальская считает, что такое положение может привести к краху и гибели нации как таковой, особенно русской нации, чьи духовные стимулы определяли уровень не только отечественной, но и мировой культуры. Потеряв высокие идеалы, социум рискует полностью вернуться к первобытным инстинктам вражды, розни, национальной разобщенности. На первый взгляд кажется, что предотвратить катастрофу сможет лишь подъем экономики. Но это не так. Первостепенным фактором и условием возрождения России была и остается духовная сфера деятельности. И тут среда обитания приобретает особо важную роль. Архитектурные ансамбли, городской дизайн, классические виды искусства (литература, музыка, драматургия) способствуют катарсису, то есть очищению характеров от низменных и пагубных тенденций и привычек. Они создают предпосылки для эмоционального равновесия и философского отношения к жизни. Известно, что жители древней Спарты жили в аскетичной военизированной обстановке и в силу того становились профессиональными воинами, бесстрастно уничтожавшими поселения арабов. В Афинах же, культивирующих развитие искусств, рождались философы, музыканты и поэты, чье творчество способствовало развитию цивилизации.

Между тем, необходимо знать каждому, что в Древней Греции неграмотным считался тот, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в Афинах является классическим примером развития физической культуры, где каждый ребенок, начиная с семилетнего возраста, наряду с науками, занимался в учебных заведениях гимнастикой, фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет - борьбой и кулачным боем. Именно в Древней Греции была провозглашена сакраментальная идея гармонического развития личности, сочетающей в себе гармонию духовного и физического развития. Многие известные люди Древней Греции были известны всему миру успехами не только в науке, но и в спортивных достижениях: математик и философ Пифагор, философ Платон и др. Сократ, Аристотель, Демосфен, Луциан и многие другие выдающиеся люди придавали огромное значение физическому воспитанию и восхищались проявлению силы, мужества и благородства.

Физическая культура призвана выполнять самые разные социальные функции, среди которых особое место занимает функция формирования духовности, нравственности, эстетических качеств, мировоззрения, трудолюбия, здорового образа жизни. Все их можно объединить в единый термин «духовно-культурные ценности» или «социально-духовные ценности». При этом для более глубокого понимания содержания сущности педагогической технологии их формирования, являющейся одной из важных составляющих, входящих в структуру физической культуры личности студента необходимо, прежде всего, раскрыть определения понятий, объединенных в этом термине. Более того, чтобы подчеркнуть актуальность нашего исследования, необходимо также показать какое место занимает в обществе и педагогике рассматриваемая нами проблема. Каковы современные предпосылки, обусловливающие ее актуализацию и трансформацию в систему физкультурного воспитания студенческой молодежи.

Духовная жизнь является важной стороной функционирования и развития общества. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Согласно энциклопедическому словарю (1987), дух - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материалистического, природного начала. В краткой философской энциклопедии, дух (от лат. spiritus, означает «движущийся воздух», «дыхание») понимается как противопоставленное природе. В религии дух - это сущность бога; сама внутренняя сущность земли и мира; идейные содержания и произведения. Дух выступает в трех формах бытия: дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа).

Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью, которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. Объективный дух проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно Н. Гартману, относятся, прежде всего, язык; за ним следуют производство и техника; господствующие нравы; действующее право; господствующие ценности; мораль; традиционная форма воспитания и образования; тип взглядов и настроений; задающие тон вкусы, мода, направления искусства; место и состояние познания и науки; господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия). В объективном духе - в произведениях науки и искусства - мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произведения.

Душа (лат. anima), в обычном словоупотреблении - совокупность побуждений сознания, основа человека. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, чувств.

В русском языке (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) дух понимается как: 1) сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия; 2) внутренняя моральная сила. Душа - внутренний психологический мир человека, его сознание. Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

В педагогическом энциклопедическом словаре духовность рассматривается как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него. Понятие духовность, образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесенность с супранатуралистическим трансцендентным началом. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу. Социологизаторское мышление сводит духовность к культуре; однако сама по себе культура не непременно духовна: культурные практики утверждают те или иные нормы, но не всякие нормы непосредственно обращены к идеалу. Духовность не поддается определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Духовность противостоит социальности в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, не адаптивна, бездуховна.

Хотя критерии духовности содержательно нестроги, формально они определены. Во-первых, духовность обнаруживается в преодолении повседневности (если это преодоление не принимает формы эскапизма). Во-вторых, духовное преодоление повседневности является индивидуализированным; в пространство повседневности вносится личностное начало. В-третьих, это преодоление повседневности не сводится к обращению к другой повседневности; духовность выражается в привнесении в повседневность дополнительных, но вместе с тем возвышающих смыслов.

К основным элементам духовной жизни общества социальная философия относит: духовную деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, духовные отношения.

Духовная деятельность составляет основу духовной жизни общества. Она рассматривается как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представление о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это в социальной философии принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, обеспечивающих морально-психологический климат в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

В этой связи, особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности, духовной культуры, а, следовательно, создания социального и психологического комфорта. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, вузе или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Их определяют внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Духовные потребности включаются в ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества. Формирование содержания эстетических потребностей, составляющих мотивацию деятельности человека в мире и человеческого способа их удовлетворения, предполагающего требования к форме реагирования и выражения, и закладывает основу того, что можно назвать фундаментом эстетической культуры.

К существенной стороне духовной жизни общества относят и духовное потребление, направленное на удовлетворение духовных потребностей людей в произведениях искусства, морали, религии, физической культуры и спорта.

Производство и потребление духовных ценностей, духовная деятельность опосредуются духовными отношениями. Они реально существуют как отношение человека к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты.

Исходя из этого, учеными выделяются такие виды духовных отношений как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

По мнению ряда авторов, духовная культура общества и личности охватывает процессы воспитания, образования, формирования и функционирования сознания, мировоззрения, нравственности. Ее элементами являются культуры эстетическая, нравственная, политическая, философская, правовая, экономическая.

Известно, что эстетическое воспитание - разносторонний сложный процесс развития личности, охватывающий и ее духовный мир, и ее практическую активность, формирующий и эмоциональные и интеллектуальные стороны ее психики.

Эстетическое воспитание, как действенное средство формирования личности человека, привлекает к себе пристальное внимание ученых. Об этом свидетельствуют работы А.И. Бурова, М.В. Бусол, И.Ф. Гончарова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, В.Н. Липского, Б.Т. Лихачева, М.Ф. Овсянникова, Е.Л. Прасоловой, В. А. Салеева, Б. В. Сафронова,

А.Н. Семашко, Л.Н. Столовича, А.В. Толстых, О.В. Лармин, Ю.У. Фохт-Батушкин, И.А. Джидарьян, Е.В. Квятковский и др., которые видят в эстетическом воспитании большие интеграционные возможности, поскольку оно своими средствами способно выполнять задачи всех видов воспитания.

Имеется и обширный опыт использования средств искусства в воспитании подрастающего поколения, накопленный на протяжении всей истории философско-педагогической мысли. Изучению особенностей средств искусства, его роли в процессе обучения и воспитания посвящены работы Л.С. Выготского, Н.К. Карповой, В.Г. Кисунько, О.П. Котиковой, И.С. Левшиной, М. А. Налбандян, С. X. Раппопорт, А. А. Салиева, Б. В. Сафронова, В. И. Толстых, Н. А. Хренова, Р. М. Чумичевой, Т.В. Шуртаковой и др.

Проведенный нами анализ различных научных источников по проблеме эстетического воспитания студентов вуза показал, что значительное количество публикаций, посвященных рассмотрению данной проблемы, не отражают в достаточной степени психолого-педагогических и технологических условий формирования эстетического мировоззрения и вкуса. Научного решения требуют и такие стороны проблемы, как определение педагогических возможностей средств физической культуры и спорта в социально-эстетическом воспитании, изучение особенностей их влияния на студенческую молодежь, разработку педагогических технологий, выявление критериев, методов, форм, условий, обеспечивающих эффективность процесса социально-эстетического воспитания студентов вуза.

Технологии воспитания, используемые сегодня в высшей школе, слабо ориентированы на развитие социально-эстетической воспитанности студенчества. Отсюда низкий уровень социальной и эстетической культуры, гражданского сознания.

Вообще же система эстетического воспитания в народном образовании от детского сада до вуза начала складываться в 20-е гг. Однако уже в 30-е гг. в высшей школе утвердились прагматические подходы к подготовке специалистов, и эстетическое воспитание, как отмечают Г.В. Мухометнязова, Н.Н. Карева, почти полностью было исключено из педагогического процесса.

На современном этапе развития российского общества, в условиях развивающихся рыночных отношений сложилось противоречие между общественной потребностью в повышении уровня эстетической воспитанности молодежи и реально сложившейся практикой, для которой характерны слабо развитые или устаревшие формы и средства педагогического воздействия, не обеспечивающие противостояния проникновению Западной и Американской поп-культуры, разрушающей духовно-нравственные основы многовековой Российской культуры.

В этой связи, сегодня основными задачами эстетического воспитания должны являться: формирование эстетического вкуса, интереса, эстетических чувств, эстетического восприятия, воссоздающего и творческого воображения, эстетического идеала, эстетической активности, эстетических способностей и потребностей.

Между тем в современной философской, искусствоведческой, педагогической литературе нет однозначного определения понятия «эстетический вкус». Некоторые исследователи подчеркивают в этом определении эмоциональность в оценке действительности и искусства, другие - рассматривают вкус как рационально выраженную оценку эстетического объекта.

М.А. Верб определяет эстетический вкус как способность избирательно-оценочного отношения к эстетическим объектам, умение отличать прекрасное от безобразного на основе глубокого знания законов эстетики.

Л.П. Печко отмечает, что главное качество эстетического вкуса - способность к чувственной оценке и к эстетически осмысленному, сенсорно-гармоническому анализу объекта.

О.В. Лармин подчеркивает в характеристике вкуса связь с мировоззренческой позицией человека, с его политическим обликом. Он рассматривает вкус как непосредственную реакцию индивида на предметы и явления действительности, как личностную форму проявления ценностной ориентации человека, соотнесенную с потребностями и интересами личности.

Н.И. Киященко и И.Л. Лейзеров показывают установочную функцию вкуса: «В своей сущностной основе эстетический вкус - это постоянно действующий механизм настройки индивида на движение к цели, воплощающей в себе его концентрированное представление о прекрасном, гармоничном, совершенном, целесообразном и т. п.».

В науке раскрываются разные аспекты и вообще вкуса: 1) психофизиологический (это одно из движущих мотивационных психических качеств личности, постоянно коррелирующих ее поступки и деятельность); 2) социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального); 3) гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического).

Развитие эстетического вкуса находится в диалектической взаимосвязи с развитием эстетических интересов студентов. Согласно Педагогической энциклопедии 1965г., интерес - активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению той или иной деятельностью.

Интерес имеет важное значение в деятельности человека: он стимулирует приобретение знаний, расширение кругозора, повышает познавательную активность, формирует творческое отношение к избранным объектам и к деятельности. Под влиянием интереса деятельность осуществляется легче, свободнее, быстрее.

Процесс формирования эстетических чувств значительно более сложен, чем развитие тех или других простых эмоций, поскольку формирование эстетических чувств идет «рука об руку» с общим развитием человека, с углублением понимания им происходящих вокруг него событий, с формированием у него правильных взглядов на жизнь и социальные взаимоотношения людей в обществе.

Содержание понятия «эстетическое чувство» раскрывается в работах А.И. Бурова, Н.И. Киященко, И.Л. Лейзерова, К.Д. Радиной, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.

Например, оно представляется как непосредственное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности; как концентрированное проявление силы соответствующих эмоций и переживаний; как продукт культурного развития человека, процесс формирования его сознания.

Эстетические чувства закладывают социальные основы духовной жизни личности, активизируют деятельность интеллекта, способствуют формированию мировоззрения, политических убеждений, нравственных качеств личности. Развитие и формирование эстетических чувств обогащает эмоциональную сферу личности в целом.

В советской психологии и педагогике восприятие - процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств (О.Н. Органова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, в способности охватить предмет правильно, во всех деталях, во всем его своеобразии, остро и точно; в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе эстетического явления; в органической связи с деятельностью воссоздающего и творческого воображения. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации, мысли не только по поводу воспринимаемого явления, но и о себе, о природе, о судьбе человека.

Эстетическое восприятие всегда сопровождается активной деятельностью воссоздающего и творческого воображения. Проблемой формирования воссоздающего и творческого воображения студентов и школьников занимались О.И. Никифорова, Л.Г. Жабицкая и др.

Воссоздающее воображение помогает перенестись в атмосферу произведения, вжиться в его художественный мир, воссоздает образы художественного произведения в сознании. Творческое воображение является важной психологической предпосылкой творческой деятельности человека, в процессе которого создается нечто новое. Творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющем настоящее.

Л.С. Выготский различает два типа творческого воображения: пластическое и эмоциональное. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно состоит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное воображение состоит из элементов, взятых из мира чувств (субъективное).

Известно, что целостный комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых свойств и качеств личности (вкусы, интересы, чувства, восприятие и т. д.) является основой формирования эстетического идеала.

Проблемы формирования эстетического идеала рассматриваются в трудах М.К. Кагана, О.В. Лармина, В. Муриана, В.К. Скатерщикова, Д.А. Сладковой, Л.Н. Столовича, Н.Я. Ястребовой и др.

Марксистско-ленинская теория рассматривает эстетический идеал как целостный, конкретно-чувственный образ - воплощение идей о совершенной жизни и совершенном человеке, который складывается в определенных исторических условиях, на основе общественной практики и меняется вместе с развитием общества.

Исследователи подчеркивают в эстетическом идеале его синтетическую сущность: в эстетическом идеале как бы интегрируются такие элементы эстетического сознания, как хороший эстетический и художественный вкус, тонкость эстетических чувств, развитая способность к эстетическому и художественному восприятию.

Понятие же «активность» в педагогическом аспекте рассматривается как черта личности, которая проявляется в состоянии готовности, стремлении к самостоятельной деятельности и в отношении к самой деятельности, осуществляемой путем выбора наиболее оптимальных путей для достижения цели.

Эстетическая активность имеет различные формы проявления: побуждение к систематическому общению с прекрасным, стремление отстоять свои эстетические взгляды, способность действовать на основе эстетических принципов. Она является условием реализации тех возможностей, которыми располагает личность (эстетические знания, умения, навыки, эстетический опыт, эстетический вкус, эстетический идеал, творческие способности).

Психологической предпосылкой воспитания эстетической активности является развитие творческих эстетических способностей человека.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Они включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

С другой стороны существует и такое определение способностей, которое представляется как генетически, социально и лично определенное и выработанное качество (или совокупность свойств и качеств) что-либо эффективно делать, действовать, совершать (Г.М. Соловьев, В.Ф. Горбатов, Н.А. Медведева).

Советская психология выделяла два вида способностей: общие (обеспечивающие относительную легкость и продуктивность большинства видов деятельности) и специальные, проявляющиеся в конкретной деятельности (математические, литературные, музыкальные, художественные).

Эстетическая творческая способность и составляющие ее психические свойства и качества личности (развитое творческое мышление, воссоздающее воображение, способность к ассоциациям, высокоразвитые эстетические восприятия, чувство, вкус и т. п.) органически дополняют как общие, так и специальные способности человека и тем самым эстетизируют и делают творческими все виды человеческой деятельности.

Современная психология выделяет и такой вид способностей, как духовные.

Анализ философской и психологической литературы показывает, что категория духовных способностей практически не разработана. Лишь в отдельных трудах, например у - У. Джемса встречается термин «духовные способности», но и здесь дело не доходит даже до определений. Понятие «духовные способности» отсутствует в толковых словарях: его нет как в толковом словаре В. Даля, так и в современных словарях. Более часто встречается понятие «духовность», но не в научной литературе, а в основном в религиозной и художественной. Как правило, духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает дух, душа. В этом случае под духовными способностями понимают свойства духа, некоего идеального познающего начала.

В.Д. Шадриков духовные способности трактует как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности; как качество индивидуальности, определяющее качественную специфику поведения; как сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния; как свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека. При этом индивидуальность, согласно Б.Г. Ананьеву, понимается как единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.

Достижению высокого уровня эстетического вкуса, интересов, чувств, идеала способствуют имеющиеся потребности в области эстетического.

Эстетическую потребность Л.П. Печко рассматривает как сложное структурное психическое образование, которое относится к личности в целом и к механизмам воздействия на нее социально-психологических условий бытия человека.

Эстетические потребности выступают как психический механизм функционирования вкусовых предпочтений личности, ее эмоций и интересов. Они проявляются в разнообразных видах деятельности человека: в игровой, учебной, познавательной, общественной, трудовой и др., придавая деятельности активный, творческий характер, высокий качественный уровень, эстетическую значимость.

Эстетическое воспитание должно учитывать потребности и интересы молодежи. Исследования С.А. Аничкина, Л.П. Печко, А.И. Семашко, У.Ф. Сунна, З.И. Третьяковой показывают, что эстетические потребности включают в себя следующие разновидности:

- эстетические удовольствия, наслаждения, которые связаны с потребностью в отдыхе, развлечении;

- эстетическое познание, образование, самообразование с помощью различного рода каналов информации;

- эстетическое воспитание и самовоспитание, усовершенствования своих качеств, своего образа жизни (культуры поведения, речи, умения одеваться, украшать жилище);

- создание в меру своих сил и способностей эстетических ценностей в профессиональном труде, быту, искусстве.

Выбор средств удовлетворения эстетических потребностей обусловливается уровнем развития материальной и духовной культуры общества, особенностями самого человека. Чем выше эстетическая культура человека, тем ярче индивидуальность ее носителя. На формирование эстетической культуры человека влияют индивидуальные особенности личности, ее социальное положение, территориальные, половозрастные характеристики, уровень образования, характер и содержание труда, микросреда, источники информации, прежний опыт общения с искусством.

Социально-духовное воспитание с учетом потребностей молодежи возможно лишь в условиях гуманизации образования. Сегодня гуманизация высшего образования - это поворот к личности студента, к развитию его способностей и склонностей, осуществлению права выбора того пути образования, который наиболее отвечает его желаниям и возможностям; это гармоническое сочетание личных интересов с государственными, а государственных - с общественными.

Анализируя общие вопросы гуманизации педагогического процесса, А.А. Мелик-Пашаев считает, что одним из путей ее осуществления является переструктурирование содержания образования, когда «материал для занятий будет свободно черпаться из разных отраслей знания, областей культуры, из окружающей действительности и объединяться по общности педагогической задачи, а не в силу принадлежности к территории какой-либо науки». Другим каналом гуманизации А.А. Мелик-Пашаев считает наличие такого педагога, который способен пробуждать в молодежи «ощущение большого потенциального «я».

Различным аспектам гуманизации образования и воспитания посвятили свои публикации А.А. Бодалев, Г. Грининг, A.M. Новиков, А.Б. Орлов и др.

Анализ имеющейся литературы по вопросам гуманизации высшего образования позволяет вычленить следующие условия ее реализации: совершенствование системы отношений всех участников педагогического процесса; включение студентов в систему педагогической и общественно-политической деятельности в вузе; методологическую подготовленность вузовского преподавателя; выделение гуманистических идей в каждом вузовском курсе и реализацию их в учебном процессе.

Гуманизация как цель включает в себя три момента: формирование у студентов потребности в непрерывном образовании, развитии своей общей культуры; обеспечение гуманитарной грамотности студентов; формирование у них духовности.

Процесс формирования физической культуры личности с позиций гуманистической и образовательной направленности рассчитан на создание новой системы представлений об этом процессе и реализацию в контексте целей демократизации и гуманизации общества и личностных потребностей студентов в сфере физической культуры и спорта. Преодолеть отчуждение физического воспитания от личности можно только путем гуманизации, поворота всей системы воспитания к человеку, к уважению его личности, достоинства и доверию к нему, принятию и пониманию его интересов, личностных целей и мотивов его деятельности.

Физическая культура вносит свой вклад в формирование целостной личности с достаточно развитой гуманистической ориентацией, способной адекватно действовать в многообразном социокультурном мире. Она инициирует человека на различные формы социальной активности, в числе которых гражданственность, гуманизм, творческая устремленность, трудолюбие, высокий уровень нравственности.

Духовные ценности содержат в себе нечто положительное, вечное и нетленное, особое и непреложное, без которого просто неосуществима эволюционная поступательность исторического развития человека и социума. Духовная ценность - это идеально идеальное в себе, несущее смысл.

Духовные ценности многообразны, но каждая из них конкретна в своей потенциальной универсальности и выраженности, и ни одна из них не претендует на достоинства другой.

Духовные ценности предстают перед человеком в совокупности философских, культурных, научных, художественных, нравственных, религиозных ценностей, а также политических и правовых знаний и способов их создания, усвоения и использования. Процесс овладения духовными ценностями, стремление разобраться в научных философских концепциях, художественных образах, упорство и затрата усилий на поиск истины оказывают благотворное влияние на человека и формируют у него привычку высоко ценить истину, справедливость, добро и красоту. Социально-духовные ценности присущи в различной мере всем людям; они являются стержневыми в человеческой жизни.

Мы разделяем понятия «духовно-религиозные ценности» и «социально-духовные ценности», подчеркивая цивильность (гражданственность) последних, понимая, что такое разделение через термин «социальное» лишь условно. Ибо социальное - это довольно емкое и всеохватывающее понятие и особенно по отношению к культуре общества и религии в том числе.

Таким образом, на основе анализа литературных источников, относящихся к философии, общей педагогике, психологии, социологии, культурологи, мы пришли к заключению, что социально-духовные ценности есть разнообразная, многогранная система образований в сознании общества и индивида, в которой отображаются актуальные потребности, интересы, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности, ее творческая направленность и духовные способности. Под последними мы понимаем, что это социально, а так же личностно выработанная совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные ценности общества, а так же воспроизводить и творить их.

 

АВТОР: Тарасенко И.Р.