24.03.2012 10066

Факторы, определяющие эффективность воспитания социально-духовных ценностей студенческой молодежи

 

Анализ литературных источников в контексте проводимого нами исследования показал, что определяющим в процессе формирования социально-духовных ценностей студенческой молодежи является создание определенных педагогических условий (Н. К. Иванова, В.Т. Лободин, И.И. Новоселова, С.Г. Палий и др.)

В педагогике понятие процесса формирования какого-либо качества означает определенную последовательность в изменении внутреннего мира личности в результате целесообразной системы педагогических влияний и условий жизнедеятельности.

В словаре В. Даля понятие «условие» трактуется как зависимость чего-то от если.

В философском энциклопедическом словаре условие характеризуется как то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса.

С понятием «условие» в определенной мере коррелирует понятие «фактор» (от лат. faktor - делающий, производящий) и определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.

В педагогической и психологической литературе существуют различные подходы к классификации педагогических условий, которые непосредственно связаны с факторами педагогического процесса.

В.И. Смирнов предлагает разделить все многообразие условий эффективности педагогической деятельности на объективные и субъективные:

1. Среди субъективных условий он выделяет следующие:

- наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности;

- опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций;

- соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;

- эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.

2. К объективным условиям автор относит:

а) организационные и средовые:

- убедительная мотивировка и четкая постановка цели (целеполагание) деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка;

- благоприятный нравственно-психологический климат в группе;

- соответствующие принятым нормам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности;

б) ресурсные условия:

- материально-техническое обеспечение деятельности: инструменты, приспособления, материалы, организация рабочего места;

- информационное обеспечение деятельности;

- кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители.

В.Н. Максимова в акмеологическом анализе результатов образования предлагает учитывать следующие факторы образовательной системы:

- генетические;

- социально-экономические;

- психолого-педагогические;

- личностно-деятельностные.

Указанные факторы можно считать общими для любых педагогических систем и рассматривать как основополагающие в частном конкретном педагогическом исследовании.

Т.А. Воронова, исследуя готовность к педагогическому самообразованию, выявила предпосылки, способствующие более эффективному формированию высокого уровня готовности. Эти предпосылки можно рассматривать как условия. Автор классифицирует их следующим образом:

- связанные с развитием личности студента: наличие профессионально-педагогической направленности, определенного уровня развития профессионального самосознания, волевых качеств и т.д. (внутренние условия);

- определяемые особенностями учебно-познавательной деятельности студентов: участие в научно-исследовательской работе по циклу психолого - педагогических дисциплин, более раннее включение в занятия педагогическим самообразованием и т. д. (следуя классификации В.И. Смирнова, их можно отнести к внешним условиям);

- связанные с организацией учебно-воспитательного процесса в системе общепедагогической подготовки студентов в университете.

По определению A.M. Новикова, педагогические условия обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей.

Формирование социально-духовных качеств личности студента - целенаправленный, многогранный и в то же время целостный процесс, обусловленный совокупностью факторов, которые составляют причину и движущую силу ее развития и становления. Поскольку процесс развития и становления социально-духовной личности есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий, ее внутренних сфер и внешних обстоятельств, то наблюдается проявление многообразия факторов. Подразделяются факторы на внешние (объективные) и внутренние (субъективные), доминирующие и дополнительные (И.П. Подласый, В.И. Смирнов), основные (ведущие) и неосновные (частные), прямые и косвенные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д. (М.М. Борисов, М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев).

Их конкретизация может быть представлена в следующем содержании. Объективные факторы существуют независимо от воли и сознания студента и служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных факторов, направляют, регулируют, стимулируют активность студенчества и, наоборот, «тормозят», заглушают действия негативных факторов, вызывающих пассивное отношение к деятельности, направленной на формирование социально-духовных ценностей личности студента. В группу общих объективных неспецифических факторов, присущих обществу в целом и оказывающих существенное влияние на студенчество включаются:

- общественные отношения (содержание и состояние социально-экономической формации, политики, идеологии);

- материально-экономические условия жизнедеятельности;

- социальная среда (культура, нравственность, духовность, образ жизни, ценностные ориентации);

- экологические и климатогеографические условия;

- система социальной политики (степень заинтересованности общества и государства в формировании физической культуры личности, ее агитации и пропаганде);

- состояние системы физического воспитания (концепции, принципы, широта охвата);

- состояние системы образования в стране (содержание социального заказа, целей, стандартов, концепций, принципов, финансирования).

Набор объективных специфических факторов, присущих конкретному вузу и свойственных социальной группе студентов детерминирует:

- состояние системы образования в конкретно взятом вузе (информационной, инструментальной, кадровой);

- культуро формирующая социальная среда (культура, нравственность, духовность);

- содержание и действенность системы социально-воспитательной политики, направленной на формирование общей культуры;

- степень эффективности функционирования системы физического воспитания, формирование физической культуры личности студента;

- материально-бытовые условия жизнедеятельности студентов;

- условия, отражающие специфику и характер учебной деятельности студентов (социально-психологические, организационно-методические, психолого-педагогические).

Субъективные факторы, определяющие уровень социально-духовной культуры студента, представляют собой совокупность качеств и свойств личности, которые самоформируются, саморегулируются, самоизменяются и определяют направленность и склонность студента. Их можно, также как и объективные факторы, разделить на общие индивидуально-неспецифические, присущие всей социальной группе студентов, и индивидуально-специфические, которые отражают выраженную индивидуальность, ее специфику качеств и свойств.

Общие индивидуально-неспецифические факторы включают: знания, их степень научности и осознанности; мотивационно-ценностные ориентации (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности); социально-духовные ценности (культура, мировоззрение, нравственность, этика, эстетика, трудолюбие и т.д.); биологические возрастные и психологические особенности; поведенческое отношение к ценностям физической культуры; социальные контакты.

Группу индивидуально-специфических факторов составляют: интеллектуальные и психомоторные способности; особенности психических процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, лабильность нервных процессов, эмоции, чувства, воля); темперамент, типы характера, черты личности (требовательность, работоспособность, организаторские и творческие способности, способность к самопознанию, самонаблюдению, самоанализу, самооценке, самовоспитанию).

Под прямыми факторами чаще всего понимают такие, которые непосредственно поддаются контролю, которые можно зарегистрировать в педагогическом процессе (степень проявления интереса, активности, целеустремленности и др.). Факторы, неподдающиеся прямой регистрации, влияющие на отношение к физкультурной деятельности, определяются как косвенные (мотивы деятельности, степень убежденности, внутренние противоречия и др.).

По силе своего воздействия перечисленные факторы неодинаковы: одни являются ведущими, другие оказывают менее существенное значение. Однако каждый из них на определенном отрезке воспитания студентов может оказать решающее значение. Поэтому недооценка, а тем более игнорирование их, может отрицательно сказаться на процессе формирования социально-духовных качеств личности. Более того, какой бы силой воздействия не обладал тот или иной фактор, его роль остается незначительной, если его влияние будет носить не взаимосвязанный, а изолированный характер. Вот почему столь важно использовать всю систему различных факторов, их целенаправленность и согласованность для достижения положительного результата.

На основании объединения однородных признаков можно условно выделить факторы, влияющие на формирование социально-духовных ценностей личности: 1) социально - психологический; 2) организационно - методический; 3) психолого - педагогический; 4) материально - бытовой; 5) социально - демографический.

Социально-психологический фактор включает четыре составляющие независимые переменные: 1) социально-психологический климат (сплоченность коллектива, индивидуальный и групповой социометрический статус, общественное мнение, взаимоотношения в группе и т.д.); 2) сложившиеся в вузе физкультурно-спортивные традиции; 3) социальное окружение, пример близких друзей; 4) мнение родителей, преподавателей, старших.

Развитие и становление социально-духовных ценностей будущего специалиста возможно лишь в здоровом студенческом коллективе. Однако далеко не всякий коллектив становится действительным средством развития и совершенствования личности, формирования ее культуры, социальных, духовных, нравственных и профессионально значимых качеств, а лишь целенаправленно развивающийся, сплоченный коллектив со сложившимися отношениями взаимной требовательности и товарищеской взаимопомощи, ответственным отношением к учебе и общественной деятельности.

Среди различных студенческих объединений, в которых происходит развитие и становление личности студента, ведущее место отводится учебной группе, являющейся первичным коллективом, той социальной ячейкой, с которой студенты связаны с первого по выпускной курс и проводят в ней больше половины своего времени. Учебная группа - это социальная микросреда общения и коммуникации, где происходит учебно-познавательная, научно-исследовательская, трудовая, физкультурная, художественно-эстетическая и другие виды общественно и личностно полезной деятельности, которые усиливают взаимное психологическое влияние друг на друга и создают прочную основу социализации и развития личности студента. Учебная группа выступает как средство прямого и опосредованного воздействия на личность, выполняет функции регулятора, катализатора, контролера и организатора.

Коллектив и коллективные формы обучения обладают значительными потенциальными возможностями в профессиональном, социальном, духовно-нравственном формировании личности. К сожалению, имеющиеся возможности коллектива по различным причинам реализуются далеко не полностью, а содержание его деятельности не отличается богатством и разнообразием. Как правило, основное внимание сосредотачивается на вопросах успеваемости и посещаемости. За пределами внимания остаются общественная деятельность, организация совместного досуга, занятия физической культурой и спортом и т.д. Причинами этого являются несоответствие «формальных» и «неформальных» лидеров группы, а также неоднородность состава группы по возрасту, жизненному и социальному опыту, условиям жизни и мотивам выбора профессии.

В совокупности факторов, повышающих активность студентов, определенная роль принадлежит физкультурно-спортивным традициям, с помощью которых успешно решаются задачи по формированию у будущих специалистов активной социальной и профессиональной позиции, приобщению их к физкультурно-спортивной деятельности и формированию положительного отношения к ней, привитие любви к своей профессии, вузу.

Комплексное использование существующих традиций является неотъемлемой частью профессионального воспитания студентов. Спортивные традиции в полной мере активизируют формирование физической культуры личности студентов лишь при соблюдении определенно-действенных педагогических условий.

Важной инстанцией социализации в физической культуре в студенческие годы остается семья. В семье приобретаются и поддерживаются важные установки, манеры поведения, ориентиры мотивационного поведения. В ней складывается особая система нравственных отношений, объединяющих социальные потребности и ценности не только супругов, но и их детей (Т.А. Гурко, В.Н. Гуров, А. А. Елизаров, И. Ф. Нестерова, Н. Н. Обозов, А. Н. Острогорский, Н.П. Попов, Д.Я. Райгородский, Е.И. Ромашкова, Л.А. Саенко, Д.Д. Сноу, А.А. Терсакова, Н.Б. Шнейдер и др.).

Немаловажным фактором формирования социально-духовных ценностей в процессе занятий физической культурой является личность преподавателя и то, как он понимает задачи воспитания. Согласно Н.Н. Никитиной, духовно-нравственное воспитание, мировоззрение педагога является следствием не только эмоционального отклика на явления жизни и учебно-воспитательной деятельности, но и их осмысления, глубокого осознания, результатом которого становится построение его профессиональной и жизненной позиции. Хотя характерной особенностью процесса формирования физической культуры студента является влияние воспитателя на развитие воспитанника, наблюдается и обратное взаимодействие. Если преподаватель физической культуры не понимает или не разделяет того мнения, что воспитание представляет собой процесс взаимодействия между студентом и преподавателем и трактует воспитание как односторонний, линейный процесс, в ходе которого источником любых видов активности является он сам, причем реакция студента будет для него безразлична, то такая позиция тоже определенным образом повлияет на осуществление поставленной цели. Между тем бесспорно влияние учащихся на преподавателя физической культуры. Экхард Майнберг отмечает, что в сознании каждого учителя физической культуры существует определенный образ учащегося, глубинную сущность которого он не всегда представляет себе достаточно ясно. При этом возможны минимум два экстремальных, противоположных образа учащихся. Например, в основе «закрытой концепции преподавания», придерживаясь которой преподаватель педантично следит за строжайшим соблюдением четко установленной последовательности в применении любых, даже самых незначительных учебных приемов, лежит определенное представление о студенте, некий его имплицитный образ. Преподаватель физической культуры, опирающийся на такого рода «закрытую концепцию преподавания», руководствуется исключительно деловой стороной вопроса, до мельчайших подробностей разрабатывая методику преподавания, предписывающую учащимся действовать только в соответствии с его заранее сформированными целевыми установками и ожиданиями. «Закрытая концепция преподавания» исходит из образа учащегося, сводя ученика, в конечном счете, к некоему подобию механизма, реагирующего на чисто внешние раздражители. Преподавание в этом случае определяется рамками жесткой причинно-следственной схемы. То, что этому учащемуся, в котором личность студента, по сути дела исчезает, превращаясь в некую малую величину, соответствует односторонняя концепция преподавателя, направленная на обязательное достижение определенной цели, совершенно очевидно. Поскольку преподаватель озабочен лишь строгим соблюдением принципов своей концепции, он почти наверняка будет стремиться к осуществлению своей цели без учета интересов учащихся.

Противоположная точка зрения связана с «открытой концепцией преподавания». Организованный на ее основе учебный процесс учитывает интересы учащихся, не втискивая их поведение в рамки заранее установленных житейских шаблонов и схем, от которых они не имели бы права отступить ни на шаг. В основе этой концепции лежит образ учащегося, ориентированный на развитие свободной самостоятельности и творческих возможностей.

Такое преподавание является прямой противоположностью изначально запрограммированного учебного процесса, представляющего собой парадигму закрытой концепции. Для осуществления открытого преподавания учителю рекомендуется занимать в отношении ученика позицию, проникнутую заботой, уважением, терпением, пониманием и терпимостью. Ученик при этом воспринимается как личность, обладающая правом на свободу действий.

Описанные концепции представляют собой два противоположных полюса стиля преподавания. Преимущественное использование одного из них приведет к сложным проблемам. Чересчур свободная организация учебного процесса в результате легко может привести преподавание в хаотичный, произвольный, спонтанный процесс. Учитывая множественность и разнообразие ситуаций, возникающих в ходе преподавания, преподаватель физической культуры должен взвешенно решать вопрос о том, какие концепции лучше способствуют практической реализации поставленной цели, поскольку часто именно смена концепций или использование их смешанных форм, скорее всего, удовлетворяют требованиям вузовской реальности (В.Ф. Горбатов, В.П. Лукьяненко, Г.М. Соловьев).

Важную роль в формировании социально-духовных ценностей личности играет организационно-методический фактор. Он включает в себя все стороны и многообразие воздействий на студента. В нем отражается совокупность принципов построения методов и форм организации учебной и вне учебной деятельности студентов. Структуру организационно - методического фактора составляют: определение места (функций, связей) и роли предметного содержания физической культуры как подсистемы образовательного процесса будущего специалиста; нахождение набора компонентов содержания (исходя из диагностично поставленной цели образования); установление смысла и логики связей между компонентами содержания; определение оптимальных вариантов учебной деятельности студентов (обоснование их с позиций психолого-педагогических и физиологических закономерностей физического воспитания, теории оптимизации и педагогических технологий); выбор наиболее действенных и интересных для студентов форм физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и образовательной деятельности; подготовка инструментальной составляющей педагогической технологии; определение диагностических и функциональных действий; подготовка кадров.

Слагаемыми учебного процесса являются цели и задачи, формы и методы, влияющие на процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, четко слаженная работа преподавателей по использованию прогрессивных методов обучения. Совершенствование системы контроля и коррекции, оценки уровня физической культуры студентов, учет их социально-демографических характеристик, индивидуальных особенностей и интересов позволяют совершенствовать учебную деятельность, сделать ее наиболее управляемой и эффективной. Агитационно-пропагандистская работа в вузе (стендовая печать, лекции, беседы и т.д.) также является немаловажным фактором успешного формирования социально-духовных ценностей личности студента.

Психолого-педагогический фактор охватывает содержание, качество и уровень проведения учебных занятий. Профессиональная направленность, учет индивидуально-психологических, физических, духовных особенностей студентов, адекватная возможностям студентов физическая нагрузка, решение оздоровительных образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов студентов, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность, педагогическое мастерство и т.д.). Личный пример преподавателя по своей значимости во много раз превосходит декларативные формы призывов и убеждений.

Нами предложена следующая схема факторов, влияющих на формирование различных качеств личности, в том числе и социально-духовных, которую мы учитывали при разработке педагогической технологии формирования социально-духовных ценностей личности студентов.

Таким образом, объективные и субъективные факторы процесса формирования социально-духовных ценностей молодежи взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют целостную структуру. На их основе необходима разработка комплекса психолого-педагогических, организационно-педагогических решений, практических действий, алгоритма педагогических технологий, обеспечивающих эффективность данного процесса. Подробный же анализ перечисленных групп факторов обусловливает постановку трех важных в контексте исследования вопросов:

- В какой степени готово общество решить проблему формирования социально-духовных качеств и свойств личности студента - будущего специалиста?

- Готова ли система образования, конкретный вуз, кафедра физической культуры к реализации поставленных задач в области формирования социально-духовной личности?

- Готов ли студент научно-обоснованно, грамотно включиться в процесс самоформирования социально-духовной культуры и что для этого необходимо сделать?

 

АВТОР: Тарасенко И.Р.