29.03.2012 4790

Государственные меры пресечения легализации и оборота криминальных транспортных средств

 

Предупреждение правонарушений - это система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий совершения правонарушений, удержание от их совершения и коррекцию поведения правонарушителей и их потенциальных жертв. Для формирования и успешной реализации такой государственной системы большое значение имеют рекомендации Организации Объединённых Наций. Так, в решениях VII конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.) определены две стратегии борьбы с преступностью: косвенная и прямая.

Косвенная стратегия включает те меры борьбы с преступностью, которые направлены в целом на повышение уровня жизни населения: улучшение жилищных условий, питания, образования, профессиональной подготовки, обеспечение занятости, улучшение пенсионного обеспечения, создание условий для конструктивного проведения свободного времени, разработка социальных программ помощи молодежи, бывшим заключенным, оказание им финансовой и иной благотворительной помощи.

К мерам, предусмотренным прямой стратегией, конгресс отнес:

- вмешательство в кризисные ситуации (понимаемое очень широко - от простого совета до предоставления жилья, возможности лечиться, в том числе от наркомании, решения затянувшихся конфликтов и т.п.), то есть предупреждение преступного состояния;

- уменьшение возможностей для совершения преступлений (улучшение охраны помещений, освещения, применения охранной сигнализации, маркировка ценных предметов, патрулирование и др.);

- воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением (информация о мерах по предупреждению преступности, работе органов уголовной юстиции, правовое воспитание, использование для этого средств массовой информации и т.д.);

- привлечение общественности к борьбе с преступностью (создание смешанных общественных и общественно-государственных органов для проведения профилактической работы, воспитание в чужих семьях детей из неблагополучных семей, создание общественных органов для решения различных споров - советов старейшин, привлечение к профилактической работе молодежных и женских организаций и т.д.);

- оказание помощи жертвам преступлений (государственная компенсация, моральная и социальная поддержка потерпевших) и др.

На конгрессе отмечалось, что имеются определенные трудности в практической реализации указанных мер: недостаток финансовых средств, отсутствие координации, нехватка современной техники, слабая подготовка персонала для профессиональной работы, пассивность населения при проведении профилактических мер, давление властей на должностных лиц органов уголовной юстиции.

7 сентября 1990 г. ООН принято «Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений», где прямая стратегия была конкретизирована в виде 2 групп мер предупреждения преступности:

1. социальные меры, направленные на искоренение причин преступности и склонности людей к правонарушениям. Они могут быть направлены на население в целом или на особые группы риска;

2. ситуационное предупреждение преступности, которое, в основном, связано с сокращением возможностей правонарушений.

Стратегия противодействия преступности в России, принимая во внимание рекомендации ООН, должна учитывать реально существующие в обществе противоречия и процессы, порождающие и питающие преступность, предусматривать все средства и методы борьбы с ней (экономические, политические, организационные, законодательные и т.д.), опираться на достижения науки и техники, рассчитываться на длительное время. В ней должна найти отражение деятельность правоохранительных и других государственных органов, общественности, граждан не только в текущий момент, но и в перспективе.

Часто люди считают, что борьба с правонарушениями исключительно дело правоохранительных органов. Подобного рода взгляд узок и потому опасен. Деятельность данных органов важна в современном обществе, но нельзя преувеличивать их возможности. Данные органы не ведут борьбу в одиночку и самостоятельно, в ней участвует все общество, государственные и общественные организации. Их главная же задача - правильно применять закон и неукоснительно соблюдать законность. Возлагать бремя ответственности за контроль над преступностью лишь на них неверно. Акцентировать внимание на ролевых функциях звеньев системы правоохранительных органов крайне важно и необходимо, но всегда надо иметь в виду специфику их целей, задач и функций. Представляется, что сегодня они необоснованно расширены и продолжают расти.

Деятельность по профилактике рассматриваемых в работе правонарушений основывается на положениях международных договоров и Конституции РФ, административного, уголовного, оперативно-розыскного законодательства, принятых в их развитие Указов Президента и постановлений Правительства России, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, решений и разъяснений органов прокуратуры и суда, межведомственных и ведомственных нормативных актов. Эта деятельность весьма разносторонняя, касается практически всех государственных органов.

Меры предупреждения преступлений, связанных с НОТС, можно отнести к обоим видам стратегии противодействия преступности и подразделить на общие и специальные.

Общие меры - это профилактические мероприятия социально-экономического, организационного, правового и воспитательного характера. Главным направлением предупреждения имущественных преступлений, в том числе и связанных с хищениями и угонами ТС, в современный период выступает повышение и относительное выравнивание материального уровня жизни основных слоев населения, укрепление социального статуса личности, формирование у молодежи определенных моральных ценностей, несовместимых с антиобщественным поведением.

Одним из основных средств упорядочения профилактики правонарушений, выведения её на уровень, соответствующий требованиям правового государства, является обеспечение законодательного регулирования этой деятельности. Профилактика преступности правоохранительными органами состоит в том, чтобы обеспечить неотвратимость наказание виновных за преступления и правонарушения. Это не значит, что предполагаются только репрессивные методы. Но проводимая государством правовая политика должна быть жесткой и четко направленной на защиту законопослушных граждан, их интересов, и обеспечивать неотвратимость наказания виновных за преступления.

В предупреждении НОТС, равно как и всей профессиональной преступности, значительная роль отводится уголовно-правовой и уголовно-процессуальной профилактике. Применяются следующие меры реализации ответственности виновных: выявление и регистрация преступлений; возбуждение уголовных дел; раскрытие преступлений; обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением; избрание меры пресечения обвиняемому; квалификация преступлений; обеспечение индивидуализации наказания виновным и т.п.

Для пресечения рассматриваемых преступлений могут применяться следующие меры уголовно-правового воздействия: необходимая оборона от названных посягательств; задержание правонарушителей; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших покушение на преступление или приготовление к нему.

Уголовно-правовые меры предупреждения преступлений и возмещения причиненного этими деяниями вреда: пропаганда уголовного законодательства; официальное предостережение потенциальных правонарушителей; побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатого преступления; побуждение виновных к деятельному раскаянию; уголовно-правовое воздействие на связанные с НОТС общественно опасные деяния; содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказания в виде лишения свободы.

С указанными правовыми мерами тесно связаны оперативно-разыскные меры, позволяющие противопоставить тщательно скрываемым от граждан и государственных органов действиям преступников проводимые как гласно, так и негласно оперативно-розыскные мероприятия. При этом подразумевается активное противодействие криминальной среде и со стороны правоохранительных органов, и со стороны граждан.

Определенную роль в противодействии правонарушителям играют и нормы гражданского права, определяющие вопросы приобретения права собственности, реализации его составляющих, договорных и доверительных отношений, аренды, залога, страхования и т.д.

Исходя из предложенного понятия незаконного оборота транспортных средств, для его пресечения необходимы все возможные меры противодействия хищениям ТС, а также обращению криминальных ТС в сфере экономики и использованию их по назначению. И наиболее широкую группу, с моей точки зрения, представляют административные меры, которые кроме собственно административно-правовых мер включают мероприятия, фактически обеспечивающие реализацию всех иных правовых норм. Противодействие должно вестись при всемерной поддержке на федеральном и региональном уровнях, с активным вовлечением в профилактическую работу не только правоохранительных органов, но и заводов-изготовителей, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации. Из организационных мер главная - подготовка и проведение мероприятий в рамках федеральных и региональных планов и программ, направленных на борьбу с преступностью.

Предупреждение НОТС должно осуществляться с помощью мероприятий информационного и воспитательного характера:

- информирование населения о совершении краж и угонов транспортных средств, способах действий преступников, защитных мерах по предупреждению посягательств на собственность;

- информирование населения о появлении случаев нападений на водителей и угонов ТС в определенном районе (в определенное время);

- действия по предупреждению становления на путь преступлений лиц, допустивших незначительное правонарушение, а также не имеющих дохода;

- организация воздействия на «неблагополучную» молодежь, общественный и специальный контроль за поведением, вовлечение в спорт, учёбу, туризм, культурные мероприятия, разъяснение ответственности за хищения и угоны транспортных средств;

- правовая пропаганда и разъяснительная работа с населением, должностными лицами предприятий, имеющих отношение к эксплуатации, хранению, ремонту ТС, торговли ими, о способах сокрытия и реализации похищенных ТС.

Основные специальные меры (технические и организационные), являются целенаправленным воздействием, непосредственно направленным на устранение причин и условий НОТС, а также его пресечение. В подавляющем большинстве своем эти меры относятся к административно-правовым и государственно-управленческим.

Меры технические: это установка на ТС комплексных систем противоугонной сигнализации, замков (в т.ч. систем зажигания) с усиленными индивидуально-потайными охранными свойствами; применение специальных противоугонных маркировок; внедрение охранной сигнализации в местах хранения ТС и т.п. Исследования показывают, что в большинстве регионов России в розыске ТС специальные технические средства практически не используются. Применение в единичных случаях вертолетов, навигационных, радиопеленгационных (типа КОРЗ», «Кобра», «Лоджек»), видеозаписывающих («Поток», «Сова») и иных систем охраны ТС давало, как правило, положительный результат. Как и везде, и всегда широкое применение техники упирается в проблемы финансирования, которое государством часто возлагается на владельцев авто-мототранспорта.

Меры организационные - это:

- организация охраняемых стоянок для автотранспорта;

- административно и оперативно профилактическая работа с лицами, официально и неофициально занимающихся ремонтом ТС, продажей и перепродажей запасных частей к ним, работающих в местах потенциального разукомплектования похищенных ТС - автотранспортных предприятиях, автомастерских, «разборочных» мастерских, автостоянках и т.п.;

- систематическая проверка лесных, дачных массивов, предприятий, различных территорий и помещений, где возможен отстой похищенных ТС;

- применение мер административного воздействия к автовладельцам, паркующим транспортные средства в запрещенных и ненадлежащих местах, не исполняющим обязанности по своевременной регистрации ТС;

- выявление и проверка ТС, не проходящих государственный технический осмотр, на предмет их утраты, использования для прикрытия похищенного ТС, достоверности сведений о владельце и ТС, организация участия в этих и в иных мероприятиях экспертов-криминалистов;

- совершенствование патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД с учетом особенностей обслуживаемой территории и путей отхода преступников на похищенном транспорте;

- тесное взаимодействие всех правоохранительных органов с целью контроля перемещения ТС и лиц, представляющих оперативный интерес, воздушным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, в т.ч. через границу России, и т.п.

Так как очень часто в хищениях и угонах ТС принимают участие несовершеннолетние (до 25% лиц, совершающих данные преступления), то работа по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних приобретает огромное значение. Например, своевременное удаление с улиц групп подростков, находящихся в нетрезвом состоянии, как потенциальных «угонщиков».

Для организации профилактики и последующего раскрытия преступлений, связанных с НОТС, глубокого понимания тенденций совершения данных преступлений на территории любого масштаба, а также для принятия своевременных и верных управленческих и оперативных решений большое значение имеет проведение информационно-аналитической работы, анализа оперативной обстановки и принимаемых мер противодействия преступности. Анализ дает возможность определить наиболее криминогенные места, места возможного отстоя и разукомплектования ТС, сравнить показатели раскрываемости преступлений и роста (снижения) активности преступников за определенные периоды времени, позволяет отслеживать динамику и перспективу раскрытия преступлений, проведение профилактической и оперативной работы по данной линии. Соответственно, наглядно можно проследить возникающие упущения в работе и изменения в структуре преступности. Анализ проводится периодически для выработки мер управленческого воздействия в целях влияния на криминальную обстановку. Аналитическая деятельность в исследуемой сфере базируется в настоящее время на системе информационного обеспечения правоохранительных органов, основу которой составляют соответствующие подразделения и автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС).

Дорожное движение - одна из основных областей общественной деятельности, где функционируют ТС. В этой и смежных сферах действует огромное количество субъектов государственного управления. Ведущим органом исполнительной власти по осуществлению государственного контроля за выполнением законов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в этой области является Государственная инспекция безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция) МВД Российской Федерации.

В своей повседневной деятельности ГИБДД широко использует административно-правовые меры управления дорожным движением в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов. Решение задач противодействия незаконному обороту ТС также реализуется в процессе административной деятельности Госавтоинспекции.

Субъектами этой деятельности в ГИБДД МВД РФ становятся почти все подразделения - автотехническая инспекция и диагностические станции, подразделения пропаганды безопасности дорожного движения и информационного обеспечения, регистрационные подразделения, и, особенно, дорожно-патрульная служба, принимающая участие в выполнении практически всех задач ГИБДД и объединяющая свыше 70% численности Госавтоинспекции.

К специальным субъектам можно отнести инспекторов по розыску, группы (отделения, отделы) розыска, а также иные подразделения ГИБДД, специально созданные для предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с ТС, выявления и задержания разыскиваемого транспорта. В их числе выделяются контрольные посты милиции (КПМ) и отделы (отделения) информационного обеспечения межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску автомототранспортных средств.

В числе основных функций Госавтоинспекции необходимо отметить охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений в общественных местах, а также осуществление розыска угнанных и похищенных ТС, а также ТС, водители которых скрылись с мест ДТП.

Анализ мировой и отечественной практики дает основания отнести к наиболее действенным средствам пресечения незаконного оборота ТС:

1. Превентивный контроль правомерности использования ТС;

2. Эффективный розыск ТС, угнанных, похищенных и скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

3. Популяризация и осуществление мер, направленных на исключение свободного доступа к ТС, их регистрационным документам и бланкам, используемым для изготовления регистрационных документов.

Последняя группа во многом соответствует общим мерам профилактики и заключается в:

- пропаганде в обществе мер уголовно- и административно-правового воздействия на правонарушителей;

- административно-правовом воздействии на производителей и дилеров по продажам ТС в целях установки технической защиты дверей, замков, систем запуска двигателя, поисковых систем - например, разработка правил, технических регламентов, стандартов, введение социальных, налоговых и таможенных льгот;

- совершенствовании противоугонных устройств и пропаганде их использования собственниками и владельцами транспортных средств;

- административно-правовых мерах, направленных на создание условий для временного хранения ТС (строительство гаражей, стоянок, парковок и т.д.), хранения и обращения регистрационных документов и бланков, используемых для их изготовления;

- совершенствовании средств защиты бланков документов, используемых для допуска ТС к участию в дорожном движении и т.д.

Значимым средством пресечения незаконного оборота ТС является обеспечение быстрого розыска похищенных ТС по горячим следам, в результате проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий. А это зависит от качественно построенной системы управления органов внутренних дел, особенно системы дежурных частей. Эффективность розыска угнанных, похищенных и скрывшихся с мест ДТП транспортных средств зависит как от слаженности действий многих служб органов внутренних дел (дежурных частей, информационных подразделений, органов предварительного расследования, оперативных подразделений, подразделений милиции общественной безопасности, технического и материального обеспечения), так и своевременности обращения потерпевших в органы внутренних дел. Эта многосторонняя деятельность требует отдельного подробного исследования.

Превентивный контроль идентификационных признаков и регистрационной документации ТС, являясь эффективной и необходимой административно-правовой мерой предупреждения преступлений, осуществляется по трем основным направлениям, которые носят как предупредительный характер, так и применяются при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по конкретным преступлениям, связанным с ТС:

1. Контроль ТС непосредственно в процессе надзора за дорожным движением;

2. Контроль, за конструкцией и техническим состоянием при проведении государственного технического осмотра ТС;

3. Контроль законности приобретения ТС, их частей при регистрационных действиях с ними.

В обязанности сотрудника ГИБДД при несении службы по контролю ТС в процессе надзора за дорожным движением (дорожно-патрульной службы - ДПС) входит предотвращение, пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и задержание разыскиваемых ТС, а также ТС, водители которых скрылись с мест ДТП, или используемых в противоправных целях.

Для выполнения указанного ему предоставлено право применения следующих административно-правовых мер:

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие или наркотические средства, производить в законном порядке личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных основании для их ношения и хранения;

- останавливать на стационарных постах ТС для проверки у водителей документов, указанных в правилах дорожного движения, с использованием автоматизированных баз данных. В установленных законодательством России случаях изымать их;

- запрещать эксплуатацию ТС, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, имеющих скрытые, подложные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, равно при несоответствии маркировки ТС данным, указанным в документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.

Основными формами контроля ТС непосредственно в процессе дорожного движения являются:

- патрулирование на сухопутных и воздушных ТС;

- пешее патрулирование;

- несение службы на постах;

- сопровождение и эскортирование ТС.

Сотрудники ДПС осуществляет работу по розыску угнанных ТС, а также раскрытию по горячим следам иных преступлении, связанных с ТС, при всех формах контроля, за исключением последней.

Так, при несении службы на постах и маршрутах патрулирования они должны останавливать ТС, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверять тип, модель, регистрационный знак, идентификационный номер, номера составных частей ТС с данными, записанными в регистрационных документах, и по имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверять указанные номера и регистрационные документы по учетам разыскиваемых ТС, утраченной специальной продукции ГИБДД.

При введении в действие плана неотложных оперативно-розыскных мероприятий патрульные наряды ГИБДД передислоцируются на заградительные посты и осуществляют проверку ТС, сходных по приметам с разыскиваемыми. В период проведения спец мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. В остальное время проверка таких документов разрешена только на постах.

Распространение в России стационарные посты (СП) получили с середины 70-х годов XX века. Этим термином обозначают любое капитальное, временное или транспортабельное сооружение, предназначенное для создания благоприятных условий личному составу, занятому несением дорожно-патрульной службы на определенном участке автомобильной дороги или улицы. Такое несение службы предполагает:

- проверку ТС, документов в вышеуказанных целях, а также досмотр ТС;

- выявление лиц, подозреваемых в совершении правонарушений;

- опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, оставленных в ночное время на проезжей части ТС.

В целях повышения эффективности работы ОВД по раскрытию и предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с ТС, в России с 1994 года действует межрегиональная оперативно-поисковая заградительная система контрольных постов милиции (КПМ), расположенных в узловых местах на федеральных автодорогах и оснащенных ЭВМ, связанными с банками данных разыскиваемых ТС. Основной задачей заградительной системы является обеспечение эффективного межрегионального взаимодействия нарядов КПМ, ОВД по выявлению и задержанию автомототранспорта, причастного к преступлениям и лиц, их совершивших. В состав системы входят:

- межрегиональные отделы информационного обеспечения, образуемые при ГУ ГИБДД МВД России и в структуре девяти управлений ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, определенных МВД России;

- контрольные посты милиции.

Межрегиональные отделы информационного обеспечения осуществляют оперативное управление и координацию работы КПМ, участвуют в разработке территориальных и межрегиональных планов оперативно-поисковых мероприятий по выявлению и задержанию разыскиваемых ТС, занимаются актуализацией базы данных системы оперативного учета разыскиваемых транспортных средств (АИПС «Розыск»), обработкой запросов местных подразделений.

В рамках заградительной системы, на базе существовавших ранее СП развернуто около 150 КПМ, которые представляют собой функциональную разновидность СП. Специфика КПМ состоит в ярко выраженной розыскной направленности и круглосуточно работе с обязательным выставлением полного наряда, в состав которого, кроме инспекторов по розыску ТС, могут включаться сотрудники других служб. КПМ обязательно оборудуются ПЭВМ, соединенными с банками данных АИПС «Розыск», и обустраиваются в порядке, обеспечивающем защиту наряда от возможного нападения.

Однако постоянство расположения постов и предварительное оповещение участников дорожного движения об их наличии соответствующими дорожными знаками приводит к тому, что лица, не имеющие водительских, регистрационных документов, перегоняющие похищенные ТС или скрывающиеся от преследования, могут использовать маршруты, проходящие в стороне от СП. Из-за большого потока транспорта наряды КПМ вынуждены выполнять значительный объем информационно-справочных и контрольно-распорядительных действий, характерных только для них - например, давать водителям разнообразные разъяснения, оказывать необходимую помощь. Уязвимость системы контроля, основанной преимущественно на СП, а также сложность ее комплексного использования в целях избирательного поиска, преследования и задержания ТС обусловили необходимость внедрения более гибких форм ДПС и, в частности, патрулирования.

Переход на патрулирование автодорог и улиц во многих странах подтверждает его высокую эффективность. Такая форма позволяет меньшими средствами осуществлять наблюдение за передвижением ТС на участках улиц и дорог, обеспечивать быструю передислокацию групп ГИБДД при выполнении поисковых мероприятий и применять разнообразные тактические приемы розыска преступников, включая оперативно-розыскные мероприятия, преследование, задержание и доставление правонарушителей в ОВД. За счет этого полнее реализуются основные тактические принципы контроля - непрерывность, мобильность, гибкость - и достигается эффект «вездесущности» нарядов ДПС.

Использование патрулирования на ТС при осуществлении ОРМ способствует переходу к локализованному и, следовательно, более оперативному построению системы розыска ТС и преступников, путем своевременной концентрации сил в зоне вероятного нахождения объекта поиска. Значительно улучшается взаимодействие со службами, которые не имеют возможности быстро выполнять эту задачу на автодорогах.

В ходе несения службы сотрудники ДПС могут действовать избирательно (ориентировочно) либо методом сплошного контроля транспортного потока. Избирательный метод основан на предварительной информации (ориентировках), на оценке косвенных идентифицирующих признаков причастности ТС и лиц, находящихся в них, к преступлению; сплошной контроль - на последовательной проверке всех или определенной части ТС, движущихся по дороге. При ведении розыска ТС предпочтение отдается избирательному контролю, обладающему более высокой эффективностью, поскольку он, как правило, строится на опыте и интуиции проводящих его сотрудников. Также это объясняется огромной трудоемкостью, а иногда и невозможностью сплошного контроля.

В настоящее время значимым средством предупреждения незаконного оборота ТС выступает наиболее организованное и массовое мероприятие - государственный технический осмотр, которому подлежат находящиеся в эксплуатации на территории РФ, зарегистрированные в установленном порядке ТС. При этом производится предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией ТС; выявление похищенных ТС.

Реализация этих административно-правовых мер возлагается на сотрудников автотехнической инспекции ГИБДД с привлечением специально уполномоченных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования. Перед началом диагностики водительское удостоверение, документы, подтверждающие право владения ТС, регистрационные документы, а также номера ТС с применением технических средств проверяются на подлинность и по соответствующим АИПС.

При обнаружении признаков подделки документов, регистрационных знаков, заводской маркировки ТС, при несоответствии номеров агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, а также при наличии информации, что ТС, их агрегаты или документы находятся в розыске, они должны задерживаться. Дальнейшие действия регламентированы административным и уголовно-процессуальным законодательством России.

Такое мероприятие как государственный технический осмотр может выполнять свою функцию предупреждения незаконного оборота ТС только в том случае, если он проводится качественно. Однако, он часто носит формальный характер и не охватывает все категории ТС в полном объеме. По не представляемым ТС рекомендуется в отдельных методических документах (поскольку в федеральных нормативных актах такой порядок не предусматривается) проводить следующие мероприятия: составлять список ТС, непредставленных на технический осмотр, проверять местонахождение ТС, причины непредставления; от собственника (владельца) транспортного средства, не представленного на ГТО, отбирать объяснение, с указанием причины уклонения от техосмотра;

Если владельцы транспортных средств сообщают об отсутствии числящихся за ними ТС (разбиты, разукомплектованы, брошены и т.д.), они могли бы обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД с заявлением о снятии ТС с учета в связи с его утилизацией. В то же время отсутствие такого заявления, если собственник по каким-либо причинам не желает обращаться в Госавтоинспекцию, создает определенную проблему, не позволяет исключить ТС из реестра, снять его с регистрационного учета.

За последние годы положительный эффект получен в результате создания такой системы проверки в регистрационных подразделениях ГИБДД, при которой стало значительно труднее поставить на учет похищенное ТС.

Контроль законности приобретения ТС, их узлов и агрегатов при их регистрационных действиях установлен Правилами регистрации АМТС. Регистрация ТС как комплекс административно-правовых мероприятий, направленных на обеспечение допуска ТС к участию в дорожном движении на территории России и за ее пределами, осуществляется регистрационными подразделениями ГИБДД в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования ТС установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием ТС.

Сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД при совершении всех регистрационных действий устанавливают личность собственника или владельца ТС на основании документов, удостоверяющих личность, проверяют его по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам, а при необходимости по учетным данным подразделений паспортно-визовой службы. Проверяются также документы, удостоверяющие право собственности на ТС и паспорт ТС с применением технических средств на подлинность. Проводится проверка этих документов по учету утраченной, похищенной, распределенной, выбракованной спец продукции ГИБДД.

При совершении административных регистрационных действий производится осмотр представленных ТС, в процессе которого контролируется подлинность номеров агрегатов и регистрационных знаков (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом») и их соответствие данным, указанным в документах. Эти данные проверяются по централизованному учету разыскиваемых ТС. ТС, бывшие в употреблении, в определенных случаях проверяются на предмет снятия с учета по месту прежней регистрации. Цель таких проверок - не допустить легализации ТС, находящихся в розыске либо переоборудованных без разрешения ГИБДД и завода-изготовителя.

При установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой правоохранительными органами, ранее произведенная регистрация ТС считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации ТС. Оно уже не имеет права участвовать в дорожном движении и находиться в обороте. Правомерность аннулирования регистрации ТС подтверждена решением Верховного Суда России, где отмечено, что «действительно, аннулирование регистрации ограничивает права владельца по пользованию ТС. Однако такое ограничение само по себе не прекращает прав собственности на ТС, приобретенное в установленном порядке. Такие ограничения связаны с защитой прав и интересов других граждан и организаций, в том числе участников дорожного движения, и направлены на упорядочение отношений по пользованию автодорогами».

Регистрационные действия с ТС, на которые были введены запреты или ограничения по изменению права собственности в связи с изменением маркировки агрегатов, могут производиться после представления документов, свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений.

Основаниями внесения изменений в регистрационные данные похищенных и в последствии обнаруженных с измененными идентификационными номерами, номерами кузова, шасси, двигателя ТС, возвращенных на хранение собственникам или владельцам в виде вещественных доказательств по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено, являются:

- постановление органа предварительного следствия или дознания о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 81, 82 УПК России), в котором должно быть указано наименование и номера агрегатов, подвергнутых изменению; сведения о выдаче на ответственное хранение с правом владения, пользования и распоряжения ТС, за исключением отчуждения и замены агрегатов с измененной маркировкой, а также сведения о наличии или отсутствии в производстве по делу регистрационных документов и знаков;

- заверенная копия заключения экспертно-криминалистического подразделения о результатах экспертизы номеров агрегатов, подвергнутых изменению и указанные выше фотографии размером 50x15 мм.

На ТС выдается новый паспорт транспортного средства, в нем и в свидетельстве о регистрации в графы «Особые отметки» делается запись «Номер VTN (кузова, двигателя, шасси, рамы) изменен, отчуждение ТС и замена агрегатов по согласованию с ОВД». Постановления приобщаются к материалам оснований для производства регистрационных действий. Записи и фотографии, вносимые в документы, заверяются подписью должностного лица и печатью РЭП.

Обстоятельством, являющимся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, будет обнаружение признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом ТС. При этом регистрационные действия не производятся, должны проводиться проверка в порядке, установленном УПК России.

Как видно из изложенного, в случае обнаружения в процессе административной деятельности по управлению дорожным движением разыскиваемого ТС сотрудник Госавтоинспекции должен доложить об этом в ОВД, задержать ТС и лиц, находящихся в нем. При этом принимаются все необходимые административно- и уголовно-правовые меры по соблюдению личной безопасности, безопасности участников дорожного движения, а также меры к сохранности следов, орудий преступления, иных предметов, которые могут стать вещественными доказательствами. Оформление материалов при задержании ТС, разыскиваемых или имеющих признаки подделки регистрационных знаков, документов и заводской маркировки, должно производиться в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В этом кроется еще одна проблема нынешней практики: УПК России не предусматривает возможности задержания ТС вне процессуальных действий при расследовании уголовного дела.

Систематический контроль, за оборотом ТС должен сопровождаться возможностью принятия действенных административно-правовых мер обеспечения и принуждения, которые необходимо предусмотреть законодательно. От этого напрямую зависит эффективность государственных мер пресечения НОТС.

Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений находится в непосредственной связи с материальными объектами, взаимодействующими при совершении преступлений. Системный подход к изучению преступлений в различных юридических науках требует начинать с общих характеристик данного явления, познания определенных сторон его сущности. Опыт борьбы с хищениями и угонами автомототранспорта на практике и в науке, в очередной раз приводит к выводу о необходимости определения конкретных понятий и терминов, имеющих существенное значение для правоохранительных органов, как в организационном, так и в исполнительском плане. Одним из понятий является определение предмета, в отношение которого правоохранительные органы обязаны предпринимать определенные, предусмотренные законами действия, ограничивающие отдельные права личностей и коллективов в интересах соблюдения основных прав других граждан, организаций и государства.

Наша страна, несмотря на все оптимистичные заявления политологов о невозможности возврата к прошлому, по-прежнему находится в переходном периоде от старой политической системы к более демократической. Для юриспруденции это означает в первую очередь переход к «правовому государству». Но тоталитарное прошлое России довлеет над теми, кто совершенствует систему права, ставя во главу всего позицию защиты прав человека от произвола государства. Превалирующая в концепции современного российского законодательства гуманная, правозащитная составляющая позволяет многим правоведам и правоприменителям утверждать, что права потерпевших от правонарушений в настоящее время защищаются значительно слабее прав тех, кто эти правонарушения совершает. Думается, что так не должно быть в правовом обществе. И, очевидно, ст. 2 Конституции России, устанавливающая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, не может вступать в противоречие с ч. 3 ст. 17, гласящей: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Видимо, до определенного момента, когда государственные (в т. ч. правоохранительные) органы будут пользоваться неизмеримо большим доверием граждан и законодателей, необходимо более точно, тщательнее регулировать исполнение требований основного закона страны на всех уровнях нормотворчества.

Процессы реализации и охраны прав и обязанностей человека и гражданина регулируются с помощью не только законов, но и подзаконных актов. Эти акты устанавливают механизм реального законного воплощения прав и контроль соблюдения обязанностей в практику общественной жизни.

К сожалению, процесс внедрения такой системы постоянно существенно запаздывает, что в значительной мере можно отнести к административно-правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности. Так, еще в 1996 году В.В. Николюк писал: «В статье 15 Закона (Об ОРД) «Права органов, осуществляющих ОРД» надлежит выделить практически важное и значимое право на изъятие при проведении оперативно-розыскных мероприятий предметов, материалов и сообщений. Порядок такого изъятия будет, как представляется, определен ведомственными нормативными актами». Но и сегодня данное положение остается лишь «представляемым».

В.В. Луговик, комментируя указанную статью, считал, что «под предметами следует понимать любое материальное образование, вещь, имеющие значение для решения конкретных задач ОРД. Предмет может изыматься в связи с тем, что он использовался при совершении преступления, содержит следы преступника Изъятие предметов осуществляется в целях а) обеспечения их сохранности; б) исследования; в) исключения использования при совершении преступления. Изъятие может быть гласным и негласным».

В качестве предмета преступления выступают материальные вещи внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект. Воздействуя на предмет преступления, правонарушитель причиняет тот или иной ущерб отдельным вещам либо изменяет их положение, нарушает ту или иную деятельность людей, и, таким образом, нарушает общественные отношения, посягает на конкретное благо.

Не вызывает сомнения тот факт, что автомобиль во всех странах был связан с преступностью с момента своего появления. Причем, ТС всегда выступали и предметом, на который были направлены интересы и цели преступников, и средством (либо орудием) совершения преступлений.

Автомобили могут являться орудием при совершении преступлений лицами, непосредственно управлявшими ими и ответственными за их техническое состояние, когда по отношению к последствиям умышленного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации их вина будет неосторожной и связанной с причинением или крупного материального ущерба, или значительного вреда здоровью граждан, или их гибелью. Такие правонарушения получили в юридической науке название автотранспортные преступления. Также орудием ТС можно считать при его применении для совершения умышленного убийства путем наезда на человека.

При использовании автомобиля, автобуса, мотоцикла для технического обеспечения различных этапов совершения преступления - например, прибытие или бегство с места преступления, перевозка, хранение, сокрытие похищенного имущества, заложников, запрещенных к обороту веществ и предметов, - такое ТС считают средством совершения преступления.

Скрипко П.Б., предлагая в своих работах разграничение ТС как предмет, орудие, средство и место преступления, использует понятия криминальный и псевдо легальный автомобиль. К криминальным он относит похищенные ТС, находящиеся в розыске, а к псевдо легальным - как похищенные ТС с сокрытыми фактами кражи, так и импортные ТС, которые не были похищены, однако незаконно ввезены контрабандным путем или с нарушением таможенных правил. По его мнению, сокрытие фактов кражи происходит, в основном, путем подделки документов, перекраски кузова, изменения номеров агрегатов и т.п. Представляется, что такое деление имеет право на существование с некоторыми замечаниями, поскольку до тех пор, пока ТС не выявлено правоохранительными органами в качестве разыскиваемого, оно участвует в обороте (эксплуатации, торговле и т.п.) точно также как и законный, и псевдо легальный. А незаконно ввезенный в страну автомобиль может быть объявлен в розыск таможенными органами, точно также как похищенный. При этом у фактического владельца могут иметься как поддельные, так и подлинные документы.

В данном случае автомобиль (который используется в качестве синонима любых видов наземных самоходных безрельсовых ТС) является «предметом, относящимся к преступлению». Именно так определяют филологи в различных толковых словарях слово «криминальный(-ая, -ое, -лен, -льна)», происходящее от латинского crimen (в родительном падеже criminis) - преступление либо criminalis - относящийся к преступлению или связанный с преступлением. Таким образом, к криминальным автомобилям следует относить связанные с преступлениями наземные самоходные безрельсовые ТС, в отношение которых правоохранительные органы обязаны в соответствии с законодательством ограничивать отдельные права граждан (личностей) и их объединений в целях обеспечения прав других граждан, организаций, государства и всего общества.

Как отмечалось, поведение людей по поводу автомобилей формируется сложной гаммой социально-экономических, психофизиологических, моральных и правовых факторов, которые объединяются специфичной сферой общественных отношений названной дорожным движением. Отдельные права в данном случае скорее связаны с автомобилем как с вещью, имуществом - право собственности, которое (или его составляющие - владения, распоряжения, пользования) может быть ограничено в соответствии с законом либо судебным решением. А вот другие права или права других граждан необходимо связывать не только с общественными отношениями собственности, но и с основными не подлежащими ограничению правами, например право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.

При указанном подходе классификация автомобилей на криминальные - право собственности на которые подлежит ограничению, и легальные (законные) - право собственности на которые не может быть ограничено, позволяет облегчить и упорядочить процесс обеспечения прав собственников, владельцев и других лиц. Он основывается на Смысле Закона, но, к сожалению, не на его Букве. Например, основной регулятор использования в России транспортных средств - Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения», ставящий в числе главных своих задач охрану имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, совершенно не касается вопроса движения по дорогам автомобилей, связанных с преступлениями.

В среде специалистов по гражданскому праву господствует гуманистический взгляд на отдельные вопросы оборота транспортных средств. Так, В.А. Белов считает: «никакие нарушения водителем правил дорожного движения не могут служить основаниями для изменения, ограничения и уж тем более - прекращения субъективных гражданских прав на автомобиль. То же самое относится и ко всем иным административным правонарушениям, связанным с автомобилями, в частности неуплате или недоплате налоговых или таможенных платежей запретить ездить на данном конкретном автомобиле, запретить его продавать или иным образом им распоряжаться, тем более против воли собственника отогнать его на «штрафную стоянку», чинить фактические препятствия в пользовании, подвергнуть автомобиль т.н. «задержанию», изъятию или отобранию - нельзя ни в коем случае. Как отобрание автомобиля, так и ограничение собственника в пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в этих случаях незаконными». Автор, правда, делает исключение для правонарушений, представляющих собой состав преступлений, но, считает, что и в этом случае гражданские права на ТС не могут быть изменены, ограничены или прекращены иначе, как по вступившему в законную силу решению суда или арбитражного суда, а также вступившему в законную силу приговору суда.

Его поддерживает Г.С. Перова: «Правомочие пользования - одно из основных правомочий собственника, заключается в праве собственника на извлечение полезных, потребительских свойств вещи, то есть правомочие пользования в данном конкретном случае заключается в эксплуатации автомобиля. Гражданским кодексом РФ, в частности п. 1 ст. 1 ГК, отнесены к числу основных начал гражданского права принципы неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав, это конституционные принципы».

Е.П. Данилов в ряде публикаций обоснованно, со ссылкой на положения административного, уголовно-процессуального и гражданского законодательства России, приказы МВД России, указывает на невозможность задержания и изъятия транспортного средства, находящегося в розыске, без судебного решения. Ведь согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

Эти комментарии воспринимаются практиками как рекомендации желающим уйти от уголовной или административной ответственности. Но, подробно исследовав российское законодательство, никто еще не смог опровергнуть доводов указанных юристов. Все последние изменения нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов по выполнению уголовно-процессуальных и оперативно-разыскных, контрольно-надзорных, регистрационных и иных административных функций в сфере государственного управления, не смогли внести совершенства в этот вопрос. П./п. «ш» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», дающий Госавтоинспекции право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации задержание ТС, находящихся в розыске, не снимает проблемы. Ведь и ранее всем сотрудникам милиции это право предоставлял п. 23 ст. 11 Закона РФ «О милиции», но механизм реализации его отсутствовал. И хотя А.П. Рыжаков высказал суждение о том, что институт задержания ТС, находящегося в розыске, аналогичен административному задержанию, правовых оснований для этого ученый не привел. Упомянутые им решения Конституционного суда РФ « говорят о задержании автомобиля и изъятии других предметов, как превентивной мере в целях обеспечения производства (именно и только) по делам об административных правонарушениях.

Большинство научных исследований проблем преступности и преступлений, связанных с ТС, ведут речь о несомненно важных профилактических мерах, направленных на выявление и устранение причин и условий, и о первоначальных мероприятиях по раскрытию совершенных преступлений, в том числе их пресечении на этапе совершения. Также достаточно часто рассматриваются т.н. последующие следственные и оперативно-розыскные мероприятия, которые в основном связывают с выдвижением и проверкой версий (гипотез, возможных вариантах деятельности преступников).

Значительно меньше внимания уделяется собственно действиям сотрудников органа дознания или органа, осуществляющего ОРД, при подтверждении оперативно-розыскной информации о наличии у лица предметов преступления либо при выявлении таких предметов при проведении ОРМ по иным поводам, основаниям, с иной целью, а также при осуществлении работы управленческого или административного характера. Примером может служить фактически случайное обнаружение разыскиваемого или бесхозяйного ТС при проведении опроса при подворном обходе по факту убийства, квартирной кражи и т.п. или обследование территории предприятия по факту разбойного нападения на персонал. Показалось ТС подозрительным сотруднику милиции, он визуально или с использованием технических средств осмотрел его, и проверка по имеющимся учетам дала положительный результат - например, разыскивается данный предмет (или его часть) более 2-х лет правоохранительным органом другого субъекта Российской Федерации либо другой страны. Или идентификационные номера полностью (частично) не соответствуют указанным в документах.

Почти всегда эта проверка делается гласно в присутствии фактического владельца, без которого не посмотришь документы и идентификационные номера (кроме регистрационных знаков). Случайность таких ситуаций требует наличия правовой процедуры задержания разыскиваемого ТС, типовой порядок работы по его изъятию, что отмечал в своих работах В.М. Веременко.

Показательна в этом плане формулировка Инструкции по розыску авто-мото транспортных средств (в ред. приказа МВД РФ от 29 июля 1997 г. № 466). Ее пункт 5 «Действия сотрудников ОВД при осуществлении мероприятий по розыску ТС» в сокращенном виде гласит - при описанной ситуации документы, регистрационные знаки задерживаются, в ОВД направляется информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством; задержание ТС осуществляется в порядке, установленном законодательством. И оперуполномоченный УР, госинспектор ГИБДД решает - что он должен направить в свой ОВД и в каком законе искать порядок задержания разыскиваемого ТС, что подразумевает задержание регистрационного знака или документа?

Уголовно-процессуальный кодекс РФ вообще упустил вопросы использования результатов административно-правовой и оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, снизил правовую регламентацию деятельности сотрудников на стадии возбуждения уголовного дела. Когда ТС признано вещественным доказательством, тогда действительно особых проблем (правовых, но не технических) в действиях сотрудников КМ и МОБ не возникает - решение принимает лицо, в производстве которого находится уголовное дело. Но до этого момента стоит ряд неправовых (в смысле неурегулированности процесса) вопросов - отождествление по различным учетам в ходе проверки «подозреваемого» ТС, недопущение его утраты (сокрытия, разукомплектования), исследование (или экспертиза) идентифицирующих признаков и сопроводительных документов, сроки принятия решений в отношении имущества и т.п.

При этом практика показывает, что провести исследование номерных агрегатов автомобиля, которые могут быть измененными, весьма не просто. Несмотря на то, что проведение экспертизы по делам об административных правонарушениях, а также научно-технических исследований предметов и документов по материалам ОРД, предусмотрено п. 12 ст. 11 Закона «О милиции», владелец ТС может возражать против применения средств, имеющихся в распоряжении экспертных подразделений, из-за возможного повреждения лакокрасочного покрытия места нанесения номеров и снижения товарного вида ТС, а федеральным законодательством сам порядок доследственного экспертного исследования не предусмотрен.

Ряд ученых и практиков предлагают рассматривать этап задержания разыскиваемого ТС как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Ст. 27.1 КоАП РФ предусматривает, что в целях пресечения административного правонарушения, своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное лицо вправе применять меры обеспечения производства по делу, одним из которых является задержание ТС, запрещение его эксплуатации. Однако, кроме того, что указанное относится исключительно к административным, а не к уголовным, правонарушениям, на период в полтора года было установлено, что нормы ч. 1 и 2 ст. 27.13 КоАП не применяются. Изданные 18 декабря 2003 г. Правила задержания ТС, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации^ вновь разыскиваемых автомобилей не коснулись. Ведь факт розыска ТС сам по себе не является административным правонарушением.

Можно, конечно, подыскать ряд вариантов для решения проблемы в рамках административного процесса. Например, очень условно здесь может подойти ч. 1 ст. 12.3 КоАП: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на ТС, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им ТС в отсутствие его владельца».

Определенный выход из этой патовой ситуации можно найти путем применения других административно-правовых мер обеспечения, например, изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 КоАП). Или использовать арест транспортных средств, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключающийся в составлении описи ТС с объявлением лицу, в отношении которого применен арест, о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, если транспортные средства изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. ТС, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест (ст. 27.14 КоАП РФ). Однако с точки зрения практических руководителей такое положение правовых мер предупреждения правонарушений является неудовлетворительным, требует каждый раз искать какие-то обходные (но именно законные) пути решения задач, возложенных государством на правоохранительные органы. Фактически создаются условия для трудностей в работе правоохранительных органов и открывается путь для злоупотреблений, который, как известно, сопровождает двойные подходы, двойные стандарты.

Как же принять меры к сохранности имущества, возможно незаконно изъятого из чужого владения и являющегося важным источником информации для процесса доказывания в расследуемом другим ОВД уголовном деле? Ведь в задачи ОВД согласно закону «О милиции» (ст. 2) входит и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в соответствии с компетенцией, но что и, особенно, каким образом защищают законодателю, наверное, стоило бы уточнить. В идеале сотруднику необходимо - в соответствии с ведомственными нормативными актами - немедленно доложить рапортом руководству, задержать ТС, доставить его на место хранения, произвести изъятие документов и/или регистрационных знаков, исследование документов, знаков и идентификационных номеров в целях подтверждения визуального или инструментального осмотра, зарегистрировать факт обнаружения в дежурной части ОВД, направить запросы по месту учета и уведомление инициатору розыска и, конечно, получить объяснения по существу выявленного от тех лиц, кто управляет, владеет или распоряжается автомобилем. Возможно, провести осмотр ТС как осмотр места происшествия - если это связано с отдельным составом преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ. Но, исходя из мнений вышеуказанных «цивилистов», оказывается:

- задержать транспортное средство и доставить его на спец стоянку - нет закона или постановления Правительства РФ, определяющих порядок и сроки задержания для разыскиваемого транспорта;

- изъять документы - отсутствует основание лишения владельца «священного» права распоряжения и использования (эксплуатации) своим имуществом без судебного решения;

- проводить экспертное исследование - методы химического травления для выявления подлинных идентификационных номеров могут повредить лакокрасочное покрытие и снизят товарную стоимость (ценность) имущества фактического владельца, и вопрос «кто будет возмещать ущерб «добросовестному» приобретателю?» не будет лишним;

- принять объяснение - ст. 51 Конституции России позволяет не свидетельствовать против себя.

Что остается - составить и зарегистрировать рапорт о выявлении соответствующих признаков, уведомить инициатора о своем подозрении (мол, что-то похожее нашли - принимайте меры!) и ждать от него процессуальных решений в рамках уголовного дела, если таковое существует. В своей практике автор сталкивался с тем, что в розыск автомобиль объявлен, но преступники давно установлены и осуждены, и что делать с таким ТС инициатор розыска просто не знает, так как все материалы в архиве суда. А с иностранными органами еще сложнее, так как направлять «примерную» информацию вообще нельзя.

Временной фактор для охраны материальных предметов немаловажен, особенно, когда в нашем случае фактическому владельцу стало известно о криминальном происхождении имущества (если он, приобретая, был в неведении) или о том, что об этом известно правоохранительным органам (если он соучастник преступления). Последующая утрата автомобиля для настоящего собственника в нашей стране не исключение, а скорее правило. Например, ТС просто разбирается и продается по частям. Никого не останавливает «сохранная расписка», так как ответственности за нарушение такого обязательства не предусмотрено.

Не принимая во внимание это, а также уголовное законодательство (см. ст. 326 УК РФ), подпункт «ж» пункта 12 упомянутого Положения о ГИБДД МВД РФ вместо задержания предусматривает «запрещать эксплуатацию ТС, которые имеют поддельные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки со снятием государственных регистрационных знаков (поддельных?!) до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения» (как - снова сделать подлинными?!). А что делать оперативному сотруднику или участковому уполномоченному, не обладающим такими правами? Только сообщить и ждать ГИБДД - но и госавтоинспектор не может задержать автомобиль, относящийся к преступлению, основываясь на предположениях. То есть все они не могут воспользоваться ни правами, предусмотренными ст. 11 Закона «О милиции», ни правами в соответствии со ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при проведении административных или оперативно-розыскных мероприятий, так как не предусмотрен «процессуальный механизм» реализации этого права.

Согласно п. 17 Правил регистрации АМТС при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки либо подделки документов, регистрационных знаков, а также наличии сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) ТС тоже не задерживаются. Задерживаются только документы и регистрационные знаки. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в ОВД по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ. Правда, следующий, п. 18 Правил (т.е. независимо от обнаруженных признаков, указанных в п. 17) предусматривает, что задержание ТС осуществляется в порядке, установленном законодательством (каким?) Российской Федерации.

П. 2.29 Правил государственной регистрации самоходных машин устанавливает, что при подтверждении признаков подделки документов, государственных регистрационных знаков, изменения заводской маркировки машин, при несоответствии номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также подтверждением оснований о нахождении машин (номерных агрегатов) или представленных документов в розыске, главный государственный инженер-инспектор Гостехнадзора соответствующего региона регистрации обязан направить для расследования материалы в следственные органы, а при необходимости уведомить начальника горрайоргана внутренних дел о необходимости задержания машины.

Устанавливаются указанные в предыдущем абзаце обстоятельства при проведении технического осмотра, порядок которого не предусматривает проверки машин (номерных агрегатов) или представленных документов на предмет их розыска. При обнаружении признаков подделки государственных регистрационных знаков, регистрационных документов или документов на право владения, пользования или распоряжения, или управления машиной, расхождения номеров агрегатов с записями в регистрационных документах и паспортных данных машин, признаков уничтожения или несанкционированного нанесения номеров на агрегатах, предусматривается изъятие документов, которые и рассматриваются указанным должностным лицом. В трактовке Правил техосмотра начальник ОВД уведомляется о целесообразности задержания машины.

Наверное, именно по причине таких инструкций Гостехнадзора России за много лет работы о наличии хотя бы одного материала об изменении номеров машин или их частей из этого ведомства мне слышать не приходилось.

Правила регистрации воздушных и водных судов, включая маломерные суда, вообще не предусматривали осмотра транспортных средств и проверки их по учетам разыскиваемых или утраченных предметов и документов.

Только в нормативных актах Министерства обороны четко определен порядок задержания транспортных средств, предусматривающий их препровождение на гарнизонный сборный пункт задержанных машин и проведение административного или уголовного расследования.

Дополнительно здесь возникает интересная проблема, связанная с учетами транспортных средств и документов, и в первую очередь, розыскными.

Разыскиваемые транспортные средства наряду с лицами, объявленными в федеральный и межгосударственный розыск находятся на централизованном розыскном учете системы ИЦ МВД России. АИПС «Автопоиск» функционирует в интересах подразделений всех правоохранительных органов России и государств - участников СНГ в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях МВД, в сфере обмена информацией от 3 августа 1992 года.

Федеральному учету ГИЦ МВД России подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ отечественного и иностранного производства. В местных учетах ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ к указанным транспортным средствам добавляются мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, прицепы к легковым автомобилям и тракторам.

В базе данных АИПС «Автопоиск» содержится информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, органами прокуратуры, таможенными органами, органами безопасности, судами.

Однако розыскные учеты предназначены лишь для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования преступлений. Данная информация используется в следственной, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности ОВД и иных правоохранительных органов только как ориентирующий и диагностический материал, а также в целях идентификации. То есть статус этой информации для действий по наложению каких-либо ограничений на имущество не соответствует целям и задачам правоохранительной деятельности - нельзя на основе ориентирующих сведений задержать ТС. А ведь еще в 1991 году при введении в действие закона «О милиции» предлагалась разработка Закона «Об учетах в правоохранительных органах».

Такие межведомственные и межгосударственные учеты должны получить конкретный правовой статус официального документа, содержащего и решение уполномоченного органа (например, производящего предварительное расследование) о судьбе учитываемого предмета при его обнаружении - арест, осмотр, проведение судебной экспертизы и т.п.

Также необходимо повысить правовой статус информации о производстве и регистрации транспортных средств, что обосновано не только нуждами правоохранительной, оперативно-розыскной деятельности, но и вопросами налогообложения, страхования, избирательной системы и т.д.

Рассмотренный подход к решению проблемы задержания и пресечения оборота криминальных автомобилей, таким образом, сводится к:

1. законодательному определению правового статуса учетов правоохранительных органов, установлению в нем понятия криминальных ТС, на которые право собственности может быть ограничено (в т.ч. временно);

2. установлению федеральным нормативным актом административной процедуры задержания криминальных транспортных средств, а также созданию материально-технической базы, соответствующей требованиям такой процедуры (стоянки, эксперты и т.п.).

К правовым мерам противодействия НОТС также можно отнести необходимость установления и усиления ответственности за предоставление услуг по изменению внешнего вида и индивидуальных признаков похищенного ТС; усиление ответственности за изготовление и использование поддельных документов при совершении преступлений, связанных с ТС; разработка, единого для правоохранительных структур нормативного документа, регламентирующего все стороны борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом ТС, и компетенцию подразделений.

 

Автор: Попандопуло Д.В.