29.03.2012 6089

Обеспечение целостного влияния на личность подростка средствами взаимодействия социально-педагогических служб

 

Основной характеристикой социально-педагогической деятельности мы считаем оказание обществом социальной помощи подростку как личности. При этом под социально-педагогической деятельностью мы понимаем педагогическую деятельность в условиях дефицита, обусловливающего возникновение отклонений в личности подростка и его поведении. Как показала наша опытно-экспериментальная работа, наиболее востребована в работе с подростками социально-педагогическая деятельность, восполняющая два вида дефицитов: дефициты в условиях жизни (отсутствие семьи; родители, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции; вхождение в общности, не одобряемые обществом т.д.) и дефициты взаимодействия личности (подростка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами различного рода).

Другой немаловажной характеристикой социально-педагогической деятельности мы считаем то, что она является по сути «помощью с целью самопомощи» (в отличие от обычной помощи, нацеленной на решение преимущественно материальных проблем). Другими словами, эта деятельность предполагает, что подросток сам научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, выстраивать и четко придерживаться своей социальной позиции.

В качестве третьей характеристики социально-педагогической деятельности мы выделили саму ее сущность, которую видим как: разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок, стереотипов у несовершеннолетних. Это разрушение осуществляется с помощью педагогических средств и проявляется в подмене, смене, замещении, переосмыслении, переоценивании подростком своих действий, чувств и эмоций. В конечном итоге такое разрушение должно привести к коррекции личности и поведения подростка, приведению их в соответствие социально одобряемым нормам.

Перечисленные характеристики были положены нами в основу организации взаимодействия социально-педагогических служб в ходе осуществления социальной работы общеобразовательной школы в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Как показала наша практика, организация взаимодействия социально-педагогических служб требует серьезного научно-методического обеспечения, а также применения специализированного диагностико-коррекционного инструментария, который используется в работе с подростками, отличающимися противоправным поведением или склонными к нему. Успешное решение поставленных нами задач оказалось возможным только при условии объединения усилий специалистов различного профиля: психологов, медицинских, социальных и социально-педагогических работников в тесном контакте с педагогическим коллективом общеобразовательной школы и родителями. В этом случае нормализация социальной ситуации развития личности подростка осуществляется в поэтапно организованном комплексном профилактико-реабилитационном процессе, в котором участвуют заинтересованные специалисты, семья и сам несовершеннолетний.

В ходе нашего исследования была организована совместная деятельность общеобразовательных школ, являющихся экспериментальной базой исследования, со следующими социальными институтами:

- Инспекцией по охране детства Комитета образования и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Кисловодска, в ходе которой реализуется план совместной работы по защите прав несовершеннолетних, обеспечению благоприятной среды их развития и осуществлению превентивной деятельности путем взаимодействия с общеобразовательной школой, ее учащимися, членами их семей, окружающим социумом;

- Учреждениями дополнительного образования детей и подростков (в частности, городским домом детского творчества г. Кисловодска), позволяющая организовывать и осуществлять совместную научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность педагогов по организации социально одобряемого досуга подростков;

- Центром социальной помощи семье и детям и Комитетом социальной защиты населения, способствующая оказанию реальной и адекватной потребностям социальной помощи различного рода нуждающимся семьям и их отдельным членам;

- Городскими социальными службами для молодежи, оказывающими помощь в профессиональной ориентации молодежи, их интеграции в изменяющееся общество;

- Центром психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков, направленная на оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи несовершеннолетним г. Кисловодска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Одной из форм осуществления данной совместной деятельности стало создание прямой линии «телефона доверия» между школами - экспериментальными базами исследования и Центром;

- Центральной поликлиникой и психоневрологическим диспансером г. Кисловодска, обеспечивающая своевременное диагностирование развития подростков и проведение мероприятий по реабилитации здоровья и профилактике заболеваний учащихся и педагогов;

- Подразделением по делам несовершеннолетних и районными отделами внутренних дел г. Кисловодска по активизации и разъяснению уголовного законодательства в области уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;

- Центром занятости г. Кисловодска и детским общественным фондом «Радуга» по начальной профессиональной подготовке подростков и организации социально одобряемой деятельности подростков в микрорайоне и городе в целом.

Вместе с тем в ходе обеспечения целостного влияния на личность подростка средствами взаимодействия социально-педагогических служб мы столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, проблема кадрового обеспечения и подготовки специалистов. Потребовалась более глубокая (на наш взгляд) психолого-педагогическая и правовая подготовка (и главное - выработка готовности) учителей, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних правоохранительных органов и других лиц, занятых превентивной деятельностью по профилактике правонарушений подростков. Указанные специалисты достаточно успешно осуществляли профилактическую работу каждый в своей области, но не владели умениями объединить усилия для увеличения позитивного результата.

Во-вторых, даже в крупных городах сеть медико-психологических консультаций, служб социально-психологической помощи семье и подросткам, телефонов доверия развита не в достаточной степени и не может удовлетворить потребности населения. Также объективно возникала необходимость создания сети реабилитационных лечебно-воспитательных учреждений и центров психического здоровья детей и подростков.

Наряду с проблемами, требовавшими решения, хотелось бы обозначить и ряд положительных тенденций развития социальной сферы общества, оказавших нам помощь в достижении поставленных целей.

В первую очередь, необходимо отметить тот факт, что охранно-защитные меры преобладали над мерами наказания и принуждения в процессе профилактики правонарушений подростков. Это автоматически выдвинуло социально-профилактическую деятельность образовательных учреждений на первый план, присваивая ей приоритетное значение в деле стабилизации всего общества в целом.

Кроме того, более важная роль отводилась психологам, медицинским психологам и психотерапевтам в социально-профилактической деятельности, поскольку диагностика и коррекция противоправного поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации невозможны без активного участи специалиста-психолога.

С учетом перечисленных характеристик современной социально-педагогической деятельности, проблем и позитивных тенденций ее осуществления нами были выделены принципы, регламентировавшие организацию и содержание взаимодействия социально-педагогических служб в ходе нашей опытно-экспериментальной работы:

- взаимодействие строилось с учетом концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, оказываемой обществом и его воспитательно-профилактическими институтами несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания;

- основной упор социально-профилактической работы делался на своевременное выявление неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических, социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психологическом и социальном развитии подростков, а также на выявление криминальной среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, и оказание несовершеннолетним соответствующей помощи, поддержки и защиты;

- основная роль отводилась методам индивидуального подхода при котором рассматривалось не только совершенное правонарушение, но и весь комплекс причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, особенности его личности, состояния здоровья, с тем, чтобы с учетом его индивидуально-психологических особенностей могли быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры;

- учитывая, что профилактикой правонарушений подростков занимается значительное число лиц и различного рода социальных институтов, важнейшим условием их эффективного функционирования является научно обоснованная дифференциация и координация их деятельности, обеспечивающая четкое взаимодействие и комплексный подход в осуществлении воспитательно-профилактической работы;

- критериями дифференциации общих и специальных органов ранней профилактики выступали типологические социально-психологические характеристики личности социально дезадаптированных несовершеннолетних, а также характеристики неблагоприятных условий семейного воспитания, характер направленности неформального подростковых групп и взрослого окружения.

Таковы общетеоретические научно-методические предпосылки, составившие основу организации взаимодействия социально-педагогических служб с целью обеспечения целостного влияния на личность подростка в ходе профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством социальной работы общеобразовательной школы в рамках нашего исследования.

Что же касается практических аспектов, то они таковы.

В ходе осуществления опытно-экспериментальной работы сама практика подсказала нам выделение трех основных уровней организации взаимодействия социально-педагогических служб, которые отражают, на наш взгляд, системную организацию целей, предмета и методов профилактической деятельности во все более расширяющихся и усложняющихся структурах взаимодействия.

Первый уровень - микроуровень. Социальное пространство, в котором реализовывался этот уровень можно условно обозначить «социальный педагог - подросток».

На этом уровне мы самого подростка рассматривали как систему, обладающую субъектными характеристиками. В соответствии с этим основной целью социально-профилактической деятельности мы обозначили: приобретение подростком новообразования, заключающегося в сознании своей субъектности.

Наиболее эффективными средствами достижения данной цели, как показала наша практика, являлись взаимосвязанные психолого-педагогические и социальные мероприятия, проводимые в рамках самой общеобразовательной школы и построенные на принципах восстановительного и коррекционного воспитания и обучения. На основании анализа полученных результатов мы может заявить, что тем самым было достигнуто наибольшее улучшение социальной ситуации развития подростка, начат процесс восстановления и коррекции нарушенных психических функций и социальных связей. Другими словами, происходил начальный этап коррекции социальной позиции несовершеннолетнего.

Данная деятельность выразилась в создании таких форм взаимодействия, как «телефон доверия»; психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса; осуществление коррекционной, просветительской, консультативной работы; индивидуальную работу с педагогами по медико-психолого-педагогическим проблемам; организация и проведение тренингов и семинаров-практикумов на тему: «Я - гражданин», «Как научиться любить этот мир», «Агрессивность - стиль жизни?» и т. д. Также проводилась работа по выявлению детей, чьи трудности обусловлены болезненным состоянием нервной системы; проводилась психологическая коррекция противоправного поведения подростков, отслеживание психологического микроклимата и проблем адаптации к новым условиям при переходе на следующую ступень обучения.

На данном уровне мы организовывали взаимодействие социально-педагогической и психологической служб образовательного учреждения, школьного участкового инспектора по делам несовершеннолетних, а также представителей школьного родительского комитета, совета самоуправления школы и педагогов, работающих в сфере дополнительного образования.

Второй уровень - мезоуровень. Его социальное пространство можно обозначить как «социальный педагог-подросток-семья».

Этот уровень организации взаимодействия в нашей опытно-экспериментальной работе предполагал рассмотрение подростка как субъекта уже в более широком социальном контексте: в окружении семьи, во взаимодействии с другими несовершеннолетними, друзьями, в поле влияний школы. В соответствии с этим была избрана следующая цель: приобретение, освоение подростком социальной роли и статуса единой взаимосвязанной с другими членами общества системой.

На этом уровне нами осуществлялось выявление степени и качества влияния на социальную позицию подростка членов семьи, сверстников, друзей, школы. В последствие на этой основе анализировались возможности вклада каждого из перечисленных социально-воспитательных институтов в дело профилактики правонарушений несовершеннолетних. Полученные результаты позволили нам скоординировать деятельность указанных институтов, чтобы они могли более эффективно содействовать интеграции подростка с противоправным поведением или склонным к нему в жизнедеятельность окружающего социума. Таким образом, нам удавалось обеспечивать социально-педагогическую поддержку подростку и его семье, целенаправленно корректируя ее усилия в процессе обучения и воспитания, развивая у всех участников процесса профилактики способы продуктивного взаимодействия.

В частности, проводилась просветительская работа по проблемам «Совместная работа школы и семьи», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Значение единых требований школы и семьи в предупреждении правонарушений подростков», «Семья и неформальные подростковые группы» и др.

Кроме того, необходимо отметить и еще один результат, которого мы достигли в ходе социально-профилактической работы данного уровня. Выявление коррекционно-воспитательного потенциала каждого из субъектов взаимодействия мезоуровня позволило существенно расширить коррекционно-развивающее пространство жизнедеятельности подростка.

Третий уровень - макроуровень. Его можно обозначить как «семья -подросток - социальный педагог - общество».

На этом уровне мы рассматривали подростка и его семью в рамках всего социума. Целью этого уровня социально-педагогического взаимодействия мы определили: вхождение подростка и его семьи как целостного субъекта в жизнедеятельность окружающей социальной среды. При этом помощь социального педагога требуется лишь эпизодически, в случае внезапных социально опасных ситуаций.

На этом уровне нами организовывалось взаимодействие несовершеннолетних и членов их семьи (через социально-педагогическую службу школы) с муниципальными органами власти и обеспечение социальной политики страны, общественными объединениями, фондами и т.п.

Организуемое взаимодействие в нашей опытно-экспериментальной работе основной задачей имело расширение социально позитивного опыта подростков. С этой целью педагогами школы совместно с администрацией микрорайонов г. Кисловодска и городским детским общественным фондом «Радуга» проводились семейные конкурсы и соревнования «Самая дружная семья», «Генеалогия - связь поколений», «Традиции отцов и дедов чтим и помним», «Читайте, завидуйте: я - гражданин», а также конкурсы и соревнования, выявляющие интересы и потребности подростков в культурно-досуговой сфере жизнедеятельности общества. По результатам этих мероприятий часть подростков получила возможность заниматься в кружках, клубах и секциях различной направленности за счет средств городского детского общественного фонда «Радуга».

Одним из условий повышения эффективности социально-педагогического взаимодействия на макроуровне было привлечение к образовательному процессу общественных национально-культурных организаций. Например, в г. Кисловодске функционируют общество «Славяне», Армянская национально-культурная автономия «Крунк», Карачаевское благотворительное общество «Алан», Культурный центр народов Дагестана, Осетинское общество «Иристон», Грузинское общество «Иверия».

Сотрудничество с национально-культурными объединениями, со школами Осетии, Дагестана, Ингушетии, установление связей со сверстниками дальнего зарубежья (КИД), проведение психологических семинаров для педагогов и подростков «Культура общения», написание и защита научно-исследовательских работ по историческому, литературному наследию, по экологическим проблемам способствовали созданию мультикультурной среды как основы для взаимодействия с элементами других культур, объединяли подростков разных этнических групп в рамках социальной коммуникации, способствовали развитию навыков продуктивного взаимодействий с носителями различных культур.

Анализ промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы осуществленной на макроуровне показал, что именно здесь происходил завершающий этап процесса основной коррекции социальной позиции подростка и перевод ее из состояния «закапсулированности» в состояние открытости к окружающему социуму.

Все три перечисленных уровня организации социально-педагогических служб были тесно взаимосвязаны между собой. Ситуация, складывающаяся на макроуровне профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы влияла на характер протекания профилактики (в рамках взаимодействия) на микро - и мезоуровнях и наоборот. Поэтому мы можем заявить, что организация эффективного взаимодействия различных социально-педагогических служб и институтов социального воспитания стала возможна только при условии оптимального сочетания всех трех уровней взаимодействия указанных служб и институтов. Выделение того или иного уровня в качестве приоритетного (но ни в коем случае не единственного) могло быть обусловлено лишь областью социальных отклонений конкретного несовершеннолетнего.

Практическая часть нашей опытно-экспериментальной работы показала, что процесс взаимодействия имеет смысл разделить на ряд подпроцессов в соответствии с тем, в какой сфере жизнедеятельности общества происходит это взаимодействие. Таким образом, у нас получилось пять категорий учреждений, с которыми взаимодействовала общеобразовательная школа в своей социальной-профилактической деятельности:

- учреждения системы образования;

- учреждения социальной защиты населения;

- учреждения системы здравоохранения;

- учреждения пенитенциарной системы;

- муниципальные и общественные организации.

В схеме отражены лишь основные социальные институты по каждой группе. Демонстрация всех связей с различными учреждениями, имевших место в нашей работе, отняло бы много внимания. Поэтому ограничились лишь основными, определяющими тенденциями в развитии и организации взаимодействия социально-педагогических служб в ходе профилактики правонарушений несовершеннолетних.

К сожалению, рамки исследования не позволяют нам подробным образом остановиться на месте и роли каждого учреждения, названного в схеме. Поэтому охарактеризуем лишь суть взаимодействия социально-профилактического характера в рамках каждой конкретной категории учреждения.

Взаимодействие с учреждениями системы образования было направлено на получение, в первую очередь, методической помощи психологам, социальным педагогам и учителям общеобразовательной школы, являющейся нашей экспериментальной базой исследования. Кроме того, организованное взаимодействие способствовало более высокому уровню оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи семье и несовершеннолетним. Таким образом, целью организации взаимодействия социально-педагогических служб в области системы образования являлось постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности на обеспечение полноценной социализации подростков, их разностороннего развития, плодотворного общения всех участников педагогического процесса.

Полученные в ходе экспериментальной деятельности данные показали, что успешное решение поставленных задач возможно, в первую очередь, путем выявления и работы с творческими, одаренными подростками. С этой целью в планы работы методических объединений учителей-предметников школ были включены олимпиады для среднего звена с целью более раннего выявления подростков, имеющих способности и склонности в определенных областях знаний. Кроме этого были разработаны и внедрены интеллектуальные игры в рамках предметных недель: «Звездный час», «Юный географ», конкурсы эрудитов, творческие конкурсы «Ученик года», КВН, конкурс юных кулинаров и др.

Также были созданы условия для творческое самореализации личности подростка путем налаживания тесных связей с учреждениями дополнительного образования детей и подростков, организации различных кружков, секций, факультативов, летнего предметного лагеря. Начали работу клубы по интересам «Я - житель планеты», «Мастера», «Этикет», «Подросток и закон». На базе СОШ № 12 г. Кисловодска был создан клуб «Интеллект - золотой запас России». Одной из задач клуба являлось формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам экономического профиля, профориентационная работа. Совместно с комитетом экономики и развития торговли администрации г. Кисловодска СОШ № 12 провела деловую игру «Проверка правил торговли в предпринимательских структурах города» и фестиваль, посвященный Дню защиты прав потребителей «Закон потребителей уважай».

Кроме того, педагогами школ совместно с Инспекцией по охране детства Комитета образования и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Кисловодска были организованы и проведены в рамках микрорайонов операции «Неблагополучная семья сегодня - криминальное общество завтра», «Социально здоровые дети - будущее России», «Подростки - индикатор общества», в ходе которых осуществлялась профилактическая и коррекционная деятельность не только непосредственно с несовершеннолетними, но и с членами их семей, оказывалась необходимая помощь и поддержка.

Организация взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями социальной защиты населения была призвана обеспечивать более высокий уровень реализации ряда функций социальных служб путем придания им большей степени адресности, конкретности. Среди таких функций особо можно отметить:

- функцию социальной помощи, в рамках которой происходило выявление и учет семей и отдельных подростков, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи нуждающимся в ней;

- функцию консультирования, позволившую организовать встречи несовершеннолетних и членов их семей с требуемыми специалистами, родительский медико-психологический всеобуч;

- функцию социальной коррекции и реабилитации, выразившуюся в организации более эффективной социальной медико-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, безнадзорных подростков, а также подростков, оставшихся без попечения родителей;

- функцию информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, заключавшуюся в предоставлении несовершеннолетнему, члену его семьи, его другу и т.п. информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, в распространении среди подростков медико-психологических, педагогических и иных знаний; в изучении социальных проблем, порождающих противоправное поведение несовершеннолетних в районе и разработке и реализации конкретных мер, направленных на их устранение.

Другими словами, целью организации взаимодействия в данной области стала реализация совокупности законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав подростков и достижение ими социально приемлемого уровня жизни.

В ходе организованного взаимодействия, например, с городским Центром социальной помощи семье и детям и Комитетом социальной защиты населения г. Кисловодска осуществлялась социально одобряемая деятельность подростков по оказанию помощи и поддержки (психологической, социальной, бытовой и т.д.) малообеспеченных жителей города. В частности, были проведены акции «Милосердие», «Доброта и лечит, и спасает», «Услышь ближнего своего», «Команда спасения». Были подготовлены музыкально-концертные программы, с успехом продемонстрированные в дошкольных образовательных учреждениях города и городском отделении общества слепых.

Городскими социальными службами для молодежи совместно с педагогами общеобразовательных школ и Городским центром занятости были проведены акции «Первый заработок», нацеленная на профессиональное самоопределение подростков и предоставление им рабочих мест в различных организациях; «Помоги другу», основанная на оказании услуг в области социальной медико-психологической реабилитации подростков и консультировании их и членов их семей специалистами различных областей жизнедеятельности общества; «Помоги себе сам», вооружающая подростков знаниями и умениями, необходимыми для разрешения сложных жизненных ситуаций и ряд других.

Налаживание связей с учреждениями системы здравоохранения оказало нам существенную помощь в снятии стрессов несовершеннолетних, содействии их оздоровлению, в том числе, пропаганде здорового образа жизни. Существенно повысилось качество оказания медико-социальных услуг в области медико-социального патронажа «проблемных» подростков и их семей, медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, в том числе, в системе психоневрологических и наркологических клиник и диспансеров.

В учебно-воспитательную работу были внедрены новые нетрадиционные формы уроков и внеклассных мероприятий с применением здоровье сберегающих технологий. Регулярно проводились физкультминутки (перед первым уроком и во время занятий); дни здоровья; тематические классные часы, беседы совместно с врачами-методистами Центра психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков, врачами психоневрологического диспансера, врачами-терапевтами центральной поликлиники г. Кисловодска по темам: «Твое здоровье - твое будущее», «Алкоголь - веселье - правонарушение», «Задумайся о своем здоровье», «Агрессия - шаг к преступлению», «Курению - нет!», «Крепкая семья - здоровые дети», «Как стать слабым и беспомощным», «Психическое здоровье - счастливая жизнь».

Были подготовлены и розданы специальные листовки: «8 причин, по которым я не употребляю наркотики», «22 совета тем, кто решил самостоятельно бросить курить». Проводилась просветительская работа: подростки приняли участие в конкурсах: плакатов «Сколько стоит здоровье», рецептов «Здоровое меню», сочинений «Разговор со здоровьем».

Особое внимание уделялось просветительской деятельности педагогов в области физического и социально-психологического здоровья, которая предусматривала: курс лекций по проблемам здоровья взрослого человека и подростка, по проблемам здорового образа жизни; научно-практический семинар; лекторий «Основы здорового образа жизни»; семинар «Методы и технологии оказания помощи личности и семье».

Учреждения пенитенциарной системы ближе всего располагаются к системе профилактики противоправного поведения, в том числе и подростка. Кроме того, сама профилактическая деятельность является их основной функцией. Вместе с тем в процессе налаживания взаимодействия с данной категорией учреждений мы столкнулись с тем, что в них в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих учреждений. Такое положение существенно затруднило саму организацию взаимодействия и негативно повлияло на его качество.

Тем не менее, своими основными достижениями в этом направлении мы считаем следующие. Были налажены достаточно тесные связи с подразделениями по делам несовершеннолетних того района г. Кисловодска, к территории которого относилась наша общеобразовательная школа, являющаяся экспериментальной базой исследования; с работниками районного отдела внутренних дел, а также Центром временной изоляции детей и подростков. В этом нам существенно помогла нормативно-правовая база, регулирующая деятельности органов внутренних дел РФ: согласно Закону РФ «О милиции» профилактическая деятельность органов внутренних дел должна распространятся, в первую очередь, на подростков, совершивших преступление и правонарушение. В данной ситуации наши усилия были направлены на расширение поля деятельности работников ОВД.

Также существенно повлияло положительным образом на ход и результат организованного взаимодействия в данной области развитие такого направления юриспруденции, как ювенальная юстиция, охватывающего ту сферу, в которой несовершеннолетний выступает в качестве субъекта права. Ювенальная юстиция и направления ее развития позволили придать нашему взаимодействию такой характер, который обеспечил двоякую позицию подростка. С одной стороны, он выступал как субъект криминального поведения, а с другой - как объект профилактического воздействия. Подобное положение дел позволило существенно улучшить качественные показатели взаимодействия с системой пенитенциарных учреждений, а, следовательно - результаты социально-профилактической деятельности общеобразовательной школы.

К таким качественным показателям взаимодействия общеобразовательной школы с Подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН), районным отделением внутренних дел, Центром временной изоляции детей и подростков мы относим следующие. Увеличилась частота посещений инспекторами ПДН образовательных учреждений и степень их участия в школьных мероприятиях, в частности, родительских собраниях. Ряд общешкольных родительских собраний и собраний родителей учащихся одной параллели были посвящены правоохранительной тематике и проведены сотрудниками правоохранительных органов и органов юстиции: «Административная и уголовная ответственность подростков», «Административная ответственность родителей за правонарушения, совершаемые их детьми», «Юридическая защита прав несовершеннолетних», «Меры наказания несовершеннолетних за совершенные правонарушения» и др. для подростков были проведены мероприятия практико-ориентированного характера: «Если тебя забрали в милицию...», «Правила поведения в местах массового скопления людей», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «криминальные подростковые группы как фактор социальной опасности» и др. Также был организован спецкурс «Приемы самообороны в критических ситуациях», пользовавшийся большим успехом как у подростков, так и у их родителей, систематическое взаимодействие с учреждениями пенитенциарной системы осуществлялось и в ходе проведения совместных операций «Подросток и улица», «Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Дети «группы риска».

Поскольку в основе успешности социальной работы школы по профилактике правонарушений подростков лежит эффективное формирование у последних социально позитивных действий, умений, навыков, мы считаем необходимым дать краткое пояснение осуществлению процесса взаимодействия социально-педагогических служб применительно к реализации данного компонента.

На первом этапе формирование и проявление противоправных действий несовершеннолетнего было обусловлено, прежде всего, неправильным воспитательным воздействием. Поэтому здесь оказалась необходима помощь консультативного плана со стороны учреждений социальной защиты населения, учреждений системы здравоохранения и, конечно же, учреждений системы образования. Это взаимодействие в нашей опытно-экспериментальной работе было направлено на формирование в целом негативного общественного мнения о действиях подростков, но не о нем самом, не о его личности.

Следующий этап проявления социальных действий подростков потребовал от нас коррекционно-воспитательного характера воздействия со стороны различных социально-педагогических служб. Поэтому основная активная роль на этом этапе отводилась нами учреждениям дополнительного образования детей и подростков, социальным службам для молодежи, подразделениям по делам несовершеннолетних и Центру психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков. Такой подбор во многом определялся тем, что коррекционно-воспитательное воздействие необходимо оказывать не только на самого несовершеннолетнего, но и на его ближайшее социальное окружение.

И, наконец, последний, третий, этап проявления и развития асоциальных действий, и умений и навыков потребовал от нас привлечения к активному взаимодействию таких учреждений таких, как: подразделения по делам несовершеннолетних, городской Центр занятости, психоневрологический диспансер, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите прав. Взаимодействие данных учреждений осуществлялась посредством индивидуальной и групповой и воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения интересной и престижной профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов подростков.

Мы сознательно, практически не упомянули о роли и месте муниципальных и общеобразовательных организаций в нашем социально- профилактическом взаимодействии, поскольку данные учреждения привлекались нами к оказанию помощи на всех этапах организации и осуществления социально-профилактического воздействия общеобразовательной школы на личность и поведение несовершеннолетних.

В целом, мы считаем невозможным выделить в качестве основной или приоритетной какую-либо одну группу учреждений, участвующих в процессе взаимодействия, в ходе профилактики правонарушений подростков. Всем им в нашей опытно-экспериментальной работе отводились примерно одинаковые роли. Это было обусловлено тем, что социальная деятельность общеобразовательной школы по коррекции социальных отклонений подростков, лежащих в основе их правонарушений, носила характер санкций и помощи. При этом санкция могла выполнять роль помощи, а помощь - роль санкций. Однако функция санкций, все же преобладала в группе учреждений пенитенциарной системы, а функция помощи - в группе учреждений социальной защиты населения. Поэтому социальные отклонения, определяемые условиями жизни подростка, корректировались, главным образом, социальной помощью, а отклонения в области взаимодействия личности и общества - проявлением санкций.

Организованное взаимодействие позволило нам в полной мере осуществить с достаточно высокой степенью эффективности следующую последовательность социально-профилактических действий по отношению к подросткам - правонарушителям или склонным к противоправному поведению:

- «дискриминационные» действия, направленные на формирование у несовершеннолетнего осознания у себя социального отклонения (т.е. имеющейся или возникшей проблемы) или социально-негативных обстоятельств, которые создают неблагоприятную ситуацию его развития;

- «концептуальные» действия, направленные на обеспечение соотнесения подростком цели получения и передачи информации, социально значимых действий, умений, навыков и т.д. с их ценностными характеристиками и влиянием на его самого и окружающий социум;

- «обучение принципам взаимоотношений», направленное на формирование и развитие у несовершеннолетних механизмов социально адекватного взаимодействия, навыков рефлексии и саморазвития;

- «разрешение проблем», направлена на разработку более или менее универсального способа, которым подросток может воспользоваться при разрешении возникающих асоциальных противоречий. Это способ разрабатывался на основе индивидуального подхода, с учетом индивидуальных личностных качеств конкретного подростка. Вместе с тем, речь не идет о разработке так называемой «панацеи» ибо это в принципе невозможно.

Наиболее эффективной формой практического воплощения процесса взаимодействия социально-педагогических служб в ходе социальной работы общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков, в ходе нашей опытно-экспериментальной работы, являлся социально-психологический и социально-педагогический тренинги.

Эта форма была наиболее эффективна по той причине, что тренинг является одним из наиболее востребованных активных групповых методов коррекции личностных и поведенческих характеристик несовершеннолетних с противоправным поведением или склонных к нему. Кроме того, он позволял участвовать в процессе коррекции различным специалистам: системы образования, социальной защиты населения, пенитенциарной системы и др. Это способствовало всестороннему охвату социальных отклонений как объектов коррекций и обеспечивало комплексных характер коррекции. Среди наиболее существенных результатов, полученных нами, можно назвать следующие. Проводимый тренинг облегчил и ускорил процесс овладения несовершеннолетними знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, способствовал оптимизации коммуникативных возможностей подростков, необходимых для организации полноценного, продуктивного взаимодействия с другими членами социума, а также в равной мере необходимых для практической деятельности и межличностных отношений. Как итог - тренинг создавал возможность для более полного самосознания и самоопределения подростков.

Однако для его успешного использования, как показала практика нашей исследовательской деятельности необходимо наличие ряда предпосылок:

- сформированность у подростков потребности в самопознании;

- удовлетворительный уровень развития у них рефлексии;

- сформированность адекватной, содержательной самооценки;

-значимость (средний и высокий ее уровень) для несовершеннолетних обратной связи в ситуациях социального общения;

- высокая потребность подростков в социально одобряемом и поощряемом общении и трудности в этой сфере.

При условии наличия перечисленных предпосылок социально-педагогический и социально-психологический тренинги помогли, как подтвердили результаты нашей опытно-экспериментальной работы, решить ряд следующих задач социальной работы общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков:

- вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций;

- познание ими своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми;

- понимание несовершеннолетними себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятия внутриличностных конфликтов и напряжений;

- формирование у них умений организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуации;

- развитие у подростков навыков рефлексии и обратной связи.

В контексте решения перечисленных задач были проведены тренинги «Я - такой же, как...», «Мой мир и люди в нем», тренинги снижения уровня личностной напряженности и уменьшения агрессии (как внутренней, так и внешней), «Разговор с окружающим миром» и ряд других.

Большое число откликов и положительных реакций вызвал тренинг «Сценарий моей жизни», проведенный в форме коллективного самоанализа, материал которого составляли проблемы и конфликты подростков, а также особенности их взаимодействия с группой сверстников. Тренинг включал в себя ряд фаз, выделенных в соответствии с ключевыми темами:

- «Информационно-коммуникативный уход», основным содержанием которой стали приключенческие рассказы и забавные личные похождения из жизни подростков, снимающие напряжение, вызванное новизной и неопределенностью ситуации;

- «Агрессивная эгозащита и конфликтность». Темой этой фазы мы обозначили «Конфликты со взрослыми авторитетами» (учителями, родителями, работниками правоохранительных органов и т.д.);

- «Фантазирование», позволившее снизить уровень личностной напряженности подростков от хронической неудовлетворенности их основных социальных потребностей;

- «Отношение к противоположному полу», главной задачей которой являлась коррекция вербального поведения подростков;

- «Рефлексия», ключевая задача которой - формирование элементарной рефлексии как способности анализировать психологические основания своих действий;

- «Самокритика»;

- «Самоконтроль»;

- «Проектирование будущего», нацеленное на построение и коррекцию системы отношений подростков;

- «Идеалы и ценности», центральной темой которой является необходимость законов и правил человеческого общежития.

Проведенный тренинг позволил скорректировать самосознание подростков и систему их социальных отношений, что позволило позитивно повлиять на процесс формирования социальной позиции несовершеннолетних.

В целом, успешность или не успешность процесса взаимодействия социально-педагогических служб различной направленности оценивалось нами на основе совокупности трех критериев, находящих свое выражение в личностной и поведенческой сферах подростка, с противоправным поведением или склонного к нему:

- степень нарушения подростком общественных требований, норм, законов, которая определялась путем анализа совершенных действий;

- степень несоответствия диспозиции личности несовершеннолетнего общественным требованиям, нормам и законам. Она определялась через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения;

- единичность и рецидивность асоциальных действий подростков.

Чем ниже показатели по каждому из трех критериев и по их совокупности, тем выше эффективность организации взаимодействия социально-педагогических служб.

Подводя итоги можно сказать следующее. До настоящего времени не создан четкий научно-теоретический и методический аппарат, определяющий основы организации и осуществления взаимодействия социально-педагогических служб в ходе социальной работы общеобразовательной школы с подростками по профилактике правонарушений. Между тем такого рода деятельностью вынуждены заниматься учреждения различных типов и ведомств. Тенденция роста количества этих организаций (как государственных, так и общественных) очевидна. Вместе с тем до сих пор работа специалистов этих учреждений строится чаще всего на эмпирической основе с явным преобладанием зарубежных подходов к решению проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством социальной работы.

Тогда как оказание профессиональной социально-педагогической помощи и поддержки подросткам с противоправным поведением и склонным к нему требует серьезного научно-методического обеспечения, а также применения специализированного диагностико - профилактико - коррекционного инструментария, которой может быть использован в работе с этой группой несовершеннолетних. Решение этих задач возможно только посредством объединения усилий специалистов различного профиля: психологов, педагогов, медицинских и социальных работников, работников органов внутренних дел, общественных деятелей и руководителей муниципальных органов власти.

Все сказанное выше подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы. Одним из необходимых и обязательных условий эффективности социальной работы современной общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков является взаимодействие социально-педагогических служб учреждений различной ведомственной принадлежности, что, в конечном итоге, обеспечивает целостное влияние на личность несовершеннолетнего правонарушителя или подростка, склонного к противоправному поведению.

 

АВТОР: Старцева-Тарасова В.И.