29.03.2012 4463

Международный опыт противодействия незаконному обороту транспортных средств

 

Формирование современного законодательства России включает две тенденции: с одной стороны, российская правовая система активно адаптирует международные стандарты регулирования правоотношений, с другой, - наблюдается тенденция, выраженная в специфике содержания локальных нормативно-правовых актов. Можно выделить ряд положительных моментов и недостатков мер противодействия незаконному обороту ТС, предусмотренных национальными законодательствами других стран. Как и ранее эти особенности тривиальнее всего прослеживаются там, где имеется численное преимущество, и заинтересованность большей части общества - в сфере автомототранспорта.

Не лучшим является пример организации этой деятельности на постсоветском пространстве. Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и другими видами опасных преступлений на территории государств-членов СНГ ограничилась планируемым созданием централизованного банка данных о похищенных ТС.

В странах Европейского союза борьба с незаконным оборотом ТС занимает важное место в программе борьбы с организованной преступностью. Принята специальная поправка к директиве о противоугонных устройствах и предусматривает обязательное оснащение всех новых автомобилей электронными блокираторами. Внутри правовых систем европейских государств несколько различаются санкции за отдельные правонарушения, связанные с незаконным оборотом ТС. Однако везде наблюдается тенденция к весьма жесткому регулированию этих процессов.

Сокращению числа хищений автомототранспорта во Франции способствовало внедрение в 1994 году компьютерной системы учета национальных регистрационных номеров транспортных средств наряду с положениями, регулирующими уничтожение титульных документов на ТС, вышедшие из строя. В том же году создана компьютерная национальная система регистрации автомобилей, приняты также юридические нормы, направленные на совершенствование противоугонных систем транспортных средств, в соответствии с указаниями Европейского союза. Более 10 лет действует национальная база данных, регистрирующая всю информацию о похищенных ТС, которая входит в базу данных, предусмотренную Шенгенским соглашением. В качестве прочих полезных мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного оборота транспортных средств, можно упомянуть общественные разъяснительные компании и специальную подготовку сотрудников правоохранительных органов.

В Бельгии, Нидерландах и Люксембурге создана единая компьютерная система для межгосударственного обмена информацией о регистрации транспортных средств и прохождении технического обслуживания.

В Словакии пересмотрены правовые положения, направленные на борьбу с незаконным оборотом ТС. Регистрационные документы снабжены специальными элементами защиты. В результате сотрудничества между полицией и компанией «Кар коуд Братислава» была создана система кодирования, которая в обязательном порядке должна предъявляться страховым компаниям. Также создана централизованная регистрационная система, предусматривающая наличие на стеклах каждого автомобиля выгравированных последних восьми цифр идентификационного номера для содействия его обнаружению и возвращению в случае кражи. Словакия была одной из первых стран, которая ввела сведения в международную базу данных Интерпола о похищенных ТС, созданную в середине 90-х годов.

Ответственность за хищение автомобиля в европейских государствах в основном предусмотрена общими нормами уголовных законодательств, как кража имущества.

В Германии незаконный оборот транспортных средств попадает под действие Закона о пересечении незаконного оборота наркотиков и других проявлений организованной преступности. Нормы Закона включают строгие санкции, в частности, совершение групповой кражи при отягчающих обстоятельствах или незаконная торговля организованной группой похищенным имуществом рассматриваются как тяжкие уголовно наказуемые правонарушения. В этом случае вступают в действие положения об отмывании денег и конфискации похищенного и другого имущества. Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет правоохранительным органам право на прослушивание телефонных разговоров в связи с подобными преступлениями. Законодательство Германии отдельно предусматривает наказание за подделку регистрационных документов транспортных средств и связанные с этим правонарушения.

Ответственность в Великобритании за кражу (угон) транспортных средств регулируется общими нормами Закона о кражах 1968 года: параграф 12(1) - завладение автотранспортным средством без соответствующих полномочий и т.д. Здесь еще в 1969 году был принят закон, требующий от производителей устанавливать на всех автомобилях с 1 июля 1972 года противоугонные устройства - соответствующие замки на рулевых колонках, и в то время это дало положительные результаты.

Эстония имеет широкую правовую основу для пресечения незаконного оборота транспортных средств, включая указ правительства о регулировании продажи и приобретения автомобилей.

В законодательстве Греции содержатся нормы ответственности за незаконный оборот транспортных средств, в частности подделку, кражу, незаконное присвоение, получение и распределение доходов от преступной деятельности. Правовые положения, касающиеся незаконного оборота транспортных средств, содержаться в Таможенном кодексе - приводятся различные формы контрабанды, включая удаление номера шасси на автомобиле и его перенос или воспроизведение на другом транспортном средстве, за который не уплачена соответствующая пошлина. Действуют также Законы об общественном порядке, о предупреждении и пресечении легализации поступлений от преступной деятельности, Кодекс дорожного движения, постановление МВД о потерянных, обнаруженных и похищенных предметах и поиске людей и предметов и другие правовые нормы, содержащие положения о противодействии незаконному обороту транспортных средств. Полиция тесно сотрудничает с береговой охраной, таможней и другими правоохранительными органами.

В Венгрии законодательно не были урегулированы вопросы разграничения компетенции между полицией и таможней. Таможенная служба может отказать полиции в предоставлении данных на ввезенную из-за границы машину, ссылаясь на положение о «таможенной тайне».

По инициативе Ассоциации страховых компаний Израиля в ноябре 1994 года был создан отдел розыска похищенных транспортных средств. С 1995 года межминистерский комитет по выработке мер борьбы с этим видом преступлений принял ряд рекомендаций, в том числе касающихся расширения сферы деятельности отдела на все округа, создания окружных и местных отделов по расследованию автомобильных краж, использования магнитных карт и диалоговых процедур для регистрации владельца транспортного средства.

Гражданским законодательством Японии предусмотрена возможность подачи иска в связи с приобретением или утратой собственности на транспортное средство. Такой иск можно подать и в отношении третьей стороны в том случае, если это транспортное средство состоит в автомобильном реестре.

В Австралии существует две национальные базы данных, используемых Национальной группой специального назначения по борьбе с угоном транспортных средств и содержащих информацию для пресечения незаконного оборота транспортных средств: база данных NEVDIS федерального агентства «Австророудз», которая содержит сведения о регистрации транспортных средств и Национальный регистр списания транспортных средств.

Осенью 2001 года правительство Австралии поручило Национальному совету по борьбе с угонами автотранспорта реализовать программу новой маркировки автомобилей. В итоге с 2002 года все ТС, сходящие с конвейеров местных автозаводов, дополнительно маркируют по уникальной австралийской технологии микродотами (напыляемыми на любую деталь в неограниченном количестве маркерами на основе специального полиэфирного состава размерами около 1 мм в диаметре и 0,1 мм толщиной с нанесенным лазерным способом персональным номером). Подержанные автомобили оборудуются за отдельную плату. Как результат - количество угонов в Австралии, входившей до этого в пятерку стран-мировых лидеров в данном отношении, снизилось на 18 %. Данный опыт активно внедряется в США, Канаде, Великобритании, Голландии, Малайзии, Индонезии, Новой Зеландии, Южной Африке. Метод позволяет защищать не только автомобили, но и другие ТС - катера, яхты, самолеты, а также мебель, бытовую технику и даже недвижимость.

Украина приняла серьезные меры по усилению ответственности за незаконный оборот транспортных средств, одновременно повысив эффективность государственного регулирования их законного оборота. Так, кроме обычных для стран СНГ закона «О безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения, Правил проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов, законодатели Украины уделили внимание регулированию рынка автомобилей, создали основы регулирования отношений, связанных с образованием, сбором, перевозкой, хранением, обработкой, утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов деятельности физических и юридических лиц. Утверждены подробные Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок; Правила розничной торговли транспортными средствами и номерными агрегатами и Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств.

Для уменьшения количества хищений ТС в наиболее автомобилизированной стране мира американцы пошли на такие меры, как ужесточение наказаний за подобные преступления, непрерывное совершенствование противоугонных технологий, организация специальных фондов и союзов, направленных против автомобильных угонщиков.

Показательно развитие в США специальных законов, содержащих ответственность за кражи транспортных средств. Первый законодательный акт, направленный на борьбу с незаконным оборотом ТС, был принят еще в 1919 году. Это так называемый закон Дайера (Dyer Act) - Федеральный закон США, согласно которому перевозка украденных транспортных средств через границу штата является федеральным преступлением. В соответствии с этим законом ФБР часто подключается к расследованию преступлений, дела о которых по всем признакам входят в компетенцию местной полиции или полиции штата. До 1984 года правоохранительные органы руководствовались положениями Закона о нарушениях дорожного движения 1966 года и нормами Федерального уголовного кодекса США (раздел 18 Свода Законов США).

В 1984 году принят Закон о преследовании краж автотранспортных средств. В соответствии с ним основные узлы и детали марок автомашин, которые наиболее часто угоняют, должны маркироваться постоянными идентификационными номерами. Если 17-ти значные цифровые маркировки слегка затерты или видны попытки удаления номеров, то такая машина подлежит конфискации. Подделать все маркировки VIN автомобиля считалось невозможным и предполагалось, что маркированные автомобили и агрегаты легче найти. По оценкам специалистов, стоимость маркировки одной машины не должна превышать 15 долларов США.

По мнению авторов Закона, его принятие позволило снизить уровень автомобильных краж в стране, общую стоимость страхования автомобилей, затраты на профилактические мероприятия.

В соответствии с требованием принятого Закона необходимо проставлять заводской номер на четырех узлах или деталях автоприцепов, на девяти - на грузовиках, на 14 - всех остальных автомашин.

В перечень важнейших частей автомашин, создающих максимальные трудности для профессиональных преступников, занимающихся продажей угнанных автомобилей или узлов, предложенных министерством юстиции входят - двигатель, коробка передач, боковые двери, капот, передняя боковая стойка радиатора, передние крылья, головка блока цилиндров, задняя дверь, дно багажника, а также деталь или узел, выбираемые ежегодно по усмотрению автомобильной компании, о котором она должна сообщить полиции. Этот перечень может периодически изменяться.

Все развитие законодательства США направлено на ужесточение наказаний за преступления, связанные с кражами автомобилей. Законодательство в борьбе с автомобильными кражами возлагает на автомобильные концерны и полицию определенные обязанности, предоставляя федеральным и местным судам широкие полномочия.

Параграф 511 раздела 18 Свода Законов США раздела предусматривал за преднамеренное изменение, уничтожение, поделку или переделку регистрационного номера автомобиля или его частей (узлов) штраф до 10 тыс. долларов или тюремное заключение до 5 лет, или то и другое. Согласно параграфа 533 нарушитель, преднамеренно импортирующий или экспортирующий украденные автомобили или их узлы, подвергался штрафу до 15 тыс. долларов или тюремному заключению до 5 лет, или тому и другому.

В соответствии с параграфом 2312 перевозка внутри страны или за рубеж с целью продажи автомобилей, о которых известно, что они украдены, наказывалась штрафом до 5 тысяч долларов или тюремным заключением до 5 лет, или тем и другим. В параграфе 2313 было указано, что лицо, получившее, завладевшее, хранящее на складе, укрывающее, обменивающее или продающее любое транспортное средство и знающее, что оно попало в страну или штат после того, как было украдено, наказывается штрафом до 5 тыс. долларов или тюремным заключением до 5 лет, или тем и другим.

Лицо, которое покупает, завладевает, получает право контроля над автомобильным средством или его узлами с намерением продать или иным способом избавиться от него и при этом знает, что регистрационный номер на нем изменен, подделан, уничтожен или переделан, в соответствии с параграфом 2321 подвергалось штрафу на сумму до 20 тыс. долларов США или тюремному заключению на срок до 10 лет, или тому и другому.

В 1992 году были внесены поправки в Закон о борьбе с кражами транспортных средств 1984 года:

- введен новый состав преступления - вооруженный угон автомобиля является федеральным преступлением (ст. 101 раздел 1.А.);

- общественные организации имеют право обратиться в Департамент транспортных средств и запросить общие данные на автомобиль (DMV) для предоставления этой информации в любые негосударственные учреждения;

- увеличивается финансирование VTN-программы, клеймение, как отдельных частей, так и целых автомобилей, введено требование проверки магазинами VIN-номеров по базам данных ФБР.

Приняты и иные законодательные изменения и дополнения. Так ст. 102 Закона предусматривает повышение максимальной меры наказания за ввоз и вывоз краденных автомашин от пяти до десяти лет тюремного заключения. Согласно ст. 103 такая же санкция предусмотрена за транспортировку (перегон) краденных автомашин за пределы штата, а также за владение и торговлю ими.

В ст. 104 перечислены административные и уголовные меры преследования лиц, изменивших вид угнанного автомобиля, заменивших регистрационный знак, перегнавших украденный автомобиль из одного штата в другой или же непосредственно осуществивших вооруженный угон транспортного средства.

Ст. 105 устанавливает новое наказание (его определяет федеральный суд) для лиц, владеющих, руководящих работой, оказывающих поддержку или контролирующих деятельность мастерских по разборке (сборке) угнанных автомашин. Это - лишение свободы с максимальным сроком до 15 лет. В статье указано право Генерального прокурора США определять подпадает ли проверяемая мастерская под такую категорию.

Для борьбы с кражами автомобилей и мошенничеством в этой области Закон закрепил требование о необходимости и порядке учета автотранспортных средств Министерством транспорта и труда в целях:

- устанавливать неподдельность документов на ТС и его владельца;

- проверять подлинность регистрации конкретного регистрационного знака в соответствующем штате;

- устанавливать, не является ли проверяемый автомобиль, который зарегистрирован в конкретном штате, восстановленным или переделанным;

- представлять сведения о дате выдачи документов на автомобиль;

- сообщать о том, что автомобиль с проверяемым знаком изъят из эксплуатации и уничтожен.

Согласно Закону доступ к этой информации должны получать:

- власти штатов, присоединившиеся к выполнению программы;

- представители всех федеральных служб и местных правоохранительных органов;

- будущие покупатели;

- страховые агенты.

Ст. 204 определяет обязанности лиц, ответственных за хранение отслуживших свой срок автомобилей. В частности, они должны вести учет всех поступающих к ним списанных автомобилей и ежемесячно составлять отчет об их количестве. Страховые компании также должны вести учет и представлять месячные отчеты обо всех автомашинах, имеющих срок службы не более пяти лет, правильно документально оформленных, но списываемых в утиль. За нарушение этого требования виновный, может быть, подвергнут штрафу в размере не более тысячи долларов (нарушителями считаются сотрудники, которые не представят инвентаризационный отчет).

Не обошел Закон и вопрос предупреждения краж автомобилей, связанных с деятельностью автомастерских по разборке и сборке автомашин. В ст. 301 (раздел III) предусмотрено, что мастерские по разборке и сборке автомашин подпадают под действие Закона о регистрации автотранспортных средств 1984 года, где дается толкование термину «главные заменяемые части». Ст. 305 устанавливает новую меру наказания по гражданскому кодексу на федеральном уровне за использование в преступных целях разборочно-сборочных автомастерских - это штраф в размере не более 100 тысяч долларов за каждый день преступной деятельности.

Согласно ст. 306 владелец страхового полиса на автомашину, приобретенную из числа списанных, должен подтвердить, что она и установленные на ней агрегаты и приборы не были похищены. Ни одно лицо, связанное с утилизацией автомобилей, их разборкой, ремонтом и сборкой, не имеет права на продажу или установку на них запчастей без маркировки и документов, подтверждающих, что запчасти не похищены.

В разделе III определена и обязанность Генерального прокурора по обеспечению деятельности национальной информационной системы учета похищенных автозапчастей.

В соответствии со ст. 401 (раздел IV) таможенным службам предписывается проверять экспортируемые за рубеж автомобили с целью выявления похищенных. Лица, осуществляющие экспортные перевозки автомобилей, обязаны уведомлять таможенную службу как минимум за 72 часа до предъявления их таможенному досмотру; они также должны иметь соответствующие документы на автомашину и на право владение ею и быть готовыми к ее проверке таможенной службой.

Закон (ст. 402) требует, что таможенная служба должна иметь в своем распоряжении рентгеновскую аппаратуру, предназначенную для выявления похищенных автомобилей, перевозимых в контейнерах.

С целью контроля за движением похищенных автозапчастей выделяются федеральные средства на оказание помощи сотрудникам полиции, владельцам и служащим автомагазинов и станций техобслуживания. Последние обязаны сообщать по специально оплаченным телефонам обо всех подозрительных фактах, связанных с запасными частями автомобилей.

Помимо законодательных норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот автотранспортных средств, приняты законодательные акты, содержащие требования к обеспечению безопасности выпускаемых автомобилей.

Закон о борьбе с кражами автомобилей США 1992 года в целях стимулирования выпуска автомашин, оборудованных системами защиты от угонов, устанавливает льготное налогообложение при их производстве. Генеральный прокурор США уполномочен самостоятельно решать, целесообразно или нет продлевать сроки предоставленных льгот.

В США при организации и использовании локальных спецподразделений руководствуются действующим федеральным законодательством. В некоторых штатах и округах спецподразделения по борьбе с автомобильными кражами и страховые агентства работают в тесном контакте и имеют свою сеть осведомителей среди населения. Местные агентства осуществляют свои функции, основываясь на законах штатов и с помощью Общества по предупреждению автомобильных краж (ATRAs). Они взимают небольшую дополнительную плату при получении водительских прав и при регистрации автомобиля, а также при получении страхового полиса. К примеру, штат Мичиган взимает 1 доллар дополнительного сбора на каждую выданную автомобильную страховку. Эти деньги идут на содержание подразделений из 83 офицеров и 7 обвинителей, занимающихся предотвращением и расследованием автомобильных краж. Такая мера позволила в этом штате только за один год снизить количество автомобильных преступлений на 17 %.

Сенат США одобрил законопроект, подготовленный штатом Калифорния в 1990 году, дающий право налагать любому округу дополнительный сбор на регистрацию восстановленных машин. Благодаря этому 28 округов штата получили возможность создания окружных противоугонных отрядов.

Одна такая группа, известная под названием Региональное подразделение по предотвращению автомобильных краж (TRAP), включает представителей от каждого городского департамента, департамента шерифа, калифорнийской патрульной службы (СНР). В структуру TRAP входит заместитель окружного прокурора, который выдает санкции на арест, поддерживает связи с удаленными окружными судами, отвечает за процедуру следствия. TRAP состоит из шести команд, каждая из которых имеет свою задачу:

- сбор информации о подозреваемых и их методах;

- проведение допросов подозреваемых;

- наблюдение и электронное слежение;

- наблюдение за приемом и отправкой угнанных машин;

- отслеживание любых складских операций.

Успешная работа TRAP во многом зависит от информационного обеспечения подразделения. Специально для этой цели был создан Вычислительный центр по расследованию автомобильных краж (ATIN). Любая информация, связанная с угоном автотранспорта, накапливается в этом центре и используется практически всеми организациями штата, имеющими отношение к обороту ТС.

В округе Сан-Диего существует региональное подразделение по борьбе с авто угонами (RATT) численностью 28 человек, сюда входят представителя службы шерифа, патрульной службы, представители местной и главной прокуратуры США, Таможенной службы, Иммиграционной службы, ФБР и всех городских департаментов округа.

Компьютерные технологии и развитие средств связи дают новые возможности для поимки автомобильных воров на месте преступления. Механические противоугонные средства, такие как сирена и блокировка рулевого колеса, помогают предотвратить только кражу, в то время, как электронное оборудование позволяет полиции отслеживать угнанные машины. Широко рекламируются и распространяются охранные системы, которые посылают тихий сигнал тревоги в частные охранные агентства, отслеживают похищаемую машину на расстоянии, а также извещают владельца и полицию. Системы, работающие на принципе дистанционного управления, могут отключить подачу топлива от двигателя. Противоугонные блоки могут быть подключены к компьютеру, который благодаря заложенной программе может отличить постороннего человека, садящегося за руль, от владельца автомобиля.

Свой вклад в борьбу с кражами автотранспорта вносит также постоянно развивающийся институт страхования США. В 1992 году было образовано Национальное бюро страхования от преступлений (NICB), которое может предложить более 1 ООО видов страховок. В его базе данных находится более 200 млн. файлов. На основе действующего законодательства NICB может идентифицировать угнанную машину, выдать всю информацию о машине и владельце, а также местонахождении похищенной машины (в том случае, если она конфискована и находится на штрафной площадке).

Как видно, мировой опыт всё большую ставку делает на государственном регулировании законных процессов оборота ТС, в т. ч. на информационном обеспечении противодействия НОТС и включении в это противодействие общественных организаций. Представляется целесообразным учесть отрицательные примеры организации деятельности, а также законотворчества в мировой практике и адаптировать наиболее эффективные меры в рассматриваемой сфере, выработанные международным сообществом, в российское правовое поле.

 

Автор: Попандопуло Д.В.