30.03.2012 3344

Общая характеристика преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции

 

Сфера производства и оборота алкогольной продукции в силу своей высокодоходности является одной из наиболее приоритетных отраслей экономики государства. В связи с чем, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию, а сама алкогольная продукция включена в перечень подакцизных товаров.

На сегодняшний день, сфера производства и оборота алкоголя структурно включает в себя три основных звена: производство, оптовую реализацию (акцизные склады) и розничную торговлю.

При этом производство и оборот алкогольной продукции, за исключением её розничной реализации, могут осуществлять только казенные предприятия или организации с определенным размером уставного капитала. Так, для получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции организация должна иметь уставной капитал не менее 10 млн. рублей, а для производства и оборота водки - не менее 50 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2005 г. в России в сфере производства алкогольной продукции работало 844 предприятия, из них 405 предприятий осуществляли производство водки и ликероводочных изделий, 301 - производство вина, 34 - производство вин шампанских и игристых, 104 - производство коньяка.

В 2004 году по сравнению с 2003 годом количество предприятий-производителей алкогольной продукции сократилось на 8,9%. При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики, за 12 месяцев 2004 года в стране произведено более 136 млн. декалитров алкогольной продукции, что на 0,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Что касается оптовой реализации алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, то сегодня её осуществляют свыше 2,6 тыс. организаций оптовой торговли, из которых более 1,3 тыс. имеют разрешения на учреждение акцизного склада, в т.ч. 322 предприятия-производителя алкогольной продукции.

Приведенные цифры статистической отчетности, казалось бы отражают благоприятное состояние отрасли, однако, они не должны вводить в заблуждение. Количество предприятий-производителей алкогольной продукции действительно снижается при одновременном увеличении её объемов производства. Вместе с тем, на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, состоявшейся 23 апреля 2004 года, отмечалось, что в России потребление водки и ликероводочных изделий составляет 250-300 млн. декалитров в год, а их легальное производство остается на уровне 130140 млн. декалитров. В результате, вне бюджетной системы продолжают оборачиваться значительные объемы денежных средств, из-за чего потери консолидированного бюджета оцениваются в 50 млрд. рублей в год.

Эту оценку подтверждают и результаты анализа динамики производства алкогольной продукции, а также объемов её производства, розничной реализации и потребления, которые показывают, что, несмотря на определенные благоприятные тенденции, отрасль по-прежнему нестабильна, а доля теневого производства и оборота алкогольной продукции остается достаточно высокой. По экспертным оценкам, на сегодняшний день, она составляет примерно 36%. В 2004 году этот показатель был на уровне 35,7%, в 2003 - 35%, в 2002 году - 33,5%.

При этом, как показывает анализ статистических данных, характеризующих состояние борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, преступления составляют всего 1,5% от общего количества выявленных в данной сфере правонарушений. Однако эта величина не остается постоянной, а имеет устойчивые тенденции роста. Только за 6 месяцев 2005 года в целом по России количество возбужденных уголовных дел по преступлениям рассматриваемой категории увеличилось более чем на 40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если же оценивать установленный только по уголовным делам материальный ущерб от преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, то здесь наблюдается аналогичная ситуация. Например, в Москве, которая считается одним из наиболее благополучных в данном отношении регионов, а доля теневого сектора оценивается менее чем в 10%, за 9 месяцев 2005 г. общая сумма установленного по уголовным делам материального ущерба, причиненного такими преступлениями, превысила 129,7 млн. рублей, что на 28,5% больше, чем за аналогичный период 2004 года (100,9 млн. рублей).

Более того, преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции не только наносят крупный имущественный ущерб человеку, обществу или государству, но и достаточно часто сопряжены с причинением вреда жизни и здоровью людей и самым тесным образом связаны с проблемой алкоголизации населения.

Как показывает современный и исторический опыт, темпы роста алкоголизации населения напрямую зависят от состояния криминогенной обстановки в отрасли. Чем хуже криминогенная обстановка в сфере производства и оборота алкогольной продукции, тем больше рынок наполняется низкокачественным и дешевым алкоголем и тем выше уровень алкоголизации населения1. А уровень алкоголизации населения в свою очередь отрицательно влияет на состояние преступности в целом, поскольку обуславливает рост количества тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, особенно совершаемых на бытовой почве.

Наиболее ярко негативные последствия роста количества преступлений в данной сфере отражают данные статистической отчетности о смертности от случайных отравлений алкоголем, которые наглядно можно отразить на следующей диаграмме.

Вышеприведенные примеры, на наш взгляд, дают достаточно ясное представление о том, что же является главной составляющей в общей массе совершаемых в сфере производства и оборота алкогольной продукции противоправных деяний, которую невозможно скрыть за общими цифрами, - 1,5% преступлений или 98,5% административных правонарушений.

Также необходимо отметить, что ежегодное сокращение общего количества правонарушений в данной сфере происходит за счет снижения доли административных правонарушений, которые компенсируются, но не в полном объеме, ростом преступлений и их качественными изменениями. Темпы снижения количества административных правонарушений выше, чем темпы роста преступлений, за счет чего происходит сокращение общего количества правонарушений в сфере производства и оборота алкоголя.

Качественные изменения выявляемых преступлений, в первую очередь, выражаются в росте числа тяжких преступлений. Так из 1767 преступлений, выявленных в 2004 году в сфере производства и оборота алкогольной продукции в г. Москве, 61,7% (1091) относятся к категории тяжких. Не должны вводить в заблуждение и цифры, указывающие на снижение количества подпольных цехов, объемов нелегальной продукции на рынке алкоголя и фактов совершения таких преступлений организованными группами. Это лишь свидетельствует о повышении организованности преступных групп, завершении очередного периода гаражно-квартирного производства фальсифицированной алкогольной продукции и освоении организованной преступностью новых менее защищенных законом сфер деятельности, таких как, например, импорт алкогольной продукции.

Кроме того, необходимо учитывать, что преступная среда также постоянно видоизменяется, приспосабливается и старается адекватно реагировать на все социально-политические, правовые, экономические и иные изменения в государстве, осваивая новые способы и методы получения нелегальных доходов.

Если говорить о структуре преступности в сфере производства и оборота алкогольной продукции и тенденциях в изменении её составляющих, то анализ данных статистической отчетности позволяет говорить о том, что за последние годы она претерпевает определенные изменения. Это связано как с деятельностью правоохранительных органов и изменениями в уголовном законодательстве, так и значительными преобразованиями механизма функционирования и налогообложения сферы производства и оборота алкогольной продукции, нестабильностью законодательства, регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере и другими, менее значимыми в отдельности, но весьма существенными в общей совокупности обстоятельствами.

Кроме того, анализ статистических данных о результатах борьбы с преступностью в рассматриваемой сфере позволяет определить, что большинство таких преступлений (92,2%) совершается на стадии розничной реализации алкогольной продукции.

Говоря о качественных характеристиках рассматриваемой категории преступлений, следует отметить, что наиболее часто мотивами их совершения выступают корысть (78%) и недостаточная материальная обеспеченность (20%).

Что касается лиц, совершающих преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции, то в результате анализа данных статистической отчетности, уголовных дел и опроса 170 сотрудников правоохранительных органов удалось установить следующее.

В отличие от общеуголовной преступности, где пик криминальной активности приходится на возраст 25-29 лет, в сфере производства и оборота алкоголя криминальная активность наиболее высока среди лиц в возрасте от 31 до 35 лет. Соотношение лиц женского и мужского пола среди такого рода преступников составляет разницу всего в несколько процентов (56,7% мужчин и 43,3% женщин). Уровень образования у них также значительно выше, чем у «общеуголовных» преступников. Большинство из них - 55% - имеют высшее образование.

Основная масса лиц, совершающих преступления в данной сфере, имеет постоянный источник дохода. Среди них доля лиц, не имеющих постоянного источника дохода, составляет менее 15% в отличие от 54,5% для остальных преступлений. Большинство лиц, совершающих такого рода деяния, работают в сфере торговли (72%) или производства алкогольной продукции (6,9%).

Уровень рецидивной преступности по данной категории уголовных дел составляет 28,4%, из них около 23% были ранее осуждены за преступления общеуголовной направленности. Уровень же специального рецидива всего 2,2%.

Количество преступлений в исследуемой сфере, совершаемых преступными группами, несколько ниже, чем аналогичный показатель для экономической и общеуголовной преступности в целом, и составляет 1,2% от общего количества таких преступлений. Однако, это, в первую очередь, связано с высокой латентностью таких преступлений.

Как мы видим, преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции достаточно специфичны: и по среде, в которой они совершаются, и по своей структуре, и по лицам, их совершающим. При этом они представляют собой тот редкий субстрат, в котором единство формы не предопределяет единство содержания.

Характеризуя саму отрасль производства и оборота алкогольной продукции и преступления, совершаемые в ней, со всей очевидностью обнаруживается их тесная взаимосвязь, когда изменения сферы регулирования приводят к изменениям в структуре преступности, или изменениям её качественных показателей. И, соответственно, наоборот: определенные количественные или качественные изменения преступности предопределяют интермиттенцию сферы регулирования.

Однако столь явное и объективно неотъемлемое взаимодействие двух взаимообусловленных явлений не объясняет причины их собственного появления. Не зная истоков явления, его невозможно ни понять, ни управлять им. Теперь, когда мы знаем, что представляют собой преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции, перед нами неотъемлемо встает вопрос: каковы же причины и условия совершения таких преступлений?

«Причинами преступности, в широком смысле этого слова, -писал М.Д. Шаргородский, - можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность». Г.А.Аванесов, говоря о причинах преступности, выделял комплекс общесоциальных и индивидуальных проявлений природы и сознания людей, который противостоит системе общественных отношений, характерных для общества, и детерминирует преступное поведение1. Н.Ф. Кузнецова определяла причину преступности как совокупность и взаимодействие социально-негативных явлений экономического, идеологического, психологического, организационно управленческого и культурно-воспитательного характера.

Преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции, как разновидность преступных посягательств, детерминированы сложной системой факторов, которые условно можно подразделить на социально-политические, социально-экономические, организационно-правовые, социально-психологические и демографические.

К основным социально-политическим факторам относятся:

- отсутствие единой Концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации;

- преобладание у федеральных министерств и ведомств фискальных интересов в регулировании производства и оборота алкогольной продукции без учета реально складывающейся социально-экономической ситуации;

- слабая поддержка региональной системы защитных мер контролирующими органами федерального подчинения.

К основным социально-экономическим факторам относятся:

- инфляция;

- отсутствие фиксированных ставок акцизов;

- недостатки в функционировании промышленных предприятий;

- отсутствие действенного механизма контроля качества и оборота производимой и реализуемой алкогольной продукции.

Основные организационно-правовые факторы:

- отсутствие государственной монополии на алкогольную продукцию;

- несогласованность действий, а зачастую дублирование функций Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, ФНС, ГТК по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции;

- разработка и принятие федеральными органами государственной власти нормативных документов, ухудшающих положение легального отечественного производителя алкоголя;

- наличие значительного количества конкурирующих правовых норм и недостаток их официального толкования;

- отсутствие эффективного механизма регулирования оптовой реализации алкоголя, контроля за распределением и оборотом специальных и акцизных марок;

- низкий уровень координации и взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в предупреждении и пресечении такого рода преступлений.

Основные социально-психологические факторы:

- правовой нигилизм в обществе;

- возможность получения сверхприбылей с минимальными затратами;

- слабость законодательства, позволяющая избежать или минимизировать ответственность за такого рода деяния.

Демографические факторы:

- интенсификация миграции населения, влекущая разрыв устоявшихся связей в обществе и, как следствие, повышение криминальной активности населения;

- быстрое расширение социальной базы преступности.

Заканчивая общую характеристику рассматриваемой категории преступлений можно сделать вывод, что преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции представляют собой сложное исторически и экономически обусловленное социально-правовое явление. Эти преступления достаточно разнообразны по своему составу и посягают не только на общественные отношения в сфере экономики, но и на другие, не менее важные виды общественных отношений, охраняемых уголовным законом. А их распространенность непосредственно влияет как на состояние экономической безопасности государства, так и на социальные процессы в обществе, связанные с алкоголизацией населения.

В целом же, полученные знания о том, что фактически собой представляет, как характеризуется, какие роль и место занимает рассматриваемое явление в жизнедеятельности общества и государства, во многом позволяют объяснить и понять особенности уголовно-правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Именно их многообъектность и сложность нормативного регулирования и обусловили особенности уголовно-правовой охраны таких отношений, выражающейся, в первую очередь, в отсутствии разделов и статей, непосредственно устанавливающих уголовную ответственность за незаконные производство и оборот алкоголя, и бланкетном характере, применяемых уголовно-правовых норм.

 

Автор: Денисов В.С.