30.03.2012 7096

Зарубежный опыт борьбы с незаконным производством и оборотом алкоголя

 

Во многих зарубежных странах, как и в России, сфера производства и оборота алкоголя, как одна из основных бюджетообразующих отраслей, занимает важное место в структуре национальной экономики.

Более того, для ряда стран, имеющих развитый агропромышленный комплекс, производство алкогольной продукции является главным источником существования государства. Как, например, во Франции, где в данной сфере прямо или косвенно задействован каждый десятый житель страны.

Очевидно, что для таких стран экономический кризис отрасли может иметь негативные политические последствия, поэтому сфера производства и оборота алкоголя находится под постоянным контролем государства.

Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что государственное регулирование данной сферы путем установления государственной алкогольной монополии является не только основным фактором обеспечения стабильности отрасли, но и главным препятствием её криминализации.

Естественно, что в таких условиях в зарубежных странах разработаны и действуют законодательные нормы, не только регулирующие производство и оборот такой продукции, но и нормы, призванные обеспечить её охрану и защиту личности, общества и государства от нелегально производимого алкоголя.

В числе средств борьбы с незаконным производством и оборотом алкоголя важное место занимают уголовно-правовые меры. В уголовном законодательстве зарубежных государств содержится ряд норм, непосредственно направленных на борьбу с этим видом криминальной предпринимательской деятельности.

Вполне естественно, что при изучении этой проблемы чаще всего внимание зарубежных и отечественных исследователей привлекает состояние государственного регулирования проблем, связанных с производством и оборотом алкоголя, в такой стране, как Соединенные Штаты Америки. Внимание это объясняется, в частности, интересом к тому, как в стране, с разнообразными этническими, национальными, религиозными и культурными традициями, решаются вопросы регулирования столь непростой проблемы.

В Соединенных Штатах Америки, где нет единой, общенациональной уголовно-правовой системы, действуют 53 самостоятельные системы - 50 штатов, федеральная, Округа Колумбия, где расположена столица, и «свободно присоединившегося государства» Пуэрто-Рико. Это породило такое характерное для США явление, как правовой дуализм, означающий, что на территории каждого штата действует право данного штата, а при определенных условиях - право федеральное.

В США нет федерального уголовного кодекса в его общепринятом понимании. Источниками федерального уголовного законодательства являются: Конституция США 1787 г., акты Конгресса, подзаконные акты, а также нормы международного уголовного права, в незначительной степени - право индейских племен. Основными источниками уголовного законодательства штатов являются: Конституция США, конституции штатов, уголовные законы, прежде всего уголовные кодексы, и подзаконные акты.

Действие федерального уголовного законодательства является ограниченным.

Во-первых, оно применяется в случае совершения преступлений с так называемым «федеральным элементом»: в отношении федеральных должностных лиц или ими в связи с исполнением своих служебных обязанностей; преступлений, затрагивающих интересы нескольких штатов; посягательств против федеральных учреждений и служб либо Соединенных Штатов в целом.

Во-вторых, оно применяется в случае совершения любого преступления на территориях федерального значения: национальные парки, заповедники, суда, плавающие под американским флагом в открытом море, а также находящиеся в полете в воздушном пространстве над открытым морем, военные объекты и др. Если на этих территориях совершается посягательство, которое федеральным законодательством не предусматривается, то по аналогии применяется право штата, где такие территории расположены (§ 13 раздела 18 Свода законов США).

Непосредственно за незаконные производство и оборот алкоголя в Америке уголовная ответственность предусмотрена целым рядом нормативно-правовых актов. К ним относятся: Закон о крепких алкогольных напитках, включенный в раздел 18 Свода законов США, отделенные положения разделов 26 и 59 того же Свода, Закон о борьбе с контрабандой, а также соответствующие законы штатов.

В частности, § 1262 Раздела 18 Свода законов США предусматривает ответственность за незаконный импорт или поставку спиртных напитков в любой штат или район, где запрещена торговля алкогольными напитками, за исключением тех случаев, когда такая продукция поставляется для научных, ритуальных или иных указанных в законе целей. В качестве наказания законодатель устанавливает штраф в размере до 1 тыс. долларов США или лишение свободы на срок до одного года, или оба наказания одновременно.

Также подлежит уголовной ответственности и аналогичному наказанию лицо, которое без товарно-транспортной накладной, документов, удостоверяющих личность получателя и отправителя груза, а также его количество, осуществляло по территории США транспортировку контейнеров с алкогольной продукцией, заведомо зная об этом (§ 1263 Раздела 18 Свода законов США).

Более того, § 3669 того же Свода предусматривает конфискацию транспортных средств, используемых его владельцем или другим лицом для транспортировки спиртных напитков на территории, запрещенной для торговли ими.

Параграфы 5601 и 5602 Раздела 26 Свода законов США запрещают без соответствующего документального разрешения создание и содержание спиртового производства.

Федеральное законодательство США в сфере борьбы с незаконным производством и оборотом алкоголя органично дополняется базирующимся на его основе законодательством штатов.

Так, лица, уклоняющиеся от уплаты налогов за реализуемую алкогольную продукцию на территории, например, штата Небраска, караются конфискацией товара и штрафом в двойном размере неуплаченной суммы налога, причем конфискуется вся закупленная у этих лиц алкогольная продукция.

В отличие от российского уголовного законодательства, в соответствии с которым субъектом преступления может быть только человек, т.е. физическое лицо, по уголовному праву многих зарубежных стран, в том числе американскому, субъектом преступления может быть также юридическое лицо.

Например, уголовное законодательство штата Вермонт предусматривает уголовную ответственность не только физических, но и юридических лиц, которые без надлежащего разрешения ввозят на территорию штата алкогольную продукцию. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом до одной тысячи долларов или двумя наказаниями одновременно.

В соответствии с законодательством штата, лицо может ввозить в штат без разрешения в своем собственном автомобиле для своих нужд не более 8 кварт спиртных напитков и не более 6 галлонов солодовых и (или) винных напитков.

Этиловый спирт, денатурированный спирт и алкогольную продукцию, которые используются в производственных, медицинских и научных целях, разрешено ввозить в штат Вермонт только производителям, медицинским учреждениям, фармацевтам и научным организациям. Причем эта продукция должна транспортироваться в контейнерах. А если объемы поставки такой продукции превышают 5 галлонов, то требуется разрешение специальной антиалкогольной комиссии штата. Все солодовые и (или) винные напитки, ввозимые в штат Вермонт выше установленной для личного пользования нормы, должны проходить через оптового дилера, имеющего лицензию на такой вид деятельности.

В случае нарушения установленных правил, незаконные действия лица, ассоциации или корпорации, других организаций, ввозящих в штат солодовые и (или) винные напитки, караются наказанием в виде лишения свободы на срок до одного года или штрафом до одной тысячи долларов или двумя наказаниями одновременно.

Из вышеприведенных примеров видно, что если следовать наиболее распространенной в американском уголовном праве законодательной классификации преступлений, в основе которой лежит чисто формальный критерий - характер наказаний, предусмотренных законом за содеянное, то подобного рода преступления отнесены законом к наименее опасным посягательства - мисдиминорам (misdemeanor).

За наиболее опасные посягательства - фелонии (felony), в сфере производства и оборота алкогольной продукции, преступники подлежат наказанию, как и в России, на основании уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за отдельные виды преступлений, которые, как, например, контрабанда, незаконное предпринимательство и др., могут совершаться в различных областях жизнедеятельности общества и причиняют ему и государству наиболее серьёзный ущерб.

В граничащей с США Канаде в провинции Британская Колумбия действует Закон о контроле и лицензировании операций с алкогольной продукцией, который устанавливает правила производства и оборота алкоголя на её территории.

В части мер по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции указанный Закон предусматривает для лиц, имеющих лицензию на приобретение алкогольной продукции, запрет на изготовление из нее фальсифицированных напитков, а также на передачу приобретенной алкогольной продукции другим лицам, которые могут ее фальсифицировать. Кроме того, по закону разбавление и смешивание алкогольных напитков возможно только с согласия клиентов.

За нарушение установленных правил лицо подлежит уголовной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере до 100 тыс. канадских долларов или лишения свободы на срок до одного года.

В современной Великобритании основными источниками права, в т.ч. и уголовного, являются статуты (парламентское законодательство) и судебные прецеденты.

Характеризуя сложившуюся в этой стране систему права, Ф.М. Решетников и Т.В. Апарова в предисловии к русскому переводу книги Р. Кросса о прецедентном праве отмечали, что «исторически сложившиеся своеобразные формы, в которых выражены материальные и процессуальные нормы английского права, прежде всего их некодифицированность, имеют своим следствием то, что судебный прецедент и парламентский акт существуют как два равноправных тесно взаимодействующих источника права, и существование одного немыслимо без другого».

Кроме того, английское уголовное право - единственное из правовых систем развитых государств, которое не знает законодательной констатации преступления. По мнению английских юристов, невозможно выработать такое понятие, которое удовлетворяло бы всех и охватывало бы все действия и бездействие, носящие уголовный характер. Более того, у законодателя, как считают такие авторитеты в области уголовного права, как Кард, Кросс и Джонс, вообще исторически не было необходимости в легальной формулировке преступления.

Несмотря, однако, на такого рода высказывания, в английской юридической литературе сформировалось определенное мнение о том, что же представляет собой преступление. Многие юристы по-прежнему считают одним из наиболее удачных определений преступления то, которое было дано Стифеном, когда он перерабатывал «Комментарии к законам Англии» Блекстона. Данное определение гласит: «Преступлением является всякое нарушение права, рассматриваемое с точки зрения вредной направленности (evil tendency) такого нарушения против общества в целом». Составители энциклопедического словаря английского права также используют это определение Стифена, добавляя, что преступлением также «является действие или невыполнение обязанности, причиняющие вред обществу и запрещенные законом под страхом наказания, налагаемого государством».

В Великобритании в сфере производства и оборота алкогольной продукции заняты более 2,5 млн. человек, а годовой финансовый оборот этого сектора оценивается в 50 млрд. фунтов стерлингов, что эквивалентно примерно 10% валового внутреннего продукта страны.

Другие цифры характеризуют ситуацию в сфере производства и оборота алкоголя Великобритании следующим образом. За один год:

- британцы тратят на приобретение алкогольных напитков более 30 млрд. долларов;

- правительство получает 12 млрд. долларов «алкогольных» налогов;

- экономика страны от преступлений в сфере производства и оборота алкоголя теряет 10 млрд. долларов;

- расследование связанных с незаконным производством и оборотом алкоголя преступлений стоит 12 млрд. долларов;

- 8 млрд. долларов уходит на социальную реабилитацию жертв таких преступлений.

Здесь производство и оборот такой продукции, также как и в США, регулируется несколькими законами, в том числе Законом о торговле спиртными напитками, Законом о финансовой деятельности, Основным законом о лицензиях, Законом о местной власти, Законом о властях г. Лондона и др.

В Великобритании насчитывается 12 основных видов лицензий на продажу спиртных напитков, ответственность за выдачу которых и последующий контроль, за их использованием возложена на судебные органы и полицию.

Особо стоит отметить, что в Соединенном Королевстве, как и в России, законодательство устанавливает ответственность не только за традиционные преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции, но и за кустарное изготовление алкоголя в домашних условиях с целью продажи, столь характерное для нашей страны на протяжении всей её истории. При этом лицо, виновное в этом впервые, получает предупреждение. В случае вторичного правонарушения оно подвергается штрафу в размере 25-40 фунтов стерлингов. Последующие нарушения влекут за собой штраф в 100 фунтов стерлингов или тюремное заключение на несколько месяцев. То есть наказание для современной Англии достаточно жесткое, поскольку в английском уголовном законодательстве последних лет развивается тенденция ограничения использования тюремного заключения как вида наказания только случаями совершения наиболее серьезных преступлений (хотя в отдельных случаях в законе сохраняется возможность назначения даже продленных сроков тюремного заключения). На первый план все большее выдвигаются наказания, не связанные с лишением свободы, в связи с чем значительно расширены полномочия уголовных судов по их назначению.

Возвращаясь к рассмотрению основного вопроса статьи, отметим, что традиционно помимо Англии домашнее производство алкогольных напитков существует и в других странах с развитым виноградарством и садоводством - Италии, Испании, Франции, Португалии, ФРГ, Венгрии, Румынии, Болгарии (вина, сидры, настойки, сливовица и т.п.). Производство крепких алкогольных напитков (самогона) в домашних условиях распространено в Польше и Финляндии.

Как и у нас в стране, если такое производство осуществляется для собственного потребления, то оно, как таковое, в зарубежных странах по закону не преследуется.

На протяжении ряда лет особую озабоченность властей многих государств вызывает размах контрабанды спиртных напитков, в частности, это отмечают специалисты США и Канады. Да и в Европе в последние годы эта проблема также стала предметом внимания правоохранительных органов.

Так, по данным Таможенной службы Великобритании, ущерб от международной контрабанды спиртовой, алкогольной и табачной продукции составляет около 885 млн. фунтов стерлингов в год. По приблизительной оценке Ассоциации «Джин и водка», ежегодная сумма дохода, получаемого в виде пошлины на оборот шотландского виски, джина и водки составляет от 80 до 100 млн. фунтов стерлингов.

Что касается наиболее распространенных преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции, связанных с её контрабандой, то зарубежные специалисты выделяют их следующие основные виды:

- ложный экспорт, когда в целях уклонения от уплаты акцизов преступник заключает фиктивные контракты с зарубежными фирмами о поставке алкогольной продукции, но фактически распродает его на внутреннем рынке. В Словацкой Республике, например, с целью предупреждения совершения такого вида преступлений практикуют таможенное сопровождение товаров от государственной границы до внутренней таможни и выплату таможенно-пошлинной гарантии;

- ложный экспорт, когда преступник реализует товары, привезенные из-за рубежа якобы для экспорта в третью страну, на внутреннем рынке, используя фиктивные документы об уплате акциза. Например, преступники привозят этиловый спирт на таможенный склад, а затем через несколько дней по подложным документам вывозят его со склада, якобы для отправки его фирме-получателю в третьей стране, на самом деле, реализуя его на территории своей страны;

- ложный реэкспорт, когда в целях освобождения от уплаты налогов преступники осуществляют фиктивный вывоз алкогольной продукции из своей страны в государство, откуда они его вывезли ранее. Так, преступники из Словацкой Республики привозили на территорию этого государства этиловый спирт из Чешской Республики, хранили его несколько дней на таможенном складе, а затем вывозили его якобы обратно в Чехию. В действительности, они реализовывали спирт на внутреннем рынке Словакии;

- фиктивная замена алкогольной продукции на другую продукцию, ввозимую на внутренней рынок, с наименьшей пошлиной;

- фиктивная замена экспортируемого спирта на другое химическое вещество. В этом случае преступники не оплачивают потребительский налог. Например, для экспорта некоего химического вещества не требуется оплачивать потребительский налог, хотя из него с помощью химической реакции можно получить спирт;

- подделка акцизных, специальных марок и этикеток по заказу зарубежного заказчика. Поддельные этикетки на бутылках с алкогольной продукцией могут быть одним из признаков, способствующих обнаружению изготовителей. Осуществляя фальсификацию таких марок и этикеток, преступники в отдельных странах не боятся привлечения их к уголовной ответственности за подделку, поскольку не все государства заключили международные договоры о совместных мерах борьбы с изготовлением поддельной продукции другого государства.

В США для борьбы с такого рода преступлениями на производителей алкогольной продукции возложена обязанность честно вести свое дело. Нарушение такой обязанности и сотрудничество с контрабандистами карается штрафами, лишением лицензии и привлечением владельцев предприятий к уголовной ответственности.

Помимо экономических и налоговых интересов государств в сфере производства и оборота алкоголя, которые защищаются уголовно-правовыми методами, немаловажное значение имеют и вопросы её качества, поскольку они непосредственно связаны со здоровьем населения.

Важность задач по обеспечения безопасности жизни и здоровья собственных граждан подчеркивается тем, что уголовный закон каждого государства содержит нормы, предусматривающие уголовную ответственность за такого рода преступления, в т.ч. и непосредственно связанные с производством и оборотом алкоголя.

Так, § 188 Главы 20 «Преступления, вызывающие опасность для общества» Уголовного кодекса Дании устанавливает уголовную ответственность за продажу или попытку иным образом распространить, скрывая вредоносный характер вещества, продукты питания или спиртные напитки, вредные для здоровья вследствие порчи, неправильного приготовления, способа хранения или вследствие иных причин. Лица, совершившие такого рода преступление, подлежат тюремному заключению на срок до 6 лет или, при смягчающих обстоятельствах, простому заключению под стражу или штрафу.

Параграф 314 Раздела 28 «Общеопасные преступные деяния» Уголовного кодекса ФРГ за аналогичное преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 1 года до 10 лет.

Схожие нормы содержится и в уголовном законодательстве других стран.

Уголовный кодекс Австрии, также как УК Германии, Франции, Японии, Австралии, большинства других крупных европейских и азиатских стран, а также стран бывшего Советского Союза, за исключением прибалтийских республик, не содержит специальных разделов или статей, устанавливающих уголовную ответственность именно за преступления в сфере производства и оборота алкоголя.

По аналогии с российским законодательством, лица, совершившие подобного рода преступления, к уголовной ответственности привлекаются по статьям УК, предусматривающим ответственность, например, за растрату (§ 133 УК Австрии), присвоение (§ 134), мошенничество, которое в свою очередь подразделяется на простое мошенничество (§ 146), тяжкое мошенничество (§ 147) и мошенничество, совершаемое в виде промысла (§ 148), преступное злоупотребление доверием (§ 153), отмывание денег (§ 165), подделку документов (§ 223) и т.п.

В целом изучение уголовно-правовых мер борьбы с нелегальным производством и оборотом алкогольной продукции за рубежом позволяет сделать следующие выводы:

- в большинстве стран меры уголовно-правовой охраны, как и в России, имеют основополагающее значение в борьбе с такого рода деяниями;

- наиболее эффективно такие меры реализуются в странах, в которых установлена государственная монополия на алкоголь;

- как и у нас в государстве, уголовные законы большинства стран не содержат специальных норм, непосредственно предусматривающих ответственность за незаконные производство и оборот алкоголя;

- в отличие от уголовного законодательства России, уголовно-правовые нормы ряда государств за преступления в сфере производства и оборота алкогольной продукции устанавливают уголовную ответственность не только физических, но и юридических лиц.

 

Автор: Денисов В.С.