30.03.2012 8370

Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов

 

В криминологии понятие «предупреждение» не получило единого толкования в уголовно-правовой науке. Некоторые ученые и практикующие юристы понятие «предупреждение» отождествляют с терминами «профилактика», «превенция», «борьба с преступностью». Другие ученые выступают за родовое, более общее понятие, каковым они считают «предупреждение преступности», и заявляют, что профилактика является компонентом процесса предупреждения преступности. Многие авторы считают, что «предупреждение» включает в себя как объективные предпосылки ликвидации правонарушений, так и субъективные факторы борьбы с ними, то есть профилактику. С точки зрения А.Н. Литвинова и Т.С. Гавриша, термин «предупреждение» преступности является неудачным: невозможно предупредить то (преступность), что уже существует. Более удачным в этом плане, по мнению ученых, можно было бы считать термин «борьба» с преступностью - можно бороться с тем, что уже существует, вести борьбу за снижение преступности, ликвидируя и минимизируя влияние факторов, ее детерминирующих. По нашему мнению, более предпочтительной является точка зрения, которая рассматривает предупреждение как совокупность трех элементов: профилактики, предотвращения и пресечения. Предупреждение преступности - это устоявшийся в криминологии термин, означающий целенаправленное воздействие на процессы детерминации преступности, в том числе причинности. Предупреждение преступности представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений, предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности. Предупреждение (профилактика, превенция) преступности и иных форм девиаций - это такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращенно или желательному изменению структуры девиаций и к несовершению потенциальных девиантных поступков.

Согласно классификации, принятой в криминологии, можно выделить три вида предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.

Общее предупреждение включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной и политической жизни, в духовной сфере и т.д.

Предупреждение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов людей предполагает создание развернутой нормативно-правовой базы на всех уровнях структуры власти, радикальный пересмотр управления этой системой в муниципальных органах, в субъектах федерации и в целом России. Особое значение для субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона имеет принятие на федеральном уровне соответствующего документа, где излагались бы основные направления государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе. По нашему мнению, реализация положений этого документа способствовала бы снижению числа посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. «Без создания эффективной правовой базы борьбы с организованным терроризмом, как и организованной преступностью вообще, не удастся обеспечить устойчивость, необратимость результата, достигнутого при реагировании на отдельные террористические акции».

В субъектах Федерации в соответствии с решением Правительства РФ созданы межведомственные комиссии по предупреждению преступлений (социальной профилактике правонарушений), что обязывает администрацию осуществлять управление и контроль за деятельностью по предупреждению преступлений, в том числе и посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Во многих регионах при администрациях созданы также межведомственные комиссии по предупреждению отдельных видов преступлений или предупреждению преступлений среди различных категорий граждан.

Общесоциальное предупреждение преступности базируется на том положении, что нельзя ликвидировать второстепенные явления, не устранив главных негативных явлений, с которыми они неразрывно связаны. Деятельность по предупреждению посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов призвана целенаправленно воздействовать на объективные причины и условия совершения этого преступления, криминогенные ситуации в отдельных регионах, провоцирующие преступные посягательства.

Важнейшим направлением нормализации криминогенной обстановки в регионах, особенно в Южном федеральном округе, является экономическое и социальное развитие, решение вопросов занятости и материального обеспечения населения. В рамках общесоциальных мер посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов определяющее значение приобретает борьба с безработицей. Проблема занятости на Северном Кавказе после событий в Северной Осетии стала предметом обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации. В материалах заседания Правительства РФ отмечалось, что в последние годы вопрос обеспечения трудовой занятости неработающего населения этого региона вышел за рамки внутритерриториальной социально-экономической проблемы и приобрёл общественную значимость. В Постановлении Правительства РФ «О трудовой занятости населения на Северном Кавказе» от 22 февраля 2000 г. среди предлагаемых мер названы: содействие становлению и развитию новых видов деятельности, связанных с созданием инфраструктуры рыночной экономики, стимулирование создания широко разветвленной по территории Северного Кавказа сети снабженческо-бытовой кооперации, а также развитие временных и общественных работ, прежде всего по восстановлению жилья и инфраструктуры этого региона. Предупредительное значение имеет существование пунктов помощи при центрах занятости населения, ориентированных не только на официально зарегистрированных безработных, но и тех, кто в силу различных обстоятельств остался без постоянного источника дохода.

Среди общесоциальных мер профилактики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих заметное место принадлежит мерам политического характера. На современном этапе основное внимание необходимо уделить борьбе с такими угрозами национальной безопасности, как использование национально-этнического фактора в политической борьбе и активизация незаконных вооруженных формирований.

Необходимы срочные меры борьбы с экстремизмом, бандитизмом и терроризмом. Об этом свидетельствуют недавние события в Нальчике (октябрь 2005 г.). Ваххабисты перешли к крайним мерам политической и международной борьбы за власть в мировом масштабе. Соседняя с Дагестаном республика - Чечня стала своего рода форпостом одного из крайне радикальных течений исламского фундаментализма, стремящегося создать единое исламское государство на территории ряда республик Северного Кавказа. Для этого используются такие провокационные методы действий, как объявление джихада, пропаганда идеи воинствующего исламизма среди всех мусульман.

В комплексе общесоциальных мер профилактики рассматриваемых преступлений возникает необходимость укрепления административных границ со стороны приграничных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации, в частности со стороны Дагестана. По нашему мнению, после решения проблемы с бандитами и террористами на территории Чеченской Республики, количество посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов на пограничных с этой республикой территориях существенно сократится.

Несмотря на приоритет общесоциальных мер, связанных с предупреждением посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, необходимо использование специально-криминологических мер, среди которых важную роль играют специально-криминологическая профилактика, осуществляемая на основе планов-программ по борьбе с преступностью на региональном уровне.

Среди мер общесоциального характера следует назвать улучшение финансирования и материально-технического обеспечения органов внутренних дел, повышение заработной платы сотрудникам, предоставление им социальных льгот и гарантий, формирование в обществе уважительного отношения к правоохранительным органам, органам внутренних дел в частности. Сотрудник милиции должен быть снабжён хорошо работающей техникой и обеспечен транспортным средством. Хорошее оснащение работников правоохранительных органов позволит свести к минимуму опасность преступных посягательств на них. Усилению борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов способствуют не столько законодательные, сколько экономические и организационные меры, связанные с использованием оперативных и материально-технических ресурсов, с внедрением современных методов изобличения террористов, подготовкой и расстановкой специализированных кадров, а также оздоровлением социально-экономической и внутриполитической обстановки на территории Республики Дагестан.

Наиболее приемлемыми для обеспечения профилактики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих следует признать дальнейшее развитие системы подразделений по борьбе с организованной преступностью, обеспечение скоординированности действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, особенно в вопросах реализации оперативной информации об организованных преступных группах и сообществах, проведение комплексных межведомственных операций; усиление социально-правового контроля за оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. «Мерами борьбы с преступлениями террористического характера представляется пресечение каналов поставки в Южный федеральный округ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (а также его хищение с мест дислокации воинских частей), наркотических средств и денежных средств, предназначенных для оплаты совершаемых преступлений; продолжение активных действий по окончательному разгрому незаконных вооруженных формирований, идеологической и материальной базы поддержки и распространения религиозного и политического экстремизма на Северном Кавказе, а также опорной базы международного терроризма; выявление и привлечение к уголовной ответственности пособников незаконных вооруженных формирований и религиозных экстремистов». В Республике Дагестан разрабатываются специальные планы по предупреждению и раскрытию рассматриваемых преступлений, где основное внимание уделяется оперативно-розыскным мероприятиям. Благодаря таким мероприятиям, по данным информационного центра МВД РД, в г. Махачкале всего за 6 месяцев 2005 г. предотвращены 26 террористических актов.

Государство, если бы даже оно было более стабильным и богатым, не в состоянии обеспечить действенный социальный контроль без опоры на общественность. Поэтому, как правильно утверждает А.Я. Сухарев, надо снять преграду в виде многолетнего вето на законопроект «Об участии граждан в обеспечении правопорядка», легализировать самоуправленческие правозащитные инициативы населения, создать в центре и на местах координационно-управленческие структуры профилактики, открыть дорогу спонсорству и благотворительным фондам. Надо создать цельную научно выведенную систему предупреждения преступности, адекватную нынешним криминальным реалиям, социальным структурам обновляемой России. Такая система должна отражать многоукладность экономики, включать в качестве субъектов профилактики не только представителей власти и управления, учебных и трудовых коллективов, но и частного бизнеса с его охранными службами, религиозных конфессий, ассоциаций культуры и здравоохранения, родительской общественности, информационных служб. Поэтому следует развернуть пропаганду и поощрение спонсорства, создание общественных и частных фондов, фукционирующих на цели превенции.

Важно расширение географии предпринимаемых мер, направленных не преодоление идей религиозного и национального экстремизма, а духе уважения и почитания человека независимо от его национальной принадлежности и вероисповедания. В этой связи существенное значение приобретает индивидуальное предупреждение. Е.Б. Кургузкина определяет индивидуальное предупреждение преступлений как «комплексную систему государственно-правовых и общественных мероприятий по убеждению, принуждению и помощи в отношении лиц с антиобщественными установками, направленных на выявление, устранение, нейтрализацию или ослабление объективных или субъективных факторов, могущих привести к совершению преступления».

Объекты индивидуального предупреждения - это лица, которые по причине своей антисоциальной агрессивно-насильственной направленности могут совершать насильственные преступления в отношении сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Целью индивидуального предупреждения является предотвращение или пресечение преступных действий конкретных лиц, направленных на недопущении посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. В этом плане следует создать информационный банк данных о безработных лицах, об агрессивно настроенных к представителям власти и правоохраны. По данным нашего исследования, данное требование к информации в органах внутренних дел слабо выполняется. Это ярко проявляется при передаче и получении информации об объекте взаимодействия как внутри самого субъекта предупреждения, так и при его взаимодействии с другими правоохранительными органами. Вместе с тем оперативность, своевременность информационного взаимодействия являются залогом успеха пресечения, предупреждения и раскрытия посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Помимо объективных признаков, позволяющих с высокой степенью вероятности определить возможность совершения конкретным лицом посягательств на жизнь сотрудников» правоохранительных органов, особо следует учитывать субъективные признаки. К ним относятся «такие характерологические черты личности, как грубость, дерзость, агрессивность, склонность к вспышкам гнева и аффектам, озлобленность, мстительность, циничность; порочные потребности и неразборчивость в средствах их удовлетворения; психические болезненные состояния».

Результаты нашего исследования показали, что посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов по экстремистским мотивам совершают представители бандформирований, прежде всего ваххабитского течения. Поэтому профилактику такого рода необходимо планировать среди радикально настроенных представителей организаций экстремистского направления, использующих в своих программах и действиях насильственные методы удовлетворения интересов; участников конфликтующих организованных преступных групп.

В рамках профилактического учета к потенциальным преступникам рассматриваемой категории могут применяться различные методы воздействия - непосредственные и опосредованные. В первом случае на профилактируемых оказывают воздействие только органы внутренних дел, во втором - привлекаются общественность, близкие родственники, друзья и т.п. Эффективными мерами непосредственного воздействия на личность являются нейтрализация вредного влияния микросреды, контроль за поведением в быту, на работе, в общественных местах; административный надзор. Опосредованное воздействие связано с контролем со стороны близких родственников, сослуживцев, соседей, общественности и др.

Одним из организационных направлений предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов является прогнозирование. «Криминологическое прогнозирование представляет собой научное предсказание основных изменений (тенденций, закономерностей) развития преступности или вероятности совершения преступления конкретными лицами в обозримом будущем». Результаты исследования и современная криминальная ситуация в Республике Дагестан приводят к следующему прогнозу: в последующие годы рост посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и лиц, их совершающих, зависит от социально-экономических, политических, организационных и иных факторов и от эффективности профилактико-предупредительных мер.

Важным направлением предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов является сведение к минимуму возможность столкновения на межнациональной, этнической почве. Г. Троблема ответственности за нарушение конституционных норм и норм внутреннего законодательства государства в вопросе недопущения дискриминации лежит в области негативного регулирования межнациональных отношений. Так, негативный характер заключается в преобладании карательных мер за нарушение установленных правил поведения в полинациональном обществе, причем санкции эти могут быть конституционно-правовыми, административными и уголовно-правовыми. Необходимым этапом предупредительной деятельности в названном аспекте следует считать, как правильно отмечает Т.В. Мартынова, управление межнациональным конфликтом. Он не должен перерасти в полномасштабные военные действия либо вызвать всплеск межнациональной преступности. Меры, принимаемые федеральными органами власти по обеспечению межнационального мира, общественного согласия и стабильности в субъектах Федерации, должны свести к минимуму опасность возникновения нового вооруженного противостояния и усиления сепаратистских тенденций. Этнические, исторические, культурно-бытовые особенности «национальных» субъектов не могут являться правовыми основаниями для принятия законов, противоречащих законам Российской Федерации; усиление ответственности средств массовой информации и отдельных журналистов за подаваемую ими информацию о межнациональных отношениях и конфликтах, национальных проблемах и т.д.; проведение разъяснительной работы с населением, предусматривающей снятие этнических предрассудков и стереотипов. В этом ракурсе важное значение имеет принятая правительством Российской Федерации в августе 2001 г. Федеральная программа «Формирование толерантных установок общественного сознания и предупреждения экстремизма». Данная программа нацелена на регулирование отношений между неперсонифицированными субъектами, однако пропаганда толерантности не менее важна в отношениях между конкретными представителями различных народностей. Установка толерантности призывает отказаться от такой позиции, когда единственным критерием правоты может быть сила.

Одним из условий эффективности предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве его общесоциальной, криминологической, уголовно-правовой видов.

Формирование правового государства в нашей стране неотделимо от качества законодательства в целом. Именно уголовный закон при должном и эффективном его применении способен оказать позитивное влияние на уровень преступности, в частности на состояние посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, стать надежным инструментом предупреждения, пресечения и локализации негативных противоправных проявлений. Введение отдельной нормы, предусматривающей ответственность за посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, кроме основной цели носит и общепредупредительный характер.

Особую роль в предупреждении посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов играют уголовно-правовые меры. Возникает необходимость повышения уровня правовой защищенности сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, иных представителей власти, а также граждан, участвующих в пресечении правонарушений. Важно более конкретно в примечании к ст.317 УК РФ определить перечень лиц, посягательство на жизнь которых в связи с осуществлением ими своих должностных обязанностей, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, подлежит квалификации по данной уголовно-правовой норме.

В целях организации эффективного предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих необходимы некоторые изменения в рассматриваемой уголовно-правовой норме.

Анализ уголовно-правовых аспектов посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов показал, что для правильной квалификации преступления следует уточнить содержание диспозиции статьи, предусматривающей это преступление. В УК РФ не дается определения посягательства. Поэтому считаем целесообразным дать определение посягательства, то есть диспозицию рассматриваемой статьи сконструировать как описательную. По нашему мнению, замена простой диспозиции рассматриваемой уголовно-правовой нормы описательной будет способствовать совершенствованию применения закона.

В этой связи предлагаются новые редакции диспозиций ст. ст. 317 УК РФ и 331.1. УК РФ, предусматривающих ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего:

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

1. Убийство или покушение на убийство сотрудника правоохранительного органа в целях воспрепятствования его законной деятельности по охране общественного порядка и (или) обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность, а равно его близких в тех же целях либо по тем же мотивам, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно с применением оружия, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, - наказывается от двенадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Статья 331.1. Посягательство на жизнь военнослужащего.

1. Убийство или покушение на убийство военнослужащего в целях воспрепятствования прохождения им военной службы, а также законной деятельности по охране общественного порядка и (или) обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность, а равно его близких в тех же целях либо по тем же мотивам, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно с применением оружия, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, - наказывается от двенадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Некоторые ученые считают, что установление законодателем возраста уголовной ответственности в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ с 14 лет, а в ст. ст. 277, 295 и 317 УК РФ с 16 лет является не оправданным. Поэтому в уголовно-правовой науке предлагается снизить возраст уголовной ответственности субъекта по ст. ст. 277, 295 и 317 УК РФ до 14 лет, поскольку преступления, предусмотренные указанными статьями УК РФ, представляют собой ни что иное, как разновидности убийства при отягчающих обстоятельствах. Нами разделяется такая точка зрения, учитывая способность лица, достигшего четырнадцатилетнего возраста, осознавать характер и степень общественной опасности данных преступлений. Но нельзя игнорировать то, что содержащаяся в ст. 317 УК РФ норма является специальной относительно общей нормы, сформулированной в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. А это свидетельствует об их качественной однородности, предполагающей распространение на них основополагающих положений теории уголовного права относительно правил квалификации.

Нами не поддерживается предложение ученых, предлагающих установить единый возраст, с которого наступает уголовная ответственность вне зависимости от вида преступлении. Н.В. Иванцова обосновывает предложение об установлении единого минимального возраста уголовной ответственности за все преступления, включая и насильственные. Разный возрастной порог уголовной ответственности, дифференцированный в зависимости от вида преступления, представляется автору недостаточно обоснованным. Во-первых, он искажает правило, согласно которому в уголовном законе России установлен единый возрастной порог уголовной ответственности (16 лет). Все лица, достигшие 16 лет, имеют минимальный уровень духовной зрелости, который необходим для осознания социальной значимости своего поведения и возможности предвидения его вредного результата. Однако, по мнению ученого, она фактически не распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 20 УК РФ (15 из 20 преступлений, перечисленных в этой части, являются насильственными), что ограничивает полную реализацию принципа равенства граждан перед законом. Во-вторых, существуют проблемы правоприменения, которых можно избежать в том случае, если законодатель установит единый возраст уголовной ответственности за все виды преступлений.

Следует устранить неточности, допущенные законодателем при формулировке диспозиции ст. 317 УК РФ в части определения круга лиц, которые могут быть потерпевшими. Так, при буквальном прочтении диспозиции следует, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких должно производиться в целях воспрепятствования законной деятельности всех указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Но речь идет о законной деятельности только сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Поэтому следует уточнить редакцию ст. 317 УК РФ в этой части.

По мнению В.В. Полухина, поскольку близкие не наделены официально управленческими полномочиями, современная формулировка статьи 317 некорректна. Ученым предлагается следующий вариант: «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность, а равно посягательство на близких указанных в законе лиц с той же целью». И по утверждению С.А. Борисихиной, речь идет о законной деятельности только сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих и не касается иных лиц, которые становятся потерпевшими, если посягательство на их жизнь совершается в связи с законной деятельностью близких им сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих или из мести за нее. Поэтому мы предлагаем уточнить редакцию ст. 317 УК РФ следующим образом: «I. Убийство, покушение на убийство сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность, а равно их близких в тех же целях либо по тем же мотивам».

Существенное значение имеют последствия применения того либо иного термина: определение момента окончания преступления; установление пределов наказуемости за совершенное общественно опасное деяние с учетом ст. ст. 30 и 66 УК РФ; индивидуализация наказания виновным. По мнению А.В. Васильевского, «нецелесообразно конструирование таких составов, в которых одинаково наказывается и покушение, и реальное причинение вреда (ст.317 и др.). Это снижает дифференциацию ответственности». Поэтому представляется необходимым дифференцировать убийство и покушение на убийство сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.

Серьезной проблемой квалификации анализируемого преступления является отсутствие в диспозиции ст. 317 УК РФ квалифицирующих признаков. Такой пробел в уголовно-правовой норме не способствует индивидуализации наказания, более оптимальному применению ст. 60 УК РФ. По данным информационного центра МВД РД, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в основном совершаются в составе группы лиц: если в 1997 г. в составе группы было совершено 24% от общего количества выявленных лиц, то в 2005 г. этот показатель достиг 87%. В 65% случаев использовалось огнестрельное оружие заводского или самодельного изготовления, газовые пистолеты и взрывные устройства. Поэтому с целью индивидуализации наказания, совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с посягательствами на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего ст. 317

УК РФ следует дополнить частью второй с указанием конкретных квалифицирующих признаков:

- совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Необходима немедленная реформа права с целью усиления ответственности за совершаемые преступные деяния с одновременным изменением и других нормативно-правовых актов. Например, в качестве уголовно-правового профилактического средства борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов нужен закон об охране потерпевших от преступлений. Без такого закона осложняется раскрытие преступлений, совершенных организованными группами, в том числе посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего. Успех борьбы с преступностью с помощью уголовного закона, как справедливо отметил З.А. Астемиров, во многом зависит от того, как эти правовые институты закреплены в законе и находят адекватное практическое применение в судебной практике.

Но главное состоит не только в принятии закона, но и создании реальной структуры, позволяющей эффективно охранять потерпевшего и свидетелей. Количество возбужденных уголовных дел по факту посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и количество этих дел, переданных в суды, свидетельствует о том, что потерпевшие отказываются от дачи показаний из-за боязни мести со стороны преступников в отношении как самого свидетеля, так и его близких родственников.

Особенно это необходимо в современных сложных условиях осуществления этой борьбы, когда правоохранительным органам, как и потерпевшим лицам, а зачастую и свидетелям (прикосновенным лицам), противостоят не преступники-одиночки, а преступные группировки и сообщества, в арсенале которых не только возможности широкого применения дезинформации, шантажа и угроз, но и физическое устранение неугодных им лиц.

Говоря об уголовно-правовых мерах профилактического характера, нельзя обойти вниманием и такой институт, как необходимая оборона. Необходимая оборона является одной из уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Государство в лице правоохранительных органов не только защищает своих граждан от преступлений, но и дает им возможность защитить себя или окружающих от преступных посягательств самостоятельно, путем реализации права на необходимую оборону (ст.37 УК РФ).

Следует отметить, что отражая нападение злоумышленника, посягающего на жизнь, сотрудник находится в состоянии необходимой обороны, позволяющей ему применять, в частности, табельное оружие. Однако современная норма статьи 37 УК РФ сформулирована столь неудачно, что защита путём причинения нападающему смерти чревата массой неприятностей для сотрудника правоохранительного органа. Из опроса сотрудников правоохранительных органов, проведённого нами в ходе исследования, выяснилось, что сотрудник не намерен применять табельное оружие даже в том случае, если его жизни угрожает реальная опасность.

Предупредительный потенциал необходимой обороны подчеркивается многими учеными. Этот институт в уголовно-правовой и криминологической науке постоянно развивается и совершенствуется. По нашему мнению, безопасности работников правоохранительных органов необходимо уделять не меньшее внимание, чем здоровью и боевой подготовке. По аналогии с зарубежным опытом можно создать консультативные группы, отделы в органах внутренних дел, возложив на них следующие обязанности: консультирование, обучение мерам самозащиты населения; выяснение причин, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений; обобщение практики по раскрытым и расследованным делам данной категории; использование всего арсенала научных и практических мер для предупреждения данного преступления.

Следует отметить, что нельзя преувеличивать, а в ряде случаев и идеализировать роль «устрашающего» потенциала уголовно-правовых норм в предупреждении преступности в целом и посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов в частности. Хотя применение жестких, репрессивных мер к бандитам, как правильно отмечает A.M. Абдулатипов, является необходимым и эффективным. Организовать и осуществлять превентивную работу только на его основе - значит заведомо упрощать иные возможности, которыми располагают в исследуемой сфере государство и общество. Превентивное значение уголовно-правовой нормы, как показывает опрос населения, весьма велико. Так, по результатам опроса только 46% респондентов полагают, что уголовный закон способен оказать предупредительное воздействие на потенциальных исполнителей рассматриваемых преступлений. Большинство же опрошенных (62%) убеждены, что уголовный закон не способен оказывать подобное удерживающее воздействие.

Основная роль в предупреждении посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, как и преступности в целом, отводится экономическим, политическим, социальным, организационным, управленческим мерам, осуществляемым государством. В то же время наказание - необходимое средство предупреждения преступлений.

Эффективность уголовно-правовых норм зависит от обеспечения своевременного раскрытия преступлений и применения к виновным установленных законом мер. Широкое распространение представлений о безнаказанности, возможности откупиться, о всесилии преступности (64% опрошенных указали на коррупцию в правоохранительных органах) ведет к росту насильственных преступлений неустойчивых лиц, которые принимают решения в зависимости от состояния внешнего социального контроля за их поведением.

Какие бы хорошие законы ни принимались, они не дадут желаемого результата, если не заботиться о правовой культуре всего общества, об уважении к законам. Нередко люди не имеют элементарного представления о том, что позволяет закон, а что считает преступным. В этой связи заслуживает поддержки мнение А.Н. Костенко о том, что распространение (пропаганда) среди населения криминологических знаний, т.е. знаний об источниках (обстоятельствах), порождающих преступления, о механизме преступного поведения, методике предупреждения преступлений будет способствовать плодотворному участию отдельных граждан в предупреждении преступлений.

Правовая пропаганда тесно связана с правовым воспитанием и формированием правовой культуры. Можно по-разному относиться к ее эффективности и общесоциальному предупреждению в целом, однако благодаря последнему одних удается удержать от совершения преступлений, а другим помочь избежать участи жертвы преступления. Эффект предупреждения обеспечивается в той мере, в какой профилактические мероприятия удерживают граждан от преступлений, которые они в противном случае могли бы совершить.

Цель пропаганды не только устрашить преступников и наиболее неустойчивую часть общества, но и дать правовые знания, которые могли бы повысить правовую культуру общества, уменьшить пренебрежительное отношение людей к праву и закону. Особенно важно использовать пропаганду при введении новых норм в Уголовный кодекс.

Значительными возможностями в правовом просвещении и воспитании населения располагают средства массовой информации - печать, радио, телевидение, кино. Однако, «рассчитывая на непритязательность зрителя, читателя или слушателя, некритичность оценок, делая акцент на эмоциональной привлекательности внешних эффектов, средства массовой информации отступают от своей главной цели - воспитания у граждан прочных правовых убеждений в незыблемости закона и неотвратимости наказания за совершенные преступления».

Разработка и провозглашение государством своих основных моральных принципов, ценностей и правовых норм, активное внедрение их в сознание населения средствами массовой информации, произведениями литературы и искусства будет оказывать влияние на оздоровление нравственно-психологического климата, способствовать формированию общественного мнения, действенно осуждающего негативные и противоправные способы достижения жизненного успеха, высокой материальной обеспеченности лиц, нарушающих предписания морали и права.

В современных условиях особую актуальность приобретает разработка проблем по предупреждению и пресечению всевозможных злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов, поставленных государством на страже закона. В противном случае, - как правильно отмечает Т.Б. Басова, - нормальной деятельности аппарата государственной власти грозит паралич. Выходом из этой ситуации может стать разработка профессиональных свода правил поведения сотрудников правоохранительных органов, который содержал бы совокупность этических норм, сформулированных данным профессиональным сообществом и признанным регулировать его деятельность. Такой свод правил преследовал бы цель придать поведению и мотивации представителей власти нравственную аргументацию, этическую основу. Достижение этой цели способствовало бы возможности роста престижа сотрудников правоохранительных органов и в том числе посягательств на их жизнь и здоровье.

Таким образом, эффективная профилактика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих неразрывно связана с повышением роли субъективного фактора в этом процессе - сознательной, организационно-управленческой и воспитательной деятельности государства и его институтов.

Эффективность мер профилактики рассматриваемых преступлений во многом определяется правовой активностью рядовых граждан, большинства населения, их нетерпимостью и принципиальностью позиции к правонарушителям. Простое увеличение штатной численности сотрудников правоохранительных органов не может само по себе привести к достижению желаемого результата, если одновременно с этим не предпринять ряд мер, направленных на создание благоприятных условий для тесного сотрудничества правоохранительных органов с населением в борьбе с преступностью. Важнейшим направлением в деле предупреждения преступности, в том числе посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, является работа общественных организаций. К сожалению, интенсивное развитие политических общественных объединений сегодня приводит к многообразному характеру их деятельности, но не охватывает такого важного направления, как обеспечение правопорядка и профилактики преступлений. Несмотря на ослабление безопасности человека в современных условиях, граждане не используют своего конституционного права для создания общественных объединений, основной целью которых было бы обеспечение правопорядка и предупреждение преступлений. Поэтому при формировании системы обеспечения правопорядка, принимая решение о включении в нее общественных институтов, необходимо учитывать наш исторический опыт, не отказываться от реанимирования результативных форм и методов работы. Следует согласиться с мнением Н.Д. Нечевина, который считает, что восстановление и развитие системы участия граждан в обеспечении правопорядка должно осуществляться на новой основе, опирающейся на конституционные ценности, сочетание почетных обязанностей нештатных участников в обеспечении правопорядка с возмездностью обезличенных и индивидуализированных мероприятий.

Возникает необходимость повседневной кропотливой работы по привлечению широких кругов общественности в помощь государственным органам. Как правильно отмечают A.M. Воронов и Н.М. Кожуханов, важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к милиции определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль милиции в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений. Общественное мнение можно рассматривать, разделив по этому поводу позицию Е.В. Климовской, в качестве «важнейшего оценочного критерия». Его использование предполагает различные формы: «встречи сотрудников органов внутренних дел с населением по месту жительства; проведение семинаров, конференций, круглый столов; выступления представителей ОВД в средствах массовой информации (пресса, телевидение, радио); опубликование итогов социологических исследований в печати; ознакомление с результатами исследований заинтересованных лиц». Можно поддержать предложение А.И. Долговой о создании единой для правоохранительных органов Службы связи с населением с тем, чтобы такая структура располагала в микрорайонах широкой сетью своих постов и обеспечивала бы в том числе прием сообщений обо всех преступлениях и правонарушениях, жалоб на деятельность на деятельность правоохранительных органов и их сотрудников.

Своевременное реагирование милиции на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с ее деятельностью, способствует не только исправлению ошибок и предупреждению их нежелательных последствий, но и укреплению законности, служебной дисциплины, повышению и ответственности сотрудников милиции, а также в последующем предотвратить посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Критические предложения населения, направленные на выявление и устранение недостатков в сфере организации обеспечения общественной безопасности, являются действенным средством предупреждения и пресечения нарушений прав, свобод и законных интересов граждан. Необходимо формировать уважительное отношение к профессии «милиционер» через СМИ.

В последние годы в Республике Дагестан общественные связи с органами внутренних дел получили организационно-правовое оформление; расширены контакты со СМИ, творческими союзами и другими общественными объединениями граждан. В УВД создаются общественные пресс-центры, что открывает широкое участие СМИ в решении правоохранительных задач, обеспечивает целенаправленное формирование объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и повышение их авторитета. Для информирования населения о реальном положении дел в сфере обеспечения общественной безопасности используются каналы «прямой» телефонной связи с гражданами, предусматриваются меры по улучшению пропаганды среди населения работы органов внутренних дел и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка, охране прав, свобод и законных интересов граждан. Органы внутренних дел, с учетом особенностей социально-экономического и культурного развития республики, сложившихся местных традиций, используют различные формы взаимодействия со СМИ, трудовыми коллективами, населением по месту жительства: регулярные встречи (брифинги, пресс-конференции, интервью) руководителей и ответственных работников МВД, УВД, ГОРОВД с представителями СМИ, творческих союзов, организаций и населением для информирования их об особенностях оперативной обстановки, положительных результатах и имеющихся проблемах деятельности органов внутренних дел. Не менее важным и являются выступления в центральной и местной печати, по радио, телевидению руководителей и иных ответственных работников МВД, УВД, ГОРОВД по актуальным вопросам обеспечения общественной безопасности и укрепления законности.

Итак, самым эффективным путем предупреждения преступлений, в том числе посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, является установление партнерских отношений между милицией общественной безопасности и населением, общественностью.

Виктимологическое направление воздействия на преступность является одним из наиболее гуманных и перспективных мер предупреждения. Становится очевидной необходимость проведения профилактической работы с работниками правоохранительных органов и военнослужащими - виктимологический аспект профилактики преступлений, или виктимологическую профилактику. Быстротечность конфликтной ситуации требует от сотрудников органов внутренних дел мобилизации всех эмоциональных и волевых качеств и адекватной реакции для ее разрешения. Однако отсутствие необходимого жизненного опыта и навыков разрешения подобных ситуаций, расчет на безнаказанность при проведении специальных оперативно-розыскных мероприятий приводит к превышению сотрудниками своих должностных полномочий, и как результат потерпевшим причиняется физический вред, выходящий за рамки допустимого, что, в свою очередь, способствует совершению рассматриваемого преступления.

Профилактическим воздействием на лиц, подвергающихся повышенному риску стать жертвами преступлений в связи с исполнением своего служебного или общественного долга, является их специальное обучение. Программа виктимного обучения должна быть направлена на формирование у работников правоохранительных органов и военнослужащих умения выбрать правильную линию поведения в условиях экстремальной обстановки и навыков применения специальных приемов самозащиты. По нашему мнению, важно владеть апробированной методикой грамотного виктимологического обучения, а точнее, виктимологического просвещения, которое является небольшой, но важной составляющей воспитания человека. Поэтому следует ставить вопрос о широкомасштабном виктимологическом просвещении работников правоохранительных органов и военнослужащих на государственном уровне.

В виктимологической профилактике важна воспитательная работа, проводимая среди военнослужащих. Необходимо совершенствовать политико-воспитательную работу среди личного состава воинских частей, дислоцированных на Северном Кавказе. При проведении воспитательных мероприятий среди военнослужащих следует особо обращать внимание на возможность военнослужащих оказаться жертвами посягательств, для предупреждения чего необходимо проводить своего рода инструктаж личного состава войсковых частей по правилам обеспечения личной безопасности в подобных экстремальных ситуациях.

Одной из мер профилактики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов является воздействие на преступность самих сотрудников органов внутренних дел. Среди них следует выделить изменение критериев оценки деятельности органов внутренних дел, совершенствование отбора на службу, улучшение работы психологических служб с личным составом, его профессиональной подготовки, контроля за повседневной работой сотрудников, организацию воспитательной работы с ними. Необходимо разработать и принять ведомственную программу по предупреждению коррупции в органах внутренних дел, а также ужесточить уголовную ответственность виновного за совершение преступления с использованием правомочий сотрудника правоохранительного органа. Для этого следует внести соответствующие изменения в ч.1 ст. 63 УК РФ и дополнить ч.2 статей 285, 286 и ч.З статьи 290 УК РФ таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления сотрудником правоохранительного органа.

Следует согласиться с мнением Е.Л. Ковалевой о том, что для оказания воздействия на правовое поведение сотрудников органов внутренних дел нельзя ограничиваться только нейтрализацией криминогенных факторов, но необходимо принятие мер, направленных на поддержание, поощрение правомерного поведения. Меры должны быть направлены, с одной стороны, на формирование личности каждого сотрудника (путем отбора, воспитания, обучения), а с другой - на создание в подразделении, на службе обстановки, максимально способствующей нужному формированию личности и стимулирующей в каждом конкретном случае правомерность поведения.

В этом плане ведущую роль играют специальные учебные заведения по подготовке кадров для правоохранительных органов. «Одним из психологических критериев оценки успешности подготовки специалистов в высшей школе является уровень развития профессионально значимых качеств. Среди этих качеств у сотрудников ОВД выступает профессиональное самосознание. Высокий уровень осознания работниками правоохранительных органов общепринятых норм, правил поведения, норм права определяет нравственный уровень самосознания и правосознание».

Указанные меры будут оказывать позитивное влияние и на предупреждение посягательств на жизнь работников правоохранительных органов в силу стабилизации и нормализации деятельности самих органов внутренних дел, укреплению законности в органах правопорядка. Кроме того, в качестве мер, направленных непосредственно на пресечение противоправного поведения иных субъектов, можно рассматривать повышение мобильности, оперативности подразделений, укрепление связей с общественностью и населением, своевременное и наиболее полное освоение нормативного материала, в том числе и необходимых к применению норм международного права, и ведомственных нормативных актов.

Профилактика преступлений, в том числе посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, осуществляется множеством субъектов. При всем разнообразии субъектов предупреждения преступности, в том числе и преступлений против порядка управления, они системно связаны. Их объединяют: общая цель и совокупность «подцелей», взаимосвязь нормативно закрепленных функций, правовая и информационно-аналитическая база, целенаправленные руководство, координация и планирование.

Общая цель означает нацеленность субъектов предупредительной деятельности на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) детерминантов преступности, ее отдельных видов, конкретных преступлений, что характерно для специального уровня криминологической профилактики.

К субъектам профилактики посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов относятся государственные субъекты в лице Президента РФ, Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ и создаваемых при нем межведомственных комиссий, органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления. Субъекты данной группы «определяют задачи и приоритеты в сфере криминологической профилактики, формируют ее законодательную и иную нормативно-правовую базу, устанавливают компетенцию, права и обязанности других участников профилактической деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль, координацию и другие функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а в некоторых случаях непосредственно участвуют в организации и проведении конкретных профилактических мероприятий».

Нормы, регулирующие профилактику посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, содержатся как непосредственно в некоторых указах Президента РФ, так и в утверждаемых им документах. При этом соответствующие нормативные предписания относятся и к федеральному, и к региональному уровню, касаются вопросов превентивного воздействия на посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Например, в соответствии со ст. 6 ФЗ от 20 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведущих борьбу с терроризмом, возложена на Федеральную антитеррористическую комиссию и подобные региональные антитеррористические комиссии. Согласно Положению о Федеральной антитеррористической комиссии в ее компетенцию входит координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций. Например, согласно распоряжению Президента РФ от 13 сентября 2004 г. на Комиссию по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе возложена задача обеспечения координации действий всех органов власти в целях предупреждения и пресечения террористических акций, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих их подготовке и проведению.

Основываясь на классификации, принятой в криминологии, субъектов профилактики посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа можно разделить на: 1) неспециализированные; 2) частично специализированные; 3) специализированные. Особое значение в предупреждении посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов имеют специализированные субъекты.

Важную роль в профилактике посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов среди специализированных субъектов играют правоохранительные органы. Это органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, таможенной и пограничной службы и некоторые другие, а также суды.

Правоохранительные органы призваны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реагировать в установленном законом порядке на их нарушения, привлекать к юридической ответственности виновных лиц. При этом предупреждение преступлений и других правонарушений по прямым указаниям закона относится к одной из основных их функций. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Криминальная милиция и действующие в ее составе оперативно-розыскные аппараты уголовного розыска по борьбе с рассматриваемыми преступлениями, с организованной преступностью вносят решающий вклад в дело предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступлений. Сотрудники службы криминальной милиции наделены широкими властными полномочиями оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и административно-правового характера. Данные структуры осуществляют большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов.

В рамках специально-криминологического предупреждения, проводимого правоохранительными органами, в частности МВД, принято выделять общую и индивидуальную профилактику. Особо рассматривается оперативно-розыскная деятельность, объектом которой является предотвращение и пресечение замышляемых и подготавливаемых преступлений. Эффективность такой деятельности зависит в значительной мере от ее организации. Работу надо организовать так, чтобы каждый занимался своим делом. При этом необходимо иметь в виду, что такая работа не может строиться произвольно, она должна опираться на определенные закономерности протекания профилактической деятельности и принципы ее осуществления. СИ. Герасимов отмечает, что именно с помощью негласных оперативно-розыскных сил, средств и методов появляется уникальная возможность следить за криминальными явлениями как бы изнутри, методом включенного наблюдения, постоянно отслеживать изменения в криминогенной и криминальной среде, получать редкую разновидность социальной информации о скрытых процессах, функционирующих очагах преступности, о криминально активной части населения.

На сотрудников подразделений по борьбе с организованными преступлениями, к компетенции которых относится предупреждение, выявление и раскрытие посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, возлагаются: а) выявление и нейтрализация причин и условий совершения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих; б) выявление лиц, склонных в силу своего поведения к посягательствам на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих; г) воспрепятствование становлению на преступный путь лиц, ранее не судимых, но готовых быть вовлеченными в экстремистские и террористические группы; д) предотвращение реально возможных посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на стадии замысла и подготовительных действий; е) разработка и внесение предложений по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих; ё) осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, совершивших посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Возникает необходимость воссоздания утраченной агентурной сети, широко применять другие формы оперативно-розыскной деятельности: наблюдение, прослушивание, эксперимент и др. С организованной преступностью необходимо бороться адекватными и эффективными мерами. Законодателю же необходимо принять правовые нормы, дающие более широкие возможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Следует создавать специализированные подразделения, непосредственно направленные на борьбу с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Такое можно создать и в структуре органов прокуратуры Республики Дагестан. Это позволит усилить борьбу с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, повысить уровень взаимодействия соответствующих служб и подразделений прокуратуры и других правоохранительных органов.

Прокуратура является универсальным органом право защиты, охранителем законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. Прокурорский надзор практически (за редкими исключениями) имеет всеобщий (всеохватывающий) характер.

В качестве задач координационной деятельности прокуроров должны рассматриваться: 1) объединение усилий правоохранительных органов по обнаружению лиц, совершивших преступления; 2) устранение дублирования и параллелизма в деятельности правоохранительных структур; 3) выработка единообразного подхода к применению законов по изобличению лиц в совершении преступлений; 4) формирование стабильной правоприменительной практики.

Одно из главных направлений координации, осуществляемой прокуратурой, - согласованность и объединение усилий по обеспечению уголовного преследования лиц, совершивших преступления. Это и должно быть в первую очередь предметом координационной деятельности прокуратуры.

Проведение предварительного расследования по делам о посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством подведомственно только органам прокуратуры. Кроме того, для расследования наиболее сложных дел о посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, связанных с преступной деятельностью межрегиональных организованных групп, зачастую создаются совместные следственно-оперативные группы (бригады) органов прокуратуры и внутренних дел.

Анализ работы органов прокуратуры свидетельствует, что при осуществлении прокурорского надзора за ходом расследования рассматриваемых преступлений следует периодически изучать оперативно-поисковые дела, заведенные по фактам посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, обращая особое внимание на полноту оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, качество исполнения отдельных поручений следователей, взаимодействие следователей и оперативных работников. Эти вопросы были предметом неоднократных обсуждений на коллегиях прокуратуры Республики Дагестан и координационных совещаниях правоохранительных органов республики. По ним принимались конкретные решения, направленные на активизацию борьбы с преступностью, ее предупреждение.

В целях улучшения качества предварительного следствия и раскрываемости преступлений прокуратурой РД был усилен прокурорский надзор и контроль за ходом и результатами расследования уголовных дел данной категории и состоянием оперативно-розыскной деятельности. По уголовным делам прокуратурой республики в 2004-2005 (6 месяцев) гг. было дано 27 письменных указаний.

Суды всей своей деятельностью, так или иначе, способствуют предупреждению преступности и других правонарушений. В числе задач уголовного судопроизводства особое место занимает предупреждение преступлений. Одна из целей применения наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (специальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений (общее предупреждение или общая превенция). Следует в этой связи подчеркнуть особое значение гласности судебного разбирательства для предупреждения преступности.

Управление по борьбе с организованной преступностью МВД России принимает активное участие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, совершенных в составе организованных преступных групп. Главным Управлением по борьбе с организованной преступностью МВД России наработана и используется методика привлечения к участию в оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на раскрытие преступлений, связанных с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Определенную сложность в раскрытии и изобличении преступников представляют посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, в организации, исполнении или раскрытии которых принимают участие представители власти и руководители правоохранительных органов. От сотрудников требуется проявление высокого уровня профессионального мастерства, что зачастую связано с безотлагательным и своевременным проведением соответствующих оперативно-розыскных действий, обнаружением, фиксацией и умелым изъятием следов с места происшествия. В ходе оперативно-розыскных мероприятий подразделениями по борьбе с организованной преступностью в Северо-Кавказском регионе в 2003-2004 гг. ликвидированы 23 преступные группы из 149 человек. Задержаны 165 преступников, подозреваемых в совершении посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Анализ практики борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих показывает, что раскрыть данное преступление возможно лишь при умелом взаимодействии, приложении совместных усилий следственных, оперативно-розыскных и криминалистических подразделений. Причем каждое из названных подразделений, действуя в соответствии со своей компетенцией, должно нести равную ответственность за раскрытие преступлений.

Успех деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих во многом зависит от четкого распределения функциональных обязанностей подразделений и служб, а также от согласованности их действий (т. е. от координации и взаимодействия).

 

Автор: Гамидов А.М.