01.04.2012 3008

Агрессия несовершеннолетних: определение и каузальность

 

На значительные перемены в обществе и подростковой среде отреагировали различные общественные институты, в том числе и Российское законодательство. В 1997 году был принят новый Уголовный кодекс РФ, по которому, согласно статье 20, ч. 3, на решение: подлежит ли несовершеннолетний (т.е. человек, который перешел 14 летний рубеж жизни, но не достиг возраста 18 лет) уголовной ответственности, - влияет и возрастное психическое развитие. А из статьи 89 следует: «При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц» (УК РФ,1997). Текст этой статьи, перекликаясь с психологическими теориями и актуальными социальными вопросами, подводит нас к двум положениям: 1- на становление личности оказывает влияние и психический аспект (биологический, индивидный), и социальный (ближайшее окружение, в первую очередь - семейный, микросоциальный); 2- отношение общества к подростку (ребенку), имеющему проблемы: в какой момент общество обращает внимание на человека и какие реальные шаги предпринимает в отношении него.

Рассмотрим первое положение, не забывая о том, что нас интересуют прежде всего индивидные, индивидуально-психологические, личностные особенности подростков, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения против личности. Естественным образом встает вопрос о содержании понятия «агрессия», что тесно связано с выдвигаемыми различными авторами обоснованиями ее возникновения. Отметим основные из них.

- Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению (Фрейд 3., 1990, 1991, 1995; Лоренц К., 1994).

- Агрессия как прямо или викарно (с помощью наблюдения) приобретенное социальное поведение под влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации (Уотсон Д.В., Скиннер Б.В., Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998; Бандура А. и Ричард У., 1999; Skinner В., 1977; Bandura А., 1973). На формирование агрессивного поведения оказывают влияние степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, особенности взаимоотношений с сиблингами, а также стиль семейного воспитания, зависящий от уровня протекции, степени удовлетворения потребностей ребенка, количества и качества требований к ребенку, неустойчивости стиля воспитания (Эйдемиллер Э.Г., 1992; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Бэрон Р., Ричардсон Р., 1998; Вострокнутов Н.В.,1998).

Несмотря на выраженное противопоставление двух рассмотренных теорий, наличие прямо противоположных приоритетов: «природа - воспитание», «инстинкт - среда», инстинктивизм и бихевиоризм имеют важную общую черту: они выпускают из поля зрения личность, самого действующего человека, и лишают его свободы выбора.

- Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим (побуждение - «не инстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации»; т.е. фрустрация не всегда ведет к возникновению агрессиии) (Miller&Dollard, 1941; Bandura, 1982). Агрессия как деструктивность - специфически человеческая страсть (способ удовлетворения экзистенциальных потребностей) к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать, что является «результатом подавления чувственной, эмоциональной и интеллектуальной экспансивности» (Фромм Э., 1994, 1995). Агрессия в переносе (каких-либо переживаний на другого человека) имеет своей функцией отстаивание автономии, удаление препятствий на пути желаемого уровня удовлетворения, устранение источника боли, фрустрации (Кернберг 0., 1998).

- Когнитивные модели агрессивного поведения: фрустрация провоцирует агрессивные реакции в том случае, если она интерпретируется как негативное воздействие и возникающие эмоции воспринимаются как «негативная аффектация» (Berkowitz, 1989).

Тезаурус терминов современной американской психиатрии представляет агрессию как «сильные физические, словесные или «символические» действия, которые могут быть самозащитными или «неприемлемыми»: к последним относятся деструктивное поведение и проявления ненависти» (Личко А.Е., Иванов Н.Я., Дмитриева Т.Б. и др., 1998). В настоящее время многие зарубежные авторы рассматривают агрессию как разрушительное поведение, противоречащее просоциальным нормам и правилам, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб или вызывающее у них состояние психического дискомфорта - негативно окрашенные переживания: напряженность, страх, подавленность и пр. (Ениколопов С.Н., 1990). Существует и другое определение, признаваемое большинством специалистов в области социальных наук, рассматривающих агрессию как какую-либо форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1998). Следует также отметить, что многие исследователи различают понятие агрессивности и агрессии. Первая определяется как биосоциальное свойство человека, способствующее выживанию и приобретенное в процессе эволюции, а вторая - как деструктивные, жестокие действия, совершаемые в конкретных условиях (Хекхаузен, 1986, Франкл, 1990; Лоренц, 1992, Фромм, 1994; Дмитриева Т.Б. и др.).

Агрессия может проявляться в асоциальном поведении, т.е. в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. Данные отклонения могут быть ориентированы корыстно, социально-пассивно, а также - агрессивно (Арзуманян С.Д.,1980). В последнем случае речь идет об асоциальных противоправных проступках, направленных против личности (убийства, изнасилования, нанесение телесных повреждений, хулиганство) (Беличева С.А.,1993). Данное поведение идентифицируется в отношении детей и подростков как делинквентное, если представляет собой повторяющиеся асоциальные акты, складывающиеся в устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не ведущие к уголовной ответственности из-за своей ограниченной общественной опасности или недостижения делинквентом возраста уголовной ответственности (Вострокнутов Н.В., 1998). В случаях же привлечения подростка к уголовной ответственности, речь будет идти о криминальном поведении. Автор, наряду с формами делинквентности, в отдельные группы выделяет ее социально-пассивные формы проявления: сексуальное насильственное поведение; раннюю алкоголизацию и наркотизм.

Естественным образом встает вопрос о возможных причинах данного явления. Можно выделить три наиболее значимые области, какие-либо отклонения в которых могут обусловливать возникновение у личности агрессии:

- индивидные свойства личности - т.е. органические предпосылки развития личности (Ананьев Б.Г., 1971), преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов (Асмолов А.Г.,1990). Две другие области логично выстраиваются на основе идеи о том, что развитие личности в онтогенезе идет от социального мира общества к индивидуальному миру личности.

- социум: его особенности и влияние на становление личности;

- индивидуальность личности.

Обратимся к рассмотрению индивидных свойств и их роли в развитии личности. Следующие биологические предпосылки, виды органической отягощенности могут способствовать становлению асоциальных форм поведения и служить «дополнительным криминальным фактором»:

- патология сферы влечений, биологических потребностей (может являться причиной сексуальных отклонений и сексуально-насильственных правонарушений);

- нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния) могут повышать возбудимость нервной системы, обусловливать неадекватную ситуации реакцию со снижением контроля за своими действиями;

- наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают около 40 % умственно отсталых детей;

- психогенные факторы, психофизиологические нагрузки, субъективно сложные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, могут вести к поражению психосоматическими, аллергическими, токсическими заболеваниями (Аванесов Г.А.,1980).

Данные факторы, а также какие-либо объективно существующие и/или субъективно воспринимаемые как таковые, физические дефекты внешности могут обусловливать те или иные формы асоциального поведения (Беличева С.А., 1993; Адлер А., 1995).

Индивидные особенности во многом определяют наличие тех или иных расстройств психики ребенка, подростка и обусловливают, наряду с социально-психологическими факторами, его дизонтогенетическое развитие. Под дизонтогенезом понимаются: искажение онтогенеза; патогенетический тип нарушения индивидуального психического развития; качественные изменения психического и личностного развития ребенка-подростка вследствие наличия психической аномалии, психического расстройства, что отличает его от психического развития нормально формирующегося сверстника (Кудрявцев И.А., 1988, 1999; Морозова М.В., 1995, автореф. дисс: Гурьева В.А., 1998; Дозорцева Е.Г., 2000). Дизонтогенез непосредственно связан с психическими расстройствами (этим термином в современном законодательстве заменено бывшее ранее понятие «душевная болезнь»). Одной из распространенных является систематика, выделяющая следующие типы психического дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие (Лебединский В.В.,1985). Любые отклонения в онтогенезе характеризуются специфическими симптомокомплексами особенностей когнитивной, эмоциональной, личностной сфер, поведения и могут обусловливать недостаточность функционирования, неустойчивость прежде всего «собственно личностных образований», а также и других «элементов» структуры целеполагания и целедостижения, характеризугощих способность к общей регуляции деятельности, в том числе к осознанной, произвольной ее организации (Дозорцева Е.Г., 1988; Сулимовская Е.И.,1994 Ратинова Н.А.,1998).

Определенные индивидные особенности вписываются в условные границы нормы (тип нервной системы, темперамент, конституция, задатки, экстраверсия - интроверсия и пр.) и, безусловно, оказывают то или иное влияние на поведение человека. Также индивидные свойства могут лежать в основе различных психических аномалий, быть характерными для психического дизонтогенеза, оказывая влияние прежде всего на формально-динамические симптомы поведения больных. Однако же содержание симптомов (например, бреда) меняется в зависимости от социокультурного фактора - «социальной ситуации развития личности» - по Л.С. Выготскому. То есть не существует прямого параллелизма между свойствами нервной системы и характером поведения (Теплов Б.М., 1946), поэтому, для понимания последнего, необходимо изучать трансформации, претерпеваемые индивидными особенностями в процессе деятельности человека в обществе (Асмолов А.Г.,1990).

Перейдем к рассмотрению второго источника развития личности - социального образа жизни. Социальная психология уделяет большое внимание социальному развитию личности, процессу социализации, трактуемому по-разному представителями различных направлений психологической мысли: как социальное научение - бихевиоризмом и необихевиоризмом (Скиннер Б., Торндайк Э., Уолтере В. и др.), как результат социального взаимодействия людей - школой символического интеракционизма (Мид Дж., Колберг Л. и др.), как самоактуализация «Я-концепции» - гуманистической психологией (Оллпорт А., Маслоу А., Роджерс Г.). В отечественной психологии благодаря трудам Выготского Л.С, Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Эльконина Д.Б. разработана культурно-историческая теория развития психики. Процесс социализации рассматривается как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» (Кон И.С, 1967), как процесс становления личности, осуществляемый за счет расширения социальных связей личности в трех взаимосвязанных сферах: деятельности, общении, самосознании (Андреева Г.М.,1988). Самосознание, означая целостное представление личности о себе, на наш взгляд не только и, может быть, не столько способствует осуществлению социализации, сколько является продуктом этого процесса. А наиболее существенным фактором социализации выступает деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений в группе (Петровский А.В., Асмолов А.Г.,1990). При этом социально-исторический образ жизни любой группы - малой или общества в целом - имеет мотивообразующую функцию (Асмолов А.Г.,1990). С этим перекликаются и представления об эффектах социализации, к каковым относятся формирование сложных явлений мотивации деятельности, а также тех или иных черт характера и социальных установок (Ананьев Б.Г). Таким образом, именно от мотивообразующего образа жизни группы во многом зависит: будет ли поведение личности носить общественный или антиобщественный характер (Антонин Ю.М. ред., Кудрявцев В.Н., 1986).

Л.С. Выготский (1982) считал, что структура возрастных потребностей и интересов подростка определяется преимущественно социально-классовой его принадлежностью: полом, сельским или городским местом проживания, национальностью, принадлежностью к определенному социальному слою и группе, наличием или отсутствием семьи. Духовная атмосфера общества, внутренняя противоречивость общественной идеологии - «идеологическая сумятица» ведет к психологической напряженности при формировании целостности личности, к крайностям, «маргинальности идентичности», могущей включать в себя и девиантные, делинквентные, саморазрушительные тенденции (Эриксон Э.,1996). К социологическим факторам преступности различными исследователями относятся и низкий общественно-экономический статус, и избыточные материальные блага; общественно-культурная нестабильность; пропагандируемый культ насилия в культуре и средствах массовой информации; гедонистические культурные ценности; влияние местной специфики; неблагополучная психологическая атмосфера в семье; употребление алкоголя и наркотиков; влияние сверстников; успеваемость в школе (Райе Ф.,2000). Мы осознаем, что комплекс обозначенных социально-психологических проблем и вопросов требует широкого междисциплинарного изучения и не является предметом нашего исследования, в связи с чем мы ограничимся лишь упоминанием о ней. И перейдем к рассмотрению другой группы, являющейся первой, с которой сталкивается в своей жизни новорожденный и которая сопровождает его достаточно длительное время - это семья с ее собственным индивидуальным мотивообразующим характером жизни.

Приверженцы различных направлений психологии и школ сходятся во мнении, что именно семья с личностными особенностями родителей, преобладующим типом взаимодействия между ее членами, собственным стилем воспитания детей играет одну из ключевых ролей в формировании личности ребенка. По данным А.Дулькина, М.Шония (1986), 80 % подростков с делинквентным поведением происходят из неблагополучных семей при 162 таковых в контрольной группе (Кон И.С.,1989). Причем не тип семьи (полная или неполная), а наличие деструктивных конфликтов внутри нее являются более весомой причиной совершения подростками преступлений (Райе Ф.,2000). Семьи подростков-правонарушителей являются деструктивно-конфликтными в 71,4 конфликтные отношения с членами семьи (чаще с родителями) отмечаются у 72,7 процента подростков, у 51 % нет одного из родителей, обычно отца (Королев В.В.). Семья может оцениваться как «неблагополучная» при плохих жилищных и материальных условиях, низкой самооценке, недостаточной заботе о воспитании детей, напряженных взаимоотношениях с выраженным преобладанием непрямых коммуникаций, ригидных и негуманных правил-ограничений, наличием атмосферы страха и угроз либо безразличия (Кон И.С, 1989; Сатир В., 1992).

Что касается материального положения семей, то следует отметить существующие в нашем обществе негативные тенденции к снижению уровня жизни и росту безработицы. Еще в 1994 году 22,4 % населения России имели доходы ниже прожиточного минимума, а в 1995 это число возросло до 24,4 % - по данным Госкомстата. А уровень безработицы в 1993 году составлял в нашей стране 6,2 % -по данным ВЦИОМ. (Регуш Л.А., 1999). И эти цифры еще более возросли после экономического кризиса в августе 1998 года.

Источники же возникновения трудностей во взаимоотношениях родителей и детей ряд авторов обнаруживают в нарушении подростками социальных нормативов поведения, являющихся, по мнению родителей, основным условием бесконфликтных взаимоотношений с детьми (Каган В.Е., 1992, Тарабаева В.Б., 1996). Актуальность жесткого следования социальным нормам при недостаточной степени их осознания или вовсе без таковой диктуется обществом с тоталитарной организацией, когда чувства, желания, интересы отдельных людей игнорируются. Именно таковым являлось наше общество до недавнего времени, что и обусловливало определение отношений родителей и детей, в первую очередь не любовью, а степенью выполнения ребенком социальных норм (Каган В.Е., 1992). Родители и подростки продолжают находиться в ситуации противостояния, т.к. большинство родителей современных подростков сформировались как личности в предшествующую эпоху.

Речь идет о распространенном способе взаимодействия индивидуума с окружающей средой по безоговорочному принятию всего, что она предлагает (в том числе и каких-либо правил поведения); этот процесс носит в гештальт-терапии название «интроекции» (Польстер И., Польстер, 1997). Однако по мере роста ребенка и, особенно, по достижению им подросткового возраста возникает дифференциация объектов по качеству и количеству на способные и неспособные к удовлетворению возникающих потребностей. И тогда, при наличии уважения ребенка родителями, у него появляется возможность выбора того, чего он хочет и с чем готов идентифицироваться, а также отказа от не желаемого. В случае же наличия внешнего жесткого влияния и давления со стороны родителей с навязыванием каких-либо интроектов у подростка возникает возмущение, стремление настоять на своем, борьба за право собственного выбора (Польстер И., Польстер М., 1997). В противном случае, «впихнутые насильно» стандарты поведения, которые «проглочены» целиком, без понимания (например, исходя из доверия «авторитету») являются лишь «как будто» собственными, ими невозможно реально, гибко и эффективно пользоваться (Перлз, 1995). И именно этот процесс «кормления интроектами» зачастую наличествует в неблагополучных семьях, в крайних случаях полностью замещая собой процесс воспитания.

Неблагополучные семьи порождают и людей с низкой самооценкой, пониженным самоуважением, что обусловливает возникновение у них различных социальных проблем, в том числе: подростковой агрессии, преступности, алкоголизма, наркомании, нищеты, ряда психических аномалий (Сатир В., 1992; Эдеймиллер Э.Г. и Юстицицкий В.В.,1992; Кон И.С.,1989). Такой социальноно-психологический фактор, как ранняя десоциализация - семейная депривация (отсутствие семьи), эмоциональное отвержение и негативизм матери, ее терпимое отношение к агрессивным проявлениям ребенка, жестокое обращение и насилие со стороны родителей, а также гиперопека - обусловливает деформацию развития личности с тенденцией к делинквентному, агрессивному поведению (Кон И.С, 1989; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Вострокнутов Н.В.,1998; Бэрон Р., Ричардсон Д. 1998).

По мнению И.С.Кона (1989), с семейной безнадзорностью связано 80 7 преступлений, но вместе с тем, в 20-50 процентах случаев безнадзорным являлся и потерпевший несовершеннолетний. Подросток может являться потерпевшим и в случае как попытки самоубийства, так и его осуществления, в отличие от детей, когда сознательных попыток суицида практически не происходит. Данное поведение можно охарактеризовать как аутоагрессию. В рамках гештальт-психологии изначально она оценивается как ретрофлексия - сопротивление контакту, когда человек направляет против себя то, что хотел бы сделать другому или получить от другого (Польстер И., Польстер М., 1997). В таком ракурсе данное поведение связано с проблемой выбора объекта для выражения агрессии и является весьма интересным для изучения, но не является преступлением, согласно УК РФ и не входит в заданные рамки работы. В связи с этим ограничимся лишь замечанием, что за подобной аутоагрессией в 9 случаев из 10 стоит не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи (Отто Г., Кон И.С.,1989).

В целом, несмотря на то, что существуют данные, отражающие связь различных семейных характеристик и вероятности развития у подростка агрессивного поведения, она не является однозначной и ее каузальная направленность до конца неясна (Кон И.С, 1989; Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998). Таким образом, перед нами встает необходимость рассмотрения личностных особенностей и субъективных смыслов, лежащих за преступлениями против личности, совершенных подростками.

Личность, формируясь в общественной деятельности и общении, представляет собой психологическое образование субъекта, выделяющее его из окружающего мира, а также являющееся регуляторной системой отношений с этим миром, социумом (Психология. Словарь, 1990, Леонтьев А.Н., 1975; Леонтьев Д.А., 1999).

Существуют различные взаимообогащающие концепции становления личности, а также особенностей и проблем, существующих в подростковый период развития человека. Отметим основные характеристики и параметры этого процесса.

Подростковый возраст внешне характеризуется интенсивными физическими изменениями, качественными сдвигами, что проявляется прежде всего в половом созревании. Что касается мыслительной деятельности, то к началу этого периода окончательно формируются абстрактное мышление, способность к выполнению формальных логических операций, продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление (Пиаже Ж., 1969; Выготский Л.С, 1982; Кудрявцев И.А.,1988; Обухова Л.Ф.,1995; Кулагина И.Ю., 1998). А резкие психологические изменения, происходящие у подростков, многими авторами характеризуются как переломный момент в развитии, кризис. Оценка кризиса при этом различными психологами не совпадает: одни считают их закономерностью развития, другие - результатом неправильного воспитания. Кризис являет собой перестройку сознания, возникновение новых возможностей растущего человека, переход к качественно новому типу взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, изменение «социальной ситуации развития», смену ведущего типа деятельности (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б./ Психология, словарь, 1990; Л.Ф. Обухова, 1995). По мнению Л.С. Выготского (1984) существуют определенные закономерности развития психики ребенка: цикличность, неравномерность, наличие качественных метаморфоз, сочетание процессов эволюции и инволюции. Именно последние, инволюционные процессы становятся основополагающими в период кризиса, когда распадаются внутренние психические образования, возникшие на предыдущих стадиях развития, и возникают неустойчивые новообразования, которые растворятся новообразованиями следующего стабильного периода. В период кризиса обостряются основные противоречия: между возросшими потребностями ребенка, с одной стороны, и ограниченными возможностями, уже сложившимися, существующими взаимоотношениями со взрослыми, с другой. Эти противоречия считаются зачастую движущими силами психического развития (Кулагина И.Ю., 1998).

В зарубежной литературе одним из пионеров изучения психического развития человека явился З. Фрейд, рассматривавший личность сквозь призму формирования и дальнейшего взаимодействия (зачастую конфликтного) между собой трех структур личности: «Оно» (Id) - иррациональное, бессознательное, носитель инстинктов; «Сверх-Я» (Super-Ego) - носитель моральных норм, существующих в культурно-религиозном мировоззрении общества; «Я»(Ego) -инстанция, принимающая решения, следуя принципу реальности. Нормальное развитие З.Фрейд рассматривал при наличии механизма сублимации. Его периодизация формирования личности основана на процессах преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидонозной энергии (Фрейд 3., 1990; 1991).

Последователем З.Фрейда, расширившим его психоаналитическую теорию за счет большего внимания к социальной среде, в которой развивается ребенок, явился Э.Эриксон, создавший эпигенетическую теорию развития личности. Эпигенез, с психологической точки зрения, - это процесс развития человека, осуществляемый путем возникновения последовательных новообразований в противовес изначальному признанию наличия полного многообразия структур. Ценности и нормы конкретного общества передаются ребенку в процессе воспитания. Постепенное становление ядерного образования личности - ее идентичности, т.е. психосоциальной тождественности происходит наиболее интенсивно и значимо преимущественно в юношеский период развития, длящийся с 13 до 18 лет. При этом ценности, социальные роли, интериоризированные подростком извне, из опыта собственной семьи, начинают подвергаться сомнению. Именно идентичность изначально через родителей, а в дальнейшем через все расширяющиеся социальные группы, формирует мировосприятие, определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли. Э.Эриксон рассматривает идентичность как условие психического здоровья, считая, что если она не сложится,

человек не находит себя ни в обществе, ни для самого себя, становясь, таким образом, потерянным. В этом отражаются представления автора о кризисах, присущих всем стадиям развития, и представляющим собой поворотные пункты выбора между прогрессом с позитивным отношением к себе и миру, а также регрессом с негативно окрашенным отношением. Вместе с тем и после уже совершенного выбора противоположный полюс отношения продолжает сохраняться в скрытом виде и может проявиться гораздо позже - при столкновении человека со значительными жизненными трудностями. К таким полярным качествам относятся: доверие - недоверие, которое формируется в младенческом возрасте (0-1 год), самостоятельность - стыд, сомнения - в раннем возрасте (1-3 года), инициатива - пассивность, вина - в дошкольном возрасте (3-6 лет), компетентность - неполноценность - в предпубертатном возрасте (6-12 лет), идентичность - спутанная идентичность, непризнание - в юношеском (Эриксон Э., 1996).

В отечественной психологии возрастная периодизация детско-юношеского развития, выстроенная в работах Выготского Л.С, Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Эльконина Д.Б., выглядит следующим образом: младенчество (до 1 года), детство (от 1 до 3 лет), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (7 -11 лет), подростковый (11 - 14/15 лет), юношеский (14/15 - 17 лет).

В отчественной психологии наиболее распространена периодизация Д.Б.Эльконина. Согласно его концепции каждый возраст характеризуется собственной социальной ситуацией развития; ведущим типом деятельности, связанным с доминированием мотивационно-потребностной или интеллектуально-познавательной, операционально-технической сферы личности; возрастными новообразованиями, формирующимися к концу периода. Причем, преобладание в каждом возрастном периоде развития одной из указанных сфер подчиняется закону чередования. А границами возрастов являются кризисы. Д.Б.Эльконин делит отрочество на два периода: младшее подростни-чество (подростковый возраст): с 11-13 лет до 15, и старшее (ранняя юность): 15-17 лет. Примерно с середины первого из указанных периодов и до середины второго (около 13-15 лет) приходится преобладание развития мотивационно-потребностной сферы (Эльконин Д.Б.,1971; 1989).

Другая периодизация построена А.В.Петровским, исходя из понимания развития личности как процесса интеграции в тех или иных социальных группах, ситуации последовательных трансформаций взаимоотношений с членами референтной группы. Детство представляет собой перимущественное приспособление ребенка к социальной среде, отрочество (11-15 лет) - проявление индивидуальности, юность (15-17лет) - интеграция в социуме. Неуспешное преодоление последнего этапа создает условия для кризиса развития личности, трудностей адаптации в следующем возрастном периоде (Петровский А.В., 1984).

Леонтьев А.Н. выделял возраст трех лет как точку «первого рождения личности», так как считал этот возраст периодом становления внутреннего мира в его целостности, «интегрированных механизмов смысловой регуляции, которые впервые начинают задавать поведению свою собственную логику». В дальнейшем смысловая регуляция постепенно становится одной из ведущих регуляторных систем, служа, однако, преимущественно адаптивным задачам. А «второе рождение личности» он видел в качественном переломе в развитии подростка, когда «внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность» (Леонтьев А.Н., 1975; Леонтьев Д.А., 1999).

Таким образом, большинство психологических теорий развития ребенка характеризуют подростковый период как связанный с переломом, кризисом в становлении личности, проявляющимся в виде определенных амбивалентных тенденций. Эти противоречия проявляются как борьба между стремлением к автономности и желанием иметь эмоциональную поддержку, сохранить существующую эмоционально позитивную зависимость от ближайших взрослых (если таковая имеется) и тенденцией быть свободным в самовыражении при отсутствии в полной мере сформированной ответственности за собственные поступки. Возникает поиск собственного социально-группового статуса и противоречивость в его осознании со стремлением выявить его за счет вступления в те или иные группировки преимущественно ровесников с целью стать тождественным самому себе. При этом к негативному тождеству и низкой самооценке могут привести сверхподчинение подростка, отсутствие противодействия или яркое противодействие (Брински Б., 1996). Поиски истины, себя, своего места в мире зачастую неустойчивы и осуществляются подростками путем исследования крайностей. Подчеркивая взаимосвязь этих процессов с определенной социальной ситуацией, Э.Эриксон писал: «Эти крайности, особенно во время идеологической сумятицы и широко распространенной маргинальности идентичности, могут включать в себя не только мятежные, но также и девиантные, делинквентные и саморазрушительные тенденции» (1996).

На фоне качественно и количественно меняющихся социальных контактов взрослеющего человека, главными психологическими новообразованими подростково-юношеского периода развития являются зарождение личности, становление иерархии мотивов, связной системы личностных смыслов; становление самосознания как во многом интериоризированного социального сознания; формирование идентичности и зарождение самоопределения в связи с принадлежностью определенным социально-групповым формациям и осознанием этого, в связи с усвоением новых социальных ролей, общественно значимых позиций; открытие своего внутреннего мира, появление рефлексии, возникновение образа «Я», самооценки, осознание собственной индивидуальности; возникновение чувства «взрослости» и ориентации на нормы и ценности мира взрослых; смена «доминант» - областей интересов, превалирование мотивационно-потребностной сферы и личностного общения при осуществлении различных видов деятельности; впервые становится возможным самовоспитание (Леонтьев А.Н.,1975; Кон И.С., 1987; 1989,; Божович Л.И., 1979, Выготский Л.С., 1984, Психология, словарь, 1990,; Эриксон Э., 1996; Кулагина И.Ю., 1998).

Таким образом, для осмысления агрессивно-насильственного противоправного поведения несовершеннолетних нам необходимо обратиться к исследованию личности и, в первую очередь, смысловой сферы как главной, конституирующей подструктуры личности.

 

АВТОР: Семенова О.Ф.