01.04.2012 8721

Компетентностный подход как основа формирования готовности к профессиональной деятельности студентов банковского колледжа

 

Современный этап развития профессионального образования как в мире так и в России характеризуется переходом к компетентностному подходу, который предполагает не просто передачу знаний от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков и широкого спектра социально-личностных и профессиональных компетенций. Таким образом, в широком контексте именно компетентностный подход является основой формирования готовности будущих выпускников к профессиональной деятельности.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё недостаточно сформирован. Но, несмотря на это, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.

В России теоретические основы компетентностного подхода разрабатываются в трудах В.И. Байденко, И.А. Зимней и многих других специалистов. Применительно к разработке Федеральных государственных стандартов нового поколения - в работах ученых Федерального института развития образования В.И. Блинова, А.Н. Лейбовича, М.В. Никитина, А.Т. Глазунова.

Сегодня учебный процесс в учреждении профессионального образования должен быть направлен на формирование компетентного специалиста. Компетентность, при этом, рассматривается как способность человека к использованию знаний, умений и опыта в стандартных и нестандартных ситуациях. По О.Е. Лебедеву, компетентностный подход предполагает совокупность общих принципов определения целеобразования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

В теории компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Несмотря на то, что первая из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе - соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности», в педагогической науке не существует единого подхода к этим категориям.

Некоторые зарубежные исследователи рассматривают компетенции с позиции личностно-деятельностного подхода: одни относят компетенцию профессионала к особому роду диспозиции самоорганизации личности, другие - к ключевым личностным ресурсам, что отражено В.В. Щербаковой.

Ряд отечественных исследователей склоняется к той точке зрения, что категория компетенции тесно связана с такими понятиями психолого-педагогической науки, как знания, умения и навыки, имеющие отношение к определенному кругу предметов и процессов, задаваемые как требование к образовательной подготовке, определяемые конкретной ситуацией для практического использования этих умений в процессе деятельности. Согласно иной точки зрения, компетенция есть специфическая способность к мобилизации необходимых базовых элементов для решения задач, поставленных перед человеком жизнью, базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения. Другие ученые считают компетенцию ключевой составляющей профессионализма и формулируют ее как совокупность знаний и умений, особого рода способ выполнения профессиональной деятельности, интегрированное использование знаний, умений, ноу-хау и отношений в известных или новых трудовых ситуациях.

Понятие «компетентность» в педагогической науке часто отождествляется с понятием «профессиональная компетентность». В педагогическом словаре профессиональная компетентность определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем и включает качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать к использованию информацию. А.В. Хуторской соотносит компетентность с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности».

Проблеме изучения профессиональной компетентности посвящены научные труды М.Г. Вохрышевой, М.Т. Громковой, Н.И. Запрудского, В.Ю. Кричевского, А.К. Марковой, Н.С. Розова, М.А. Чошанова, Т.В. Шадриной и др.

Еще раз отметим, что исследователи по-разному подходят к пониманию этого термина, в который вкладывается «объём знаний, необходимых для успешной деятельности, понимание их значения для практической деятельности; набор определённых умений и навыков для овладения алгоритмами решения профессиональных задач; способность творческого подхода к собственной профессиональной деятельности».

По убеждению М.Г. Вохрышевой профессиональная компетентность - это органическое соединение знаний с умениями эти знания применять для решений практических задач, которое представляет собой более широкое явление, чем «чистый профессионализм», и включает в себя целый комплекс качеств, формирующихся по заданной программе, обозначающей ведущие

М.А. Чошанов в этом понятии видит постепенное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в определенных ситуациях, умение применять эти знания на практике, способность среди множества решений выбрать наиболее оптимальное, аргументированно отвергнуть неверное решение.

Н.С. Розов подходит к пониманию проблемы как совокупности аспектов: смыслового (адекватность осмысления ситуации, адекватную постановку и продуктивное решение профессиональных обязанностей и задач в ней) и коммуникативного (адекватность общения соответствующим культурным образцам и нормам взаимоотношений).

Профессиональная компетентность рассматривается А.К. Марковой как достижение человеком такого психологического состояния, которое позволяет действовать ему самостоятельно и ответственно при выполнении трудовых функций, достигая существенных результатов.

Профессиональная компетентность выступает как одна из трёх основных подструктур личности специалиста наряду с профессиональной направленностью и профессионально-значимыми качествами личности, обусловливающих реализацию ее профессиональной деятельности.

Направленность на профессию - это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. В теории педагогики под профессиональной направленностью понимают совокупность профессиональных интересов и склонностей человека, а также его профессионально важных качеств и опыт профессиональной деятельности, обуславливающих его личные предпочтения в определённой сфере трудовой деятельности. Направленность личности характеризует следующие качества: профессиональная позиция, профессионально-ценностная ориентация, мотивы, призвание, общественная активность, доминантность, социальный оптимизм.

Профессионально-важные качества - это комплекс устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности. Достаточно развитая система таких качеств получила название «культура специалиста». «Создавая культурный потенциал будущего специалиста», она (профессиональная школа) определяет способ его жизнедеятельности и социального бытия, субъективное содержание его работы и её продуктивность. Условно эти качества выделяют в четыре группы: общепрофессиональные качества личности; специальные, связанные с узкопрофессиональной подготовкой; общие качества личности; качества, свидетельствующие о готовности специалиста к профессиональной деятельности (направленность). В этой связи С.Я. Батышев видит профессиональную компетентность в интегральной характеристике деловых и личностных качеств специалиста, отражающих уровень знаний, умений, опыт, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию.

Причиной разной трактовки, на наш взгляд, понятия «профессиональная компетентность» является феномен личностного его выражения в практической деятельности и рефлексия на меры его проявления.

На основе соотнесения выделенных учеными составляющих в структуре понятия «компетентность» можно установить её базовые составляющие: специальная подготовленность к деятельности (специальные знания), совокупность последовательно развертывающихся действий с частичной их автоматизацией (умения и навыки), опыт специальной деятельности.

Чтобы студент (будущий специалист) смог наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, он должен быть готовым к ней, т.е. быть профессионально компетентным - обладать совокупностью осознанных профессиональных знаний, умений и навыков; умением применять их на практике.

Структура профессиональной компетентности студентов профессионального учебного заведения должна включать в себя следующие компоненты:

- аксиологический - будущий специалист обладает внутренней убежденностью в необходимости получения экономических знаний на основе совокупности имеющихся средств, позволяющих ориентироваться в различных экономических ситуациях;

- когнитивный - выпускник имеет необходимые знания о методах использования современных механизмов экономической деятельности;

- мотивационный - развито желание, интерес и потребность в получении квалификации;

- операциональный - владеет профессиональными умениями и навыками для квалифицированного выполнения своей трудовой деятельности;

- эмоционально-волевой - развита психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Состав формируемых компетенций специалиста в существенной мере связан с типом профессиональной деятельности. Каждый тип деятельности (рабочего, специалиста средней квалификации, специалиста высшей квалификации) несет в себе в разных соотношениях смежные классы профессиональных задач, однако принципиально важными являются, во-первых, место (удельный вес) задач каждого типа и, во-вторых, нацеленность специалиста на тот или иной класс профессиональных задач, готовность решать их (например, во временном отношении решение главным бухгалтером задач эвристического характера может составлять не самую большую долю в структуре труда). При этом постоянная нацеленность на их решение предполагает непрерывную интеллектуальную работу в этом направлении, что и обеспечивает определенный статус работника соответствующей квалификации.

Различие в содержании типовых профессиональных задач и в уровнях ответственности и самостоятельности можно проследить, сравнив должностные обязанности специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

Профессиональное содержание труда главного бухгалтера многообразно и включает: а) организацию бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия и взаимодействии с финансовыми институтами, б) контроль за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины.

Профессиональное содержание труда экономиста-бухгалтера среднего звена определено как решение частных вопросов общих профессиональных задач: подготовка и оформление первичной документации, обработка и участие в проведении анализа на отдельных этапах хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

При сравнении трудовых обязанностей главного бухгалтера и экономиста одной специальности можно сделать заключение, что:

- труд главного бухгалтера (начальника отдела) носит в большей мере интеллектуальный характер; труд бухгалтера (экономиста) - в основном исполнительский труд;

- в труде главного бухгалтера (или его заместителя) решаются более обобщенные задачи; в труде бухгалтера - частные;

- труд главного бухгалтера - самостоятельный труд, с высоким уровнем личной ответственности за результаты; бухгалтер (экономист), являясь помощником главного бухгалтера, действует на основе указаний руководителя или разработанных алгоритмов в условиях постоянной финансовой деятельности предприятия.

Из анализа профессиональной деятельности специалистов среднего звена в более широком контексте вытекает, что хотя они, как и специалисты с высшим образованием, заняты преимущественно умственным трудом, труд этот своеобразен и также заключается в анализе и оценке ситуации, но при решении диагностических задач заключается в выборе наиболее эффективного варианта из готового набора возможных решений. Вместе с тем, не вызывает сомнения тот факт, что круг функций специалиста со средним специальным образованием шире и разнообразнее, чем круг функций рабочего (экспедитора) и по своему характеру они разнообразнее, чем функции рабочего (младшего технического персонала) - вследствие чего он может выполнять более широкий круг функциональных обязанностей, при необходимости замещая недостающих работников. Наряду с функциями манипулятивного характера, выполняемыми в точном соответствии с правилами (пользование вычислительной, счетной техникой, измерительными приборами, расчётно-графические навыки и др.), в выполнении которых студенты должны достигнуть определённого автоматизма, специалистам среднего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, конструктивные, проектировочные, организаторские), требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных. Такие задачи часто носят комплексный характер и требуют значительного времени на их решение. За период обучения студенты не в состоянии прорешать (опробовать решение) все задачи, с которыми они могут столкнуться в своей будущей деятельности, работая на разных должностях. Но выделение из них основных типов и обучение их решению на примере специально разработанных учебно-производственных задач, которые могут выполняться студентами как на производственной практике, так и в специально созданных условиях (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, задач проблемного характера, деловые игры), являются обязательными требованиями при подготовке специалистов среднего звена.

Характеристика профессионального содержания труда специалистов и методы формирования профессиональной готовности к нему подробно рассматриваются в научных трудах Н.Н. Никитиной, О.М. Железняковой, М.А. Летухова, В.М. Пепеля, работах А.В. Багдуевой, В.А. Квартальнова, И.Д. Солодухина, Л.Н. Родиной. В них отмечается, что студенты средних специальных учебных заведений должны овладеть всеми действиями (операциями), которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности.

На основании анализа видов деятельности и требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами к уровню образованности выпускника банковского колледжа по специальности «Банковское дело», можно констатировать - профессиональная работа специалистов банковского профиля требует от них наличия сформированных жизненно-важных характеристик, включающих:

- Блок деловых качеств - обучаемость, последовательность, коммуникабельность, логическое мышление, умение концентрировать внимание, хорошая память, склонность к обобщению, стремление к точности, тщательность в работе, надежность, обязательность.

- Блок личностных качеств - наличие необходимых способностей, - серьезность в обучении, терпеливость, отзывчивость, педантизм и т.д., - что подтверждено результатами опроса среди студентов и практических работников банковской системы.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что требования к личностным характеристикам банковского служащего аналогичны специфичным требованиям, предъявляемым к экономисту-менеджеру. Практически все авторы (Д. Карнеги, Р. Хаббард, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Т. Санталайнен) высказывают требования высокой культуры личности менеджера, среди которых выделяют три основных требования, соответствие которым создает психологические основы его профессионализма.

Первое - наличие устойчивого умения управлять собой на основе трех «С»:

- самоопределение - личностное и профессиональное;

- самоорганизация - воля, знания, стабильное данное;

- самореализация - самомотивация, установка на труд и на успех. Второе - высокая культура личности, которая раскрывается через порядочность и деловитость (умение держать слово), человечность (сострадание, сопереживание), коммуникабельность (умение наладить взаимопонимание).

Третье - высокая культура профессионального мышления (прежде всего экономический образ мышления) и поведения.

Таким образом, следует различать требования к личным качествам работника, которые создают личностные предпосылки овладения профессией, и требования к его профессиональным качествам, т.е. к уровню освоения навыков и методик, необходимых в рассматриваемой области.

Для качественного выполнения своей работы банковскому специалисту необходимо иметь и ряд профессиональных умений и навыков, доведенных до привычки, до автоматизма, что может быть обеспечено за счет развитых способностей, характеризующихся прежде всего индивидуально-психологическими качествами личности. Коллектив авторов приводит точку зрения разных ученых на этот вопрос. По В. Кочеткову, выделяются следующие основные качества:

- способность влиять на других людей силой своего характера;

- самостоятельность и решительность в принятии решений;

- способность улавливать новое в науке и практике;

- коммуникативность, умение быть лидером по деловым, этическим, эстетическим и гражданским качествам;

- способность к пониманию служебных ситуаций, к обнаружению противоречий в наблюдаемых фактах;

- развитое творческое воображение, способность прогнозировать, развитая интуиция, хорошая память;

- уравновешенность, умение срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения как с подчинёнными, так и с руководителями;

- умение логически рассуждать, разделять проблемы на составляющие, оценивать их и обобщать в частные случаи;

- требовательность, пунктуальность, честность, способность «держать» данное слово.

К. Минсберг выдвигает следующую классификацию способностей:

- умственные (способность давать оценку, чему способствует творческое, комплексное, аналитическое мышление);

- социальные (умение обеспечивать контактность, коммуникабельность, силу убеждения, напористость, сотрудничество);

- способность исполнителя (исполнять стремление к успеху, к интересам, гибкости и надёжности);

- способность держателя усилий (воспринимать нагрузку, обеспечивать выполнение планов, организованность, готовность к риску, введению инноваций и т.п.).

С точки зрения работодателя и слушателей заочного отделения банковского колледжа, к основным индивидуально-психологическим характеристикам, обеспечивающим успешность профессиональной банковской деятельности относятся:

- продуктивность (объем качественной работы в единицу времени);

- работоспособность (способность работать продуктивно на протяжении длительного времени);

- способность к аналитической деятельности;

- эмоциональная устойчивость (уравновешенность поведения, умение работать результативно в эмоционально-напряженной ситуации);

- способность к взаимодействию;

- способность к лидерству.

Обобщенно профессиональную компетентность будущего банковского специалиста можно представить в виде следующих составляющих его готовности к профессиональной деятельности:

- профессиональные знания;

- профессиональная деятельность, предполагающая владение специальными знаниями, умение их применять для практического решения профессиональных задач;

- профессиональные качества личности: нравственно-мотивационные, социальные, психологические и др.

Обобщая апробированные на практике квалификационные требования к знаниям, умениям, мировоззренческим, гражданственным, профессиональным, личностным качествам будущего специалиста, зафиксированные в действующих государственных образовательных стандартах, а также теоретические ориентиры в отношении требований профессии банковского служащего к личностным качествам их обладателя - позволили построить модель профессиограммы специалиста банковского дела, которая может использоваться в качестве опорной при формировании компетентностной модели специалиста банковской сферы для Федеральных образовательных стандартов нового поколения и для Национальной рамки квалификаций Российской Федерации.

Представленная модель профессиограммы является ориентиром для разработки более детальной компетентностной модели специалиста и проектирования учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие у студентов научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области банковских технологий, профессиональных умений и навыков, опыта, устойчивой потребности быть компетентным специалистом, и в целом - на формирование готовности выпускника не только к профессиональной деятельности, а и к профессиональному росту и совершенствованию (в перспективе).

Теоретические ориентиры по реализации компетентностного подхода при формировании готовности студентов к будущей профессиональной деятельности позволяют сформулировать следующие выводы:

- Формирование готовности к профессиональной деятельности предполагает не просто передачу знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности, как основного результата освоения образовательной программы. Поэтому использование компетентностного подхода должно стать обязательным при проектировании учебно-воспитательного процесса.

- Профессиональная компетентность будущего банковского специалиста представляет собой совокупность следующих составляющих его готовности к профессиональной деятельности, в формировании которых важное значение имеет не только содержание образования, но и весь комплекс взаимодействия учащихся с образовательной средой учебного заведения в целом:

- профессиональные знания;

- профессиональные умения и практические навыки, предполагающие умение применять специальными знания для практического решения профессиональных задач;

- соответствующие профессиональному выбору качества личности: нравственно-мотивационные, социальные, психологические и др.

Реализация компетентностного подхода предполагает построение модели профессиограммы, которая в обобщенном виде должна описывать структуру и способы профессиональной деятельности, содержать характеристику профессиональных задач и функций; выделять психологические качества специалиста, обеспечивающие эффективность конкретных видов деятельности; содержать информационно-технологический компонент готовности личности к профессиональной деятельности. Используемые на практике традиционные формы представления профессиограмм по специальностям СПО являются достаточно общими, не вполне соответствует подходам, складывающимся в мировой образовательной практике и нуждаются в совершенствовании.

- Формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности с учетом компетентностного подхода предъявляет требования к формированию образовательной среды учебного заведения, требует создания определенных психолого-педагогических условий и построения соответствующей модели процесса подготовки студентов.

 

АВТОР: Садекова А.У.