01.04.2012 3064

Педагогические условия и модель образовательной среды подготовки специалиста в банковском колледже

 

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и студента, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Успешность протекания этого процесса обеспечивается активным дидактическим взаимодействием, способствующим возникновению самостоятельных усилий по овладению знаниями, умениями, навыками.

Автор разделяет мнение О.В. Юдиной о многосторонности педагогических целей и задач учебного процесса, который требует построения специфической образовательной среды и использования многообразных средств. К ним относятся: содержание учебного материала; методы его изучения, управления и контроля; формы организации учебной деятельности; технические средства; мастерство преподавателя в организации познавательной деятельности учащихся. Для совершенствования учебного процесса большое значение имеют гармоничная расстановка и умелое сочетание этих средств в структуре образовательной среды учебного заведения.

Важное методологическое значение имеет позиция С.И. Архангельского, В.А. Сластенина и других исследователей, характеризующих педагогическую систему как большую, сложную, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений и связей. Выдвинутое С.И. Архангельским положение об адекватности педагогической системы в целом и педагогического процесса как её части имеет принципиальное значение для решения вопроса о составе компонентов педагогической системы. Учёный отмечает, что аргументом в пользу идентичности компонентов педагогической системы и педагогического процесса как системы служат и положения, обоснованные В.В. Краевским, о «двух планах» содержания и средств обучения, т.е. об их объективном (независимом от субъектов и объектов) функционировании. Разрабатывая систему, определяя её содержание и методические рекомендации, мы исходили из следующего определения, сформулированного О.В. Юдиной: все студенты способны полностью усвоить необходимый учебный материал, если правильно организовать учебный процесс. Единственным критерием оценки является достижение эталона полного усвоения знаний и умений, формирования всех необходимых компетенций. Философская основа этой системы построена на идеях личностно-ориентированного образования американского философа и педагога Д. Дьюи. Сегодня интерес к этой системе необычайно высок: она эффективна, обеспечивает практическую возможность индивидуализации учебного процесса, способствует улучшению качества и повышения уровня знаний даже недостаточно подготовленных обучаемых.

В рамках педагогического эксперимента по теме исследования проводилось обучение с опорой на непосредственный опыт студентов, его расширение в ходе поисковой, творческой деятельности, активного освоения профессии. Эксперимент подтвердил выводы о том, что у студентов можно сформировать достаточно высокий уровень мышления, если построить познавательную деятельность так, чтобы они продвигались последовательно по уровням мыслительной деятельности - от низшего (формирование понятий) к более высоким уровням (обобщениям и выводам) и далее к применению этих обобщений.

Таким образом, методологическое обоснование концепции формирования готовности к профессиональной деятельности студентов банковского колледжа может быть представлено совокупностью ряда подходов, которые должны применяться в необходимом сочетании.

В исследовании было отмечено, что из широкого крута современных образовательных технологий, важно использовать профессионально-ориентированные педагогические технологии, сущность которых подробно рассмотрена Н.Н. Никитиной. Автором настоящего исследования в публикациях по теме работы выделена и описана такая их разновидность, как «технологии интегрированного обучения с применением информационного подхода (теоретической и практической направленности)», способствующие наиболее эффективному процессу формирования готовности к профессиональной деятельности будущих банковских специалистов среднего звена.

Современный образовательный процесс заключается не только в том, чтобы дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих специалистов, развивать у них мышление, но и обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний, чему способствуют поисковые методы обучения, привитие навыков научно-исследовательской деятельности.

Студент в большей степени состоится как профессионал, если будет овладевать своей профессиональной деятельностью и будет способен осуществлять её уже в процессе обучения. Отсюда следует, что познавательная деятельность студентов должна быть адекватной профессиональной деятельности, т.е. должна воспроизводить в себе черты той профессиональной деятельности, к которой специалист готовится, что приводит к необходимости использования в учебном процессе технологий обучения, имитирующих будущую профессиональную деятельность.

Профессии банковского специалиста, направленные на решение экономических задач, характеризуются специфическими особенностями и требуют: обработки больших объёмов информации, анализа форм оперативной, бухгалтерской и финансовой отчетности, статистической обработки экономических данных, точного расчета экономических показателей, иллюстрации их диаграммами и графиками, использования интернет-рекламы, электронных бирж, принятия управленческих решений и др. Специфика работы вызывает необходимость подготовки отчетной документации в электронном виде, выполненной в специальных программных средствах, поэтому уже с первого курса необходимо обучение студентов использованию компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности, а это предъявляет и соответствующие требования к структуре и организации образовательной среды учебного заведения.

Сущность формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов банковского дела в образовательном процессе заключается в овладении методами решения квазипрофессиональных задач при активном использовании информационных технологий. Необходимо научить студентов применять полученные знания, а также находить и творчески использовать информацию для принятия компетентных решений в своей профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность требует сформированных навыков практического выполнения трудовых функций, комплексных умений, формирующихся из знаний различных дисциплин. Все учебные задачи, связанные с профессиональной деятельностью, классифицируют по четырём уровням усвоения:

- первый уровень - узнавание объектов, свойств, процессов данной предметной области, алгоритмическая деятельность при внешне заданном алгоритмическом описании;

- второй уровень - репродуктивное действие путём самостоятельного воспроизведения по памяти;

- третий уровень - продуктивное действие, эвристическая деятельность, выполняемая не по готовому алгоритму, а по созданному в ходе самого действия;

- четвёртый уровень - продуктивное действие, выполняемое путём самостоятельного конструирования объективно новой ориентировочной основы деятельности. В процессе деятельности данного уровня добывается объективно новая информация. Индивид действует без правил, но в известной ему области, создавая новые правила, осуществляет творческую деятельность.

Поэтому, в целях усиления практической направленности при подготовке выпускников и развития их профессиональной компетентности, необходимо использование в учебном процессе активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков системного мышления и разрешения реальных проблемных ситуаций.

Профессиональные компетенции в процессе обучения развиваются у студента через такие активные методы обучения как деловые игры, анализ производственных ситуаций, проектный метод и др. «Знание реальных ситуаций, навыки их анализа, апробирование собственной компетентности в решении деловых проблем существенно дополняют теорию того или иного предмета, повышают его усвояемость». Значимость перечисленных методов обучения состоит и в том, что они позволяют в первом приближении диагностировать уровень компетентности выпускника, что является весьма актуальным при переходе на ФГОС нового поколения, требующих разработки специфических средств по оценке уровня сформированности требуемых компетенций.

Наличие таких средств позволит и выпускнику самостоятельно определять границы своих возможностей, и знаний при решении тех или иных задач, а также отслеживать эффект и выявлять смысл своих поступков и. связанных с ними событий.

Отмеченные особенности являются важной составляющей педагогических условий, способных обеспечить подготовку специалиста широкого профиля, который, в дальнейшем может быстро адаптироваться к специфическим условиям и видам профессиональной банковской деятельности, быть востребованным на рынке труда.

Выявляя - педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности, мы придерживались определения В.И. Андреева, который считает, что «педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей». Вместе с тем, учитывалась и позиция Е.Н. Герасименко, представляющая педагогические условия через совокупность концептуальных, содержательных, организационно-технологических и вспомогательных составляющих.

Приведенные определения позволяют выделить педагогические условия образовательного процесса, способствующие эффективной подготовке специалистов среднего звена банковского профиля:

- система профессиональной подготовки должна интегрировать содержание, формы и методы в целостный процесс в виде образовательной среды, адаптирующей к реалиям рыночных отношений, через учебновоспитательную, квазипрофессиональную, научно-исследовательскую и социально-значимую деятельность;

- включение в производственную практику заданий, носящих меж предметный характер с целью сокращения сроков адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях конкуренции на рынке труда.

Для реализации выделенных педагогические условий образовательного процесса важно обеспечить готовность педагогического состава воспринимать инновации при подготовке студентов по специальности «Банковское дело» и воспитывать у студентов необходимые для банковской сферы морально-этические и нравственные качества, что также является одним из необходимых условий.

Степень соответствия педагогических условий заданному уровню обеспечения готовности студентов к профессиональной деятельности нами предлагается оценивать по следующим основным критериям:

- наличие знаний и умений использовать различные методики для решения профессиональных задач разного уровня сложности;

- точность и оперативность выполняемых действий (операций) в конкретной квазипрофессиональной ситуации;

- готовность к оперативной смене направленности профессиональной деятельности в зависимости от изменений квазипрофессиональной ситуации.

Обозначенные педагогические условия и критерии определения уровня готовности к профессиональной деятельности выпускников банковского колледжа призваны психологически грамотно ввести студентов в смысл, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности. Они же являются основой для разработки модели по обеспечению соответствующего учебно-воспитательного процесса.

Теоретической основой для построения и реализации модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих банковских работников являются идеи и положения личностно-ориентированного, системного и интегративного подходов к процессу подготовки специалиста:

- признание уникальности личности студента как самоценной индивидуальности, обладающей собственной логикой развития;

- направленность образования на самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности;

- интеграция содержания информационных, общепрофессиональных и специальных знаний в профессиональном образовании студентов.

В качестве структурных блоков предлагаемой модели выступают: целевой, содержательно-процессуальный и диагностический.

Целевой блок представляет собой систему целей, задач (на основе использования педагогических закономерностей, принципов и теоретических положений), комплексное решение которых способствует формированию готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов банковской сферы.

Содержательно-процессуальный блок предполагает синтез методик, регламентирующих формы организации, методы, средства формирования у будущих специалистов готовности к профессиональной деятельности - освоение и реализация квазипрофессиональных задач при использовании интегрированных занятий и включения в производственную практику заданий, носящих межпредметный характер.

Диагностический блок представляет собой некоторую совокупность методик, методов, способов диагностики уровня сформированности профессиональной готовности будущих специалистов (используется на этапах констатирующего и формирующего экспериментов).

В теории и практике педагогической деятельности предложены разные методики определения уровня профессиональной готовности будущего специалиста (В.С. Гудочкова, О.И. Кочурова). Мы в своей работе ориентируемся на методику А.В. Багдуевой, различающую четыре уровня готовности.

Первый уровень - усвоения знаний характеризуется тем, что студенты только различают понятия, оперируют представлениями о них, могут назвать определения, классификации, виды и др. Этот уровень владения знаниями недостаточен для решения даже несложных задач прикладного характера. Такой уровень подготовки выпускника квалифицируется как недопустимый.

Второй уровень - осознанно воспринятых и зафиксированных в памяти знаний проявляется в умении воспроизвести знания, применить усвоенную информацию для решения простейших прикладных задач. На этом уровне минимальная готовность сформирована, но она недостаточна для конкурирования специалиста на рынке труда.

Третий уровень - продуктивная деятельность. Здесь происходит обобщение представлений, категорий, понятий. Этот уровень характеризуется умением применять знания, полученные в ходе теоретического обучения, в процессе самостоятельной работы, где студенты сталкиваются с трудностями определенного рода и получают в процессе их преодоления субъективно новые качества и информацию. Студенты могут выполнять действия, методика и последовательность которых изучены, но содержание и условия их выполнения новые. Это уровень средней готовности, который уже позволяет специалисту конкурировать на рынке труда.

Четвертый уровень - продуктивная деятельность, связанная с использованием усвоенной информации и приобретенных навыков для поиска новых путей решения в новых условиях. Она характеризуется способностью свободно оперировать знаниями, категориями, лексикой и направлена на применение знаний и умений в нестандартных для обучающегося ситуациях. Такой уровень можно считать оптимальным. Это уровень полной готовности специалиста, который уже позволяет свободно конкурировать на рынке труда.

Согласно этой классификации нами предложено следующее ранжирование уровней сформированности профессиональной готовности банковского специалиста среднего звена, оцениваемое через следующие наиболее значимые с позиции компетентностного подхода критерии: полнота знаний и умение использовать различные методики для решения профессиональных задач разного уровня сложности; точность и оперативность выполняемых действий (операций) в конкретной квазипрофессиональной ситуации; готовность к оперативной смене направленности профессиональной деятельности в зависимости от изменений квазипрофессиональной ситуации, наличие мотивации к деятельности и профессиональной компетентности в рассматриваемой области, наличие сформированных профессионально-важных качеств.

Проведённое на базе Московской банковской школы исследование на основе анализа учебных планов и программ, а также результатов деятельности преподавателей представило, что весь процесс формирования готовности к профессиональной деятельности имеет следующие характерные черты.

- Формирование целей обучения основывается на государственном стандарте с использованием компетентностного подхода и предполагает создание рабочей группы преподавателей, которая будет их конкретизировать, исходя из анализа предметной области.

- Необходимо проектировать междисциплинарную связь и преемственность полученных студентами знаний и основных этапов достигаемой цели (формирование профессиональной компетентности).

- Необходимо проектировать междисциплинарную связь и преемственность полученных студентами знаний и основных этапов достигаемой цели (формирование профессиональной компетентности).

- Курсовое и дипломное проектирование, организация производственной практики должны содержать междисциплинарную связь общепрофессиональных и специальных дисциплин.

- Процесс обучения должен строиться на принципе интегративности.

- Подготовка заданий должна носить дифференцированный характер (в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей студентов).

Использование в учебном процессе педагогических технологий, способствующих развитию общих и специальных компетенций, критического и творческого мышления студентов.

Рассмотренные подходы к формированию педагогические условий и модели образовательной среды подготовки специалиста в банковском колледже, позволяют констатировать следующее.

В целях повышения уровня готовности к профессиональной деятельности выпускника банковского колледжа, отвечающей современным тенденциям развития экономики и профессионального образования, должна быть реализована многокомпонентная система педагогических условий, способствующих решению задач формирования готовности к профессиональной деятельности студентов в целостном учебно-воспитательном процессе банковского колледжа, включающая:

- концептуальные условия (личностная ориентация образовательного процесса; использование компетентностной модели стандарта квалификаций для определения целей и результатов подготовки, её содержания и условий реализации);

- содержательные условия (ориентация на формирование готовности к профессиональной деятельности, привитие студентам навыков самостоятельного поиска и использования дополнительных информационных, справочных и других материалов, необходимых для профессиональной деятельности);

- организационно-технологические условия: а) использование педагогических технологий моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, включая занятия, имитирующие профессиональную деятельность будущих специалистов, требующие решения реальных практических задач, способствующих развитию профессиональных компетенций и способности адаптации к изменению трудовых функций; б) поисково-исследовательскую направленность образовательного процесса, акцентированную на развитие способности к поиску и использованию необходимой информации и её адекватной интерпретации к конкретным условиям профессиональной деятельности; в) использование комплексных индивидуальных заданий при организации производственной практики студентов, предполагающих углубленное изучение отдельных вопросов, касающихся профессиональной деятельности и др.;

- организационно-методические условия (разработка учебно-программной документации, предполагающей использование: зачетных единиц для выражения трудоемкости образовательных программ; современные подходы к планированию и реализации учебной нагрузки студентов; компетентностного подхода для описания результатов обучения и описания стандартов квалификаций специалистов банковской сферы);

- сопутствующие условия (готовность педагогического состава воспринимать инновации при подготовке студентов по специальности «Банковское дело» и воспитывать у студентов необходимые для банковской сферы профессиональные, морально-этические и нравственные качества).

В частности, важными составляющими педагогических условий подготовки специалиста в сочетании с соответствующим образом сформированной образовательной средой банковского колледжа являются:

- целенаправленное проектирование образовательного процесса на основе компетентностной модели формирования готовности студента к профессиональной деятельности, включающей в качестве основных структурных блоков целевой, содержательно-процессуальный и диагностический, а в качестве значимых критериев уровня готовности - критерии мотивации, сформированности профессиональной компетентности и профессионально-важных качеств;

- восприимчивость к изменяющимся требованиям работодателей к составляющим компетентности выпускников при безусловном выполнении требований образовательных стандартов;

- ориентация на идеи и положения личностно-ориентированного, системного, интегративного подходов обучения, которые составляют основу компетентностного подхода и для которых характерны:

- признание уникальности личности студента как самоценной индивидуальности, обладающей собственной логикой развития;

- направленность образования на самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности;

- интеграция содержания информационных, общепрофессиональных и специальных знаний в профессиональном образовании студентов.

- ориентация на разработанную отечественными педагогами методику определения уровня профессиональной готовности будущего специалиста, предполагающую четыре уровня готовности к профессиональной деятельности: недопустимый, минимальный, средний, высокий;

- готовность педагогического состава воспринимать инновации при подготовке студентов по специальности «Банковское дело» и воспитывать у студентов необходимые для банковской сферы профессиональные, морально-этические и нравственные качества;

- интеграция содержания, форм и методов в целостный процесс в виде образовательной среды, адаптирующей студентов к реалиям рыночных отношений, через учебно-воспитательную, квазипрофессиональную, научно-исследовательскую и социально-значимую деятельность;

- включение в производственную практику заданий, носящих меж предметный характер с целью сокращения сроков адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях конкуренции на рынке труда.

 

АВТОР: Садекова А.У.