02.04.2012 2720

Характеристика контингента, рекрутируемого в состав воспитанников экстерной школы-интерната

 

По зачислении в ЭШИ СРТ все воспитанники прошли исходную всестороннюю тщательную диагностику (нейропсихологическую, патопсихо-логическую, психиатрическую, функционально-психологическую и личностную) посредством следующих методик:

- опросник САН;

- тест школьной тревожности Филлипса;

- ориентационная анкета Б. Басса;

- тест ценностных ориентации М. Рокича;

- социометрический метод.

Воспитанникам ЭШИ СРТ в целом присущи признаки, выявленные в исследованиях внутреннего мира «трудных» детей и подростков, осуществленных В.Н. Мясищевым, Д.И. Фельдштейном, А.И. Кочетовым, Н.Н. Верцинской, В.Г. Степановым, Б.Н. Алмазовым, Ф.Г. Ильиным и др.

В.Н. Мясищев, посвятив исследованию внутреннего мира «трудных» детей ряд работ, пришел к выводу о решающей роли воспитания в формировании положительных черт характера с самого раннего детства. Всех «трудных» ученый делил на детей здоровых и детей-невротиков. Он считал, что больной ребёнок конфликтует с окружающими без какого-либо расчёта и часто себе же во вред. У здорового трудного подростка поступки, как правило, мотивированы и практичны. Не отрицая необходимости медицинского лечения трудных детей с неврозами, В.Н. Мясищев полагал, что «сущность лечения невроза - это перевоспитание и воспитание, которое дезорганизованную, отклоняющуюся от коллектива личность с внешними и внутренними конфликтами, с паразитарными установками включит в бодрый, деятельный, спаянный, организованный детский коллектив».

Все чаще возникающие разнообразные отклонения в поведении детей и подростков многие авторы склонны искать не в генетических факторах или отягощенной наследственности, а в особенностях социальной среды. Основываясь на результатах анализа социально-психологической литературы, соответствующей проблеме исследования, выделим основные черты «трудных» детей и подростков, воспитанников ЭШИ СРТ. Многие из них характеризуются как трудновоспитуемые. Термин «трудновоспитуемость» вошел в науку в 30-е годы прошлого столетия и означает, по мнению А.И. Кочетова и Н.Н. Верцинской, невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию, активное неприятие предлагаемых установок, негативизм к окружающим людям и явлениям.

Ученые-психологи раскрывают причины, приводящие к трудновоспитуемое детей и подростков, к отклоняющемуся поведению. М.А. Алемаскин полагает, что к педагогической запущенности и правонарушениям приводят следующие причины:

- деструктивные отношения, складывающиеся в семьях;

- негативное отношение трудновоспитуемых к учению;

- низкая общественная активность и неблагополучное положение ученика в школьном коллективе;

- влияние негативных референтных микрогрупп (двор, улица, всевозможные неформальные объединения);

- бессодержательное проведение свободного времени, отсутствие возможности проявлять склонности к социально полезной деятельности.

С.Л. Сибиряков в отличие от М.А. Алемаскина, усматривает причины отклоняющегося поведения детей и подростков в более широком социальном контексте, связывает его «с господством «двойной» морали, (а по сути - ее размыванием и заменой цинизмом, неверием, разочарованием и т.п.); затянувшимся переходным периодом, социальной дезорганизацией как «платой» за демократизацию общества; увлечением подростков алкоголем, наркотиками, токсинами, а также игро -, компьютеро - и видео-культурой; повсеместным ростом насилия, как более предпочтительного способа разрешения стоящих перед людьми проблем».

Наряду с этим «трудности социальной адаптации могут возникать под влиянием таких качественно разнородных аномалий характера, как повышенная агрессивность или повышенная внушаемость; неумение противостоять деморализующим влияниям; неспособность принимать ответственные решения или склонность к истерическому стилю реагирования, к наркотикам; неспособность устанавливать меж персональные контакты, равнодушное отношение ко всему, что «ко мне не относится» и т.д.» (Ф. Бассин и др.).

Эти взгляды на причины девиантного поведения во многом созвучны с позицией видного российского ученого и общественного деятеля В.М. Бехтерева, доказывавшего, что испорченность детей является следствием растлевающих общественных условий. «Человек, как социальная единица, - писал он, - является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий... Заброшенные дети, дети улицы, растлеваемые хулиганами, и сами будущие хулиганы и преступники - вот страшное зло нашей общественной жизни!». Ученый подчеркивал: «Неправильное воспитание в раннем детстве является особенно пагубным для будущей личности, так как вообще говоря, чем ранее вкореняться дурные привычки и чем дольше они останутся не устраненными, тем более прочными они оказываются и, следовательно, тем труднее они подлежат исправлению».

По мнению Н.Е. Поляковой, школьная дезадаптация часто происходит по причине завышенной требовательности родителей к успеваемости детей и подростков без учета их психологических особенностей, способностей. Нередко в ответ на непосильные требования учащиеся дают «реакцию активного протеста».

Ф.Г. Ильин, основываясь на результатах собственного исследования, к причинам девиантности и делинквентности детей и подростков относит «прежде всего просчет в семейном, школьном и общественном воспитании. В семье это случается в результате пьянства отца или матери, грубого, а подчас и жестокого обращения с ребенком, рассогласованности в воспитательных действиях родителей, избытка внимания к ребенку и потакания всем его капризам, недостатка надзора со стороны родителей, распада семьи, аморального образа жизни родителей; в школе - когда воспитатели из-за недостаточного знания психических, возрастных, индивидуальных особенностей школьников не могут воздействовать на них».

Наряду с вышесказанным, как показывает наше исследование, причинами девиантного поведения учащихся интерната являются несформированность морально-этических ценностных ориентации и позитивной учебной мотивации, отсутствие коммуникативных умений, замкнутость и робость в контактах, хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, расхождение между возможностями и уровнем притязаний, ограниченный жизненный опыт.

Поведение значительного числа воспитанников на первых порах пребывания в интернате отличалось их сопротивлением педагогическим воздействиям, негативным отношением к учебе, пропусками уроков, конфликтами с одноклассниками, а порой и с учителями, дерзостью, а также не злостными хулиганскими проступками, сквернословием, курением.

В результате исследований Д.В. Лубовский установил, что «отношение к школе, судя по данным теста, почти у половины детей в возрасте 11-12 лет отрицательное», а наиболее значимым источником отрицательных эмоций для младших подростков является сама школьная жизнь.

А.И. Кочетов и Н.Н. Верцинская считают, что в подростковом возрасте отклоняющееся поведение обусловлено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом, несамостоятельностью, ранним повзрослением, - «отсюда типичные недостатки поведения подростков - драчливость, грубость, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учению, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими».

Воспитанникам ЭШИ СРТ так же, как и их сверстникам - учащимся других учебных заведений, свойственны некоторые возрастные особенности как предпосылки девиантного поведения: категоричность суждений, переоценка своих возможностей, конфликтность, обусловленная неадекватностью самоутверждения, в том числе и утверждение своей взрослости в окружающей микросреде. В силу критического возраста, подростки, как правило, сопротивляются воспитательным воздействиям взрослых.

По результатам исходной психодиагностики, проведенной непосредственно после зачисления воспитанников в ЭШИ СРТ, нами выявлены следующие их особенности:

- полностью психически здоровыми оказались лишь 5% из всех отобранных подростков;

- треть отобранных воспитанников имели патологические влечения (клептоманию, токсикоманию, дромоманию, алкогольные эксцессы и т.п.).

- 95% отобранных оказались дезадаптированными и характеризовались девиантным и делинквентным поведением.

Важно заметить, что в ЭШИ СРТ не принимались лица с органическими повреждениями, шубообразными и психопатоподобными расстройствами.

По критерию - уровень ЗУН получены следующие данные: из 168 отобранных в школу подростков 157 (92%) не знали таблицу умножения, не понимали смысла математических задач и не владели арифметическими действиями, не справлялись с обычным диктантом и не проявляли склонности к чтению. Многие из них отличались стойкой неуспеваемостью, в прошлом часто пропускали занятия, оставались на второй и третий год обучения, некоторые состояли на учёте в детских комнатах милиции.

С первых же дней работы с поступившими в ЭШИ СРТ выявилась склонность многих детей и подростков к быстрой пресыщаемости даже самыми увлекательными делами, особенно если от них требовались некоторые усилия следовать нравственным нормам, преодолевать негативные социальные установки, вредные, неприемлемые для окружающих привычки.

Согласно данных, полученных по опроснику САН, выявлено:

- плохое самочувствие средний балл - 3,6 балла по семибалльной шкале;

- средний показатель активности - 3,2 балла;

- средний балл настроения на день обследования составлял 4,2 балла. По методике Филлипса фоновые показатели соответствовали повышенной и высокой школьной тревожности (от 50% до 78%).

По тесту направленности личности Б. Басса выявлено:

- направленность на своё «Я» - 98% воспитанников,

- отсутствие направленности на дело у 92% воспитанников,

-        направленность на общение лишь у 28% воспитанников. По тесту ценностных ориентации М. Рокича выявлено:

- по терминальным ценностям: у 86% воспитанников наличествует потребность в любви (больше физической, чем духовной близости) и счастливой семейной жизни; у 78% - потребность в физическом здоровье; у 72% - потребность в развлечениях, в приятном времяпрепровождении; у 68%) - потребность в ничегонеделании и неограниченной свободе; у 14% воспитанников выявилось потребность в эмоционально насыщенной активной деятельности; у 14% - потребность в расширении своего кругозора, в интеллектуальном развитии; у 12,4% - потребность жить для других; лишь у 4% воспитанников выявилась потребность в нравственном совершенствовании;

- по инструментальным ценностям: у 72% воспитанников обнаружена потребность в независимости как способности действовать самостоятельно; у 69% - рационализм; у 74% - твёрдая воля; у 68% - требовательность к другим людям и высокие запросы от других для себя; у 32% - исполнительность; у 24% - терпимость; 13% - самоконтроль.

В ходе первичной психодиагностики не выявлен рельефный показатель внутригрупповой дифференциации, в частности, не обнаружены микрогруппы и неформальные лидеры.

Особое внимание читателя целесообразно обратить на методику количественной диагностики и оценки состояния корковых звеньев динамических церебральных систем, разработанную В.Д. Столбуном. Данная методика существенно расширяет арсенал методов исследования душевного мира человека, она способствует:

- объективной конкретизации состояния корковых звеньев динамических церебральных систем;

- выявлению мягких нарушений высших психических функций;

- раскрытию механизмов тех нарушений психики, которые возникают при функциональных локальных поражениях мозга;

- использованию этой информации в активной комплексной рефлексотерапии в целях точного определения силы, места и времени воздействия;

- получению достоверного объективного подтверждения результатов рефлексотерапевтического или психокоррекционного воздействия.

В числе учащихся экстерной школы-интерната состояло немало детей и подростков с нарушенным соматическим и психическим здоровьем, а также носителей негативных психических состояний - психических пред-болезней. По данным О.А. Рагимовой и Г.Ф. Андреевой, наблюдается явное ухудшение здоровья детей в последнее время по сравнению с предыдущими десятилетиями, что является чувствительным индикатором состояния общества.

Показатели исследования особенностей воспитанников ЭШИ СРТ свидетельствуют о том, что почти все они дезадаптированы и характеризуются девиантным поведением.

 

АВТОР: Славина Е.В.