04.04.2012 14402

Формирование художественно-образного мышления в классе фортепиано

 

В данном исследовании художественно-образное мышление мы рассматриваем с позиции выявления дидактических условий его развития, анализа педагогической модели понятия и его компонентов, определения комплекса дидактических особенностей, активизацию художественно-образного мышления в процессе художественно-исполнительской деятельности. В своей педагогической концепции мы исходим из того, что работа над интерпретацией музыкального произведения в образовательном процессе будущего педагога-музыканта предоставляет новые возможности для развития художественно-образного мышления, совершенствования профессиональной подготовки специалиста.

Музыкальное мышление - переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального. Музыкальное мышление есть мышление художественными образами, воплощёнными в интонациях, звуковых комплексах, которые оформляются в слуховом представлении музыканта. Поэтому основой музыкального мышления являются внутренние слуховые представления. Наряду с этим музыкант должен осмыслить, осознать логически музыкальный материал. Специфика музыкального мышления определяется в музыковедческой литературе как интонационная.

Музыкальное интонирование рассматривается как один из типов художественного мышления, как выражение мыслей и чувств человека, воплощённых в их нерасторжимом единстве в музыкальных (интонируемых) образах.

В контексте данного педагогического исследования «художественный образ» является дидактическим средством, ориентированным на осуществление взаимодействия художественных функций искусства (познавательных, коммуникативных, эмоциональных, интеграционных) и личности студента в процессе исполнительской деятельности.

Воплощение художественного образа в исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта является отражением действительности и связано с выражением мыслей и чувств, способных вызвать ассоциативные, наглядно-зрительные представления, т.е. основная цель художественного образа - оказывать действенное влияние не только на сферу чувств студентов, но и на мысль воспринимающего, где необходимо единство образных и аналитических возможностей мышления.

Если учитывать тот факт, что в раскрытии образного содержания художественного произведения активно участвует и эмоциональная и интеллектуальная сфера человека, то проявление эстетических и интеллектуальных чувств имеет к этому прямое отношение.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусстве. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Именно эти чувства позволяют нам разобраться в том, какая музыка нас волнует, картины каких художников нам нравятся. Эстетические чувства обогащают личность, придают ей особую индивидуальность.

Эстетическое отношение проявляется через разные чувства - восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др. Кроме того, имеются такие чувства, которые относятся только к эстетической сфере: чувство трагического, чувство возвышенного, чувство комического.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Эти чувства не только сопровождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают её, влияют на продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. К интеллектуальным чувствам относятся такие, как удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности, обобщенное чувство нового, которое выражается в постоянном поиске новой информации и практической деятельности. Надеяться на то, что эти чувства появятся сами собой, нельзя. Для возникновения и развития интеллектуальных чувств необходима постоянная мыслительная тренировка в решении задач и проблемных ситуаций.

Таким образом, процесс постижения и раскрытия «художественного образа» изучаемого произведения воспринимается как нечто целое, в основе которого отражаются не изолированные друг от друга чувства интеллектуальные или эстетические, а присутствует целостный спектр, своеобразный сплав интеллектуально-эстетических чувств.

Художественно-исполнительское воплощение образа возможно при условии активности действий (моторно-двигательных, слуховых, мыслительных), неразрывно связанных с постоянным предвосхищением дальнейшего развития художественной мысли.

В практической работе студента это находит отражение в последовательном решении художественно-познавательных задач: понимание логики структурного построения музыкального произведения, осуществление анализа его формы, интонационно-образного содержания, восприятие и проникновение в художественный образ как формы целостного отражения жизни, практическая реализация художественного образа через исполнительскую деятельность.

В раскрытии таких понятий, как художественный образ произведения, художественное образование, образованность личности студента, его художественно-образовательная деятельность, участвует эмоциональная сфера, интеллектуальная, духовная, что является подтверждением целостного понимания категории «художественный образ».

Художественный образ как форма отражения предметов, результат познавательных процессов основывается на чувственном мироощущении, художественно-образном видении мира и чувственном восприятии.

Таким образом, в нашем исследовании категория «художественный образ» представляет собой целостное понятие, которое состоит из двух взаимовлияемых компонентов: эмоционального и интеллектуального. В условии художественно-исполнительской деятельности студентов, осуществление мыслительных операций неотделимо от эмоционального отношения к образному содержанию произведения музыкального искусства.

Эмоциональность и интеллект - это две стороны целостного процесса образного познания произведения искусства. Их неразрывная связь должна находиться в основе организации художественно-мыслительной деятельности будущего педагога-музыканта.

В ходе художественно-исполнительской подготовки студента продуктивность его мышления будет основываться на процессе взаимодействия старых (имеющихся) и новых, приобретаемых в обучении, знаний, их взаимообогащении. В результате происходящих процессов активизируется развитие не только мыслительной деятельности, но личности в целом: интенсифицируется воображение, обогащается эмоционально-образная сфера, углубляется и становится более осознанным восприятие художественного произведения. Продуктивность является характерной чертой мышления, отличающего его от других психических процессов, и с этой точки зрения любой процесс мышления продуктивен. Однако удельный вес продуктивности, творческого начала в различных процессах мышления не одинаков. О продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности говорят тогда, когда удельный вес его творческого компонента достаточно высок.

В другом случае понятие «продуктивность» мышления используется для характеристики успешности решения человеком интеллектуальных задач. Для нашего исследования профессионально-практическую значимость имеет трактовка «мышления» как совокупность состояний, действий человека, направленных на решение различных задач (практических, теоретических), в нашем случае - художественных и обеспечивающих это решение, т.е. нахождение ответов на поставленные вопросы, подтверждений или опровержений выдвигавшихся гипотез.

В процессе художественно-исполнительской деятельности перед студентами выдвигается следующий тезис-задача: «как можно глубже, шире и точнее понять образную сущность исполняемого, то есть не только формально прочесть текст, но и понять автора, его эпоху, душевный строй, его замысел, его средства выражения и, больше того, воспринять все это активно, иными словами, - стремиться по-своему изменить познанную действительность».

Воплощение художественно-образного замысла произведения осуществляется на основе возникновения потребности творить, обдумывания, реализации и сопоставления результата творчества с художественной задачей. Обогащение мышления на основе конкретной учебной деятельности будущего педагога-музыканта является важной задачей в развитии его интеллектуального потенциала.

Так, в процессе преодоления технических трудностей в работе над музыкальным произведением, поиск положений и двигательных ощущений представляет собой во многом процесс интуитивный, где студент приспосабливается к различным типам фактуры и аппликатурным комбинациям, стремясь трудное - облегчить, а сложное - упростить. Мы считаем, что преподаватель в процессе обучения студентов должен постоянно искать формы совмещения аналитической мыслительной деятельности (с использованием словесно-знаковых систем) с деятельностью, требующей включения художественно-образного мышления и его форм активизации: ассоциативность, аналогия, поиск.

В практической деятельности педагога-музыканта мышление присутствует в таких познавательных процессах как в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Необходимо отметить, что в процессе художественно-исполнительской деятельности музыкальный интеллект студентов получает возможность всестороннего и гармоничного развития. Эта деятельность способствует приобретению «личного» опыта студента, подводит основу для развития художественно-мыслительных способностей (сравнительно-аналитические, способность к классификации, к обобщению), создает условия для их успешного протекания.

Развитие художественно-мыслительных способностей осуществляется в процессе познания закономерностей музыкального развития изучаемых произведений посредством формирования широких художественно-образных обобщений. Развитие эмоциональной отзывчивости происходит на основе совершенствования, активизации музыкально-слуховых представлений, ассоциативного фонда и творческого воображения.

В нашем исследовании художественно-исполнительская деятельность является базовой дидактической основой, в процессе которой развитие художественно-образного мышления студентов отслеживается по следующим качественным параметрам:

- теоретические знания (художественные понятия, понятия о средствах выразительности в контексте данного произведения);

- практические умения и навыки;

- художественно-образное соответствие исполнения;

- мотивационно - волевые способности.

В процессе художественно-исполнительской деятельности создаются оптимальные условия для систематического познания путем пополнения и обогащения художественного тезауруса студентов. Знание музыкальных фактов, явлений, основных закономерностей художественно исполнительской речи - обязательное условие развития художественно-образного мышления будущего специалиста. Теоретические знания о музыкальном искусстве не просто дают толчок и способствуют художественно-мыслительным операциям - они формируют эти мыслительные действия, определяют их структуру и внутреннее содержание.

Развитие художественно-образного мышления студентов в процессе работы над произведением музыкального искусства начинается с оперирования художественными образами, сравнительно-сопоставительного анализа художественного содержания. Художественно-исполнительская деятельность не может быть пассивной, так как требует от студентов не только отношения, но и оперирования приобретенными знаниями и действиями и, следовательно, содержит в себе элементы активности и творческой инициативы. Становление интеллектуальных возможностей личности студента осуществляется в процессе познания закономерностей музыкального развития изучаемых произведений посредством формирования широких художественно-образных обобщений. Развитие же эмоциональной отзывчивости происходит на основе активизации слуха, образно-слуховых представлений, творческого воображения и ассоциативного фонда.

Таким образом, в художественно-исполнительской деятельности творческая активность проявляется достаточно разнообразно: она связана со становлением художественного образа, определяет художественные воззрения студентов и отражается через образность исполнения и художественные ассоциации.

Развитие ассоциативного фонда студентов осуществляется в различных формах деятельности. Формы деятельности студентов:

- Аудиторная (классная)

- Работа над учебным репертуаром.

- Использование аудиовизуальных средств.

- Предметы художественно-эстетического цикла.

- Внеаудиторная (внеклассная)

- Концертные выступления.

- Зачеты, экзамены.

- Посещение концертов, выставочных залов.

- Экскурсии по музеям, достопримечательным местам.

- Изучение педагогической и художественной литературы.

- Изучение энциклопедической литературы.

Написание художественных аннотаций к произведениям. Важнейшее значение для нашего исследования приобретает концепция витагенного образования (с опорой на жизненный опыт) А.С. Белкина. Так, в процессе постижения авторского замысла, раскрытии образного содержания осваиваемого произведения музыкального искусства существенное значение имеет взаимосвязь ассоциативного фонда и имеющегося витагенного опыта личности студента. Связь жизненного опыта с формированием художественно-образного мышления личности студента очевидна: именно накапливание и обогащение опыта определяет полноту и эмоциональное разнообразие ассоциативного фонда, творческий потенциал.

Создание ситуации «жизненного действа» на уроке помогает студентам разного уровня подготовки раскрыть и понять художественно-образный замысел произведения, провести связь с жизненными явлениями, найти соответствующую ассоциацию. «Герой» произведения музыкального искусства воспринимается как живой реальный человек со своим голосом, интонацией речи, характером. Эту информацию несет в себе музыкальная интонация. Главная цель в создании этой ситуации - научить студентов слышать жизнь в звуках, через музыкальную интонацию ощущать душу своего героя, смотреть на всё окружающее его глазами. Информация, исходящая от автора, «закодированная» в произведении музыкального искусства с помощью специфических средств музыкального языка расшифровывается реципиентом с учетом жизненного опыта. А психологический уровень художественно-образного понимания определяется слушательским содержанием, т.е. чувствами и мыслями, образами и ассоциациями.

Приобретение витагенного опыта основывается на получении жизненной информации. Источниками такой информации в классе основного музыкального инструмента является познавательно - исследовательская деятельность, связанная с написанием художественных аннотаций к музыкальным произведениям. В этом случае студентам приходиться обращаться к справочным, музыкальным и литературным источникам, отражать свое видение и понимание образа в художественном изображении (иллюстрации), представляя себя в роли педагога - музыканта.

В нашем исследовании такой формой активизации художественно-мыслительной деятельности студентов является представленный алгоритм поэтапной работы нал произведением музыкального искусства, способствующий более целостному восприятию и субъективному пониманию художественно-образного замысла осваиваемого произведения. Алгоритм поэтапной работы над произведением музыкального искусства, активизирующий мыслительную деятельность студентов.

Аналитический (анализ):

- Определение и анализ стилевых и жанровых особенностей произведения.

Сравнительно-аналитический (сравнение, анализ):

- Определение главных и второстепенных интонаций, образных тем. Выявление опорных (логических) вершин тематических построений. Анализ приемов развития музыкальной мысли (средства музыкальной выразительности).

Решение исполнительских трудностей в овладении средствами музыкальной выразительности с помощью технических приемов и способов.

Синтезирующий (анализ, синтез) Работа над целостностью художественного образа:

- составление исполнительского плана в соответствии с художественно образным содержанием;

- кульминационное развитие построения;

- достижение целостности и художественной убедительности исполнения, создание собственной интерпретации музыкального произведения.

Известно, что процесс работы над художественным репертуаром обычно проходит несколько этапов, на каждом их которых ставятся конкретные задачи, что имеет немаловажное значение в рациональной организации процесса художественно-образного освоения произведения.

Определяя дидактически обоснованный алгоритм поэтапной работы над учебным материалом (музыкальным произведением), необходимо было найти дидактические пути и средства, способствующие систематическому пополнению художественного тезауруса, развитию художественно-образного мышления и расширения ассоциативного фонда студентов в процессе художественно-исполнительской деятельности.

Условно поэтапную работу над учебным репертуаром мы разделили на три этапа: аналитический, сравнительно-аналитический и синтезирующий. В процессе освоения разнообразных музыкальных сочинений студенты должны приобретать не просто хаотичные, отрывочные сведения, а специальные знания, выстроенные в систему, что будет способствовать более эффективному развитию художественно-образного мышления и оказывать существенную практическую помощь в самостоятельной работе.

При изучении произведения искусства необходимы знания о стиле композитора, исторической эпохе, музыкальном жанре, структуре сочинения, понимание особенностей музыкального языка, глубокое осознание замысла композитора.

У известных педагогов-музыкантов существуют различные точки зрения на процесс работы над музыкальным произведением. Для нашего исследования важен метод предварительного знакомства; «умственный просмотр произведения» (А.Б. Гольденвейзер, Л. Николаев, А. Корто). По мнению этих педагогов, предварительная умственная работа с текстом уже сразу дает ученику определенное направление мысли, активизирует мышление.

А. Корто считает, что наиболее полезен этот метод для учащихся малоподготовленных, поскольку облегчает им дальнейшее чтение с листа. В результате предварительной аналитической работы, по мнению этих авторов, студент приобретает умение концентрировать свое внимание на существенном, поскольку трудности моторно-двигательного характера не отвлекают внимания от основной авторской идеи.

В представленном алгоритме поэтапной работы над произведением музыкального искусства основным дидактическим ориентиром является постижение художественно-образного замысла на основе использования содержательного компонента операциональной стороны мышления, комплекса дидактических возможностей развития мыслительных способностей: анализ, сравнение, синтез. Не операции порождают мышление, а мышление как процесс порождает операции, которые потом в него включаются. Мышление не сводится к системе любых своих операций и умственных действий и первично по отношению к ним, пластично и непрерывно. Так, опираясь на теоретические исследования музыковедов и педагогов-музыкантов, (Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман) на первом этапе (аналитическом) работы над произведением осуществляется целостный анализ произведения.

Суть данной операции (анализ) состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, студент мысленно выделяет в нем одну часть из другой, а затем выделяет следующую часть и т. д. Таким образом, студент может узнать, из каких взаимосвязанных частей состоит то, что он воспринимает. Постижение любого произведения искусства, в данном случае музыкального, в первую очередь требует анализа идейно-образного содержания, творческого направления, стилевых и жанровых особенностей композитора.

На втором этапе (сравнительно-аналитическом) постижения художественного замысла произведения, где основной задачей является пополнение знаний студентов в области формообразования и средств художественной выразительности, применяется дифференцированный анализ музыкального произведения. Преподаватель должен не только направлять поисковые действия студента на процесс понимания и раскрытия художественного содержания осваиваемого произведения, но и «дать ему подробный анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры».

На заключительном этапе работы над произведением (синтезирующем), для более совершенной передачи художественного образа, целесообразно пополнять знания и обогащать эмоционально-образную сферу студентов в области смежных искусств на основе применения комплексного анализа, способствующих более яркой и убедительной интерпретации.

Таким образом, алгоритм поэтапной работы над произведением музыкального искусства с опорой на применение комплекса дидактических ориентиров (использование операций развития мыслительных способностей: аналитический этап (анализ); сравнительно-аналитический этап (сравнение, анализ); синтезирующий этап (синтез, анализ), является научно-теоретической основой развития художественно-образного мышления, приобретения профессиональных знаний и обогащения эмоциональной сферы студентов.

В процессе исследования художественно-исполнительской деятельности была определена педагогическая модель художественно-образного мышления и компонентов, влияющих на этот процесс. Педагогическая модель художественно-образного мышления.

Личностный компонент:

- эмоциональная сфера личности - мотивационно-коммуникативные качества личности;

Интеллектуально-мыслительный компонент

- учебно-теоретический блок;

- учебно-практический блок;

- ассоциативный компонент;

- витагенный (жизненный) опыт;

Эмоционально-волевой компонент

- настойчивость;

- целеустремленность;

- упорство и решительность;

- самообладание и выдержка;

Выделение этих компонентов носит условный характер, поскольку в процессе развития художественно-образного мышления они выступают в целостной форме и лишь в своей совокупности обеспечивают достижение наиболее успешных результатов.

Личностный компонент педагогической модели включает в себя комплекс индивидуально-психологических свойств личности будущего педагога-музыканта.

Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения очевидна. Проникновение в художественно-образный замысел музыкального произведения происходит через понимание авторской идеи, неразрывно связанной с эмоционально-образным восприятием. Специфика художественно-исполнительской деятельности заключается в том, что образное познание произведения студентом и все, связанные с ним, мыслительные операции возникают из сопереживании исполняемого и неотделимы от него.

В интеллектуально-мыслительный компонент представленной педагогической модели входят учебно-теоретический блок и учебно-практический блок.

Учебно-теоретический блок - это имеющиеся и приобретающиеся в процессе художественно-педагогического образования теоретические знания, комплекс профессиональных понятий в условии приобщения к художественно-исполнительской деятельности.

Знания должны сообщаться в строго выстроенной системе, когда каждое последующее понятие вытекает из предыдущего. Только системность усвоения материала может обеспечить развитие художественно-мыслительных возможностей студентов, способность самостоятельного принятия решения к поставленной задачи.

Обучение студентов фокусируется в знаниях о предмете, однако знания сами по себе не адекватны мыслительной деятельности. Для художественно-мыслительной деятельности важны не столько те конкретные знания и навыки, которые приобретает студент, сколько развитие тех возможностей, приобретение интеллектуальных умений, на основе которых происходит усвоение знаний и без участия которых этот процесс не состоится. Поэтому процесс усвоения знаний должен быть направлен не столько на запоминание, сколько на активизацию процесса художественного познания, мыслительных действий, которые способствуют пониманию художественно-образного мышления в целом и поднимают его на более высокий уровень развития.

Вот как формулирует это Г.Г. Нейгауз: «Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически. А это значит: развивать его слуховые данные, широко знакомить его с музыкальной литературой, заставлять его подолгу вживаться в одного автора; с детства научить его разбираться в форме, тематическом материале, гармонической структуре исполняемого произведения развивать его фантазию удачными метафорами, аналогиями с явлениями природы и жизни всемерно развивать в нём любовь к другим искусствам, а главное - дать ему почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности, его ответственность и права».

Особого внимания заслуживают вопросы стиля композитора, чьи произведения изучаются. Знания о стиле являются ведущими в процессе овладения музыкальными сочинениями, и постоянное накопление, углубление и оперирование ими эффективно содействуют формированию музыкального мышления.

Немаловажное значение в педагогическом процессе имеет изучение музыкальных жанров. Понятие «жанр» входит в общую иерархию понятий, которыми оперирует музыкальное мышление. Музыкальные жанры - это виды музыкальных произведений, которые исторически сложились в связи с различным содержанием музыки, с определёнными жизненными назначениями, с различными социальными функциями и различными условиями её исполнения и восприятия.

Без осмысления логики развития музыкального произведения, структуры его невозможно добиться целостности в исполнении. Понятие «архитектоническое мышление» подразумевает умение охватить произведение в целом, осознать каждый элемент как логически подчинённый целому. Поэтому знания о музыкальной форме обязательны.

Многие выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и настоящего придавали большое значение анализу средств музыкальной выразительности и акцентировали внимание на гармонии. Являясь логическим началом в музыке, гармония помогает понять строение музыкального произведения, выявить логику его развития. Произведя подробный анализ произведения, студенты лучше осознают образное содержание, структуру сочинения, имеют возможность пополнять и расширять свои знания по гармонии, сравнивать особенности гармонического языка различных композиторов, тем самым, развивая свои интеллектуальные возможности. Из вышеизложенного можно сделать заключение, что понятие «гармонический язык произведения» является существенным компонентом художественно-образного мышления.

Раскрытие содержания произведения невозможно без нахождения нужного звучания, которое обеспечивается тесной взаимосвязью музыкально-слуховых представлений со всей системой художественно-исполнительских умений и навыков:

- осуществление слухового контроля в процессе изложения музыкального материала;

- достижение художественной выразительности в соответствии с содержанием произведения;

- ощущение и понимание процесса развития музыкальной мысли, учитывая вес элементы выразительности в их взаимодействии;

- охват формы произведения, с учетом соотношения целого и отдельных частей, кульминаций и цезур, темповых и динамических контрастов;

- осуществление переноса используемых мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез) в процессе образного освоения произведений разных жанрово - стилевых направлений в различных художественно-исполнительских ситуациях (например: преодоление технических трудностей);

- создание собственной оригинальной интерпретации музыкального произведения.

Способность к анализу и обобщениям является показателем более высокого уровня умственного формирования студентов и основывается на принципе системности знаний. Достижение целостности художественно-образного представления осваиваемого произведения зависит от имеющегося жизненного и художественного опыта (зрительно-слуховые впечатления, ощущения при взаимодействии реципиента с произведениями искусства).

В процессе художественно-исполнительской деятельности приобретение слухового опыта происходит в результате:

- проведения слухового анализа музыкальной (интонационной) речи;

- слухового анализа элементов музыкальной фактуры;

- слухового восприятия характерных (в образном отношении) тематических проведений;

- восприятия тембровой, гармонической и ритмической окраски художественно-образной интонации; • восприятия музыкального произведения в целом.

Слуховой опыт студента обогащается не только в процессе художественно-исполнительской деятельности, но и в результате восприятия музыкальных произведений.

Использование аудиовизуальных средств, музыкально-драматического искусства способствует обогащению слухового восприятия студентов, формированию художественно-ценностной ориентации, является условием активизации сравнительно - аналитических действий в процессе восприятия музыкально-художественного материла. В этом случае роль визуальных средств обучения заключается в создании зрительной атмосферы звучания.

Приобретение зрительного опыта студентов происходит при взаимодействии с произведениями искусств изобразительных жанров в результате посещения картинной галереи (художественно-образовательная тематика) и экскурсий в музеи (историко-краеведческая тематика), восприятия художественных репродукций известных художников, в процессе просмотра видеоматериалов по тематике изучаемых произведений (исторических и художественных фильмов, видеозаписей спектаклей, концертов и др.). Сочетание изображающего действия с закадровым музыкальным оформлением, усиливает воздействие произведения на зрителя, повышает эмоционально-выразительную силу образов искусства, передает необходимый авторский подтекст.

Проведение учебно-познавательных экскурсий способствует формированию у студентов таких эмоциональных качеств, как чувство прекрасного, ощущение радости и интереса познания, обогащению ассоциативного фонда студента, приобретению жизненного и художественного опыта.

В музыкально-педагогической литературе мы находим отдельные высказывания о роли и значении художественных ассоциаций, образных сравнений в активизации интонационно-слуховых представлений исполнителя, в формировании художественно-образного замысла.

Например, А. Рубинштейн высказывал следующую мысль: «Знать сочинение - не значит выучить его наизусть и играть без ошибок в надлежащем темпе и достаточно верно... музыка должна обрасти ассоциациями, в нее надо поверить, ее нужно сделать своей».

Г.Г. Нейгауз в своей педагогической практике постоянно апеллировал к слуху ученика, используя прием образных сравнений.

Таким образом, в мире музыкального исполнительства, по мнению Г.М. Цыпина, в ходу разного рода поэтические сравнения, аналогии, ассоциации «по сходству», и здесь, в этой сфере, воображение художника нередко подсказывает ему нечто вроде живописно-образных эквивалентов музыки. Прежде всего, благодаря ассоциациям психическая деятельность человека становится полнее, глубже, многокрасочнее; художественно-образное мышление в процессе восприятия «звучащей» действительности обогащается, делается более многомерной.

Учебно-практический блок интеллектуального компонента модели включает приобретаемый студентами, в процессе художественно-исполнительской деятельности, комплекс профессионально-технических умений и навыков: интонационно-слуховых, моторно-двигательных, которые направлены на процесс воплощения образно-выразительных средств осваиваемого произведения в «звучащую» реальность, собственную интерпретацию исполняемого произведения.

Как показывает музыкально-педагогическая практика, развитие художественно-образного мышления на основе исполнительской деятельности невозможно отделить от воспитания и развития эмоционально-волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, упорство и решительность, самообладание и выдержка и др.). С.Л. Рубинштейн указывал, что «воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям». Смысл того или иного мыслительного действия и успешность его выполнения во многом зависят от того, что движет студентом, с какой позиции студент рассматривает данное действие (со стороны своих потребностей, желаний, его мотивы).

В процессе исполнительской деятельности, во время аудиторного исполнения учебной программы, проявление студентом волевых качеств (сценическое самообладание, выдержка, целеустремленность и др.) играет особую роль. От проявления волевых качеств личности студента зависит его степень психологической устойчивости во время публичных выступлений и качественный результат его художественно-исполнительского самовыражения и воплощения авторской идеи произведения.

В контексте проблемы исследования, для нас важна мысль американского ученого У. Эшби, который утверждал, что «волевого человека от безвольного отличает то, что первый из них после тысячи неудачных попыток делает тысячу первую - добивается успеха, второй же сникает, на полдороги бросая начатое».

Во время художественно-исполнительской деятельности взаимосвязь эмоционально-волевых проявлений в мотивационном элементе должка осуществляться в потребности эмоционально, открыто выражать перед слушательской аудиторией свои мысли и чувства, стремление достичь в ходе творческого общения духовно-личностного контакта с произведением искусства (понимание чувства автора) и слушателями, проявление исполнительской настойчивости и целеустремленности в решении художественных задач.

 

АВТОР: Хотенцева И.А.