06.04.2012 2323

Состояние проблемы формирования конкурентоспособности студентов в вузе в педагогике, теории и практике профессионального образования

 

Профессиональное образование исторически развивалось как полифункциональная система, отражающая сложнейшие взаимодействия личности, общества, государства и экономики.

Обратившись к ретроспективному опыту профессиональной школы, можно отметить, что в советский период вполне определимы тенденции и принципы профессионализации и специализации кадров, необходимых народному хозяйству.

До настоящего времени у исследователей, занимающихся проблемами профессионального образования, нет единого мнения о периодизации развития системы профессионального образования. Наиболее полно и объективно сущность происходящих процессов в профессиональном образовании отражается в работах А.Н. Веселова и Л.И. Анайкиной. А.Н. Веселое выделяет следующие этапы формирования профессионально значимых качеств студентов вузов.

В период с 1917 - 1920 гг. происходила ломка старой, дореволюционной системы технического образования и бюрократического управления ею, совершались первые шаги по созданию советской системы. Но обстановка гражданской войны и иностранной интервенции, безусловно, не способствовала эффективному решению глобальных задач коренной перестройки образования молодежи. Это время напряженных поисков наиболее рациональных форм профессиональной подготовки молодежи, установления рационального соотношения общего и профессионального образования.

Для 1921 - 1929 гг. было характерно организационно-структурное оформление и укрепление советской системы профессионального образования. В это время происходило массовое открытие всевозможных средних и высших учебных заведений, подчиненных Наркомпросу РСФСР, но реально находящихся в ведении Главпрофобра и его органов на местах.

Конечная задача профессиональных образовательных учреждений в этот период состояла в том, чтобы подготовить инженера-практика, т.е. «инженера, обладающего знаниями, наиболее потребными в практической жизни, инженера преимущественно эксплуатационного или производителя работ в постройке». Такой специалист должен был знать встречающиеся ему в работе конструкции, орудия, методы их эксплуатации, но он не изучал их настолько глубоко и широко, чтобы создавать крупные проекты.

В 1928 г. четко обозначились два подхода к вопросу подготовки рабочих кадров. Представители Высшего Совета Народного Хозяйства (Г. Серебренников), Центрального института труда (А.К. Гастев) высказывались за подготовку такого рабочего, который в совершенстве владел бы узкой операцией, а знание сверх этого считали для него роскошью, на которую не следует тратить средства. «Завод должен заказывать школам рабочую силу, - говорил А.К. Гастев, - как заказывает сырье или части машин, точно указав требуемую специализацию и качество. Школа готовит рабочего, выполняющего, одну строго определенную функцию». Представители Наркомпроса выступили категорически против такого подхода. А.В. Луначарский доказывал, что технический прогресс приведет к устранению чернорабочего, рабочего-автомата, но к торжеству рабочего-инженера.

Именно в это время высшие учебные заведения перестраиваются по отраслевому принципу, возникла необходимость модернизации учебных планов, программ, форм и методов обучения, сближения теоретического обучения с производственным, расширения специализаций.

1929 - 1941 гг. стали этапом, опосредованным рубежными решениями ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1929 г., определившего тактику перехода от задач построения и воплощения в жизнь идеалов революции к решению чисто экономических задач. Особое внимание пленум обратил на качество подготовки специалистов, подчеркнув, что советские «кадры должны обладать достаточно глубокими специально-техническими и экономическими знаниями, широким общественно-политическим кругозором и качествами, необходимыми для организаторов производственной активности широких масс трудящихся». Эти изменения официально не были продекларированы, поскольку от выполнения второй Программы партии никто не отказывался, а строительство заводов, фабрик, железных дорог, шахт и рудников преподносилось как задача, от решения которой зависело скорейшее построение социализма.

Результатом развития системы общего и профессионального образования стало существенное повышение культурно-технического уровня населения СССР к началу 40-х гг.

Профессиональная школа выполнила поставленную перед ней обществом задачу: были подготовлены квалифицированные специалисты, рабочие, успешно решавшие задачи развития советской экономики перед войной.

Очередным этапом в развитии профессионального образования явились годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы -1941-1958 гг.

К началу Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. высшая школа РСФСР готовила кадры по всем группам специальностей и в масштабах, обеспечивающих основные нужды различных отраслей промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, образования и культуры. В этот период наблюдаются коренные количественные и качественные перемены в культурном строительстве РСФСР, в создании высокого интеллектуального потенциала нации. Задачи послевоенного хозяйственного строительства настоятельно требовали не только роста подготовки специалистов, но и улучшения их использования на производстве. В июле 1951г. ЦК ВКП(б) принимает постановление «О недостатках в деле распределения молодых специалистов», которое обязывало министров и руководителей, обеспечить на деле своевременный прием и направление на производство молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения, в соответствии с полученными ими в учебных заведениях специальностями.

К началу 50-х гг. восстановительный период в СССР завершился. За эти годы в стране был создан достаточно высокий инвестиционный, образовательный и научный потенциал, позволивший в дальнейшем обеспечить высокие темпы экономического роста.

В Директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 -1955гг. ставилась задача увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений примерно на 30 - 35%. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к повышению своего образования, была поставлена задача обеспечить дальнейшее развитие заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений для обучения трудящихся без отрыва от производства.

Значительной вехой в развитии высшей школы стал принятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958г. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В нем подчеркивалось, что вузам, как непосредственным организаторам производства, принадлежит важное место в промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, а также в учреждениях культуры, просвещения и здравоохранения.

В соответствии с Законом особое внимание обращалось на подготовку молодого поколения к труду, на сочетание теоретического обучения молодежи с производительным трудом на производстве. В связи с этим вновь актуальными и востребованными становятся безотрывные формы обучения молодежи, которые позволяют быстрее решать задачу насыщения специалистами промышленных предприятий, а также значительно повышать социально-экономическую отдачу от образования.

Тенденция расширения высшего профессионального образования характерна для всего периода восстановления и развития народного хозяйства в послевоенное время (1945 - 1958гг.).

Следующим этапом в ретроспективном анализе развития высшего профессионального образования стал период с 1959 до середины 80-х гг.

В этот период особое значение придается увеличению темпов подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. В дальнейшем в системе высшего профессионального образования предполагалось, прежде всего, совершенствовать организацию подготовки специалистов с учетом требований научно-технической революции.

Устранению из сферы производства малоквалифицированного и неквалифицированного труда во многом способствовала разработка новых учебных планов в вузах, направленных на максимальное приближение учебного процесса к условиям производства.

В период с середины 80-х гг. до 1991г. особое внимание уделялось профессиональной подготовке будущих специалистов. Эти идеи легли в основу формирования учебных процессов всех типов высших профессиональных образовательных учреждений. Предполагалось, что преодоление существенных различий между физическим и умственным трудом будет идти, прежде всего, в направлении интеллектуализации трудовой деятельности на основе автоматизации рутинных операций и перераспределения трудовых функций в пользу наладки, контроля и обслуживания сложного оборудования, технологических процессов и комплексов.

В 1986г. была обоснована идея создания единой системы непрерывного образования. Новые проблемы были обоснованы в виде проекта ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране». Цель - резкое повышение качество подготовки специалистов.

Однако господство административно-бюрократических методов руководства учебной и научной жизнью высшей школы обуславливали распространение шаблона и посредственности. Расширение масштабов образования не сопровождалось его качественным ростом. Характерной особенностью высшего профессионального образования в это время являлось перенасыщение информацией учебных планов и программ за счет увеличения объемов описательных видов учебных занятий. Таким образом, формирование умений и навыков, воспитание профессионализма специалистов подменялось перегружением памяти студентов.

Кризисные явления во многом определяла сама система планирования подготовки и использования специалистов на производстве. Прочно внедрялись в сознание представления об универсальности инженера. Причина - несовершенство оплаты труда инженера. Эта тенденция продолжалась до конца 80-х гг.

На основе перечисленных выше фактов развития экономической системы и трудовых отношений, господствующих в нашей стране в период с 1917 года до середины 90-х годов, можно утверждать, что система высшего профессионального образования занимает достаточно прочные позиции. Именно высшие профессиональные образовательные учреждения заложили основу формирования квалифицированных специалистов технического профиля, именно они обеспечили развитие и подъем экономики в прошедшем тысячелетии.

Вместе с тем, для высшего профессионального образования советского периода в вопросе формирования конкурентоспособности будущего специалиста характерно: технологическая необеспеченность формирования профессиональной деятельности, нацеленность её на сообщение готовых знаний, неадекватность структуры образовательного процесса структуре развивающейся личности специалиста; дисциплинарный характер образовательного процесса, слабость меж предметных связей; отрыв логики усвоения учебного материала, изучения общекультурной и предметной информации от предстоящей профессиональной деятельности; неполное использование потенциала личностных возможностей будущих специалистов; отсутствие у студентов условий для построения собственных образовательных траекторий; большие временные разрывы между получением знаний студентами и применением этих знаний на практике.

Профессиональное образование тех лет в вузах характеризовалось уровнем получаемой квалификации специалиста, что вело к профессиональному мастерству в рамках данной ступени. Оно было представлено объемом и диапазоном знаний, умений и навыков; качеством, выживаемостью и востребованностью знаний, умений и навыков; способностью рационально организовывать и планировать работу; способностью быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда. На данном этапе конкурентоспособность отсутствует, поскольку отсутствует социально-производственные предпосылки для реализации данного качества.

В рамках нашего исследования наиболее интересным является социальный подход к обеспечению конкурентоспособности студента. Этот подход имеет широкий смысл, который включает разнообразные формы состязательного взаимодействия между организациями и отдельными людьми. Причем рассматриваются взаимодействия не только в процессе производства и сбыта товаров, но и в процессе потребления, в процессе доступа к любым бесплатным и платным благам и ресурсам, в процессах профессионального, должностного роста, в процессах политической борьбы, в процессах межличностного и меж семейного общения.

Анализируя работу А.Г. Шмелева, мы обратили внимание на тот факт, что термин «конкуренция» до сих пор не вызывает у людей позитивных ассоциаций. Причина этого лежит в социальных стереотипах, часть которых сформировалась в период советского строя. Для более полного исследования формирования конкурентоспособности студентов вузов мы посчитали уместным проанализировать причины возникновения этих стереотипов.

Как отмечено у К.А. Абульхановой-Славской, любое общество, ориентируясь на разные типы людей, само типизирует их в зависимости от того, служат ли они его развитию и функционированию или стабилизируют, сохраняя его статус-кво. Соответственно первый тип людей проявляет способность к творчеству в социальной сфере, второй - к адаптации, активному социальному действию, третий - к консерватизму.

Ни одно общество не ориентируется на индивидуально-психологические особенности людей, не формирует идеальную личность с точки зрения психологических критериев.

Ранее, по мнению автора, в сознании каждого человека утверждался приоритет общественных ценностей, общественных дел, идеалов, своеобразная модель коллективной, массовой, безличной жизни. Каждый в своей жизни был готов терпеть любые лишения, невзгоды. Перспективы личной жизни человека отождествлялись с радужными перспективами жизни общества, что привело к представлению людей о второстепенном характере собственной жизни. Вера в общее дело, особенно присущая нашему народу, способствовали формированию общества, в котором была сведена к минимуму индивидуальность, в котором личность часто отрицалась как реальная общественная единица. Понятие «личность» наполнялось только социально-типичными характеристиками человека, определялась по отношению к благу общества, общественным целям, ценностям.

Мы хотим акцентировать внимание на том, что в течение многих лет в сознании человека стандартизировалась не только индивидуальность, но даже личность. Не существовало никаких социальных критериев индивидуальности, квалификации высшего уровня и индивидуальности профессионала. Сегодня, когда представилась возможность сопоставлять идеал и реальное развитие (в экономической и других сферах), принцип идентичности личности и общества, стандартизации всех людей обнаружил свою несостоятельность.

Отсюда, по нашему мнению, следует наличие возможности изучения личности во всех ее аспектах, включая такое качество, как конкурентоспособность. Это является для нас переходным моментом между личностью и обществом.

У К.К. Платонова одним из качеств, составляющих модель «передового рабочего», являлась заинтересованность в успешной работе коллектива, понимание своей роли в этом и ответственности за выполнение работы, исключая при этом мотивацию рабочего к повышению зарплаты или построению карьеры.

Что же касается профессиональной биографии работника, то она, определялась постепенным передвижением по «тарифной сетке». Иногда проходили целые десятилетия, прежде чем возникала вакансия, и становился возможным переход работника на следующую ступень. «Потолка» можно было достичь лишь к пенсионному возрасту. Уровень притязаний (цели, самостоятельно устанавливаемые человеком) был достаточно низким, стремление к успеху не поддерживалось начальством и общественным мнением, вызывало подозрение и часто порицание. Понятие карьеры имело негативный смысл, ибо означало использование связей и нечестных средств.

К.А. Абульханова-Славская, отмечает, что изменение сознания при переходе к рынку имеет достаточную устойчивость основных социокультурных переменных и их медленное изменение в целом, а также медленное изменение сложившихся правил, норм, ценностей человека в труде. В связи с этим высказываются опасения о несоответствии этих стабильных культурных особенностей требованиям рыночных реформ.

О.Н. Бурмыкина, Н.А. Нечаев говорят о гетерогенном характере культуры России, который проявляется и в сфере хозяйственной деятельности, что ' также имеет значение для нашей работы. Этот гетерогенный характер представляет собой два полюса: один представлен пассивно-традиционной доминантой сознания, другой - активно-новационной - и характеризуются они различными видами сознания человека.

Носители пассивно-традиционного типа сознания большое значение придают подчинению авторитетам. Они отвергают нововведения на работе, противоречащие традициям, не склонны к риску. У них ярко выражен весь спектр коллективных установок в сфере труда. Для людей с этим типом сознания велика необходимость веры в общее дело, в общие цели. Их отличает высокая степень фатализма, нежелание планировать что-либо в своей жизни и работе на длительную перспективу. У этих людей слабое стремление к успехам. Они нетерпимы. Для них не приемлема работа, в организации которой преобладает конкурсная основа, требуется собственная активность, инициатива, существует атмосфера острой конкуренции, борьбы; требуется большое напряжение душевных сил; ответственность за работу не коллективная, а строго индивидуальная. Для них особенно ценны черты традиционно-культурного идеала человека: справедливость, преданность, забота о духовной жизни, скромность, бескорыстие, тяга к культурным корням и традициям.

Представители активно-новационного типа сознания, по определению авторов, выступают за новые идеи, готовы к риску, связанному с нововведениями на работе. Их отличает спектр индивидуалистических установок в сфере труда (коллективные ориентации не выражены). Они мало ориентированы на подчинение авторитетам. Для них не важна вера в общие цели и идеалы; слабо выражен фатализм, вера в судьбу. Они стремятся планировать на длительную перспективу свою жизнь, работу, карьеру. Их характеризует высокий уровень стремления к успеху. Они склонны к компромиссам и сотрудничеству с «чужими». Они приемлют работу, требующую активности, инициативы, освоения нового, напряжения душевных сил, атмосфера которой предполагает острую конкуренцию, борьбу, конкурс, индивидуальную ответственность. Для них привлекателен человек, который ориентирован на успех, достижение, самореализацию, на материальное благополучие, активность, свободу и независимость, которому свойственны деловитость, практичность, точный расчет. Это подтверждает мнение Ф. Хайека, который отмечает, что рыночная экономика формирует новый тип человека, в котором проявляются

такие качества как восприятие нового, индивидуальность мышления и поведения. Люди получили возможность самостоятельно выстраивать свой жизненный порядок и совершенствовать собственную жизнь.

Мы считаем, что факты, приведенные О.Н. Бурмыкиной и Н.А. Нечаевым, обращают внимание на предыдущую историю, которая свидетельствует о пассивно-традиционной доминанте сознания в трудовой этике российской культуры, которая, изменяясь по формам проявления (как правило, вследствие идеологических доктрин), остается, тем не менее, весьма устойчивой по содержанию. Этому способствовали три основных фактора:

- экономический: длительное существование общинных форм производства, а затем мало ориентированные на личностное, индивидуальное начало формы хозяйствования в советский период приводили к слабому развитию ценностей, установок, норм труда, стимулирующих хозяйственную деятельность (ориентация на мастерство, успех, расчет, рациональную трудовую деятельность);

- идеологический: культивирование ценностей соборности в духовной жизни до революции и коллективизма в советский период (при огромном различии этих понятий) на практике приводило к укорененности в массовом сознании приоритета коллективных ценностей над индивидуальными, к подчинению и жертвенности интересам целого - страны, трудового коллектива и т.п.;

- религиозный: трудовая этика православия основана на созерцательном мировосприятии, в ней отсутствует «методически-рациональная система жизненного поведения»; в качестве высших ценностей рассматривается «духовное делание» ради «общего дела», т.е. коллективные ценности, а не индивидуальные, невысока ценность собственности, богатства, личного и профессионального успеха.

Для нашего исследования важным является то, что носители пассивно-традиционной доминанты сознания в меньшей степени поддерживают проводимые в стране преобразования, как в целом, так и в отдельных сферах, негативнее оценивают изменения в собственной жизни за период реформ, менее адаптированы к рыночным отношениям, реже участвуют в новых формах хозяйствования. Как отмечает в своей работе В.А. Киселева, за 70 лет советской власти сформировался определенный менталитет народа, который не может быть изменен в кратчайшие сроки, и при всем желании быстрых перемен необходимо считаться с самосознанием нации. Советские люди воспитывались в духе сотрудничества, а конкуренция предавалась анафеме. Поэтому сейчас необходимо осознание того, что конкуренция и рыночные отношения - это реальность нашего времени, и для успешного развития общества необходимо учитывать это.

Изменения в политической и социально-экономической системе России в начале 90-х гг. повлекли формирование новой системы управления отраслями народного хозяйства. Первостепенное значение приобрели проблемы образования. В этот период была предпринята разработка и положено начало реализации стратегии и комплексной программы реформирования образования, его стабилизации и развития - «Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период» 27 марта 1991г., дополняющая ее «Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ» 6 августа 1992г., 19 апреля 1991г. правительство утвердило «Государственную программу развития высшего образования в РСФСР», одобренную Всероссийским совещанием работников высшей школы, а в июне 1992г. – «Основные положения государственной политики в области высшего образования».

В 1992г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании» (в настоящее время действует в редакции 1996г.), установивший основы российского законодательства в области образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» высшее профессиональное образование было закреплено в качестве самостоятельного уровня профессионального образования и получило название «высшее профессиональное образование». Статья 24 Закона РФ «Об образовании» «Высшее профессиональное образование» устанавливает следующее:

- Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

- Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

- Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

- Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Таким образом, была создана правовая и научно-методическая база для дальнейшего развития высшего профессионального образования. Но еще предстояло обеспечить условия для нормального функционирования учебных заведений в новой социально-экономической обстановке. В период 1990 - 1992 гг. значительно ослабли координационные и стандартизирующие функции государства в системе высшего профессионального образования. Разделение руководства средней профессиональной и высшей школой по различным федеральным ведомствам привело к разобщенности, несогласованности в решении вопросов развития этих образовательных уровней.

В 1993 - 1998гт. наметился переход к стабилизации и развитию системы высшего профессионального образования. В этот период были заложены основы для стандартизации высшего профессионального образования, проведена работа по обновлению информационной базы, начато формирование государственно-общественной системы управления высшим профессиональным образованием.

В системе высшего профессионального образования осуществлялись серьезные содержательные и институциональные преобразования. Увеличилась доля подготовки по специальностям в области правоведения и экономики. Развитие сети высших учебных заведений характеризовалось расширением их много профильности.

Таким образом, несмотря на сложные социально-экономические условия и организационные трудности, вузы гибко и оперативно реагировали на происходящие в обществе изменения, что позволило не только сохранить образовательный потенциал системы высшего профессионального образования, но и создать возможности для ее дальнейшего развития.

Новая парадигма образования, направленная на усиление ориентации образования на потребности личности, изменение требований со стороны экономики и социальной сферы, регионализация образования обусловили необходимость коренного изменения структуры и содержания подготовки будущих конкурентоспособных специалистов.

В течение 90-хгт. профильная структура подготовки специалистов с высшим образованием претерпела существенные изменения, связанные с динамикой рынка труда и образовательных потребностей населения. Доля приема по специальностям экономического и гуманитарного профиля от общего приема возросла с 11% в 1980г. до 35% в 1999г. за счет сокращения доли приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям (соответственно с 53 до 36% и с 12 до 5%).

В первую очередь это объясняется потребностями общества в «новых» специальностях: банковский служащий, брокер, секретарь-референт, правовед, менеджер, - что отражало развитие рыночных отношений в экономике, политическое становление.

Под новые специальности срочно перерабатываются учебные программы и учебные планы. Все эти действия усиливают внимание к системе высшего профессионального образования.

Однако в данный период времени многие высшие учебные заведения потеряли в лице государственных предприятий своего постоянного заказчика; была утрачена база для производственной практики студентов, появились серьезные проблемы с сохранением педагогических коллективов. Но самое главное следствие сложившейся экономической ситуаций - резкое сокращение рабочих мест и взлетевший уровень безработных среди молодежи, в том числе и выпускников вузов.

В эти годы встает вопрос не столько о наборе абитуриентов, сколько об эффективности подготовки будущего специалиста, поскольку она становится фактором, обуславливающим попадание (или непопадание) выпускника вуза на рабочее место. Таким образом, престиж высшего профессионального учебного заведения, успешность его деятельности стали связывать с эффективностью, конкурентоспособностью его продукции, которую он выносит на рынок труда, - его выпускника, будущего специалиста. Высшее профессиональное образование становится фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным совершенствованием. В этот же период, вместе с развитием малого предпринимательства начинает формироваться и новый заказ к системе профессионального образования на подготовку конкурентоспособных специалистов, способных, во-первых, работать на предоставляемом рабочем месте в соответствии с новыми требованиями, а во-вторых, самостоятельно создавать рабочие места. В перечень этих требований входят, прежде всего, функциональные и личностные качества:

- высокий профессионализм и компетентность;

- фундаментальная теоретическая и практическая подготовка;

- высокая адаптивная способность, связанная с готовностью переподготовки и повышения квалификации;

- коммуникативные способности;

- творческая установка, сознательное профессиональное творчество, отказ от старого ради нового;

- наличие экономического и предпринимательского сознания (чувство нового, организационные способности, стремление и готовность к риску, готовность к принятию финансовой, юридической и иной ответственности за результаты своего труда);

- обогащение профессии средствами своего творчества;

- нравственное воспитание и воспитание личностных качеств.

В период с 1995 по 2000гг. определились следующие основные направления развития содержания профессионального образования: совершенствование перечня специальностей профессионального образования, дифференциация, гуманизация и гуманитаризация, информатизация содержания, расширение его гибкости и вариативности, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки. «В первую очередь, здесь речь идет о необходимости значительного укрупнения, объединения профессий и специальностей. Раньше подготовка рабочих и специалистов осуществлялась в подавляющем большинстве с учетом потребностей крупных предприятий, и каждый выпускник заранее знал, где и кем он будет работать. Сегодня уже практически невозможно определить сферу деятельности выпускника».

Ведущим мотивом большинства преобразований этого периода является приоритет развивающейся личности, обусловивший те факторы, которые мы относим к объективным причинам, а именно:

- новая образовательная политика, основу которой составляет новая философия образования;

- область образовательного законодательства, закрепившая новые образовательные ценности и стандарты в Законе РФ «Об образовании» и других нормативных актах.

Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной деятельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как направления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специальности, развивает способность к формированию междисциплинарных знаний. В результате расширяется потенциальная сфера деятельности, конкурентоспособность и социальная защищенность выпускников.

Значительное повышение требований к высшему профессиональному образованию определило необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, указывая на проблемы конкурентоспособности, отметил необходимость «работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова и создать в системе образования «условия для конкуренции между всеми - и государственными и не государственными организациями - за саму возможность оказания социальных услуг».

Министерство образования РФ к одной из важнейших установок в политике обновления высшего профессионального образования относит обеспечение выпуска из высших профессиональных образовательных учреждений конкурентоспособных на рынке труда молодых специалистов за счет осуществления следующих условий: высокого уровня высшего профессионального образования, широты их профессионального профиля и базовой теоретической подготовки.

В Национальной доктрине образования РФ, принятой в 2000г., в качестве одной из приоритетных задач становится привлечение работодателей к организации профессионального образования конкурентоспособных специалистов с целью удовлетворения потребностей рынка труда.

Выдвигая в качестве одной из задач профессионального образования конкурентоспособность выпускников, A.M. Новиков считает необходимым обеспечить их таким профессиональным образованием, которое позволило бы стать конкурентоспособными на рынке труда.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года формулируется целостная образовательная политика России, в соответствии с которой образование должно стать ключевым условием развития всего общества. В условиях перехода к рыночной экономике необходим высокий уровень квалификации специалиста, обеспечивающий конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому задача повышения качества подготовки специалиста в высшем профессиональном образовательном учреждении становится первоочередной. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ориентированы на обеспечение следующих результатов: достижение заданного качества образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда; формирование диверсификационного, многоуровнего образования, сохранение качественной определенности и практической направленности; развитие воспитательного потенциала высшего профессионального образовательного учреждения; развитие демократизации управления.

Отмечая актуальность проблемы формирования конкурентоспособности, Л. Гришина пишет о необходимости объединения усилий научных и учебно-методических организаций, органов управления образованием в работе по основным вопросам развития и совершенствования высшего профессионального образования с целью обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда в условиях перехода на новое содержание профессионального образования в соответствии с требованиями стандарта, создания разнообразных типов учебных заведений, апробации различных форм, методов, средств обучения.

Выполнение полного перечня задач позволяет уже в настоящее время обеспечить достижение результатов, предусмотренных государственной стратегией развития высшего профессионального образования.

В условиях рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда, вузы должны перейти на подготовку специалистов широкого профиля, способных успешно трудиться на предприятиях разных типов и разных форм собственности; функциональная подготовленность должна теснее увязываться с уровнем социальной зрелости, включающим целостные характеристики личности, такие, как культура, гражданская позиция и др.

Таким образом, проблема формирования конкурентоспособности студентов вузов находится в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и разрешения. Осознание этой действительности вызвало активный поиск путей развития системы высшего профессионального образования, ориентирующегося на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда.

Для процесса формирования конкурентоспособности студента высшего профессионального образовательного учреждения в период с 1917г. по 1991г. было характерно: технологическая необеспеченность формирования профессиональной деятельности, нацеленность её на сообщение готовых знаний, неадекватность структуры образовательного процесса структуре развивающейся личности специалиста; дисциплинарный характер образовательного процесса, слабость меж предметных связей; отрыв логики усвоения учебного материала, изучения общекультурной и предметной информации от предстоящей профессиональной деятельности; неполное использование потенциала личностных возможностей будущих специалистов; отсутствие у студентов условий для построения собственных образовательных траекторий; большие временные разрывы между получением знаний студентами и применением этих знаний на практике. В советский период развития высшего профессионального образования конкурентоспособность студента отсутствует, поскольку отсутствует социально-производственные предпосылки для реализации данного качества.

Государственная политика в области высшего профессионального образования, в вопросе формирования конкурентоспособности студента вуза в современных условиях основывается не на подчинении интересов личности профессиональным интересам, а на развитии личного интереса к профессиональной деятельности, запрашиваемой социумом и необходимой будущему специалисту.

Практика рыночной экономики способствует решению задачи формирования специалистов нового типа, ставя их в ситуацию естественно протекающего социального отбора, требуя конкурентоспособных специалистов, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Эти изменения происходят в условиях становления нового типа общественных отношений, в которые вступают молодые люди в процессе исполнения социально-профессиональных ролей. Данные отношения находятся в постоянной динамике и выражаются во множественных переходах от одной социально-профессиональной роли к другой. В связи с этим в обществе повысился спрос на социально-активную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В соответствии с этими фактами объективно возрастает потребность в конкурентоспособных специалистах.

При всех изменениях в самой системе высшего профессионального образования на первом месте остается человек как носитель знаний и умело их использующий в сфере производства. Личностные качества человека, к числу которых относится конкурентоспособность, требуют пристального изучения.

 

АВТОР: Ангеловский А.А.