06.04.2012 10147

Особенности организации процесса формирования конкурентоспособности студентов вуза

 

Важное значение имеет выделение и характеристика взаимосвязей указанных понятий между собой и с существующими категориями общей и профессиональной педагогики, что позволит понять место и роль высшего профессионального образования в системе общественных отношений.

Правильная терминология способствует открытию научной истины, а роль понятий в современном научном прогрессе столь велика, что они, по мнению Ю.Н. Кулюткина, «могут тормозить его, если в них царит беспорядок, и могут ему способствовать, если упорядочены».

Важнейшая функция социального института образования - обеспечение социального порядка и поддержание морального климата в обществе, которая дополняется целым рядом других экономических, социальных и культурных функций.

Понятие «образование» содержит ряд значений и получает множественные толкования.

В русле экономических преобразований в России важно осознание того факта, что экономическое развитие страны, ее место на мировом рынке все больше зависит от эффективности системы образования, особенно подготовки квалифицированных кадров. В связи с этим нам представляется, что необходимо обратиться к философской сущности образования, которая, как считает С.П. Иванова, составляет процесс «усовершенствования духовной природы человека» с целью подготовки его к жизни, то есть развития у него способности «понимать жизнь» и «правильно к ней относиться».

С философской точки зрения «образование» может рассматриваться двояко: как «содержащее образ», и как «создание своего образа», когда в обоих случаях ключевым является слово «образ». В философии образ не есть сам человек, это результат отражения объекта в сознании человека. Но образ объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений, его оригинал богаче своей копии. Таким образом, философия раскрывает смысл «образования» в первую очередь как - образование самого себя.

Уже на сегодняшний день в мире происходит «образовательный бум», значительно увеличивший потребности общества в образовательных и профессионально компетентных людях, имеющих фундаментальную подготовку по специальности и готовых к освоению новых знаний, принятию решений в изменяющейся ситуации. Дипломированный специалист, становится необходимым во всех сферах деятельности. От уровня образования специалиста зависит продвижение по службе, объем и интенсивность занятости, материальная обеспеченность и доход, возможность самореализации и творчества. Такова тенденция развития образования в мире.

Размышляя об этих тенденциях, французский социолог П. Бурдье назвал образование «символическим капиталом». Наряду с традиционным пониманием капитала как экономического богатства П. Бурдье считает, что обладание образованием может быть использовано как капитал для достижения успеха, высокого положения в обществе. Наука, искусство, культура могут дать «ключ к успеху», стать фактором социальной мобильности. Образование предоставляет огромное поле возможностей для приобретения этого капитала, но его нельзя ни просто купить, ни передать по наследству. Нужно лично приложить усилия, чтобы добиться признания, стать профессионалом высокого класса. Образование - это тот капитал, который может «дать шанс» для самореализации личности и повышения социального статуса. Образование как открытая система позволяет повышать квалификацию, избирать новую профессию, добиваться авторитета и признания, пробовать свои силы в научной, педагогической, художественной, организаторской формах деятельности.

Многие годы, как отмечает Л. Шипилина, профессиональные образовательные учреждения занимались подготовкой стандартных специалистов. Эта система готовила исполнителей, но никак не организаторов-преобразователей. В частности, Р.А. Зобов обращает наше внимание на то, что долгие годы в нашей стране образование ориентировалось на подготовку специалистов, призванных решать задачи традиционными методами. В процессе обучения основное внимание обращалось не на раскрытие способностей, а на усвоение уже отработанных методов и алгоритмов решения различных проблем. В результате формировались профессионалы узкого профиля. На сегодняшний день в связи с возрастающей ролью сознания и мышления самого человека, вынужденного самостоятельно делать выбор и принимать решения, в центре всей системы образования становится личность, способная к самореализации и творческому диалогу.

Новая концепция в образовании должна быть направлена на формирование личности, способной к конкурентной борьбе. Новая социальная действительность заставляет видеть в другом человеке социального партнера-соперника-конкурента. В некотором смысле другие люди рассматриваются как средство достижения личного успеха. Иными словами, новая концепция образования во многом использует принципы философии прагматизма. Чтобы быть жизнеспособной, личность должна быть достаточно жесткой и конкурентоспособной.

Анализ литературных источников по состоянию образования на сегодняшний день обращает внимание на то, что в условиях рыночной системы возникает неизбежное превращение знаний в товар, ценность любого образовательного и научного достижения определяется рыночной ценой, спросом на нее.

В педагогической литературе уделяется значительная доля внимания функционированию образования в условиях рыночной экономики (В. Власов, А.М. Немчин, Н.Н. Семенов, Кларин М.В., Ямщикова Н.), в его обиход вошли некоторые рыночные категории, такие как «товар», «спрос», «предложение», а также понятия, изучаемые нами: «конкуренция», «конкурентоспособность».

Выше указанные авторы подчеркивают, что рынок труда и образование взаимосвязаны друг с другом, и это реальность настоящего времени, с которой необходимо считаться.

Изменения в структуре экономики потребовали иной профессиональной структуры трудового населения, иного контингента специалистов с высшим профессиональным образованием. Соответственно изменилась профессиональная структура спроса на выпускников вузов на рынке труда.

В борьбе за выживание учебные заведения начали применять маркетинговый подход к своей деятельности. Появились научные исследования, которые посвящены маркетингу образовательных услуг. Это подтверждает тот факт, что образовательные учреждения ориентируются на рынок, что между ними возникают конкурентные отношения. Рынок требует от образовательных учреждений соответствующей стратегии и тактики деятельности на рынке образовательных услуг. В основу этого подхода заложены следующие методологические положения:

- во-первых, высшее профессиональное образовательное учреждение является одним из основных производителей образовательных услуг, и его самостоятельная деятельность на рынке образовательных услуг связана с производством квалифицированных кадров, что имеет большое значение для экономики;

- во-вторых, производство квалифицированных кадров происходит при непосредственном наличии студента, который так же, как продавец, будет предлагать свою рабочую силу в качестве товара на рынке рабочей силы;

- в-третьих, товар вуза будет представлен на рынке рабочей силы, и ориентироваться высшее профессиональное образовательное учреждение должно на потребности именно этого рынка. Можно даже говорить о том, что рынок рабочей силы для вуза - это первичный рынок, от которого будет зависеть состояние дел на рынке образовательных услуг.

Так как рынок труда, как и любой другой рынок ресурсов, испытывает конъюнктурные колебания, высшая профессиональная школа должна будет реагировать на фиксированный спрос. Вместе с этим перемены в экономической деятельности меняют подход к занятости и ее условия. В начинающемся веке высшее профессиональное образование должно учитывать в своей деятельности результаты воздействия и последствия развития информационных технологий, изменения структуры потребностей в области занятости и постоянного увеличения потребностей в высококвалифицированных кадрах.

В журналах «Alma mater» и «Профессиональное образование» за 1997 -2004гг. прослеживается мысль, что перед высшим профессиональным образованием на сегодняшний день стоит задача не столько адаптироваться и учитывать новые требования, сколько предвидеть, влиять, направлять.

Мы разделяем мнение С.А. Тангян о том, что к образованию нельзя подходить так, как будто учебные заведения являются хозяйственными предприятиями, производящими товары на продажу. Образование не является отраслью экономики. Учебный процесс, его конечные цели, его результат, его «продукцию» нельзя сравнивать с аналогичными категориями экономики. Чисто экономические критерии узки и недостаточны, чтобы составить точное представление о значении образования для общества и экономики.

A.M. Немчин, Д.В. Минаев подчеркивают, что нужно с осторожностью откликаться на запросы индивидуального потребителя образовательных услуг. Индивидуальный потребитель действует далеко не как рациональный экономический субъект,- поддаваясь моде, конъюнктурному влиянию ближайшего окружения, откликаясь на маркетинговые стимулы вузов. В результате сложилась общая тенденция изменения структуры подготовки, которая заключается в расширении предложения социально-экономических, социально-гуманитарных специальностей. Базовые специализации многих вузов претерпели настолько существенные изменения, что их названия зачастую перестали отражать традиционный профиль вуза.

Для нашего исследования имеет значение еще один факт, указанный A.M. Немчиным и Д.В. Минаевым, обращающихся к логике работы рынка совершенной конкуренции, устанавливающего цены и издержки на таком уровне, при котором субъект рынка работает на пределе рентабельности. Вузы, работая в таких условиях, оказываются в неблагоприятных условиях. Чтобы выжить в таких условиях, они идут на снижение издержек. В качестве примера авторы приводят формы такой экономии: укрупнение групп обучаемых, сокращение затрат на материально-техническое обеспечение, снижение материального вознаграждения профессорско-преподавательского состава и т.д. В любом случае это приводит к ухудшению качества образовательных услуг и постепенной деградации образовательных учреждений в целом, что на сегодняшний день совершенно нельзя допускать, прежде всего, потому что обеспечение высокого качества учебного процесса является одним из главных средств повышения конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Это нашло отражение в Законе об образовании Российской Федерации, где указывается на необходимость усиления качества профессиональной подготовки специалистов. В обществе растет ценность получения именно качественного образования, включающего, по нашему глубокому убеждению, аспект конкурентоспособности. Так, Н.В. Борисова отмечает, что показателем качества подготовки и гуманистической направленности является «конкурентоспособность» специалиста. В частности, О.Н. Филатов говорит о созревшей необходимости иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста, на основе которой уровень образования проектировал бы свою подмодель. При таком подходе они выступали бы в качестве цели образовательных структур и выполняли бы роль системообразующего фактора.

Мы обращаем внимание на взаимосвязь, которая представляет интерес для нашего исследования. Если качество образования является основой образовательной деятельности в высшем профессиональном образовательном учреждении, а показателем качества - конкурентоспособность студента, следовательно, формирование конкурентоспособности может быть положено в основу всей образовательной деятельности. Здесь выстраивается своего рода логическая цепочка, при построении которой мы основываемся на теоретические положения дидактики И.Я. Лернера. Исходным пунктом которых являются цели обучения, направленные на передачу молодому поколению накопленного социального опыта для дальнейшего воспроизводства и развития общества или той части этого опыта, которая, опираясь на уже усвоенное, особенно важна в данный момент для развития личности. Цели образовательной системы выражены в форме качеств, которые студенты должны приобрести по мере усвоения содержания образования, причем условия обозначения качеств указывают только ориентиры и направления обучения. Без этих ориентиров вузы лишены понимания направления организации учебно-воспитательного процесса. В частности, как говорит И.Я. Лернер: «прежде мало думали об обеспечении постоянной готовности адаптироваться к возникающим новым условиям, о подготовке творческой личности».

В контексте нашего исследования мы будем придерживаться следующего рабочего определения понятия «образование»: с одной стороны, это целенаправленный процесс по овладению обучающимися научными знаниями, практическими умениями, развитию их умственных и творческих способностей, включающий в себя все виды деятельности в целях удовлетворения образовательных потребностей, вследствие чего студенты приобретают определенный образ, а с другой - это процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач деятельности самого обучаемого по сотворению и развитию собственной персоны.

Понятие «профессиональное образование» по-разному определяется в педагогике и теории профессионального образования.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что понимание «профессионального образования» имеет ряд дефиниций. В словарях и учебниках по педагогике 1960 - начала 1970-х г. Оно сводилось к формированию знаний, умений и навыков.

В Педагогическом словаре «профессиональное образование» - это «система знаний, практических усилий и навыков, в определенной области трудовой деятельности. По уровню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на низшее, среднее и высшее».

С.Я. Батышев под профессионально-техническим образованием понимает любую форму «специального образования, необходимого для выполнения соответствующей данному уровню общественного развития квалифицированной работы в общественном производстве».

В настоящее время возникает принципиально новый подход к определению «профессионального образования»: под ним понимается процесс и результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека. В такой формулировке меняются акценты и приоритеты профессионального образования: на передний план выступает личность человека.

На наш взгляд, данные определения исследуемого понятия не отражают в должной мере важный аспект процесса профессионального образования - его содержание.

Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

По нашему мнению, этот аспект учтен в следующем определении понятия «профессиональное образование» - «процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям для выполнения специализированных функций в сфере оплачиваемого труда. Специфика профессионального образования, по сравнению с общим образованием, состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной документации, так как содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда».

Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что некоторые авторы смешивают понятия, как «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка». Часто они употребляются в качестве синонимов.

Под «профессиональной подготовкой» в энциклопедии профессионального образования понимается совокупность «... специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений. Профессиональная подготовка возникла в связи с профессиональным разделением труда. Первоначально она осуществлялась непосредственно в трудовой деятельности. С отделением умственного труда от физического для профессиональной подготовки работников умственного труда стали создаваться профессиональные школы. До появления крупной машинной индустрии профессиональная подготовка работников физического труда проводилась в процессе производства путем ремесленного ученичества. Такое положение частично сохраняется.

По мнению С.Я. Батышева, под «профессиональной подготовкой» понимают совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных условия профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.).

Из данных определений можно заключить, что понятие «профессиональное образование» - родовое, а «профессиональная подготовка» - видовое понятие.

В контексте нашего исследования в качестве рабочих мы принимаем следующие определения исследуемых понятий: «профессиональное образование» - с одной стороны, это целенаправленный процесс овладения обучающимися специальными знаниями; специальными практическими умениями по конкретной профессии или специальности, адекватными современному мировому уровню знаний и умений в этой области, а с другой - это процесс и результат личной заботы самого обучаемого в его профессиональном становлении для выполнения специализированных функций в сфере оплачиваемого труда в его будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка - это овладение обучающимися профессиональными навыками для выполнения определенной работы.

Исследования отечественных педагогов и психологов доказали, что ориентация современной молодежи на творчество в будущей профессиональной деятельности просматривается довольно четко. При подготовке студента к творческой деятельности необходимо учитывать особенности того типа творческой деятельности, к которой мы готовим студента. Разные профессии и разные, как замечает Е.А. Климов, представляет собой неравные возможности для творчества. Б.Ф. Ломов подчеркивает по этому поводу, «творчество - это исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая деятельность включает момент творчества». На таких же позициях стоит A.M. Матюшкин, причем он определяет и пути реализации этих моментов творчества: быть или не быть профессии творческой «зависит это от самой личности специалиста».

Анализ многочисленных литературных источников, философских, психологических и педагогических исследований, посвященных творчеству, показывает, что интерес к проблемам, связанным с пониманием сущности творческого акта, с разработкой структуры и содержания творческой деятельности, процесса передачи опыта творческой деятельности от поколения к поколению, не ослабевает на протяжении столетий. Это вызвано тем, что вся общественная и частная жизнь людей исторически основывается на творческих достижениях. Действительно, все, что нас окружает: жилища, орудия труда, предметы быта, транспорт, искусство, само устройство общества, законы, по которым мы живем, - все связано с творческой деятельностью людей.

Гипотетическая мысль о возможном источнике активизации творчества заключается в том, что, находящаяся постоянно в состоянии психологической неуверенности, окруженная парадоксами жизни и полярными точками зрения на одну проблему, ощущающая фрустрирующее чувство, креативная личность всегда проявляет гибкость и находчивость в нестереотипных решениях и оригинальных взглядах на проблему, что позволяет ей быстро адаптироваться и предпринимать продуктивные действия. Креативность является целостным, диалектичным и ценностным измерением. Философский взгляд на креативность с позиции преобразования мира обусловливается тем, что «если фундаментальное креативное отношение субъекта к миру и к самому себе действительно приемлет, то оно включает также присоединяемость к этому бытию (и знанию) некоего дополнения или восполнения сравнительно нового, небывалого результата».

Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса, что требует повышения интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимального развития его творческих способностей. В соответствии с этим, в настоящее время выступает, на наш взгляд, необходимость непрерывного развития личности, изменяются приоритеты и относительное значение личностных качеств. В число приоритетных включаются такие качества, характеризующие личность как творческую, как способную к инновационному стилю мышления, готовность ее к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности.

Формирование творческих профессионально-личностных качеств связано с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого человека. Творчество и инициатива по своей сути индивидуальны и опираются на нее. Отсюда следует важный для нашего исследования вывод, что профессиональная подготовка должна входить в систему образования в диалектическом единстве с его общей задачей - развитием необходимых знаний и умений, навыков, воспитанием личностных качеств, развитием интеллекта.

Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности есть необходимое звено эффективности формирования конкурентоспособности студентов вузов и важное условие профессионального становления личности конкурентоспособного специалиста.

Далее рассмотрим сущность понятия «конкурентоспособность студента вуза».

Закон конкуренции является фундаментальным законом динамики и эволюции систем в живой и неживой природе, что мы определили как точку отсчета для дальнейшего рассмотрения интересующего нас понятия.

Понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» чаще всего рассматриваются с позиций экономических наук. На современном этапе развития общества конкуренция выступает как неотъемлемая часть рынка. Конкуренция является объективным механизмом регулирования рыночного хозяйства (P. Kotler, С. McConell и др.). Она присутствует на всех видах рынка, таких как рынок труда, рынок услуг, товарный рынок и др.

В экономической энциклопедии под конкуренцией понимается противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли или существование на рынке множества производителей и покупателей и возможность их свободного входа на рынок и выхода из него. Следует различать конкуренцию между производителями и покупателями. Конкуренция между производителями определяется как тип взаимоотношений по поводу установления цен и объемов предложения на рынке. Продавцы в этом виде конкуренции борются за лучшие условия производства и реализации продукции.

Конкуренция между потребителями определяется как тип взаимоотношений по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Объектом конкурентных взаимоотношений между ними выступают выгодные условия покупки.

В условиях рыночной экономики важной проблемой является достижение высокого уровня качества продукции, которое определяется как «конкурентоспособность» продукции. Это мнение основано на анализе литературы зарубежных специалистов (Ф. Котлер, Морита Акио, М. Портер, Ф. Хедоури, П. Хейне), изучавших деятельность преуспевающих фирм, таких как «Sony», «Соса Со1а», «Мс Donald's». Конкурентоспособность продукции этих компаний и конкурентоспособность самих компаний соотносятся между собой как часть и целое. Немаловажным для нашего исследования является акцент в их деятельности на конкурентоспособность товара, так как именно от нее зависит положение фирмы на рынке. Основание этого факта прослеживается в деятельности перечисленных компаний, в результате которой конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции (Морита Акио).

Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности успешно перенимается отечественными специалистами (Н.Н. Герчикова, А.В. Игнатьева, В.М. Козырев, И.А. Ревинский). Принцип обеспечения конкурентоспособности продукции для обеспечения конкурентного положения организации заложен во многих учебных пособиях для экономических и управленческих дисциплин.

Анализ диссертационных исследований за 1997-2004 годы по экономическим проблемам позволяет отметить, что достижение высокого уровня конкурентоспособности для большинства отечественных предприятий является не просто стратегической, но и экономической целью их развития. Важным, на наш взгляд, является понимание того, что в условиях рынка возможен рост не любого субъекта хозяйствования, а только конкурентоспособного. Поэтому именно конкурентоспособность должна стать критерием экономической целесообразности деятельности предприятия, организации. В связи с этим и возникают проблемы в повышении конкурентоспособности продукции (С.А. Бартенев, Ю.Е. Власьевич). У экономистов нет единого понятия конкурентоспособности, но они сходятся в том, что конкурентоспособность всегда является характеристикой товара. Так, А.П. Казаков, Н.В. Минаева под конкурентоспособностью понимают возможность товара и его изготовителей выиграть соревнование на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей.

А.С. Бычкова определяет конкурентоспособность как характеристику товара, определяемую сферой производства и факторами, формирующими экономические условия производства и сбыта.

Более обобщенное определение представлено в экономической энциклопедии, где конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами и конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Маркетологи дают свое видение конкурентоспособности работника - это свойство работника успешно выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с работниками аналогичных профессий, специальностей, уровня квалификации. Конкурентоспособность работника обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности, личных качеств, инновационного и мотивационного потенциала.

П.Н. Осипов понятие конкурентоспособности формулирует, исходя из перечня личностных компетенций. Конкурентоспособность - обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенции выпускника, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.

Исследуя понятие конкурентоспособности студента вуза, Н.В. Борисова с позиций организации профессиональной подготовки, выделяет, комплекс конкурентоспособности товара состоящий из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных. Если рассмотреть эти элементы применительно к будущему специалисту - выпускнику вуза, то мы получим следующие параметры:

- технические: специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях; уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы использования; получаемый документ, прочее;

- экономические: затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов;

- социально-организационные: учет социальной структуры потребителей; национальных и региональных особенностей в организации производства, т.е. подготовки, трудоустройства и рекламы будущих специалистов.

Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, мы соглашаемся с авторами в том, что при производстве любого товара или услуги необходимо обеспечивать его конкурентоспособность и, как следствие, конкурентоспособность фирмы на данном рынке.

В рамках экономического подхода к изучаемому понятию мы особое внимание обращаем на конкурентные отношения в трудовой сфере, так как характерным признаком рыночных отношений стало наличие рынка труда, где труд как категория рыночной экономики является наиболее сложным в своем использовании экономическим ресурсом. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения. Помимо спроса и предложения конкуренция также выступает элементом функционирования рынка труда. Так, М.Д. Поварич конкуренцию на рынке труда определяет как соперничество между участниками рынка, заинтересованными в выгодной продаже своей рабочей силы. Причем конкуренция на рынке труда имеет две стороны: с одной стороны - конкуренция между работодателями за наиболее квалифицированного и физически здорового работника, а с другой стороны - конкуренция между людьми за наиболее престижные рабочие места.

На рынке труда предложение определяется количеством специалистов, имеющих определенный уровень образования и квалификации в какой-либо области. Спрос отражает потребность работодателей в данных специалистах (А. Панкрухин, К.А. Сатинов). На рынке рабочей силы К.А. Сатинов рассматривает три варианта: сбалансированность спроса и предложения, превышение спроса над предложением и противоположное соотношение этих показателей. Соотношение спроса и предложения на рынке труда дипломированных специалистов представляет интерес как долговременная тенденция. При продолжительном превышении предложения над спросом происходит обесценивание дипломов учебных заведений. Одна из таких форм обесценивания дипломов заключается в том, что дипломированные специалисты вынуждены соглашаться на работу, имеющуюся в наличии на данный момент времени, вне зависимости от своих профессиональных претензий. Другая форма обусловлена тем, что работодатели, имея возможность выбора, завышают уровень требований к общеобразовательной и профессиональной подготовке претендентов на рабочее место. Предпочтение работникам с более высоким уровнем образования отдается в силу меньших затрат на обучение.

Следующий вариант, когда спрос превышает предложение, т.е. когда число вакантных и наиболее привлекательных рабочих мест превышает численность претендентов с данной квалификацией, рабочие места частично заполняются претендентами с более низким уровнем образования и подготовки. Как результат выступают неэффективная работа, торможение работы предприятия, региона, отрасли, экономики в целом.

Из всех вариантов только при сбалансированности спроса и предложения вероятно общее соответствие уровня образования и профессионального статуса.

Таким образом, в связи с существующей конкуренцией на рынке труда важное значение приобретает конкурентоспособность специалиста, которую можно рассматривать, как способность специалиста более эффективно представлять себя, свои трудовые возможности работодателю, а также способность специалиста быстро адаптироваться к работе в условиях нестабильности рыночных отношений. С точки зрения специалиста, конкурентоспособность дает больше шансов выгоднее продать свою рабочую силу. В то же время конкурентоспособность специалиста имеет значение и для работодателя, так как, с точки зрения работодателя, конкурентоспособность его работников обеспечивает его прибыльность, и многие организации поощряют стремление своих сотрудников к конкурентоспособности, а также создают для этого условия.

Имеет значение для конкурентоспособности существование «внутреннего» рынка труда. Оно было раскрыто теоретиками двойственной структуры рынка труда П. Дерингер и М. Пайоре, которые показали, что на «внутреннем» рынке труда по отношению к рабочим вырабатываются фиксированные нормы и стандарты распределения труда и его оплаты, правила профессионального передвижения - либо по старшинству, либо по способностям. Данное положение, безусловно, предъявляет требования к конкурентоспособности работника и внутри организации, что расширяет диапазон применения конкурентоспособности.

С учетом всего вышеизложенного и с учетом предмета собственного исследования, нас, прежде всего, интересует положение молодежи на рынке труда.

Так, ряд авторов (Г.Ш. Бабочкин, Г.Э. Егиазарян, И.М. Ильинский, А.Б. Котова и др.) констатируют тот факт, что молодежь за последние годы утратила гарантии трудоустройства и вынуждена сама искать место своей будущей работы. Выходя на рынок труда, из молодежи формируются трудовые ресурсы, которые представляют собой совокупность субъектов молодого возраста, обладающих способностью к труду и допущенных законодательством к трудовой деятельности Молодежные трудовые ресурсы обладают рядом социально-экономических особенностей, отражающих специфику их позиции на рынке труда. К числу этих специфических особенностей относятся следующие:

- высокая потенциальная и реальная мобильность, как в социально-профессиональном, так и пространственном измерениях;

- высокие показатели физического и ментального здоровья, выносливости и т.п.;

- недостаточный жизненный и производственный опыт;

- обучаемость, восприимчивость к получению новых знаний и повышению квалификации, высокая потенциальная способность к качественному совершенствованию и настроенность на него;

- ориентация на знания, полученные в ходе воспитания и образования;

- повышенная внушаемость, восприимчивость к внешнему влиянию и воздействию (как позитивному, так и негативному).

Несмотря на такие возможности, значительная часть потенциала молодежи в настоящее время оказалась невостребованной, что является существенной социальной проблемой.

С одной стороны, как отмечает Г.Э. Егиазарян, потеря гарантии в получении образования и трудоустройстве ставит молодежь перед необходимостью искать пути самоопределения. С другой стороны, системе воспитания и образования в новых условиях не в полной мере удается сформировать у молодых совокупность тех черт и характеристик, которые имеют спрос на рынке. В настоящее время студенты-выпускники лично отвечают за обеспечение себя работой, причем, с точки зрения рынка труда, «человек-работник» - это товар, спрос на который зависит от конъюнктуры и качества самого «товара». В отличие от прошлых лет в рыночной экономике профессиональное будущее человека сегодня является неопределенным. Студенты рискуют тем, что, начав специализацию слишком рано, она может впоследствии оказаться невостребованной в быстро меняющей свои ориентиры рыночной экономике.

Нам представляется важным тот факт, что человек должен психологически готовиться к необходимости быстро усваивать навыки и выполнять различные функции, т.е. быть универсальным работником. Рынок труда определяет, что главным становится не количество знаний, что, конечно, важно, а способность решать проблемы, уметь проявлять себя в непредвиденных ситуациях. Следовательно, для конкурентоспособности молодежи необходимы инструментальные знания, практические навыки и прагматическое мышление.

Помимо этого, конкурентоспособность выпускников вузов зависит и от факторов, отражающих относительно низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда:

- недостаток у молодежи профессиональных знаний, отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков;

- стремление части молодежи совмещать работу с учебой, что создает дополнительные трудности для работодателя;

- низкий уровень активности и предприимчивости части молодежи при решении вопросов трудоустройства;

- слабая информированность молодежи о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности;

- отсутствие у части молодежи готовности работать в организациях с установленными правилами внутреннего трудового распорядка.

В свою очередь, успешность вхождения на рынок труда во многом зависит от личностного потенциала молодежи, под которым мы подразумеваем, собственные резервы человека, которые соответствуют социально значимым качествам. Личностный потенциал обусловлен уровнем и интенсивностью развития индивидуальных социально-психологических качеств, которые актуальны в условиях рынка. Данные качества образуют четыре группы:

- деловые качества (профессиональная сфера): дисциплинированность, трудолюбие, прагматичность, предприимчивость;

- качества, характеризующие отношение к другим людям (сфера взаимодействия между людьми, сфера общения): доброжелательность, общительность, откровенность, коллективизм;

- качества, характеризующие отношение к жизни (эмоциональная сфера): жизнерадостность, разносторонность, оптимизм, увлеченность, активность;

- индивидуальные качества, повышающие самооценку (сфера собственного «я»): аккуратность, самостоятельность, принципиальность, оригинальность, организованность, рискованность.

Эти качества можно рассматривать, как сопутствующие конкурентоспособности, так как в благоприятных рыночных условиях они способствуют успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей, а в стрессовых ситуациях - выживанию молодых людей.

Анализируя специальную литературу по педагогике, социологии и другим областям знаний, мы вышли на понимание того факта, что все эти способности, качества и навыки могут сформироваться в процессе профессиональной подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, анализ экономического подхода к понятиям «конкуренция», «конкурентоспособность» позволил нам сделать следующие выводы: понятие «конкуренция» - соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли, состязательное взаимодействие между людьми в процессе продажи и покупки рабочей силы на рынке труда, в процессе профессионально-личностного и карьерного роста.

Одним из важнейших факторов является, по нашему мнению, система формирования конкурентоспособности будущих выпускников в период их обучения в вузе. Эта проблема является сегодня очень актуальной и поднимается в целом ряде публикаций в социально-экономической и педагогической литературе. Вместе с тем, научных исследований по проблеме формирования конкурентоспособности в вузе весьма мало.

Мы полагаем, что, исследуя проблему конкурентоспособности студентов-выпускников вузов, необходимо проанализировать те пограничные понятия, которые могут иметь какие-либо общие точки соприкосновения с понятием «конкурентоспособность».

Ряд специалистов в области педагогики проводят анализ тех социально-значимых качеств специалистов, на которые необходимо ориентироваться при подготовке студентов. В частности, Д.В. Чернилевский в изучаемое нами понятие «конкурентоспособность студента» включает комплексное сочетание профессионализма и универсализма.

Интересная, на наш взгляд, тенденция, отмеченная О.И. Полькиной, проявляется при оценке деловых и личностных качеств современного работника. Вместо термина «профессионализм» все чаще работодателями используется термин «конкурентоспособность». Так что сегодня помимо профессионализма, под которым понимается владение определенными технологиями, требуется нечто такое, что может обеспечить конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Действительно, как показывает анализ литературы (А.Д. Копытов, А.А. Полякова, С. Тадеуш и др.), на сегодняшний день условия жизни требуют от специалистов, кроме профессионализма, еще целый ряд элементов, имеющих над профессиональный характер. К ним относятся такие качества личности, как самостоятельность, способность к самозанятости, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца; постоянное обучение и обновление своих знаний; гибкость мышления; наличие абстрактного, системного и экономического мышления; умение вести диалог, общительность, сформированная нравственная позиция. Другие авторы указывают на такие аспекты, как деловитость, инициативность и предприимчивость; масштабность мышления; готовность к решению нестандартных проблем; умение находить общий язык с людьми (А.А. Полякова); профессиональную самодостаточность и мобильность (А.Д. Копытов); жизнестойкость, быстрая адаптация в новой социальной среде, высокий уровень притязаний (С. Тадеуш). Помимо всего этого конкурентоспособные специалисты обладают успешной мотивацией в своей профессиональной деятельности, среди которой ведущие места занимают материальные (стремление к высокооплачиваемой работе, льготы) и социальные (стремление занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями) мотивы.

Кроме того, конкурентоспособные преимущества имеют специалисты, которые обладают условно названными нами «полипрофессиональными» знаниями и умениями, которые являются одним из компонентов конкурентоспособности. В них включаются: умения работы на компьютере, пользование базами данных, знание иностранного языка, понимание экономики и бизнеса, финансовые знания, умение трансферта технологий (перенос технологий из одних областей в другие), знания маркетинга и сбыта, презентации технологий и продукции.

Определенный интерес для нас представляют группы требований к содержательной стороне конкурентоспособного специалиста, предложенные М.Ф. Фатхутлиным и дополненные К.А. Сатиновым, которые выглядят так:

- группа профессиональных требований, необходимая для квалифицированного исполнения служебных функций специалиста;

- группа социально-значимых требований, которыми должен обладать каждый член цивилизованного общества;

- группа индивидуальных черт характера.

Таким образом, можно выделить три группы факторов, влияющих на конкурентоспособность специалиста, из которых первые две группы формируются в процессе обучения, а влияние третьей группы зависит от качества профессионального отбора при поступлении в вуз. Автор объясняет это тем, что молодой человек приходит в вуз еще не вполне сложившейся личностью, но уже со сложившимся характером. Качественная сторона конкурентоспособности специалиста будет зависеть от того, насколько будут соответствовать действительности требования, сформулированные к специалистам по этим трем группам факторов.

Мы можем отметить, что понятие конкурентоспособности специалиста только начинает разрабатываться в педагогике, но действительность нашего времени заставляет все активнее обращаться к сущности и значению этого понятия. В новых условиях хозяйствования перед специалистом возникает много проблем, которые он должен решать сам, поэтому необходимо иметь ответ на вопрос о том, какова готовность специалиста к самостоятельному вступлению на рынок труда.

Мы придерживаемся того мнения, что на сегодняшний день в педагогической литературе происходит перевод социального заказа общества, в котором отражаются изменения, связанные с рынком, на педагогический язык содержания образования, который закладывается в цели обучения; идет поиск способов, методов, форм, которые способствовали бы поставленным целям. Таким образом, как следует из работ ранее представленных авторов применительно к деятельности специалиста в условиях рынка, «конкурентоспособность» включает ряд компонентов, систематизируя которые мы для их дальнейшего изучения выделили три базовых компонента: личностный, профессиональный и полипрофессиональный.

Наиболее актуальным для решения практических задач в данной ситуации является, по нашему мнению, обращение к теории дидактики И.Я. Лернера, который исходит из того, что процесс обучения - явление целостное и многогранное, а дидактическая потенция отражает эту целостность, позволяющую увидеть основные грани процесса обучения. Под процессом обучения автор имеет в виду в обобщенном виде» весь учебно-воспитательный процесс, реализующий в единстве обучающие, воспитательные и развивающие функции.

Интерес для нашего исследования представляет позиция И.Я. Лернера по поводу того, что социальный опыт вкладывается в содержание образования. Под социальным опытом понимается не только как состоявшийся в материализованной и духовной форме, но и как приобретенная в процессе исторического развития готовность к деятельности. Таким образом, содержание образования состоит из четырех компонентов:

- знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;

- умение пользоваться этими знаниями как способами деятельности;

- опыт творческой деятельности;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе.

Относительно направления нашей работы, данные компоненты содержания образования, их взаимосвязь и взаимообусловленность могут являться практическим выходом на формирование конкурентоспособности студентов-выпускников вузов через процесс профессиональной подготовки.

В целом же приведенный выше анализ позволил охарактеризовать понятие «конкурентоспособность студента вуза», как интегральную характеристику личности к моменту окончания вуза включающая в себя совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов, отражающих уровень знаний, умений, опыт, нравственную позицию, направленных на освоение рынка труда и достижение дальнейших профессиональных целей в производственных объединениях в условиях конкуренции; выделить компоненты конкурентоспособности - личностный, профессиональный и полипрофессинальный, а также дал основание для исследования предпосылок к формированию конкурентоспособности будущих специалистов, которые бы позволили им с учетом конъюнктуры рынка, собственных возможностей и потребностей эффективно реализовывать свой потенциал.

Проблема формирования конкурентоспособности студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе в настоящее время решается с позиций системно-структурного (структурно-системного), системно-деятельностного, программно-целевого, профессионально-личностного (личностно-профессионального). Мы расположили указанные подходы, исходя из нарастания в них интереса к личности будущего конкурентоспособного специалиста. Дадим характеристику основных подходов к проблеме формирования конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Системно-структурный (структурно-системный) подход. В научной литературе используют оба названия этого общенаучного метода, но чаще используется термин «системный подход», потому, что всякая система, несомненно, предполагает наличие структуры. Данный подход дает возможность рассмотреть объект исследования как совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений, которые обуславливают определенную целостность, устойчивость и его внутреннюю организацию. Общенаучная разработка данного подхода представлена исследованиями А.Н. Аверьянова, Б.Г. Афанасьева, М.Б. Блауберга, А.И. Ракитина, И.Т. Фролова и др., а в педагогической литературе достаточно глубоко этот подход разработан Б.С. Гершунским, Т.А. Ильиной, Ю.А. Конаржевским, Н.В. Кузьминой и др.

Системный подход - это, прежде всего, общенаучный метод анализа всех факторов, кроме того, данный подход представляет возможность использования идей в интеграции методов и приемов, сопряженных с принятием решений, направленных на реорганизацию учебно-воспитательного процесса. В качестве таких факторов принято выделять содержательный и мотивационный аспект деятельности; цели, продукты, средства деятельности; «операционную» структуру деятельности.

Основой применения системно-деятельного подхода, по мнению исследователей, могу стать следующие концептуальные положения:

- учебная деятельность студентов носит системный характер, системообразующим элементом системы является цель;

- структуру учебной деятельности составляют следующие элементы: мотив, потребность, цель, действие, операции, условия деятельности, результаты, контроль и коррекция;

- процесс обучения образует структура обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов как единство двух противоположных видов деятельности, каждая из них является подсистемой и составляет устойчивую взаимосвязь целевого, содержательного, операционально-действенного, стимулирующе-мотивационного и оценочно-результативного компонентов.

Таким образом, использование системного подхода для нашего исследования имеет немаловажное значение для четкой постановки проблемы и для использования его как одного из возможных подходов, позволяющего решить задачи формирования конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Сущность программно-целевого подхода заключается в том, что этот метод структуризации, применяемый при решении задач комплексного планирования и управления, предполагает объединение в интегративном представлении целей, сроков, руководства, управления и исполнения. Связи, устанавливающиеся между этими явлениями, обеспечивают их взаимодействие в составе целостного образования, которые воспринимаются в качестве системы особого рода.

Программно-целевой подход представляет собой конкретизацию системного подхода. С.А. Репин, Г.Н. Сериков, В.А. Черкасов и др., определяют данный подход как способ постановки целей и задач, направленных на высокие конечные результаты. Данный факт для нашего исследования является весьма существенным.

Профессионально-личностный-деятельностный подход. Данный подход предполагает моделирование личности будущего специалиста и организацию процесса его профессионального становления, а также формирование личности и деятельности.

Но, на наш взгляд, в рамках данного подхода говорить о фундаментализации знаний весьма проблематично. Кроме того, акцент делается в каждом из них на какой-либо один аспект: на личность, профессионализм или деятельность. Мы полагаем, что нельзя говорить о личности будущего специалиста вне его деятельности или, наоборот, говоря о деятельности, не учитывать, что речь идет о будущем специалисте. Таким образом, мы считаем, что нецелесообразно, делая акцент на один аспект, выделять их в самостоятельные подходы: скорее это принципы, а не подходы.

На формирование личности будущего специалиста как профессионала направлены профессионально-личностный и личностно-профессиональный подходы, которые как раз лишены указанного выше недостатка. Данные подходы по своей сути идентичны. В рамках этих подходов основное внимание уделяется высокому уровню интеграции личностной позиции будущего специалиста, его профессиональных знаний и умений. Данное единство представляет собой качественно новое образование, целостность и внутренняя структура которого задает цели профессиональной подготовки и формирования личности специалиста. Именно этот аспект данного подхода является важной частью нашего исследования. Суть этих подходов заключается в выявлении актуальных свойств личности современного специалиста и в опоре на эти свойства при моделировании основных направлений и содержания его подготовки в системе высшего профессионального образования.

Мы сочли необходимым и возможным расширить данный подход рефлексивным аспектом в силу того, что любая подготовка, и профессиональная в том числе, является субъективной. Субъективность профессиональной подготовки состоит в том, что она осуществляется непосредственно познающим объектом, цель и мотив зависят от самого индивида и уровня его индивидуального сознания (самосознания). Вопрос о взаимосвязи творческой подготовки студента с его самосознанием имеет важное методологическое значение для нашего исследования. Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование внутренних мотивов и ценностей. Мы определили рефлексию как наблюдение, которое направлено на внутренние действия сознания, внимание к тому, что происходит внутри человека. Рефлексивные процессы направлены на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта (интеллектуальная рефлексия), на самоорганизацию, движение через самопознание и самоанализ себя, своего состояния, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» (личностная рефлексия), и через осмысление (анализ) человеком личности и деятельности партнера по совместной деятельности, взаимоотображения субъектами друг друга (межличностная рефлексия).

Тезис о творческой деятельности как системе с рефлексией доказан во многих философских и психологических исследованиях (В.В. Давыдов, Я.А, Пономарев, И.Н. Семенов и др.). Философы указывают на то, что рефлексия содержит в себе как критические, так и эвристические начала. Рефлексия выступает как источник нового знания. Установлено, что ведущая познавательная функция рефлексии реализуется как осознание средств решения поставленных задач через определение путей их поиска. Главная функция рефлексии - обеспечить устойчивость включения «Я» в этот процесс (Н.Г. Алексеев, Ю.Н. Кулюткин, Г.В. Сухобская и др.).

Любой творческий процесс не может быть охарактеризован вне личностного фактора. Большинство ученых подчеркивают, что доминирующей ценностной ориентацией личности специалиста должна стать потребность в творческом самовыражении, самореализации (И.Ф. Исаев, А.Н. Коган и др.).

Проявляя себя в деятельности, личность стремится занять определенную позицию. Педагогическое осмысление проблем самопознания как процесса раскрытия личностью для себя своих потребностей, способностей, интересов; самореализации как условия и критерия проявления сущностных сил и личности профессионала рефлексии позволяют говорить об особом личностном образовании - рефлексивной позиции специалиста, которую можно рассматривать в качестве внутреннего критерия проявления творческой активности.

Наряду с охарактеризованными выше научными подходами, особый интерес и важность для реализации задач нашего исследования представляет оптимизационный подход - совокупность принципов, нацеливающих все компоненты педагогической деятельности и систему, ими образуемую, на достижение оптимальных результатов оптимальными средствами. Оптимизационный подход вытекает из диалектического и других подходов философского и общенаучного уровня, является средством их реализации в практической деятельности, служит способом осуществления теоретических основ оптимизации в педагогике. Данный подход позволяет при выборе исследования использовать тенденцию: минимальным (необходимым и достаточным) числом специально подобранных методов выполнить задачи исследования.

Следует заметить, что каждый из описанных подходов представляет собой качественно новый, относительно самостоятельный тип средств научного познания, имеющий свои характерные черты и положительные стороны:

- рассмотрение подготовки специалистов как системы с учетом всех факторов, действующих на данное педагогическое явление (системно-структурный подход);

- необходимость разработки личностного аспекта системы подготовки специалистов, учета интересов, склонностей обучающихся их потенциальных возможностей (профессионально-личностный деятельностный подход);

- формирование личности будущего специалиста как профессионала через организацию различных видов деятельности в процессе подготовки, максимально приближенной по содержанию к условиям профессиональной деятельности (профессионально-деятельностный, личностно - деятельностный, личностно-профессиональный подходы);

- ориентация на определенное качество подготовки и гарантированный результат (программно-целевой, технологический подходы), полученный благодаря оптимальному использованию имеющихся условий и возможностей (оптимизационный подход).

Анализ литературы по проблеме формирования конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе позволяет сделать следующие выводы:

- Проблема формирования личности конкурентоспособного специалиста находится сегодня в ряду важнейших педагогических проблем, требующих серьезного изучения и решения. Ее актуальность обусловлена возросшей потребностью общества в творческой личности специалиста, обладающей высоким уровнем профессионализма, компетентности, творческой инициативы; обладающей фундаментальной грамотностью, а также непрерывно развивающей личностные мировоззренческие качества; недостаточной теоретической и практической разработанностью системы формирования конкурентоспособности студента в процессе профессиональной подготовки в вузе.

- Сегодня вузы ориентируются на рынок, между ними возникают конкурентные отношения. Рынок требует от вузов соответствующей стратегии и тактики деятельности на рынке образовательных услуг. Это объясняется следующими положениями:

- высшее профессиональное образовательное учреждение является одним из основных производителей образовательных услуг, и его самостоятельная деятельность на рынке образовательных услуг связана с производством квалифицированных кадров, что имеет большое значение для экономики страны;

- производство квалифицированных кадров происходит при непосредственном наличии студента, который так же, как продавец, будет предлагать свою рабочую силу в качестве товара на рынке рабочей силы;

- товар вуза будет представлен на рынке рабочей силы, и ориентироваться высшее профессиональное образовательное учреждение должно на потребности именно этого рынка. Можно даже говорить о том, что рынок рабочей силы для высшего профессионального образовательного учреждения - это первичный рынок, от которого будет зависеть состояние дел на рынке образовательных услуг.

При организации процесса формирования конкурентоспособности студентов в вузе мы обращаем внимание на взаимосвязь между качеством образования и образовательной деятельностью высшего профессионального образовательного учреждения. Исходным пунктом, которой, являются цели обучения, направленные на передачу молодому поколению накопленного социального опыта для дальнейшего воспроизводства и развития общества или той части этого опыта, которая, опираясь на уже усвоенное особенно важна в данный момент для развития личности. Цели образовательной системы выражены в форме качеств, которые студенты должны приобрести по мере усвоения содержания образования, причем условия обозначения качеств указывают только ориентиры и направления обучения. Если качество образования является основой образовательной деятельности в высшем профессиональном образовательном учреждении, а показателем качества - конкурентоспособность студента, следовательно, формирование конкурентоспособности может быть положено в основу всей образовательной деятельности.

В ходе анализа процесса формирования конкурентоспособности студентов вузов нами выделены социально-психологические качества личности сопутствующие конкурентоспособности студента и способствующие в рыночных условиях успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей. Данные качества образуют четыре группы:

- деловые качества (профессиональная сфера): дисциплинированность, трудолюбие, прагматичность, предприимчивость;

- качества, характеризующие отношение к другим людям (сфера взаимодействия между людьми, сфера общения): доброжелательность, общительность, откровенность, коллективизм;

- качества, характеризующие отношение к жизни (эмоциональная сфера): жизнерадостность, разносторонность, оптимизм, увлеченность, активность;

- индивидуальные качества, повышающие самооценку (сфера собственного «я»): аккуратность, самостоятельность, принципиальность, оригинальность, организованность, рискованность.

Понятие конкурентоспособности специалиста только начинает разрабатываться в педагогике, но действительность нашего времени заставляет все активнее обращаться к сущности и значению этого понятия. В новых условиях хозяйствования перед специалистом возникает много проблем, которые он должен решать сам, поэтому необходимо иметь ответ на вопрос о том, какова готовность специалиста к самостоятельному вступлению на рынок труда.

Компонентами конкурентоспособности студента вуза, которые бы позволили ему с учетом конъюнктуры рынка, собственных возможностей и потребностей эффективно реализовывать свой потенциал, являются: личностный (самостоятельность, способность к самозанятости, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца; постоянное обучение и обновление своих знаний; гибкость мышления; наличие абстрактного, системного и экономического мышления; умение вести диалог, общительность, активность, жизненный оптимизм, осознанность значимости планирования и здоровья;

- сформированная нравственная позиция); профессиональный (профессиональную мобильность и компетентность; жизнестойкость, быстрая адаптация в новой социальной среде, высокий уровень притязаний; обладание успешной мотивацией в своей профессиональной деятельности, среди которой ведущие места занимают материальные мотивы (стремление к высокооплачиваемой работе, льготам) и социальные мотивы (стремление занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями) и полипрофессинальный (самоуправление; навыки общения с работодателем, внешний вид соискателя, знание психологических аспектов бесед с работодателем, умение составлять резюме, вести переговоры; эмоциональный настрой; умения работы на компьютере, пользование базами данных, знание иностранного языка, понимание экономики и бизнеса, финансовые знания, умение трансферта технологий (перенос технологий из одних областей в другие), знания маркетинга и сбыта, презентации технологий и продукции).

- Конкурентоспособность студента вуза - это интегральная характеристика личности к моменту окончания вуза, включающая в себя совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов, отражающих уровень знаний, умений, опыт, нравственную позицию, направленных на освоение рынка труда и достижение дальнейших профессиональных целей в производственных объединениях в условиях конкуренции.

 

АВТОР: Ангеловский А.А.