06.04.2012 13861

Характеристика уровней сформированности организованности младших школьников

 

Задача исследования характеристики уровней сформированности организованности младших школьников предопределила необходимость уточнения понятия «сформированность».

Сформированность организованности понимается нами как цель и результат воспитания организованности младших школьников, заключающаяся в определенном уровне показателей организованности. Исходя из определения организованности как качества личности сформированность организованности младших школьников включает следующие показатели:

- соблюдение порядка, способствующего успеху в деятельности;

- рациональное выполнение деятельности;

- самоконтроль;

- привычка культурного поведения.

Учитель, создавая условия для формирования у воспитанников то или иное качество, должен иметь достаточно полное представление об этом качестве, о наиболее типичных формах его проявления, должен руководствоваться четкими и содержательными признаками по каждому показателю в отдельности.

Уточним признаки сформированности организованности по каждому показателю в отдельности.

Соблюдение порядка, способствующего успеху в деятельности, с физиологической точки зрения, - это наилучшая возможность использовать свои физические данные в процессе работы без перенапряжения. С психологической точки зрения - это один из факторов внешней среды, создающий удовлетворение, повышающий настроение и работоспособность. Соблюдение порядка, способствующего успеху в деятельности, включает в себя обеспечение необходимыми предметами и средствами труда, их рациональное размещение на рабочем месте, так как важно исключить в процессе работы лишние движения, трату времени на поиск «необходимого», но «забытого». Вред бесцельных непроизводительных пауз не только в потере времени. У человека, который привык работать вяло, часто отвлекаясь, темп мыслительной деятельности намного медленнее, чем у того, кто привык работать интенсивно с полным сосредоточием. Соблюдение порядка, способствующего успеху в деятельности, требует все использованное сразу же убрать на свое место, а необходимое - положить на заранее закрепленное место. Приведение рабочего места в порядок по окончании работы - это в какой-то мере и психологическая подготовка к очередному занятию. Таким образом, признаками соблюдения порядка, способствующего успеху в деятельности, являются:

- подбор необходимого оборудования;

- рациональное расположение на рабочем столе;

- приведение в порядок по окончании работы.

Рациональное выполнение деятельности позволяет избежать бестолковой суеты, спешки. Вместе с тем, не зная цели деятельности, учащийся не осознает, не понимает, для чего выполняет ту или иную работу. В лучшем случае в такой деятельности формируется исполнитель, а не организатор. С психологической точки зрения формулировка целей самими учащимися - это признак их организованности. В.И. Ленин считал научно обоснованный план рабочим проектом любой деятельности. По нему можно измерять процесс и результаты труда. Он может выступать и в качестве критерия оценки итогов работы, быть своего рода маяком, освещающим путь действий, а каждый его пункт - вехой. Обычно о степени организованности судят по тому, как используется рабочее и свободное время, насколько целесообразно и экономно. Но не менее важным показателем является умение сознательно организовать вынужденное отступление от плана и связанное с ним перераспределение времени. В русле вышеизложенного, признаками рационального выполнения деятельности являются:

- четкое представление о цели деятельности;

- составление программы действий при рациональном расходовании времени;

- внесение изменений при необходимости.

Самоконтроль является компонентом учебной деятельности школьника. Сущность его заключается в том, что ученик по ходу выполнения задания сверяет, соотносит каждый свой познавательный шаг с поставленной целью, регулирует и оценивает эту деятельность. Поэтому признаками самоконтроля являются:

- проверка по ходу работы действия и их последовательность;

- обнаружение и исправление ошибки в ходе работы;

- объективная оценка своих действий и работы.

Рассматривая организованность как качество личности, позволяющее легче справляться с предъявляемыми к ней требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования и собственные желания, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля, проверок, одной из составляющих организованности мы определили привычку культурного поведения. Правила культурного поведения должны быть связаны с воспитанием гуманного отношения к людям, уважения к личности человека. Поэтому признаком привычки культурного поведения мы посчитали учет и принятие во внимание позиции «другого».

Таким образом, признаками организованности младших школьников являются:

- подбор необходимого «оборудования», рациональное расположение на рабочем месте, приведение в порядок по окончании работы;

- четкое представление о цели деятельности, составление программы действий при рациональном расходовании времени, внесение изменений при необходимости;

- проверка по ходу работы действия и их последовательность, обнаружение и исправление ошибки в ходе работы, объективная оценка своих действий и работы;

- учет и принятие во внимание позиции «другого».

Педагог может строить свою работу по-настоящему целенаправленно лишь в том случае, если будет систематически изучать и анализировать, как организуемые им воспитательные воздействия отражаются в сознании, поведении, отношениях детей, к каким именно результатам приводят.

Существуют различные подходы определения уровней результативности организуемых воздействий: по наличию и характеру доминанты (Т.А. Стефановская), критериально-уровневый подход (Е.В. Бондаревская), по степени соотношения регуляции и саморегуляции поведения школьников (М.И. Шилова), по характеристики познавательных действий (В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова), исходя из учения Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития (Е.С. Рабунский) и др.

Н. И. Монахов при определении результативности выявляет «степень сформированности у школьника в соответствии с возрастными возможностями важнейших качеств личности, являющихся показателями воспитанности». Максимальной условной единицей измерения является критерий, минимальной - каждый признак. Исходя из этого, Н. И. Монахов предложил следующее решение вопроса определения уровней:

- высокий уровень развития показателя характеризуется проявлением всех признаков ему свойственных;

- средний уровень констатируется при наличии половины (или более) признаков соответствующего критерия;

- низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа или их отсутствие.

По мнению Т.А. Стефановской, при определении результативности надо иметь в виду три составляющих, соответствующих основным сферам личности: первая - интеллектуальная, в основе которой знания; вторая - эмоционально-чувственная, в основе лежат оценочные суждения (отзывчивость, доброжелательность и т.д.); третья - действенно практическая (умения, навыки, привычки, характер поведения и т.д.). Данный автор предлагает методику определения уровня по наличию и характеру доминанты. Доминанты условно подразделяются на четыре группы, соответственно, и классификацию школьников проводят по четырем уровням.

Е.В. Бондаревская предлагает критериально-уровневый подход, т.е. изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развития нравственных качеств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения.

Иной подход к изучению и анализу результата воспитательных воздействий предлагает М.И. Шилова. Замеряемые уровни определяются степенью соотношения регуляции и саморегуляции поведения школьников - от внешней к внутренней саморегуляции и регуляции поведения других. Выделяются следующие уровни воспитанности:

- очень низкий (0) уровень характеризует нравственную невоспитанность школьника: саморегуляция и самоорганизация не развиты, опыт поведения отрицательный;

- низкий (1) уровень: саморегуляция и самоорганизация ситуативны, поведение регулируется в основном внешними стимулами и побудителями, положительный опыт поведения неустойчив, слабо проявляется;

- средний (2) уровень характеризуется устойчивым положительным поведением, наличием саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не проявляется;

- высокий (3) уровень отличается наличием устойчивого и положительного опыта поведения, саморегуляцией и самоорганизацией наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной общественной позиции.

В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистрова в основу определения уровней развития умений учиться у учащихся заложили характеристику познавательных действий. Каждое из них может быть как репродуктивным, так и продуктивным. В репродуктивных действиях проявляются два уровня умений. К первому из них относятся умения действовать только лишь по известному образцу в стандартной ситуации. Второй уровень развития умений также относится к репродуктивным действиям, но совершаемым в несколько измененной ситуации. Третий и четвертый уровни развития умений проявляются в продуктивных действиях. Выделение третьего и четвертого уровня развития умений соответствует делению продуктивных действий на частично-поисковые и поисковые (творческие).

Исходя из положений Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, Е.С. Рабунский выделяет три уровня организованности:

- низкий уровень - ученик неорганизован, неаккуратен, «разбросан»; постоянно нарушает режим дня; не умеет планировать «отсроченных заданий», выполняет их обычно в последний день работы, «штурмом»;

- средний уровень - ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы; умеет планировать «отсроченные задания», однако за - частую поверхностно; такие планы не являются для ученика руководством для самостоятельной деятельности и часто не выполняются; иногда ученик просит учителя и товарищей усилить контроль над ним со стороны («не хватает на все времени»);

- высокий уровень - ученик организован, аккуратен, собран; систематически, умело планирует «отсроченные задания»; строго выполняет план работы, но не бездумно, а творчески, уточняя их, внося необходимые коррективы.

При определении уровней сформированности организованности младших школьников мы опирались на методику, предложенную Н.И. Монаховым:

- высокий уровень сформированности организованности характеризуется проявлением всех признаков ему свойственных (10 условных единиц, баллов);

- средний уровень констатируется при наличии половины (или более) признаков воспитанности организованности (5-9 условных единиц, баллов);

- низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа или их отсутствие (0-4 условных единиц, баллов).

Изучение общей картины сформированности организованности младших школьников осуществлялось разными методами.

Нас интересовало, понимают ли учащиеся начальных классов, кто такой организованный человек, что такое организованность, что значит правильно организовать работу.

Ответы детей (в ходе проведенных бесед) показали, что понятие «организованный» они подменяют другими характеристиками: «хороший», «умный», «трудолюбивый» и связывают с положительными чертами личности человека. У 75% учащихся участников опытно-экспериментальной работы имеются некоторые представления о рациональной организации жизнедеятельности (приведем, сохраняя стилистику, типичные ответы младших школьников): «все держать в порядке», «не откладывать «на потом», «делать все вовремя». Рассказывая о рациональной организации жизнедеятельности учащиеся не упомянули о следующих признаках организованности: подбор необходимого «оборудования», четкое представление о цели деятельности, составление программы действий с учетом рационального расхода времени, внесение изменений при необходимости; проверка по ходу работы действия и их последовательность, обнаружение и исправление ошибки в ходе работы, объективная оценка своих действий и работы; учет и принятие во внимание позиции «другого».

Полученные данные подтвердили ранее сделанный вывод о необходимости введения специальных игровых занятий, обеспечивающих усвоение младшими школьниками знаний, умений, навыков рациональной организации своей жизнедеятельности.

Анализ результатов наблюдения учащихся первых классов показал, что порядок, способствующий успеху в деятельности, соблюдает 35% учащихся. Могут определить и сформулировать цель деятельности 17% учащихся первых классов. Рассказать алгоритм выполнения того или иного задания может 33% первоклассников. При этом 11% первоклассников проверяют по ходу работы последовательность действий и способны, при необходимости, внести изменения, обнаружить ошибки и исправить их в ходе работы. Наблюдения показали, что регулярно 13% первоклассников сразу готовятся к следующему уроку, 23% готовятся «по примеру других», «вспомнив», остальные по напоминанию учителя или же самостоятельно, но в начале нового урока.

Полученные данные подтверждают вывод о необходимости соответствующей методики организации учебной деятельности младших школьников, нацеленной на формирование умений, навыков, привычек организованности.

Для дальнейшего уточнения и расширения полученных данных, нами была использована анкета, направленная на выяснение того, насколько успешно решается задача воспитания организованности при взаимодействии семьи и школы на практике.

Наряду с признанием недостаточности существующей практики взаимодействия 51% учителей и 68% родителей, и учителя (100%) и родители (100%) подчеркивают обязательность и необходимость взаимодействия семьи и школы в воспитании организованности у учащихся.

Более трети учителей (37%) не удовлетворены формами, характером и содержанием взаимодействия с семьей в воспитании организованности младших школьников. Их поддерживает 43% родителей.

Настораживает тот факт, что 38% учителей при определении содержания подобного взаимодействия дали неполные, фрагментарные ответы, а 62% не смогли ответить на этот вопрос. Родители (87%) также с трудом отвечали на этот вопрос, указав на наличие попечительского совета, общешкольного и классного родительских комитетов. Основными формами реализации данного взаимодействия для 93% учителей и 97% родителей являются классные и общешкольные родительские собрания, а также индивидуальные беседы и консультации.

Среди методов взаимодействия с семьей на первом месте стоит педагогическое просвещение родителей.

Результаты анализа анкетирования позволили сделать следующее заключение: признавая значимость и необходимость взаимодействия семьи и школы в воспитании организованности младших школьников, и учителя, и родители не удовлетворены его содержанием, формами и методами реализации. Полученные данные подтвердили вывод о необходимости разработки и применения на практике взаимодействия семьи и школы, создающего востребованность организованности младших школьников через единое воспитательное поле.

Следующим этапом нашего исследование было изучение уровня сформированности организованности младших школьников классов массового среза, а также контрольного и экспериментального классов на начало опытно-экспериментальной работы методом экспертных судей (в роли экспертных судей выступали учителя, работающие в этих классах). Методом экспертных судей определялось наличие того или иного признака определялось наличие того или иного признака.

В листах наблюдения фиксировалось наличие (+) или отсутствие (-) того или иного признака. Затем подсчитывался уровень проявления организованности.

Как свидетельствуют полученные данные, в целом учащиеся контрольного и экспериментального классов и классов массового среза на начало опытно-экспериментальной работы имеют примерно равные уровни сформированности организованности. Большинство учащихся проявили низкий уровень воспитанности организованности 81,5% (22 ученика) в контрольном, 85,2% (23 ученика) в экспериментальном классах и 84,5% (158 учеников) в классах массового среза. Учащиеся среднего уровня 18,5% (5 учащихся), 14,8% (4 учащихся) и 15,5% (29 учеников) соответственно. Высоким уровнем не обладал ни один учащийся.

Как видно из диаграммы, большинство учащихся контрольного и экспериментального классов проявили низкий уровень сформированности организованности.

Изучение характеристики сформированное организованности младших школьников позволяет сделать следующие выводы:

- Сформированность организованности младших школьников определяется совокупностью следующих показателей: соблюдение порядка, способствующего успеху в деятельности; рациональное выполнение деятельности; самоконтроль; привычка культурного поведения.

- Признаками сформированности организованности являются подбор необходимого «оборудования», рациональное расположение на рабочем месте, приведение в порядок по окончании работы; четкое представление о цели деятельности, составление программы действий при рациональном расходовании времени, внесение изменений при необходимости; проверка по ходу работы действия и их последовательность, обнаружение и исправление ошибки в ходе работы, объективная оценка своих действий и работы; учитывание и принятие во внимание позиции «другого».

- Выделенные показатели и признаки сформированности организованности позволили определить следующие уровни: высокий, средний, низкий.

- Контрольный срез сформированности организованности констатировал низкий и средний уровни данной воспитанности, что вызывает необходимость разработки и реализации соответствующей методики организации учебной деятельности младших школьников, введения специальных игровых занятий «Учись учиться и трудиться» и взаимодействия семьи и школы в воспитании организованности.

 

АВТОР: Бекузарова Н.В.