07.04.2012 6600

Педагогическая значимость социальной адаптации слушателей в системе дополнительного профессионального образования

 

Переход к рыночной экономике обострил актуальность проблем качественной профессиональной подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования и повысил педагогическую значимость социальной адаптации слушателей, поскольку от этого зависит отношение к обучению и повышению квалификации, качество знаний, умений и навыков, устойчивость профессиональной направленности личности и отношение к профессии в целом как к источнику реализации своих жизненных целей и достижению определенного положения в обществе.

Таким образом, социальная адаптация представляется нам как некий результат (постоянно совершенствующийся), на который должен быть нацелен весь образовательный процесс. Образовательный процесс при этом по своей сущности характеризуется как развивающееся на содержательной основе, с использованием разнообразных средств, взаимодействие всех его участников, направленное на достижение психофизического, умственного, нравственного развития слушателей, что, собственно, и должно способствовать их наиболее успешной социальной адаптации.

Для того, чтобы раскрыть сущность социальной адаптации в системе дополнительного профессионального образования, необходимо определить и проанализировать прежде всего ее роль в системе образования и социальной среде, вскрыть взаимосвязи и взаимозависимости, совокупные свойства и проявления. Соблюдая этапность и последовательность начнем рассмотрение этого вопроса с сущности понятия «адаптация». В Словаре русского языка С. И. Ожегова адаптация определяется как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

В физиологии и биологии под адаптацией понимается приспособление организма к изменившимся условиям существования; изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям.

Нормальное существование организма возможно только при условии сохранения динамического равновесия между раздражениями и соответствующими ответными реакциями на него. Главная роль в поддержании такого равновесия в организме принадлежит центральной нервной системе, обеспечивающей целостность организма и соответствие его реакций окружающим и внутренним условиям существования. Как считают многие ученые-физиологи (Ф.З.Меерсон, О.Газенко, А.В.Георгиевский и др.) адаптация является органом, обеспечивающим приспособление внутренней среды организма к условиям окружающей среды, но механизм, который со временем превращает организм неадаптированный к тому или иному фактору в организм адаптированный, устойчивый, во многих отношениях пока еще не ясен, несмотря на то, что проблема адаптации так или иначе касается каждого человека. Поэтому она остается одной из ведущих в педагогической и психологической науках.

В рассмотрении адаптации с точки зрения биологии и физиологии большой интерес представляют работы ученых Г.Ауберта, предложившего данное понятие для обозначения чувствительности анализаторов к действиям раздражителей; Ж.Б.Ламарк и Ж. Сент-Илер рассматривали ее в качестве свойства изначально присущего всему живому; Н.Е.Введенский, Г.Селье, А.А.Ухтомский, Л.Л.Васильев и др. подробно разработали и описали учение об адаптационном синдроме. Это учение представляет для нас определенный интерес, т. к. многие биологические процессы, происходящие в организме, напоминают процессы социальные, происходящие в обществе.

При возникновении патологических состояний существенную роль в развитии различных компенсаторных реакций организма играет адаптация. Возникает еще одно понятие - «компенсация», тесно связанное с понятием «адаптация». В Большой медицинской энциклопедии компенсацию определяют как восстановление, возмещение утраченных или нарушенных функций в результате перестройки функциональных особенностей организма. Сущность неспецифических изменений, возникающих в организме человека при действии любого патогенного раздражителя, называют адаптационным синдромом.

В развитии адаптационного синдрома различают три стадии. Первая стадия или стадия тревоги возникает тогда, когда создается угроза нарушения гомеостаза в связи с действием патогенного раздражителя, в этот момент происходит мобилизация защитных сил организма. Во второй стадии происходит восстановление нарушенного равновесия и формируется повышенная резистентность к данному раздражению. Кроме того, организм может становиться более устойчивым не только к действию этого раздражителя, но и по отношению к другим патогенным факторам. Если действие патогенного раздражителя продолжается, может произойти срыв устойчивости организма и развивается третья стадия - стадия истощения, в исходе которой организм погибает.

Важным для педагогической науки и для нашего исследования в рассмотрении вопросов адаптации, кажется обращение к врожденной реакции преодоления препятствий на пути к цели, открытой И.П.Павловым и названной им «рефлексом свободы». Суть его в том, что самостоятельная форма поведения в достижении цели, и препятствие в ее достижении служит не менее сильным стимулом. И.П.Павлов писал, что не будь рефлекса свободы, всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни.

Итак, остановившись на общебиологическом и физиологическом аспектах понятия адаптации, первоначально возникших именно в биологии, мы можем переходить к расширению сущности данного понятия в связи с развитием общества и социальных отношений и к рассмотрению вопросов адаптации на новом более высоком уровне в сфере отношений личности и социальной среды. Как отмечает Г.И.Царегородцев, «помимо механизмов биологической адаптации у человека вырабатывается адаптация, основанная не только на изменениях морфофизиологической организации, но прежде всего на перестройке социальных отношений между людьми, социально-политических, морально-психологических, экономических и демографических. Такой исход приспособления можно назвать социальной адаптацией, ибо в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде».

В научной литературе социальная адаптация определяется как процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Т.Г.Дичев, И.А.Милославова, Б.Д.Парыгин, Т.Парсонс, Ж.Пиаже, Л.М.Растова). В исследованиях этих ученых социальная адаптация рассматривается как двуединый процесс взаимодействия личности и социальной среды, при котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на среду, вступая в отношения с окружающим миром.

Л. И. Аксенова и Г. И. Царегородцев считают, что в отличие от просто адаптивных систем, представленных различными формами биологической жизни, человеческое общество, в котором осуществляется адаптация индивидуума, относится к адаптивно-адаптирующим системам, означающим, что общество не только адаптируется к тем или иным изменениям под влиянием внешних и внутренних условий, но и обладает способностью через систему социальных институтов, через многообразие форм, механизмов и носителей социальной адаптации осуществлять приспособление человека к социуму. Социально-педагогическая деятельность в этом контексте является мощным адаптирующим фактором.

Процесс социальной адаптации имеет свои специфические особенности, так как представляет собой единство биологических и социальных факторов в развитии и социализации человека. Наукой установлено, что приспособление осуществляется при активном участии сознания человека, в процессе обучения и трудовой деятельности. Человек целенаправленно меняет механизмы адаптации или использует их для совершенствования приспособления в соответствии с социальными условиями своего бытия.

Социальная адаптация всегда предполагает конкретную деятельность человека, направленную на посильное изменение своего положения в обществе, с одной стороны, и изменение окружающего социума, с другой. Т.е. деятельность является одним из самых существенных элементов адаптации, во многом определяя способность и умение человека в освоении специальности, решении им постоянно меняющихся проблем, связанных с трудовой, общественной и личной жизнью. Социальную адаптацию обычно связывают с кардинальной сменой деятельности индивида, тогда как она, безусловно, имеет непрерывный характер. Не только смена профессии, места жительства, изменения в семейной жизни или социальном положении требуют последующей адаптации личности к условиям новой социальной среды, но и социальная среда, меняющаяся постоянно, но незаметно, на первый взгляд, требует постоянного активного приспособления индивида к ее, пусть незначительно, изменяющимся условиям.

«Свойство социальной адаптации, - С.И.Куличихиной, - выражается в способности системы «личность - социальная среда» приводить себя в соответствие с заложенной в ней целью - достижением качественного результата (адаптивности) путем взаимного воздействия, взаимного изменения личности и среды, способствуя наиболее оптимальному функционированию и развитию системы».

Основные типы адаптации формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида, которые задают основную направленность активности человека.

Известно, что необходимым условием формирования человека как субъекта исторического процесса, предпосылкой развития личности, важным элементом ускорения общественного развития является социальная активность индивида. «Социальная активность и развитие личности неразрывно связаны друг с другом: чем меньше выражено в индивиде личностное начало, тем больше социальная адаптация носит характер пассивного приспособления к условиям среды; чем больше выражено в индивиде личностное начало, тем более адаптация носит характер активного взаимодействия с условиями новой социальной среды, чем раньше организуется процесс социализации, тем более эффективны его последствия для личности, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности» - отмечает И.В.Фомина.

П.Фресс и Ж.Пиаже считают, что социальная активность, будучи основным фактором достижения социальной адаптивности, предположительно выступает в двух аспектах: как аккомодация (усвоение правил среды) и ассимиляция (преобразование среды). Их оптимальное сочетание и является условием успешной адаптации.

Можно выделить три основные типа адаптации, соответствующие трем направлениям активности субъекта в социальной среде, как предлагает И. Б. Дерманова - это направления на изменение социальной среды, на изменение себя и на уход из ситуации. Адаптационные типы, соответственно, будут обозначаться как адаптация через преобразование среды; через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя; и через устранение или уход из среды.

В качестве основного внутреннего условия успешной социальной адаптации О.Г.Посыпанов предлагает выделение особого интегрального свойства личности, которое можно обозначить как «социальную адаптивность». Так как речь идет о комплексном свойстве личности, в составе этого комплекса можно выделить три свойства:

- адаптивность - конформность - обуславливается наличием совокупности внутренних условий включения в разные социальные группы;

- адаптивность - лабильность - рассматривается как свойство, обеспечивающее ситуативную адаптацию в группе (соблюдение норм и стандартов в каждой из групп в зависимости от текущей ситуации);

- адаптивность - креативность - личностное свойство, обуславливающее коадаптацию личности и группы (возможность находить и устанавливать новые правила взаимодействия в группе, повышающие его эффективность).

«Лица с высокой адаптивностью опираются на информацию о ситуативной адекватности того или иного поведения, а лица с низкой адаптивностью учитывают собственное внутреннее состояние, свои установки и предрасположенности. Для имеющих высокие оценки по адаптивности характерны активность, гибкость, умение приспосабливаться к ситуации, общительность. Индивиды с низкой адаптивностью мало озабочены адекватностью своего поведения, своей эмоциональной экспрессии и не обращают внимания на нюансы поведения других людей».

В системе дополнительного профессионального образования педагогическая деятельность, нацеленная на социальную адаптацию слушателей, должна, учитывая уровень их социальной адаптивности, концентрироваться на адаптационных типах, направленных на преобразование среды и самого себя и способствовать формированию активной жизненной позиции, всестороннему развитию личности, обуславливая позитивную личностную динамику слушателей.

Состояние личностной динамики, определяется, - по мнению В. Ф.Сержантова, - «возрастной динамикой, развертыванием жизненного пути, а также множеством субъективно-личностных факторов: понимание и переживание смысла жизни, видение жизненной перспективы, удовлетворенность самореализацией, соотношение жизненных целей, притязаний и достижений».

В данном случае развитие личности предстает как непрерывное изменение социального пространства, в котором находится личность и ее самой. В этой связи, заметим, что социальная адаптация будет наиболее эффективной, в том случае, если речь идет об активной личности, способной не просто подстраиваться под окружающую среду, а активно с ней взаимодействовать.

Социальную адаптацию часто рассматривают в рамках социализации, понимая под социализацией процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешной жизни и деятельности в обществе. Таким образом «социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, что означает приспособление его к социально- экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «я», обусловливаемое структурой каждой конкретной личности».

Если адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды, то социализация, с позиций адаптации, рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Таким образом, социальная адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация личности - это объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, поэтому исследованию данного вопроса посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых: Г.М.Андреевой, Э.Дюркгейма, И.С.Кона, А.В.Мудрика, Т.Парсонса, А.В.Петровского, В.А.Сластенина и др.

Проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны. Актуальны они и для нашего исследования, так как затрагивают процессы влияния нате или иные возрастные, социальные и профессиональные группы людей. Но для дальнейшего рассмотрения этого вопроса нам необходимо отделить социализацию детей от социализации взрослых для того, чтобы сконцентрировать наше внимание на последней.

Орвиль Брим утверждал, что социализация детей и взрослых - это два различных процесса, так как социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

А. В. Мудрик считает, что «принято делить социализацию на три стадии: до трудовую, трудовую и после трудовую. Однако это деление слишком глобально, ибо в одну стадию, например трудовую, попадают люди 20-летнего и 50-летнего возраста, социализация которых существенно различна. Более продуктивно рассмотрение этапов социализации, соответствующих принятому многими исследователями выделению следующих возрастных этапов: младенчество (от рождения до 1 года), младшего дошкольного (1-3 года), дошкольного (3-6 лет), младшего школьного (6-10 лет), подросткового (11-14 лет), раннего юношеского (15-17 лет), юношеского (18-23 года), а далее - молодости (23-33 года), зрелости (34-50 лет), пожилого (50-65лет) и старческого (65-80 лет) возрастов, а также долгожительства (более 80 лет)».

Каждый возрастной этап или период развития человека характеризуется следующими показателями (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин):

- определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми в данный период;

- основным или ведущим видом деятельности;

- основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Для рассмотрения процессов социализации личности в контексте системы дополнительного профессионального образования целесообразно будет подробнее остановиться на юношеском, молодом, зрелом и пожилом возрастных этапах. На каждом возрастном этапе перед человеком объективно встает ряд задач (естественно-культурных, социально-культурных и социально психологических), решение которых обусловливает дальнейшее развитие личности. Мы рассмотрим социально-психологические задачи, так как они включают в себя «становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения». Именно задачи самоактуализации и самоутверждения наиболее тесно связаны с трудовой стадией социализации, представляющей для нас наибольший интерес.

В решении этих задач нельзя недооценивать роль воспитательных институтов общества (в нашем случае учреждения среднего специального образования), целенаправленно влияющих на поведение и деятельность слушателей, так как «социальная микросреда, - как утверждает В.Н. Гуров, - является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса».

«Самоутверждение личности предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности, при этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами.» Причем, в различные возрастные периоды самоутверждение достигается разными путями: в юности - через достижение автономности от взрослых, в зрелости - через обретение чувства продуктивности, ощущение контроля над ситуацией, в пожилом возрасте - чувства удовлетворения прожитой жизнью.

Поскольку в своем исследовании мы изучаем процесс обучения в системе дополнительного профессионального образования как средство социальной адаптации слушателей необходимо остановиться на возрастной периодизации, рассмотрев ее с точки зрения особых социальных задач в обществе и семье, стоящих перед нашими слушателями.

Трудно определить, когда начинается и когда заканчивается период взрослости. Официально принято считать взрослыми лиц после 18 лет, т.е. достигших возраста юридического совершеннолетия и до выхода на пенсию, с которой связан юридический статус пожилого человека. В исследованиях С.Г.Вершловского, А.А.Дыскина, А.Л.Решетова, А.А.Лыскина, М.Я.Санина и других, рассматриваются вопросы образования, здоровья, семейных и трудовых отношений лиц этой возрастной категории. Они определяют взрослость, как время расширения социальных горизонтов, когда много энергии затрачивается на образование и профессиональную подготовку, образование семьи и выполнение социальных обязательств. Развитие в период взрослости не проходит плавно, здесь и стабильность, и случайные скачки вперед, и регресс.

Ранний взрослый возраст характеризуется переходом от рискованных опытов подросткового периода к устойчивому и продуктивному образу жизни. Особенно важен в это время выбор профессии, поскольку именно в трудовой деятельности люди стремятся реализовать свои жизненные цели. Ранний взрослый возраст отличается как наивысшим уровнем физического здоровья, так и стрессами, происходящими на почве таких событий, как борьба за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и эмоциональную самореализацию.

В работе со слушателями данной возрастной категории процесс образования должен быть направлен на формирование способностей к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческой активности, ответственности за выполняемую работу, способности к адаптации, толерантности, готовности к смене экономических и социальных ролей, критического мышления, умения работать в коллективе, саморегулирования. Министр образования Ставропольского края А.Е.Шабалдас считает, что «сегодня педагогу не нужно убеждать учеников в существовании прямой связи между уровнем образования и квалификацией работника». Поэтому учреждения дополнительного профессионального образования должны помочь молодым специалистам в приобретении конкретных знаний, умений и навыков, повышающих их профессиональное мастерство и уровень конкурентоспособности на рынке труда.

Средний взрослый возраст можно рассматривать как переход к кризису середины жизни. Возрастает вовлеченность в политическую жизнь. Возникает желание сменить работу, будучи неудовлетворенным существующими возможностями в реализации своих сил. Человек достигает пика личной способности зарабатывать деньги и реализовывать свои проекты с максимальной эффективностью. В данном возрасте многие люди являются носителями социальных норм. Вместе с тем наступает период критической самооценки: неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих их детях, недовольство уровнем профессиональных достижений. Кризис связан со страхом старения, осознанием того, что достигнутое иногда значительно меньше ожидаемого, с утратой привлекательности, физических сил, сексуальной энергии, растет беспокойство по поводу того, что молодое поколение, получившее профессиональную подготовку в соответствии с новыми образовательными стандартами, может оказаться впереди.

Э. Эриксон, на концепцию которого педагогика долго ориентировалась в работе со взрослыми, считал, что взрослая жизнь человека во многом зависит от успешности более ранних стадий. В последние годы все большее распространение получает экологический подход, учитывающий давление окружения на индивида, рассматривающий последнего как элемент различных систем и подсистем. Стресс оценивается этой теорией как результат трех взаимосвязанных факторов: перехода из одного жизненного состояния в другое, различных воздействий среды и межличностного взаимовлияния. Чтобы работа по социальной адаптации слушателей в ходе их дополнительного профессионального образования была успешной преподавателям необходимо знать и обязательно учитывать особенности каждой возрастной группы в процессе обучения.

Образование взрослых, по мнению В.Г.Онушкина и В.Н.Литке, является особым социальным институтом, к числу основных функций которого относят: «культурно-историческую (коррекция, адаптация и передача новым поколениям взрослых накопленного опыта, знаний, нравственных и культурных ценностей); социальную (вовлечение индивида в общественную жизнь, процесс его социализации, формирования и развития личности); социально-экономическую (подготовка функционально грамотных работников для постоянно изменяющегося рынка труда и, как следствие, уменьшение нарастающей социальной поляризации, формирование соответствующих интеллектуальных ресурсов)».

В.И.Слободчиков считает, что, занимаясь проектированием образовательных систем и процессов образования взрослых, необходимо учитывать, что в современных подходах к такой деятельности именно возраст является исходной единицей проектирования развивающегося образования. В этой связи, дополнительное профессиональное образование слушателей будет эффективным только в том случае, если оно учитывает психологические особенности развития взрослых людей. Именно поэтому в нашем исследовании мы опирались на теоретические основания, интенсивно развивающихся в последние десятилетия наук акмеологии и андрагогики.

Акмеология (от греч. Akme - вершина и лат. Logos - наука) - наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Андрагогика (от греч. Andros - взрослый человек и agoge -руководство, воспитание) - отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых.

Данные науки пытаются ответить на вопросы, как должны быть организованы процессы образования взрослых, дают возможность иначе посмотреть на самого субъекта образования и на факторы его личностного и профессионального становления. В современном мире работа и жизнь человека требуют постоянного обновления и переосмысления имеющихся знаний и информации, поэтому дополнительное профессиональное образование для все большего количества людей становится образом жизни, обеспечивающим им ориентацию и успешную деятельность в окружающем мире.

Как подчеркивает Н.И.Булаев, «проблемы дополнительного образования взрослых тесно связаны с процессами социальной адаптации населения, которая может быть классифицирована как проблема социально-функциональной неграмотности, отсутствия навыков жизненной и профессиональной ориентации и самоопределения в новых социальных условиях. Но социальная адаптация, как и переподготовка и повышение квалификации, имеет все же компенсирующий характер, особенно явно выраженный в современном отечественном образовании. Если же не ограничиваться текущим историческим периодом, который, несмотря на переживаемые трудности, имеет все же временный, преходящий характер, то гораздо более важной представляется творческая функция образования как средства самоопределения и самовыражения личности; функция которая может получить наибольшее развитие в ХХI веке». Многие исследователи связывают ХХI век с переходом к, так называемому, информационному обществу.

По этому поводу Н.Л. Антонова пишет, что «проблема дополнительного образования становится еще более актуальной в условиях утверждения новой образовательной парадигмы, связанной с постепенным переходом к информационному обществу. Можно предположить, что в меняющихся условиях усилится роль не только основного, но и дополнительного образования в силу его гибкости, способности быстро реагировать на трансформации в обществе. Сегодня необходимо не просто владеть определенными знаниями и навыками, а уметь быстро, в короткие сроки пополнять свой информационный «багаж». Дополнительное образование в таких условиях становится одним из механизмов, способствующих адаптации личности к новым требованиям социальной ситуации. Оно не просто предоставляет возможности обновления знаний, но и формирует потребность в постоянном совершенствовании самой личности. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности».

«В бесконечных дискуссиях о призвании современного учебного заведения в последнее время все четче и весомее становится мнение о его адаптивной роли»,- считает С.В.Степанов,- т.е. о направленности всего учебно-воспитательного процесса (в нашем случае) на отделении дополнительного профессионального образования на формирование и развитие в слушателе таких качеств, которые позволили бы ему свободно ориентироваться, в первую очередь, в профессиональных вопросах, а так же в жизненном, общественном пространстве.

Нельзя не отметить все возрастающую роль новых форм дополнительного образования взрослых за счет появления и расширения возможностей обучающихся непосредственно обращаться к банкам образовательной информации (персональные компьютеры, спутниковые средства связи, информационные сети, средства массовой информации и др.). Ю.Г.Татур предполагает, что стирание различий между трудом и досугом, между производством и бытом неизбежно будет сопровождаться также стиранием различий между производством и образованием: « в принципе и производство в будущем веке должно органично включать в себя обучение. Необходимость постоянного приобретения новых знаний и навыков должна требовать не наличия специальной образовательной структуры, а предусматриваться в организации самого труда. Таким образом, образование в ХХ1 веке видится как процесс, непосредственно вплетенный в тот или иной вид жизнедеятельности человека и общества».

Многие исследователи, занимающиеся проблемами дополнительного образования отмечают, что вес его в структуре образа жизни личности постоянно возрастает, но рассматривать его следует не только как фундаментальный фактор социальной идентификации личности на протяжении всей ее жизни, но и как условие осуществления человеком ряда своих гражданских прав. Огромный потенциал, заложенный в системе дополнительного профессионального образования, сегодня не реализуется полностью, что ставит вопрос о необходимости целенаправленной государственной политики, призванной создавать условия для наиболее успешной и эффективной реализации потребностей и интересов отдельных слушателей и социальных групп. Роль государства в организации дополнительного профессионального образования состоит в обеспечении его нормативными, финансовыми, кадровыми, информационными, материально-техническими и другими ресурсами. Вопросы социальной и государственной политики в сфере дополнительного образования поднимались и рассматривались Н.Л.Антоновой, Н.И.Булаевым, Т.С.Зайцевой, Т.Н.Заславской, Н.В.Смирновой и др.

Общество и государство должны выступать как основной элемент защиты по отношению к своим гражданам. «Наука может теоретически обосновать и дать рекомендации, как путем организации системы непрерывного образования взрослых повысить уровень их социальной защиты. Предназначение образования само по себе уже направлено на защиту человека. «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства», гласит Закон РФ «Об образовании». Аксиомой является то, что чем выше уровень общего и профессионального образования гражданина, тем у него больше возможностей найти свое место в обществе, организовать свое дело. Тем самым человек одновременно осуществляет самозащиту и защиту своей семьи в социальном и педагогическом аспектах» - считает В. Л.Холод.

Педагогическая деятельность в системе непрерывного профессионального образования, направленная на социальную адаптацию слушателей ставит перед собой целый ряд задач из которых можно выделить следующие:

- Увеличение степени самостоятельности личности, ее способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;

- Создание условий, в которых личность может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ей положено по закону;

- Развитие творческого потенциала личности, ее установка на инновационный поиск;

- Адаптация и реадаптация личности в обществе;

- Создание условий, в которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих и др..

Изучение литературы, как отечественной, так и зарубежной, по вопросам обучения и воспитания взрослых свидетельствует об актуальности проблемы формирования социально адаптированной личности с активной жизненной позицией и высоким профессионализмом в современном обществе, независимо от ее физического здоровья.

Прямое отношение к интересующей нас теме имеют вопросы социальной адаптации инвалидов по зрению через систему непрерывного профессионального образования. Общеизвестно, что важнейшими средствами социальной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения, являются их всеобщее образование и просвещение, профессиональная подготовка, трудовая деятельность, а так же их активное участие в общественной жизни (В.А.Андреяускас, А.В.Григутис, В.П.Гудонис, А.Ионинас, А.М.Кондратов, Е.П.Синева и др.).

Имеются источники, в которых авторы делятся опытом работы по обучению взрослых людей с тяжелыми формами нарушения зрения, обсуждаются вопросы совершенствования форм и методов этой учебной работы, вопросы комплектования и сохранения контингента и др. (К.А.Афанасьев, Т.Н.Борисова, Ф.П.Григорьева, Н.В.Клушина, Б.К.Тупоногов и др.).

Предпринята попытка установить степень проявления отдельных социальных установок среди лиц со зрительными дефектами (А.И.Суславичус). Изучались вопросы стимулирования учебной деятельности взрослых слепых и слабовидящих (Ю.Ю.Петрушевичус).

Решаются вопросы расширения профессионально-трудовой деятельности лиц этой категории (А.В.Григутис), изучаются некоторые виды затрудненности их социально-психологической адаптации (Г.А.Буткина), рассматриваются социальные проблемы реабилитации и интеграции слепых (В.А.Андреяускас, В.П.Гудонис, А.Г.Литвак, В.А.Феоктистова).

Получение среднего - специального образования, постоянное повышение квалификации слепых и слабовидящих является составным звеном в современной модели интеграции данной категории инвалидов. В настоящее время достаточно хорошо изучены такие актуальные проблемы, как формирование мотивов общественной деятельности инвалидов по зрению (Э.М.Стернина), их сознательного отношения к труду (А.В.Политова), формирование и развитие познавательных интересов слепых и слабовидящих (М.И.Земцова), раскрываются методические приемы коррекционной работы с теми незрячими, которые испытывают значительные трудности в учебе (Б.К.Тупоногов), выявляются мотивы учения (В.П.Гудонис).

Особого внимания в плане исследуемой нами проблемы социальной адаптации слушателей в системе непрерывного профессионального образования заслуживает вопрос общения и взаимоотношений инвалидов по зрению со зрячими и незрячими лицами.

Установление более тесных контактов слепых и слабовидящих с окружающими их людьми (преподавателями, членами коллектива колледжа, слушателями группы) способно оказать позитивное влияние на отношение слушателя к учебной и трудовой деятельности, на расширение профессиональной и интеллектуальной сферы, на образ жизни в целом, словом, умелое, целенаправленное вмешательство педагога, психолога, реабилитолога, в сферу общения инвалида по зрению, можно считать действенным стимулом в формировании положительного отношения к постоянному повышению квалификации у лиц данной категории.

Занимаясь исследованием взаимоотношений слепых в производственных и учебных коллективах, Е.П.Синева выявила и определила важнейшие пути педагогического руководства процессом развития межличностных отношений слепых в коллективе: всемерная активизация различных форм общения слепых в целях расширения и обогащения их связей с социальной сферой, широкое и разностороннее использование культурно-массовой работы как средства вовлечения незрячих в общественно и личностно значимые виды деятельности, проявление ими своих возможностей для самоутверждения личности, сочетание различных форм общественно - полезной деятельности, совершенствование культуры производства и форм организации труда инвалидов по зрению.

Исходя из положений, выдвинутых Е.П.Синевой, принимая во внимание выводы, сделанные В.М.Акимушкиным и И.С.Моргулисом, которые указывают на то, что пассивное отношение части незрячих к образованию обусловлено примитивным характером организации трудового процесса на отдельных предприятиях ВОС, и учитывая наши собственные наблюдения, можно с уверенностью предположить, что именно требования, предъявляемые к уровню подготовки среднего медицинского работника, предполагающие понимание сущности и социальной значимости своей профессии, необходимость постоянного усовершенствования знаний и профессиональной ответственности за результаты своего труда, возможность проявления творческой инициативы, вызывают проявление устойчивого интереса к данной профессии у инвалидов по зрению.

Определенный интерес представляют для нас работы А.Гулека, т.к. некоторые условия и факторы психологической реабилитации инвалидов могут быть успешно применены в решении вопросов их социальной адаптации. Это требования, что бы инвалид как можно скорее принял факт инвалидности, реально оценивал свои возможности, принимал активное участие в трудовой и общественной деятельности и др. Автор указывает на необходимость поддерживать уверенность инвалида в себя, помочь ему сохранить чувство собственного достоинства, развить самостоятельность, избавиться от иждивенческих наклонностей и т.д.

Наряду с социальной адаптацией инвалидов мы неизменно сталкиваемся с таким понятием, как «реабилитация». А поскольку в области теоретических исследований реабилитация понимается как процесс адаптации незрячего к своему дефекту, ведущий к полноценному включению его в современное общество, целесообразно остановиться подробнее на этом понятии.

Реабилитация (от позднелат. Rehabilitatio - восстановление) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.

По мнению ряда авторов реабилитация, имеет три, влияющих друг на друга уровня адаптации. Каждый последующий уровень адаптации является более сложным, нежели предыдущий, взаимосвязанный с ним.

- Адаптация к окружающему предметному миру. Включает следующие основные психические процессы: компенсаторное развитие сенсорных функций (развитие слуховой, осязательной и обонятельной чувствительности); развитие синестетических (комплексных) ощущений (так называемое «шестое» чувство); формирование новых двигательных умений и навыков, позволяющих незрячему быть в достаточной степени независимым.

Это умения, обеспечивающие ориентировку и мобильность, самообслуживание и домоводство, письмо и чтение по системе Брайля, трудовые навыки и т.д. Процессы адаптации к предметному миру во многом определяют успешность более сложных уровней адаптации, в том числе и адаптации социальной. Овладение своим поведением в предметном мире формирует уверенность в себе, удовлетворенность собой, расширяет представление о собственных возможностях, что позволяет преодолеть кризисное состояние после потери зрения и сориентировать незрячего на восстановление контактов с окружающими.

- Адаптация к социально-психологическому окружению. На этом уровне адаптации происходит восстановление межличностных отношений с окружающими людьми, которое предполагает преодоление затруднений в общении, связанных с потерей зрения. К таким затруднениям относятся неуверенность в себе, недостаток информации о партнере по общению, неполное восприятие контекста ситуации общения и т.д. Кроме того, на этом уровне адаптации происходит овладение новыми умениями в области общения: обращение к другому человеку за помощью; умение чувствовать состояние партнера; ориентироваться в разных ситуациях общения; умение правильно строить свое общение, чтобы достичь поставленной цели и т.д. Процессы адаптации к предметному миру и включение в систему межличностных отношений способствуют процессу реабилитации на уровне личности, т.е. принятию себя в качестве незрячего человека.

- Адаптация к самому себе в новом качестве. На этом этапе происходит перестройка самооценки, формирование правильного эмоционального отношения к себе, формирование ориентации на собственную активность, ориентации на саморазвитие.

Принципиальное значение для нас имеет положение о диалектическом единстве психологической адаптации и социальной

активности личности, т.е. то, что успешность адаптации зависит от активности индивида и наоборот, социальная активность связана с адаптированностью в среде (А.И.Суславичус, Ж.Пиаже, П.Фресс, И.В.Фомина и др.) Это положение в равной мере справедливо и по отношению к инвалидам и по отношению к здоровым членам общества.

Вопрос «полноценности индивида» всегда остро вставал в историческом развитии общества. В.Андреяускене и С.Андреяускас утверждают, что в данном случае синонимично существуют два различных понятия: инвалидность и полноценность, т.е. инвалидность как физическое ограничение деятельности человека при его психической полноценности в системе социальных отношений, хотя неполноценность слепого в физическом плане, по сравнению со зрячим, очевидна. Мы придерживаемся позиции тех авторов, которые говорят о социальной полноценности человека, в частности - социальной полноценности незрячих.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что социальная адаптация слушателей, включая лиц с нарушенным зрением, средствами дополнительного профессионального образования является многогранной и разноплановой проблемой, включающей в себя вопросы адаптации в рамках социализации и социальной идентификации личности на протяжении всей ее жизни, самоутверждения и самореализации, увеличения степени самостоятельности, развития творческого потенциала, установки на инновационный поиск и т. д. Изучая проблему социальной адаптации слушателей как структурного компонента системы дополнительного профессионального образования, нельзя обойти ни один из упомянутых вопросов, так как социальная адаптация является сложным процессом, требующим комплексного подхода в решении как теоретических, так и практических аспектов анализируемой проблемы.

 

АВТОР: Пекут М.В.