07.04.2012 5255

Психолого-педагогические аспекты совершенствования профессионализма и становления личности слушателя в системе дополнительного профессионального образования

 

Прежде чем перейти к рассмотрению психолого-педагогических аспектов совершенствования профессионального мастерства и становления личности слушателей курсов системы дополнительного профессионального образования необходимо подчеркнуть важность решения этих вопросов для успешности социальной адаптации личности, ее адаптированности на социальном уровне. «Определение области содержания явления социально-психологической адаптации личности затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения, удовлетворяющее личный статус; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности». К рассмотрению данных категорий нам предстоит обращаться при рассмотрении вопросов совершенствования профессионального мастерства и становления личности слушателя.

Педагогика взрослых выросла на почве детской педагогики, но воспитание и обучение взрослых людей, безусловно, имеет свою специфику.

В литературе много места уделяется характеристике взрослого как субъекта деятельности в общем смысле и как субъекта учебной деятельности в частности. А.В.Даринский подчеркивает, что педагогика взрослых отличается от детской педагогики объектом воспитания и обучения, условиями и организационными формами воспитания и образования, содержанием и методами образования и обучения.

На первое место в образовании взрослого человека выдвигается его трудовая деятельность, как ведущий вид деятельности, отмечается его жизненный опыт и самостоятельность, подчеркивается, что учение является составным звеном в широком контексте его жизнедеятельности. (А.В.Даринский, Ю.Н.Кулюткин, О.Е.Лебедев, Л.П.Макарова, И.Н.Римская, Г.С.Сухобская, М.П.Трутнева и др.) Большое внимание в педагогике уделяется стимулированию образования взрослых, изучению и формированию мотивов учения и отношения к этому виду деятельности. (А.Т.Бисько, С.Г.Вершловский, Ю.Р.Вишневский, Н.В.Волкова, Л.А.Высотина, Ю.Н.Кулюткин, В.Г.Леонтьев, О.Е.Лебедев, Л.Н.Лесохина, А.И.Липкина, И.И.Мирный, Т.С.Мочульская, А.А.Соколовская, Л.М.Степанова, Е.П.Тонконогая, Т.Г.Шишкина, Г.Н.Щербаков, А.И.Эминов и др.).

Для системы дополнительного профессионального образования специалистов важным является сознательное отношение к учению, под которым понимают высшую форму активно-положительного отношения к учению, для которой характерна глубокая убежденность человека в необходимости знаний, заинтересованность в них, способность и умение максимально сосредоточить свои усилия на преодолении трудностей, связанных с учебной деятельностью и самообразованием. Л.А.Высотина указывает, что отношение к учению выражается:

- в мотивах учения, зависящих прежде всего от жизненных целей человека, от понимания им роли знаний в общественной и личной жизни и убежденности в необходимости учиться;

- в характере чувств, эмоциональных переживаний, связанных с данным видом деятельности, а в связи с этим - в наличии или отсутствии желания учиться и интереса к знаниям;

- в степени морально-волевой готовности осуществить свои цели, желание учиться.

С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина отмечают, что изучение отношения взрослых людей к образованию, мотивов учения, жизненных планов и притязаний помогает правильной организации учебной деятельности, планированию воспитательных мероприятий и поискам наиболее действенных форм педагогической работы.

Известно, что кадровый потенциал страны, качество подготовки специалистов являются важнейшим фактором успеха любых экономических реформ. Кроме того, высокая квалификация специалиста является основой его социальной защищенности и устойчивости на рынке труда, т. к. такой работник мобилен, трудоустраивается быстро и самостоятельно, без обращения в службы занятости. В этой связи отделения повышения квалификации специалистов среднего звена должны активно включиться в работу по повышению эффективности российской политики в сфере человеческого (профессионального) ресурса. Вопросы формирования профессионального потенциала предприятий и организаций в современной мировой науке и практике относятся к новой комплексной сфере социальной политики - управления человеческими ресурсами. Ю.Забродин и О.Серебрянцева считают, что «основная практическая задача управления человеческими ресурсами в современной России состоит в эффективном сохранении и воспроизводстве, направленном формировании и рациональном использовании профессионально-подготовленного, отвечающего потребностям национальной экономики, персонала предприятий и организаций», реализуя при этом следующие социальные функции:

- целенаправленная подготовка к труду (включая общее и профессиональное образование);

- эффективное формирование профессиональной карьеры (включая ее планирование, выбор профессии и конкретного рабочего места);

- устойчивая и безопасная реализация профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию, трудовую и социальную адаптацию, рекреацию и социально-безопасный выход из сферы труда).

Для реализации вышеперечисленных социальных функций система непрерывного профессионального образования должна сконцентрировать свое внимание на вопросах развития личности специалиста, роста его профессионального мастерства, психологического сопровождения при реализации профессиональной карьеры.

Какой бы профессии ни обучался наш слушатель, каких бы успехов он в ней не достиг, в каком бы возрасте не происходило это обучение, каждый раз, мы прежде всего воспитываем человека. Существует прямая связь между его общей культурой и специальностью, уровень профессионального мастерства находится в тесном взаимодействии с общим развитием личности.

«Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью - это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя».

Личность обладает набором обязательных социальных качеств, к которым относятся: индивидуальность, разумность, ответственность, характер, темперамент, активность, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, направленность, воля. Каждая из этих черт равнозначна и равноценна. «Качество личности - это есть неотъемлемое свойство личности, а оно создается через отношения, которые могут превратиться в качество или нет. Именно устойчивые реляции (отношения) переходят в атрибуцию (качество)».

Процесс формирования личности происходит под воздействием ее воспитания и образования. Многие ученые, считая процесс становления человека как индивидуального общественного существа непознанным, уделяют ему большое значение (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия и др.).

Не преуменьшая роль воспитания в процессе становления личности в любом возрасте, но имея дело с контингентом взрослых людей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования мы считаем, что следует обратить внимание на важность самовоспитания слушателей. Ю.М.Орлов определяет самовоспитание как процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. Конкретно это:

- выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления трудностей;

- желание выбрать цель самому, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;

- убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы и сосредоточить их на достижении этой цели;

- периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;

- четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.

В процессе самовоспитания происходит не только познание самого себя, но и стремление себя изменить. Сформулированная потребность в самовоспитании - высшая форма развития личности.

Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. При рассмотрении в нашем исследовании социально-психологических аспектов становления личности, в первую очередь нас будет интересовать социально-профессиональное становление личности слушателя отделения дополнительного образования колледжа. Под социально-профессиональным становлением личности В.Ш.Масленникова предлагает понимать процесс формирования социально-профессиональной готовности личности к жизнедеятельности в определенном статусе. Статус же определяет набор социальных ролей, которые, в свою очередь, «дают возможность выстраивать личностную композицию социально-ценностных отношений, включающую в себя отношение к самому себе, к окружающей среде и другим людям, к социально-генетическому опыту в целом».

«Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение» - отмечает Л.Д. Столяренко. Базисность профессионально-должностного статуса для взрослого человека очевидна, т. к. уровень его профессионального мастерства, то насколько он является хорошим инженером, адвокатом или медицинским работником, определит, в основном, то конкретное место, которое займет индивид в данной социальной системе или его социальный статус.

Формирование личностной композиции социально-ценностных отношений обеспечивает формирование профессионально приоритетных, профессионально значимых качеств специальности, которые являются основной частью профессиональной квалификационной характеристики, выступающей в качестве стандартной модели специалиста. Таким образом мы подошли к рассмотрению роли Государственных образовательных стандартов последипломной подготовки специалистов среднего звена в профессиональном становлении личности слушателя.

Конкретизируя цели и результаты и оптимизируя процесс профессиональной подготовки, стандартизация способствует социально-профессиональному становлению личности специалиста, если она не сводится к жесткому регламентированию и алгоритмизации и не убивает творческое начало в обучающихся по данным стандартам специалистах. На сегодняшний день «стандартизация в учебно-воспитательном процессе выступает как средство организации деятельности, позволяющее разложить системные качества профессиональной подготовки на составляющие ее элементы, конкретизировать свойства этих элементов в их взаимосвязях, своевременно учесть динамику детерминирующих факторов, организовать поиск пути к желаемому результату, ввести в качестве обязательной процедуры соотнесение целей и результатов, способствовать коррекции как целей и результатов, так и процесса лежащего между ними» Таким образом можно заключить, что стандартизация направлена на достижение высокого уровня, качества и эффективности на всех этапах профессиональной подготовки специалиста, его профессионального и социального становления.

Современный профессиональный труд требует от специалиста в сегодняшних социально-экономических условиях выраженной и разноплановой активности, он должен быть эффективным и компетентным самоорганизатором своей деятельности и самодостаточным конструктором своей социальной жизни в целом. Труд и вся социальная жизнь сегодня требует воплощения человека не только и не столько как функционера, сколько как социально активной личности. В связи с этим С.Ю.Черноглазкин считает, что: «...возникает необходимость моделирования личностных характеристик субъекта, позволяющих ему строить свою деятельность с позиций ее наибольшей эффективности, рациональности, выгодности для человека, или с позиций его самовоплощения в качестве предпринимателя, если под таковым понимать не определенного профессионального деятеля, а психологический тип».

Опираясь на работы М. С. Кагана, В.Ф. Моргуна и учитывая также наличие эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер личности человека С.Ю. Черноглазкин показал, что модель личности, обладающей предпринимательским стилем поведения, включает следующие группы отношений:

- смысловые отношения, связанные с осмыслением актуальной деятельности с позиций профессионального само исполнения человека в ней, с созданием в выполняемой деятельности новых сторон потенциала личности;

- мобилизационные отношения, связанные с преодолением возникающих в актуальной деятельности трудностей и с готовностью нести при этом определенные потери;

- диспозиционные отношения, связанные с видением основной трудности выполняемой деятельности, с инициированием идеи решения и с управлением процессом реализации идеи на практике;

- позиционные отношения, связанные с реализацией багажа знаний, умений и опыта субъекта в данной предметной сфере, с реализацией процесса решения применительно к оперативным возможностям его построения.

В этой связи, в условиях отделения дополнительного образования колледжа, можно говорить об организации специальных занятий с использованием задачных технологий, с целью формирования у слушателей предпринимательского стиля поведения. Мы хотим выделить три организационно-базисные задачные технологии: учебно-игровая (в ходе которой происходит взаимная эмоциональная подзарядка участников и складывается, учитываемая в сценарии дуалистическая позиция игроков, связанная с утверждением своей ролевой позиции), учебно-экспериментальная (когда в ходе обучения нужно подтвердить или опровергнуть наперед заданное положение, причем содержание заданной проблемы встроено в логику текущего учебного материала), учебно-производственная (ориентирована на выполнение деятельности с достижением реальных производственных результатов). Все выше перечисленные технологии являются важными педагогическими средствами формирования, направленного на всемерное укрепление жизнеустойчивости субъекта стиля его деятельности.

Формирование у слушателей системы дополнительного профессионального образования предпринимательского стиля деятельности наиболее важно, т. к. часть из них люди, привыкшие жить в тоталитарной системе - им трудно самим принимать решения, их пугает свобода выбора и т.д. Значительная часть трудоспособного населения России крайне трудно преодолевает психологический барьер перехода из позиции наемного государственного работника к позиции активного субъекта рынка труда, когда надо самому искать высокооплачиваемую работу, одновременно работать в нескольких местах и т.д. Поэтому одной из главных задач педагогических коллективов отделений дополнительного образования мы считаем задачу становления в сознании слушателей отношения к себе, как к активному субъекту на рынке труда, свободно распоряжающемуся своим главным капиталом - квалификацией. Только ясно осознавая тот факт, что в условиях рыночной экономики не столько наниматель диктует свои условия высококвалифицированному профессионалу и интеллектуальному служащему, сколько последний может диктовать свои условия нанимателю при поступлении на работу, слушатель сделает свой выбор в пользу непрерывного профессионального образования, постоянного повышения квалификации и совершенствования профессионального мастерства.

В условиях рыночной экономики в силу чрезвычайной подвижности ее конъюнктуры человеку приходится часто менять место работы, а иногда на протяжении всей трудовой жизни менять и профессию. А.М.Новиков считает, что это требует: «сломить, сложившийся у нас психологический стереотип, когда хорошим работником считался человек, десятилетиями проработавший на одном рабочем месте». Эта, наблюдающаяся в современном обществе тенденция ставит в число приоритетных для системы дополнительного профессионального образования задачу по организации переподготовки специалистов. В этих условиях базовое профессиональное образование должно стать конвертируемым, т.е. позволяющим своим выпускникам относительно легко осваивать новые профессии в будущем.

На наш взгляд, сегодня реально сложилась ситуация, когда оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить личности конкурентоспособность на рынке труда, а учебному заведению конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг. Понятие конкурентоспособности специалиста обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности. При этом за основополагающие свойства Д.В.Чернилевский и О.К.Филатов предлагают принять следующие: четкость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; творческое отношение к делу; способность к риску; независимость; способность быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; способность к непрерывному профессиональному росту; стрессоустойчивость.

Мы считаем, что конкурентоспособность специалиста в настоящее время, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и личностной сферах. А главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. «Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

- Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

- Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.

- Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

- Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа».

Важно отметить, что проблема профессионализма всегда была в центре внимания отечественной системы образования, в целом, и системы дополнительного профессионального образования, в частности, тогда как другие параметры успешного поведения не являлись предметом целенаправленного формирования и развития в структурах базового и дополнительного профессионального образования. Заслуживает внимания педагогическая концепция, в основе которой лежит формирование у обучаемых трех групп навыков: технологических (связаны с освоением конкретной профессии), коммуникативных (отношение к общению с различного рода людьми), концептуальных (прогнозирование событий, планирование деятельности, принятие ответственных решений на основе системного анализа).

Система дополнительного профессионального образования решает важные общегосударственные задачи образования и воспитания взрослых людей, т. к. обществу необходимо постоянное повышение культурного и профессионального уровня его членов, их подготовка к самообразованию. В формировании личности в ходе учебно-воспитательного процесса важно учитывать способность слушателя к самореализации, самовоспитанию, самообразованию, способность к самоотдаче. Самоотдача - источник саморазвития личности. В.Д.Семенов отмечает: «Если сотрудничество и чувство ответственности создают основу личности, обеспечивающие органическое единство человека и общества, то самоотдача человека на благо людей совершенствует его личность».

Для зрелой личности основополагающей составляющей можно считать потребность в саморазвитии и самоактуализации. Многие ученые проявляют интерес к идее саморазвития и самореализации, считая ее чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке, отводя ей ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки (К.А.Абульханова-Славская, Н.В.Бордовская, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко, А.Маслоу, К.Роджерс, А.А.Реан, Э.Фромм и др.). «Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они - показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения. Кроме всего прочего, актуальная потребность в саморазвитии, самоактуализации - это источник долголетия человека, причем долголетия активного, и не только физического, но и социального, личностного. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны и профессиональные успехи, достижение профессионального «акме», а также и его профессиональное долголетие, что уже подтверждено экспериментальными данными».

Существует множество различных точек зрения в рассмотрении феномена самоактуализации. Э. Фромм формулирует самоактуализацию в качестве цели счастья, утверждения собственной жизни, развития, свободы; Э.Франкл считает, что человек осуществляет сам себя в служении делу или в любви к другому; по мнению А.Маслоу самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой.

Ю.Забродин и О.Серебрянцева отмечают, что «на фоне трансформаций российского общества и вследствие радикальных изменений условий жизни людей, человеческих отношений, особенностей гражданского и профессионального развития самого человека формируются качественно иные принципы организации жизни и деятельности человека, меняется иерархия социальных и поведенческих норм и ценностей, на передний план выходят вопросы социально устойчивого и безопасного развития не только государства и страны, но и - личности, гражданина».

Учитывая перемены, происходящие в жизни российского населения, образовательные структуры, осуществляющие программы дополнительного профессионального образования должны сконцентрировать свои усилия на формировании у слушателей ощущения своей полезности для окружающих, возможности заниматься интересным делом и жить в хорошем коллективе, возможности продвинуться по службе и в ходе этого продвижения ощущать устойчивость своего положения. Нам представляется исключительно важным продолжение работы по обновлению содержания и совершенствованию форм организации обучения слушателей отделений дополнительного образования, дополнение ее системой психологического мониторинга профессионального развития обучающихся, т.к. это позволит сделать более эффективными процессы, связанные с формированием у слушателей новых систем ценностей, ростом самостоятельности, устойчивости и личной безопасности профессионального работника, гибкости экономического мышления, ориентации на потребителя, на его интересы и возможности.

Инновационные процессы, происходящие в современном обществе и, безусловно, в образовании и здравоохранении, нуждаются в появлении инноваторов - социально активных элементов общества, которые своей инициативностью вносят в нашу действительность конструктивную новизну. Поэтому для специалистов новой формации необходимо формирование у них инновационного сознания, которое характеризуется высоко интеллектуальным потенциалом, критическим отношением к действительности и устремленностью на поиски альтернативы ее несовершенству.

В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о психологической готовности слушателей к происходящим реформам и инновациям. «Психологическая готовность - состояние наивысшей вариабельности и максимальной включенности творческих сил и способностей субъекта в деятельность» - определяет О.С.Советова. Психологическую готовность не следует путать с психологической установкой, которая «означает известную предрасположенность и в этом смысле готовность как к восприятию, так и к действию определенным образом. Психологическая готовность не сводится к установке на начало действия, но предполагает еще и способность ее реализации, т.е. успешного осуществления».

В ситуации введения в профессиональную деятельность любых инноваций психологическая готовность предусматривает чаще всего разрушение сложившихся ранее установочных стереотипов вследствие их несоответствия новым условиям деятельности. Слушатели неизбежно испытывают трудности в осознании происходящих перемен, поэтому нельзя надеяться на формирование однозначной и определенной психологической установки с первых занятий. Процесс ее формирования проходит ряд стадий от неопределенного настроения к более очерченному и четкому состоянию и только потом к психологической установке. Но одной психологической установки недостаточно, т.к. наша задача заключается в формировании у слушателей психологической готовности к эффективным действиям. То есть каждая из психологических установок должна быть подкреплена соответствующей ей способностью к практической реализации.

Б.Д.Парыгин указывает, что «психологическая готовность к эффективному действию в отличие от психологической установки как формы готовности к действию не несет в себе терапевтического эффекта избавления от личной ответственности, подобно тому, как это происходит в том случае, когда установка задана извне. Психологическая готовность к действию в условиях плюрализма социальных ориентаций неизбежно сопровождается необходимостью принятия на себя дополнительной нервно-психологической нагрузки, связанной с возложением личной ответственности за включение в ситуацию экстремальной деятельности. Следовательно, психологическая готовность к современной эффективной деятельности включает в себя еще и готовность к испытанию стрессом, стрессовой ситуацией в отличие от ситуации однозначной заданности установки, которая снимает эту напряженность».

Рассмотрение вопроса о психологической готовности слушателей к происходящим реформам, их психологическая готовность к собственной инновационной деятельности в ходе этих реформ, представляется нам важным в том плане, что ее формирование предполагает ситуацию выбора установок, мотивов и способов деятельности, способствуя становлению личности специалиста. Кроме того, психологическая готовность предполагает и наличие определенного потенциала способности, навыков и умений реализации установок, что невозможно без постоянного роста профессионального мастерства слушателей.

В период интенсивных социальных и экономических изменений, которые происходят в нашем обществе нельзя рассчитывать на эффективность преобразований, если они опираются на концепцию «среднего унифицированного человека». Поэтому такое огромное значение придается в наши дни, так называемому «личностному фактору». Новая образовательная парадигма, основывающаяся на приоритете личности, ее запросов, нужд и потребностей в образовании, выдвинула на первый план разработку новых технологий, ориентированных на личностно-деятельностный подход в обучении слушателей. Проводятся исследования по изучению влияния личностных качеств на отношение людей к нововведениям (А.Н.Лебедев, А.Л.Журавлев).

Поскольку отделения дополнительного образования призваны знакомить слушателей с профессиональными инновационными процессами, с ходом реформ, с конкретными программами проведения преобразований и т. д., то преподаватели обязательно должны учитывать различные социально-психологические типы слушателей, оценивать их по-разному, и работать с ними разными методами.

Так, А.Л.Журавлев предлагает выделять различные социально-психологические типы людей по их отношению к нововведениям, реформам, социальным изменениям в зависимости от интенсивности проявления трех психологических компонентов:

- психологическая готовность к нововведениям (мотивационный компонент);

- подготовленность к жизнедеятельности в новых условиях (знания, умения, навыки, опыт и т. п.);

- реальная активность (действия, поступки, деятельность).

Различные сочетания выше перечисленных компонентов, т. е. желаний, знаний и действий, позволяют разделять людей на следующие социально-психологические типы:

- «активные реформаторы» - желают изменений, умеют работать в новых условиях, активно влияют на реформы;

- «пассивные реформаторы» - желают, умеют, но не действуют;

- «пассивно-положительно относящиеся к нововведениям» - в основном желают изменений, но не умеют и не действуют;

- «преодолевающие себя» - умеют и действуют, но не желают изменений;

- «неэффективные» - желают и действуют, но не умеют;

- «выжидающие» - умеют, но не желают и не действуют;

- «слепые исполнители» - выраженного желания нет, не умеют, но действуют в направлении изменений с помощью других;

- «пассивные противники» - не желают, не умеют и не действуют;

- «активные противники» - не желают, не умеют и действуют против изменений.

Социально-психологические типы слушателей можно группировать и по-другому, но нельзя недооценивать их значимости или игнорировать их в процессе разработки технологий личностно ориентированного обучения. «Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения» - так трактует данное понятие И.С.Якиманская.

Значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень слушателей развитие рефлексивных навыков и способностей. «Рефлексия как часть самопознания необходима специалисту любой профессиональной области, чтобы обнаружить свои слабые стороны и раскрыть имеющиеся потенциальные возможности для дальнейшего саморазвития и профессионального роста» - считают Л.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко. Работа по развитию рефлексивных способностей и навыков у слушателей отделения дополнительного образования колледжа может проводиться с использованием следующих методов: анализ слушателями собственной деятельности; ответы на вопросы, побуждающие к рефлексии; оценка слушателями собственного состояния в процессе работы; анкета-рефлексия, самооценка и др.

Исследуя понятия профессионализма и конкурентоспособности, мы пришли к выводу, что огромное значение для обеспечения наибольшей эффективности деятельности специалиста имеет соответствие индивидуально-личностных качеств определенному виду деятельности. В наиболее общем виде требования к личностным качествам специалиста представлены в варианте, предложенном Н.В.Борисовой и интериоризированном и принятом в качестве элемента образовательной технологии Д.В.Чернилевским и О.К.Филатовым:

- Психологические - эмпатия (способность к сопереживанию), эмоциональность (в пределах нормы для данного сообщества и профессии), аутентичность, открытость (по отношению к другим и новому), терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм как философия жизни, развитость восприятия.

- Мыслительные - аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, целостность мышления.

- Поведенческие - коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность руководить и подчиняться, ответственность.

Все выше перечисленные требования к личностным качествам специалиста являются практически универсальными для специалистов любой отрасли, но мы остановимся подробнее на качествах, требующих специального формирования у медицинских работников. «Учитывая важность правильной организации медицинского общения с пациентами, исследователи обращают внимание на необходимость формирования коммуникативных способностей, ибо в настоящее время средний медицинский работник не знает структуры и законов медицинского общения, у него слабо развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом, так как нет научно обоснованных программ по коммуникативной подготовке студентов средних медицинских учебных заведений к профессиональному общению». Поэтому система дополнительного профессионального средних медицинских работников должна включить в число своих приоритетных задач не только работу, направленную на профессионально-предметную компетентность, но и работу по формированию индивидуально-личностных качеств, соответствующих медицинской деятельности и обеспечивающих наибольшую ее эффективность. Соответствие медицинского работника профессиональной деятельности предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией пациента, самому адекватно реагировать на нее, получать удовольствие от общения.

Как профессионально важное качество личности - готовность слушателя к общению является, по мнению Ф.Б.Хусаиновой, «сложным психологическим образованием и включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты:

- эмотивный (позитивное отражение отношения к своей профессии, интерес к ней и другие, большей частью устойчивые, профессиональные мотивы);

- перцептивный (представления, знания и умения, помогающие выявить особенности восприятия и взаимовосприятия в условиях профессиональной деятельности);

- когнитивный (освоение профессиональных и коммуникативных знаний, умений, навыков, процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- интерактивный (овладение способами и приемами взаимодействия, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей);

- контрольный (самопроверка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения конкретных профессиональных задач социально требуемым нормам)».

Центральным звеном личностно ориентированного образования является профессиональное становление - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. В ходе научно-исследовательской деятельности по вопросам динамики самосознания личности в процессе профессионального образования Е.А.Шакало и С.Ю.Флоровский пришли к выводу, что профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоение и самопроектирование профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессии, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма. В дополнительном профессиональном образовании основным результатом учебной деятельности является система потребностей и способностей личности, обеспечивающая возможность ее безграничного саморазвития. Здесь профессиональное самоопределение трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождением смысла выполняемой деятельности в определенной социально-экономической ситуации.

Рассматривая социально-психологические аспекты совершенствования профессионализма и становления личности в условиях дополнительного образования колледжа, мы старались учитывать принципиальные изменения, которые произошли в системе дополнительного профессионального образования, опираясь на новые исследования в области педагогики и психологии, а также на наш опыт практической педагогической деятельности.

Требования, предъявляемые сегодня к современному специалисту коренным образом изменили и роль преподавателя среднего специального учебного заведения, повысив к нему требования как к составителю учебных программ, разработчику содержания обучения, ответственному за своевременное обновление содержания подготовки и усовершенствования специалистов в соответствии с достижениями науки, техники и технологии, а также с запросами и нуждами развивающейся социальной сферы.

Для успешного решения вопросов совершенствования профессионализма и становления личности слушателя, отделения дополнительного образования должны при разработке образовательных программ реализовать требования Государственных образовательных стандартов и формировать содержание в соответствии с пожеланиями слушателей, обеспечивая практико-ориентированный характер дополнительного профессионального образования, используя технологии включающие слушателей в активную учебно - познавательную деятельность.

Важнейшей стороной в дополнительном профессиональном образовании специалистов является создание условий, активизирующих познавательный поиск слушателей, способствующих развитию их творческих сил, профессиональной самостоятельности, научного стиля мышления.

 

АВТОР: Пекут М.В.