07.04.2012 3744

Социальная адаптация слушателей в процессе реализации современных образовательных технологий

 

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования заставляет учебные заведения пересматривать не только содержание образования и организацию учебного процесса, но и технологию обучения слушателей. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывают новые возможности для внедрения научно-технического прогресса в технологии обучения.

Термин «технология» используется в области современного образования достаточно часто: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология воспитания», «технология обучения», «личностно-ориентированная технология» и т.д. Предметом нашего исследования является «технология обучения» слушателей отделения дополнительного образования, а ключевым словом в данном словосочетании, определяющим его смысл является понятие «обучение».

Обучение представляет собой целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность преподавателя и слушателя, результатом которой являются освоение слушателем системы знаний, умений и навыков, развитие его познавательных способностей, овладение опытом профессиональной и творческой деятельности.

Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей.

Выбор или разработка технологии обучения слушателей осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений, практического опыта медицинской деятельности и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Каждая из применяемых технологий имеет свои преимущества, поэтому технологии обучения должны гармонично сочетаться между собой, составляя систему, отвечающую условиям достижения поставленных целей.

Опыт показывает, что результат учебной деятельности во многом зависит от профессионального мастерства педагога и предпочтительности в выборе технологии обучения. Работа педагога связана, в основном, не с реализацией целостных технологий обучения, а с технологическими приемами и методами обучения. Поэтому творчество педагога проявляется в умении проектировать и реализовывать различные технологические приемы, находить их сочетания и определять оптимальность конкретных технологий обучения. При функциональной целостности процесса обучения технологические приемы дополняют друг друга, компенсируют недостаточную эффективность каждого из них и создают оптимальные условия для развития учебного процесса.

В выборе технологий обучения преподаватели отделения дополнительного образования колледжа руководствуются тем, что в современном обществе в первую очередь востребован интеллектуально развитый специалист. Сегодня для медицинского работника недостаточно обладать значительными теоретическими знаниями, устойчивыми практическими навыками и умениями. Современный специалист должен отвечать следующим требованиям: развитое мышление, способность решать проблемы, самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Система дополнительного профессионального образования призвана вести подготовку специалистов с учетом развития у них вышеперечисленных качеств, если мы хотим успешно решать вопросы социальной адаптации слушателей.

Дополнительное профессиональное образование предполагает наличие более высокого образовательного уровня, по сравнению с базовым, требуя внедрения новых педагогических технологий в уже существующий процесс профессиональной подготовки специалистов.

Специфика обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования обусловлена прежде всего особенностями контингента обучаемых специалистов. Наши слушатели обладают определенным запасом знаний и практического опыта, имеют представления о законах и отношениях в сфере их деятельности, отличаются сложившимся определенным стилем и методами работы. Со временем данные знания и методы работы устаревают, перестают быть эффективными, не отвечают современным требованиям, но так как они были ранее хорошо усвоены слушателем, служили ему на протяжении ряда лет и помогали добиваться определенных успехов, он далеко не, безусловно воспринимает новые сведения и научные рекомендации, излагаемые в процессе обучения. Другими словами, этой категории слушателей, недостаточно просто сообщать новые знания, необходимо показать их практическую полезность, пробудить интерес к изучению новых тем, пусть и не имеющих непосредственного отношения к повседневной практической деятельности специалиста, но, безусловно очень важных для его профессионального роста и развития.

В связи с современной реформой сестринского дела в России вскрылся целый ряд проблем к основным из них можно отнести следующие:

- традиционно сложившееся представление о второстепенной роли медицинской сестры в выхаживании больного, рассматривание ее только как помощника врача (несмотря на то, что врач - это специалист по лечению, а медицинская сестра - специалист по выхаживанию больных);

- выполнение неквалифицированного труда;

- двусмысленность и размытость должностных обязанностей;

- большие физические и психологические нагрузки;

- низкая заработная плата;

- постоянный отток квалифицированных сестринских кадров из практического здравоохранения;

- рутинность и отсутствие творческого начала в деятельности медицинской сестры;

- недостаточный научный подход к проблемам сестринского дела;

- отсутствие нормативной и правовой базы для самостоятельной сестринской практики;

- изъяны профессиональной подготовки медицинских сестер.

Для успешного решения данных проблем система дополнительного профессионального образования средних медицинских работников должна подойти к вопросу реализации своих программ по внедрению сестринского процесса в практику и реформированию сестринского дела вообще, с двух сторон. Во-первых, с подготовки преподавателей, которые будут помогать внедрению сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения; во-вторых, с формирования среды, готовой принять специалистов новой формации, с обучения специалистов, способных проводить внедрение сестринского процесса.

Поскольку преподаватель должен сам хорошо владеть вопросами внедрения сестринских инноваций, твердо знать цель и владеть методиками достижения этой цели, мы начали с подготовки преподавателей. Преподаватели сестринского дела прошли обучение на повышенном уровне и получили квалификацию «Организатор и преподаватель сестринского дела». Участвовали в региональной конференции «Актуальные вопросы реформирования сестринского дела в Российской Федерации» (г. Ессентуки, 2003г.), «Медицинская сестра - менеджер лечебно-профилактического учреждения» (г. Санкт-Петербург, 2003г.).

Все программы дополнительного профессионального образования средних медицинских работников по образовательным стандартам нового поколения начинаются с темы «Философия сестринского дела». Тема эта, на наш взгляд, очень важна, но на ее изучение отводится минимальное количество времени (2 ч.). Поэтому мы решили, что целесообразнее, если это будут не традиционные лекция и семинар, а диалог и дискуссия. Мы должны не обучать слушателя философии, а образовывать его при помощи философии.

Надо дать возможность слушателю услышать различные точки зрения, а не только преподавательскую. Причем преподаватель не отвергает иные точки зрения, а склоняет слушателя к дискуссии, в ходе которой ему предоставляется возможность аргументировано отстаивать свое мнение.

При рассмотрении каких-либо проблем, показывается их решение во времени, объясняется, почему ранее эта проблема решалась так, а сейчас иначе. В течение всего занятия преподаватель учит слушателя самостоятельному мышлению, формирует в нем убеждение, что можно найти решение любой проблемы, стремиться к обретению им сознания, неподдающегося манипулированию.

Таким образом, начиная с первого занятия, мы воспитываем в слушателях такие качества личности, как смелость, самостоятельность, любознательность, решительность, убежденность, без которых невозможна их дальнейшая социальная адаптация в современном обществе. При проведении таких занятий на первый план выступает умение педагога организовать процесс развития мышления слушателей. Педагогическая наука выделяет четыре уровня такого развития.

Синкретический. Представляет собой простой пересказ лекции по философии сестринского дела. В высказываниях слушателей отсутствует объяснение причин явлений или какая-либо аргументация.

Интуитивное овладение суждением и мнением. Слушатель высказывает собственное мнение, основываясь на мнении авторитетных людей. В данном случае осознанное подражание преобладает над убежденностью.

Возникновение зачатков теоретического обобщения. Слушатель начинает использовать в своих суждениях законы науки и общие выводы, между тем, отчетливо дифференцируя собственные мысли и мысли ученых. Учится строить систему доказательств. Организуя дискуссии на заданную тему преподаватель добивается осознания слушателями убежденности в правильности собственных суждений.

Развитое теоретическое обобщение и развитие интеллектуальной инициативы. На данном уровне слушатель развивает самостоятельное мышление, делает обобщения, анализирует интеллектуальные позиции, вырабатывает целостный взгляд на события, явления, проблемы.

Наиболее значимым в нашей работе с контингентом взрослых слушателей, сложившихся специалистов, является, безусловно, четвертый уровень развития мышления. Но именно он требует от преподавателя творческой инициативы и дополнительной методической работы по организации занятия. Нужна такая форма занятия, которая побуждала бы слушателей обращаться к дополнительной литературе, проявлять творческую инициативу, не просто высказывать определенные суждения, а стремиться защитить их, доказать правоту своих взглядов.

С этой целью нами предусмотрена многовариантная система вопросов и заданий по философии сестринского дела, например:

- Сестринское дело с точки зрения профессиональной философии является наукой и искусством. Леонардо да Винчи говорил: «Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий на корабле без руля и компаса; он никогда не уверен, куда плывет». Как можно прокомментировать это высказывание с точки зрения философии сестринского дела? Почему на Ваш взгляд сестринское дело одновременно является наукой и искусством?

- «Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы шелуха погибшая». Как Вы считаете, какое отношение это высказывание С. Рериха имеет к профессиональной деятельности медицинской сестры? Как философия сестринского дела рассматривает такие качества личности как добродетель, сострадание, терпение, милосердие?

- Немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил: «Тело человека - не столько материя, сколько форма души». Как с этой точки зрения Вы можете сформулировать главную задачу сестринского дела? Какую роль в выхаживании пациентов Вы отводите «немедицинским факторам»?

Включение в занятие по данной теме активных методов обучения (эвристическая беседа, учебная дискуссия, выполнение индивидуальных заданий, анализ конкретных ситуаций), способствующих закреплению и совершенствованию знаний имеет огромные преимущества по сравнению с занятием, на котором используются в основном информационные и объяснительно-иллюстративные технологии, так как в ходе выполнения такого рода заданий практический эффект усвоения и осмысления философии сестринского дела значительно возрастает. В процессе выполнения подобной творческой работы самостоятельность мышления слушателя тесно сливается с убеждением и становится мощным фактором саморегуляции интеллектуальной деятельности личности.

Новые знания специалист приобретает не как самоцель, а исключительно для решения производственных задач. В настоящее время в практическом здравоохранении сложились объективные условия для реформирования сестринского дела, и отделения дополнительного образования призваны оказать методическую и практическую помощь по внедрению сестринского процесса в лечебно-профилактических учреждениях. С этой целью во все учебные планы дополнительного сестринского образования включены следующие разделы: «Теории потребностей человека», «Модели сестринского дела», «Сестринский процесс».

Таким образом, сильно изменившаяся за последние годы производственная ситуация (реформа сестринского дела призвана повысить качество оказания медицинской помощи и вывести работу по сестринскому уходу на современный мировой уровень), изменила ту роль, которую играет в ней специалист (современная медицинская сестра занимает основное место в непосредственной работе с пациентом, самостоятельно проводит регулярный адекватный мониторинг его состояния и разделяет с врачом ответственность за проведение всех этапов лечебного процесса), определив более высокие требования к уровню его подготовки.

Исходя из вышеизложенного, технологии обучения, применяемые в системе дополнительного профессионального образования, для обеспечения соответствующего уровня подготовки специалистов, должны:

- основываться на серьезном содержательном материале проблемного характера;

- вызывать познавательную активность слушателя, поднимая ее до исследовательского уровня;

- быть инструментом развития мышления и профессиональных способностей, а также саморазвития;

- максимально приближаться к реальной профессиональной ситуации, давая возможность для самостоятельной деятельности.

В системе дополнительного профессионального образования сегодня, уходят на второй план традиционные технологии обучения, направленные в основном на изменение предметной подготовленности специалиста, т.е. на расширение и углубление его знаний путем сообщения ему информации; и технологии, ограничивающие область деятельности специалиста решением частных задач по готовому алгоритму действий. Эти технологии вытесняются более прогрессивными (личностно-ориентированными, программированными, проблемными и т.д.), так как они практически не затрагивают основное звено познавательной деятельности - мышление.

Включение в образовательные стандарты дополнительного профессионального образования таких важных вопросов как менеджмент, сестринская педагогика и психология, организация здравоохранения, медицинская информатика, новейшие сестринские технологии предполагает применение таких технологий обучения слушателей, которые построят учебный процесс по типу научного исследования и активизируют творческую деятельность обучаемых. Другими словами, каждый преподаватель должен вести целенаправленную педагогическую деятельность по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения, используя элементы педагогического менеджмента в учебном процессе. Ведущими компонентами педагогического менеджмента признаны следующие:

- создание мотивации;

- установление коммуникативных связей;

- проведение мониторинга качества образования на всех этапах учебного процесса;

- принятие педагогического решения в любой педагогической ситуации.

За исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах, в основе поведения человека всегда лежит мотивация. Психологи рассматривают мотив как «то, что активизирует поведение либо поддерживает и направляет его, как только организм выведен из состояния покоя». По теории мотивации Ф. Герцберга положительные эмоции связываются с факторами, относящимися к содержанию работы, а отрицательные - с внешними «гигиеническими» факторами, такими как условия труда, статус, жалованье, межличностные отношения и прочность положения. Факторы, определяющие содержание работы, - выполнение задания, признание успеха, рост ответственности и возможность профессионального роста - обозначают термином «мотиваторы». Наличие таких факторов ведет к высокой степени удовлетворенности работников.

Следуя данной теории, преподаватели отделения дополнительного образования и члены администрации лечебно-профилактических учреждений, где работают наши слушатели, концентрируют свое внимание на потребности средних медицинских работников в успехе и самовыражении, поскольку именно таким путем можно стимулировать их поведение, тогда как улучшение условий труда просто снимает неудовлетворенность. Прошло то время, когда сотрудника можно было удержать высокой заработной платой, сегодня высокой зарплатой его можно только привлечь.

В настоящее время реформа сестринского дела раскрывает перед нашими слушателями широкие возможности самовыражения и творческого подхода к делу. Но внедрение сестринского процесса в практическое здравоохранение - это тяжелая и ответственная работа и одного желания здесь мало. Необходимы знания сути сестринского процесса, новых методов работы, существующих моделей сестринского дела, его современной философии и т.д. Значит, необходима и новая система подготовки медицинских сестер с использованием технологий обучения, связанных с организацией творческого процесса познания, которому свойственны эвристические приемы поиска решения с логическим обоснованием сделанного выбора и произведенных действий, правильности умозаключения.

Чтобы любая деятельность была успешной, нужно мотивировать тех, от кого зависит успех дела. «Невозможно заставить людей что-либо сделать, можно лишь помочь им захотеть сделать это», - сказал Э. Льюис.

Успешность проведения любого занятия во многом зависит от установления коммуникативных связей между преподавателем и слушателями, между слушателями в группе (в интегрированных группах между слепыми и зрячими). Поэтому определяя стиль педагогического общения, преподаватель должен прогнозировать вероятные трудности в общении, уточнять потребности в общении, строить модель общения, как с учебной группой, так и с каждым отдельным слушателем.

«Информация и общение - такой же товар, как сахар или кофе. Я готов платить за этот товар больше, чем за какой либо другой», - говорил Рокфеллер. Поэтому преподаватели отделения дополнительного образования должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы в информации и общении у слушателей курсов недостатка не было. Многим нашим слушателям есть чем поделиться с коллегами в плане передачи передового опыта. Но общение слушателей не должно быть стихийным, преподаватель должен планировать и вести дискуссию.

По окончании занятий по ряду циклов для проведения итогового занятия мы выбираем одну из наиболее активных форм обучения по типу «круглого стола» или «дискуссионного клуба», так как эти формы способствуют получению участниками новой информации, анализу решения проблем (для большинства слушателей, работающих в системе здравоохранения проблемы оказываются общими), прогнозированию путей развития конкретной ситуации. За «круглым столом» оказываются очень опытные специалисты, которые давно и серьезно занимаются внедрением инноваций и совсем молодые, начинающие, для которых любая информация, помогающая в овладении профессией, является ценной. В ходе дискуссии высказывается множество неоднозначных точек зрения, участники делятся не только позитивным, но и негативным опытом работы, что тоже полезно, поскольку позволяет слушателям избежать ряда ошибок или избавляет от неоправданного оптимизма.

При проведении такого типа занятий, на наш взгляд, преподаватель должен придерживаться следующих правил:

- Четко определи тему, цели и задачи занятия. Внимательно следи за ходом дискуссии, не пускай ее «на самотек».

- Создай в аудитории атмосферу откровенности и доброжелательности, эмоционального подъема слушателей, ситуации успеха.

- Участвуй в дискуссии «на равных», демонстрируя конкретное знание существующих в практическом здравоохранении проблем и используя собственный медицинский опыт.

- Умей выбрать из множества мнений слушателей наиболее верные, если нужно, добавляя недостающие аргументы в их защиту.

- Опровергай мнения заблуждающихся только аргументированно, привлекая оппонентов из числа слушателей.

- Выводы делай ненавязчиво, добивайся консенсуса.

В своей книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» Д. Карнеги придает особое значение собственному опыту, предостерегая педагога от увлечения использованием чужого опыта, утверждая, что чужие мысли не зажгут слушателей, не вызовут в них тепла. В нашем случае, преподавателю курсов повышения квалификации собственный опыт практической работы просто необходим, т. к. если он не будет на занятии использовать примеры из собственной практической деятельности, слушатель быстро разоблачит в нем «теоретика», и авторитет человека, знающего о предмете не по наслышке, будет утрачен. Поэтому преподаватели отделения, в основном, практикующие врачи, имеющие большой опыт лечебной работы.

Поскольку в настоящее время все здравоохранение России озадачено проведением эксперимента по внедрению в практическую деятельность медицинской технологии «Сестринский процесс», система дополнительного образования не может остаться в стороне от этой работы. Более того именно ей отводится ведущая роль в деле подготовки лидеров - реформаторов сестринского дела, и не только из числа старших и главных медицинских сестер, но и из числа рядовых медицинских сестер - энтузиастов и сторонников, проводимой реформы.

В настоящее время не существует отработанных механизмов внедрения технологии «Сестринский процесс» в практическое здравоохранение, поэтому модель внедрения данной технологии в деятельность конкретного отделения, с учетом его специфики, должна разрабатываться самим сестринским коллективом отделения. В связи с этим, одной из основных целей обучения слушателей по специальностям «организация сестринского дела» и «сестринское дело» мы считаем их обучение разработке моделей внедрения сестринского процесса в тех лечебно-профилактических учреждениях, где они работают.

Работа по разработке модели внедрения сестринских инноваций ведется на протяжении всего обучения. В рамках домашнего задания медицинские сестры продумывают и формулируют цели внедрения сестринских инноваций, описывают по этапам путь их апробации, изображают схематично его алгоритм. Слушателям предлагается изложить методы, которые они предлагают использовать для формирования среды, способной принять современную концепцию сестринского дела; определить, какую роль в реформировании сестринского дела они отводят своему учреждению, и какую роль во внедрении сестринского процесса в практику отводят лично себе; проанализировать и выделить конкретные проблемы, встречающиеся в ходе решения задач по внедрению сестринского процесса на местах, и определить пути преодоления выявленных трудностей.

Преподаватель на протяжении всего курса оказывает слушателям методическую помощь в разработке модели внедрения технологии «Сестринский процесс», обеспечивает их необходимой дополнительной литературой, знакомит с опытом работы отделений лечебно-профилактических учреждений успешно работающих в данном направлении, изучает и корректирует, представляемые слушателем материалы. Таким образом, к концу курса обучения слушатель имеет не какую-то универсальную модель внедрения сестринских инноваций, а конкретную модель, разработанную им самим с учетом специфики конкретного отделения.

Может быть эта модель не станет фундаментом реальных свершений и не все полученные на курсах знания слушатели смогут сразу претворить в жизнь, но мы считаем эту работу серьезным шагом на пути подготовки и воспитания нового поколения медицинских сестер, готовых к внедрению сестринских технологий в практику.

При разработке собственной модели слушатель должен определить этапы реализации данной модели, их длительность, цели, задачи и содержание каждого этапа. Такая работа требует от слушателей подробного изучения базы данных, кроме того необходимо определить потребности отделения для работы в новых условиях. Поскольку работа в новых условиях потребует увеличения числа сестринского персонала необходимо подумать над составлением нового штатного расписания и изменением графика работы сестринского персонала. Необходимо пересмотреть должностные инструкции на медицинских сестер и разработать должностные инструкции на вновь введенные должности (например, медицинская сестра - консультант).

Особой теоретической подготовки и практического опыта требует разработка пакета сестринской документации: сестринские карты пациента, примерные стандартные листы сестринского ухода, перечень наиболее часто встречающихся проблем пациентов по профилю отделения, критерии качества сестринского процесса и механизм проведения экспертной оценки работы сестринского персонала и т.д.

В работе над созданием модели проявляется готовность в способности слушателя решать профессиональные задачи в соответствии с повышающейся квалификацией. Он уже не захочет, чтобы полученные им знания остались невостребованными и незамеченными в коллективе, а модель внедрения новой медицинской технологии, в которую вложены труд и творчество слушателя, не получила должной оценки и практического применения.

Для того, чтобы реформы сестринского дела шли активнее, отделение дополнительного образования колледжа проводит обучающие семинары и с руководителями здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений, добиваясь от них понимания значимости внедрения сестринского процесса в практику. Так мы сможем не просто готовить медицинских сестер нового, более высокого уровня, но и использовать их потенциал на практике.

При выборе технологий обучения на отделении дополнительного образования мы отдаем предпочтение таким формам организации учебного процесса, методам и средствам обучения, которые носили бы межпредметный характер, обеспечивая выполнение профессиональных функций, учитывая направленность слушателей на целостную профессиональную деятельность. Специально организованное таким образом содержание образования будет способствовать формированию аналитических умений специалиста, рефлексивного отношения к собственной учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

Среди элементов деятельностных технологий в нашей работе особое место занимают решение ситуационных профессиональных задач и анализ производственных ситуаций. Применение данных методов удобно еще и тем, что их можно использовать на разных этапах процесса обучения: как методы обучения, и как методы контроля знаний и умений. Комплексы ситуационных задач и заданий разработаны преподавателями отделения по всем изучаемым дисциплинам и специальностям.

При разработке данного дидактического материала мы старались реализовать следующие требования:

- комплекс должен охватывать все содержание профессиональной деятельности медицинской сестры данного профиля;

- каждому содержанию профессиональной деятельности подобрать наиболее целесообразный прием имитации (упражнение, анализ ситуации, ситуационная задача, деловая игра, индивидуальное практическое задание и т.д.);

- задания должны отражать наиболее существенные стороны профессиональной деятельности, а в условиях задач должны содержаться наиболее значимые параметры (симптомы), позволяющие слушателям и в ходе решения задач, и в последующей профессиональной деятельности выделять главные симптомы для дифференцирования заболевания, существенные показатели для принятия решения и оказания адекватной медицинской помощи;

- задачи должны быть разнообразны по типу интеллектуальной деятельности (направлены на формирование аналитических умений или навыков моделирования), по специфике условий (задачи с недостающими данными, с избыточными данными, с противоречивыми данными и др.);

- комплекс должен включать задания и задачи, связанные с деятельностью, вызывающей затруднения, т. е. составленных с учетом типичных затруднений и ошибок специалистов в процессе профессиональной деятельности, т.к. они готовят слушателей к их преодолению, предупреждают возможные ошибки.

В зависимости от поставленных целей происходит формирование содержания образования, а затем выбор технологий обучения, наиболее эффективно обеспечивающих реализацию целей по каждому конкретному виду деятельности. Выбору метода предшествует оценка его эффективности в сравнении с другими, поэтому преподаватель находится в постоянном творческом поиске, применяя новые методы, комбинируя их и сравнивая полученные результаты в ходе учебной деятельности. Наиболее целесообразные и эффективные формы, методы и средства используются в процессе обучения слушателей.

Так как в центре содержания дополнительного профессионального образования стоит не описание основных компонентов труда, а те проблемы которые должен решать специалист в процессе профессиональной деятельности, или те функции которые он должен выполнять, предпочтение отдается активным методам обучения. Поиск путей решения стоящих перед специалистом задач требует от него более осознанного отношения к стандартному содержанию обучения, повышенного внимания к сущности и характеристикам трудового процесса и более глубокого анализа его профессиональной деятельности.

Особое место в работе отделения дополнительного образования колледжа занимают методы практического обучения слушателей, так как каждая профессия требует овладения специфическими умениями. А умения и навыки формируются только в процессе деятельности. В деятельности медицинской сестры особое место занимает манипуляционная техника, и увлекшись внедрением сестринского процесса, нельзя отодвигать ее на второй план. Ведь в конечном итоге целью сестринского процесса является то, что исходя из потребностей пациента, медицинская сестра должна выделить приоритетные задачи, разработать стратегию достижения поставленных целей и определить критерий их выполнения. Т.е. для каждой приоритетной проблемы нужно определить конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели нужно подобрать конкретное сестринское вмешательство. И если медицинская сестра не владеет техникой проведения процедуры или манипуляции, то «на нет» будут сведены не только все ее усилия по планированию сестринского процесса, но и может быть нанесен вред больному.

Если говорить об обучении медицинскому массажу, то роль практических занятий трудно переоценить, т.к. в массаже только технически грамотные и профессионально отточенные приемы составляют основу любой массажной техники. Поэтому все программы дополнительного профессионального образования средних медицинских работников разработаны таким образом, что на теоретическую подготовку слушателей отводится 30% учебного времени, а на практическую - 70%.

Поскольку занятия по медицинскому массажу ведутся в интегрированных группах, совместно с незрячими и слабовидящими слушателями, то преподаватель должен учитывать эту особенность контингента слушателей. Нужно отметить, что для инвалидов по зрению роль практики как источника знаний особенно велика. Они испытывают трудности в овладении конкретными знаниями, требующими визуальных наблюдений, в приобретении практических умений и навыков, связанных с ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией движений.

Теоретически обосновывая принцип наглядности Я.А. Коменский впервые сформулировал «золотое правило», по которому при обучении надо предоставить «видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию -путем осязания». Полное или частичное нарушение зрения не позволяет использовать в процессе обучения один из самых важных анализаторов, тем самым неизбежно сужая чувственную основу познания и вызывая необходимость более полного использования сохранных анализаторов.

На практических занятиях в таких группах широко применяются планшеты с рельефно-выпуклым изображением, кабинет массажа располагает большим количеством муляжей (выполненных студентами базового массажного отделения), на которых отражена норма и патология различных участков опорно-двигательной системы: «Анкилозированный коленный сустав», «Склерозированная суставная сумка локтевого сустава», «Блокирование позвонков шейно-грудного отдела позвоночника», «Грыжа позвоночного диска», «Миогелезы в мышечной ткани» и т.д. Таким образом, слушатель имеет возможность пальпаторно определить степень изменения в тканях и органах и сравнить ее с нормой, к которой он должен стремиться в ходе лечения массажем.

Для проведения практического занятия слушатели делятся на пары. Важно учитывать, чтобы один из слушателей в паре был зрячим или имел хороший остаток зрения - это значительно облегчит работу преподавателя. Слушатели работают друг на друге. После объяснений новых приемов или методик и их демонстрации преподавателем, первым начинает работу зрячий слушатель, а незрячий, прослушав объяснение и ощутив на себе действие приема, будет нуждаться лишь в небольшой коррекции, когда наступит его время отрабатывать практические навыки.

Большое значение в практическом обучении массажистов имеет моделирование различных патологических ситуаций. Чем большим набором таких ситуаций располагает преподаватель, тем более подготовленным и квалифицированным специалистом будет слушатель. При моделировании и анализе патологической ситуации также используются рельефно-выпуклые плакаты, муляжи, рентгеновские снимки, фотоснимки, рисунки и т.д.

Труд массажиста связан с большими физическими нагрузками и затратой энергии, поэтому особенно важна правильная организация труда, соблюдение правил гигиены труда, занятия физкультурой. В рамках здоровьесберегающих технологий нашими преподавателями разработана система занятий, на которых изучаются рабочие позы и приемы, совершенствующие мышечное чувство с целью экономии нервно-мышечной энергии при формировании специфических двигательных навыков и умений, соответствующих трудовой деятельности массажиста. Чтобы добиться точности и ловкости движений пальцев, увеличения силы мышц массажисту рекомендуется ежедневно заниматься гимнастикой, самомассажем, закаливанием организма, вести здоровый образ жизни. Мы считаем проведение таких занятий очень целесообразным еще и потому, что это входит в нашу программу не только социальной, но и медицинской реабилитации инвалидов.

Кроме того, педагогический коллектив Кисловодского медицинского колледжа разработал программу реабилитационного сопровождения в учебном процессе слушателей из числа инвалидов по зрению «Преодолей себя», которую мы рассматриваем как процесс совместного со слушателями определения их собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий возникающих в процессе обучения медицинских сестер по массажу.

На практических занятиях по специальностям сестринского дела решение ситуационных профессиональных задач, задач по неотложной помощи, задач по медицине катастроф, составление моделей оценки функционального состояния пациента, проведение деловых игр и т.п., всегда предусматривает проведение каких-либо сестринских вмешательств. Поскольку демонстрация манипуляционной техники продиктована логикой всего хода занятия, то она встречает у слушателей неизменный интерес (тем более, что одни из них на рабочем месте крайне редко выполняют некоторые манипуляции и навык постепенно утрачивается, другие имели большой перерыв в работе (например, декретный отпуск), третьи вообще не имели практического опыта работы в здравоохранении).

Важно следить за тем, чтобы все виды сестринских вмешательств, предусмотренные образовательным стандартом профессиональной подготовки и квалификационной характеристикой специалиста, были отработаны на практических занятиях, и чтобы каждый слушатель продемонстрировал свою манипуляционную технику, т.к. часть слушателей стесняется признаться в своей некомпетентности, и старается уклониться от выполнения некоторых манипуляций. Так, например, мы обратили внимание, что медицинские сестры санаторно-курортных учреждений очень плохо владеют техниками катетеризации мочевого пузыря, гемотрансфузий, внутривенных вливаний. Это вполне объяснимо тем, что они не сталкиваются с данными манипуляциями в повседневной деятельности, но нельзя сбрасывать со счетов экстренные случаи, когда от медицинской сестры может потребоваться квалифицированная медицинская помощь, предусмотренная ее функциональными обязанностями, а она не сможет ее оказать из-за недостатка практических знаний и навыков.

Поэтому преподаватели отделения используют личностно - ориентированный подход, предполагающий изучение и учет профессионального опыта слушателей. Для слушателей, у которых в ходе практических занятий обнаруживаются серьезные пробелы во владении манипуляционной техникой, организуются специальные дополнительные занятия, на которых они могут получить индивидуальные консультации и с помощью преподавателя освоить или вспомнить забытые техники.

Применение личностно-ориентированных технологий важно не только в работе с «отстающими» слушателями, но и в работе со слушателями, легко и быстро усваивающими программу. Для них мы предусматриваем самостоятельную работу на опережающей основе, индивидуальные задания творческого характера (доклады, рефераты, моделирование ролевых игр и т.д.).

Для реализации личностно-ориентированных технологий преподаватели с учетом знаний, предпочтений и возможностей слушателей в осуществлении учебной деятельности разрабатывают учебно-методические рекомендации по организации усвоения знаний и формированию умений и навыков; модули, включающие разноуровневые и разновариантные задания по темам; контрольные вопросы и практические задания различной степени сложности; тесты 1-4 уровней; определяют наличие обязательной и дополнительной литературы для подготовки докладов, рефератов, выполнения творческих заданий.

В последнее время все большее значение придается внедрению в учебный процесс современных средств обучения, значительно повышающих качество подготовки специалистов. С помощью современных технических средств обучения учебная информация не только дается, но и контролируется ее усвоение. На отделении дополнительного образования нами широко используются аудиовизуальные технические средства информации: имеется видеотека, насчитывающая 48 учебных фильмов (часть из которых снята преподавателями отделения), лингафонный кабинет располагает звуковыми конспектами лекций (слушатели, особенно из числа незрячих, могут заказать их в личное пользование).

В рамках информационных образовательных технологий определенное место занимают информационно-контролирующие или технические средства программированного обучения и контроля знаний. Они оказывают большую помощь преподавателям и слушателям отделения дополнительного образования как в самом учебном процессе (передача, обработка, организация хранения и накопления данных, автоматизация знаний и т.д.) так и в его организации (компьютерный банк данных о слушателях, обучавшихся на отделении дополнительного образования, комплектование групп, составление расписания занятий и т.д.).

Преподаватели отделения широко используют электронные учебники, тренажеры, тестовые системы; обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках; средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, сети обмена данными; электронные библиотеки.

Компьютерные обучающие программы значительно облегчают подготовку к экзаменам. Рубежный и итоговый контроль по многим циклам усовершенствования, сертификационные экзамены по всем специальностям проводятся с применением компьютерной тестирующей программы «Экзаменатор».

Для обучения инвалидов по зрению работе на компьютере используются программы увеличения изображения на экране видео дисплея (для инвалидов с остаточным зрением) и программы голосового сопровождения (для тотально слепых). Благодаря использованию программы Jaws для Windows, достаточно хорошо озвучивающей экран, мы смогли перейти к обучению тотально слепых работе, в наиболее распространенной в настоящее время, операционной системе Microsoft Windows и в ее приложениях, например, таких как текстовый редактор Word.

Овладение компьютером для незрячих и слабовидящих слушателей особенно важно, так как является для них средством компенсации слепоты. У них появляется возможность с помощью электронной почты и поиска информации в Интернет добывать необходимую специальную литературу, а при наличии сканера самостоятельно читать ее, составлять конспекты и различные документы без посторонней помощи. Это способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда, успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Все учебные программы дополнительного профессионального образования содержат занятия по теме: «Информационные технологии в медицине». Так как многие наши слушатели (окончившие учебные заведения до введения в учебный план базового образования, такого предмета как, информатика) видят компьютер впервые, они могут воспользоваться индивидуальными консультациями. Желающие, более глубоко изучить работу на персональном компьютере, могут посещать факультативные занятия по компьютерной грамотности и основам пользования Интернет.

Информационно-компьютерные средства обеспечивают реальную возможность повышения эффективности процесса обучения слушателей. Они вносят коренные преобразования не только в сам учебный процесс, но и существенно влияют на цели, организационные формы и методы обучения.

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как слушатели усваивают материал и применяют полученные знания на практике. Проведение мониторинга качества образования на всех этапах процесса обучения позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в содержание и организацию учебно-воспитательного процесса.

На курсах усовершенствования по всем специальностям необходимо использовать предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень знаний и умений слушателей. Для этой цели преподаватели отделения используют тестирование, собеседование, фронтальный опрос, анкетирование и т. д. На основании данных предварительного контроля можно определить к каким разделам учебной программы необходимо вернуться, каким разделам следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, на какую допустимую сложность учебного материала можно ориентироваться.

Текущий контроль, являясь органической частью всего учебного процесса, тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением изученного ранее. В данном случае целесообразно использование коротких разно уровневых тестов, решение ситуационных и профессиональных задач, составление алгоритмов, решение кроссвордов, взаимопроверка практических навыков с последующим анализом ошибок и т.д.

Поскольку итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения и на выявление степени овладения слушателями всей системой знаний, умений и навыков по специальности, то он проходит в несколько этапов. Первый этап включает проверку теоретических знаний и представлен компьютерным тестированием. На последующих этапах контролируются умения слушателей ориентироваться в конкретных профессиональных ситуациях и практические навыки (на муляжах и тренажерах). Результаты контроля знаний, умений и навыков слушателей глубоко анализируются преподавателями, членами цикловых и квалификационных (включающих работников практического здравоохранения) комиссий и принимаются конкретные решения по устранению выявленных недостатков.

В заключении мы можем констатировать, что:

- применение преподавателями отделения прогрессивных технологий обучения значительно увеличивает практический эффект усвоения и осмысления изучаемого материала;

- привлечение слушателей к выполнению творческих заданий активизирует самостоятельность мышления, становясь мощным фактором саморегуляции интеллектуальной деятельности личности;

- работа по разработке моделей внедрения сестринских инноваций играет ведущую роль в деле подготовки медицинских сестер - лидеров и реформаторов сестринского дела, так необходимых в настоящее время российскому здравоохранению для проведения эксперимента по внедрению в практическую деятельность медицинской технологии «Сестринский процесс»;

- применение технологий, форм, методов и средств, носящих меж предметный характер, нацеливает слушателей на целостную профессиональную деятельность, обеспечивая выполнение профессиональных функций;

- преобладание доли практических занятий в обучении средних медицинских работников значительно повышает степень овладения специфическими умениями и профессиональный уровень в целом;

- проведение занятий по медицинскому массажу в интегрированных группах является важным средством социальной адаптации и интеграции в общество слушателей из числа инвалидов по зрению;

- разработка и внедрение системы занятий в рамках здоровье сберегающих технологий оказывает положительное влияние на снятие мышечной усталости и формирование специфических двигательных навыков и умений медицинских сестер по массажу;

- применение в процессе обучения информационно-компьютерных средств обеспечивает реальную возможность повышения эффективности обучения слушателей;

- проведение мониторинга качества обучения слушателей на всех этапах позволяет корректировать учебный процесс с учетом контингента слушателей, тем самым улучшая конечный результат их обучения в системе дополнительного образования.

 

АВТОР: Пекут М.В.