07.04.2012 4096

Особенности школьного интернет-клуба как воспитательной организации

 

Обращение к проблематике клуба в рамках социально-педагогического исследования связано с концептуальными положениями Пауля Наторпа о том, что «истинная социальная педагогика не может уклоняться от вопроса об основных законах общественной жизни, что между индивидом и общностью существует столь тесное взаимодействие, что внешнее разграничение индивидуальной педагогики от социальной теряет смысл и что взаимное автономное понимание как единственный подлинный смысл действительно свободной общности может быть достигнуто разве только в редком союзе немногих лиц» (П. Наторп).

Современная отечественная социально-педагогическая наука видит миссию социальной педагогики как масштабного, широкого социально-культурного движения, связанного с интеллектуальным и нравственным воспитанием народа, социальной и духовной помощью ему. Сегодня одним из важнейших назначений социальной педагогики является формирование у людей высокой культуры человеческого нравственного общения; как отмечал А.И. Арнольдов, «культуру общения надо вносить в сознание людей, посвятив социальную педагогику гармонии человеческого общения».

В свою очередь Е.Г. Бочарова подчеркивала, что педагогически целесообразной деятельностью в социуме является такая, которая «основана на учете интересов каждого участника организованной группы (объединения)», при этом «предпочтение должно быть отдано клубу как продуманной системе организации разносторонних видов деятельности всех членов коллектива, предоставляющей им возможности для выбора наиболее оптимальных и результативных способов приложения своих сил».

Воспитательные организации, в соответствии с концепцией А.В. Мудрика, - это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Рассмотрение социального воспитания как планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации в процессе организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи позволяет говорить о клубных объединениях детей и молодежи в качестве воспитательных организаций.

В «Российской педагогической энциклопедии» клуб трактуется как детские и подростковые, общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения детей и подростков.

Первые клубные объединения, указывают в своей работе А.Ф. Воловик и В.А. Воловик, появились исторически давно и предусматривали разнообразные приемы, увеселения, празднества, обеды, игры, танцы, спектакли, беседы. Их прообразы можно обнаружить в Древней Греции и Древнем Риме, которые оформляются собственно как клубы в Новое время. Функционировали они в специально отведенных для них зданиях и имели регламентированное членство. Социальное положение человека определяло принадлежность к тому или иному клубу. Аналогичную ситуацию можно зафиксировать в истории России, где «клубные дома» были основными местами проведения аристократами своего досуга с конца XVIII века, а во второй половине XIX века - купечества, интеллигенции, рабочих.

Детские объединения образовывались при «чайных клубах», создававшихся в целях пропаганды здорового образа жизни, распространения культурных форм досуга в среде рабочих. При обществах «Сетлемент», «Детский труд и отдых» создавались «дневные клубы для приходящих детей», которые представляли собой детско-взрослую общность, основу жизни которой составляли деятельность в окружающей социальной среде, самоуправлении и самообслуживании. Возникали также профильные клубы и общества (естественнонаучные, спортивные, технические).

После октября 1917 г. в России клубы получили широкое распространение, так как в них власти видели действенный канал культурно-политического просвещения населения, центр массовой агитации и пропаганды, средство ликвидации неграмотности и расширения круга общения. Первым детским клубом, возникшим после революции, был детский социалистический клуб «Юный рабочий» в Костроме. Уже в ноябре 1917 года в него входили десятки детей рабочих. Этот клуб - первое из известных объединений детей в Советской России.

Клубная работа была одной из важных составных частей внеурочной деятельности в работе С.Т. Шацкого в Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Потребность детей в общении реализовывалась здесь в специально организованных при школах клубах, которые объединяли ребят на основе общности интересов и соуправления. В них занимались не только учащиеся школы-станции, но и все дети деревни. Здесь организовывались игры для детей, занятия рисованием, пением, функционировала изба-читальня. Деятельность ребят в клубах носила самостоятельный, творческий характер. Она расширяла кругозор ребят, способствовала активному развитию социальной активности, сознанию и успешному воспитанию, разумной организации детской жизни, тесно связанной с окружающей средой. Большой заслугой С.Т. Шацкого является идея соединения школы и клуба, органически объединившая обучение и воспитание в единый процесс, обеспечивающая успешность социализации.

Другим примером организации клубной работы является «Школа жизни», созданная в 20-е годы XX столетия Н.И. Поповой и ее сподвижниками. Здесь «клубные занятия» включали работу в столярной и переплетной мастерских, студийное рисование и изготовление декораций, работу библиотеки-читальни, редакции журналов, литературного кружка рассказчиков, кружка любителей природы и просто свободные занятия. В летнее время дети принимали участие в сельскохозяйственных работах, исследованиях старины, постановках спектаклей, организации праздников, просветительской работе среди крестьян. Во вне-учебной деятельности большое внимание уделялось развитию детской инициативы, учету интересов и возможностей детей, совершенствованию их трудовых навыков.

Описание клубной работы можно найти и в книгах А.С. Макаренко, который понимал важность разумной организации свободного времени ребят и уделял большое внимание деятельности клубов, считая, что именно они предоставляют возможности для реализации активности, творчества, самоорганизации детей. Клубной и самодеятельной работой руководили воспитатели, а также совет, который избирался на общем собрании коммуны из числа воспитанников. «Каждый воспитатель берет на себя форму клубной работы с лабораторно-кружковой постоянной деятельностью и целевой установкой на частичную или временную работу в массе воспитанников. Воспитатель, взявший кружок или группу, отвечает за достижение цели кружком».

Однако судьба многих клубов, ставших досуговыми объединениями и имевших в основе общие интересы и ценностные ориентиры, была решена в 1926 г. совместным «постановлением партии, государства и профсоюза о подчинении всех групповых форм работы клуба целям и задачам массовой агитации и пропаганды». Это означало, «что кружковцы должны были обслуживать разного рода мероприятия, выступая на них или становиться их составной частью». На базе многих клубов были организованы пионерские отряды.

Постепенно детская клубная работа перестает быть самостоятельной и самодеятельной, а превращается в организованный учебный и трудовой процесс, активно используется пионерской и комсомольскими организациями, являясь их составной частью. На протяжении своей истории пионерия и комсомол накопили огромный опыт организации и проведения массовой клубной работы среди подростков и юношей в учебных заведениях и учреждениях досуга, поэтому со временем содержание работы клубов стало носить ярко выраженный общественно-политический характер и включать разнообразные массовые, групповые и индивидуальные дела, имеющие своей целью, прежде всего, приобщить ребят к социальному строительству и решению проблем классовой борьбы. Направленность же на воспитание инициативы, настойчивости была переориентирована с интересов личной автономии, личностного развития на выполнение общественно-политических задач. «Патриотизм, коллективизм, пролетарский интернационализм и т.п. выступали обозначением социально одобряемых способов действий, которым ребенок должен был следовать». Успешность овладения ими обуславливалась коллективными формами жизни детей, которые актуализировали психологическую зависимость ребенка от коллектива сверстников, ориентировали на социально заданные и политически предопределенные мотивы поведения.

Однако недооценка самостоятельного и самодеятельного характера клубных объединений, игнорирование интересов и потребностей личности, отсутствие свободы выбора форм и содержания досуга самими детьми, привело к искажению понимания сути самой клубной деятельности, вызвало уход ребят из клубов, активизировало их на поиск новых способов удовлетворения растущих запросов.

В годы «оттепели» (50-60-е годы XX века) осуществлялись попытки научного постижения сущности клубного объединения, его специфики по сравнению с другими социокультурными институтами. Новая социальная ситуация нашла отражение в активном поиске новых подходов организации воспитания в детских клубах, способствовала появлению коммунарской методики, широкой работе по месту жительства, распространению передового опыта авторских школ, различных объединений актива, летних лагерей старшеклассников. Как отмечает Л.Л. Новикова, в условиях некоторой демократизации общества после XX съезда КПСС в публикациях

Диметмана, Г. Карпова, Н. Четуновой, В. Чурбанова «клуб» предстает, прежде всего, как добровольное объединение людей с общими интересами, группа единомышленников, коллективный субъект самодеятельности. Однако, начиная с 70-х годов вновь превалируют определения клуба как института пропаганды. Это способствует складыванию своеобразной социально-педагогической модели клуба, в основе которой лежит идея о его культуроформирующей функции, привнесении извне определенных норм и правил. «Именно клубы становятся местом общения молодежи, где в более свободной форме осуществляется процесс передачи социального опыта от поколения к поколению», утверждает В.Т. Кабуш.

Новые методологические подходы, переориентация науки на гуманистические ценности привели к активизации исследований клубных объединений, в которых создаются условия для самоутверждения личности в общественно и личностно оправданных формах. Они позволяют пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах, переориентируют подростков с социально и личностно деструктивных на конструктивные формы самоутверждения, превращая, тем самым, досуг в фактор творческого развития человека.

Б.В. Куприянов отмечает, что в Российской Государственной Библиотеке более шести десятков диссертационных исследований, посвященных различным аспектам существования клуба как учреждения (образования, культуры, социального обслуживания), объединения людей, специфического характера отношений, международного объединения государств («Парижский клуб»). Вопросы педагогики клуба, воспитания ребенка в клубном объединении разрабатывали в своих трудах

А. Беседина, В.А. Воловик, П.Ю. Воронин, А.К. Ворошилов, А.А. Зотиков, В.Т. Кабуш, В.В. Калинин, С.Л. Паладьев, В.В. Полукаров, А.П. Романов, В.Е. Триодин, В.В. Туев и другие.

По мнению С.Л. Паладьева, признаком клубного объединения как воспитательного феномена является организация его коллективной деятельности, то есть такой, в которой цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива. При этом ее сочетание с индивидуальной деятельностью, без которой невозможно личностное становление воспитанников, повышает эффективность работы объединения, способствует появлению отношений взаимной ответственности и зависимости, формированию активной позиции каждого участника. В клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, в каком-то отношении почувствовать себя первым среди равных.

В свою очередь Л.Л. Новикова отмечает, что можно говорить о клубе-учреждении и клубе-объединении как о двух принципиально отличающихся друг от друга социальных институтах, каждый из которых имеет свою природу, сущность и функциональную структуру. Особенности клуба-объединения обуславливаются его сущностью как института самодеятельности людей, в котором формирование культуры его членов происходит путем их саморазвития, взаимообогащения, основанного на общении субъектов деятельности в свободное время. Специфика клуба-учреждения рассматривается автором в его предназначении создавать условия как для коллективной самодеятельности людей, реализуемой в клубной общности, так и для индивидуальной, осуществляемой в процессе потребления культурных ценностей. Истинная сущность клубных институтов, как следует из исследования Л.Л. Новиковой, заключается в сохранении и развитии элементов самобытной, повседневной, обыденной культуры, которая сложилась в определенной социальной группе, нормы которой интериоризируются вне рефлексивным способом.

Суть педагогической концепции В.Е. Триодина в определении клуба как воспитательного института, как педагогически организованной самодеятельности людей. В его представлении старшие подростки и молодежь ориентированы на такие культурно-обустроенные пространства (клубность), которые создают предпосылки для общения, самоорганизованного решения их собственных проблем, освоения навыков, позволяющих активно адаптироваться к изменениям в окружающей жизни. Клуб - это пространство общения, социализации, адаптации, предпрофессиональной ориентации и обмена самопроектами. Соответственно, автор говорит об условных типах клубности: «клуб встреч», «клуб по интересам» и «клуб-учреждение», каждый из которых имеет свои перспективы развития, пути и механизмы жизнедеятельности.

Однако, отмечает Р.В. Соколов, есть опасность формального подхода к работе с детьми и подростками, что порождает примитивные клубы, которые скоро надоедают и ребятам, и самим педагогам. Опыт организации клубной работы показывает, что переход от клуба свободного общения к многопрофильному клубу по общности интересов - длительный, но важный период, обеспечивающий качество воспитательного коллектива, его долговечность, количественный рост воспитанников.

Анализируя опыт работы Р.В. Соколова, можно назвать ряд условий эффективной организации деятельности клубных объединений как основы досуговой деятельности среди которых:

- добровольность;

- актуальность и новизна;

- разнообразие форм деятельности;

- разнородность состава участников клуба;

- наличие личной позиции каждого участника;

- сочетание самодеятельности и инициативы с направляющей ролью руководителя клубного объединения.

Исследование Т.И. Баклановой утвердило понимание сущности педагогического руководства клубной деятельностью как целенаправленной регуляции общения и творчества в клубе, обеспечивающей самосовершенствование личности и создающей условия для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей.

Таким образом, молодежные и детские клубные объединения, деятельность которых построена на принципах формирования традиций, ситуативности, событийности, самоорганизации участников клуба с направляющей ролью руководителя, самореализацией, учета индивидуальных особенностей и запросов ребят, занимают важное место в повышении социально-педагогического потенциала досуговой деятельности.

Однако, материально-техническая база многих детских комнат и клубов по месту жительства в настоящее время практически не пополняется, приходит в негодность, что приводит в конечном счете к их закрытию. Все это заставляет искать работников клубных объединений новые возможности их организации, одной из которых является использование базы школ с их спортивными залами, эстрадами, комнатами для клубной и кружковой работы. Примером этому является клуб игрового фехтования «Параллельные клинки», созданный при школе № 17 г. Костромы, где старшеклассники проводят большие и малые сюжетно-ролевые игры, знакомятся с техникой владения игровым оружием, которое изготавливают сами.

Необходимо отметить, что школа занимает важное место в повышении эффективности организации досуговой деятельности современных школьников. Воспитание и обучение - две важнейшие взаимосвязанные функции современной школы, которые формируют положительные качества, характер ребенка, способствуют развитию его способностей. Как заметил И.З. Гликман, «хорошая школа - это обязательный мир споров, переживаний и откровений, совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения». Вне классная работа в школе, которая заключается в проведении разнообразных воспитательно-образовательных занятий в свободное от уроков время, значительно расширяет возможности учительского коллектива в изучении индивидуальных особенностей учащихся, придает большую подвижность и гибкость всей системе школьного обучения и воспитания, создает благоприятные условия для накопления опыта совместной деятельности, общения, дает простор для проявления самостоятельности и творчества.

Наряду с тем, что клуб может являться местом проведения кружковой работы, быть объединением ребят по интересам, представлять собой сферу особых личных и «личностных» отношений (Г.П. Щедровицкий), он может быть моделью воспитательной системы школы. Примером может служить школа-клуб в г. Кирово-Чепецке, где органично взаимодействуют два вида деятельности - «познавательная («школа-академия») и деятельность детей по интересам - клубная, в которой предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей и интересов учащихся, их общения и самоопределения (собственно «школа-клуб»)».

Следовательно, клуб может быть не только важной формой организации досуга, но и составляющей учебно-воспитательной системы школы, предоставлять возможности для развития творчества, расширения познавательного кругозора, самореализации, самодеятельности учащихся разного возраста. Клубная организация деятельности обеспечивает эффективную интеграцию воспитательных, эмоционально-чувственных и социальных воздействий на воспитанника. Клубная атмосфера является частью социальной и одновременно воспитывающей средой.

В уже упоминавшемся исследовании Л.Л. Новиковой выделяются две группы функций клуба: внутренние (сущностные) и внешние (существования), находящиеся между собой в отношении направленной координации. К внутренним функциям относятся культуроформирующая, коммуникативная и рекреативная, вытекающие непосредственно из сущности клуба. Группа внешних функций подразделяется на главную и вспомогательные функции, основанием для выделения которых предлагается рассматривать сферы жизнедеятельности, которые определяют направление и профиль объединения. В современных условиях информационного общества, компьютеризации, проводимой в образовательных учреждениях, одним из вариантов основной сферы жизнедеятельности объединения школьников может быть информационная деятельность в рамках работы школьного Интернет-клуба.

Современные исследователи выделяются четыре своеобразных линии изменений в приоритетных источниках информации и формах досуга современного общества:

- интерес к чтению книг и значимость книги как источника информации падает;

- телевидение играет значимую роль в структуре досуга, однако оценка его роли как источника информации резко снижается;

- снижается значимость и частота общения с друзьями;

- использование персональных компьютеров и сети Интернет быстро повышает свой статус и в структуре досуга, и в информационном пространстве.

Данные изменения говорят о том, что люди проводят за компьютерами всё больше времени, используя их не только как средство для проведения досуга и развлечений, но и в качестве важного средства общения и получения деловой и учебной информации. Рыночные механизмы гибко реагируют на запросы потребителей, и по всей стране появляются Интернет-кафе и Интернет-клубы, основными посетителями которых становятся молодые люди от 13 до 30 лет.

Интернет является не только и не столько технологией, сколько социальной реальностью, глобальным пространством, сферой, в которой сталкиваются противоположные интересы. Интернет - это социальное явление, институт взаимодействия со всей социальной и культурной системой постиндустриального общества, основной характеристикой которого является коммуникативность. Поведение в Интернет-среде не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В киберпространстве как элементе информационной среды осуществляется разнородная человеческая деятельность, в основе которой лежат познавательный, игровой и коммуникативный компоненты.

Проблемы Интернет-среды рассматриваются в работах Н. Лумана, М. Кастельса, М. Маклюэна, Ю. Хабермаса, У. Эко, в которых социум представлен как мир общения, а новые информационные средства становятся одним из важнейших инструментов ориентации отдельного человека и социальных групп в социуме. Особо отметим положение Н. Лумана, что культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации в новых условиях, и идею М. Маклюэна, что технологии коммуникации выступают в истории в качестве решающего фактора формирования социальных систем.

Интернет становится важнейшей составной частью социальных коммуникаций. Социальная информация начинает интенсивно функционировать в Интернете. Тематика информационных ресурсов отражает все разнообразие реальной жизни. Интернет вторгается во все сферы жизни общества. Распространение Интернета создало условия для организации в новой среде принципиально новых способов коммуникации, равно прилагаемых к бизнесу, политике, науке, повседневному общению и развлечениям.

Интернет уже не рассматривается только как глобальная компьютерная сеть, сейчас Интернет - это новый виртуальный мир, «новое измерение», существующее наряду с реальной социальной жизнью и отражающее ее особенности. Это особая среда взаимодействия людей, чье поведение в сети регулируется этикой и нормами морали, отличными от традиционно принятых в обществе. Во многом это связано с доступностью информации и возможностью анонимно распространять ее среди большого числа получателей.

Социальная роль Интернета может быть определена следующими постулатами (Т.В. Ветрова):

- Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

- Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

- Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

- Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот - они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

- Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;

- высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернете информация не погибает;

- Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизуются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;

- в Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять;

- сеть как среда может существовать не только в Интернете, но и в других социальных реальностях, например в СМИ, создавая постоянное общение коммуникаторов и аудитории.

Развитие сети Интернет в ближайшем будущем превратит сеть в стандартный канал социальных коммуникаций. Возникнут новые социальные группы, новая идеология, сформируется новый психологический образ жителя XXI в. Тем самым природа открывшихся возможностей позволит успешно дублировать классические социальные связи материального мира, привязанного к географии планеты, и, в некоторых случаях, заменять их. Рано или поздно Интернет станет наиболее универсальной формой взаимодействия.

По мнению директора 1060-й московской школы А.А. Пинского, в образовании (www.ug.ru) «за последние годы сложился некий «джентльменский набор» возможного использования Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы как организатора научно-исследовательской деятельности. Его можно изложить в следующих 10 пунктах.

- Использование электронной почты.

- Поиск в сети нужной информации.

- Создание собственных школьных веб-страниц.

- Рассылка и (или) съем централизованно подготовленных значимых, обще интересных материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конференциях и т.п.).

- Обмен тематически организованным опытом и идеями (например, для учителей физики, истории или для директоров школ и т.д.).

- Образовательные FAQ (ответы на типичные вопросы).

- Взаимоконсультирование по софту и т.п. (например, для учителей информатики).

- Организация конференций по сети.

- Получение («скачивание») небольших обучающих программ по разным предметам.

- Совместные проекты школьников (и учителей) разных школ, в том числе разных стран, по разным темам.

На наш взгляд, этот список далеко неполон, в нем практически не учитываются интересы ребят, возможности использования Интернета в воспитательных целях. С другой стороны, здесь упущен и аспект профилактики, так как наряду с множеством преимуществ, которые несет «всемирная сеть», имеется целый комплекс опасностей, основными жертвами которых могут стать школьники и молодежь. Как отмечает в «Учительской газете» доцент кафедры педагогики МПГУ им. В.И. Ленина Светлана Темина, «Интернет создал новый мир - виртуальный, который совместил в себе черты и реального, и идеального. С одной стороны, мир Интернета - реальный, так как любой вошедший в него может воспринимать картины и звуки, вербальную информацию, реально общаться с другими людьми, совершать какие-либо преобразующие действия и т.д. С другой стороны, мир Интернета - идеальный, моделирующий, имитирующий реальные объекты (природы, произведений архитектуры, живописи, музыки и др.) и реальные процессы (личный контакт, движения различного рода, природные и социальные явления и т.д.)». По мнению автора, с помощью специальных приемов виртуальная личность может подвергнуться психической агрессии, даже не осознавая этого. Для введения в транс вовсе не обязательно наличие реального или виртуального гипнотизера, достаточно запустить некую «захватывающую» игру, показать сексуально возбуждающие изображения, использовать специальные эффекты (яркие вспышки света, особые сочетания цвета, звуков, символов и т.д.). Так может снижаться уровень критичности и осознанности воспринимаемого материала.

После этого вполне возможна подмена системы ценностей личности на иную, по каким-либо причинам выгодную суггестору; стирание нежелательных фактов из памяти, совершение действий, не соответствующих ее истинным взглядам. Поэтому осторожность и бдительность здесь не являются лишними». Именно с помощью Интернета может происходить несанкционированное и практически неконтролируемое распространение информации, связанной с терроризмом, шпионажем, наркотиками, оружием, порнографией или же просто недоброкачественным товаром. Безусловно, это отрицательно действует на неокрепшую психику ребенка и пагубно влияет на формирование его мировоззрения в целом. Давно известно, что подрастающее поколение более восприимчиво к различного рода новациям, чем взрослые люди, а значит, Интернет обживается подростками значительно быстрее, чем родители успевают понять и оценить суть происходящего.

В последнее время серьезно обсуждается новое заболевание, которое называют Интернет-зависимостью (Internet Addiction Disorder - IAD). Под ним подразумевается патологическое влечение к пребыванию в Сети. Впервые предложил использовать этот термин в 1996 году, врач Айвен Голдберг. Работы Голдберга основывались на результатах, полученных в конце 1994 года К. Янг. Она разработала специальный опросник, разместила его на Web-сайте (www.pitt.edu/~ksy/survey) и получила почти 500 ответов, из которых около 400 свидетельствовали о наличии Интернет-зависимости.

Интернет-зависимость характеризуют следующие факторы:

- ощущение эмоционального подъема во время работы в Сети;

- нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Сети;

- неспособность спланировать время окончания работы в сети Интернет;

- расходование больших сумм денег для обеспечения работы в Сети;

- забывание в ходе работы в сети Интернет о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах;

- готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности сетью Интернет;

- пренебрежение собственным здоровьем, сном (из-за ночной работы в Сети); злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;

- пренебрежение гигиеной, ибо все «личное» время занимает работа в Сети;

- готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, принимаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера.

Описаны случаи пребывания в сети Интернет по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю. Впрочем, степень зависимости определяется, по словам К. Янг, «не количеством проведенного в сети Интернет времени, а суммой потерь в существенных сторонах бытия». И потери эти поистине нешуточные: убийства, самоубийства, смерти из-за хронического недосыпания, побеги подростков из дому, бракоразводные процессы, осуждение родителей за неадекватный уход за детьми, эмоциональные расстройства, депрессии и стрессы.

Американский детский психолог К. Пейн утверждает, что приобщение к компьютерам в раннем возрасте не увеличивает изобретательность детей и может вызвать перенапряжение глаз, хронический стресс и ожирение. Социальный опыт таких детей затруднен. «Когда дети играют с компьютером, они не играют друг с другом, - говорит К. Пейн, - они живут в виртуальном мире, а не в реальном». Результаты социологического исследования людей, проводящих за компьютером ежедневно более 4-х часов, показывают, что около 80% респондентов испытывают «компьютерный голод» при перерывах в работе на ЭВМ хотя бы на один день; 25% опрошенных ощущают трудность при переключении с компьютерной работы на другое занятие; 17% респондентов отмечают, что им легче общаться с компьютером, чем с людьми (для лиц, работающих ежедневно более 8 часов, этот процент увеличивается до 40%).

Таким образом, возникает необходимость в разработке рекомендаций, выполнение которых дало бы возможность использовать Интернет не только для успеха учебной деятельности, но и в воспитательных целях, а также компенсировать и корректировать негативное влияние находящейся в свободном доступе информации, педагогически управлять ее потреблением и оценкой школьниками. Это особенно актуально в связи с тем, что основные инструменты информационных технологий века уже не являются роскошью для детей, домашний компьютер с доступом к «всемирной сети» сейчас - в каждой третьей семье школьников. Решение данной проблемы возможно через создание школьных Интернет-клубов.

Школьный Интернет-клуб - это действующее на базе общеобразовательной школы организационно оформленное объединение старшеклассников, интересующихся компьютерной техникой и информационным технологиями, в основе которого лежит информационная деятельность с возможностью доступа к сети Интернет. Как воспитательная организация школьный Интернет-клуб реализует функции приобщения личности к культуре общества (в т.ч. информационной), создания условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации, автономизации подрастающих поколений от взрослых, дифференциации воспитанников в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества (А.В. Мудрик).

Рассмотрение школьного Интернет-клуба как воспитательной организации в рамках концепции А.В. Мудрика предполагает анализ ее жизнедеятельности. На наш взгляд, содержательной основой жизнедеятельности школьного Интернет-клуба являются общение и духовно-практическая деятельность, что соответствует сущности клубного объединения. В процессе взаимодействия друг с другом и с внешним миром старшеклассники, с одной стороны, взаимодействуют с духовными и социальными ценностями и потребляют их, а с другой - создают новые (ценности, образцы поведения, объекты культуры).

Фоном жизнедеятельности школьного Интернет-клуба является, вне сомнения, игра. В данном случае речь идет не столько о компьютерных играх как таковых, потому что именно им в наименьшей степени посвящены занятия в клубе. Игра как реализация активности в условных ситуациях обнаруживается практически везде: при выборе «ника» (условного имени в сети) и «аватары» (символического изображения для участия в форумах), при конструировании сайтов и веб-страниц, при реализации социальных проектов, распределении поручений, взаимодействии. Игровые приемы эффективно помогают педагогу организовать деятельность объединения, не навязывая транслировать нормы и правила поведения и общения, а при необходимости - наказывать.

Необходимыми компонентами жизнедеятельности школьного Интернет-клуба являются познание и предметно-практическая деятельность. Ориентированность на социум, полезность школьному сообществу обуславливает подготовку и реализацию старшеклассниками различных проектов, имеющих практическое воплощение. В то же время большинство ребят еще недостаточно владеют не только навыками работы с компьютером или отдельными программными продуктами, но и умениями организации собственной деятельности, взаимодействия на основе социально-приемлемых норм, что ставит задачу организации планомерного обучения и просвещения со стороны руководителя клуба. Спорт и двигательная активность также должны быть отнесены к необходимым компонентам жизнедеятельности данного вида воспитательных организаций, так как соблюдение гигиенических норм, физические упражнения являются обязательными условиями работы с компьютером в рамках здоровье сберегающей парадигмы образования.

Специфичной сферой жизнедеятельности школьного Интернет-клуба является работа в глобальной компьютерной сети. Она в свою очередь включает и познание, и общение, и предметно-практическую, и духовно-практическую деятельность. Это возможно благодаря ряду составляющих Интернета.

- Интернет - самое быстрое средство общения со всем миром. Электронная почта (E-mail) относится к средствам дистанционного общения и доступа к информации. Она позволяет практически моментально передавать (принимать) адресату, удаленному на сколь угодно большие расстояния, текст, графические изображения, аудио - и видео-информацию и др. При этом абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, сообщение будет храниться до того времени, когда получатель сможет просмотреть почту. Таким образом, реализуется асинхронный обмен информацией.

Опыт работы показывает, что сеть Интернет может успешно использоваться в методе проектов. В качестве примера можно назвать обсуждение идей, текстов, рисунков, эскизов, технологий и т.п. При этом тот, с кем ведется обсуждение, может вносить свои коррективы, предоставляя информацию в различной форме (текст, графика, фото, аудио, видео и т.д.). Разумеется, для реализации такого диалога необходимы определенные условия, как технические, так и организационные.

Другой фактор, который появляется при работе с электронной почтой, это знакомство школьников с «компьютерной» этикой, сетевым этикетом и культурой общения в условиях электронной среды, в том числе и общения межнационального. Опыт развития человеческой цивилизации показал, что с изменением информационных и технологических условий жизнедеятельности людей меняются элементы их культуры. Следовательно, может идти речь о задачах формирования как общей, так и информационной культуры учащихся при использовании сети Интернет.

- Подписки или списки рассылки (Mailing lists) позволяют пользователю регулярно получать интересующую его информацию на свой электронный почтовый адрес. Безусловно, что прежде необходимо найти в сети Интернет данные списки или список (их электронные адреса, сайты и т.п.) и подписаться на них. Пользуясь этой возможностью, старшеклассники и педагоги могут периодически получать интересующую их информацию из самых различных источников всего мира. При использовании списков рассылки (Mailing lists) школьники могут получить информационную поддержку в своем профессиональном самоопределении. Мотивационная основа в данном случае также играет не последнюю роль. Она проявляется как в ожидании получения новых сведений, так и в их обсуждении, применении и отражении в конкретном результате деятельности - объекте или этапе его выполнения.

- Электронные конференции (компьютерные или телеконференции) - виртуальные клубы общения - позволяют обсуждать интересующие проблемы самым широким кругом участников. При этом сообщение, посланное одним участником, попадает ко всем подписчикам данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие на нее сообщения. Такой способ общения позволяет узнать мнения многих людей по одному конкретному вопросу, обсудить его и высказать свое мнение или предложение.

В воспитательном процессе эта возможность может быть использована на самых разных этапах. Особенно интересными электронные конференции могут быть при обсуждении путей поиска решений, идей, технологий, при работе над проектами. Кроме того, электронные конференции позволяют школьникам обсудить результаты поиска своей будущей профессии в дискуссионных группах, в сетевых службах карьеры, консультационных фирмах и т.п. Нельзя забывать и о том, что электронные конференции могут являться средством межнационального общения, организованным на качественно новом уровне. Такое общение также влияет на формирование элементов информационной культуры учащихся.

- Интернет - это постоянно обновляющийся и растущий источник знаний. Всемирная расширяемая сеть (WWW - World Wide Web) позволяет осуществлять поиск, получение новой и представление собственной информации. Возможности поиска информации поистине уникальны. World Wide Web открывает огромные возможности как в объеме и видах представления информации, так и в возможностях приобщения к всемирным информационным ресурсам.

Для социально-значимой информационно-технологической подготовки учащихся интересными могут быть следующие основные направления и результаты работы во всемирной расширяемой сети (WWW).

- Поиск необходимой информации для получения знаний по той или иной теме.

- Поиск и получение необходимой информации и контактов при разработке и выполнении проекта. Представление результатов проектной деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет, а следовательно, получение отзывов, рекомендаций, пожеланий, заказов.

- Возможность реализации результатов своей деятельности посредством ознакомления с ней большого числа людей. При этом необходимы определенная маркетинговая работа, установление широких социальных связей, проведение рекламных акций.

- Формирование элементов информационно-технологической культуры при ознакомлении с международным опытом подачи информации и используемыми новыми технологиями.

- Поиск и получение в сети информации для выбора старшеклассниками будущей профессии. Зарубежные и отечественные сетевые ресурсы по профориентации содержат списки вакансий, базы данных соискателей работы, информационные узлы учебных заведений, электронные сборники, рекомендации по поведению на рынке труда и многие другие сведения. При работе в WWW появляется значительно больше возможностей для получения информационной поддержки выбора учащимися профессии, чем при использовании подписок.

- Мотивационная сторона обучения может быть подкреплена стремлением к познанию, получению новой информации, здоровой любознательностью, поисковой деятельностью, в том числе и в сфере профессионального самоопределения, и т.д.

Характеризуя школьный Интернет-клуб как воспитательную организацию, мы сравним его с аналогичными клубами коммерческой направленности, другими клубными объединениями, действующими на базе общеобразовательных школ, и со схожими по содержанию деятельности занятиями в рамках систематического обучения на уроках информатики и технологии.

В отличие от коммерческих Интернет-клубов, предоставляющих услуги по доступу к сети Интернет, исследуемый нами феномен предполагает наличие педагогического управления процессами социализации и формирования информационной культуры старшеклассников. Коммерческие Интернет-клубы не являются воспитательными организациями, и чаще всего представляют собой небольшие помещения с несколькими (до 20-ти) подключенными к сети персональными компьютерами. Владельцев таких клубов не интересует, какого рода информацию передают и получают пользователи, здесь не организуется какого-либо обучения программным продуктам. Зачастую нет здесь и собственно «клубности», т.к. состав пользователей постоянно меняется. В редких случаях спонтанно складываются более или менее устойчивые общности на основе интереса к компьютерной технике и Интернет-ресурсам.

В школьном Интернет-клубе целенаправленно организуются процессы обучения и воспитания, обязательно разрабатывается образовательная программа и программа деятельности клуба. Соответственно, в них включаются разнообразные формы работы, способствующие как обучению, просвещению воспитанников, так и организации их социального опыта, духовно-ценностной ориентации, физическому и нравственному развитию. Большое внимание уделяется формированию позитивных межличностных отношений между воспитанниками, выработке норм и правил поведения и взаимодействия, развитию общности как коллектива и самоуправления в нем. Грамотно построенная работа предполагает взаимодействие с родителями участников объединения, координацию усилий по воспитанию детей, привлечение родителей к деятельности клуба, оценке результатов. Руководитель объединения обязан контролировать соблюдение школьниками санитарных норм при работе с персональным компьютером, чему в коммерческих Интернет-клубах практически не уделяется внимания. В то же время, он может учитывать при планировании работы состояние здоровья учащихся, дифференцировать нагрузки.

Все клубные объединения, функционирующие на базе школы, различаются, в первую очередь, предметом основного вида деятельности. Чаще всего, это различные виды творчества («Клуб любителей поэзии», «Кино-клуб», «Клуб самодеятельной песни»), общение («Клуб старшеклассников»), изучение какого-либо учебного предмета. Для Интернет-клуба - это информация, освоение информационных технологий и программных продуктов для ПК. Не исключено, что какие-то формы работы, мероприятия будут, на первый взгляд, одинаковыми в разных объединениях, особенно это относится к деятельности по формированию коллектива. Однако принципиально специфическими в нашем случае являются расстановка акцентов на информационном взаимодействии и содержание образовательной программы.

Представляется возможным обнаружить отличия Интернет-клуба от других школьных клубных объединений на основе анализа способов их функционирования, выделенных Б.В. Куприяновым и А.Е. Подобиным. Способ функционирования объединения - это способ организации межличностных отношений в определенный промежуток времени, обусловленный решением актуальных задач жизнедеятельности группы, часть бытия каждого члена группы. Способы функционирования объединения определяют социальные роли их участников и характер отношений между ними. Представим, какие из описанных авторами способов функционирования характерны для школьного Интернет-клуба, и в чем их специфичность.

- «Философский кружок» предполагает обсуждение участниками объединения смысло-жизненных ценностей в режиме диалога. Данный способ функционирования является одним из принципиальных в работе Интернет-клуба, так как его участниками являются старшеклассники, а целевые установки касаются формирования информационной культуры. Специфика состоит в том, что ценностный диалог может осуществляться как «очно» («разговор по душам»), так и «заочно» через удаленный доступ на форуме клуба в сети Интернет. При этом он может растянуться во времени, участники могут возвращаться неоднократно той или иной теме, к конкретным «высказываниям» оппонентов, что позволяет более основательно обсудить волнующие вопросы.

- Для всех любительских объединений характерен способ функционирования, названный «встреча знатоков». Сеть Интернет предоставляет для этого массу возможностей, так как практически на каждом тематическом сайте имеется собственный форум, который как раз и предназначен для обмена информацией по тем или иным вопросам. Здесь можно как получить необходимые сведения, так и поделиться собственным опытом. Возникает такое взаимодействие и в «очном» режиме, особенно в случае затруднения кого-либо из участников клуба в решении конкретной проблемы.

- Аналогично способ функционирования «тусовка» (политематическое, стихийное, поверхностное общение) возникает как в Интернете (на форумах, в чатах, ICQ), так и в стенах клуба. Необходимо отметить, что старшеклассник при желании может участвовать в описанных выше режимах, находясь дома (например, во время болезни) или даже в другом городе (во время каникул), что практически не возможно в других объединениях.

- «Проектно-конструкторское бюро» также часто используется в школьном Интернет-клубе. Этот способ функционирования возникает при обсуждении программы деятельности клуба и при разработке конкретных проектов.

- Функционирование в качестве «учебного центра» реализует образовательную программу, освоение программных продуктов, собственно обучение старшеклассников. Чаще всего в качестве преподавателя выступает руководитель объединения, но возможно и взаимообучение школьников. В режиме «учебного центра» осуществляются инструктажи по технике безопасности.

- Значительное время занимает в работе Интернет-клуба способ функционирования «научно-исследовательский институт», который, зачастую, смыкается с «ремесленным цехом», что обусловлено информационным характером деятельности и получаемого продукта. Веб-дизайн, конструирование сайта или тестовой оболочки, поиск информации или изобретение способа ее подачи - все это помогает активизации познавательных интересов школьников, создает условия для освоения социальных ролей «искатель истины», «ученый», «работник».

- Мало различаются для Интернет-клуба способы функционирования «витрина» и «гастроль», так как, чаще всего, и тот, и другой реализуются дистанционно. Представление результатов собственной деятельности осуществляется как в рамках школы, микрорайона, так и на уровне города, страны и в целом мира.

- «Стройка-уборка», «штабной» и «служебный» способы функционирования, являясь обслуживающими основную деятельность, в школьном Интернет-клубе не отличаются от любого другого объединения.

Мы не обнаружили при анализе изучаемого феномена режим «репетиция», за исключением возможных подготовок к выступлениям в рамках школьных мероприятий. Однако такой важный, на наш взгляд, компонент жизнедеятельности Интернет-клуба, как двигательные упражнения с целью рекреации и здоровье сбережения, не описан ни в одном из перечисленных способов функционирования.

В рамках анализа особенностей школьного Интернет-клуба как воспитательной организации продуктивным представляется подход к типологии детских объединений, осуществленный М.Б. Кордонским и В.И. Ланцбергом в работе «Технология группы». Согласно их подходу можно выделить шесть типов объединений: учебное, функционерское, творческое, любительское, коммуникативное и миссионерское. В школьных Интернет-клубах могут просматриваться характеристики всех шести типов, однако доминируют признаки учебных (большое место в деятельности клуба занимает обучение работе с персональным компьютером, использованию возможностей Интернет, работе с информацией) и любительских объединений, где ценится компетентность, целеустремленность, уровень осведомленности, интерес к своему делу. Интернет-клуб может стать функционерским объединением в рамках школы, если сосредоточится на выполнении заказов по изготовлению тех или иных полезных продуктов (тестов, медиатек по отдельным предметам, сайта школы и т.п.). Другой вариант - уход в удовлетворение потребностей участников в творчестве и самовыражении, что ведет к доминанте процессуальной составляющей над результатом и его представлением. Специфика предмета основного вида деятельности ограничивает возможность перерасти Интернет-клубу в коммуникативное объединение. Возможно выращивание в таком клубе миссионерского объединения (или «воспитательного коллектива»), в котором нравственная составляющая окружения, соответствие поступков и суждений участников моральным нормам и установкам более значимы, чем многие другие моменты. Этому способствует культуроформирующий характер информационной деятельности, целевые ориентиры, внешняя востребованность результатов деятельности клуба.

В отличие от условий традиционного обучения (на уроках информатики, технологии и т.п.) в общеобразовательной школе занятия в Интернет-клубе характеризуются субъект-субъектным характером отношений между педагогом и воспитанниками. В данном случае срабатывает эффект учреждения дополнительного образования, где позиция педагога «мастер» дополняется позицией «вместе и наравне». Невозможно представить клубное объединение, в котором работает авторитарный воспитатель, а стиль отношений носит субъект-объектный характер, что основывается на необязательности посещения, добровольности участия ребят в деятельности клуба. Они могут сами выбирать продолжительность, а иногда и время посещения Интернет-клуба, так как образовательная программа включает достаточно много тем, предполагающих индивидуальный характер организации обучения. В то же время, старшеклассники самостоятельно выбирают осваиваемые программные продукты, что возможно при модульном построении программы, а также видов деятельности, что реализуется через коллективное планирование, привлечение ребят к разработке программы деятельности клубного объединения.

Таким образом, вопросы педагогики клуба, воспитания ребенка в клубном объединении разрабатывали в своих трудах В.А. Беседина, В.А. Воловик, П.Ю. Воронин, А.К. Ворошилов, А.А. Зотиков, В.Т. Кабуш, В.В. Калинин, С.Л. Паладьев, В.В. Полукаров, А.П. Романов, В.Е. Триодин, В.В. Туев и другие. Большинство авторов сходится во мнении, что клуб объединяет людей, имеющих общие интересы, и является формой самодеятельности.

Изменение структуры современного досуга привела к значительному усилению влияния Интернет на молодежь, что ставит задачи педагогического управления процессами взаимодействия школьников в информационной среде. Одним из средств такого управления может быть школьный Интернет-клуб, который мы рассматриваем, исходя из концепции А.В. Мудрика, как воспитательную организацию.

Школьный Интернет-клуб  - это действующее на базе общеобразовательной школы организационно оформленное объединение старшеклассников, интересующихся компьютерной техникой и информационным технологиями, в основе которого лежит информационная деятельность с возможностью доступа к сети Интернет. Как воспитательная организация школьный Интернет-клуб реализует функции приобщения личности к культуре общества (в т. ч. информационной), создания условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации, автономизации подрастающих поколений от взрослых, дифференциации воспитанников в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

Анализ педагогической литературы и собственного опыта позволил выделить особенности школьного Интернет-клуба как воспитательной организации.

В отличие от коммерческих Интернет-клубов, предоставляющих услуги по доступу к сети Интернет, исследуемый нами феномен предполагает наличие педагогического управления процессами социализации и формирования информационной культуры, что выражается в целенаправленной организации процессов обучения и воспитания, возможности включения в программу деятельности клуба разнообразных форм работы, контроле над соблюдением санитарных норм, состояния здоровья учащихся, возможности взаимодействия с родителями старшеклассников.

От других клубных объединений, функционирующих на базе школы, Интернет-клуб отличается специфичностью предмета основного вида деятельности (информация, освоение информационных технологий и программных продуктов для ПК), возможностью удаленного участия в некоторых способах функционирования объединения посредством связи через Интернет с домашнего компьютера («философский кружок», «тусовка», «встреча знатоков»).

Школьный Интернет-клуб как воспитательная организация характеризуется субъект-субъектным характером отношений между педагогом и воспитанниками, добровольностью участия, самостоятельным выбором старшеклассниками видов деятельности, осваиваемых программных продуктов, продолжительности и времени посещения в отличие от условий традиционного обучения (на уроках информатики, технологии и т.п.) в общеобразовательной школе.

 

АВТОР: Пигузов А.А.