07.04.2012 2611

Система непрерывной подготовки учителей ОБЖ в Тульском регионе

 

Одной из характерных особенностей непрерывного образования является гибкость и многообразие используемых средств, технологий, способов и организационных форм, открытость образовательной систем по отношению к дальнейшему совершенствованию и развитию.

Продолжая мысль В.Г. Подзолкова о том, что согласно современной концепции непрерывного образования в его структуре должна быть осуществлена сквозная вертикальная интеграция ступеней непрерывного образования, обеспечивающая поступательность ее общего и профессионального образования мы приходим к выводу, что такая модель вертикальной интеграции может быть получена благодаря использованию резервов обеспечения непрерывности педагогического образования - преодоление традиционной разобщенности педагогических учебных заведений, реализующих различные уровни педагогического образования, путем формирования гибких образовательных структур - комплексов учебных заведений. Они представляют собой объединения нескольких учебных заведений в связанный комплекс, осуществляющий ступенчатую подготовку педагогических кадров, которая предполагает последовательное получение специалистом разных квалификаций.

В целях комплексной реализации концепции непрерывного образования Гособразованием СССР в 1990 году было утверждено «Типовое положение об учебном комплексе педагогических учебных заведений» (приказ от 3.01.1990 г. №2) и определены его следующие задачи:

- организационное обеспечение поиска и апробации различных форм допрофессиональной педагогической подготовки молодежи;

- совершенствование технологии и методики отбора абитуриентов и практики формирования контингента студентов педагогических учебных заведений;

- обеспечение непрерывной педагогической практики студентов, широкое привлечение к научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям обучения и воспитания;

- создание необходимых условий для социального развития личности учителя, формирования нового педагогического мышления;

- обновление образовательной системы и интенсификация процесса подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Эксперимент по созданию учебно-педагогических комплексов уже в последующие два года получил значительное развитие и признание. Так в докладе «Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития», разработанном Министерством образования РФ в 1991 году, отмечалось следующее: «В наиболее развитых в педагогическом отношении регионах наблюдается сегодня тенденция к интеграции образовательных структур - создаются центры непрерывного образования и учебно-научно-педагогические комплексы, включающие школы, педучилища, педвузы, институты усовершенствования учителей, различные формы дополнительного образования. Можно ожидать усиления этих тенденций, поскольку создание интегрированных образовательных структур позволяет организовать кооперацию в условиях дефицита квалифицированных кадров, сосредоточивать усилия на наиболее слабых или перспективных направлениях, а также осуществлять широкий ресурсный маневр - от использования материально-технической базы до более эффективного использования кадрового потенциала».

В решении Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 декабря 1997 г. № 15/2 «О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации» отмечалось, что за последние годы в высшем педагогическом образовании произошли существенные структурные изменения, поскольку сформировались различные пути получения высшего педагогического образования, реализуемые педагогическими вузами в рамках учебно-научно педагогических комплексов «педагогический колледж - педагогический вуз», которым принадлежит особая роль в развитии педагогического образования как открытой, гибкой и вариативной системы, развивающейся с опорой на традиции отечественного образования и науки.

В соответствии с современной концепцией непрерывного образования сотрудниками кафедры «Машиноведение и безопасность жизнедеятельности» Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого под руководством д.п.н., профессора, академика М.Б. Суллы и к.п.н., профессора В.М. Заенчика в целях осуществления непрерывной подготовки будущих учителей ОБЖ в 1995 году был создан учебно-научно-педагогический комплекс «Тульский педагогический колледж №1 - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого - Институт гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ - Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».

В результате в настоящее время сложилась стройная структура подготовки будущих учителей ОБЖ по «сквозным» учебным планам среднего, и высшего педагогического образования, являющаяся неотъемлемой частью региональной системы непрерывного педагогического образования.

При разработке этой системы авторы опирались на основы педагогических систем, предложенных В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королевым, Н.В. Кузьминой, О.П. Околеловым.

Основой для разработки системы непрерывной подготовки учителей ОБЖ в Тульском регионе стала система непрерывного профессионального педагогического образования, созданная научным коллективом Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого под руководством д.п.н., проф. Н.А. Шайденко и реально функционирующая в Тульской области.

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого в течение ряда последних лет выполняются исследования по единому заказу Министерства образования РФ по теме: «Разработка концепции функционирования системы непрерывного педагогического образования».

Названные выше учебные заведения входят в состав учебно-научно-педагогического комплекса (УНПК), что позволяет существенно

развить процесс интеграции высшей и средней профессиональной педагогической школы. Учредителями УНПК являются департамент образования Тульской области, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого и Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульский области.

Тульский педагогический колледж №1 ведет подготовку по 9 специальностям, включая 0312 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной специальностью 330100 «Безопасность жизнедеятельности». Выпускники ТПК №1, успешно сдавшие экзамены в ТГПУ им. Л.Н. Толстого зачисляются на 3 курс по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульский области (ИПК и ППРО ТО) осуществляет повышение квалификации учителей ОБЖ по программе «Повышение квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ», разработанную А.С. Кольцовым и рассчитанную на 124 часа. В основу программы положены идеи системного, эколого-ноосферного подходов к образованию, обновления психолого-педагогических знаний, а также современные концепции модернизации содержания образования.

В 2001/2002 учебном году под научным руководством д.т.н., профессора Ю.А. Арсеньева в ИПК и ППРО ТО открыта научно-исследовательская лаборатория «Гражданская, экономико-правовая культура и безопасность субъекта образования».

ИПК и ППРО ТО совместно с Институтом гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ принимает активное участие в областных мероприятиях по вопросам безопасности жизнедеятельности и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Интегративный подход, реализующийся в рамках учебно-научно-педагогического комплекса «Тульский педагогический колледж №1 - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого - Институт гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ - Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульский области» по непрерывной подготовке будущих учителей ОБЖ проявляется в следующем:

- непрерывность и многоуровневость образовательной системы;

- многоступенчатость профессиональной подготовки учителей ОБЖ;

- преемственность и сопряженность учебных планов;

- вариативность и гибкость образовательных программ;

- многофункциональность учебных заведений, входящих в комплекс.

При разработке интегрированных учебных планов авторы исходили не из абсолютного количества часов, выделяемых на изучение конкретных дисциплин в среднем или высшем учебном заведении, а из структуры планов, в которых были полностью учтены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности» для средней и высшей школы.

Создание интегрированных учебных планов и согласование учебных программ позволяет обучающимся к определенному этапу овладеть достаточными знаниями, которые являются необходимыми для продолжения обучения на следующим этапе. Учебно-научно-педагогический комплекс «Тульский педагогический колледж №1 - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», с одной стороны, дает возможность пополнить контингент обучающихся в высшем учебном заведении студентами, имеющими соответствующую квалификацию после окончания среднего профессионального педагогического учебного заведения. С другой стороны, выпускники педколледжа получают среднее профессиональное педагогическое образование и квалификацию учитель, изучив при этом часть дисциплин общекультурного, психолого-педагогического, медико-биологического и предметного блоков, которые изучаются на начальных курсах педвуза. Поэтому было целесообразно не только предоставить выпускникам педколледжа возможность получить высшее профессиональное педагогическое образование, но и рационально сократить продолжительность обучения в вузе.

Сокращение сроков обучения стало возможным благодаря созданию специальных групп, обучающихся по интегрированным учебным планам с последующим обучением в педвузе по основным учебным планам в составе существующих групп с началом обучения на 3 курсе.

В соответствии с решением Ученого совета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и педагогического совета Тульского педагогического колледжа №1 разработка интегрированных учебных планов осуществлялась путем согласования содержания учебных планов, программ учебных дисциплин, сроков обучения в вузе до 3 лет, обеспечивая тем самым удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего профессионального педагогического образования.

Разработанный учебно-методический и дидактический комплекс для данной специальности включает необходимое организационно-методическое, программное и дидактическое обеспечение. Цикл специальных дисциплин предметной подготовки состоит из пятнадцати учебных предметов, охватывающих 1-10 семестры, четырех дисциплин специализации, двух предметов национально-регионального (вузовского) компонента, двух курсов по выбору, педпрактики, курсовых работ по специализации и государственного экзамена по безопасности жизнедеятельности с методикой преподавания ОБЖ.

Совместно с Институтом гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ теоретически обоснована, спроектирована, создана и внедрена в учебный процесс взаимосвязанная и взаимообусловленная содержанием система кабинетов, лабораторий и аудиторий, включающая в себя в качестве специализированных: лабораторию безопасности жизнедеятельности, кабинет охраны труда, компьютерный класс, кабинет интенсивных методов обучения, 6 специализированных лабораторий, включая кабинет безопасности дорожного движения.

В основе функционирования системы непрерывной подготовки учителей ОБЖ лежит принцип непрерывности и преемственности образования, который позволяет четко определить место системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в системе «педучилище - педвуз - учреждения повышения квалификации педагогических работников».

До профессиональная подготовка учителей ОБЖ предполагает усиление интеграции деятельности отделов народного образования, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений по созданию системы профориентации, профдиагностики и профотбора на основе координации функционирования уже существующих форм ориентации на профессию учителя ОБЖ (кадетские корпуса подготовки спасателей, педагогические классы, школы будущего учителя и т.д.)

Профессиональное педагогическое образование включает в себя педагогические училища, колледжи, институты и университеты. Суть создания модели региональной системы педагогического образования заключается в том, чтобы реализовать принцип преемственности всех этапов профессионального становления учителя, что позволит индивидуализировать подготовку педагогических кадров на основе учета личных профессиональных запросов будущего учителя ОБЖ и образовательных потребностей региона.

Послевузовское образование учителя ОБЖ в качестве ведущей цели предполагает повышение эффективности профессионально-личностной адаптации; самообразовательную работу по дальнейшему развитию педагогического мышления; дальнейшее формирование профессионально-педагогических умений и навыков для выработки индивидуального стиля профессиональной деятельности; переподготовку и повышение квалификации с целью реализации личных образовательных потребностей.

Четкое определение целей профессионального становления на всех этапах системы непрерывного педагогического образования позволяет избавиться от существующей размытости критериев оценки степени реализации своих функций на каждом уровне подготовки педагогических кадров.

На наш взгляд, многоуровневая система более эффективна с точки зрения профессиональной подготовки специалиста. Профессионализация учителя начинается достаточно рано и идет параллельно с образовательным процессом.

Ступенчатая система подготовки педагогических кадров, являющаяся отличительной особенностью организации обучения в учебно-педагогических комплексах, основывается на профессиональном самоопределении студента и на конкурсном отборе для обучения на следующей ступени.

Профессиональное самоопределение будущих учителей ОБЖ в условиях учебного заведения со ступенчатой системой подготовки связано со сформированностью ценностно-мотивационной, мировоззренческой сферы, с глубоким осознанием смысла педагогической деятельности, направленной на сохранение человеческой жизни как наивысшей ценности. В более сложных случаях, когда переход на следующую ступень связан с конкурсными условиями, должен быть организован профессиональный отбор таким образом, чтобы можно было проверить профессионально значимые способности и мотивационную готовность к деятельности более высокого порядка, а также способность к обучению на следующей ступени обучения. Преимущество ступенчатой системы подготовки будущих учителей ОБЖ состоит в более основательной профориентации и осознанном выборе профессии.

Таким образом, созданный учебно-научно-педагогический комплекс «Тульский педагогический колледж № 1 - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого - Институт гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ - Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульский области», представляющий собой модель вертикальной интеграции учебных заведений, реализующих различные уровни подготовки будущих учителей ОБЖ и функционирующий с 1995 года в Тульском регионе показал свою высокую эффективность по ряду важнейших факторов и условий, из которых определяющими являются объединенная учебно-материальная база и высокий кадровый потенциал, обеспечивающий эффективное функционирование всех звеньев системы.

 

АВТОР: Пискарев Н.Н.