07.04.2012 7695

Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов

 

По мнению академика МАНЭБ A.M. Якупова безопасное поведение участника дорожного движения - это специфические действия человека, совершаемые им при непосредственном участии в дорожно-транспортном процессе, которые не приводят к нарушению устойчивости или автономности движения транспортных средств во времени и в пространстве и, тем самым, не создают условий для возникновения опасных (аварийных) ситуаций. В случае появления последних, правильные действия позволят ему (участнику) успешно противостоять опасным ситуациям, т.е. выйти из них при минимальном ущербе для себя и окружающих.

При раскрытии причинно-следственного механизма аварийности процесс дорожного движения рассматривается как определенная социотехническая система «Человек - транспортное средство - дорога и среда».

Очевидно, что оптимальность функционирования этой системы определяется как самостоятельными характеристиками отдельных ее элементов («человек», «транспортное средство», «дорога»), так и характеристиками подсистем («человек - транспортное средство», «человек - дорожная среда» и «транспортное средство - дорожная среда»). Безопасность функционирования всей системы «Ч -Тс -Дс» зависит главным образом от надежности элемента «Человек». Именно человек является основным элементом процесса движения. В этом случае он выступает и как «активный» участник самого процесса (водитель, пешеход, пассажир), и как «пассивный» участник: конструктор, изготовитель и эксплуатационник дорог и сооружений, организатор и контролер движения. И, конечно, же надежность элемента «Человек» в основном определяется уровнем подготовленности: обученностью, работоспособностью, дисциплинированностью, профессиональной пригодностью и т.п.

Учитывая все это, можно утверждать что, данный элемент системы «Ч - Тс - Дс» представляет собой социальную подсистему, т.к. человек - основной элемент процесса движения. Из этого следует, что в момент столкновения двух или нескольких транспортных средств, т.е. совершения ДТП, сталкиваются не сами Тс, а по сути сталкиваются либо водители транспортных средств, либо в косвенной связи - водители с проектировщиками дорог или конструкторами Тс, или эксплуатационниками того либо другого.

Но если в такой ситуации участники ДТП находятся примерно в равных условиях - защищены «бронью», например, кузовом автомобиля, то в ситуации, когда сталкивается водитель и пешеход, условия несравнимо разные. И чтобы повлиять на безопасность движения, нужно влиять прежде всего на человека. На водителя и пешехода, на проектировщика, производителя и эксплуатационника.

С этой целью были исследованы отношения «водитель - пешеход - пассажир» как отношения активных компонентов элемента «человек». Эти отношения являются психолого-педагогической основой непрерывной подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении. Управление транспортным средством, равно как и движение пешеходов, рассматривается (в технологическом плане) как работа оператора человеко-машинной системы. В этом случае человек выполняет последовательно следующие операции: восприятие информации о дорожно-транспортной ситуации, анализ и оценка информации для принятия правильного решения о режиме движения, прогнозирование развития ситуации на последующий период, принятие решения о режиме движения, реализация принятого решения путем манипулирования с органами управления.

Анализ специальной литературы по проблеме причинно-следственного механизма возникновения ДТП (Ю.С. Боровер, В.И. Жулев, П.П. Калиновский, Г.И. Клинковштейн, В.В. Майоров и др.) приводит к выводу, что утверждение: «Причиной ДТП является нарушение Правил дорожного движения», по меньшей мере, неверно.

И.К. Коршаков утверждает, что возникновение ДТП является результатом случайного стечения обстоятельств. Но случайность не есть беспричинность. Беспричинных явлений не бывает. Установлено, что причиной ДТП является неправильное (опасное) поведение человека в период подготовки, организации или участия в дорожно-транспортном процессе. Следствием такого неправильного поведения выступает нарушение норм безопасности движения (Правила: дорожного движения, технической эксплуатации транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов, Технические условия, ГОСТы, Строительные нормы и правила на проектирование, строительство и эксплуатацию автодорог и инженерных сооружений, технических средств регулирования движения и т.д., и т.п.). Результат опасного поведения человека - возникновение аварийной ситуации, которая очень часто переходит в дорожно-транспортное происшествие.

В дорожном движении человек может вести себя опасно (неправильно) по следующим причинам: незнание мер обеспечения безопасного движения; отсутствие навыков выполнения безопасных действий; нежелание (пренебрежение) выполнять безопасные действия; неумение прогнозировать обстановку; подчинение старым опасным привычкам поведения; потеря бдительности и самоконтроля; неумение действовать безопасно в резко (внезапно) изменяющейся окружающей среде. Безусловно данный перечень можно продолжить. Но и без этого видно, что причиной ДТП является неправильное (опасное) поведение человека, будь то водитель, пешеход или пассажир. Именно опасные действия человека, вызванные незнанием, неумением или нежеланием (пренебрежением) правильно оценить дорожную обстановку, принять единственно правильное решение и выполнить безопасные действия, являются причиной страдания и болью многих участников движения.

Системно-структурный анализ ДТП показывает, что наезды на пешеходов составляют около 30% от всех видов дорожно-транспортных происшествий и происходят в основном из-за ошибок в поведении участников движения. Для предупреждения таких происшествий был выявлен характер и причины ошибок, совершаемых пешеходами.

Наибольшее количество погибших пешеходов приходится, как правило, на возраст до 10 лет и старше 64 лет. Это наиболее уязвимые участники движения, так как дети еще не осознают всей опасности дорожного движения, а у пожилых снижается скорость ходьбы, ухудшается реакция, ослабляются зрение и слух.

Почти 80% всех наездов происходит при внезапном появлении пешехода перед движущимся транспортным средством. Выявлено, что при скорости до 15 км/ч пешеходы получают в основном легкие телесные повреждения (последствия легкой тяжести), 15 - 25 км/ч - менее тяжкие (последствия тяжелой степени). Наезды на пешеходов при скорости автомобиля более 40 км/ч зачастую вызывают последствия особо тяжелой степени, что приводит к смертельному исходу.

Свыше 60% всех травм пешеходы получают при ударе о дорожное покрытие и окружающие предметы. Отмечаются случаи перемещения пешехода при наезде передней частью легкового автомобиля по капоту на крышу и далее - по крыше кузова до падения с крыши на проезжую часть. При этом пешеход получает тяжкие телесные повреждения жизненно важных органов: головы, груди и др. Как правило, последствия в этих случаях особо тяжкие.

В результате исследований, проведенных A.M. Бердиным, Э.П. Эпштейном, О.А. Заленским, Б.С. Михайловым, И.К. Коршаковым, Ю.С. Сидоровым и другими, установлена локализация травм, вызывающих смертельный исход. Видно, что наиболее часто к такому исходу приводят травмы головы (черепно-мозговые травмы) и травмы нескольких областей тела (сочетанные). Данные являются обобщенными всех исследуемых ДТП.

При технико-медицинском анализе телесных повреждений пострадавших установлено следующее распределение травм по степени тяжести: легкие - 21%, менее тяжкие - 17,2%, тяжкие - 43,3%, смертельные -18,8%.

Особую тревогу вызывают дорожно-транспортные происшествия с участием детей. Из-за неумения применять знания безопасного поведения в конкретной дорожной ситуации погибают и получают травмы соответственно 44% и 53% детей до 16 лет от числа всех погибших и раненных в ДТП.

По возрасту детский дорожно-транспортный травматизм в процентном отношении распределяется примерно следующим образом:

Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям на дороге обусловлена такими особенностями его психофизиологического развития, как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- процессы возбуждения сильнее процессов торможения;

- потребность в движении преобладает над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности выделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на резкие сильные раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные вше, ограничиваясь только беседами с детьми и словесными наставлениями невозможно. При движении по дороге, как и при любом другом движении, действуют не столько знания, сколько привычки и стереотипы поведения, которые можно выработать только в реальных условиях улицы. Вот почему у детей необходимо формировать навыки наблюдения за дорожным процессом, анализа ситуаций и ориентирования в них, самоконтроля, а также способствовать формированию навыка безопасного поведения на дороге, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения.

Неблагополучное положение на российских дорогах не исчерпывается описанными выше причинами. Не последнюю роль здесь играет недостаточный уровень обучения детей в детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием необходимой материальной базы для организации занятий, нехваткой или полным отсутствием учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей и учителей, отсутствием подготовки учителей ОБЖ по предмету «Безопасность дорожного движения».

 

АВТОР: Пискарев Н.Н.