08.04.2012 2390

Основные понятия и сущность локально-экзистенциальной с инвариантными характеристиками среды воспитания военнослужащего

 

Рассмотрим значение понятий, составляющих название разработанной нами среды воспитания военнослужащих - локально-экзистенциальная с инвариантными характеристиками. Прежде всего несколько пояснений, касающихся понятия «среда воспитания», которая понимается нами как совокупность обстоятельств, обусловленных государственными потребностями, социально ценностных, значимо влияющих на личностное развитие военнослужащего и содействующих его вхождению в современную военную культуру - профессионально-обусловленную субкультуру - в результате решения задач жизнедеятельности и самовоспитания. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение.

Среда воспитания создается на фоне процесса воспитания, который широко понимается нами как любой процесс, формальный или неформальный, который помогает реализовать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения, ценности и стимулирующие их желание вырабатывать модели, алгоритмы и технологии самовоспитания.

Локальность среды воспитания связана с тем, что в рамках ее существования конкретные цели воспитания достигаются по подготовке военнослужащего в строго ограниченный период времени к выполнению его профессиональных задач в определенном, конкретном месте. Локальность среды воспитания - это целенаправленное включение в нее конкретных, узкоспециальных факторов, призванных формировать определенную систему социально-значимых качеств личности военнослужащего, развитие его определенных взглядов, убеждений и ценностей, выводящих его на осознанный процесс самовоспитания. Локальность среды воспитания обуславливается формированием определенных качеств личности в приложении к определенному роду профессиональной деятельности военнослужащего в результате субъект-субъектных отношений, связанных с его саморазвитием и автономным развитием. И, наконец, локальность среды воспитания подтверждается еще и тем, что она исследуется и анализируется на примере ее функционирования только в конкретном роде вооруженных сил РФ - в ракетных войсках стратегического назначения, дифференциальные признаки которых можно представить в следующем виде: техническая сложность данного вида войск, требующая глубоких знаний автоматики, кибернетики, радиотехники; большая плотность размещения деталей: счетно-вычислительные устройства, электронная память, информационная емкость, современные системы управления ракеты и т.п.; повышенная психологическая нагрузка военнослужащих: любое решение должно приниматься при строгом временном ограничении; в период подготовки к боевому дежурству наличие современной учебной базы в качестве неотъемлемой части оснащения учебно-тренировочной аппаратурой; предусмотренная одноразовость пуска ракеты как летательного аппарата; абсолютная невозможность тренировочного «пробного» пуска ракеты на боевом ракетном комплексе; систематическая ежедневная тренировка каждого номера боевого расчета для того, чтобы довести до автоматизма его действия при подготовке ракеты к пуску; наличие разнообразных макетов и пособий, в которых нужно разобраться, изучив инструкции к многообразной технике; овладение действием индивидуальных и коллективных тренажеров, не отличающихся от боевых пультов и агрегатов по виду и по условиям работы; несение сложного, с физиологической и психологической точек зрения, боевого дежурства; наличие воинского мастерства на основе коллективного действия боевых расчетов; особое значение наличия коллективного фактора; умение осуществить технические проверки стратегического ракетного комплекса при постановке его на боевое дежурство, а также, - при проведении регламентных работ, обеспечивающих постоянную боевую готовность ракетного комплекса в любых условиях. Регламент - это окончательная и генеральная подготовка всего ракетного вооружения к его боевому дежурству.

Специфичность, сложность, необходимость высокой степени профессионализма в разных областях науки и техники дает возможность сформировать компетенции, которые помогут отслужившему солдату выдержать конкуренцию, найти и занять свою социальную нишу в гражданской жизни; они превращаются в значимые стимулы воспитания солдат.

Содержание воспитания служит действительному развитию личности, т.е. оно - качественная сторона и составная часть развития личности, которое воспринимается как воспитание в процессе жизненных отношений людей, их жизнедеятельности. Развитие личности наполняет воспитание содержанием, а овладение опытом оформляет, формирует этот процесс.

Высшей формой развития личности выступает автономное развитие, которое мы связываем с выбором каждого человека из окружающего его мира тех ценностей, факторов, отношений, которые в ходе самопознания и самоосознания человек считает необходимым включить в свою жизнедеятельность - общение, учение, исследование, практику. Автономное развитие личности человека всегда прагматично, в положительно окрашенном значении этого слова, по отношению к развивающейся личности. Автономное развитие приводит, в конечном итоге, к самоопределению, самоутверждению и самореализации личности.

Используемое в работе слово-определение экзистенциальный восходит к латинскому слову ex-sisto (existo) и имеет значение «обнаруживаться», «существовать»; соответствующее английское слово «existential» имеет несколько значений: «жизненный», «наличный», «существующий»; это слово понимается нами как «имеющий важное значение», «наличный», «существующий фактор» в среде воспитания военнослужащего; это фактор, характеризующий жизненное окружение субъектов рассматриваемой среды воспитания. Данный фактор имеет глобальные тенденции в развитии современного мирового сообщества, которые включают готовность к решению различных проблем мирового уровня и усиление степени социальной ответственности личности не только за собственную судьбу, но и судьбы мира в целом. В основе такого подхода лежит модель классического экзистенциализма в его воспитательном аспекте, где человек сам является создателем и субъектом собственного опыта. Человек сам добивается истины, сам корректирует свои знания, сам определяет и контролирует нормы своего поведения. Таким образом, данная концепция отдает, по замечанию Сартра, каждого человека во власть самому себе. Следует отметить, что педагоги и психологи на протяжении истории развития педагогики и психологии неоднократно обращались к вышеупомянутому слову-определению «экзистенциальный» и к понятию, созданному на его основе, экзистенциализм, причем трактовки последнего разными учеными различны.

Подчеркивается, что экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) рассматривает существование как индивидуальную духовную жизнь (Шеллинг, Хейдеггер, Ясперс). Это философия свободы. Отправной пункт - чистое самосознание. В противопоставлении пары «существование» и «сущность» первично «существование». Свобода понимается как свобода воли, дающая право личности действовать автономно, при этом акцентируется тот факт, что экзистенциализм делает человека духовным страдательным началом, жизнь которого рассматривается как существование (экзистенция), направленное в ничто и сознающее свою конечность и смерть.

Считается, что экзистенциализм (от позднелатинского exsistentia - существование) делится на два направления: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие «экзистенция» (человеческое существование) понимается как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существования в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Характерные черты экзистенциализма - пессимизм, субъективистское толкование свободы, отрицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения реальности.

Констатируется, что экзистенциализм, или философия существования, - это два переживания человеком своего бытия в мире. Представители - Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Экзистенциализм - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Отрицается существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Потому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя.

И поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель, по мнению экзистенциалистов, должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм здесь выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения. На основе теории экзистенциализма В. Франкл создает свой экзистенциальный анализ, в котором он поднимает вопрос о смысле жизни, без поиска ответов на который не может разрабатываться любая система воспитания. Экзистенциальный анализ, созданный им, помогает человеку бороться с такими страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными жизнью. В. Франкл считает, что объективно существует какой-то сверх смысл, напоминающий веру в Бога. Тот человек, который верит в сверх смысл, осознает, что содержание его жизни охраняется и оберегается кем-то свыше.

Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, В. Франкл называет созидательными. Помимо созидательных ценностей существуют ценности, реализуемые в переживаниях. Это ценности переживаний. Они проявляются в благоволении перед произведениями искусства. Третья категория ценностей относится к факторам, ограничивающим жизнь человека. Это ценности отношения: отношение человека к своей судьбе, доле; то, как он несет свой крест; то мужество, которое он проявляет в страданиях; достоинства, которое он проявляет, когда он приговорен и обречен.

Вывод В. Франкла состоит в следующем: жизнь человека никогда не может быть бессмысленной, и он обязан искать и реализовывать ценности до последнего момента своего существования, т.к. ценности отношения всегда ему доступны. Ценности могут быть ситуативны и вечны. «Что является вашим долгом?» - задает вопрос Гете. - «Требования каждого дня», - отвечает он на свой вопрос. В. Франкл считает, что человек похож на скульптора, который из бесформенного камня ваяет свою жизнь, свои особые, единичные произведения искусства. И поступать следует так, как поступает скульптор. Человек должен жить по формуле: быть - значит отличаться. Существование человека как личности означает абсолютную непохожесть его на других. Быть человеком - это значит не только не походить на других, но также уметь становиться непохожим на себя, т.е. уметь изменяться.

Обладание личностно-значимыми ценностями облегчает человеку принятие решений в типичных ситуациях. А когда он бездумно принимает ценности общества, в котором он живет, он вообще избавлен от поиска решений. И, по выражению Ницше, как верблюд, несет на себе эти, может быть, совершенно не нужные ему ценности. Но человеку приходится расплачиваться за это бездумие, ибо ценности общества могут войти в противоречие с уникальными ценностями, которые возникают в процессе переживания ситуации. Та ценность, которая переживается, всегда считается рангом выше и осуществляется в ущерб остальным. Смысл обнаруживается, а не придумывается. Смысл - это нечто, что нужно найти. В. Франкл предлагает искать смысл с помощью совести. Он считает, что для личности уникальный смысл сегодня - универсальный смысл завтра.

В. Франкл замечает, что традиции рушатся, происходит падение универсальных ценностей, а новые не создаются. Поэтому все большее количество людей охватывается экзистенциальным вакуумом. Поэтому сейчас задача воспитания состоит в том, чтобы развить способность принимать независимые решения. Когда начинают терять значимость десять заповедей, человек должен научиться прислушиваться к десяти тысячам заповедей, заключающихся в уникальных ситуациях, из которых состоит его жизнь, полагаясь только на свой разум, свою совесть.

Мы можем ошибаться, но возможность ошибки не избавляет нас от принятия решений: возможно, моя совесть ошибается, но я допускаю, что, возможно, совесть другого человека права. Это влечет за собой смирение, скромность и терпимость к другому мнению. Итак, смысл определения «экзистенциальный» и связанного с ним по значению понятия «экзистенциализм» привлекал внимание многих педагогов и психологов, что свидетельствует о реальной значимости данного явления, о его роли и влиянии на развитие и становление личности. Все вышеописанное подтверждает значимость включения теории об экзистенциальности в наше исследование. И, наконец, обратимся к понятию «инвариантные характеристики», включенному в название рассматриваемой нами среды воспитания. Здесь нам следует отметить следующее.

Инварианты педагогические - это педагогические истины, не подлежащие пересмотру. Термин введен в педагогику французским педагогом С. Френе, который разработал 30 инвариантных принципов на основании гуманистической педагогики: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение в школе зависит от его психологического склада и состояния здоровья; никто - ни ребенок, ни взрослый - не любит, чтобы ему приказывали; как правило, любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма и т.п. Инвариантность - характеристика того, что не изменяется.

В исследованиях восприятия и научения - это те аспекты стимульного мира, которые проявляют более высокую степень инвариантности, по сравнению с другими аспектами, изучаются быстрее и легче. Обобщая все вышесказанное, мы предлагаем таким образом определить воспитательную среду, создание которой считаем перспективной: «Локально-экзистенциальная с инвариантными характеристиками среда воспитания личности военнослужащего есть совокупность постоянных экзистенциальных факторов, обусловленных государственными потребностями и особенностями ракетных войск стратегического назначения как рода вооруженных сил, содействующих вхождению военнослужащего в профессионально-обусловленную субкультуру, что дает возможность личности военнослужащего развиваться сообразно своим ценностям, выводя ее, через выбор, на уровень самовоспитания в поисках смысла существования в процессе переживания возникающих ситуаций и принятия независимых действий для их разрешения».

Представляется целесообразным определиться сейчас еще с одним понятием, которым мы будем оперировать далее, - это понятие «документ».

Документ понимается нами как «основание для выработки управленческих решений, их принятия и исполнения. Он обеспечивает сохранение, накопление, передачу и использование управленческой информации. Документы, использующиеся для целей управления, - уставы, правила, положения, инструкции, приказы, решения, протоколы, акты - представляют собой организационно-распорядительные документы». Действия каждого из субъектов рассматриваемой нами среды воспитания мы будем связывать с определенным документом, обуславливающим действия каждого субъекта в процессе воспитания и его роль в создании нужной среды воспитания, удовлетворяющей нашим целям и задачам.

Задачу данного исследования мы видим в установлении инвариантных характеристик локально-экзистенциальной среды воспитания военнослужащих, поскольку, представляя военную педагогику, наше исследование ставит своей целью разработать определенную парадигму гуманистических отношений субъект-субъектного характера, способствующую решению боевых задач воинских подразделений. Задача, которую нам предстоит решить достаточно сложна, в армии много лет был принят авторитарный стиль воспитания, соответствующий идеологизации последнего. Командир и воспитатель воинского подразделения должны быть достаточно подготовлены в педагогическом и психологическом плане к тому, чтобы перейти к демократическому стилю воспитания, не скатившись к попустительскому, панибратскому стилю в расчете на завоевание дешевого авторитета у подчиненных.

Инвариантные характеристики локально-экзистенциальной среды воспитания личности военнослужащего включают облигаторный, но не конечный, перечень инвариантов.

Следует особо подчеркнуть, что исследуемая среда воспитания содержит не простую интегральную сумму действующих в ней инвариантных характеристик, а формирует на основе их учета новые качества личности военнослужащих, обусловленные взаимодействием этих инвариантов, направленным на выполнение боевой задачи и на создание сплоченного воинского коллектива, на снижение уровня конфликтности в коллективе при использовании личностно ориентированных методов разрешения этих конфликтов, на самовоспитание личности, способной качественно выполнить поставленную боевую задачу, а также - реализовать свой личностный потенциал, в стремлении обеспечить свою социальную востребованность в гражданских условиях жизнедеятельности, путем приобретения совокупности необходимых для этого профессиональных компетенции.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.