08.04.2012 2509

Характер саморазвития личности военнослужащего

 

Еще Р. Декарта интересовало движение мысли в преобразовании себя, перерождении, т.е. рождении нового человека в теле человека ветхого. «Мыслю, следовательно, существую», - говорили древние. Если каждый в своей жизни сделает что-то с собой сам, то и вокруг что-то сделается; это новое индуцируется среди миллиона людей. Встал на тропинку, считали древние, не сворачивай. Лучше неправильно выбранной одной тропинки с решительностью придерживаться, чем проявлять нерешительность. Пробуждение человека - его второе рождение. «Моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли», - писал Декарт. При сильных переживаниях Декарт рекомендовал следующее: достаточно рассматривать мир как театр, и не придавать своим личным драмам большего значения, чем драмам воображаемых персонажей, разыгрываемым актерами.

Мир всегда нов, в нем еще ничего не случилось и случится только с тобой; в нем всегда есть для тебя место и оно тебя ожидает; если все в этом мире зависит только от меня, то без меня в мире не будет порядка, истины, красоты. Декарт своей жизнью демонстрировал то, что в XX в. стало называться редукцией (заключение в скобки натурального или объективного мира, вглядывание в феномен). Редукция - срезание всего, что вошло в тебя помимо тебя и требует расшифровки - личного управления. У греков возраст «акмэ» (вершина, расцвет, которые приходятся на 30-35 лет) - это символ перевода человека в зрелую жизнь, когда предпринимается редукция мира и происходит окончательное становление «самости».

Ренэ Декарт написал «Правила для руководства ума» (1628 г.), т.е. правила пользования собственным умом. Каждый человек должен принять решение освободить свое воображение от всех несовершенных идей, запечатленных в нем ранее и серьезно взяться за формирование новых идей, упорно употребляя на это все способности своего разума.

Хоть раз в жизни надо решиться убрать все, стереть и заново, на полную катушку, начать думать самому, всерьез, но «под знаком Бога», и начать свое самопознание, самоосознание и самовоспитание. Самовоспитание - это активная деятельность человека, согласно первой точке зрения из трех, которые мы хотели бы упомянуть здесь, в области формирования собственных взглядов, мнений и характера в соответствии с принятой им моделью личности и нравственными идеалами. В диалектической теории оно занимает свое место в следующем ряду: наследственность, среда, воспитание, самовоспитание. В основе самовоспитания лежит самосознание, которое направлено на самопознание, на понимание своего поведение: мысли, чувства, мотивы деятельности, социальное положение. Самосознание, изучаемое философией, психологией, рассматривается как система или функция, которая интегрирует и объединяет все индивидуальное, все неповторимое, объектом которого является наше «Я». Это один взгляд.

Второй взгляд связывает самовоспитание с механизмом оценки нашей личности с точки зрения чувства собственного достоинства, высокого мнения о себе самом. Наконец, третья точка зрения акцентирует свое внимание на познавательной функции самовоспитания, определяя при этом самосознание как систему понятий, выработанных человеком о себе самом, о своих связях с миром.

Как известно, самосознание не дано человеку «сверху»; оно формируется постепенно и сложно: осознание своего «Я», то есть «не-Я»; «наблюдаемое Я», осознание понятия «собственное Я», его сути. По мере развития личность формирует свое «осознаваемое Я». Структура «Я» имеет очень сложный вид: «идеальное Я» и «реальное Я», которые имеют свое обоснование в прошлом, сегодняшнем и будущем. Человек не является тем, что он есть сегодня, а скорее тем, чем он был и будет.

Понятие о своем «Я» проходит через процессы интеграции и дезинтеграции. Самооценка может быть адекватной и неадекватной в результате резкого соотношения вышеназванных процессов. Адекватность самооценки регулируется сопоставлением самооценки с опытом, мнением других людей, критическим отношением к себе. Самовоспитание зависит не от вида самооценки, а от уровня ее развития. Иногда самооценка носит поверхностный характер: внешний вид, поведение, сопоставление результатов своего труда с другими, оценка ближайшего окружения. Более углубленная самооценка связана с интеллектуальным и социальным личности; умение самостоятельно и критически оценивать себя, привлекая эмоциональный компонент.

Первые попытки в области самовоспитания предпринимаются в юношеском возрасте. Если в этот период молодой человек не ощутит необходимости самосовершенствования, то в будущем он может почивать на лаврах, считая, что, поскольку определенные недостатки не мешали ему жить до сих пор, нет необходимости их устранять. Происходит явление, называемое «измельчание личности».

Активному саморазвитию личности, ее гибкости, адаптивности, приспособляемости способствует общая аутопсихологическая способность человека, которая есть многомерное качество, характеризующее понимание, готовность и способность личность развивать себя путем самопознания м саморегуляции. Эта готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик получила название аутопсихологическая компетентность и учитывается при разработке педагогической системы воспитания личности.

Аутопсихологическая компетенция помогает личности формировать качества, умения и навыки такого важного для личности военнослужащего плана, как стрессоустойчивость, психологическая готовность к экстремальности и неопределенности, эмоционально-волевая саморегуляция, решение управленческих задач и проч. Аутопсихологические способности выражают технологическую составляющую процесса самоизменения и объединяют набор конкретных психологических навыков, приемов, психотехнологий, обеспечивающих реализацию процессов самоизменения. Аутопсихологические навыки направлены на самодиагностику: самоанализ, самооценка, самоопределение.

Вышеописанные задачи будут решаться личностью, обладающей аутопсихологической компетентностью при системном использовании акмеологических технологий: социально-перцептивных, отрабатывающих навыки личности в восприятии и оценке людьми применительно к существующим условиям; организационно-коммуникативных, развивающих навыки взаимодействия и организации деятельности группы; когнитивных, предназначенных для расширения познавательной сферы человека; рефлексивных, развивающих навык предметно-рефлексивных отношений у личности и группы; комплексных, задающих многоплановые условия деятельности человека. Системообразующим фактором организации акмеологических технологий выступает развивающее взаимодействие, структурным компонентом которого является конкретная ситуация.

Методом акмеологической технологии является внутреннее или внешнее акмеологическое воздействие, т.е. любое психологическое воздействие, имеющее гуманистическую направленность и осуществляемое в интересах личности - объекта воздействия. Акмеологические технологии реализуются 1) в ситуации групповой работы; 2) в диалоге с акмеологом или психологом-консультантом; 3) в ауторежиме - в процессе самодиагностики, самокоррекции. Здесь необходима помощь военного психолога, который должен помочь формировать социально-ролевую структуру группы, занимающуюся тренингом, использовать психологические особенности участников группового тренинга, проводить доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентируясь на ценности клиента, сохранять анонимность; объединить роли терапевта и клиента в одном человеке, реализующем аутопсихотехнологии.

Большой интерес представляет программа правил поведения, разработанная К.Д. Ушинским для своего самовоспитания: спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность действия; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что будет.

Личные программы правил поведения разрабатываются и военнослужащими в повседневной практике войск. Личные правила поведения - это как бы сообразные программы поведения военнослужащего в конкретных жизненных, служебных ситуациях, которые помогают их становлению, вырабатывая у личности эмоционально-волевую устойчивость, определяя совокупность его правил поведения в виде действий, поступков и достижений: постоянное сохранение спокойствия; сдерживание волнения и проявления эмоций; принятие только обдуманных решений; тщательное взвешивание и анализ своих поступков; непринятие во внимание первого впечатления, преодоление трудностей на учебных занятиях и боевых дежурствах; действие с полной отдачей сил в любых острых, опасных или непредвиденно возникающих ситуациях. Правила поведения могут носить и более глубокий, объемный и перспективный характер. Как показал наш опыт, для отдельных военнослужащих выработанные правила поведения становятся программными в их работе над собой в течение всей жизни. В процессе самовоспитания тем не менее, то или иное правило может наполниться новым содержанием. Поэтому в разработанную нами среду воспитания мы включаем личностные программы развития.

Таким образом, рассмотренная локально-экзистенциальная с инвариантными характеристиками среда воспитания представляет собой одну из разновидностей создания условий для воспитания личности современного военнослужащего, отвечающей повышенным требованиям к профессионализму, качественным характеристикам граждан, призываемых на военную службу, имеющей тенденцию к проведению в жизнь процессов гуманизации и демократизации в обновляющемся Российском государстве и способной к саморазвитию, гибкости, толерантности, выдерживанию конкуренции в социально-профессиональном плане, благодаря высокому уровню профессиональной компетентности и качеству компетенции. Такая среда создается за счет сходимости ее инвариантных качественных факторов, представляющих совокупность следующего вида: личность командира воинского подразделения, личность заместителя командира воинского подразделения по воспитательной работе, личность военного психолога; характер малых групп воинского коллектива и всего коллектива, личности военнослужащего: его развития и саморазвития.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.