08.04.2012 5889

Исторические тенденции развития системы заочного образования

 

Для того чтобы объективно оценить процессы, происходящие в настоящее время в сфере заочного образования, необходимо обратиться к его истории. Историко-педагогический анализ позволит лучше понять особенности функционирования системы заочного образования, проследить превращение его в важнейший социальный институт, создавший условия для самореализации и саморазвития взрослого человека

Нами проанализированы ряд исторических и официальных документов, позволяющих раскрыть сущность, особенности заочного обучения и его значение в становлении и развитии отечественной системы непрерывного образования.

Как отмечает A.M. Новиков, в области заочного образования Россия имеет признанный в мире исторический приоритет и значительный наличный потенциал.

Заочное обучение стало возможным благодаря энтузиазму отдельных людей, увлеченных идеей образования для всех. Демократичность этой формы обучения, позволяющей получить образование широким слоям населения, сыграло свою роль и в приобщении женщин к образованию. Матерью заочного обучения называют Анну Е. Тикнор, дочь американского профессора Гарвардского университета, которая обосновала и вела «Бостонское общество поддержки обучения на дому» (1873 - 1897). Ее методика обучения фактически была индивидуальной (обмен письмами, руководство выбором литературы, контроль). Но программы обучения были ориентированы на классические университеты. Важным является то, что именно женщины составляли большинство ее студентов. В то время они только начинали требовать права на получение более высокого образования. А в 1877 г. старейший Шотландский университет Святого Андрея предложил программу заочного обучения для женщин на звание лиценциата искусств, которая действовала в течение 55 лет. По ней обучались женщины во всем мире - вплоть до Палестины, Кении и Китая.

В России заочное обучение возникло до Октябрьской революции, где единственной формой получения заочного образования, признанной государством, был экстернат. Прохождение курса экстернатом не предполагало методической помощи со стороны учебного заведения, что делало такое получение образования доступным ограниченному кругу лиц. Первым в России методическим центром для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (1893 г.) при Обществе распространения технических знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894 г.) при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений (Петербург), которые рассылали желающим программы для чтения, рефераты, тексты лекций, организовывали письменные и устные консультации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что заочная форма обучения возникла как разновидность экстерната.

На съезде общественных просветительских учреждений в 1908 году было выражено мнение «в связи с развитием массовой общеобразовательной школы и необходимостью введения всеобщего обучения целесообразно организовать заочные общественные учреждения». Эти учреждения функционировали преимущественно на базе различных курсов на частной или общественной основе и ставили перед собой ограниченную задачу - обучать элементарной грамоте взрослое население, не получившее в свое время начального образования. Часто они не имели прямого наименования, именно как заочные курсы, но являлись таковыми по своей сущности.

После установления советской власти уже в начале 20-х годов открылись многочисленные заочные курсы при отдельных вузах. В этот период заочное обучение получило самое широкое распространение вместе с вечерним обучением и экстернатом. Первоочередной задачей такого обучения стала ликвидация массовой неграмотности населения. В 1926-1927 гг. были учреждены заочные отделения при Московском, а затем и при Ленинградском университетах, сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, механическом институте им. М. В. Ломоносова и др.

Новая политика Советского государства в области образования приобретала исключительное значение в связи с привлечением широких народных масс к укреплению нового строя. На местах развернулась большая работа по открытию различных типов школ для взрослых. Основными формами школьной работы среди взрослых и подростков являлись: элементарные школы для взрослых, школы повышенного типа, школы для подростков, чтение лекций и беседы.

В 1929 году коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы заочного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. Предусматривалось создание специализированных заочных институтов, расширение сети заочных отделений вузов. Учебные планы и программы разрабатывались на основе принципов, утвержденных на Всероссийских учительских конференциях (1922, 1923). Содержание образования и технологии подготовки пересматривались в связи с поставленными перед школой политическими задачами, в том числе, например, содействием росту классового самосознания пролетариата. Основными считались следующие принципы: связь с жизнью, самостоятельность и активность учащихся, обучение методам научного мышления (а не сообщение суммы знаний).

В начале 30-х годов были сформированы Центральный институт заочного обучения и целый ряд профильных заочных институтов. Заочные отделения стали открываться практически во всех вузах. Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 года «О высшем заочном образовании» была установлена курсовая система обучения с обязательной очной сдачей экзаменов и зачетов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для заочного образования в высшей школе. С 1939 года стала функционировать заочная аспирантура (Положение СНК СССР, март 1939 г.). Широкое распространение получило заочное обучение в педагогических средних и высших учебных заведениях, в том числе и физкультурных. Наркомпрос взял курс на повышение качества подготовки учителей на основе принятых в школьном обучении принципов политехнизма и коммунистического воспитания. Перед войной заочное образование стало перемещаться из области среднего в высшее образование. В 1935 году Наркомпрос утвердил для высшей педагогической школы новые по всем факультетам программы. В учебных планах факультетов ведущее место заняли специальные дисциплины. Значительное время отводилось на овладение педагогическим мастерством и факультативные курсы и консультации, дававшие возможность лучше организовать самостоятельную работу студентов. В 1940-1941 учебном году в СССР действовало 18 заочных институтов, при 383 вузах имелись заочные отделения. В вузах обучалось более 800 тьь сяч студентов, около 250 тысяч обучались на заочных и вечерних отделениях.

После 1945 года значительная потребность в квалифицированных кадрах в условиях восстановления разрушенного войной хозяйства и его технического переоснащения определена необходимость дальнейшего расширения масштабов заочного обучения. В 1946 году были созданы областные и республиканские заочные средние школы в интересах освоения программ общего среднего образования.

Как отмечает в своем исследовании Князева Н. П., в послевоенный период (1945-1950 гг.), в связи с дефицитом учителей, вновь широкое распространение получило среднее заочное педагогическое образование. В педучилищах и педтехникумах заочно обучались около 180 тыс. человек. В 1951 году обучающихся было уже около 280 тысяч. В этот период был образован целый ряд новых специальных заочных институтов, заочных отделений университетов, сеть учебно-консультативных пунктов. Заочные отделения успешно функционировали и в физкультурных вузах (государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и др.).

Заочному образованию в нашей стране всегда придавалось особое значение. Так, в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г. № 1863 «О мерах по улучшению вечернего и заочного высшего и среднего специального образования» говорилось:

- предоставить право министерствам и ведомствам, имеющим заочные средние специальные учебные заведения, открывать в отдаленных местностях учебно-консультационные пункты при наличии не менее 150 учащихся-заочников;

- обязать руководителей предприятий и учреждений создать для учащихся-заочников необходимые условия для непрерывной и нормальной работы;

- обязать министерства и ведомства укомплектовать необходимым количеством учебников и учебных пособий библиотеки предприятий, при которых существуют вечерние и заочные факультеты, учебно-консультационные пункты, отделения и филиалы;

- предоставить право Министерству высшего образования устанавливать сроки приема студентов в заочные высшие и средние специальные учебные заведения.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. № 729 «О порядке подготовки специалистов по вечерней и заочной системе обучения» говорилось о разработке перечня специальностей, по которым может осуществляться обучение по вечерней и заочной формам, а также о преимущественном праве поступления в высшие и средние специальные учебные заведения для обучения без отрыва от производства.

Целью создания в стране сети заочных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, филиалов, отделений учебно-консультационных пунктов в этот период было обеспечение широких возможностей для получения образования и повышения квалификации, укрепления связи образования с производством.

В 1970 году в СССР было уже 805 вузов и более 4,5 миллионов студентов, из них 1682 тысячи обучались заочно. В 1971 году существовало 16 самостоятельных заочных вузов, 582 заочных отделений в вузах. Образованные в тот период заочные отделения сохранились и в наши дни. Функционировало большое количество различных подготовительных курсов, консультативных пунктов, издавались массовым тиражом различные справочники и учебные пособия.

В постановлении Совета Министров СССР от 15 июня 1981 г. № 552 «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» говорилось о недостатках в этой системе подготовки, и намечались конкретные меры по развитию системы вечернего и заочного обучения.

Уровень подготовки подавляющего большинства выпускников-заочников в последние десятилетия командно-административной системы перестал соответствовать предъявляемым требованиям общественного развития. В 1987 году (15 января № 2/2) при коллегии Министерства высшего и среднего специального образования обсуждался вопрос «О состоянии и мерах по упорядочению подготовки специалистов по заочной форме обучения в вузах». Коллегия отметила, что наряду с массовостью данной формы обучения и важным значением в решении вопросов совершенствования профессионально-квалификационной структуры занятых в них работников, анализ состояния заочного обучения показал, что уровень его в целом не отвечает современным требованиям к качеству подготовки кадров:

- ослаблены требования к знаниям студентов-заочников, не налажен эффективный контроль за их учебной работой;

- нуждается в существенном улучшении методическое обеспечение заочного образования;

- планы подготовки и выпуска специалистов по названной форме обучения не отражает действительных потребностей отраслей, не обоснованы экономически и др.

С 1987-1988 учебного года введен новый перечень специальностей, по которым наиболее целесообразно осуществлять заочное обучение. В этот период по заочной форме готовится значительная часть специалистов для сельского хозяйства, экономики, связи, а также учителей (около 40 %).

Вузам предоставлено право самим утверждать учебные планы для заочного обучения. Приказом Гособразования СССР от 6 мая 1989 г.№ 394 «О разработке учебных планов по вечерней и заочной формам обучения» были определены положения и нормативы по предметам общественно-политического и общеобразовательного циклов для безотрывной формы обучения, а также порядок разработки учебно-методической документации.

Учебные планы и программы для заочников высших учебных заведений по своему содержанию были в основном едины с планами и программами очной формы обучения. Учебный процесс при заочном обучении в вузах складывается из вводных и установочных, обзорных лекций, практических, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Заочники выполняют курсовые и дипломные работы и сдают государственные экзамены. Для лиц, не имеющих достаточного практического опыта и стажа по специальности, организуется производственная практика.

Педагогическая и методическая подготовка студентов по заочной форме обучения включала психологию, историю педагогики, педагогику, методику преподавания соответствующего предмета, школьную гигиену; факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, программированному обучению, сравнительной педагогике и др. В соответствии с профилем факультета по каждой специальности устанавливался комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и педагогической практикой обеспечивало приобретение студентами знаний и овладение методами научной и практической работы. Вместе с тем, возможности для самостоятельной организации учебного процесса, творческого экспериментирования оставались ограниченными. Заочная форма обучения оказалась дискредитированной.

Реформа педагогического образования, развернувшаяся с 1990 года на фоне процессов деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы, закрепленная Законом об образовании (1992; 1995 и новая редакция 2004), наметила тенденцию на преодоление узкоутилитарного подхода к педагогическому образованию как форме подготовки учителя, получила развитие идея о необходимости качественно нового педагогического образования, результатом которого становилась способность не только решать узкопрофессиональные задачи, а быть субъектом образовательного процесса, быть универсальным в освоении культуры и ее трансляции.

В ходе реформ заочная форма образования была сохранена из-за необходимости обеспечения непрерывности образования, получения общего образования и специальности жителями отдаленных регионов, инвалидами, молодыми матерями и другими группами населения, не имеющими иных возможностей обучаться. Она необходима предприятиям, особенно добывающим, транспортным, имеющим рассредоточенные по территориям объекты и заинтересованным в обучении кадров на местах без отрыва от производства. Наконец, в заочном обучении заинтересовано общество в целом, поскольку при сравнительно небольших затратах обеспечивается рост общекультурного уровня и профессионализма населения.

В дистанционном обучении, помимо учебника и преподавателя, транслирующего содержание учебной программы, семинаров, деловых игр, применяется работа с банком информации на основе компьютерных технологий, телеуроков, телеконференций, которые должны укладываться в соответствующие образовательные программы (А.С. Аджемов, В.В. Шахгильдян, Л.М. Бершадский, И.Г. Кревский, Б.Д. Синюхин и др.). Источником информации становится банк данных, учащийся сам оценивает и интерпретирует полученную информацию, преподаватель выполняет роль «тьютера», консультанта, выполняющего функцию сопровождения профессионального самообразования, осуществляющего помощь в постановке целей и задач обучения, оптимизирующего процесс освоения знаний, осуществляющего контроль за процессом обучения.

Сторонники дистанционного обучения полагают, что с его помощью целесообразно реформировать весь образовательный процесс заочного обучения. Один из главных аргументов - применение комплексных образовательных программ и тесное взаимодействие образования и науки. Новаторы утверждают, что дистанционное обучение - это обучение XXI века, что основной проблемой его внедрения, помимо разработки огромного количества электронных курсов, является недостаточное понимание преподавателями и студентами его глубокой сути. Не умаляя значения дистанционной формы обучения, мы представляем его основную роль в оптимизации, в расширении возможностей заочного обучения.

Таким образом, заочная форма обучения, родившаяся из экстерната в дополнение к дневной, очень быстро набрала силу, превратившись в самостоятельную образовательную систему, в рычаг подготовки кадров высшей квалификации. Многолетняя практика подготовки специалистов по системе заочного образования подтвердила ее эффективность и право на равноправное существование с другими системами обучения.

 

АВТОР: Путеева С.В.