09.04.2012 9722

Психологические проблемы у депривированных подростков

 

В литературе, посвященной влиянию депривации на развитие ребенка, до сих пор не существует единой точки зрения относительно возможных последствий этого состояния для формирования личности ребенка и подростка. Среди западных психологов в 40-50-е гг. материнская депривация традиционно рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние, приводящее к «аффективной бесчувственности», способствующее формированию специфического типа личности, отличающего воспитанника детского заведения (Bowlby J., 1951).

Рассмотрим основные негативные социально - психологические воздействия, которым в той или иной степени подвержены, все дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях. Речь идет о психической депривации, реактивных расстройствах привязанности и сепарационных симптомокомплексах.

Понятие; психической депривации, депривационные симптомы. Психическая депривация (от ср.век. лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и. интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Депривационная ситуация у ребенка - особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей.

Первые описания неблагоприятных последствий ранней родительской депривации относятся к началу прошлого века. Так, Л.Ф. Мейер (1914) в монографии «Госпитализм» среди причин младенческой смертности наряду с острыми респираторными заболеваниями и кишечными инфекциями упоминает тяжелое психофизическое истощение. Гипотрофии обычно  предшествовали отказ от пищи, рвота, а также полная потеря интереса к чему-либо, вялость, пассивность, бессонница, отставание в физическом и психическом развитии. Автор связал причину смерти младенцев с отсутствием «стимулирующего» влияния матери.

Широкую известность приобрели проведенные в 40-х гг. исследования детей в неблагоприятных условиях детских учреждений; замедления и отклонения в их развитии получили название госпитализм. Госпитализм (от англ. hospital - больница), синдром психической и физической отсталости, возникающей в первые годы жизни ребенка в условиях дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу, приют и т.п.). Основными проявлениями госпитализма- являются запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.), а также низкие антропометрические показатели. В особо тяжелых случаях госпитализм приводит к психическим заболеваниям (младенческие маразмы), возрастанию частоты инфекционных заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.

Впервые явления госпитализма были описаны американским психологом R: A. Spitz в 40-х гг. 20 века. R. A. Spitz и его последователи, опираясь на фрейдистскую; методологию, склонны интерпретировать госпитализм как результат разлучения ребенка с матерью. Однако явления госпитализма могут возникать и в условиях семьи у матерей; равнодушных к своим детям и не уделяющих им достаточного внимания.

Имеется особый сензитивный период развития ребенка, когда он наиболее чувствителен к присутствию незнакомых взрослых. Этот период так называемых «страхов 8-го месяца жизни» R. A. Spitz (1945). В это время ребенок особенно сильно переживает тревогу и страх при контакте с 59 посторонними людьми и спокойствие, безопасность в присутствии матери. Длительное общение с чужими взрослыми может вызвать у ребенка плач, рвоту, диспепсические явления, потерю в массе тела. R. A. Spitz (1945) выделил 2 типа нарушений привязанности - недостаток ласки и неровное отношение матери к ребенку. В первом случае могут возникать анаклитическая депрессия и spasmus nutans (спонтанные кивки головы), во втором - колики, нейродермит («психотоксические» расстройства); (М.И. Буянов, 1970).

По мнению ряда авторов (J. Langmeier, Zd. Matejcek, 1984; А.М Прихожан, Н.Н. Толстых, 1990; ЕА. Стребелевой; ТА. Басиловой, 1998), наиболее часто психическая депривация у детей возникает при следующих обстоятельствах:

- в условиях сенсорной недостаточности (сенсорная депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов: вследствие недостатка разнообразной сенсорной стимуляции и т.п.);

- при ограничении двигательной активности (двигательная депривация у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата);

- при длительной разлуке с матерью или ее недостаточной привязанности к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей матерей - «отказниц», при недостаточном материнском внимании к ребенку в условиях семьи).

Так, специалисты в области психической депривации детства Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчик (1984) считают что, возникновение депривации обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребенок изначально живет в ситуации «социальной изоляции» или в случае прекращения уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой.

Единого «депривационного синдрома», по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений, от легких особенностей: психического реагирования до очень грубых нарушений развития интеллекта и характера. Вместе с тем отмечены и довольно характерные симптомы, симптомокомплексы и синдромы, включающие:

- задержку и искажение интеллектуального развития (от легких временных, парциальных задержек до глубокой дебильности), обеднение познавательной сферы (Ф.B. Козловская, М.Е. Проселкова, 1994);

- эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний, а также глубокие и стойкие искажения формирования эмоций (обедненность эмоционального реагирования, неспособность, к сопереживанию, вплоть до эмоциональной уплощенности, и т.д.);

- волевые нарушения, от снижения активности до выраженной пассивности ребенка, слабости и истощаемости побудительных мотивов;

- коммуникативные нарушения, от легких аутистических тенденций до так называемого пара аутизма как; стойкого состояния (отличие его от истинного: функциональность и» обратимость при стимуляции, сохранность зрительного контакта и эмоционально ответа даже при пролонгированной депривации) (С.Ю. Мещерякова, 1979);

- двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (раскачивания, сосания пальца, языка, мастурбация и др.), которые рассматриваются в качестве аутостимулирующих воздействий, призванных заместить недостаточность стимулов любого рода (М.Е. Проселкова, Ф.B. Козловская, B.M. Башина, 1995);

Расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления, среди которых наиболее частыми являются нарушения аппетита, сна (изменения его глубины, продолжительности, затруднения дыхания, возникновение двигательных стереотипии и пароксизмальных нарушений во сне (А.Г. Кощавцев, 1998). Соматические симптомы патогенетически тесно связаны с аффективными реакциями, разнообразны и могут затрагивать практически все органы и системы.

С точки зрения Т.А. Басиловой (1998), глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости; от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также от качества депривационного воздействия. Так, сенсорная депривация у слепых и; слабовидящих детей может вести, к развитию аутистического реагирования разных степеней выраженности, задержке развития моторики и появлению многочисленных двигательных стереотипии. Материнская депривация вследствие полного и длительного отделения матери от ребенка начиная со второго полугодия жизни может вызвать состояние аналитической депрессии. В классической картине депривированного ребенка из детского дома, где наблюдается: комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных характерных симптомов и симптомокомплексов: от задержек и искажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы и соматовегетативных дисфункций.

В развитии депривационных нарушений важное значение придается также так называемым внутренним,условиям депривации (Й; Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). К ним относятся:

- возраст, в котором ребенок испытывает депривационное воздействие (дети первых лет жизни наиболее сензитивны к любому типу депривации);

- пол ребенка (по ряду данных, мальчики более выраженно реагируют на депривационные ситуации, но этот вопрос нуждается в дополнительных исследованиях);

- конституциональные особенности; (важны такие врожденные характеристики темперамента, как уровень активности, интенсивность реакций; регулярность или нерегулярность биритма, приспосабливаемое к изменениям и др.);

- генетическая предрасположенность к каким-либо генетическим, психическим или соматическим заболеваниям, которые могут провоцироваться в условиях депривации;

- наличие минимальной дисфункции мозга перинатального генеза, вызывающей дополнительные «внутренние» депривационные воздействия из-за перцептивных и двигательных расстройств, даже легких.

В последнее десятилетие отдельно пристально изучается тип: специфических депривационных расстройств, связанный с лишением одной из; основных потребностей ребенка, а именно потребности в устойчивой эмоционально-психической связи с матерью или заменяющим ее лицом.

Реактивные расстройства привязанности; Теория привязанности в настоящее время; является одной из новых основополагающих теорий детского развития. Ее истоки восходят к психоанализу (Р.А. Шпитс, И. Боулби), она подпитывается; идеями» теорий периодов кризисных развитии личности Э. Эриксона и этиологическими концепциями К. Лоренса, развивается; благодаря ставшим классическими исследованиям: Mi Ейнсворт об индивидуальных особенностях привязанности младенца к матери и в целом представляет сейчас самостоятельное научно-практическое направление, дающее объяснение многим особенностям развития ребенка. «Привязанность» (англ. - attachment) - термин, которым обозначаются» специфические эмоционально-психологические, устойчивые во времени связи индивидуума с любящими  его людьми. М. Ейнсворт определяет эти связи как «духовные» ив одной из своих последних работ (1989) пишет о том, что их формирование происходит в течение всей жизни человека с разными лицами: родителями, родственниками, партнерами, друзьями.

Считается, что в норме привязанность к матери формируется, к 7 - 8 мес. 1-го года жизни младенца; она также может быть выражена к этому времени и по отношению к другим людям, которые много и тепло общаются с ребенком, - отцу, бабушкам и др. Различают три фазы формирования привязанности (по Р. Шпитцу):

- от рождения до 3 мес., когда ребенок еще не осознает свою мать как отдельное особое существо, не проявляет никаких внешних признаков тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой, и одинаково ищет близости с любым знакомым и незнакомым человеком доступными ему средствами (улыбкой, вокализациями, двигательной активностью) – пред объектальная стадия;

- от 3 до 6 мес. - время, когда ребенок учится постепенно узнавать знакомые и незнакомые лица. При этом мать, как лицо наиболее быстро и активно реагирующее на сигналы младенца скорее других выделяется им, именно ей; в первую очередь, начинают адресоваться, ответные сигналы ребенка - стадия предварительного объекта;

- от 7 до 8 мес. - период, когда у ребенка формируется представление о постоянстве людей и предметов, и особенно матери, он становится четко избирательным в общении с ней, а также со знакомыми и незнакомыми людьми - стадия объекта. Как следствие сформированное привязанности исчезают ровные дружелюбные реакции ребенка на любого человека, появляются признаки тревоги при приближении незнакомого, ребенок обнаруживает явную тревогу при отделении от матери.

В то же время считается, что чем более обеспечивает мать постоянство комфортного состояния ребенка, тем легче вырабатываются у него в дальнейшем чувства безопасности и защищенности, которые помогают ему в норме уже к концу 1-го года жизни стать эмоционально уравновешенным и приобрести доверие к окружающим людям и миру в целом (Ainsworth M.-D., 1969; Silven М, ViendaM., 1996). Таким образом, по Э. Эриксону оказывается; разрешенным первый кризис личностного развития приуроченный к концу 1-го года: конфликт между доверием и. недоверием. Согласно теории кризисных периодов развития) личности человек на протяжении жизни переживает восемь кризисов, суть которых - конфликт между противоположными состояниями психики. Если конфликты разрешаются, успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается: образованием определенных личностных качеств. Неудачное, разрешение-кризиса приводит к тому, что человек переходя на новую стадию развития, переносит с собой и необходимость решать противоречие, свойственное не только данной, но и предыдущей стадии, однако в таком; случае это гораздо труднее. Комфортное состояние: младенца, в: общем; виде связано; с полноценным удовлетворением его социально-психологических и биологических потребностей и основано на ощущении ребенком постоянства-этого процесса удовлетворения со стороны матери или заменяющего ее лица. Неполноценное и непостоянное удовлетворение матерью или лицом; ее заменяющим, основных потребностей ребенка ведет к искажению формирования, привязанностей; и появлению ряда специфических клинических симптомов (Е.О. Смирнова, 1995; Е.О. Смирнова, Р. Радева, 1999).

В случае достаточной выраженности этих симптомов они диагностируются как определенный психопатологический синдром, который носит название реактивного расстройства привязанности детского возраста. Это совершенно новый психиатрический диагноз, который был введен лишь в последнюю международную классификацию психических болезней (МКБ-10), хотя до этого он уже был в американской классификации (DSM-111).

Считается, что главной (но не единственной) причиной происхождения синдрома является плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными нуждами, вплоть до враждебных действий по отношению к нему. Предрасполагающими моментами для этого служат умственная отсталость и другие формы психических заболеваний родителей, преждевременное материнство (в подростковом возрасте), когда собственные потребности психологически незрелой матери доминируют над потребностями ребенка, и тому подобные состояния (Murray L., Cooper Р., 1997). Поскольку часто именно эти состояния приводят к лишению или отказу от родительских прав, дети, передаваемые в этих случаях в дома ребенка с высокой степенью вероятности будут носителями данного синдрома (который, однако, развивается не у всех, что связано с «внутренними» особенностями индивидуума).

Известно также, что реактивные расстройства привязанности могут возникать в условиях и самого детского дома. Это происходит, во-первых, при частой смене воспитателей, когда ребенок оказывается не в состоянии сформировать «заместительную» привязанность к кому-либо из, них из-за отсутствия достаточного постоянства ухаживающего лица (даже достаточно заботливого); во-вторых, при неоднократном и недлительном помещении ребенка раннего возраста в разные приемные семьи (Bowlby J., 1988; Bremerton I., 1992).

Диагноз реактивного расстройства привязанности ставится детям начиная с младенческого возраста до 5 лет. Он базируется на выявлении характерных нарушений в коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также может включать определенные поведенческие отклонения (М. D. Ainsworth, 1969). Основные симптомы можно объединить в группы:

устойчивое нежелание ребенка вступать в конфликт или поддерживать общение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта, голосового подражания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т.п.); апатичный: или сниженный фон настроения, часто с боязливостью или настороженностью, который не исчезает, когда ребенка утешают; с 1,5 лет - плохое социальное взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим; отсутствие любопытства и достаточной спонтанности в деятельности; «диффузная общительность», которая проявляется в. отсутствии чувства дистанции со взрослыми и в фамильярности в общении с почти незнакомыми людьми; постоянных просьбах о чем-то, желании всеми способами привлечь к себе внимание («прилипчивое» поведение); с 4 лет и позже - неразборчивые дружеские связи со сверстниками.

Последний вариант синдрома в МКБ-10 носит отдельно диагностическое название - «расторможенное расстройство привязанности» и считается характерным для детей и подростков, воспитывающихся в домах ребенка с младенчества при частой смене воспитателей; в американской; классификации он рассматривается: в рамках общего синдрома, реактивного расстройства привязанности.

К соматическим симптомам расстройств, привязанности относят снижение физических показателей развития (масса, рост), слабость мышечного тонуса, недоразвитие костной системы при нормальном уровне гормона роста, что говорит том, что выявляемые нарушения вторичны.

Сепарационные симптомы и симптомокомплексы.

Известно, что начиная со II полугодия жизни, ребенок становится способным к формированию устойчивых эмоционально-психологических связей с заботящимися о нем людьми, в первую очередь с матерью. Разрыв этих связей получил название сепарации (англ. separate - разделять). Это понятие было введено И. Боулби в 1951 г. для обозначения ситуации долговременной разлуки ребенка с матерью или иным лицом, занимающим ее место. При этом полагалось, что особенно серьезной: для психического здоровья ребенка является сепарация впервые 3 - 5 лет жизни. Дальнейшие исследования показали, существует индивидуальная восприимчивость к сепарации, которая для одних детей становится депривационным фактором, а другими переносится без каких-либо внешне видимых последствий. Важное значение имеют степень выраженности эмоциональных связей между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепенность их отделения, его длительность, внезапность или постепенность их отделения, его длительность, наличие или отсутствие лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью.

Клинически описаны три так называемые сепарационные фазы (И. Боулби, 1952), которые наиболее типичны в своих проявлениях для детей в возрасте от 7 месяцев до 4 лет (при помещении их в круглосуточные ясли, больницу, дом ребенка и т.д.), но в том или ином виде могут отмечаться или позже, или раньше. Первая фаза «протеста»: ребенок плачем зовет свою мать (или другого человека, к которому он успел сформировать привязанность), не отпускает ее, когда она приходит его навестить, рыдает при ее уходе, иногда обнаруживает признаки паники. Несколько дней спустя или позже на смену этой фазе приходит вторая - фаза «отчаяния» (или депрессии), когда ребенок становится подавленным, погруженным в себя; у него отмечается нарушение сна и аппетита, нередки сосание пальца, раскачивания и другие стереотипные действия. После этого может наступить последняя, третья, фаза - «отчуждения», когда ребенок теряет интерес к объекту прежней привязанности и для него перестает быть важным, навещает он его или нет, т.е. происходит утрата потребности в объекте привязанности. Симптоматика 68 сепарационных фаз не всегда наблюдается последовательно, она может как бы «переплетаться».

К наиболее тяжелым и известным проявлениям сепарации относится синдром анаклитической депрессии (термин «анаклинный» означает связь с человеком, обеспечивающим ребенку максимальное удовлетворение витальных потребностей) (R.A. Spits, К.М. Wolf, 1946). Состояние характеризуется прогрессирующей потерей интереса к окружающему миру, исчезновением аппетита, снижением массы тела, замедлением темпа развития. В клинической, картине выявляется также бедность мимики младенца, вялая реакция на звуковые раздражители, двигательная заторможенность, крик-плач по ночам в сочетании с нарушением сна.

Дети, ранее бывшие улыбчивыми, активными, находившиеся в дружеском и свободном общении с окружающими, становятся плаксивыми, грустными, боязливыми. При попытке общения они прижимаются к взрослому, требуют внимания. В последующем усиливаются сниженное настроение и раздражительность. Постепенно плаксивость исчезает, на первый план в состоянии выходят безразличие, потеря интереса к чему-либо, отсутствие потребности в общении со взрослыми. Большую часть времени ребенок лежит на животе, отвернувшись. Характерно «замершее» или тоскливое выражение лица. Ребенок в течение нескольких часов может лежать неподвижно с широко раскрытыми глазами, как бы не замечая окружающих. Общение с ребенком становится все более трудным и, наконец, невозможным (J. Langmeier, Zd. Matejcek,1984).

Аналитическая депрессия обычно возникает у младенцев в возрасте 6-11 мес. спустя 4-6 нед. после внезапного ухода матери. Возвращение матери в течение первых трех месяцев приводит к быстрой редукции симптоматики. Однако разлука сроком более трех месяцев способствует закреплению описанных выше нарушений. Фаза сопротивления сменяется фазой 69 истощения. Возникает необратимое состояние - синдром госпитализма. Двигательная активность ребенка при этом резко сокращается, появляется бессонница. Ребенок прогрессивно теряет в весе, наблюдается склонность к респираторным инфекциям и экземе. Характерна выраженная задержка и регресс психического развития.

М.А. Ribble (1975) описала 2 синдрома; встречающиеся у воспитанников детских приютов в младенческом возрасте: 1) общий – «негативизм» в сочетании с полной потерей аппетита, отказом от еды, снижением способности усваивать пищу, изменением тонуса мышц; 2) депрессивный («регрессивный») синдром в виде снижения тонуса: мышц и рефлексов, утраты способности к сосательным движениям (ребенок засыпает, сделав несколько сосательных движений).

Д.Н. Исаев, B.Hi Попов (1991) приводят данные обследования психического состояния воспитанников дома; ребенка, подвергшихся длительной полной изоляции (помещение в инфекционные боксы). В возрастной группе до 1 года у двух третей младенцев выявлено общее снижение двигательной активности. Около половины детей страдали нарушениями сна в виде длительного засыпания, частых пробуждений с плачем. У них также выявляется: синдром срыгивания и рвота. Достаточно распространенными были явления; раскачивания, сосания: пальцев рук, замедление психического и моторного развития.

Исследования последних лет показали, что младенческие депрессии - явление многообразное по клиническим проявлениям и степени тяжести. М.А. Калинина, Г.В. Козловская, Т.Н. Королева (1997) выделили три основных варианта депрессивных расстройств, связанных с фактором полной материнской депривации. Это депрессии - вегетативная, соматизированная и регрессивно-апатическая.

Вегетативная депрессия проявляется относительно неглубоким снижением настроения в виде грусти, печали, особенностями мимики (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки); плаксивостью. Суточных колебаний настроения, как правило, не наблюдается. Характерным является наличие вегетативных расстройств. Нарушения; сна проявляются трудностью засыпания, беспокойством во время дневного и ночного сна с частыми пробуждениями. Расстройства» питания включают частые срыгивания, отсутствие прибавки массы тела при сохранении нормального и даже; повышенного аппетита, утрату чувства насыщения при приеме пищи. Вегетативная депрессия чаще наблюдается при прерываемой депривации, когда бросившая ребенка мать эпизодически его навещает. Если разлука с матерью превышает 3 недели, то состояние непрерывно ухудшается. Быстрое; возвращение матери приводит, как правило, к редукции; вышеописанной симптоматики, в связи, с чем данный вариант аффективных расстройств может быть отнесен к начальному этапу депривационной депрессии.

Соматизированная депрессия проявляется психосоматическими расстройствами; (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), оттесняющими на второй план собственно депрессивную симптоматику. Течение заболевания затяжное или волнообразное. Этапу соматизированной депрессии часто предшествует депрессия вегетативная, но в ряде случаях она может отсутствовать. Характерным для настроения детей является оттенок равнодушия. Их поведение при этом необычно спокойно, с повышенной послушаемостью, молчаливостью, отстраненностью. При тщательном наблюдении за детьми выявляется классическая депрессивная триада в виде сниженного настроения, речевой и двигательной (игровой) заторможенности, доходящей в ряде случаев до ступора с мутизмом. На фоне этого достаточно часты явления яктации, сосания пальцев, частей тела и одежды. Состояние может осложняться сопутствующими респираторными заболеваниями, снижением массы тела, регрессом психомоторного развития.

Регрессивно - апатической депрессии, как правило, предшествует вегетативная и соматизированная. Характерным является, редукция соматического заболевания и усиление регрессивной симптоматики. Тяжесть расстройства определяется состоянием ступора. Дети выглядят неподвижными, безучастными, беспомощными, отрешенными. Отсутствует прибавка роста и массы тела. Могут возникать аутоагрессивные тенденции, а также кататонорегрессивные симптомы - хотьба на цыпочках, манежный бег, манерность позы. При разлучении ребенка с матерью в возрасте от 12 до 17 мес. наблюдается нарушение аппетита; равнодушие к игрушкам, неприязнь к другим детям, неустойчивость настроения, соматические расстройства (J. Langmeier, Zd. Matejcek, 1984). Характерно неровное отношение к воспитателям: дети их либо полностью игнорируют, либо отчаянно; бросаются («вешаются») на каждого взрослого и требуют постоянного его присутствия. Если разлучение с матерью продолжается длительно, то у ребенка отмечаются нарушения поведения, выраженная задержка развития, невроз страха, парааутистические состояния. Различают 3 фазы поведения детей в возрасте от 18: до 24 мес. в ответ на разлучение с матерью и помещение в детское закрытое учреждение.

- Фаза протеста - ребенок плачет и мечется; зовет мать и на= основе своего прежнего опыта полагает, что она будет реагировать на его призывы. В эту фазу отмечаются выраженные реакции протеста и отказа. Ребенок отказывается от пищи, игрушек, общения с кем-либо из взрослых. Отмечается бессонница. Таким образом, он протестует против ухода матери. Постоянный крик-плач является средством, с помощью которого ребенок пытается привлечь внимание матери и вернуть ее.

- Фаза истощения - ребенок примиряется с разлукой с матерью и перестает ее к себе призывать.

- Фаза • адаптации - ребенок приспосабливается к жизни без матери; и пытается привязаться к кому-либо из ближайших ему взрослых.

В клинической картине реактивных депрессий, согласно Е.И Кириченко. (1988), преобладают не столько аффективные нарушения, сколько соматовегетативные проявления, расстройства поведения, отклонения в развитии. Раптоидные состояния проявляются стереотипной двигательной активностью. Наблюдается бесцельный бег по комнате, множество мелких лишних движений, метание из стороны в сторону, сопровождающиеся криком.

У детей от 1 до 3 лет в структуре реактивной депривационной депрессии, по данным Е.И. Кириченко, Ю.С. Шевченко, Г.И. Бобылевой (1986), могут наблюдаться психомоторные и соматоневрологические расстройства регрессивного характера. Они могут носить как продуктивно - дизонтогенетический, так и негативно - дизонтогенетический характер. Наблюдаются периоды расторможенности регрессивного феномена «длительно сохраненной позы», особая осанка, полусогнутые колени, общая заторможенность до степени; аффективного ступора, симптом Робинсона (сильный обхват предмета, вместе с которым можно поднять ребенка), феномен «кручения» и бега по кругу, мутизм. При длительной депрессии наблюдаются; негативно - дизотогенетические психомоторные и вербальные нарушения: ограничения речевой активности; замедленный темп роста словаря. Регресс эмоционально - волевой сферы проявляется: симбиотическим характером привязанности к матери, феноменом «тождества» (нежелание расставаться с; привычными игрушками, предметами, симптом «стула»). Регрессивные соматовегетативные расстройства проявляются снижением реакции на дискомфорт, склонностью к запорам, патологическими привычными действиями (яктация, мастурбация).

М.К. Бардышевской (1998) описаны особенности страхов депревированных детей. Отмечается, что в условиях депривации усиливается психофизиологическая готовность к возникновению страхов, искажаются специфические стимулы, тормозящие и вызывающие страхи, частично утрачивается адаптивный смысл биологически обусловленных форм страхов. Отмечается страх изменения окружающей обстановки (различные варианты симптома тождества симптом «стула» - ребенок перемещается по помещению вместе со стулом, на котором сидит страх тактильного контакта (поглаживания, прикосновения, взятия на руки - ребенок съеживается, напрягается), страх визуального контакта (ребенок избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса.

В условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психические расстройства.

Таким образом, депривационная симтоматика у детей и подростков - сирот включает фактически всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений интеллекта, характера и воли. Глубина и тяжесть депривационных нарушений различаются в зависимости от срока депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также от качества депривационного воздействия. В связи с этим мы можем предположить, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования при взаимодействии с неблагоприятными факторами в виде психической депривации, изменяя или нарушая характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.

 

АВТОР: Рогожина О.А.