09.04.2012 8416

Объект преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

 

Законодатель, определяя, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания, устанавливает родовые объекты преступлений, примерный перечень которых приведен в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Ими признаются: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ.

Как известно, нормы в главах Особенной части УК сгруппированы по видовому объекту преступления. Выявление видового объекта преступления - важный шаг на пути установления признаков состава, характеризующих непосредственный объект преступления. «Иными словами, учет при квалификации места нормы в системе УК наименования главы, в которой помещена эта норма, помогает установить и раскрыть отдельные признаки состава преступления».

Указанное исходное положение построения Особенной части Уголовного кодекса позволяет правильно определить сущность того или иного преступления, помогает вырабатывать комплексные методы профилактики и борьбы с соответствующими видами деяний, осознавать степень общественной опасности, характер и индивидуальные особенности ущерба, причиняемого преступлением (группой преступлений).

Давая характеристику объекта преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, необходимо учесть, что глава 29 предваряет раздел X УК, родовым объектом которых является государственная власть.

Преступления, содержащиеся в разделе X УК, направлены против государственной власти, нормальному функционированию которой они либо причиняют значительный вред, либо угрожают его причинением. При этом одна из групп данных преступлений посягает на основы конституционного строя и безопасности государства, другая - на нормальную деятельность органов власти и управления, на интересы государственной службы либо службы в органах местного самоуправления, третья - на деятельность правосудия, четвертая - на порядок управления.

Это обусловило деление раздела X УК России на 4 главы: «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (гл. 29), «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30), «Преступления против правосудия» (гл. 31) и «Преступления против порядка управления» (гл. 32).

Следовательно, родовой объект преступлений, содержащихся в разделе X УК, охватывает основы конституционного строя и безопасности государства, нормальную деятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Основы конституционного строя и безопасности государства являются центром, обеспечивающим функционирование государственной власти. А потому наиболее опасными из числа включенных в настоящее время в X раздел УК РФ признаются именно преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, поскольку они предусматривают ответственность за посягательства на политические основы конституционного строя, внешнюю безопасность, территориальную целостность, экономическую безопасность и обороноспособность, а также на противодействие экстремизму и сохранность государственной тайны.

В настоящее время законодатель отнес к группе посягательств, против основ конституционного строя и безопасности государства несколько деяний, ранее не относившихся к особо опасным государственным преступлениям (разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), а также предусмотрел ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации.

Кроме этого, в отсутствие специальной нормы о заговоре с целью захвата власти в УК РФ включены положения об ответственности за действия, направленные на насильственные захват или удержание власти, равно как на изменение конституционного строя, а также о вооруженном мятеже; восстановлена статья, устанавливающая ответственность за диверсию.

Из числа преступлений против государства исключены и перенесены в специальную главу деяния, затрагивающие интересы мира и безопасности человечества (пропаганда войны, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, производство и распространение оружия массового поражения).

В главе 29 УК РФ из числа прежних особо опасных государственных преступлений сохранилось четыре состава. При этом наименования норм, а также описание диспозиций соответствующих статей подверглись значительным изменениям, приведшим в том числе к деидеологизированности формулировок составов надлежащего раздела.

Видовой объект преступлений - основы конституционного строя и безопасности государства - не раскрывается в Уголовном кодексе, поскольку законодатель опирается на систему российского права, в которой указанные понятия содержатся соответственно в главе 1 Конституции России и Законе РФ «О безопасности».

Под конституционным строем в широком смысле слова понимается определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Однако в собственном (узком) смысле этого слова конституционным принято называть лишь строй, который имеет строго определенные форму и черты.

Форма конституционного строя России закреплена в ее Конституции. Однако наличие в государстве конституции не означает, что такое государство, а, следовательно, и организация государственной власти по своему содержанию является конституционной.

Конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом необходимо в целях создания оптимальных условий для функционирования гражданского общества.

Конституционный строй предполагает, прежде всего, соблюдение принципа народовластия (народного суверенитета) и предусмотренный законодательством порядок получения властных полномочий любым органом и должностным лицом. Ни одно государство не может существовать без суверенитета, как полной независимости государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Конституционный строй предусматривает политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство всех граждан и общественных объединений перед законом.

Конституционный строй предполагает, кроме того, недопустимость насилия и вражды в сфере политических отношений, то есть в отношениях между гражданами, общественными объединениями, национальными, социальными или религиозными общностями по поводу организации и реализации государственной власти, а также недопустимость призывов к подобному насилию и вражде.

Основы конституционного строя Российской Федерации как базовые ценности и исходные принципы организации политических и государственно-правовых отношений в государстве закреплены в главе 1 Конституции. В ней Россия определена как демократическое правовое государство с республиканской формой правления, что предполагает государственный союз, состоящий из объединившихся государств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан, регулируемый совокупностью устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, в котором верховная власть принадлежит выборным представительным органам.

«В этом государстве человек, его права и свободы признаны высшей ценностью», определены принципы, связанные с российским гражданством, провозглашена социальная сущность государства, гарантированы свобода экономической деятельности и равенство всех форм собственности; установлена охрана земель и других природных ресурсов; закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с осуществлением деятельности ее носителей в центре и на местах; признано и гарантировано местное самоуправление, также как идеологическое и политическое многообразие; закреплено отделение религиозных объединений от государства, определено соотношение Конституции и других нормативных актов и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров; установлено, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя России. Положения Конституции, определяя границы законотворчества в области выполнения охранительной функции государства, установили общий запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст. 13).

Конституционный строй не только характеризует определенный способ организации государственной власти, но и предполагает конституционное закрепление путей и способов изменения такой организации. Он отличается устойчивостью и усложненным характером процедур изменения основного закона страны, что предполагает его незыблемость на всей территории России. В связи с этим уголовно-правовая охрана конституционного строя тесно связана с охраной территориальной целостности государства. Территориальная целостность в этом случае предполагает такое состояние общественных отношений, при котором вся территория Российской Федерации находится под властью органов, созданных и действующих на основе конституционных положений.

В соответствии с Конституцией глава 1 не может быть пересмотрена ни одним органом государственной власти. При условии, если предложение о таком пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на референдум. Другие способы изменения основ конституционного строя расцениваются как незаконные.

Поскольку нормы Конституции, являющиеся основанием для криминализации определенных видов деяний, имеют для законодателя первостепенное значение, то он, руководствуясь этой установкой, в последующем определяет признаки конкретных составов.

Введение Законом РФ «О безопасности» понятия безопасности повлекло за собой различные теоретические модели восприятия ее жизненно важных интересов и объектов.

Анализ научной литературы по проблемам безопасности показывает, что границы ее понимания достаточно широки. Если раньше безопасность рассматривалась применительно к государству и обществу, то в настоящее время она рассматривается в отношении триединства - личность, общество, государство. Ранее безопасность связывалась в основном с подрывной деятельностью внешних и внутренних противников государства, сегодня же безопасность государства - «это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, физического уничтожения населения. В широком смысле понятие «безопасность» включает обеспечение гражданам того или иного общества необходимых условий для цивилизованной жизни, развития и самовыражения». Данную точку зрения разделяют и другие исследователи, рассматривающие безопасность как совокупность (создание) условий и факторов, обеспечивающих нормальное функционирование и эффективное развитие человека и различных социальных систем.

А.С. Тимошенко большое внимание уделяет взаимопроникновению и взаимодействию человека и окружающей среды: «Ученые и политики осознают, что продолжающаяся деградация окружающей среды требует нового и более широкого понимания национальной безопасности, которое включало бы также области ресурсов, окружающей среды и народонаселения Переосмысление традиционного понимания безопасности становится велением времени».

Значительное внимание уделяется охране безопасности от угроз техногенного характера, источниками которых являются искусственно созданные человеком аппараты, приборы, механизмы, взрывчатые вещества и т.п. Расширяется понимание безопасности и в информационной сфере. А.И. Поздняков считает, что «в обыденной жизни вплоть до настоящего времени информационная безопасность понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой закрытой (секретной) информации и распространением ложной и враждебной информации Необходимо более широкое, комплексное понимание информационной безопасности как защищенности и, следовательно, устойчивости основных сфер жизнедеятельности общества по отношению к опасным информационным воздействиям».

К настоящему времени сформировалось научное направление, которое подходит к изучению проблем безопасности с точки зрения категорий «равновесие», «устойчивость», «стабильность». Так М.А. Лесков выдвинул идею об использовании при изучении безопасности понятия «гомеостазис» - типа динамического равновесия, характерного для сложных саморегулирующихся систем, состоящего в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах.

Исследование понятия безопасности, предпринятое в последние годы, подтверждает изменения в подходах к этому явлению. Как резюмируют авторы, «безопасность - многоаспектное явление, которое представляет собой и защищенность систем, объектов, существ, изделий и т.п. от какого-либо «поражающего фактора» или их совокупности, и свойство любой системы, условие ее существования и развития, и процесс, и результат самой деятельности, предполагающий ее осмысленность с точки зрения приемлемого риска». При этом отмечается, что понятие «безопасность» носит конкретно-исторический характер, а основной исходной категорией для всех структур безопасности признается человек.

Очевидно, что в настоящее время отечественная наука располагает понятием «безопасность», отличающимся существенной неопределенностью. В.И. Спиридонова отмечает: «Термин «безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого и строгого определения этого понятия. Иногда безопасность рассматривается как цель, в других случаях как концепция, в третьих как научная программа или научная дисциплина. До сего времени не существует целостной концепции безопасности: понятия «личная безопасность», «национальная безопасность», «международная безопасность» и «глобальная безопасность» имеют дело с совершенно различным набором проблем и исходят из различных исторических и философских контекстов».

Поскольку Закон РФ «О безопасности» под безопасностью понимает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, где жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, а угроза безопасности рассматривается как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным условиям личности, общества и государства, то категориальный аппарат данного определения безопасности включает такие понятия, как «защита», «угроза», «опасность», «интересы», «потребности», «существование», «развитие», а также «личность», «общество» и «государство». От смыслового наполнения этих ключевых понятий зависит направленность усилий по обеспечению безопасности.

Официальная трактовка категории «безопасность» в современных условиях не является достаточно полной, так как не отражает динамику развития и понимания этого явления, вносит существенные затруднения в попытки определения его объема и видов. К сожалению, определение этого понятия, установленное Законом РФ «О безопасности», содержит значительные противоречия. Так жизненно важные интересы рассматриваются как совокупность потребностей, в то время как интересы - это всегда субъективное осознание потребностей. В свою очередь, угроза безопасности может исходить от отдельно взятого условия или фактора, а необязательно от их совокупности.

Исходя из эмпирического анализа, мы считаем, что понятие «безопасность» целесообразно рассматривать как защищенность объектов охраны от каких-либо поражающих факторов.

Следует учитывать, что характер безопасности всегда относителен, он зависит от развития общества в конкретных исторических условиях, и в наше время отмечается тенденция на замещение понятия «жизненно важные интересы личности, общества и государства» понятием «национальная безопасность».

Безопасность государства является составной частью более широкого понятия «национальная безопасность», под которой Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности -понимает безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в России.

Необходимо рассмотреть существующие подходы к пониманию национальной безопасности.

О.А. Бельков под национальной безопасностью понимает состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности нации как государственно-территориальной общности людей, гарантирующие, несмотря на действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное и независимое функционирование при сохранении своих фундаментальных ценностей.

Н.Д. Матрусов полагает, что национальная безопасность -достаточная по уровню и характеру защищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.

А.В. Возжеников характеризует это понятие как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных правоотношений.

М.В. Александров отмечает, что национальная безопасность - это совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами.

С.В. Степашин под национальной безопасностью государства (как одного из главных условий нормального развития человека и общества) представляет защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником которых являются внутренние и внешние противоречия.

Сопоставление понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность» показывает их единую сущность - состояние страны, при котором обеспечивается развитие личности, общества и государства и защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз.

Изучение научных позиций и современных реалий указывает на то, что безопасность государства гарантируется совокупностью следующих условий. Во-первых, существованием устойчивых и надежно охраняемых границ. Во-вторых, стабильными и предсказуемыми отношениями между субъектами государства, то есть между властью в центре и на местах. В-третьих, открытостью и предсказуемостью поведения политических субъектов, как общественных организаций, так и групп граждан. В-четвертых, возможностью разрешить неизбежные в любой системе конфликты в рамках поддерживаемой законом процедуры. В-пятых, отсутствием или слабостью незаконно существующих сил, способных вмешаться в политический процесс.

Без гарантий защищенности основ конституционного строя и безопасности государства невозможно существование государственной власти.

Но одним из основополагающих моментов ее существования является не охватываемая существующим заглавием главы 29 УК РФ экономическая безопасность и обороноспособность, являющаяся, в частности, непосредственным объектом диверсии, что указывает на неполноту отражения действующим названием главы, а соответственно и видовым объектом, содержащихся в ней преступлений. Наименование указанных в главе «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» деяний преступлениями против основ государственной власти, по нашему мнению, правильнее укажет направленность данных преступлений на видовой объект преступления.

Власть в России сосредоточена у единственного источника, которым является российский многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.З Конституции). Государственные органы созданы в установленном законом порядке и наделены властными полномочиями для решения тех вопросов, исполнение которых на них возложено. В России государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными по отношению друг к другу (ст. 10 Конституции).

Целью, смыслом такого разделения - структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля -является сохранение гарантий свободы, господства права над государством с тем, чтобы не допустить замены демократии самовластьем. Властными полномочиями обладают также и органы местного самоуправления, однако они не входят в единую систему государственной власти. При этом государство выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые за ним закреплены Конституцией, и регулировать общественные отношения.

Государственная власть - это право и возможность распоряжаться, принадлежащая основной политической организации общества - государству. Она является центром осуществления его управления, охраны его экономической и социальной структуры. В то же время указанная политическая организация нуждается в защите основных принципов устройства собственного механизма управления и охраны, то есть базовых принципов устройства государственной власти, поскольку без надежного и безопасного функционирования такого механизма невозможно обеспечить реальное соблюдение прав и свобод человека, а также интересов всего общества. Такая защита предполагает установление норм, препятствующих посягательствам на данные принципы путем установления уголовной ответственности за соответствующие деяния. При этом установленная ответственность должна быть столь высока, чтобы, по возможности, не только защитить основные принципы устройства государственной власти от преступных посягательств, но и предотвратить такие посягательства с целью обеспечения неприкосновенности основ государственной власти.

Власть представляет собой базовую характеристику всего человеческого общества, находящую выражение в политической сфере через ее осуществление государственными институтами и должностными лицами, «упорядочивая внутриорганизационные связи государства». Власть отличается способом организации, степенью и характером подчинения. Единственным носителем политической власти является государство, в связи с чем особенностью государственной власти является ее осуществление централизованной системой высших и нижестоящих органов, взаимосвязанных между собой по горизонтали и вертикали.

Государство организует и формализует политическое пространство, является носителем политической власти, представляя собой базисную структуру правления и порядка в обществе. Государство представляет собой институт, призванный коллективно ограничивать индивидуальные интересы, обеспечивая контролируемую свободу. Основной механизм управления государства, «своеобразный инструментарий осуществления власти» - его правительство, состоящее из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени государства. Высшие органы государственной власти в лице его главы, правительства, парламента, суда в совокупности являются системой управления, принимающей решения общегосударственного характера, которые обязательны для исполнения как всем государственным аппаратом, так и гражданами.

Высшие органы государственной власти обладают установленными конституцией и законами структурно-функциональной определенностью и самоорганизующейся непроизводностью по отношению друг к другу, «что подчеркивает их независимость и самостоятельность».

Современное государство отличается централизацией политической власти, едиными механизмами административного управления, регулярной армией, присутствием во всех сферах общественной и экономической жизни.

Политическая роль государства заключается в том, что вокруг него группируются все остальные политические институты, и противостояние между ними заключается в завоевании рычагов государственного управления. Так политические партии, взятые в отрыве от государства, сами по себе ничего не стоят. Эти партии, а также иные общественные организации, представляют интересы конкретных социальных группировок, в отличие от них государство выражает интересы всего общества; от имени государства принимаются все решения, затрагивающие всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими.

Государство имеет в своей основе стремление к достижению стабильности внутреннего и внешнего мира, весь государственный организм пронизывают основные политические процессы. В настоящее время государство представляет собой общественный коллектив, стабильно прикрепленный к определенной территории. В этом отношении оно представляет собой территориальный императив.

Стабильность государства во многом зависит от признания основной массой населения его легитимности, способности и готовности граждан жить в соответствии с установленными государством нормами, прежде всего законодательного характера.

С легитимностью тесно переплетаются проблемы суверенитета, которые затрагивают основополагающие вопросы природы и источника верховной власти государства. Ценность суверенитета - «свойства власти, в силу которого она является высшей» - в том, что исключительно государству принадлежит верховная власть над другими проявлениями власти на всей территории данного государства. Если этот основополагающий критерий отсутствует, то нет и самого государства. Государственный суверенитет включает в себя единство и неделимость территории, неприкосновенность государственных границ и невмешательство во внутренние дела.

Наличие аппарата управления позволяет государству выполнять основные функции по регулированию природных, материальных и людских ресурсов, решать социальные и экономические задачи, воздействовать на межнациональные и международные процессы, обеспечивать оборону и безопасность, правопорядок, гарантировать соблюдение норм, обязательных для всех членов соответствующего общества.

В связи с этим государство неотделимо от властвования, сопряженного с механизмами господства, подчинения и распоряжения. Форма государственного устройства и правления не имеют принципиального значения для действия указанных механизмов. Самые демократические государства представляют собой безусловный институт принуждения и особого рода насилия, являющийся фактором сдерживания людей от совершения общественно порицаемых деяний.

В любом случае применение насилия, монополизированного государством, регламентировано законом, в связи с чем, речь идет исключительно о легитимном применении такой силы, которая «связана правом и преобразована во власть». Одновременно возможности применения насилия лишены не имеющие отношения к государству граждане или организации, совокупность которых и составляет общество.

Помимо того, государство является главным участником международной политики, распространяя свои внешние полномочия путем вступления во взаимоотношения с другими государствами, поскольку именно оно наделено реальной властью осуществлять внешнюю политику путем достижения межгосударственных соглашений, объявления войны и заключения мира.

Основы государственной власти Российской Федерации, как социально значимые ценности, интересы и блага, взятые под уголовно-правовую охрану от особо тяжких общественно опасных действий, выражающихся в непосредственном направлении в ущерб политическим основам конституционного строя, внешней безопасности, территориальной целостности, экономической безопасности и обороноспособности, то есть против закрепленных Конституцией России принципов, устанавливающих «верховенство и единство власти Федерации», представят собой «единство плана содержания и плана выражения».

 

Автор: Царев Д.В.