13.09.2010 14991

Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет (Т.А. Ткаченко)

 

Обследование - первый и очень важный этап обучения ребёнка, от которого (и это не преувеличение) иногда зависит судьба малыша. В учреждение какого типа, в компенсирующую группу какого профиля он попадёт? Справедливо ли отчисление из детского сада или перевод в коррекционное учреждение другого профиля? Правильно ли сделано заключение, на основании которого выбираются пути коррекции? Эти и другие вопросы волнуют родителей, заведующих детскими садами, логопедов и других специалистов накануне обследования ребёнка или сразу же после него.

Понимая актуальность проблемы, авторы данного пособия составили, а также отобрали из большого количества современных тестов те, в которых основные психологические, интеллектуальные и речевые особенности проявляются наиболее ярко. Затем придали заданиям игровую форму, а также модифицировали их так, чтобы результат выполнения наглядно фиксировался. (Такой подход позволяет иметь подтверждение заключения, сделанного специалистом, либо уточнить его в спорных случаях.)

Кроме того, используя многолетний опыт работы с дошкольниками, авторы систематизировали задания с учётом возраста детей. (Возраст обозначен цифрами 3-4, 5-6, 5-6.)

По данным современных исследователей, около 45% российских детей имеют нарушения речи. Они могут быть разнообразными: от неточности произношения одного или нескольких звуков до сложных, полиморфных, системных дефектов, затрагивающих все компоненты языковой системы. Но в любом случае, являясь высшей психической функцией, речь тесно связана с другими сторонами психики ребёнка: мышлением, вниманием, восприятием, памятью, воображением. Это необходимо учитывать при комплексном обследовании дошкольника.

Если проводить тестирование ребёнка выборочно, бессистемно, руководствуясь впечатлением, а не фактическими данными, нельзя понять подлинные истоки нарушения, полностью оценить спектр проблем, подлежащих коррекции, а также вскрыть все компенсаторные возможности ребёнка.

Правильно проведённое обследование позволяет:

– дать точное и полное заключение;

– установить степень выраженности нарушения;

– системно подходить к анализу нарушения;

– выявить первооснову дефекта речи либо его вторичность;

– определить относительно сохранные функции и процессы;

– выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Обследование ребёнка с проблемами в развитии можно условно разделить на несколько этапов:

1) Ориентировочный - включает опрос родителей, вводную беседу с ребёнком. На этом этапе специалист приблизительно намечает круг процессов, подлежащих подробному обследованию (например, внимание или употребление предлогов), и исключает те, которые обследовать не обязательно в силу их сохранности (например, произношение слов сложного слогового состава или состояние лексического запаса).

2) Дифференцировочный - включает отграничение первичной речевой патологии от состояний, при которых нарушение речи является вторичным, то есть следствием сходных состояний: задержки психического или интеллектуального развития, нарушения слуха, некоторых психологических проблем и пр.

3) Диагностический - включает выполнение ребёнком различных заданий, в ходе выполнения которого формируется и уточняется окончательный диагноз.

У взрослых, умудрённых опытом людей, экзамен нередко вызывает напряжение, страх, даже стресс. Что же говорить о детях? Поэтому важно не только то, что говорит и делает экзаменатор, но и как он это делает. Можно отметить главное:

– убедитесь, что малыш понял поставленную перед ним задачу;

– предложите просто поиграть, не упоминая о «проверке»;

– эмоционально поддерживайте ребёнка при выполнении заданий (хвалите, улыбайтесь);

– положительно реагируйте на все ответы, даже ошибочные (это не обучение, а обследование!);

– фиксируйте первую реакцию ребёнка на задание, а не результат подсказок; в случаях непонимания объясняйте смысл тестов на аналогичном речевом и наглядном материале;

– при явных признаках утомления позвольте малышу отдохнуть; лучше потратить на диагностику несколько дней, чем получить неточный результат.

Специалисту, проводящему тестирование, для более полного представления о характере и глубине проблем, имеющихся у дошкольника, следует учитывать адекватность поведения ребёнка, его активность, интерес к выполняемым заданиям, критичность по отношению к результатам своей деятельности, обучаемость и скорость выполнения заданий.

Чтобы точнее фиксировать ход обследования, авторы пособия предлагают вписывать в тетрадь ответы ребёнка (на специально отведённых для этого местах).

В заключение можно напомнить родителям, что обследование, даже самое придирчивое и подробное, проводится не для «вынесения приговора», а для того, чтобы, вскрыв все имеющиеся у ребёнка проблемы, грамотно, системно и результативно их решать.

 

ТКАЧЕНКО Т.А. КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА 3-6 ЛЕТ: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. (+ ПРИЛОЖЕНИЕ: РЕЧЕВАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА). – М.: ЮВЕНТА, 2005. – 48 С.

 

Пособие в формате .doc можно скачать здесь