11.04.2012 3040

Гражданско-правовое регулирование отношений по транспортировке нефти

 

До 1992 г. все нефтепроводы России были объединены в единую организацию, которая, кроме транспортировки, выполняла снабженческо-сбытовые функции, скупая всю добытую нефть и продавая ее потребителям по единой государственной цене. Сеть нефтепроводов полностью выполняла функции централизованного нефтеснабжения заводов и обеспечения экспортных поставок, но, функционируя в таком качестве, препятствовала возникновению российского нефтяного рынка. С 1992 г. в связи со становлением в России рыночной экономики и требованием российских производителей нефти обеспечить создание нефтяного рынка (т.е. дать возможность заключения прямых контрактов на поставку нефти между ее производителями и потребителями), нефтепроводный транспорт России перешел на работу по тарифам за транспортные услуги. Таким образом, с 1992г. нефтетранспортные предприятия поставляют нефть потребителям по адресу, указанному грузоотправителем, который оплачивает транспортные услуги по твердым тарифам, зависящим от направления и дальности перекачки нефти. А все расчеты за нефть производятся между производителем и потребителем без привлечения нефтепроводных организаций.

Изменилась экономическая сущность отношений, складывающихся по поводу эксплуатации магистральных нефтепроводов, стали иными экономические функции и режим их использования. Система отношений строится теперь не на основании заключавшихся ранее последовательных договоров поставки, а на основе договоров транспортировки, в соответствии с которыми предприятия нефтепроводного транспорта обязуются осуществлять лишь перемещение нефти, принадлежащей отправителю. К тому же такое предприятие не платит отправителю за переданное сырье: он сам оплачивает оказываемые ему услуги по транспортировке.

Своеобразие производственно-экономических процессов, связанных с эксплуатацией магистральных трубопроводов, отражается на характере отношений с участием этого вида транспорта и на их правовом регулировании. В 1979 г. И.Г. Ларин и Е.Н. Владимиров эксплуатацию трубопроводов признавали видом транспортной деятельности, поскольку она выражается в пространственном перемещении материальных ценностей, а именно это свойственно транспорту как четвертой сфере производства. Поэтому трубопроводный транспорт наряду с железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным и автомобильным рассматривается как составная часть единой транспортной системы Российской Федерации.

С производственно-экономической стороны этот вид транспорта весьма своеобразен в сравнении с другими его видами. Прежде всего, здесь нет необходимости пользоваться подвижным составом, ибо магистральные трубопроводы являются и средствами доставки продукции, и путями сообщения. Имеются и иные особенности. Так, транспортировка по магистральным трубопроводам, во-первых, выступает не только как чисто транспортный процесс, но и, во-вторых, сопровождается выполнением сопутствующих производственных операций, в-третьих, в процессе доставки продукция обезличивается и в течение всего срока эксплуатации трубопровода подается непрерывно и равномерно.

Транспортирование нефти по магистральным нефтепроводам происходит в рамках многочисленных и разнообразных по характеру правовых отношений, которые появляются и существуют на разных стадиях данного процесса. Весь процесс транспортирования нефти можно, по мнению Р.Ф. Захарова, разделить на три стадии: планирование транспортирования партии нефти; организация транспортирования; осуществление самого процесса транспортировки. Каждой из них свойственна определенная группа правоотношений, взаимодействующих не только между собой, внутри данной стадии, но и с правоотношениями, опосредующими другие стадии процесса транспортирования. Рассмотрим их подробно.

И стадия планирования и стадия организации транспортирования нефти по магистральным нефтепроводам могут быть охарактеризованы как подготовительные. На первой стадии возникают и действуют правоотношения по планированию транспортирования партии нефти. Поскольку это достаточно сложный процесс, он выражается в правоотношениях, складывающихся по нескольким направлениям: между транспортирующей организацией (Транснефтью) и грузоотправителями (нефтедобывающими организациями); между самой Транснефтью и акционерными обществами магистральных нефтепроводов, между грузоотправителями и государственными органами, координирующими работу трубопроводного транспорта; между транспортными организациями и данными органами.

Следует подчеркнуть, что вопросам планирования транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам уделяется особое внимание. В целях обеспечения поставок нефти на внутренний рынок и за пределы таможенной территории России, рационального использования систем магистральных нефтепроводов Российской Федерации и терминалов в морских портах, исходя из принципа равнодоступности, в 1995г. было введено «Положение о приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов». В соответствии с этим Положением Минтопэнерго утверждает расчетный баланс добычи и распределения нефти и доводит его до нефтяных компаний (производителей нефти), и Транснефти. Транснефть, в свою очередь, представляет в Минтопэнерго сведения о пропускных возможностях системы магистральных нефтепроводов. На основании расчетного баланса добычи и распределения нефти нефтяные компании (производители нефти) представляют в Минтопэнерго предложения о поставке нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации. Минтопэнерго России, с учетом заявок производителей и данных Транснефти о пропускных возможностях системы магистральных нефтепроводов, утверждает графики поставки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации. В свою очередь грузоотправители нефти представляют в Транснефть заявки на транспортировку нефти потребителям по установленной форме.

Таким образом, особенности правоотношений, опосредующих планирование транспортирования нефти, определяются спецификой порядка разработки и утверждения плановых актов, но отнюдь не общим характером содержания этих правоотношений. Процесс планирования транспортирования нефти по магистральным нефтепроводам завершается утверждением плановых актов (графиков), которые в свою очередь порождают соответствующие правоотношения по их выполнению.

Стадия организации транспортирования нефти охватывает правоотношения, направленные на создание условий для совершения собственно процесса транспортировки как акта перемещения из одного места в другое. Сюда входят различного рода правоотношения: связанные с оформлением договора на оказание услуг по транспортировке нефти, предоставлением заявок производителей нефти (грузоотправителей) с распределением всего объема по грузополучателям.

Третья стадия - осуществление самого процесса транспортировки является одновременно центральной и завершающей. Как центральную ее следует рассматривать потому, что именно она непосредственно реализует основную функцию трубопроводного транспорта, а две предыдущие стадии существуют для обеспечения собственно перемещения. Завершающей же эта стадия названа в силу того, что при нормальном развитии связанных с транспортированием нефти по магистральным нефтепроводам отношений на ней заканчивается весь транспортировочный процесс, как с экономической, так и с правовой точки зрения. Опосредующие данную стадию правоотношения складываются: между Транснефтью, грузоотправителями и грузополучателями; между самой Транснефтью и магистральными перевозчиками (магистральными перевозчиками, непосредственно осуществляющими транспортирование нефти); между грузополучателями и Транснефтью; между грузополучателями и магистральными перевозчиками.

Далее необходимо определить природу правоотношений по поводу транспортирования нефти по магистральным нефтепроводам, являются ли они транспортными правоотношениями?

Н.А. Романович выделяет четыре основных признака, присущие транспортным правоотношениям:

1. одной из сторон этих правоотношений всегда выступает транспортная организация;

2. они складываются по поводу эксплуатации транспортных средств и путей сообщения;

3. предметом их является деятельность по оказанию услуг;

4. они выражают отношения, направленные на выполнение основной транспортной функции или непосредственно содействующие ее осуществлению.

А.И. Хаснутдинов выделяет перемещение как основную функцию транспорта «ибо никакой другой продукции, кроме перемещения, транспорт и не может производить, ровно, как сущность транспорта выражает лишь функция по перемещению»

Исходя из данных критериев, правоотношения по поводу транспортирования нефти по магистральным нефтепроводам, на наш взгляд, действительно можно считать транспортными правоотношениями.

 

Автор: Закиева О.Г.