11.04.2012 4599

Правовое регулирование отношений собственности на излишки нефти

 

В начале 90-х гг. в процессе приватизации, акционирования и сопровождавшей их реорганизации управления предприятиями газовой и нефтяной промышленности права собственности в значительной мере перешли от государства к акционерам (физическим и юридическим лицам). В настоящее время нефтедобывающие компании как собственники продают добытую нефть как внутри страны, так и на экспорт, а услуги по ее транспортированию осуществляет специализированная компания - Транснефть.

Таким образом, изменилась сама правовая сущность взаимоотношений: вместо доставки нефти на нефтеперерабатывающие предприятия по договорам купли-продажи (как это было в условиях планового хозяйства), сейчас Транснефть в лице своих объединений является лишь транспортировщиком нефти нефтедобывающих организаций (по договорам транспортировки нефти). В рамках заключаемых договоров на оказание услуг по транспортированию нефти Транснефть несет ответственность за количество и качество нефти, принятой от грузоотправителей по показаниям средств измерений. Для обеспечения достоверности учета создана жесткая система контроля. Однако до настоящего времени не решена проблема некоторого дисбаланса, возникающего при выполнении операций учета количества нефти в системе магистральных нефтепроводов Транснефти, и обусловленного погрешностью средств измерений при допущении, что нормы естественной убыли учитывают существующую технику и технологию трубопроводного транспорта и физико-химические свойства нефти.

Определимся с понятиями, используемыми в настоящей статье. Под нормой естественной убыли понимается допустимая величина безвозвратных потерь нефти и нефтепродуктов, происходящих непосредственно при товаротранспортных операциях вследствие сопровождающих их физических процессов, а также потерь, неизбежных на применяемом при этом технологическом оборудовании (потерь от испарения из всех видов емкостей, через сальниковые уплотнения насосов и задвижек и др.)

Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем. В нормы естественной убыли не включены потери нефти и нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, нефтеналивных судов, потери при врезках лупингов и вставок, все виды аварийных потерь, а также потери при внутрискладских перекачках. Естественная убыль начисляется на принятое за отчетный период количество нефти или нефтепродуктов. Нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей целесообразно устанавливать для двух периодов года: осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября), а также в зависимости от типа и вместимости технологического оборудования для хранения и транспортировки.

Проблема правового регулирования учета нефти в рамках установленных норм естественной убыли мало освещена в доктрине предпринимательского права. Возможно, это связано с тем, что проблемы учета нефти возникают внутри компании - естественного монополиста, и широкому освещению и обсуждению они могут быть доступны лишь по мере возрастания прозрачности и открытости учетной политики Транснефти. Таким образом, кроме ряда ученых-экономистов и специалистов самой компании Транснефть данную проблему никто не освещал. Обошла она стороной и юристов.

Руководящим документом для определения норм естественной убыли является внутренний нормативный документ Министерства топлива и энергетики РФ от 20 августа 1996 г., утвержденный первым заместителем Министра топлива и энергетики РФ А.Т. Шаталовым.

Нормы разработаны на основе «Порядка применения норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании», утвержденного Постановлением Госснаба СССР от 15.03.1988 № 23, норм потерь, указанных в упомянутом выше Порядке, и результатов исследований, проведенных институтом ИПТЭР (г. Уфа) в Западной Сибири по уточнению норм естественной убыли легкой нефти в резервуарных парках. Нормы потерь, установленные перечисленными документами, пересчитаны применительно к маршрутам транспорта нефти, в соответствии со списком тарифных участков, применяемых при расчете нефтепроводных тарифов по конкретным маршрутам с учетом состава резервуарных парков и режима их эксплуатации. При заключении договоров на транспорт нефти приведенные ниже нормы потерь для каждого АО МН должны складываться согласно описанию конкретного маршрута.

Нормативным документом, устанавливающим порядок организации и ведения учета массы нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов, а также порядок проведения инвентаризации, является Инструкция по учету нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов Транснефти, утвержденная Госстандартом России и введенная в действие с 1 сентября 2001 г. С 1 августа 2002 г. введен в действие документ МИ 2736-2002 «Нормы погрешности баланса сдаваемой и принимаемой массы нетто нефти по ОАО (ООО) МН ОАО «АК «Транснефть» - неотъемлемое приложение к указанной Инструкции.

Для того чтобы правильно ответить на вопрос о правовой природе образующихся излишек либо недостачи нефти и соответствующих правовых последствиях для Транснефти как компании, не имеющей собственной нефти, а транспортирующей нефть нефтедобывающих организаций, необходимо сначала разобраться в применяемой методике учета потерь нефти при транспортировке по нефтепроводам. Согласно вышеуказанной методике расчета МИ 2736-2002, потери нефти на объектах магистральных нефтепроводов при нормальном технологическом процессе перекачки обусловлены естественной убылью (потерями от испарения нефти из резервуаров, утечками через уплотнительные элементы нефтеперекачивающего оборудования, запорной арматуры) и погрешностью средств измерений по учету нефти. Потери от естественной убыли принято называть материальными потерями, которые приводят к уменьшению количества нефти и имеют знак минус. Потери, связанные с погрешностью средств измерений, называют нематериальными, они могут иметь знак минус или плюс. Материальные и нематериальные потери нормируются.

В случае недостачи придется списать убытки за счет прибыли, что собственно и отражается в договорах транспортировки нефти: «Нормативные потери нефти при транспортировке относятся на счет Заказчика (нефтедобывающей организации). Нормативные потери нефти указываются в маршрутных поручениях Транснефти на основании «Норм естественной убыли при ее транспортировке по тарифным маршрутам», утвержденных первым заместителем Министра топлива и энергетики РФ Шаталовым А. Т. 20.08.96г. Сверхнормативные потери возмещаются Исполнителем (одним из объединений Транснефти, транспортирующим нефть)».

Теперь рассмотрим, каким же образом необходимо поступать с излишками. В данном случае возникает более сложная ситуация. Эксплуатацию магистральных нефтепроводов осуществляет Транснефть - преемница «Главтранснефти» (Главного управления по транспорту нефти). Раньше, в условиях плановой экономики, «Главтранснефть» покупала нефть у нефтедобывающих организаций и продавала нефтеперерабатывающим организациям за вычетом норм естественной убыли. В таком случае получалось, что излишки, образованные в результате вычета усредненного значения норм естественной убыли и дальнейшего переучета нефти, являлись собственностью «Главтранснефти» и учитывались на балансе вместе с остальной нефтью как оборотные средства предприятия. Об этом же пишет и В.И. Воронин, когда рассматривает порядок расчета трубопроводного тарифа: «Следует отметить, что в отличие от прежнего порядка расчетов при разработке нефтепроводных тарифов в себестоимость не включаются нормативные потери нефти. Поэтому нефтетранспортные предприятия (ПОМН) не покупают у грузоотправителей нефть в объеме нормативных потерь, а оговаривают в договоре на транспортные услуги расчетную величину нормативных потерь и обязательства по материальной ответственности за перекачиваемую нефть в объеме, равном объему нефти, принятой для транспортировки, за вычетом нормативных потерь. ПОМН не отчитываются перед грузоотправителем о фактических потерях нефти, если эти потери не превышают нормативных. Нефть, сэкономленная против нормативных потерь, является собственностью ПОМН». Сейчас ситуация в корне изменилась: Транснефть в лице своих объединений осуществляет лишь транспортировку нефти, принадлежащую нефтедобывающим организациям. Таким образом, вышеуказанные излишки нефти не могут принадлежать Транснефти. Однако и у нефтедобывающих организаций нет правовых оснований на данные излишки, так как в договорах на транспортировку нефти указывается количество передаваемой после транспортирования нефти за вычетом усредненного значения норм естественной убыли на основании законодательных актов. Одним словом, возникает интересная ситуация: кому принадлежать излишки нефти?

С одной стороны, логичным было бы предложить в договорах транспортировки нефти учитывать не среднее значение норм естественной убыли, а точное количество убывшей нефти, и если нефти убыло меньше, чем среднее значение нормы естественной убыли, то излишек должен поступать собственнику - нефтедобывающей организации. Однако, как правильно отмечает в своей работе А.А. Абдуллаев, такой подход годится только для нефтеналивных цистерн (или аналогичной тары), которые пломбируются и нефть, содержащаяся в них, передается владельцу целиком. Составляется акт приемки по количеству, и затем уже при распределении убытков применяется среднее значение норм естественной убыли.

При транспортировании нефти по трубопроводам ситуация осложняется еще тем, что нефть месторождения поступая в трубу становится обезличенным товаром, она смешивается с нефтью другого качества другого месторождения. В таком случае, указывает В.М. Агапкин, используются усредненные нормативно установленные методики учета количества нефти и расчета баланса за отдельные расчетный период (выделить, сколько именно и чьей нефти убыло не представляется возможным).

Рассмотрим, какова же правовая принадлежность образующихся излишков. На первый взгляд, можно говорить о неосновательном обогащении. Транснефти и ее объединений как транспортировщиков чужой нефти: излишки нефти, оставшейся в трубе и принадлежащей нефтедобывающим организациям зачисляются на баланс Транснефти. Однако обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошли при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. В нашем случае нефть убывает в силу объективных причин, нормы убыли зафиксированы в законодательных актах и ГОСТах. Получается, что у нас нет так называемого «потерпевшего», чье бы имущество незаконно убыло и чьи бы охраняемые законом имущественные интересы умалялись (нефтедобывающие организации списывают убывшую нефть в рамках норм естественной убыли на основании этих же законодательных актов и ГОСТ ). Кроме того, Транснефть в лице ее объединений является транспортировщиком чужой нефти, и своей нефтью не владеет, следовательно, она не может незаконно наращивать свое имущество (нефть) за счет уменьшения имущества другого лица (нефтедобывающих организаций). Однако проблема остается открытой какие-то излишки нефти, образующиеся в результате усредненного учета норм естественной убыли могут оставаться в трубе, и их правовая принадлежность и соответствующие правовые основания для дальнейшего использования не определены.

Акционерные общества магистральных нефтепроводов несут ответственность перед грузоотправителями за сохранение количества и качества нефти, принятой к транспортировке согласно договорам, заключенным с Транснефтью. Количество нефти, сданное в конце маршрута, может быть меньше количества нефти, принятого в начале маршрута, не более чем на величину эксплуатационных (технологических) потерь или так называемых норм естественной убыли, установленных законодательными актами и ГОСТами. Таким образом, излишки, которые могут образоваться в результате усредненного учета норм естественной убыли за определенный отчетный период можно считать своего рода технологической экономией транспортирующей организации по аналогии с экономией подрядчика в договоре подряда (ст.710 ГК РФ). Поскольку снижение издержек не влияет на качество выполненных работ и достигнуто вследствие умения и профессионализма подрядчика, то справедливо, что подрядчик сохранит за собой сэкономленные средства. Экономия подрядчика представляет собой снижение фактических расходов подрядчика по сравнению со сметой. Обязанность заказчика оплатить выполненную работу при этом не подлежит пересмотру. Следовательно, подрядчик вправе требовать уплаты цены в объеме, предусмотренном сметой. Аналогично тому, как подрядчик, проявляя должную заботу и осмотрительность, мастерство и профессионализм при проведении работ, может добиться снижения издержек по сравнению с тем, как они определены в смете, транспортирующая организация может добиться некоторого снижения норм естественной убыли нефти, по сравнению с тем, как они определены в нормативных актах.

Таким образом, в силу п.1 ст.6 ГК РФ: «В случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». В нашем случае при определении собственника экономии транспортировщика может по аналогии применяться ст. 710 ГК РФ «Экономия подрядчика».

Определенный интерес вызывает вопрос о соотношении недостач нефти с ее естественной убылью. Нормы, понятно, не относят к такой убыли потери, понесенные в результате хищений, аварий и стихийных бедствий. Вместе с тем в них закреплено далекое от практики правило, в силу которого списание недостач собственных нефтепродуктов в пределах норм естественной убыли до установления факта недостачи запрещается. Иными словами, предлагается вначале документально подтвердить недостачу, и лишь затем поставить вопрос о возможном применении названных норм. С нашей точки зрения, проблема могла бы быть решена иначе: всякое применение норм естественной убыли, близкое к их предельному значению, должно подтверждаться соответствующим обоснованием.

 

Автор: Закиева О.Г.