11.04.2012 4053

Цели и задачи государственного регулирования трубопроводного транспорта

 

Сегодня общая протяженность нефтепроводов в России составляет около 50 тысяч километров. Народнохозяйственная значимость магистрального транспорта нефти и газа определяется той ролью, которую играют эти полезные ископаемые в экономике страны. Как указывают Н.Н. Борисов и В.И. Воронин, нефтегазовый комплекс (НТК) дает до двух третей чистого дохода - притом, что также не менее двух третей этого дохода сегодня, благодаря несовершенству законодательства, уходит мимо государственной казны. Единственная на сегодняшний день реальная возможность для России выйти из тяжелого экономического положения, отмечает Лахно П.Г. в своем обзоре «Правовое обеспечение энергетической стратегии России на период до 2020 г.» - это скорейшая организация рационального использования всех своих природных ресурсов, а особенно нефти и газа. По существу, указывает он далее, они являются сырьевым базисом российской экономики, той материальной основой, которая при грамотном правовом стимулировании может обеспечить переход от существующей и поныне преимущественно сырьевой ориентации российской экономики к ее высокотехнологическому, а значит - независимому и предсказуемому будущему. Однако то, что наша страна располагает громадным количеством ценнейших природных ресурсов, само по себе еще не гарантирует, что они будут оптимально использоваться в интересах всего общества. Поэтому мы должны иметь эффективный способ государственного регулирования всего процесса природопользования через стимулирование методами законодательной и исполнительной властей позитивной предпринимательской инициативы частного и государственного капитала в осуществлении процесса эффективного использования наших природных богатств.

Указанные обстоятельства несомненно свидетельствуют о необходимости государственного регулирования НТК и, в том числе, трубопроводного транспорта. Порядок государственного регулирования должен определяться в нормативных правовых актах. Как, например, в Уставе автомобильного транспорта: «Автотранспортные предприятия и организации, а также министерства, ведомства, предприятия, организации и учреждения - грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов строго соблюдать государственные интересы и обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов автомобильным транспортом, рациональное использование подвижного состава, безопасность движения автомобилей и максимальное сокращение транспортных расходов в народном хозяйстве». Или в статье 3 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации: «Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».

Общий порядок государственного регулирования включает в себя установление целей, задач и средств государственного регулирования. Основная цель регулирования - охрана публичных интересов. Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в необходимости эффективного управления государственной собственностью; необходимостью обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику. Различают прямые и косвенные правовые средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование деятельности в области магистрального трубопроводного транспорта, как отмечает Н.Н. Борисов, должно быть направлено на обеспечение защиты экономических интересов государства и его граждан, выполнение первоочередных задач по энергоснабжению на территории государства, обеспечение надежного и безопасного функционирования магистральных трубопроводов, а также на развитие международного сотрудничества в области строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов. Это - далеко неполный перечень целей и задач.

Все вышеназванное возможно только при сохранении преобладающей доли государства в акционерном капитале транспортирующих компаний, а также при сохранении монополии государства в сфере управления трубопроводным транспортом, о чем ярко свидетельствует и опыт зарубежных государств. Основной закон государства относит к ведению Российской Федерации: управление федеральной государственной собственностью, установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития, установление правовых основ единого рынка. Кроме того, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральные энергетические системы и «федеральный транспорт» также находятся в ведении Российской Федерации. Некоторые специалисты считают, что в это понятие должен включаться и трубопроводный транспорт. Данная позиция подтверждается п. 4.4 Приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности», в соответствии с которым «предприятия и объекты трубопроводного транспорта» находятся в исключительной федеральной собственности, поскольку входят в группу объектов отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, а «управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации» (п. 15 постановления). Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» право собственности на магистральный трубопровод и иные, связанные с ним права трактует следующим образом - «Владение, пользование и распоряжение системой магистрального трубопроводного транспорта осуществляется с учетом его важнейшего стратегического и оборонного значения на основе представления его как единого, неделимого, взаимоувязанного имущественного комплекса объектов, предназначенных для доставки продукции от поставщика до потребителей».

Однако магистральные трубопроводы могут находиться также в собственности организаций, получивших их во владение, пользование и распоряжение в процессе приватизации или по другим основаниям, не запрещенном законодательством, в том числе при строительстве новых объектов. В этой связи можно привести пример Каспийского трубопроводного консорциума, в котором, помимо российских негосударственных компаний, участвуют и иностранные акционеры, а доля российского государства составляет только 24%. Балтийская трубопроводная система также изначально задумывалась как организация со смешанной формой собственности. Таким же образом, считают авторы многих публикаций, следует поступить и при строительстве Мурманской трубопроводной системы: привлечь к участию в проекте заинтересованные нефтяные организации, но главным оператором будущего нефтепровода и заказчиком строительства должно стать государство в лице Транснефти.

Государство должно сохранять определенные регулирующие функции, прежде всего в стратегии и координации развития сети магистральных нефтепроводов и других предприятий нефтепроводного транспорта, комплексном решении задач научно-технической политики, в гарантированном обеспечении охраны окружающей среды, во взаимодействии с зарубежными нефтепроводными предприятиями. Расчленить эту крупнейшую в мире и четко работающую сеть - значит, подвергнуть колоссальному испытанию отечественный топливно-энергетический комплекс, а, следовательно, и всю энергетическую отрасль в целом.

Цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики, в том числе и в сфере трубопроводного транспорта, четко определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024. В рамках реализации Концепции Правительством принят ряд постановлений, направленных на повышение эффективности управления акциями, находящимися в федеральной собственности. Все направления, определенные правительством в указанных нормативных актах, будут применяться и в отношении управления со стороны государства в компании Транснефть.

 

Автор: Закиева О.Г.