17.04.2012 14544

Научно-методическое обеспечение инновационных дошкольных образовательных учреждений

 

Научное и научно-методическое обеспечение имеет важнейшее значение для опережающего развития системы образования. Ключевая проблема, которую здесь необходимо решить - повышение эффективности использования средств, выделенных на научные исследования и разработки.

Управление научными исследованиями в области образования осуществляется Российской академией образования (РАО), Министерством образования и науки РФ. Для того чтобы их действия были скоординированными, необходима разработка единой научной политики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов, регулирующих научную деятельность в сфере образования.

Основным направлением реформирования педагогической науки должен стать принципиальный отказ от ее деления по «клановому» и ведомственному принципам - на «академическую», «отраслевую» и «вузовскую». Интеграцию научного потенциала, независимо от его ведомственной принадлежности, необходимо осуществлять на основе научного прогноза развития сферы образования, определения приоритетных направлений научных исследований, государственной поддержки инновационной образовательной деятельности как фактора обновления образования на базе использования новых научных знаний.

Важнейшим событием для сферы образования стало принятие летом 1992г. Закона РФ «Об образовании», который заложил основы правового и финансово-экономического обеспечения системы образования.

В условиях вариативности и дифференциации образования, создания негосударственных и альтернативных образовательных учреждений принципиально важным является введение в Законе понятия государственного стандарта образования и требований по организации независимой системы диагностики результатов его освоения. Это создает правовую основу для действенного контроля за деятельностью учебных заведений не только со стороны государства, но и местных органов управления, общественности и родителей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» разрабатывалась новая нормативно - правовая база деятельности дошкольных образовательных учреждений. Нормативно-правовая база содержит основные документы, регулирующие образовательную, нормативно-правовую деятельность дошкольных образовательных учреждений РФ, - типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в РФ. Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в РФ.

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии «развивающего образования».

Сегодня уже определены цели и задачи государственной образовательной политики, которая реализовывается во многих регионах России, в том числе и в Ставропольском крае. Происходит изменение типологии учебных заведений, создаются нетрадиционные общеобразовательные учреждения, ориентируемые на удовлетворение национальных культурных потребностей, на развитие индивидуальных способностей детей. В настоящее время в крае действует и расширяется число комплексов «школа - детский сад», работают центры гармонического развития личности (г. Ставрополь, г. Невинномысск, г. Пятигорск, г. Буденновск, г. Светлоград, г. Железноводск, г. Георгиевск).

Использование детскими садами вариативного компонента позволяет конструировать разнообразные планы с учетом статуса конкретного дошкольного учреждения.

Поступательное развитие системы дошкольного образования невозможно без разработки перспективных проектов. Такая работа требует координации действий администрации, научных кадров и практических работников.

Для поддержания инновационной деятельности в системе дошкольно-школьного образования дошкольного образовательного учреждения в г. Ставрополе при Министерстве образования создан центр развития образования, который на основе мониторинга призван разрабатывать перспективные прогностические проекты на длительные сроки и осуществлять их реализацию на методическом уровне. В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию системы управления, она должна стать более демократичной, в управлении активную роль призваны сыграть общественные органы: родительские, попечительские советы, советы микрорайонов. Вводятся в дошкольные образовательные учреждения дополнительные штатные единицы: психологи, социальные педагоги, медперсонал и т.д.

Наиболее актуальными для изучения остаются комплексные проблемы детства, медицинско-социальные проблемы, психолого-педагогический и социально-правовой помощи детям и родителям.

В настоящее время разработана концепция развития дошкольного образования города. На ее основе буде подготовлен ряд социальных программ по проблемам детства, современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации родителям. Объединение педагогов, медиков, психологов, социологов, ученых, юристов в единый научно-практический комплекс создаст условия, необходимые для научно-практической стратегии развития дошкольного образования, сделает сферу дошкольного образования приоритетным направлением социальной политики администрации.

Положительным в настоящее время является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.

Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате - к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы. Отсутствие базисной программы, задающей современный стандарт дошкольного уровня образования и обеспечивающей полноценное разностороннее развитие ребенка, наносит серьезный ущерб педагогической практике.

Стандарт дошкольного уровня образования - это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Стандарт образования обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1989 г.), воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме (статья 29).

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта - это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанное с обеспечением равного старта развития для всех детей.

Достижение стандарта дошкольного уровня образования обязательно для всех дошкольных учреждений - независимо от их профиля (кроме тех, в которых воспитываются дети с определенными типами отклонений в физическом и психическом развитии).

Многие годы базисной программой была «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.), основанная на результатах многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих кафедр дошкольной педагогики.

Отправной точкой для сравнительного анализа являлась традиционная и наиболее распространенная российская программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Д. Васильевой.

Первой программой, разработанной по закону Министерства образования РФ и рекомендованной к использованию, явилась программа «Радуга». «Радуга» прошла широкую экспериментальную апробацию. В ближайшее время выйдут в свет книги для работы с детьми 6-го и 7-го года жизни. Рекомендованы Министерством образования РФ к использованию следующие программы: «Развитие», «Одаренный ребенок», «Золотой ключик»; учебно-методический комплект по музыкально-эстетическому развитию дошкольников, включающий программы «Гармония», «Синтез» и др.

Инновационная программа «Развитие» получила уже достаточно широкое распространение и пользуется большой популярностью в практике. Программа разработана научным коллективом под руководством Л.Д. Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями.

С целью определения необходимости создания воспитательного блока к программе «Развитие» была проведена экспериментальная работа в ДОУ «Эрудит» № 43.

Программа «Радуга» (разработана коллективом НИИ школ под руководством Т.Н. Дороновой) рассчитана на работу с детьми 2-7 лет; содержит перечень программных задач в соединении с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей. Для каждой возрастной группы «Радуга» издается отдельной книгой. Как и традиционная, эта программа выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей.

Программа «Детство» (разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им А.И. Герцена - В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.) состоит из объединенных в одну книгу 3-х частей, каждая из которых посвящена отдельному этапу дошкольного детства: младшему, среднему и старшему (2-7 лет). Программа «Золотой ключик» (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова) основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д.Б. Эльконина. Основная цель программы - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье - через разновозрастную организацию групп (3-10 лет) и свободное подключение родителей к работе детского учреждения. В отборе образовательного содержания для детей дошкольного возраста программа опирается на «Типовую программу воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Р.Т. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова, 1984 г.), сходную с традиционной российской программой. Для детей школьного возраста в качестве основы используется программа начальной школы. Содержание образования в программе «Золотой ключик» организовано по 4-м направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами, развитие рефлексии. Программа предлагает небольшое количество обязательных учебных занятий (от 6 лет). По способу организации детской жизни программа «Золотой ключик» является альтернативной традиционной российской программе, обращаясь к принципу тематизмов, комплексов, - широко распространенному в педагогике 20-30 IT. на Западе и в отечественных детских садах и школах. XIX - XX вв.

Очень условно к инновационным программам можно отнести программу «Дом радости» (авт. - Н.М. Крылова, В.Г. Иванова, г. Пермь) по сути она представляет собой методически-сценарное приложение к «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».

Региональная программа дошкольного образования «Планета детства» подготовлена коллективом кафедры педагогики и педагогических технологий факультета психологии Ставропольского государственного университета с участием: доктора педагогических наук, профессора Малашихиной И.А., доктора педагогических наук, профессора Тарановой Т.Н., кандидата педагогических наук, доцента Палиевой Н.А.

Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным пластом содержания программы является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и пространстве истории.

Региональный компонент является областью освоения ребенком' мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина - это часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на все Земле. Но, с другой стороны, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию.

Свобода выбора регионального содержания дает возможность отражать специфику культуры Ставрополья путем выделения в фольклорно-хореографическом комплексе особенностей культуры региона и связи его с общенациональной культурой. Региональное содержание программы разрабатывалось с учетом исторического прошлого, характера и структуры местных ремесел, настоящего и будущего Ставропольского края. Традиционная региональная культура, став предметом деятельностного, практического освоения детьми, должна конкретизировать общечеловеческие ценности: трудолюбие, дружелюбие, бесстрашие, отсутствие национальной неприязни на материале богатой истории края и показать в разнообразии культурных форм общность в искусстве, религии и быте.

Региональная программа дошкольного образования «Планета детства» предоставила дошкольным образовательным учреждениям широкие возможности для творческой деятельности и реализации накопленного опыта. Результатом деятельности экспериментальных площадок, действующих на базе дошкольных образовательных учреждений №1, № 34, № 43, № 38. г. Ставрополя в период с 1994 по 2005 гг., явилось создание авторских программ конкретно для типов образовательных учреждений - комплексов «детский сад - школа» и «детский сад - школа - ВУЗ» (программ: «Дитя человеческое», «Светоч» авторский коллектив под руководством И.А. Малашихиной, программа «Детский сад - школа», программа «Человек, индивид, личность» под руководством профессора И.А. Малашихиной). Эти программы созданы на основе концепций развития данных дошкольных учреждений, которые предусматривают элитарное развитие личности.

Так целостная педагогическая система (основополагающим компонентом которой является программа «Дитя человеческое», представленная комплексом «детский сад - школа - вуз»), позволяет в новом свете рассмотреть прежний императив «познай себя сам» и определить его центральное место в педагогическом процессе.

Направленность педагогической деятельности муниципального образовательного комплекса «дошкольное образовательное учреждение № 1 - СШ № 1 - вуз» определяется ранним изучением английского языка и опережающим разносторонним развитием личности. На основе этих программ создана модель комплекса «Детский сад - Школа».

Представленная авторским коллективом Программа целостного развития личности дошкольника предусматривает реализацию следующих задач:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья;

- забота об эмоциональном благополучии всех членов комплекса;

- опережающее интеллектуальное развитие ребенка;

- создание оптимальных условий для целостного развития личности дошкольника, проявление его индивидуальности и творческих особенностей;

- ознакомление с английским языком и культурой народа - носителя языка.

Эти задачи решаются в процессе интегрированной деятельности детей, что дает возможность сформировать целостную личность, легко адаптированную к школе.

Особое внимание в нашей педагогической системе уделяется психическому здоровью детей и окружающих его взрослых. С этой целью считаем целесообразным выделить раздел в программе «Формирование психологического климата в коллективе» (кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Шальнева).

Б.Т. Лихачев является основоположником концепции целостного формирования личности. По его убеждению, стержневым качеством личности является направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и поведение личности. Выбор значимых видов деятельности, интересы и склонности, определяемые направленностью личности, способствуют формированию ценностных ориентации.

Ценностные ориентации – это эталоны, на которые личность ориентируется в жизни. Они проявляются в основном в отношениях личности. Отношения являются базой для формирования идеалов, убеждений, интересов, установок. Отношения условно делятся на три группы:

- Отношение человека к окружающему миру и обществу в целом.

- Отношение к труду и результатам труда.

- Отношение личности к самой себе.

Проблема целостного развития личности не нова, но в последнее время в ней появились новые подходы. Проблема целостного развития личности определяется общей целью воспитании. ЦЕЛЬ - воспитание целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения в обществе.

Если говорить о целостности развития и воспитания личности, то можно сказан, что целостность обуславливает единство социально-нравственного общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека, его неповторимость.

Современная жизнь выдвигает целый комплекс требований к человеку, определяющий спектр задач и основополагающие направления их реализации. Программа целостного развития личности «Дитя человеческое» предопределяет интеллектуальное развитие личности, что предполагает усвоение детьми общих для всех знаний, умений, навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и активное самостоятельное мышление, а также формирующее творческое мышление в общественной и производственной деятельности.

Эмоциональное развитие-формирование у детей идейно-эмоционального эстетического отношения к искусству и действительности.

Нравственное развитие - усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, развития нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях.

Физическое развитие - укрепление и развитие физических сил, являющихся основой дальнейшей жизнедеятельности и бытия детей.

Трудовое воспитание детей включено в процесс материального производства, в освоение современной техники и технологии.

Индивидуально-личностное развитие - выявление и развитие природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и воспитания.

Духовно-ценностное воспитание - воспитание человека в духе общечеловеческих идеалов и нового политического мышления.

Гражданско-правовое воспитание-формирование у детей патриотического и интернационального сознания, правовых знаний, прочных привычек и навыков правового поведения.

Формирование экологического сознания - развитие у детей сознания уникальности и единства планеты, приоритетности ее экологической целостности над экономической и политической, формирующего личную нравственно-правовую ответственность за экологическую чистоту природы.

Культурологическое развитие - воспитание человека на высших ценностях мировой художественной культуры, в том числе и религиозной, противостоящей анти-и псевдокультуре.

Реализация программных установок нацелена на конкретизацию задач воспитательной направленности:

- Воспитание свободной личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни.

- Воспитание гуманной личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обращенной к людям, доброй, способной к состраданию и сопереживанию, милосердию, способной оказывать помощь конкретным людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию.

- Воспитание духовной личности, имеющей развитые способности в познании и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, общении с искусством, автономии внутреннего мира.

- Воспитание творческой личности, обладающей развитым интеллектом и творческими способностями, чувством нового, имеющей потребность в преобразующей деятельности.

- Воспитание практической личности, владеющей основными умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение языками мира и др.).

Сказанное позволяет утверждать, что в современных условиях вариатизация и дифференциация образовательной деятельности невозможна без должного системного обоснования и надежного многоаспектного обеспечения этой деятельности.

Названные программы отражают идеологию педагогики развития. Они являются средством развития познавательной мотивации и способностей личности ребенка, его образа мира, они обеспечивают в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном детстве. Эти программы построены с учетом лучших традиций практики системы дошкольного образования России, а также достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

В настоящее время дошкольный отдел управления образования Ставропольского края ищет формы и методы научно-методического обеспечения каждого педагога.

Это приводит нас к уверенности в необходимости прочных связей с наукой, так как методическое обеспечение в работе с кадрами имеет систему, а вот научное - еще желает быть лучшим.

Предметом связи с наукой должны были стать вопросы теории обучения и воспитания, особенностей учебно-познавательной и воспитательной деятельности детей и ее мотивации, методы обучения и воспитания, деятельность и общение с учетом регионального компонента.

Научно-методическое обеспечение - это не разовое мероприятие, а целая система форм повышения педагогической культуры, внедрения научно-педагогической культуры, научно-педагогических разработок и стимулирования педагогического творчества.

Цель такой инновационной системы прочных связей с наукой - глубже, основательнее знакомить воспитателей с новейшими знаниями в области психологии и педагогики и побуждать к поиску форм и методов их реализации.

Программно-методическое обеспечение, воспитательно-образовательного процесса - его оснащение оборудованием, играми и игрушками, детской художественной литературой - в условиях свободного рынка оказалось перед серьезной проблемой. Особую проблему по-прежнему будет представлять издание книг для детей. Их полиграфическое качество может улучшиться, а доступность значительно снизиться за счет роста стоимости и уменьшения тиражей в связи с дефицитом бумаги.

Представляется, что создание принципиально иного комплекса в какой-то мере учитывает и проблемы экономики страны. Как известно, нынешнее ее состояние в целом не позволяет рассчитывать на увеличение сроков обучения. Однако перспективные интересы создаваемого демократического государства, осуществление демократии и самоуправления в обществе требуют повышения уровня образования, диверсификации сложившейся системы образования, появления новых типов образовательных учреждений, формирования регионально ориентированных образовательных структур Федеральной системы образования. Основой создания и функционирования учебно-научного регионального комплекса являются следующие основные принципы:

- целостность, единство среднего и высшего уровней образования, призванное обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждому уровню, которые сводятся к главному - осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности;

- преемственность, взаимосвязь и взаимодополняемость уровней среднего и высшего образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности и профессиональное становление обучающегося, предоставляющие возможности для последующего изменения профессии;

- предвидение, внесение в профессионально - квалификационные характеристики, учебные планы и программы изменений, связанных с содержанием и условиями труда в разных сферах экономики и профессиональной подготовки, исходя из запросов региона;

- опережающее развитие, содержание и постановка образовательного процесса должны опережать сегодняшние требования к обучению специалиста, а процесс профессиональной подготовки должен опережать эти требования еще в большей степени;

- интеграции, уровни образования на разных ступенях подготовки должны быть сквозными но вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структур по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с обществами, учреждениями культуры и т. д.

Общий процесс социально-экономических преобразований в стране создал благоприятные условия для обновления содержания дошкольного образования. Возникла острая необходимость переосмысления сущности участия педагогов в инновационном процессе и внесение коррективов в их профессиональную переподготовку.

Положительно то, что нововведения в дошкольных образовательных учреждениях разрабатываются в стенах самих дошкольных образовательных учреждений. В этом случае педагогов-практиков ориентируют на творческий подход к передовому педагогическому опыту, что позволяет им понимать его идею, технику, выделять признаки всеобщего, особенного и единичного. Но педагоги дошкольных образовательных учреждений при этом должны со вторых ролей перейти на отношения равного партнерства с кафедрами, лабораториями педагогики и психологии дошкольной. Только лишь в этом случае система образования и, в частности, ее первая ступень не только не будет отставать от социально-экономических изменений, но и сама обеспечит эти изменения. Таким образом, акцент в подготовке и переподготовке педагогических кадров для инновационной деятельности приходится на формирование их научно-педагогического сознания. Ведущим направлением в повышении квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день должна стать их научная подготовка, которая прямо влияет на профессиональные успехи, а педагогическая работа может быть расценена как научная деятельность в стенах дошкольных образовательных учреждений. Возникает необходимость сочетания педагогом инновационного образовательного учреждения функций воспитателя и функций ученого (что позволяет ему самому находить болевые точки, предлагать идею, разрабатывать методики их трансформации на основе долгосрочного прогноза последствий таких изменении). О значимости сочетания вышеперечисленных функций высказывался замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную однообразную повинность, ввалите каждого учителя на счастливую тропинку исследования. Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя».

Достаточно хорошая научно-педагогическая подготовка специалистов в области дошкольного образования позволит расширить диапазон их профессионального интереса - от сугубо методической литературы до новых данных психолого-педагогических и социальных исследований. А также педагоги, ставшие па путь инновационной деятельности, будут способствовать внутреннему преобразованию системы обучения и воспитания, что может гарантировать ее постоянное самосовершенствование и развитие.

Совершенно очевидным является необходимость научно методического обеспечения учреждений дошкольного образования Ставропольского края, вступивших на путь инновационного развития.

Реалистически оценивая программы образовательных структур в соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании», поиски путей конкурентно способной образовательной структуры, разрешающей существующее противоречие и проблемы, коллективы детского сада № 38 и школы гимназии № 25, детского сада № 1 и средней школы № 1 г. Ставрополя совместно с СГУ создали учебно-научный комплекс, интегрирующий все его подсистемы образования, реализующие госстандарты.

Таким образом, совершенствование программно-методического обеспечения сферы дошкольного образования должно строиться путем развития связей дошкольных учреждений с институтами культуры (театры, музеи и пр.). Для этого необходимо разработать правовые и организационные механизмы, обеспечивающие функционирование дошкольных учреждений как открытой системы и создание заинтересованности специалистов и деятелей культуры с целью их привлечения в систему дошкольного образования.

Кардинальных изменений требует система информационного обеспечения - создание сети информационной службы, которая позволит сделать научно-практические разработки доступными для их использования.

 

АВТОР: Ковязина В.М.