18.04.2012 7633

Социально-педагогические функции социального творчества студентов вуза

 

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследования Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. А. Реана, Е. А. Степановой, а также в работах Е. М. Никиреева, П. А. Просецкого, В. А. Сластенина, В. А. Якунина накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.

Описывая студенчество в социально-психологическом аспекте, И. А. Зимняя отмечает, что по сравнению с другими группами населения оно отличается «наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации». Усвоенные молодыми людьми в процессе деятельности знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета, а в качестве средства деятельности.

Для характеристики студенческого возраста весьма важно замечание А. В. Толстых: «Нередко молодость воспринимается самими молодыми людьми как, во-первых, своеобразный «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки (от которых, конечно же, никто не застрахован), в-третьих, на недомыслие, и отсюда, как следствие, на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь: мол, молоды еще». Во все времена к этой категории в разных слоях общества относили людей весьма различного возраста. До сих пор в социологической, психолого-педагогической науках не существует единой точки зрения о естественных границах молодежного возраста, адекватных психологическому и физиологическому, социальному возрасту человека. Но представители различных научных школ едины в том, что определение этих границ связано с началом и завершением оформления полноценного самосознания личности молодого человека.

Существенную роль для понимания процесса формирования личности молодого человека, студента играет анализ противоречий, присущих студенческому возрасту. А. В. Толстых определяет следующие противоречия:

Социально-психологические. Противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил студента и строгим лимитом времени, имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. А также противоречия между результатами деятельности студента, проявившимися у него (у нее) индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружающих сокурсников к личности. Вполне возможны противоречия в системе «преподаватель - студент» (не случайно в различных советах студенческой «братии» предлагаются способы взаимодействия с преподавателями в зависимости от их типов, таких как «интеллигенты», «узкие специалисты», «администраторы» и даже «неудачники»). К группе социально-психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.

Дидактические. Противоречия между поступающим через различные источники огромным количеством информации, расширяющей знания молодого человека, и имеющимся ограниченным временем для ее осмысления. Эти противоречия могут привести к поверхностным знаниям и размышлениям студентов. Отсюда логично вытекает следующее противоречие между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Эти противоречия имеют дидактический характер и могут порождать неудовлетворенность результатами учебного процесса, как у студентов, так и у преподавателей.

Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов деятельности студентов вузов (Е. В. Буслова, Ю. Р. Вишневский, И. В. Зимняя, Т. Е. Коровкина, Ю. М. Орлов, А. Е. Подобии, В. И. Слободчиков, Н. Д. Творогова, В. Т. Шапко и др.). Именно мотивы деятельности непосредственно влияют на формирование личности молодого человека. Назовем некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы с коллективистской направленностью (мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса) и личной направленностью (мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы).

Потребность в адаптации к учебному заведению и к деятельности в условиях вуза является актуальной для студентов младших курсов, так как наиболее сложным является именно первый этап вузовского периода. «Он связан порою с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, «входить» в новые условия». Наибольшее количество отчислений студентов из вуза бывает именно в этот период. Поэтому мы говорим о вполне осмысленной цели студента на данном этапе обучения: овладение способами и приемами деятельности, приобретение необходимой системы фундаментальных знаний, овладение социальным статусом студента.

Большое место в молодости занимает общение. В связи этим многие специалисты обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под мотивом аффилиации принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Потребность в общении (мотив аффилиации) существенно влияет на учебную и внеучебную деятельность студентов, либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность процессом обучения в вузе, что подтверждают проведенные исследования.

Еще одним мотивом является познавательная потребность. Она проявляется в том, что молодой человек, поступивший в вуз, желает не просто расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, он стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, пытается понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, создает в своем сознании логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом достижения создает глубокую удовлетворенность процессом обучения в вузе, оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, участие студента во внеаудиторной деятельности.

Мотив достижения является важным мотивационным фактором эффективности учебной и вне учебной деятельности студентов. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим уровнем, это соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое берется человек. Она проявляется также в направленности на достижение дальних целей, в получении уникальных, оригинальных результатов, как в продукте деятельности, так и в способах решения проблемы. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха.

Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Студенты с ярко выраженным стремлением избегания неудачи, как правило, обнаруживают низкую потребность в улучшении достигнутых результатов, предпочитают стандартные способы уникальным методам, боятся творчества. Потребность в избегании неудачи лежит в основе рутинного исполнения деятельности, в основе догматического следования инструкциям, как в молодости, так и в дальнейшей жизни. Такие студенты учатся, как правило, не для того, чтобы получить удовлетворение какими-либо достижениями, а скорее всего для того, чтобы избавиться от неприятностей, связанных именно с неуспехом.

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убеждать. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. Мотив доминирования повышает эффективность деятельности студента, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом достижения.

Студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью. В период молодости деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах. Студенчеству присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Основной деятельностью является либо профессиональная учеба, либо трудовая деятельность, либо то и другое вместе. Благодаря этим деятельностям молодые люди осваивают нормы профессионально-трудовых умений, а также отношений между людьми (деловых, личных и др.). Этот возраст характеризуется временем, когда вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. Молодость - важный этап развития умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает. Развитие интеллекта и молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и творчества при создании чего-то нового. Главная цель молодого человека, как подчеркивает А. В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития личности.

Согласно схеме периодизации возрастов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. В. Эльконина, именно в молодости, когда складываются способности к свободному мышлению - и самостоятельности, «творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью». Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям; предполагает снятие различных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и т.п. Не случайно прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи, усвоенные студентами знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование. Именно в молодости человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен, инициативен.

Многочисленные исследования, посвященные изучению творчества, свидетельствуют о том, что этот вопрос во все времена рассматривался лучшими умами человечества (Аристотель, Платон, Д. Гартли, И. Кант, Я. А. Каменский, а также Н. А. Бердяев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, П. Л. Лавров, Н. С. Лейтес, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, В. С. Соловьев, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие), но единого понимания, что же такое «творчество», нами не обнаружено. До сих пор сохраняется многозначность толкования понятия «творчество». Повторяемость отдельных понятий многочисленных определений творчества рассматривается как выражение единства научных воззрений их авторов, а различия являются показателем богатства понятия «творчества», его многоаспектности и неисчерпаемости. При этом выделяются определения в философском, психологическом, педагогическом, художественном, эстетическом и техническом аспектах.

Анализ философской литературы позволил нам определить круг философских идей, являющихся методологической основой рассматриваемой проблемы. Начиная с Платона, развивается учение, в соответствии с которым творчество представляется как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В концепциях И. Канта, Ф.В. Шеллинга и других философов мы находим важные для нас идеи о связи творческой деятельности с продуктивной способностью воображения. В философских учениях необходимо выделить в ряду других мысль о связи бессознательного и сознательного в творческой деятельности, «гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, но этот объективный бессознательный процесс протекает в субъективности человека и опосредован его свободой».

Творчество рассматривается как совокупность сущностного, процессуального и личностного компонентов, обусловливающих появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью.

Необходимой предпосылкой творчества многие авторы (В. С. Библер, А. Буш, В. И. Рузавин и др.) считают глубоко заинтересованное отношение личности к своей эпохе, умение распознать ее назревшие проблемы в контексте конкретных (социальных, познавательных, профессиональных, житейски-практических) ситуаций. В итоге творческого действия человек узнает нечто новое не только о внешнем мире, но и о самом себе: «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется». Многие ученые определяют тесную взаимосвязь творчества и самореализации, становления личности: «Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только он сам, собственными силами может придать смысл своей жизни». Для нашего исследования является важным вывод философов о том, что творчество является видом целенаправленной активности.

Особо отметим, что в философии в различные исторические эпохи сущность творчества рассматривалась как непрерывное рождение нового, возникновение новых образцов и переживаний. Творчество характеризуется как противоположность механической деятельности (Бергстон, Н. А. Бердяев, Дж. Дьюи и др.). Для нас представляется важным вывод философов (Ф. А. Батурин, В. И. Данилов, С. Каган, В. Е. Шаров, Е. А. Якуба и др.) о том, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату) и общественно-исторической уникальностью.

Психологический аспект изучения феномена творчества (А. Н. Леонтьева, В. П. Полонского, И. С. Сумбаева, П. М. Якобсона и др.), его условий, факторов, механизмов проявления начался как в России, так и за рубежом сравнительно недавно, на грани XIX-XX столетия. Главной целью исследований было описание ситуаций, в которых «идея, воплощаемая сознанием в определенные формы, всплывает в сферу сознания помимо вели творящего человека» (М. Г. Ярошевский). А. А. Мелик-Пашаев рассматривает творчество как «результат потребности в выражении своего внутреннего мира». Деятельность человека является творческой, даже если ее результат обладает только субъективной новизной, то есть является новой для этого человека. И. А. Затуленьев, говоря о феноменологии творчества, подчеркивает, что необходимым условием творчества является окружающая человека социальная среда: «чем она разнообразнее, тем успешнее развивается творчество». Рассматривая факторы творчества, М. А. Блох непременным условием творчества считает «не только замысел, не только случай, а умение наблюдать факты, рассматривать явления со всех точек зрения». Представители многих философских (В. С. Библер, А.Буш, В. И. Рузавин и др.), психологических (Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу, Л. М. Тряпицына и др.) и педагогических (П. Н. Андрианов, И. П. Волков, В. Д. Максимова, и др.) направлений занимались изучением природы творчества и внесли значительный вклад в разработку этой проблемы. В последние годы увеличилось количество исследований, в которых прослеживается комплексный подход к проблеме творчества с позиции различных научных областей (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. В. Петровский, М. А. Холодная и др.).

Обращение к проблемам творчества позволило К. Роджерсу установить, что знание закономерностей в социальных отношениях и межличностных контактах важно для понимания творческого саморазвития личности человека. На мотивацию творчества оказывает влияние мнение группы сверстников, родителей и педагогов. Немаловажен мотив самоутверждения. Существенно повышает мотивацию творчества удовлетворение, получаемое от решения творческих задач. Творческое решение появляется после серии неудачных попыток, когда человек или отказывается от продолжения поисков (тогда он нуждается в помощи со стороны другого), или в его голове неожиданно, как озарение, появляется нужная идея. Многие авторы трактуют творчество как одну из форм социальной деятельности, направленной на преобразование и развитие окружающего мира, общества, при этом критерий общественной значимости для личности, осуществляющей преобразование, имеет решающее значение в творческих актах.

На основании проанализированных работ мы можем выявить некоторые обстоятельства, общие для всех видов творчества. Основываясь на идеях Ф. Ю. Левинсона-Лессинга, мы представляем процесс творчества как алгоритм деятельности, состоящей из трех элементов: накопление фактов путем исследований и экспериментов; возникновение идеи; проверка и развитие идеи.

В своем исследовании Т.Ф. Асафова выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план:

- творческий процесс;

- продукт творчества;

- субъект творчества;

- среда, в которой осуществляется творчество.

Следует отметить, что понятие «творчество» включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, творчество - это деятельность по созданию продукта, получению нового результата (Т. Г. Казакова, Т. В. Кудрявцев, 10. А. Полуянов, С. Л. Рубинштейн, К. В. Тарасова, Г. В. Урадовских, М. Г. Ярошевский и др.). Во-вторых, это процесс достижения результата (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Ю. Н. Кулюткин и др.), в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности.

Проанализировав различные концепции, трактующие творчество, основываясь на идеях, отраженных в работах Л. К. Когана, мы выделяем два аспекта творчества, неразрывно связанных между собой: внутренний и внешний.

Внешний аспект творчества, творчество как обогащение культуры, как создание общественно-значимых ценностей. Характеризуется действием человека, приводящим к рождению нового объекта. При этом творчество рассматривается как критерий новизны по отношению к продукту деятельности (Л. Л. Терстон, Е. П. Торранс); как процесс, выдвигающий определенные требования к личности, среде, продукту творчества (Я. А. Пономарев, Т. Рибо, Е. К. Спирмен и др.).

Внутренний аспект творчества: творчество как самореализация личности, как ее предметное утверждение в мире, как реализация ее способностей и талантов. Описывает развитие и изменение личности в процессе творческой деятельности. При этом творчество выступает механизмом развития, как взаимодействие, ведущее к развитию (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин и др.).

Обращение к научным трудам В. И. Ленина, А. Ф. Лосева, Р. Оуэна, К. Шубина, а также анализ исследовательских работ Т. Ф. Асафовой, 3. А. Базарбаевой, Т. Д. Базаровой, Н. В. Белобородова, С. Л. Дербичевой, В. Дрозиной, А. Р. Клочко, Э. А. Куруленко и других позволили нам установить, что на сегодняшний день феномен социального творчества чаще всего становится объектом изучения таких наук, как философия, политология и социология, и рассматривается в связи с социальными отношениями. В философии (С. А. Дербичева, А. Н. Миннулин) социальное творчество определяется как неуправляемый естественный процесс создания людьми новых форм социальных отношений. Ю. А. Чижова в своем исследовании отмечает, что политология рассматривает феномен социального творчества как предоставление обществу новых, оригинальных форм самопрезентации - это «творчество масс», которое в крайней степени своего выражения становится революцией. Представители социологической науки (Н. Н. Белякович, Л. Муравьев) описывают социальное творчество как общественную самодеятельность и способ существования общественных организаций, что проявляется в жизнедеятельности общественных объединений.

Р. Оуэн заложил основы современного понимания социального творчества, определяя его как ненасильственное создание людьми новых форм организации собственной жизни в соответствии со своими собственными предпочтениями. Р. Оуэн был принципиальным противником насилия. Он считал, что новые отношения нельзя навязывать силой, нужно показывать пример более справедливой и рационально организованной жизни. Р. Оуэн отмечал: «...не надо сокрушать существующий социальный порядок. Надо проводить свои преобразования в экспериментальной колбе и исключительно на добровольцах. А когда окружающие увидят, как хорош этот новый мир, они объединятся по примеру первопроходцев». Первоначально Р. Оуэн был привержен идее о том, что изменение социальных отношений быстро изменит и человека. Он пришел к убеждению в пластичности человеческой природы, в ее изменчивости под влиянием условий среды. «Недостаточно объяснить человеку «правду». Давление социальных условий окажется сильнее «правильных» идей. Человек должен иметь возможность действовать в соответствии с нормами гуманной морали, этому должна содействовать социальная среда. Важно только не забывать, что и обратное верно - какими бы ни были социальные формы, привычки и моральные нормы, «предрассудки» и представления людей будут тянуть в свою сторону. Инерция общественного процесса таится и в социальных отношениях, и во внутреннем мире людей».

Первой среди общественных функций социального творчества следует назвать функцию преобразования. Основная функция социальной системы состоит в преобразовании окружающей среды, и самой себя. Данная функция выполняется в определенных условиях - это естественная (существующая по своим объективным закона) природа, «вторая природа» (искусственная, измененная человеком среда) и постоянно изменяющаяся социальная система, состоящая из целеустремленных (обладающих собственными целевыми интенциями) подсистем и элементов (групп отдельных людей). Разработка данной функции осуществлялась в работах О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, где выводится идея социального движения как прогрессивного изменения. Вообще социальные преобразования, социальная инноватика являются залогом прогрессивного развития, но требуют определенного баланса с сохранением существующего порядка вещей, в противном случае наступает хаос.

Сегодня многие авторы связывают позитивные социальные преобразования, и прежде всего движение к гражданскому обществу, с деятельностью так называемого третьего сектора - неправительственных некоммерческих общественных объединений и организаций. Становясь своеобразными посредниками между интересами государства и личности, НКО действуют в рамках реализации социальных проектов и преобразуют окружающую социальную среду.

Одной из функций социального творчества, направленных на общество, является коммуникативная функция. Термин «коммуникация» (от лат. communicatio - делаю общим, связываю) используется как научный с начала XX в. В современной трактовке коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам, при помощи различных коммуникативных средств. Современные когнитивные практики, отмечает В.В. Василькова, меняют акцент с индивидуального способа аккумуляции и выработки нового знания на коллективный и полидискурсный, предполагающий знание как результат обмена интеллектуальными ресурсами, как результат межличностной и междисциплинарной коммуникации. Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей, социальное творчество объединяет отдельных людей и социальные группы. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, в которую они входят. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Именно в этом аспекте можно рассматривать такую общественную функцию социального творчества, как коммуникативную.

Третьей функцией социального творчества в общественной системе координат является функция анимации. Термин «анимация» происходит от латинского «anima», т.е. душа, дословно анимация - оживление, одушевление. Одно из мнений: понятие «анимация», заимствованное из французского языка, соответствует отечественному понятию «социокультурное проектирование».

Обычно анимация понимается как стимулирование к участию в общественной и культурной деятельности. В последнее время широко распространилась анимация в местах массового отдыха и лечения. Отдых на курортах преследует не только медицинские цели, но и предоставление насыщенной разнообразными анимационными циклами досугово-развлекательной программы, способной поднять жизненный тонус отдыхающих, удовлетворить их духовные и эмоциональные потребности. Исторически известно, что на популярных курортах Европы и царской России создавались курортные парки и курзалы для развлечения отдыхающих, где давались балы и концерты, устраивались маскарады. В советский период они сохранялись на эстонском курорте Хаапсалу. Повсеместно были приняты танцевальные вечера, просмотры кинофильмов, встречи с известными деятелями культуры, экскурсионные поездки по природным и историческим достопримечательностям.

Технология социокультурной анимации - восстановления утраченных личностью позитивных связей с самим собой, с людьми, с окружающим миром в целом. Социокультурную анимацию трактуют в теории социальной работы как социально-педагогический вид деятельности, направленный на организацию социального взаимодействия лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях их комплексной реабилитации средствами искусства и учреждений культуры. Основной целью анимации является помощь этим лицам в их социокультурной адаптации и интеграции в обычную социокультурную среду.

Педагогический аспект социального творчества представлен в работе Н. В. Белобородова. Автор отмечает, что суть социального творчества заключается в возможности «самостоятельно создать социально значимый проект, стать субъектом деятельности». Всякое творчество становится социальным по своей сути только тогда, когда действие личности выходит за пределы удовлетворения своих потребностей и интересов и выражается в социально значимой деятельности, направленной на реализацию целей, стоящих перед данной социальной группой (социумом) или обществом. Социальное творчество отличается от индивидуального тем, что направлено на общественные отношения и не может осуществляться без согласования интересов всех вовлеченных в этот процесс людей. Многоаспектность подходов к изучаемому феномену позволила сделать выводы о том, что социальное творчество - это специфический способ жизнедеятельности определенного сообщества людей.

Теоретический анализ научной литературы (трудов О. С. Газмана, И. П. Иванова, В. Т. Кащенко, А. Г. Кирпичника, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, О. Ф. Рожковой, Р. В. Соколова, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого, С. В. Шубинского и др.) позволил уточнить понятие «социальное творчество». Это творчество, в основе которого лежит изменение отношений, преобразование окружающей социальной сферы, «самостроительство личности в процессе работы на пользу людям».

О. Ф. Рожкова подчеркивает, что «социальное творчество предполагает постоянную установку на необычность, не тривиальность предлагаемых идей, решений, действий, выбор наиболее перспективных из конечного продукта практического и умственного труда, а также своих возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметно-преобразующей деятельности».

В энциклопедии коллективных дел И. П. Иванова социальное творчество определяется как взаимодействие детей и взрослых, которые «вместе создают то, на что способны, обустраивают мир по своему разумению, становятся рачительными хозяевами окружающей и собственной жизни». Таким образом, можно сделать вывод, что, участвуя вместе с педагогом и под его руководством в творческом решении общих жизненно-практических задач, воспитанники привыкают относиться к себе и другим людям как к «творцам общей пользы и радости». При этом (как отмечает И. П. Иванов) прогрессивные воспитательные отношения могут существовать в трех формах - наставничество, или разумная (целесообразная) опека, дружеское общение и творческое содружество. Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений в процессе социального творчества будет творческое содружество педагогов и воспитанников.

Субъект социального творчества характеризуется умением и желанием внести что-то свое в существующую систему отношений и критичностью по отношению к ней, стремлением не приспосабливаться. В результате преобразующей, созидательной деятельности он «реализует себя как личность, влияя на окружающих людей и их отношения». Можно охарактеризовать социальное творчество как преобразовательную деятельность, направленную на создание в группе такого рода отношений, которые способствуют развитию каждого, его самосовершенствованию. Наиболее оптимально это происходит в воспитывающих общностях. Таким образом, социальное творчество можно понимать как активную жизненную позицию личности, направленную на созидание, благоустройство окружающей действительности и самого себя.

В современной педагогической практике социальное творчество представлено практически во всех сферах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Основные сферы проявления социального творчества студентов:

- в общественных организациях и объединениях, S в органах самоуправления студентов,

- в индивидуальной деятельности студента, проявляющейся в социальных инициативах,

- в социальном проектировании.

Интересным для нашего исследования представляется тот факт, что такие авторы, как К. А. Абульханова, А. И. Анциферова, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, В. Д. Небылицин, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн и др. рассматривают природу творческой активности как инициативу, внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней деятельности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира.

Понятие «инициатива» (от франц. initiative и от лат. initium - начало, почин) - внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.

Способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости образует личностное качество - инициативность. Умение проявлять и реализовывать собственные инициативы важно для любого человека. От личного вклада человека в общее дело (проявление социальной инициативы) зависит духовное, моральное, материальное благосостояние молодого человека.

Интересным представляется мнение С.С. Гиля, С.В. Тетерского, которые говорят о том, что «социальная инициатива, есть разновидность активности и социального творчества, предпринимаемого лицом или группой людей». Кроме того, в «Энциклопедии коллективных творческих дел» (И. П. Иванов) инициатива рассматривается как разновидность социального творчества: «это не просто добровольная деятельность на благо общества и личности, инициатива - внесение нового в жизнь людей» Это творческое отношение к чему-то сложившемуся, привычному, тому, что другие не замечали или не хотели делать, «а мы взяли и что-то предприняли».

С.В. Тетерский, применяя понятие «социальные инициативы», утверждает, что наиболее продуктивна групповая форма реализации социальных проектов, при которых небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для реализации общего дела. Этот факт подтвержден исследованиями, проведенными автором.

Опираясь на методологию структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), можно обозначить функции социального творчества по отношению к группе. Функция воспроизводства культуры выполняется социальным творчеством по отношению к группе (сообществу) за счет организации - оформления общности, сама по себе организация как форма сохраняет и воспроизводит артефакты культуры. Воспроизводство культуры общности - процесс внутренний, представляющий собой трансляцию культурных конструктов норм, традиций (А. И. Субетто). А. С. Ахиезер отмечает, что сохраняются лишь те культуры, те формы культуры, те культурные ценности, которые нацеливают личность на воспроизводство, сохранение, интеграцию общества. Этот же автор рисует такую схему: «воплощение, воспроизводство некоторого заложенного в культуре идеала, отождествляемого с одним полюсом и противопоставляемого другому».

Функция организации жизнедеятельности реализуется социальным творчеством по отношению к группе в соответствии с описанным К. М. Гайдаром процессом становления из малой группы группового субъекта: «В наших собственных исследованиях на примере студенческих группы мы проследили этот процесс при актуализации таких сфер групповой жизнедеятельности, как совместная деятельность, общение, взаимоотношения» (Гайдар К.М., 1994). Группа становится субъектом лишь через осознание себя и других. Наиболее наглядно осуществление данной функции можно обнаружить на примере продуктивного самоуправления в группе, которое осуществляется в режиме социального творчества.

Третья функция социального творчества по отношению к группе - инновационная. Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Опираясь на известного исследователя промышленных инноваций Й. Шумпетера, можно выделить такие направления инноваций в жизнедеятельности группы, как:

- использование новых схем организации коллективной жизнедеятельности (новые органы самоуправления, принципы создания и работы);

- новые по содержанию виды деятельности;

- новые контакты группы в окружающей среде;

- новые идеи, групповые приоритеты, ценности.

Особое значение для группы имеют инновации с мощными преобразовательными возможностями. Эти инновации радикально изменят способы бытия сообщества, его организацию, а, следовательно, и эффективность реализации группы своих потребностей.

Влияние творческой деятельности на развитие личностных качеств рассматривается в работах Б. В. Зейгарник, О. А. Конопкина, Ю. Н. Кулюткина, Ю. А. Миславского, А. К. Осницког.о, Г. С. Сухобской, А. В. Хуторского и др. Опираясь на мнения этих авторов, мы можем утверждать, что социальная творческая деятельность способствует развитию в том случае, если она не только влияет на становление волевых сфер личности, но и является способом освоения того или иного содержания.

Представители научной школы личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа Е. В. Бондаревской рассматривают воспитание как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение воспитанника в мир культуры, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей и становление его как человека

Таким образом, можно констатировать, что процесс социального творчества, основанный на освоении культурного содержания и приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, способствует не только выработке особого отношения к явлениям окружающей действительности, которое можно назвать творческим, но и обогащению личностного опыта.

Помимо обогащения личного опыта студентов, которым сопровождается их социальная творческая деятельность, в её процессе вырабатывается новые отношения, ценности, смыслы. К. Роджерс писал: «Творчество всегда оставляет след индивида на своем продукте, но этот продукт - не сам индивид или его материалы, а результат отношений между ними. Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой, обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

Синтезируя изложенные точки зрения, мы определяем социальное творчество студентов как процесс, этапами которого являются:

- накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формулирования задачи в процессе взаимодействия с окружающими;

- рассмотрение задачи с разных сторон, построение различных вариантов решений;

- коллективная реализация версий, идей, образов;

- проверка найденных вариантов и их отбор;

- накопление верных вариантов решения задач, ситуаций, противоречий и воспроизведение этих вариантов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, социальное творчество связано с потребностями личности молодого человека. Во-вторых, существуют два подхода к социальному творчеству: по результату - некоему творческому продукту и по процессуальной стороне - механизму творчества. В-третьих, выделяются два аспекта социального творчества: внешний (творчество как обогащение культуры, как создание общественно-значимых ценностей), «внутренний (творчество как самореализация личности, как ее предметное утверждение в мире, как реализация ее способностей и талантов). В-четвертых, выделяется объективное (новое для человечества, дающее социально значимые открытия) и субъективное (новое для конкретного человека) социальное творчество. В-пятых, организация социального творчества связана, прежде всего, с условиями окружающей среды; чем разнообразнее площадки для организации социального творчества, тем успешнее оно развивается. В-шестых, мотивация творчества может быть внутренней (порождается врожденными познавательными и эстетическими потребностями) и внешней (мотивы достижений) и всегда коренится в социальных отношениях и межличностных контактах и диктуется ими. Социальное творчество есть ни что иное, как проявление инициативы в деятельности (возможно только в собственной).

Включение в процесс социального творчества происходит в процессе создания новых (собственных) образцов культуры, норм общения и деятельности. Система вуза предоставляет молодому человеку, богатое разнообразие связей и отношений и возникающих из них форм общения и интеракций. А. Ф. Меняев отмечает, что социальное взаимодействие ведет к присвоению социального опыта, человек «в процессе культурного контакта осваивает предлагаемые ему новые культурные ценности и нормы». Однако существует ряд условий социального взаимодействия: положительная мотивация, ориентация на сотрудничество, участливое общение М. И. Бобнева и Э. А. Орлова отмечают также, что процессы межличностного взаимодействия между людьми являются в известном смысле, миниатюрными аналогами взаимодействий между сообществами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их социального опыта. Исследователи (М. И. Бобнева, А. А. Бодалев, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Э. А. Орлова, К. К. Платонов, В. А. Ядов) отмечают, что в основе социального опыта лежат способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Известно, что социальные отношения - фонд не только положительной, но и негативной психической компенсации, но без него невозможно становление личности человека. Лишь через эти отношения, связи и формы человек черпает как стихийно, так и сознательно условия своего развития и приобретает некий социальный опыт.

А. В. Мудрик, характеризуя социальный опыт, определяет его как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления, деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок».

Социальный опыт как «совокупность ценностей и установок личности, сложившаяся в результате взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром в экономической, политической и духовной сферах его жизнедеятельности», предлагает понимать М. И. Рожков. Описывая социальный опыт, Б. В. Куприянов предлагает понимать его как «совокупность форм осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей». Л. В. Мардахаев дает категории «социальный опыт» такое определение: «опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном».

В своем исследовании И. В. Протасова рассматривает социальный опыт в двух формах: объективированной, как опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, традициях, обычаях, правилах, нормах поведения и т.п.; индивидуализированной, как опыт участия личности в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, сказывающихся на ее понимании, отношении к различным явлениям, определяющих содержание установок, знаний, уровень развития умений и навыков.

Характеризуя социальный опыт, мы опираемся на определение, которое дает А. В. Мудрик, и станем понимать социальный опыт как опыт осуществления любой социально значимой деятельности через социальное взаимодействие людей, что приводит к интериоризации и эсктериоризации ценностных ориентации и социальных установок. И в этом случае социальное творчество для человека - это процесс, способствующий осуществлению любой социально значимой деятельности по преобразованию окружающей среды через социальное взаимодействие людей, в результате которого происходит интериоризация и экстериоризация ценностных ориентаций и социальных установок индивида.

Таким образом, обобщив ведущие идеи, выработанные в рамках; гуманистической философии, психологии и педагогики, мы рассматриваем социальное творчество студентов:

- как деятельность, направленную на поиск оригинальных решений в нестандартных ситуациях;

- как процесс осуществления любой социально значимой деятельности по преобразованию окружающей среды и созданию уникального продукта;

- как способность анализировать, обобщать и использовать на практике свой жизненный опыт;

- как способ получения определенного социального опыта через социальное взаимодействие с окружающими.

При характеристике социального творчества мы предполагаем, что влияние социального творчества на студентов вуза можно считать состоявшимся, если: участники процесса нацелены на самосовершенствование, молодые люди в общности создают новые социальные инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней), у студентов наблюдается устойчивый интерес к предлагаемой предметной деятельности и к данному коллективу, имеются конкретные творческие достижения как самого коллектива, так и отдельно взятой в нем личности.

Анализ представлений о сущности и возможностях социального творчества позволяет определить три группы функций (по отношению к обществу, к воспитательной организации, к личности).

Социальное творчество во внеаудиторной деятельности студентов вуза по отношению к обществу выступает средством:

- преобразования (внесения позитивных изменений в окружающую социальную среду за счет реализации инициатив студентов);

- коммуникации (обеспечения и развития сети социальных отношений, информационного обмена и взаимодействия между субъектами социальной среды);

- анимации (повышения интенсивности, личной значимости и привлекательности межличностных отношений в окружающей социальной среде).

По отношению к воспитательной организации социальное творчество студентов во внеаудиторной деятельности содействует:

- воспроизведению культуры воспитательной организации (сохранению ценностей, норм, традиций);

- организации жизнедеятельности воспитательной организации (поддержанию структуры деловых и межличностных отношений);

- инновации в жизни воспитательной организации (прогрессивным изменениям в деловых и межличностных отношениях, совместной деятельности и организационной культуре).

По отношению к студенту вуза социальное творчество во внеаудиторной деятельности может реализовывать:

- аксиологическую функцию (освоение учащимися ценностей, дозволяющих реализовать себя в сфере социальных отношений (воспитание самостоятельности, ответственности, эстетичности, креативности, ценности «Другого» как равноправного партнера и созидательного отношения к окружающей социальной действительности), которое происходит в процессе включения молодого человека в общность, самореализации в социальной группе и организации);

- ориентационную функцию (предоставление возможностей молодому человеку в сознательной ориентации по отношению к социальным ролям в процессе совместной деятельности; ориентация возможна в следующих аспектах: уточнение представлений о себе как субъекте преобразования действительности, о себе как участнике актуализирующего взаимодействия, о собственном уровне развития организаторских способностей, о наличном собственном лидерском потенциале);

- операционную функцию (формирование способов мышления и соответствующих способов поведения (проявление субъектной позиции, реализация собственного лидерского потенциала), освоение способов практического решения различных задач социального взаимодействия, направленных на взаимовыгодное сотрудничество, и умений организации совместной деятельности).

Социальное творчество, как таковое, основывается на потребностях студентов в самореализации, самоутверждении, достижении, поиске смысла жизни и групповой принадлежности. Стихийное социальное творчество является фактором социализации студентов, причем может быть как позитивно направленным, так и негативным, деструктивно-разрушительным. Конкретными формами проявления социального творчества являются общественно-политическая деятельность молодежи, социальные акции, а также молодежные субкультуры, секты и прочее.

На основе анализа изученной литературы, мы можем говорить об особенностях процесса социального творчества студентов вуза:

- в процессе социального творчества студентов в условиях вуза соединяются различные виды предметного творчества (художественного, технического, литературного и т.д.), происходит процесс со-творчества, совместной деятельности коллектива людей, преподавателей, студентов, в которой участники процесса выступают как равные партнеры;

- субъект социального творчества ориентирован на решение социальных проблем, переносит заказ из социума в свою деятельность, предлагая творческую формулу решения задач на ценностном уровне. Для субъекта социального творчества важной характеристикой является заинтересованное отношение к своей эпохе, умение распознать ее проблемы в контексте конкретной социальной ситуации. Движущая сила процесса социального творчества для студента - мотивация, воля, инициативность, творческая активность, творческий подход к решению появляющихся задач, уверенность в своем успехе;

- результатом процесса социального творчества является не только объективно новый и общественно признаваемый продукт, но и сам опыт успешной совместной творческой деятельности, внутренний опыт, который может быть перенесен на другие сферы деятельности (обучение, общение и т.д.). Результат процесса, во-первых - личность, мотивированная на самосовершенствование, с активной позицией в решении социальных проблем, во-вторых - преобразование окружающей среды;

- среда, в которой осуществляется социальное творчество, предполагает оптимистическое восприятие совместной деятельности ее субъектами, поисковый характер деятельности, особые гуманистические отношения между участниками процесса.

 

АВТОР: Козырева Т.В.